общее понятие, развитие, критерии их классификации, примеры
Содержание:
-
Что такое способности человека и откуда они берутся
- Происхождение и их структура
- Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
-
Как развивать способности
- Уровни развития способностей
Содержание
-
Что такое способности человека и откуда они берутся
- Происхождение и их структура
- Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
-
Как развивать способности
- Уровни развития способностей
Что такое способности человека и откуда они берутся
Определение
Способности — это совокупность врожденных и приобретенных качеств человека, обеспечивающих его успешность в том или ином виде деятельности.
Большой вклад в изучение психологии способностей внес отечественный ученый Борис Теплов
. Он выделял 3 главных компонента в понятии «способность»:- Отличия. Способности — это индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Свойства и качества, в которых люди примерно равны, не считаются способностями.
- Успешность. Способностями могут называться только те специфические качества личности, которые способствуют успешному выполнению одного или нескольких направлений деятельности.
- Способности не равны навыкам. Способности нельзя сводить к опыту, приобретенному человеком в конкретном виде деятельности. Знания, умения и навыки могут приобретаться, даже если у человека нет предрасположенности к данной сфере.
Критерии наличия у человека способностей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления).
- быстрота — выражается в более высокой скорости овладения новой информацией и меньшим временем, необходимым для выполнения деятельности;
- легкость — при прочих равных условиях человек выполняет профессиональные задачи с меньшими усилиями, чем другие люди;
- успешность — человек более успешен в конкретной сфере, чем остальные;
- оригинальность — проявляется в генерировании неожиданных, новых, нестандартных идей и их воплощении.
В разных видах деятельности необходимы различные виды способностей.
Примеры по профессиональным сферам применения:
- тонкий музыкальный слух и хорошая музыкальная память — у певцов, дирижеров, музыкантов;
- умение видеть множество цветовых оттенков, пространственное воображение — у художников;
- эмоциональная память, наблюдательность — у писателей;
- коммуникативные способности, эмпатия, социальный интеллект — у педагогов.
Происхождение и их структура
Взгляды на сущность способностей человека в значительной мере различаются. Большая часть споров вызваны разным пониманием, какие факторы являются доминирующими в формировании и развитии способностей.
- Биологические или генетические. Ряд исследователей предполагает, что способности в большей степени определяются биологическими или генетическими факторами. В качестве доказательства данной версии обычно приводят биографии гениальных музыкантов. Моцарт проявил талант к музыке уже в трехлетнем возрасте, а с 5 лет уже самостоятельно сочинял музыкальные произведения. В роду Бахов было около 60 музыкантов, многие из которых были очень одаренными, а
- Социальные. Многие ученые полагают, что в большей мере на успешность человека влияют социальные факторы, в первую очередь воспитание и образование. В XVII веке английский мыслитель Джон Локк провозгласил, что человеческий разум — это «tabula rasa», то есть «чистая доска», на котором можно записать все что угодно. Его идеи развил французский философ XVIII века Клод Гельвеций, утверждавший, что гениальность можно сформировать посредством воспитания.
- Роль волевых усилий и самоорганизации. История знает немало примеров, когда человек, не имеющий с детства предрасположенности к тому или иному виду деятельности, добивался потом в ней больших успехов. Так, косноязычный и болезненный Демосфен развил в себе гениальные ораторские навыки. Один из основателей абстракционизма Василий Кандинский начал карьеру художника в 30 лет.
В настоящее время большинство отечественных психологов признает, что способности формируются на протяжении всей жизни человека, но при этом подчеркивают, что появляются они не на «пустом месте». Развитию способностей предшествует наличие задатков.
Определение
Задатки — врожденные особенности функционирования нервной системы, имеющие физиологическую основу.
Пример: у музыкантов имеется врожденная высокая чувствительность рецепторов органов слуха.
Существуют разные схемы структуры способностей.
По мнению отечественного психолога
- функциональных;
- операционных;
- мотивационных механизмов.
С этой точки зрения развитие способностей заключается в развитии данных механизмов.
Американский психолог Роберт Стернберг выделял в структуре 2 основных компонента:
- вербальный интеллект — выражается в речи, словарном запасе, эрудиции, умении понимать прочитанное;
- практический интеллект — умение добиваться конкретных поставленных целей.
Английский психолог Чарльз Спирмен предлагал в структуре способностей выделять групповые факторы интеллекта:
- арифметические;
- механические;
- лингвистические.
Американский психолог шведского происхождения, один из основателей психометрии, Луис Терстон разработал 12-факторную модель структуры интеллекта. В ее основе лежат психические качества человека, такие как:
- скорость восприятия;
- числовой фактор;
- ассоциативная память;
- речевая беглость и др.
В широко распространенной в США модели Джоя Пола Гилфорда 120 факторов. Это трехмерная модель, которая графически рисуется с помощью компьютерных программ. В ее основе лежит схема:
- стимул;
- латентная (скрытая) операция;
- реакция.
Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
Используется большое количество классификаций способностей.
По широте применения:
- Общие — используются во всех видах деятельности. Примеры: речь, память, интеллект.
- Специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности.
Общие способности в свою очередь делятся на:
- элементарные — способность к психическому отражению действительности, восприятию;
- сложные — способность к обучению, труду, игре и др.
В зависимости от происхождения выделяют:
- природные — генетически обусловлены и напрямую определяются имеющимися анатомо-физиологическими задатками;
- специфически человеческие — обусловлены социализацией и обеспечивают развитие личности в общественной среде.
Перечень по сферам применения:
- математические;
- лингвистические;
- музыкальные;
- художественные;
- спортивные;
- организационные;
- коммуникативные;
- театральные;
- инженерно-технические и др.
По уровню реализации:
- потенциальные — не использующиеся, но способные проявиться при создании подходящих социальных условий;
- актуальные — уже реализующиеся в конкретной деятельности.
По психическим функциональным системам:
- сенсомоторные — восприятие внешних явлений мира по их основным характеристикам (форма, цвет, размеры и др.) и адекватная двигательная активность;
- мнемические — успешность запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
- имажитивные — развитость воображения;
- перцептивные — чувственное восприятие окружающего мира;
- аттенционные — умение концентрировать и распределять внимание;
- коммуникативные — успешность во взаимодействии с другими людьми.
Как развивать способности
Способности нельзя свести только к одному врожденному качеству. Это комплекс компонентов, обеспечивающих успешность в освоении какой-либо деятельности.
Например, в структуре математических способностей выделяют следующие компоненты:
- логика;
- склонность к быстрым и широким обобщениям;
- формализованность восприятия;
- гибкость мышления в математической сфере;
- рациональность;
- математическая память.
Способности необходимо развивать с раннего возраста.
Схема развития способностей:
- Определение врожденных задатков, склонностей ребенка. Для этого используют наблюдение, тестирование, опытную деятельность, помощь психолога.
- Игра. Ведущим типом познания мира в дошкольном возрасте является игра. В игровой деятельности ребенок моделирует «взрослый мир», примеряет на себя разные роли, осваивает разнообразные виды познавательной и двигательной активности.
- Этап роста. После того, как выявлены основные задатки, необходимо создать условия для их развития. Это реализуется с помощью разнообразной сети образовательных учреждений через выбор школы, учителя, секции, кружка, театральной студии и т. д. Важно и в семье поддерживать благоприятную среду для развития детской одаренности: психологическая поддержка, материально-техническое оснащение, правильный подбор литературы и других обучающих ресурсов.
- Этап мастерства. Если ребенок под руководством родителей и педагогов проделывает систематическую работу по развитию способностей, то к определенному моменту он достигает высокого уровня мастерства. Это выражается в победах на конкурсах и соревнованиях, в общественном признании. Очень важно не остановиться на этом этапе, а продолжать самосовершенствоваться. Если к данному этапу ребенку не привили навыки самообучения и самоорганизации, то в последующем он может забросить тот вид деятельности, который так успешно осваивал в детстве.
- Этап профориентации и профессионального роста. Важно не просто развить способности, но и найти им практическое применение. Это происходит на стадии вхождения человека в профессию. На этом этапе ведущую роль играет труд и терпение. Многие одаренные люди не реализуют свои способности из-за недостаточных усилий по практической реализации в конкретном виде деятельности.
Уровни развития способностей
Обычно используется 2 схемы по уровню развития способностей.
По преобладающему типу мышления:
- Репродуктивный — воспроизводящий уровень. Способности реализуются в рамках выполнения деятельности по заданному образцу. Блестяще освоив технику, приемы, азы своего дела, человек становится профессионалом. Он мастерски конструирует здания или виртуозно исполняет музыку, но при этом следует установленным рамкам и шаблонам. Большинство людей развивает способности только до этого уровня.
- Креативный или творческий — этот уровень развития предполагает наличие у человека творческого мышления. С его помощью делаются научные открытия, придумываются технические изобретения, создаются авторские музыка и картины.
По степени способности к творчеству:
- Одаренность — это потенциальная способность к достижению успеха в каком-либо виде деятельности за счет наличия определенной психической предрасположенности и задатков. Одаренность часто проявляется в раннем возрасте, когда дети обнаруживают сильную тягу к тем занятиям, к которым они способны. Например, некоторые из них могут часами рисовать, другие — играют с цифрами или очень рано осваивают чтение, предпочитая книгу игре. Например, первая в мире женщина, ставшая профессором математики, Софья Ковалевская с юных лет рассматривала формулы и вместо обычных для девочек занятий решала математические задачи.
- Талант — под талантом обычно понимают сочетание способностей с их успешным применением в конкретной творческой деятельности. Реализация таланта зависит не только от врожденных задатков, но от долгого и кропотливого труда. Например, автор всемирно известной картины «Явление Христа народу» Александр Иванов делал сотни набросков и этюдов к своим картинам.
- Гениальность — проявляется в степени воздействия не просто на отдельных людей, но на целую эпоху. Гениальные личности создают новые направления в науке и искусстве, заставляют пересмотреть устоявшуюся картину мира. Гением были Александр Пушкин, стоявший у истоков русского литературного языка и создавший целую галерею национальных образов. Гениальные открытия Альберта Эйнштейна изменили представление о времени и пространстве. Универсальным гением был Леонардо да Винчи, создавший не только уникальные картины, но и технические изобретения, опередившие эпоху.
Талантливые и гениальные люди творят с помощью вдохновения. Это особое психическое состояние человека, для которого характерны:
- ясность мысли;
- высокая производительность;
- обостренность чувственного восприятия;
- интенсивность протекания всех мыслительных процессов;
- творческий подъем;
- проникновение в глубину вещей;
- кратковременность.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Поиск по содержимому
Что такое задатки и способности человека в психологии?
Какие способности есть у человека?
Определение
Способности – это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой-либо деятельностью.
Человек является одним из самых сложных объектов в психологии, его развитие и формирование – одна из самых важных и сложных тем в психологии. Нет четкого определения способностей.
Подразумевается, что человек обладает способностями к определенной сфере жизни или же к определенному виду деятельности. К примеру, в качестве примера можно привести человека с хорошим бухгалтерским образованием, которому легко даются математика и иностранные языки. Но если сравнивать его с другими людьми, то можно заметить, что некоторые хуже владеют данным навыком, то есть не показывают свои способности в одинаковой степени. По мнению психологов, это понятие можно определить, как доступный потенциал человека, который человек может развить для достижения лучших результатов.
Виды способностей и задатков
Иногда родители рассказывают о своих детях, как о тех, у кого есть какие-либо способности. Дети могут лучше рисовать или быть более развитыми физически по сравнению с другими детьми в этом возрасте. Когда родители хвалятся достижениями, они испытывают гордость за своего ребенка.
Большинство способностей человека связывают с талантом или же одаренностью. С учетом того факта, что ребенок уже имеет определенные навыки и умения, которые он приобрел благодаря помощи взрослых, это вполне оправдано, ведь через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять некоторые действия, а также развивать свои навыки. Например, ребенок любит рисовать. Если регулярно отводить его на занятия в художественную школу, то это может привести к тому, что он станет одаренным ребенком.
Если рассматривать достижения какого-либо талантливого человека как результат его деятельности и осуществления самого процесса этой работы, то это будет являться результатом сложения психоневрологических особенностей с осуществлением самой деятельности, связанной с человеком. Это объясняется тем, что они постоянно отвлекаются на посторонние вещи, а также их рассеянностью и отвлеченностью. В случае необходимости, они могут довольно быстро мобилизовать свои силы, для того, чтобы добиться высоких результатов в сфере своего таланта.
Способности проявляют свою внутреннюю природу и генетическую предрасположенность человека. И, развитие этих навыков крайне важно.
Не совсем верно говорить о способности человека научиться рисовать, если он не занимался обучением и навыкам рисования, так, как только в процессе систематического обучения этому делу человек узнает всю правду об их наличии или отсутствии. Значит, лишь совершенствуя те качества, которые присущи от природы, можно добиться высоких результатов.
Сущность и понятие задатков
Под задатками в психологии подразумевают предпосылки к развитию способностей.
На формирование задатков влияет нервная система и особенности нервной системы, которые выступают основой для формирования тех или иных способностей. Определяют два вида задатков:
- У человека с рождения есть врожденные, присущие ему качества.
- Приобретенные, которые обусловлены социальным развитием человека. Они могут быть приобретены только с помощью постоянного развития. Примером может послужить необходимость в знании элементарной математики, чтобы понять высшую.
В психологии индивидуальных различий исследуется развитие способностей от имеющихся задатков. Ответ на этот вопрос зависит от того, как человек развивается и какие у него задатки. Психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Например, А. Анастази считает возможным, что множество сложных взаимодействий между наследственностью человека и его окружающей природой порождают индивидуальные различия в способностях этих людей. Именно наследственность влияет на способности людей.
После того как ученые начали изучать способности человека, возник следующий вопрос: что представляют собой врожденные и природные задатки с точки зрения их физиологической основы. В настоящее время, в связи с этим, существует мнение, что наличие или отсутствие задатков зависит от общей или относительной массы мозга человека.
Следовательно, чем больше масса мозга, тем больше шансов у человека на развитие задатков. Тем не менее в действительности эта теория была признана несостоятельным, так как некоторые животные имели большую массу мозга и развитые способности.
А вот другая теория возникновения задатков связала их с строением мозга. В зависимости от сложности и дифференцированности строения головного мозга можно было судить о наличии у индивида различных задатков. Эта теория была достаточно распространенной. После этого, они стали рассматриваться в связке с определенными зонам мозга. Но и эта идея была отвергнута по следующим причинам:
- Не было никаких убедительных доказательств того, что они находятся в определенных участках мозга. Часто наблюдалось проявление одинаковых способностей у людей с разными повреждениями участка головного мозга. Рост определенного участка головного мозга может происходить вследствие различных патологий, возникающих в головном мозге (например, опухоль), а также, тем самым, не свидетельствовать о сложности и дифференцированности его строения.
- Некоторые исследователи связывают способности человека с функционированием головного мозга во всей его совокупности, а не только в отдельных его частях. В частности, теория функциональных органов А. Ухтомского.
Поэтому при изучении способностей и задатков человека следует учитывать наследственность, которая начинает проявляться с рождения. Например, у новорожденных детей-близнецов могут быть как общие черты в поведении, так же и особенности, отличающие их друг от друга. С рождения человек наделен многими качествами, которые впоследствии влияют на его индивидуальность, могут облегчать или затруднять ее формирование. Однако тот факт, что у младенцев вскоре после появления могут обнаруживаться различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует о том, что определенные психические состояния и виды поведения находятся в сфере прямых генетических воздействий.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Интересные факты
Многие ученые считают, что природа человеческих способностей не поддается однозначному определению. Некоторыми из них были высказаны предположения о том, что способности биологически обусловлены природными задатками и полностью зависят от них. Изменить скорость их проявления может только обучение, воспитание.
При этом часто приводят в качестве примера случаи раннего проявления задатков, которые были обнаружены у одаренных детей. Музыкальная одаренность Моцарта выявилась в три года, Гайдна — в четыре, талант в живописи и скульптуре у Рафаэля — в восемь лет, Ван-Дейка — в десять. В качестве подтверждения этих доказательств исследователи приводят родословную выдающихся представителей науки и искусства, демонстрирующие родственные взаимосвязи у выдающихся людей. Бабушка Л. Н. Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка А. С Пушкинского, Анна Сергеевна Пушкина, были сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Гете, Шиллер, Гельдерлин и Гегель, физик М. Планк, имеют одного предка Иоганна Канта, философа XV века.
Интересна в этом отношении родословная семейства немецкого музыканта Баха, родоначальник которого был булочник В. Бах, любитель музыки и пения. В семье Бахов в течение двух веков было около 60 музыкантов, среди них более 20 выдающихся.
В пользу наследственности способностей говорят также имеющиеся многочисленные династии артистов, художников, военных медиков, педагогов. Однако чаще всего говорят о социальной наследственности, где ребенок идёт по стопам своих предков не только из-за наследственной обусловленности, но и потому, что с раннего детства он усвоил и полюбил профессию родителей.
А вот противоположное мнение заключается в том, что особенности психики полностью зависят от качества воспитания и обучения. Дети самых отсталых и примитивных народов, получив соответствующее образование и воспитание с раннего возраста, ничем по сравнению с образованными европейцами не отличаются. Некоторые случаи ранней социальной изоляции приводят детей в состояние «маугли». С точки зрения этого представления у каждого ребенка можно развить любые способности.
По мнению многих исследователей, именно наследственность является ограничением для развития способностей, а их реализацию определяют воспитание и обучение.
При проведении эксперимента по обучению и воспитанию детей с использованием репродуктивных методов, отечественный психолог А. Р. Лурий показал изменения в выполнении творческих конструктивных задач у детей при соответствующем обучении и воспитании, а также отсутствие таковых изменений у другой группы, которая была организована репродуктивными методами. Из пяти пар двухлетних близнецов была создана одна группа. Первая группа создавала модели из мелких деревянных деталей: первая часть просто копировала модель, а вторая получала конструкцию, обклеенную бумагой, и детям надо было подумать, как сделать такую модель. У испытуемых второй группы интеллект оказался выше, чем у испытуемого первой группы.
При этом в качестве конечного результата этой теории было принято предположение, что у каждого человека есть возможность развить любые способности. В рамках данной концепции создаются специальные центры «выращивания» талантливых детей, внушая родителям, что их дети не уступают по интеллектуальному потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспиру, Моцарту и Эйнштейну. При этом жизненный опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать задатки, которые индивидуальны для каждого человека.
В сущности, природные различия между людьми, являются различиями по задаткам, и предпосылкам развития способностей.
Определение
Задатки – врожденные анатомо-физиологических особенности мозга, нервной системы, анализаторных систем, которые обусловливают природные, индивидуально неповторимые различия между людьми.
Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а результатом развития, в процессе которого сами задатки включаются лишь как предпосылки. Особое значение имеет строение нервной системы и структура мозга. Они влияют на развитие способностей к любому виду деятельности. Однако, как утверждают исследования способностей отечественных психологов, в задатках следует усматривать отнюдь не анатомо-физиологические, а психофизиологические свойства, причем те, которые проявляются у человека в самый первый период овладения какой-либо деятельностью.
Это связано с тем, что некоторые качества личности могут повлиять на успешность или неудачу в решении проблем. Особое значение имеют здесь такие психологические характеристики, как собранная и настойчивая.
Имплицитная и само-теория способностей
Имплицитная или само-теория способностей относится к взглядам людей на стабильность и изменчивость личных атрибутов. Утверждается, что существуют две мирские теории: теория сущностей, в соответствии с которой люди считают качества и атрибуты себя или других фиксированными и подобными чертам, и инкрементальная теория, в соответствии с которой качества и атрибуты считаются динамичными и изменчивыми, и которая может быть развитым. Таким образом, люди могут быть описаны как теоретики сущностей или инкрементов в отношении их убеждений о конкретных человеческих качествах. В этой статье обсуждается новаторская работа Кэрол Двек в области разведки. Эта часть работы по существу исследует, как два набора убеждений приводят к принятию разных целей, которые, в свою очередь, приводят к разным результатам в образовательной среде. За этим разделом последует презентация ключевых вопросов и эмпирических результатов в спорте и школьном физическом воспитании, демонстрирующих теоретическую и практическую значимость этой области исследований в области психологии спорта и физических упражнений.
Исследования в области образования: убеждения об интеллекте
Заинтересовавшись, почему дети с одинаковыми способностями реагируют на сложные задачи и неудачи в достижениях совершенно по-разному, Кэрол Двек предположила, что реакция мастерства (характеризующаяся реагированием на вызовы и неудачи с повышенной усилие и решимость добиться успеха) подкрепляется стремлением к целям обучения, которые сами по себе подкрепляются верой в то, что интеллект можно улучшить. Напротив, беспомощная реакция (характеризующаяся реакцией на вызов и неудачи с негативным аффектом и уходом от текущей задачи) подкрепляется стремлением к достижению целей, которые сами по себе подкрепляются верой в то, что уровень интеллекта человека фиксирован. Цели обучения относятся к стремлению развивать компетентность в зависимости от самих себя, в то время как цели производительности относятся к стремлению доказать свою компетентность другим. Таким образом, убеждения и цели объединяются, чтобы создать
означает систему или персональную структуру в настройках достижений, таких как образование. Принятие поэтапного взгляда на интеллект приводит в действие адаптивную (овладеющую) реакцию, при которой дети, независимо от реальных способностей, стараются изо всех сил, ценят прилагаемые усилия и с большей вероятностью реализуют свой потенциал. С другой стороны, принятие сущностного представления об интеллекте приводит в действие адаптивную реакцию только , когда дети уверены в своих способностях. Когда существуют сомнения относительно компетентности, прогнозируется неадекватная (беспомощная) реакция, поскольку дети вряд ли верят в свою способность демонстрировать нормативную компетентность и, таким образом, раскрывают другим отсутствие у них (фиксированного) интеллекта. Считается, что люди не обладают обобщенным когнитивным стилем; вместо этого внутри человека существуют специфические для предметной области рамки. Эта идея привела исследователей к рассмотрению инкрементальной и сущностной точек зрения в физической области и, в частности, к понятию имплицитных убеждений о спортивных способностях.
Исследования в физической сфере: убеждения о спортивных способностях
Первоначальное исследование в области имплицитных убеждений в физической сфере было сосредоточено на юношеском спорте и школьной физкультуре. По сути, исследователей интересовало, можно ли отождествить две теории со ссылкой на спортивных способностей. Таким образом, концепция интеллекта была заменена физической компетентностью в спорте и физкультуре. Чтобы выяснить, были ли процессы принятия цели и результирующие результаты очевидными, как это происходит в классе, необходимо было разработать надежную меру самооценки спортивных способностей. Ранние попытки в этом отношении выявили три компонента, лежащих в основе как инкрементной теории, так и теории сущностей. Что касается пошагового представления, дети и подростки отвечали на вопросы, касающиеся обучения, совершенствования и конкретных аспектов спортивных способностей; что касается представления о сущности, участники ответили на вопросы, оценивающие подарок, стабильность и общие аспекты спортивных способностей. Последующие исследования привели к тому, что подшкалы общих и специфических компонентов способности были исключены. Опросник «Концепция природы спортивных способностей – версия 2» (CNAAQ-2) концептуализирует и измеряет две теории как конструкции более высокого порядка, основанные на представлениях о том, что способности в физкультуре и спорте могут быть изучены и улучшены посредством тяжелой работы (постепенной), и представлениями о том, что способность есть генетический дар и неизменна (сущность). Работа в физической сфере неявно принимает точку зрения, согласно которой самосистемы индивидуумов являются предметно-специфичными и неоднородными в широких сферах жизни (например, отношения, мораль, стереотипы).
Корреляционное исследование
Результаты корреляционного исследования молодых людей, занимающихся спортом и физкультурой, в целом подтверждают теоретическую и эмпирическую работу Двек и ее коллег в сфере образования. Во-первых, психометрическая работа с CNAAQ-2 подтвердила существование двух имплицитных теорий. Во-вторых, эти теории связаны с целями достижения и важными результатами. В частности, было показано, что убеждение сущности положительно предсказывает отсутствие мотивации в физкультуре и спорте (неадекватная форма мотивации, характеризующаяся отсутствием целенаправленных намерений и поведения, например: «Я не знаю, почему я это делаю»). Напротив, было показано, что возрастающее убеждение положительно предсказывает удовольствие. В обоих случаях эти эффекты были частично связаны с эффективностью и целями обучения соответственно. Работа также предоставила доказательства надежных связей с аффективными реакциями, самоограничением и саморегулируемым обучением на уроках физкультуры. Например, у норвежских студентов, изучающих физическую культуру, сущностное представление о способностях связано с повышенной тревожностью и пониженной удовлетворенностью, независимо от воспринимаемой компетентности. В том же исследовании инкрементальная концепция способностей предсказывала усиление чувства удовлетворения среди учащихся.
Качественное исследование
В дополнение к корреляционному исследованию с помощью CNAAQ-2, исследователи в этой области предприняли качественные формы исследования как для подтверждения предварительных выводов в отношении связей с целями и результатами, так и для определения факторов социализации, ответственных за развитие теорий внутри отдельных людей. Одно исследование с участием игроков в гольф с низкими гандикапами показало роль тренера в содействии восприятию способностей к игре в гольф как приобретаемых навыков, важность известных образцов для подражания, таких как Тайгер Вудс, изучения игры, а также собственной практики и развития игрока. Считалось, что сверстники потенциально поддерживают любое из этих убеждений. Знакомство с талантливыми и преданными своему делу игроками в гольф помогло сформулировать мнение о том, что природный талант можно развивать. Неожиданное развитие навыков игры в гольф, а также представление о том, что игроки с небольшими универсальными спортивными способностями могут улучшить свои навыки игры в гольф, также поддержали тему развития природных качеств. Кроме того, в этом исследовании изучалась идея эффекта потолка (верхний предел, при котором индивидуум считает, что дальнейшее улучшение невозможно) и потенциальная специфичность представлений о гольфе (например, некоторые аспекты или компоненты игры могут рассматриваться как более фиксированные, чем другие).
Второе расследование, основанное на интервью, проверило элитных (олимпийский стандарт) легкоатлетов, в частности, спринтеров и метателей. Как и в случае с игроками в гольф, социализация убеждений спортсменов сложна, что иллюстрирует ценность проведения как количественных, так и качественных методов исследования в этой области. В соответствии с предыдущими выводами, спортсмены подтвердили важность ключевых социальных агентов, включая членов семьи и тренеров, в формировании убеждений. Интересно, что эти исследования также определили психологические атрибуты, такие как уверенность и мотивация, как компоненты достижения, которые зависят от точки зрения сущности и возрастания.
Одной из областей, представляющих интерес в спорте, как и в образовании, является то, как люди реагируют на неудачи, и роль, которую играют неявные теории способностей в формулировании реакции. Было обнаружено, что неудачи связаны с травмами, плохой работой и отношениями. Пошаговая теория может помочь смягчить неудачи и привести к более оптимистичному взгляду на будущее, то есть к тому, что травмы можно преодолеть, можно улучшить производительность, решить проблемы в отношениях. Однако для подтверждения этих представлений необходимы дополнительные исследования.
Лонгитюдные исследования: стабильны ли имплицитные теории молодых людей?
Был некоторый интерес к тому, меняются ли и как неявные теории спортивных способностей по мере того, как дети переходят в среднюю школу. Эта работа, хотя и ограниченная, показала, что оба убеждения снижаются во время перехода. Аналогичная работа обнаружила доказательства ухудшения представлений о спортивных способностях среди старшеклассников средней школы. Требуется больше лонгитюдной работы — как для того, чтобы осветить направление и степень изменений в происходящих имплицитных убеждениях, так и для того, чтобы связать эти изменения с важными результатами (например, целями, поведением) наряду с факторами, которые могут объяснить нестабильность убеждений. Одним из многообещающих направлений исследований является изучение возможных изменений в мотивационном климате (в какой степени сигналы окружающей среды на школьных уроках физкультуры или в спортивных командах поддерживают цели обучения или достижения) в качестве предиктора нестабильности в инкрементальных теориях и теориях сущностей.
Экспериментальное исследование: можно ли изменить представления о способностях в спорте и физических упражнениях?
С прикладной точки зрения жизненно важно выяснить, могут ли быть изменены сами имплицитные теории, то есть можно ли стимулировать постепенное убеждение в людях. Исследования показали, что представления школьников и студентов о спортивных способностях могут быть изменены, по крайней мере временно. В экспериментальных исследованиях убеждениями обычно манипулируют, когда участники читают отрывок, который поддерживает либо сущность, либо постепенный взгляд на рассматриваемую способность, такую как способность к удару в гольфе или другое новое упражнение. После проведения проверки манипуляции исследуются связи с когнитивными, аффективными и поведенческими результатами. Например, было обнаружено, что атрибуция способности после неудачи выше среди школьников, подвергшихся манипулированию теорией сущностей, чем у учащихся, подвергшихся добавочному условию. Исследователям необходимо исследовать альтернативные способы манипулирования убеждениями с использованием видео и источников в Интернете, а также проводить долгосрочные вмешательства с помощью занятий физкультурой, спортивных команд и групп упражнений. Исследований со взрослыми в этом отношении катастрофически не хватает. Изменение взглядов взрослых на способности может оказаться более сложной задачей по сравнению с молодыми людьми.
Заключение
В этой статье сделана попытка обсудить концепцию имплицитных или самостоятельных теорий способностей в физической области. Основываясь на оригинальных исследованиях в области образования, было показано, что дополнительные и сущностные перспективы спортивных способностей могут быть определены и имеют важные связи с результатами, относящимися к достижениям. Кроме того, работа в физических условиях с использованием нескольких методов была направлена на выявление предшественников убеждений, роли убеждений в преодолении неудач или невзгод, временных характеристик убеждений среди молодых людей и восприимчивости убеждений к экспериментальным манипуляциям. Необходима дальнейшая работа в этой области, не в последнюю очередь из-за прикладных последствий для тренеров, инструкторов по физкультуре, учителей и, конечно же, родителей. Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что выявление ключевых факторов, влияющих на социализацию, и, в частности, поиск способов поощрения и закрепления дополнительных представлений о способностях, может иметь положительные последствия для мотивации и поведения в физической сфере.
Ссылки:
- Biddle, SJH, Wang, CKJ, Chatzisarantis, NLD, & Spray, CM (2003). Мотивация к физической активности у молодых людей: Сущность и дополнительные убеждения о спортивных способностях. Журнал спортивных наук, 21, 973–989.
- Двек, CS (1999). Я-теории: их роль в мотивации, личности и развитии. Филадельфия: Psychology Press.
- Двек, К.С., и Леггетт, Э.Л. (1988). Социально-когнитивный подход к мотивации и личности. Psychological Review, 95, 256–273.
- Касиматис, М., Миллер, М., и Маркуссен, Л. (1996). Влияние неявных теорий на мотивацию упражнений. Журнал исследований личности, 30, 510–516.
- Слейтер, М.Дж., Спрей, К.М., и Смит, Б.М. (2012). «Вы настолько хороши, насколько хорошо ваше самое слабое звено»: неявные теории способностей к игре в гольф. Психология спорта и физических упражнений, 13, 280–290.
- Spray, CM, Wang, CKJ, Biddle, SJH, Chatzisarantis, NLD, & Warburton, VE (2006). Экспериментальная проверка собственных теорий способностей в юношеском спорте. Психология спорта и физических упражнений, 7, 255–267.
См. также:
- Спортивная психология
- Спортивная мотивация
Проект «Личность: Личность и способности»
Хотя для некоторых термин «личность» относится ко всем аспектам индивидуальности человека, обычное использование делит эту область на исследования способностей и личности. Тесты способностей рассматриваются как максимальные показатели производительности. Способность понимается как лучшее, что можно сделать по определенному показателю за ограниченное время (тест скорости) или за неограниченное время (тест мощности). Показатели личности представляют собой оценки средней производительности и обычно включают отчеты о предпочтениях и оценках того, что человек обычно делает и как он воспринимает себя и воспринимается другими.
Те же процедуры, которые использовались для выяснения структуры познавательных способностей, были применены к вопросу о выявлении областей личности. Во многих ранних и современных личностных опросниках используются самоописательные вопросы (например, любите ли вы ходить на оживленные вечеринки; нервничаете ли вы иногда), которые рационально или теоретически релевантны какой-либо области интересов конкретного исследователя. Несмотря на то, что инвентаризации, разработанные таким образом, в значительной степени согласуются друг с другом, отчасти это совпадение может быть связано с концептуально перекрывающимися пулами предметов. Другие исследователи отстаивали лексический подход к таксономической проблеме, следуя основному предположению, что слова в естественном языке описывают все важные индивидуальные различия. Это смещает таксономический вопрос с того, как люди похожи и отличаются друг от друга, на то, как слова, используемые для описания людей (например, живой, разговорчивый, нервный, тревожный), похожи и отличаются друг от друга.
Размерный анализ тестов, разработанных на лексической, рациональной или теоретической основе, позволяет предположить, что ограниченное число (от трех до семи) доменов признаков более высокого порядка адекватно организует тысячи слов, которые описывают индивидуальные различия и логически бесконечный способ, которым эти слова могут быть объединены в элементы самостоятельного или коллегиального отчета. Самыми широкими областями являются интроверсия-экстраверсия и эмоциональная стабильность-невротизм, за которыми следуют области доброжелательности, добросовестности и интеллектуальной открытости или культуры. Эти домены можно рассматривать как задающие вопросы, которые нужно знать о незнакомце или потенциальном партнере: являются ли они энергичными и доминирующими (экстравертными), эмоционально устойчивыми (низконевротичными), заслуживающими доверия (совестливыми), привлекательными (приятными) и интересными. (умный и открытый).
Показатели способностей и личности отражают наблюдения, собранные во времени и по обстоятельствам, и требуют выводов о стабильных скрытых чертах, которые, как считается, объясняют разнообразие наблюдаемого поведения. Однако есть и другие индивидуальные различия, которые очевидны для сторонних наблюдателей и практически не требуют выводов о скрытых чертах. Наиболее очевидными из таких переменных являются пол, возраст, рост и вес. Различия, которые требуют определенных знаний и выводов, — это различия в этнической принадлежности и социально-экономическом статусе. Эти очевидные групповые различия иногда анализируются с точки зрения более тонких показателей личности и способностей или результатов реальной жизни (например, половые различия в невротизме, математических способностях или доходе).
Прогностическая достоверность
Индивидуальные различия важны только в той мере, в какой они имеют значение. Помогает ли знание того, что люди различаются чертой X, предсказать вероятность того, что они будут вести себя Y? По многим важным переменным результатов ответ — твердое «да». В своем обзоре 85-летнего опыта отбора в области психологии персонала Фрэнк Шмидт и Джон Хантер (Психологический бюллетень, 1998, 124, 262–274) показывают, как различия в когнитивных способностях предсказывают различия в производительности труда, при этом корреляция в среднем составляет около 0,50 для должностей средней сложности. . Эти корреляции сдерживаются сложностью работы и намного выше для профессионально-управленческих должностей, чем для совершенно неквалифицированных должностей. С точки зрения психологии персонала превосходный менеджер (на одно стандартное отклонение выше средней способности менеджера) производит почти на 50% больше, чем средний менеджер. Эти отношения уменьшаются в зависимости от многолетнего опыта и степени подготовки. Общие умственные способности (g) также обладают значительной прогностической силой в прогнозировании результатов, не связанных с работой, таких как вероятность окончания колледжа, риск развода и даже риск совершения преступления.
Некогнитивные измерения индивидуальных различий также предсказывают важные критерии реальной жизни. Экстраверсия сильно коррелирует с общим объемом продаж среди продавцов в долларах. Точно так же импульсивность можно использовать для прогнозирования нарушений правил дорожного движения. Добросовестность, добавленная к g, существенно увеличивает предсказуемость выполнения работы. Хотя размер корреляции намного ниже, сознательность, измеренная в подростковом возрасте, предсказывает преждевременную смертность в течение следующих пятидесяти лет.
- Для удивительной демонстрации прогностической достоверности показателей способностей необходимо прочитать работу Камиллы Бенбоу, Дэвида Любински и их коллег. См. например
- Любински, Д., и Бенбоу, С.П. (2006). Исследование математически не по годам развитой молодежи (SMPY) после 35 лет: выявление предпосылок для развития знаний в области математики. Перспективы психологической науки, 1 316–343.
- Любински, Д., Бенбоу, С.П., Ши, Д.Л., Эфтехари-Санджани, Х., и Халворсон, М.Б.Дж. (2001). Мужчины и женщины обещают научное превосходство: сходство, а не различие. Психологическая наука, 12, 309-317. (pdf)
- Линда Готтфредсон исследовала влияние интеллекта на критерии реального мира (например, доход, риск смертности) и отмечает, что жизнь — это проверка интеллекта.
- Gottfredson, LS (в печати). Инновации, несчастные случаи со смертельным исходом и эволюция общего интеллекта. В М. Дж. Робертс (ред.), Интеграция разума. Хов, Великобритания: Psychology Press. (pdf)
- Бэтти, Г. Д., Дири, И. Дж., и Готтфредсон, Л. С. (2007). Преморбидный (ранний период жизни) IQ и более поздний риск смертности: систематический обзор. Анналы эпидемиологии. epub доступен 15 декабря 2006 г. (pdf).
- Gottfredson, LS (2004). Жизнь, смерть и разум. Журнал когнитивного образования и психологии [онлайн], 4, (1), 23-46. www.iacep.coged.orgpdf
- История исследований интеллекта в Интернете — это продолжающийся проект Джонатана Плакера из Университета Индианы. Включает краткие биографии многих из основных влияний (от Платона до Дженсена) в изучении интеллекта. Стоит посетить!
- Дженсен, А.Р. (1998) Фактор g: Наука об умственных способностях Вестпорт, Коннектикут, США: Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group, Inc. Всесторонний обзор общих умственных способностей, подготовленный одним из ведущих исследователей индивидуальных различий и интеллекта. (См. также Jensen, AR (1993) Spearman’s g: Links between Psychometrics and Biology. Ann NY Acad Sci; 702: 103-29. Аннотация)
- Дженсен, А.Р. и сопутствующие ответы. Более 44 комментариев и отзывов к онлайн-резюме «g-фактора» Дженсена. ПСИХОЛОГИЯ
- Neisser, U. (Ed.) 1998. Восходящая кривая: долгосрочный прирост IQ и связанных с ним показателей (Apa Science Volumes), Вашингтон, округ Колумбия, Американская психологическая ассоциация. Симпозиум по «Эффекту Флинна»: демонстрация того, что стандартизированные показатели IQ значительно выросли за последние 50 лет.
- Теоретическое объяснение «Эффекта Флинна» см. в статье Диккенса и Флинна, 2001 г., «Оценки наследуемости в сравнении с большими экологическими эффектами: парадокс IQ разрешен», в Psychological Review, 108, 346-369». Некоторые утверждают, что высокая наследуемость IQ делает неправдоподобными чисто экологические объяснения больших различий IQ между группами. Тем не менее, значительный прирост IQ между поколениями, вызванный окружающей средой, предполагает важную роль окружающей среды в формировании IQ. , Авторы представляют формальную модель процесса, определяющего IQ, в которой на IQ людей влияют как окружающая среда, так и гены, но в которой их среда соответствует их IQ. Авторы показывают, как такая модель допускает очень большие эффекты для окружающей среды, даже включая самые высокие оценки наследуемости. Помимо разрешения парадокса, авторы показывают, что модель может объяснить ряд других явлений, некоторые из которых являются аномальными, если рассматривать их со стандартной точки зрения» (Из реферата).
- Хант, Э. (1995) Роль интеллекта в современном обществе. American Scientist — это очень вдумчивое (и онлайн) исследование интеллекта.
- Специальный выпуск журнала Intelligence за 1997 год посвящен разведке и социальной политике. Том 24, 1-320. См., в частности:
- Пломин, Р. и Петрилл, С.А. (1997) Генетика и интеллект: что нового? Интеллект, 24, 53-78.
- Готтфредсон, Л. С. (1997) Почему g имеет значение: сложность повседневной жизни. Интеллект, 24, 79-132.
- Саклофске, Д. Х. и Зейднер, М. (1995). Международный справочник личности и интеллекта. Нью-Йорк: Пленум.
- Штернберг Р. Дж. и Рузгис П. (1994) Личность и интеллект. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Herrnstein R.J. and Murray, C. Кривая нормального распределения: интеллект и классовая структура в американской жизни , New York: Free Press, 1994. (рассмотрено в Contemporary Psychology , май 1995 г., Бушар и Дорфман.)
- Информацию о тестах достижений, включая указатель тестов ERIC и глоссарий терминов, можно получить в ERIC.
- Страница APA, посвященная тестированию и оценке, содержит набор ссылок и статей об использовании тестов в обществе.
- Задача Вернера Виттмана о «gMania», данная на собрании ISSID в 1997 году.
- Раннее описание амбициозного проекта по изучению QTL IQ см. в Plomin R, McClearn GE, Smith DL, Vignetti S, Chorney MJ, Chorney K, Venditti CP, Kasarda S, Thompson LA, Detterman DK, et al. (1994) ДНК-маркеры, связанные с высоким IQ по сравнению с низким: проект локусов количественных признаков IQ (QTL). Behav Genet 1994 март; 24(2): 107-118 (Аннотация)
- Наследуемость IQ остается высокой на протяжении всей жизни:
- McClearn GE, Johansson B, Berg S, Pedersen NL, Ahern F, Petrill SA, Plomin R (1997) Существенное генетическое влияние на когнитивные способности близнецов 80 или более лет. Наука, 6 июня 1997 г .; 276 (5318): 1560-1563
- Пломин Р., Педерсен Н.Л., Лихтенштейн П., Макклирн Г.Э. (1994) Изменчивость и стабильность когнитивных способностей во многом обусловлены генетически. Позже в жизни. Behav Genet 1994 май; 24(3): 207-215
- Последние публикации доступны онлайн:
- Мияке А., Фридман Н.П., Реттингер Д.А., Шах П., Хегарти М. (2001) Как связаны зрительно-пространственная рабочая память, исполнительное функционирование и пространственные способности? Анализ скрытых переменных. Journal of Experimental Psychology: General, 130 (4), 621-640.