Понятие способности в психологии: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Понятие и виды способностей

1.01.2012

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.


Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные – способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности – деятельности. Деятельность – это функциональное взаимодействие человека с действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека Сама же деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности

– графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности – талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, – гениальность (от лат. genius – дух).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант – попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты «личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Ключевые слова: Способности

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Развитие способностей у дошкольников

Урунтаева Г.А., Детская психология

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Проявление и условия развития способностей

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.

Классификация способностей

Кураев Г. А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Концепции способностей

Поликарпов В.А., Психология личности

Методы изучения способностей и интеллекта

Развитие способностей

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Принципы изучения способностей

Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с….

Общая психология — Понятие о способностях. Виды способностей

« Предыдущий вопрос

Темперамент и проблемы воспитания

Возрастные проявления темперамента зависят прежде всего от хода созревания мозговых структур,

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Развитие памяти

Задатки – это предпосылки для развития способностей. Многие считают задатками лишь врожденные

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.

К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:

1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

4. Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.

Имплицитная и само-теория способностей

Имплицитная или само-теория способностей относится к взглядам людей на стабильность и изменчивость личных атрибутов. Утверждается, что существуют две мирские теории: теория сущностей, в соответствии с которой люди считают качества и атрибуты себя или других фиксированными и подобными чертам, и инкрементальная теория, в соответствии с которой качества и атрибуты считаются динамичными и изменчивыми, и которая может быть развитым. Таким образом, люди могут быть описаны как теоретики сущностей или инкрементов в отношении их убеждений о конкретных человеческих качествах. В этой статье обсуждается новаторская работа Кэрол Двек в области разведки. Эта часть работы по существу исследует, как два набора убеждений приводят к принятию разных целей, которые, в свою очередь, приводят к разным результатам в образовательной среде. За этим разделом последует презентация ключевых вопросов и эмпирических результатов в спорте и школьном физическом воспитании, демонстрирующих теоретическую и практическую значимость этой области исследований в области психологии спорта и физических упражнений.

Исследования в области образования: убеждения об интеллекте

Заинтересовавшись, почему дети с одинаковыми способностями реагируют на сложные задачи и неудачи в достижениях совершенно по-разному, Кэрол Двек предположила, что реакция мастерства (характеризующаяся реагированием на вызовы и неудачи с повышенной усилие и решимость добиться успеха) подкрепляется стремлением к целям обучения, которые сами по себе подкрепляются верой в то, что интеллект можно улучшить. Напротив, беспомощная реакция (характеризующаяся реакцией на вызов и неудачи с негативным аффектом и уходом от текущей задачи) подкрепляется стремлением к достижению целей, которые сами по себе подкрепляются верой в то, что уровень интеллекта человека фиксирован. Цели обучения относятся к стремлению развивать компетентность в зависимости от самих себя, в то время как цели производительности относятся к стремлению доказать свою компетентность другим. Таким образом, убеждения и цели объединяются, чтобы создать

означает систему или персональную структуру в настройках достижений, таких как образование. Принятие поэтапного взгляда на интеллект приводит в действие адаптивную (овладеющую) реакцию, при которой дети, независимо от реальных способностей, стараются изо всех сил, ценят прилагаемые усилия и с большей вероятностью реализуют свой потенциал. С другой стороны, принятие сущностного представления об интеллекте приводит в действие адаптивную реакцию только , когда дети уверены в своих способностях. Когда существуют сомнения относительно компетентности, прогнозируется неадекватная (беспомощная) реакция, поскольку дети вряд ли верят в свою способность демонстрировать нормативную компетентность и, таким образом, раскрывают другим отсутствие у них (фиксированного) интеллекта. Считается, что люди не обладают обобщенным когнитивным стилем; вместо этого внутри человека существуют специфические для предметной области рамки. Эта идея привела исследователей к рассмотрению инкрементальной и сущностной точек зрения в физической области и, в частности, к понятию имплицитных убеждений о спортивных способностях.

Исследования в физической сфере: убеждения о спортивных способностях

Первоначальное исследование в области имплицитных убеждений в физической сфере было сосредоточено на юношеском спорте и школьной физкультуре. По сути, исследователей интересовало, можно ли отождествить две теории со ссылкой на спортивных способностей. Таким образом, концепция интеллекта была заменена физической компетентностью в спорте и физкультуре. Чтобы выяснить, были ли процессы принятия цели и результирующие результаты очевидными, как это происходит в классе, необходимо было разработать надежную меру самооценки спортивных способностей. Ранние попытки в этом отношении выявили три компонента, лежащих в основе как инкрементной теории, так и теории сущностей. Что касается пошагового представления, дети и подростки отвечали на вопросы, касающиеся обучения, совершенствования и конкретных аспектов спортивных способностей; что касается представления о сущности, участники ответили на вопросы, оценивающие подарок, стабильность и общие аспекты спортивных способностей. Последующие исследования привели к тому, что подшкалы общих и специфических компонентов способности были исключены. Опросник «Концепция природы спортивных способностей – версия 2» (CNAAQ-2) концептуализирует и измеряет две теории как конструкции более высокого порядка, основанные на представлениях о том, что способности в физкультуре и спорте могут быть изучены и улучшены посредством тяжелой работы (постепенной), и представлениями о том, что способность есть генетический дар и неизменна (сущность). Работа в физической сфере неявно принимает точку зрения, согласно которой самосистемы индивидуумов являются предметно-специфичными и неоднородными в широких сферах жизни (например, отношения, мораль, стереотипы).

Корреляционное исследование

Результаты корреляционного исследования молодых людей, занимающихся спортом и физкультурой, в целом подтверждают теоретическую и эмпирическую работу Двек и ее коллег в сфере образования. Во-первых, психометрическая работа с CNAAQ-2 подтвердила существование двух имплицитных теорий. Во-вторых, эти теории связаны с целями достижения и важными результатами. В частности, было показано, что убеждение сущности положительно предсказывает отсутствие мотивации в физкультуре и спорте (неадекватная форма мотивации, характеризующаяся отсутствием целенаправленных намерений и поведения, например: «Я не знаю, почему я это делаю»). Напротив, было показано, что возрастающее убеждение положительно предсказывает удовольствие. В обоих случаях эти эффекты были частично связаны с эффективностью и целями обучения соответственно. Работа также предоставила доказательства надежных связей с аффективными реакциями, самоограничением и саморегулируемым обучением на уроках физкультуры. Например, у норвежских студентов, изучающих физическую культуру, сущностное представление о способностях связано с повышенной тревожностью и пониженной удовлетворенностью, независимо от воспринимаемой компетентности. В том же исследовании инкрементальная концепция способностей предсказывала усиление чувства удовлетворения среди учащихся.

Качественное исследование

В дополнение к корреляционному исследованию с помощью CNAAQ-2, исследователи в этой области предприняли качественные формы исследования как для подтверждения предварительных выводов в отношении связей с целями и результатами, так и для определения факторов социализации, ответственных за развитие теорий внутри отдельных людей. Одно исследование с участием игроков в гольф с низкими гандикапами показало роль тренера в содействии восприятию способностей к игре в гольф как приобретаемых навыков, важность известных образцов для подражания, таких как Тайгер Вудс, изучения игры, а также собственной практики и развития игрока. Считалось, что сверстники потенциально поддерживают любое из этих убеждений. Знакомство с талантливыми и преданными своему делу игроками в гольф помогло сформулировать мнение о том, что природный талант можно развивать. Неожиданное развитие навыков игры в гольф, а также представление о том, что игроки с небольшими универсальными спортивными способностями могут улучшить свои навыки игры в гольф, также поддержали тему развития природных качеств. Кроме того, в этом исследовании изучалась идея эффекта потолка (верхний предел, при котором индивидуум считает, что дальнейшее улучшение невозможно) и потенциальная специфичность представлений о гольфе (например, некоторые аспекты или компоненты игры могут рассматриваться как более фиксированные, чем другие).

Второе расследование, основанное на интервью, проверило элитных (олимпийский стандарт) легкоатлетов, в частности, спринтеров и метателей. Как и в случае с игроками в гольф, социализация убеждений спортсменов сложна, что иллюстрирует ценность проведения как количественных, так и качественных методов исследования в этой области. В соответствии с предыдущими выводами, спортсмены подтвердили важность ключевых социальных агентов, включая членов семьи и тренеров, в формировании убеждений. Интересно, что эти исследования также определили психологические атрибуты, такие как уверенность и мотивация, как компоненты достижения, которые зависят от точки зрения сущности и возрастания.

Одной из областей, представляющих интерес в спорте, как и в образовании, является то, как люди реагируют на неудачи, и роль, которую играют неявные теории способностей в формулировании реакции. Было обнаружено, что неудачи связаны с травмами, плохой работой и отношениями. Пошаговая теория может помочь смягчить неудачи и привести к более оптимистичному взгляду на будущее, то есть к тому, что травмы можно преодолеть, можно улучшить производительность, решить проблемы в отношениях. Однако для подтверждения этих представлений необходимы дополнительные исследования.

Лонгитюдные исследования: стабильны ли имплицитные теории молодых людей?

Был некоторый интерес к тому, меняются ли и как неявные теории спортивных способностей по мере того, как дети переходят в среднюю школу. Эта работа, хотя и ограниченная, показала, что оба убеждения снижаются во время перехода. Аналогичная работа обнаружила доказательства ухудшения представлений о спортивных способностях среди старшеклассников средней школы. Требуется больше лонгитюдной работы — как для того, чтобы осветить направление и степень изменений в происходящих имплицитных убеждениях, так и для того, чтобы связать эти изменения с важными результатами (например, целями, поведением) наряду с факторами, которые могут объяснить нестабильность убеждений. Одним из многообещающих направлений исследований является изучение возможных изменений в мотивационном климате (в какой степени сигналы окружающей среды на школьных уроках физкультуры или в спортивных командах поддерживают цели обучения или достижения) в качестве предиктора нестабильности в инкрементальных теориях и теориях сущностей.

Экспериментальное исследование: можно ли изменить представления о способностях в спорте и физических упражнениях?

С прикладной точки зрения жизненно важно выяснить, могут ли быть изменены сами имплицитные теории, то есть можно ли стимулировать постепенное убеждение в людях. Исследования показали, что представления школьников и студентов о спортивных способностях могут быть изменены, по крайней мере временно. В экспериментальных исследованиях убеждениями обычно манипулируют, когда участники читают отрывок, который поддерживает либо сущность, либо постепенный взгляд на рассматриваемую способность, такую ​​как способность к удару в гольфе или другое новое упражнение. После проведения проверки манипуляции исследуются связи с когнитивными, аффективными и поведенческими результатами. Например, было обнаружено, что атрибуция способности после неудачи выше среди школьников, подвергшихся манипулированию теорией сущностей, чем у учащихся, подвергшихся добавочному условию. Исследователям необходимо исследовать альтернативные способы манипулирования убеждениями с использованием видео и источников в Интернете, а также проводить долгосрочные вмешательства с помощью занятий физкультурой, спортивных команд и групп упражнений. Исследований со взрослыми в этом отношении катастрофически не хватает. Изменение взглядов взрослых на способности может оказаться более сложной задачей по сравнению с молодыми людьми.

Заключение

В этой статье сделана попытка обсудить концепцию имплицитных или самостоятельных теорий способностей в физической области. Основываясь на оригинальных исследованиях в области образования, было показано, что дополнительные и сущностные перспективы спортивных способностей могут быть определены и имеют важные связи с результатами, относящимися к достижениям. Кроме того, работа в физических условиях с использованием нескольких методов была направлена ​​на выявление предшественников убеждений, роли убеждений в преодолении неудач или невзгод, временных характеристик убеждений среди молодых людей и восприимчивости убеждений к экспериментальным манипуляциям. Необходима дальнейшая работа в этой области, не в последнюю очередь из-за прикладных последствий для тренеров, инструкторов по физкультуре, учителей и, конечно же, родителей. Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что выявление ключевых факторов, влияющих на социализацию, и, в частности, поиск способов поощрения и закрепления дополнительных представлений о способностях, может иметь положительные последствия для мотивации и поведения в физической сфере.

 

Ссылки:

  1. Biddle, SJH, Wang, CKJ, Chatzisarantis, NLD, & Spray, CM (2003). Мотивация к физической активности у молодых людей: Сущность и дополнительные убеждения о спортивных способностях. Журнал спортивных наук, 21, 973–989.
  2. Двек, CS (1999). Я-теории: их роль в мотивации, личности и развитии. Филадельфия: Psychology Press.
  3. Двек, К.С., и Леггетт, Э.Л. (1988). Социально-когнитивный подход к мотивации и личности. Psychological Review, 95, 256–273.
  4. Касиматис, М., Миллер, М., и Маркуссен, Л. (1996). Влияние неявных теорий на мотивацию упражнений. Журнал исследований личности, 30, 510–516.
  5. Слейтер, М.Дж., Спрей, К.М., и Смит, Б.М. (2012). «Вы настолько хороши, насколько хорошо ваше самое слабое звено»: неявные теории способностей к игре в гольф. Психология спорта и физических упражнений, 13, 280–290.
  6. Spray, CM, Wang, CKJ, Biddle, SJH, Chatzisarantis, NLD, & Warburton, VE (2006). Экспериментальная проверка собственных теорий способностей в юношеском спорте. Психология спорта и физических упражнений, 7, 255–267.
См. также:
  • Спортивная психология
  • Спортивная мотивация

Интеллектуальные способности — PubMed

. 2020;173:109-120.

doi: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.

Роберто Колом 1

принадлежность

  • 1 Кафедра биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32958167
  • DOI: 10. 1016/В978-0-444-64150-2.00012-5

Роберто Колом. Handb Clin Neurol. 2020.

. 2020;173:109-120.

doi: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.

Автор

Роберто Колом 1

принадлежность

  • 1 Кафедра биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32958167
  • DOI: 10. 1016/В978-0-444-64150-2.00012-5

Абстрактный

Интеллект является важнейшей психологической конструкцией для понимания различий в поведении людей. Эта конструкция основана на одном из наиболее часто повторяемых открытий в психологии (положительное многообразие): людей можно надежно упорядочить в соответствии с их когнитивными способностями. Те, кто показывает высокие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют высокие уровни остальных способностей, в то время как те, у кого низкие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют низкие уровни остальных способностей. Интеллект характеризуется как общая когнитивная способность, объединяющая более 80 различимых, но связанных способностей. Общепринятое определение гласит, что интеллект — это общая умственная способность к рассуждениям, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, пониманию сложных идей и обучению. Интеллектуальные способности измеряются стандартизированными тестами, показывающими очень надежные и достоверные показатели. Интеллект — очень стабильная психологическая черта, но разные способности меняются в соответствии с разными тенденциями на протяжении всей жизни. Эти средние тенденции, однако, (а) скрывают широкий диапазон индивидуальных различий в скорости изменений и (б) согласуются с тем фактом, что способности демонстрируют управляемые изменения, что согласуется с положительным многообразием. В этой главе представлены примеры традиционной парадигмы тестирования, а также последние разработки, основанные на когнитивной психологии и когнитивной нейронауке.

Ключевые слова: Когнитивная неврология; Когнитивная психология; Интеллектуальные способности; Интеллект; психометрические модели; Стандартизированные тесты.

Copyright © 2020 Elsevier B.V. Все права защищены.

Похожие статьи

  • [Оценка уровня преморбидного интеллекта франкоговорящих].

    Маккиннон А., Маллиган Р. Маккиннон А. и др. Энцефал. 2005 г., январь-февраль; 31 (1 часть 1): 31–43. doi: 10.1016/s0013-7006(05)82370-x. Энцефал. 2005. PMID: 15971638 Французский.

  • Задачи Пиаже и психометрический интеллект: разные или похожие конструкции?

    Риндерманн Х., Лаура Акерманн А. Риндерманн Х. и соавт. Psychol Rep. 2021 Dec;124(6):2795-2821. дои: 10.1177/0033294120965876. Epub 2020, 20 октября. Psychol Rep. 2021. PMID: 33076765

  • [Роль имплицитных теорий интеллекта в учебных ситуациях].

    Да Фонсека Д., Кюри Ф., Байи Д., Руфо М. Да Фонсека Д. и др. Энцефал. 2004 г., сен-октябрь; 30(5):456-63. doi: 10.1016/s0013-7006(04)95460-7. Энцефал. 2004.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts