Стереотип. Большая российская энциклопедия
Термины
Стереоти́п (от стерео… и греч. τύπος – отпечаток), в социологии устойчивый, обычно упрощённый образ того или иного объекта (индивида, группы, события, факта и т. п.), определяющий отношение к данному объекту. Принято говорить о стереотипах восприятия и мышления, а также о соответствующих им и ориентирующихся на них формах практического поведения.
Классическая трактовка понятия стереотипа была предложена американским публицистом У. Липпманом в книге «Общественное мнение» (Public opinion, 1922; рус. пер.: 2004), опиравшимся среди прочего на ряд ключевых идей, оформившихся в русле философско-социологической традиции прагматизма. По мнению Липпмана, большинство человеческих знаний о мире, в том числе и об обществе, имеют стереотипный характер. Стереотипы выступают как «шаблоны» или «схемы» субъективной интерпретации опыта, помогающие людям ориентироваться в окружающей их действительности и адаптироваться к ней. Таким образом, стереотипы способствуют организации взаимодействия человека с объектами внешнего мира, выполняя функции средства «экономии мышления» (позволяющего во множестве ситуаций думать и поступать «по шаблону») и психологической защиты (избавляющего от чувства неопределённости и непредсказуемости событий, поддерживающего устойчивость субъективной картины мира индивида).
Вырабатываемые обществом стереотипы, как правило, принимаются на веру основной массой индивидов, т. е. усваиваются некритически, не проверяются на предмет их соответствия действительности, что отчасти объясняется дефицитом объективной информации, времени, затрачиваемого на её получение, склонностью доверять авторитетам и т. п. Формирование стереотипа часто предшествует личному опыту индивида; при столкновении же стереотипа с опытом обычно осуществляется селекция (отбор) компонентов последнего, идущая по пути поиска подтверждения стереотипа, т. е. опыт в большинстве случаев подгоняется под стереотип.
Изменение глубоко и прочно укоренившихся стереотипов совершается очень медленно и оказывается сильно затруднено действием многочисленных психологических и социальных факторов (например, инерционностью или ригидностью психики индивида, его конформностью по отношению к группе, наличием реального давления, оказываемого на человека со стороны доминирующих коллективных представлений – распространённых в обществе верований, мнений, убеждений, вкусов и т. д.).
Социальные стереотипы оказывают значительное влияние на характер межличностных и особенно межгрупповых взаимодействий. Стереотип, содержащий искажённый и предвзятый образ, в малой степени соответствующий действительным свойствам объекта стереотипизирования и формирующий отрицательную установку по отношению к нему, обычно именуется предрассудком или предубеждением. В зависимости от направленности стереотипов на представителей «своей» или «чужой» группы различают автостереотипы и гетеростереотипы. Образ собственной группы, как правило (хотя и не всегда), идеализируется, «апологетизируется», описывается в позитивных категориях, а образ «чужой», напротив, часто (хотя опять же не всегда) принижается различными способами.
Крайней формой негативной стереотипизации «другого» является «образ врага». Начало изучению этнических стереотипов, подпитывающих чувства национальной исключительности и превосходства (шовинизм, этноцентризм), и феномена «негативной идентичности» [важность в процессе группообразования противопоставления «мы»- и «они»-групп (ин- и аут-групп)] было положено У. Самнером.
В гендерной социологии и гендерной психологии исследуются стереотипы маскулинности и фемининности, лежащие в основании культурно-исторически обусловленных и в известной мере вариативных представлений о социально одобряемых гендерных ролях, особенностях «типично мужского» и «типично женского» склада характера и мышления, ожидаемых от лиц определённого пола способов реагирования и поведения в конкретных ситуациях.
Циркулирующие в культурном пространстве стереотипы часто закрепляются в определённых внешне объективированных формах, прежде всего языковых, в результате чего порой устанавливается достаточно жёсткая связь (по принципу психологической ассоциации) между тем или иным стереотипом и способом его символического выражения (использование разного рода языковых и иных клише в целях маркировки и опознания носителей определённых социальных качеств, феномен т. н. навешивания ярлыков и т. д.). В крайних случаях стереотипизируемая группа и её члены могут подвергаться «стигматизации» (чаще негативной), порой оборачивающейся «социальной эксклюзией» («социальным исключением», предполагающим ограничение контактов, дистанцирование; например, отношение в разных обществах, в разные эпохи к представителям определённых этнических и профессиональных групп, «низших каст», нищим, бродягам, людям, страдающим определёнными заболеваниями, душевнобольным, инвалидам, калекам и т. п.).
Стереотипы могут быть негативными и позитивными, явными и латентными, более или менее ярко выраженными и осознаваемыми их носителями, в разной степени отражать реальные свойства, присущие конкретным социальным объектам. Индивид обычно усваивает и впоследствии транслирует стереотипы собственного социального окружения. В процессе формирования стереотипов участвуют различные индивидуальные и коллективные субъекты, или агенты социализации (близкие, непосредственная среда общения, наделённые авторитетом «значимые другие», семья, школа и другие образовательные институты, конфессиональные структуры, политические партии и движения, профессиональные и соседские сообщества, средства массовой информации, а с конца 1990-х – начала 2000-х гг. – Интернет и компьютерные социальные сети и т. д.).
Стереотипы как элемент общественных настроений активно эксплуатируются – используются или направленно формируются – в манипулятивных практиках политической пропаганды, рекламы и маркетинга, например в мероприятиях по созданию и поддержанию имиджа политических лидеров (или их дискредитации в глазах широкой общественности) или нацеленных на продвижение определённых идей, социально значимых проектов, товаров и услуг, привлечение к ним публичного интереса и т. д. Фиксация и выявление стереотипов массового сознания – важная исследовательская задача, решаемая при проведении опросов общественного мнения.
Роль субъективных процедур типизации (в частности, стереотипизации) как составляющей процесса социального конструирования реальности, протекающего на уровне повседневной жизни при участии форм обыденного мышления, становится одной из центральных тем в феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман).
Подвойский Денис Глебович Дата публикации: 28 декабря 2022 г. в 14:49 (GMT+3)Понятие стереотипа (+в контексте современных исследований). Стереотипы и прецедентный феномен. Функционирование стереотипов
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)Библиографическая запись: Понятие стереотипа (+в контексте современных исследований). Стереотипы и прецедентный феномен. Функционирование стереотипов. — Текст : электронный // Myfilology. ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//149/ponyatie-stereotipa-v-kontekste-sovremennyx-issledovanij-stereotipy-i-preczedentnyj-fenomen-funkczionirovanie-stereotipov/ (дата обращения: 31.05.2023)Содержание
Феномен «стереотип» может рассматриваться с разных точек зрения: психологии, социологии, лингвистики и этнолингвистики.
В большинстве работ стереотип рассматривается в контексте социального взаимодействия, как некая «модель» поведения. Ю. Е. Прохоров, «стереотипами речевого поведения» называет «социокультурная маркированная единица ментально-лингвального комплекса представителя определенной этнокультуры, реализуемая в речевом общении в виде нормативной локальной ассоциации к стандартной для данной культуры ситуации общения» (Ю. Е. Прохоров).
При таком понимании стереотипа он выступает как «модель», «образец», «канон».
Для Красных В.В. стереотип- с точки зрения «содержания» — некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это образ-представление, ментальная «картинка», некое устойчивое, обусловленное национально-культурной спецификой, представление о предмете или о ситуации «вообще». Например, стереотипы-образы пчела -» ассоциируется с труженица, баран <- упрямый; стереотипы-ситуации — аист <- капуста. стереотип как феномен имеет две разновидности: на первом уровне— стереотип поведения, хранящийся в сознании в виде штампа и стереотип-представление (клише), на втором уровне — стереотип-ситуацию (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации. Как и прецедентные феномены, стереотип-представление хранится в сознании в виде фрейм-структуры, гранями которой являются клише/штампы сознания.
Понятие стереотипа в контексте современных исследований. Если исходить из разделяемой многими авторами идеи о том, что стереотипы сознания — это «определенное представление о действительности с позиции «наивного», обыденного сознания» (Ю. Е. Прохоров), то окажется, что за любой единицей языка стоит стереотип, а вся ассоциативно-вербальная сеть представляет собой «стереотипное поле», представляющее концептосферу того или иного национально-лингво-культурного сообщества. С данным полем неразрывно связаны концепты, бытующие в языковом сознании. Вот почему оказывается важным развести понятия «стереотип» и «концепт».
Национальный концепт — некая максимально абстрагированная идея «культурного предмета», не имеющего визуального прототипического образа, это свернутый глубинный «смысл» предмета. Например, «воля» может сопровождаться «картинкой» открытого «чистого поля».
Стереотип — нечто более «конкретное», это образ-представление, за стереотипом стоит фрейм-структура сознания.
Красных разграничивает стереотипы и прецедентные феномены (в широком смысле).
Основные различия заключаются в:
- 1) форма хранения;
- 2) «первооснова», то есть к чему «восходят»;
- 3) в какие когнитивные совокупности входят;
- 4) каков их характер.
1) все знания и представления хранятся в виде когнитивных структур: лингвистических (ЛКС) и феноменологических (ФКС). Прецедентные феномены могут храниться в виде:(1) ФКС — инварианты восприятия прецедентного текста и прецедентной ситуации; они всегда могут быть вербализованы; (2) ФКС и ЛКС — прецедентное имя и прецедентное высказывание, т. е. вербальная «оболочка» феномена и инвариант его восприятия: система дифференциальных признаков имени и совокупность значений-смыслов высказывания; (3) ЛКС — те феномены, которые описываются как штампы сознания.
Стереотип представлен в сознании феноменологическими когнитивными структурами, «окруженными» лингвистическими когнитивными структурами. по сравнению с прецедентными феноменами, стереотипы имеют «более размытый образ». Они хранятся в сознании в первую очередь как клише (подобно прецедентным феноменам) или как штампы (стереотипы поведения).
2) за ПФ стоит некий конкретный, единичный феномен. за стереотипом стоит абстрактный, собирательный образ .
3) Прецедентные феномены входят в когнитивную базу, в то время как стереотипы не являются элементами КБ, так как могут разниться от региона к региону (стереотип транспорт в Москве и в глухой деревне).
4) ПФ, входящие в национальную КБ, могут носить как национальный, так и универсальный характер. Стереотипы же всегда национальны.
Стереотипы в разных культурах различны. Например:
1) темы бесед: о чем можно, а о чем нельзя говорить с представителями других культур. Так, с французами лучше не говорить о Второй мировой войне и особенно об оккупации, а с испанцами не обсуждать их гражданскую войну. В то же время в Австралии нет запретных тем для разговора.
2) отношение ко времени. Для представителей центральной и северной Европы или Японии большое значение имеет пунктуальность. Русские не так пунктуальны, но превосходят южных европейцев, латиноамериканцев и индийцев. У итальянцев 15-минутное опоздание не считается большим грехом, а появление на полчаса позже—серьезный повод для недовольства.
Испанцы могут опаздывать на больший срок или вообще не являться на встречу, и это не считается у них дурным тоном.3) поведение представителей разных культур в общественных местах. Если испанец захочет кому-то «показаться», то просто начнет шуметь, дабы все знали, что он жив».
4) Поведение в очереди: от строгой «линии», в которой «очередники» стоят минимум в полуметре друг от друга (у англичан или шведов) до полного хаоса (у испанцев).
5) Поведение в местах отдыха. Немцы предпочитают оккупировать пляж раньше всех. Итальянцы всегда образуют многочисленную и шумную компанию. Нидерландцы предпочитают «одиночество».
6) зооморфные метафоры и стереотипы. корейцы: «Жена должна быть как лиса, а муж — как медведь», т,е жена должна быть умной, гибкой в общении и хитрой, а медведь сильным. Русский медведь неуклюж. В Вост.странах «змея»-комплимент женщине.
7) «национальные стереотипы. Так, француз для немцев — эталон жадности, а для итальянцев — спеси, для русских— эталон галантности. Немец для нас — пример пунктуальности, итальянец — шумливости, англичанин — чопорности.
Фундаментальная концепция преподавания социологии
23.07.2012
Стереотип — это преувеличенное или искаженное обобщение о целой категории людей, не признающее индивидуальные различия. Стереотипы составляют основу для предубеждений и дискриминации. Как правило, в них участвуют члены одной группы, которые отказывают в доступе к возможностям и вознаграждениям, доступным этой группе. Это фундаментальное понятие на вводных занятиях по социологии и важный способ побудить учащихся бороться с неравенством и дискриминацией.
Однако при обсуждении стереотипов в классе учащиеся могут неохотно обсуждать собственные стереотипы. Видеоролики могут быть очень эффективным способом воздействия на распространенные стереотипы, при этом учащиеся не чувствуют себя выделенными. Например, рассмотрим список стереотипов (как положительных, так и отрицательных), выявленных персонажем Джорджа Клуни в фильме «Мне бы в небо»:
vimeo.com/video/16329078″ frameborder=»0″ webkitallowfullscreen=»» mozallowfullscreen=»» allowfullscreen=»»/>Стереотипы от Марка Янхена на Vimeo.
В этом ролике Клуни выдает несколько стереотипов о людях в аэропорту (включая азиатов, людей с младенцами и пожилых людей). Когда его коллега по фильму (Анна Кендрик) отвечает: «Это расизм», Клуни отвечает: «Я как моя мать. У меня стереотипы. Так быстрее». Этот короткий ролик демонстрирует стереотипы, которые используются для упрощения и контроля суждений о повседневных ситуациях. Средства массовой информации наполнены всевозможными стереотипами, такими как искаженное изображение людей из рабочего класса, расистские карикатуры, работа матери и мусульмане. Но каковы последствия стереотипов?Используя известную цитату, известную как теорема Томаса, мы можем начать понимать потенциально разрушительное воздействие стереотипов: «если [люди] определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Другими словами, когда люди принимают стереотипы за истину, они, скорее всего, будут действовать в соответствии с этими убеждениями, и эти субъективные убеждения могут привести к объективным результатам.
Например, подумайте о некоторых распространенных стереотипах феминизма: Когда мужчины (и женщины) принимают такие стереотипные взгляды на феминизм и неправильное представление о гендерном неравенстве, они с меньшей вероятностью будут поддерживать законы и политику, продвигающие гендерное равенство. Они реже считают себя феминистками и присоединяются к борьбе. Соответственно, эти искаженные взгляды на женщин и феминисток могут воспроизводить объективную реальность гендерного неравенства. Люди определяют эти ситуации как реальные, и поэтому последствия реальны.Но как мы можем бросить вызов ученикам в преодолении стереотипов? Одна техника принадлежит нашему другу Майклу Миллеру. Он прокомментировал Black Folk Don’t, веб-сайт, анализирующий стереотипы о чернокожих. Например, рассмотрите этот ролик о стереотипах о том, что чернокожие не дают чаевых:
Чернокожие не делают: Совет от NBPC на Vimeo.
Хотя клип предлагает только анекдотические взгляды, Майкл предположил, что он может служить «стимулятором исследований», предлагая студентам найти данные или исследования, которые подтвердят или опровергнут стереотипные утверждения. Оценивая стереотипные утверждения с помощью данных, учащиеся не только приходят к опровержению стереотипов, усиливающих социальное неравенство; они также могут развивать необходимые исследовательские навыки, навыки критического мышления и ценить исследования, основанные на данных.Второй способ бросить вызов стереотипам — через комедию. В то время как некоторые комики укрепляют стереотипы, хорошие комики обладают прекрасной способностью обезоруживать зрителей, играя на их стереотипах. Рассмотрим это видео от In Living Color:
В этом комедийном скетче «Эй, мон» рассказывается о самой трудолюбивой ямайской семье и самой трудолюбивой корейской семье в их борьбе за то, чтобы превзойти друг друга. Скетч подчеркивает и высмеивает образцовый стереотип меньшинства, который часто применяется к американцам из Вест-Индии и американцам азиатского происхождения. Это также высмеивает то, как каждая группа стереотипно относится к речи и одежде. Зрителей можно побудить задуматься о том, почему клип смешной и как он опирается на наши стереотипы и в то же время бросает им вызов. В качестве других примеров комиков, которые нападают на стереотипы, рассмотрим примеры эйджизма в шоу Бетти Уайт «От своих рокеров», стендапе на тему «Мексиканские стереотипы» и в этом клипе Daily Show о языке кодов и новом расизме. |
Наконец, зрителей можно побудить задуматься о стереотипах, услышав от самих стереотипных субъектов. Например, Sociological Images поделился видео, в котором 4 африканца обсуждают стереотипы о них в голливудских фильмах:
Пол Дин
Стереотип Определение и значение | Dictionary.
com- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Похожие материалы
- Примеры
- Британские 9007 Культурные
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
[ ster-ee-uh-tahyp, steer- ]
/ ˈstɛr i əˌtaɪp, ˈstɪər- /
Сохранить это слово!См. синонимы к слову: стереотип / стереотипный / стереотипный / стереотипный на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
существительное
упрощенная и стандартизированная концепция или образ, наделенный особым смыслом и разделяемый членами группы: Ковбои и индейцы — это американские стереотипы.
форма комплекта; условность: наиболее важными для лексикографов являются идиоматические стереотипы, значение которых не может быть выведено из знания значений отдельных элементов.
Печать.- процесс, в настоящее время часто заменяемый более совершенными методами изготовления металлических печатных форм путем взятия формы составного шрифта или подобного из папье-маше или другого материала, а затем взятия из этой формы литого металла.
- пластина, изготовленная этим способом.
глагол (используется с дополнением), ster·e·o·typed, ster·e·o·typing.
для характеристики или расценивания как стереотип: Актер стереотипно воспринимается как злодей.
для придания фиксированной формы.
Печать. сделать стереотип.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ СТЕРЕОТИПА
4 классифицировать, маркировать, приводить к типу.
См. синонимы слова «стереотип» на сайте Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение правильное?
Происхождение стереотипа
Впервые записано в 1790–1800 гг. ; стерео- + -тип
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ стереотип
стер·е·о·тип·ер, стер·е·о·тип·ист, существительное·э·о·тип·и·кал, стер·е·о ·typ·ic [ster-ee-uh-tip-ik, steer-], /ˌstɛr i əˈtɪp ɪk, ˌstɪər-/, прилагательноеСлова рядом со стереотипом
стереолента, стереотаксис, стереотаксис, стереотомия, стереотропизм, стереотип, стереотипный , стереотипный, стереотипный, стереозрение, стерический
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.
Слова, относящиеся к стереотипу
образец, классификация, средний, шаблонный, конвенция, обычай, мода, формула, учреждение, форма, каталог, традиционная форма, определение, дублирование, институционализация, нормализация, регулирование, стандартизация, систематизация, типовое приведение
Как чтобы использовать стереотип в предложении
В отличие от тибетцев или уйгуров-мусульман на его дальнем западе, этническое монгольское население Китая долгое время считалось умиротворенным, довольным и хорошо ассимилированным, выполняя стереотип «образцового меньшинства» в страна бурлит межэтническими конфликтами.
Ненасытный аппетит Китая к контролю заставляет даже его «образцовое меньшинство» бунтовать|Изабелла Стегер|4 сентября 2020 г.|Кварц
Крайне важно, чтобы мы продолжали бороться со стереотипами и предрассудками, которые мешают слишком многим из нас внося свой лучший и самый высокий вклад в нашу Республику.
Мелинда Гейтс, Ай-джен Пу и еще 9 женщин о том, что значит для них 100-летие 19-й поправки|ehinchliffe|18 августа 2020 г.|Fortune
Некоторые работники больше, чем другие, беспокоятся о стереотипах, будь то из-за их собственных врожденных страхов или фактического преобладания этих взглядов в их рабочей среде.
Стереотипы о беременности могут подвергать женщину физической опасности на работе, результаты исследования|ehinchliffe|16 июля 2020 г.|Fortune
Science News имеет долгую историю освещения расы в Америке, включая исследования стереотипов и стигмы, расовые предубеждения в исследованиях финансирование, и как отсутствие разнообразного представительства в клинических испытаниях рискует жизнью.
Новости науки будут наблюдать #ShutDownSTEM 10 июня|Нэнси Шут|10 июня 2020 года|Новости науки
Многие из этих предубеждений возникают из-за стереотипов — упрощенных убеждений, которые могут быть неправдой.
Давайте узнаем о предвзятости|Бетани Брукшир|3 июня 2020 г.|Новости науки для студентов
Подарите эту великолепную книгу тому другу, который соответствует стереотипу.
Лучшие подарочные книги 2014 года|Уильям О’Коннор|12 декабря 2014 года|DAILY BEAST
Судья постановил, что Black Piet действительно является негативным стереотипом, ущемляющим права чернокожих в Нидерландах.
Голландцы пытаются спасти раба Санты|Надетт Де Виссер|2 декабря 2014|DAILY BEAST
Но часто это больше похоже на что-то из японского стереотипа, чем на что-то явно оскорбительное.
Bayonetta — графика Nintendo, надирающая задницу Барби|Алек Кубас-Мейер|24 октября 2014 г.|DAILY BEAST
Наш стереотип «Ревущих двадцатых» — это кокаин, ночные клубы и девушки-хлопушки.
Сара Уотерс: Королева замученного лесбийского романа|Тим Тиман|30 сентября 2014 г.|DAILY BEAST
Так почему же поп-культура представляет такой устойчивый стереотип о Голливуде?
Эми Седарис — любимый комик Голливуда, любитель кроликов|Кевин Фэллон|28 августа 2014 г.|DAILY BEAST
Оглядываться назад и стереотипировать один ушедший юмор — какая безнадежная вещь!
Работы Роберта Луи Стивенсона — Swanston Edition Vol. 25 (из 25)|Robert Louis Stevenson
Новое издание, напечатанное с совершенно новых шаблонных пластин, представляет собой значительное улучшение предыдущих изданий.
Ролло в Голландии|Джейкоб Эбботт
Новое издание, перенесенное в настоящее время и напечатанное с совершенно новых стереотипных пластин.
Ролло в Голландии | Джейкоб Эбботт
Это сформировало матрицу, в которую заливали расплавленный металл, чтобы сделать стереотипную пластину или штамп для печати.
Марк Твен, Биография, 1835-1910, Полная версия|Альберт Бигелоу Пейн
Но так должно быть; и если вы думаете, что принятие сомнительно, лучше не придерживаться стереотипов.
Жизнь Джорджа Элиота, Том. III (of 3)|George Eliot сущ.
- способ изготовления литых металлических печатных форм из формы, изготовленной из формы шрифта из папье-маше или другого материала
- тарелка, изготовленная таким образом
другое слово для обозначения стереотипии
идея, черта, условность и т. д., ставшие устаревшими из-за постоянного употребления и обращаться с ними соответственно
глагол (tr)
- создавать стереотип
- печатать из стереотипа
придавать фиксированное использование или условность
Производные формы стереотипа
стереотип или стереотипист, существительное стереотипный (ˌstɛrɪə ˈtɪpɪk, ˌstɪər-) или стереотипный, прилагательноеCollins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.