Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.
Понятие мышления.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:
Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците.
Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.
Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.
Мыслительные операции. Формы мышления.
1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.
Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)
Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.
Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление— понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;
по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное
по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
это, виды, понятие и его типы
На протяжении жизни человек получает огромное количество информации. Полученные данные помогают увидеть внутреннюю сторону объектов, без их видимого присутствия, продумать что с ними будет происходить под воздействием окружающих факторов. Это возможно благодаря активизации мышления. Оно помогает решать разные задачи. Психология мышления играет важную роль в развитии психологической науки в целом.
Суть и понятие
Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.
Особенности мышления:
- этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
- отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
- способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.
Опосредованное познание возникает:
- Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
- Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
- Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
- При желании расширить границы познания.
- Активно проявляется при возникновении конфликтов.
Исторический очерк
Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.
Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.
Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
Характерные признаки
Мышление имеет ряд характерных признаков:
- По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
- Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
- Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.
Нарушения
При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:
- Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
- Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
- Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
- Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
- Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.
Методы исследования
Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:
- Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
- Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
- Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
- Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.
Развитие
Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.
Методики развития логики:
- Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
- Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.
Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.
Упражнения для развития образного мышления:
- Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
- Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.
Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.
Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.
Полезное видео
В видео кратко рассказано о том, какие типы мышления в психологии существуют.
Психология, мышление и интеллект, что такое познание?
Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний (рис. ). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.
Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Понятия — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многом представляют собой большие идеи, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.
Понятия основаны на нашей семантической памяти (вы узнали об этом понятии, когда изучали память) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы из первых рук о жизни людей. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.
Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от нашей повседневной рутины до руководящих принципов, лежащих в основе функционирования правительств.
Другой метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип — лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения. Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) (рисунок).
В 1930 году Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.
Мышление и психологический мыслительный процесс – article1000.com
1.0. Цели
- Иметь представление о мыслительном процессе.
- Знать о понятиях и формировании понятий.
- Чтобы понять решение проблем и иметь представление о принятии решений.
Очки ИМП
- Процесс мышления
- Понятия и формирование понятий
- Решение проблем
- Принятие решений.
- Сводка
- Технические условия
- Типовые вопросы
- Справочники
1. 1. Мыслительный процесс
Символы, которые мы используем в мышлении, часто представляют собой слова и язык, поэтому мышление и язык тесно связаны. Язык делает доступными сотни тысяч потенциальных символов и дает нам правила их использования. В значительной степени именно наличие языковых символов делает человеческое мышление гораздо более сложным, чем мышление других животных. Хотя язык является мощным инструментом человеческого мышления, например, когда мы говорим с собой внутренне, изображений — еще один важный тип символов, используемых в мышлении.
Люди значительно различаются по степени использования образов в своем мышлении. Некоторые сообщают, что они почти никогда не используют мысленные образы, поэтому они, должно быть, думают словами или вербально; другие сообщают, что большая часть их мышления осуществляется в форме образов. Когда мы используем образы, чтобы думать, они обычно не являются полными картинками в голове. Обычно они неполные. В общем, образы — это абстракций определенных признаков из предыдущего опыта. Неполные абстрактные образы, которые большинство из нас использует в мышлении, кажутся построенными из элементов, хранящихся в долговременной памяти. Конструктивный процесс, связанный с образами, изучался с помощью экспериментов, в которых людей просили формировать образы различных размеров. Например, слон может быть изображен размером с мышь или мышь размером со слона. Такого рода вариации размеров изображений указывают на то, что изображения являются конструкциями.
Многие люди большую часть времени думают, используя словесные символы и правила грамматики для соединения слов во фразы и предложения. Слова, их значения и правила их соединения хранятся в нашей семантической долговременной памяти . Когда мы думаем с помощью языка, мы используем это хранилище информации, чтобы использовать язык как инструмент мышления.
Некоторые теоретики утверждают, что язык может фактически определять наши мысли. Но это Гипотеза лингвистической относительности в последние годы подвергается нападкам. Поскольку так много мышления связано с языком, в психологии возникла идея, что мышление на самом деле является своего рода внутренней речью. Люди делают небольшие движения голосовым аппаратом, когда думают. В ходе эксперимента испытуемый был полностью парализован с помощью наркотика. Однако парализующее лекарство не повлияло на работу его мозга. Находясь под воздействием препарата, испытуемому давали решить определенные вербальные задачи; он не мог ответить, потому что мышцы, необходимые для речи, были парализованы. Нет никакого способа убедиться, что он думал, находясь под действием наркотика, но все указывает на то, что он думал, потому что после того, как паралич был снят противодействующим лекарством, он ясно помнил, что произошло, пока он был под действием наркотика, и немедленно дали ответы на задачи.
Глухие дети с низкими речевыми способностями набирают в пределах нормы стандартизированные тесты когнитивных способностей. Такие результаты были истолкованы как указывающие на то, что язык играет небольшую роль или не играет никакой роли в мышлении или когнитивном развитии глухих. Но многих глухих учат языку жестов, и, даже если их явно не учат этому языку, было обнаружено, что глухие дети разовьют свой собственный. Это может указывать на то, что существует врожденная человеческая программа языка, будь то словесный или жестовый.
1.2. Понятия
Понятие относится к общей идее или единице знания, которая является результатом многих опытов. Понятия основаны на обобщениях, и однажды развитые, они играют важную роль в дальнейшем мышлении.
Такие понятия, как жизнь и время, обычно усваиваются медленно, в течение нескольких лет. Более простые понятия усваиваются взрослыми быстро, иногда всего за несколько мгновений. Понятие существует снаружи и приобретается через накопление опыта . Концепция – индивидуальное творение. Из огромного разнообразия возможностей индивидуум в конце концов развивает свои собственные понятия, которые служат его конкретным целям. Существенными процессами являются , абстрагирующие и , обобщающие .
Абстрагирование — это наблюдение существенной характеристики объекта или события. Индивидуумы, впервые сформулировавшие понятие дерева, как бы сильно они ни различались, все же имеют кое-что общее. Точно так же ребенок, приобретая понятие дерева, должен делать аналогичные наблюдения. Первый опыт ребенка с деревом может состоять в том, что он слышит слово «дерево», связанное с магнолией, но позже он может услышать то же слово, относящееся к сосне, объекту совершенно другого вида. Еще позже он слышит, как дуб называют деревом.
После серии таких опытов с различными деревьями ребенок может увидеть иву, которую в его присутствии никогда не называли деревом. Если он обозначает этот предмет как дерево, значит, ребенок заметил нечто общее, что есть у ивы с другими деревьями. Ребенок также должен сопоставить аспекты предыдущего опыта с настоящим опытом и прийти к заключению, что этот объект, в некоторых отношениях похожий на другие, принадлежит к той же категории. Выведение принципа из разнообразного опыта таким образом является обобщением, но адекватное обобщение или понятие не может быть достигнуто без предварительного абстрагирования. Оба процесса вовлечены, хотя часто в циклической форме, где они не могут быть отделены друг от друга.
Уильям Джеймс описал общий принцип формирования понятий как диссоциацию посредством различных сопутствующих элементов. Он подчеркивает необходимость повторных наблюдений. Если необходимо разработать адекватное понятие, то то, что ассоциируется то с одним, то с другим, имеет тенденцию разъединяться с тем и другим и превращаться в предмет абстрактного созерцания. Если концепция треугольности должна развиваться, треугольность должна проявляться в различных конкретных ситуациях, и постепенно, путем последовательных случаев абстрагирования и обобщения, возникает полная концепция. У ребенка складывается адекватное представление о собаке, когда слово собака ассоциируется с белыми существами, черными, яростными, большими и маленькими, и все это собаки.
Лабораторные исследования предложили несколько различных стратегий формирования понятий, наиболее распространенными из которых являются целостный и партикулярный подходы. При целостном подходе испытуемый не избирательен в начале эксперимента; все характеристики раздражителя он рассматривает как часть открываемого понятия. Если ему показать карту, содержащую три зеленых круга и тройную рамку, и сказать, что эта карта иллюстрирует рассматриваемую концепцию, он предполагает, что задействованы все эти аспекты. Если ему показывают вторую карту, иллюстрирующую концепцию, содержащую три красных круга и тройную рамку, он отбрасывает цветовое измерение и предполагает, что все три оставшихся критерия — количество фигур, форма фигур и размер границы — все еще применимы. Он действует медленно, но планомерно.
При партикулярном подходе субъект с самого начала сосредотачивается только на одном или нескольких аспектах, процедура, которая неэффективна, когда понятие состоит из нескольких характеристик. Проблема этого подхода в том, что неверные гипотезы отбрасываются; тем не менее, они могут включать в себя некоторые аспекты концепции. Субъект может заявить, что концепция — это круги, и ему скажут, что он неверен, потому что концепция — это три круга в тройной рамке. С другой стороны, если концепция проста, например, только круги, он получил ее быстрее, чем тот, кто использует холистический метод.
Лабораторные исследования, как правило, предполагают наличие четко определимого, правильного понятия, идентифицируемого по ограниченному числу измерений, которое получается у испытуемого за относительно короткий период. Такие задачи часто называют достижением понятий , в отличие от формирования понятий в повседневной жизни. В нашем повседневном опыте понятия могут иметь много измерений; иногда нет одной концепции, обязательно правильной; и часто требуется значительное время, прежде чем понятие сформируется. В некотором смысле понятия представляют собой конденсацию прошлого опыта. Они объединяют в единое представление то, что человек узнал о свойствах многих различных вещей.
Понятия — важные инструменты мышления. Они помогают нам систематизировать и унифицировать наши представления о вещах, классифицируя их. Во-первых, концепция мысленно объединяет всех индивидуумов одного класса. Низшие понятия покупаются под высшие понятия, а те опять под еще более высокие понятия. Концепция лежит в основе классификации. Он систематизирует наши знания. Во-вторых, понятия экономят мысль. Они освобождают ум от бремени запоминания сбивающего с толку разнообразия объектов опыта, заменяя их умеренным и управляемым количеством понятий. В-третьих, понятия распространяют мысль на прошлое, настоящее и будущее. Это мысли общих элементов всех индивидуумов, принадлежащих к разным классам во все времена и во всех местах. Наконец, понятия необходимы для рассуждений. Рассуждение состоит в переходе от данных суждений к заключающемуся в них новому суждению. А суждения состоят из понятий и идей. Более того, никакое рассуждение невозможно без понятия, которое служит средним термином.
1.3. Решение проблем
Некоторые проблемы решаются путем понимания. Проницательность относится к внезапному осознанию нового решения новой проблемы. Одним из загадочных аспектов инсайта является его непредсказуемость. Люди не могут сказать, когда и даже произойдет ли озарение. Инсайт, по-видимому, включает как минимум три отдельных навыка решения проблем. Навык выборочного кодирования используется, когда мы пытаемся решить новую проблему и когда нас часто переполняют большие объемы бесполезной информации. Понимание возникает, когда мы определяем, какая информация актуальна для дальнейшего рассмотрения. Мастерство 9Избирательная комбинация 0005 используется, когда нам нужно решить проблему, и у нас часто есть все части решения, но мы не знаем, как их собрать. Озарение возникает, когда мы обнаруживаем новый способ объединения элементов решения. Навык выборочного сравнения используется, когда мы решаем проблему, и мы часто используем модель решения, с которой сталкивались в прошлом. Озарение происходит, когда мы обнаруживаем, что более новое сравнение приводит к непредвиденным последствиям.
При творческом решении проблем сначала ставится цель. Затем собирается потенциально важная информация, иногда преднамеренно, иногда случайно. Эта подготовка завершена, и может наступить период кажущегося бездействия — инкубация . Инкубация может включать в себя бессознательную умственную деятельность, или это может быть просто период ожидания, пока какое-то важное недостающее звено встанет на свои места. Момент озарения часто включает в себя знакомые элементы, которые объединяются по-новому. Последний шаг, проверка сообщает, действительно ли новая комбинация полезна.
Хотя когнитивные подходы к решению проблем предполагают, что мышление развивается в довольно рациональном, логическом направлении, когда человек сталкивается с проблемой и рассматривает различные решения, ряд факторов препятствует выработке творческих, подходящих и точных решений.
Функциональная неподвижность — это склонность думать об объекте только с точки зрения его типичного использования. Например, функциональная неподвижность, вероятно, заставляет вас думать о книге, которую вы держите в руках, как о чем-то, что нужно читать, а не как о дверном доводчике или как о разжигании огня. Функциональная фиксированность является примером более широкого феномена, известного как ментальная установка , тенденция к сохранению старых моделей решения проблем. Ментальная установка также может влиять на восприятие. Это может помешать вам увидеть выход за пределы очевидных ограничений проблемы.
В систематической ошибке подтверждения предпочтение отдается первоначальным гипотезам, а противоречивая информация, поддерживающая альтернативные гипотезы или решения, игнорируется. Даже когда мы находим доказательства, противоречащие выбранному нами решению, мы склонны придерживаться нашей первоначальной гипотезы. Существует несколько причин предвзятости подтверждения. Во-первых, требуется когнитивное усилие, чтобы переосмыслить проблему, которая кажется уже решенной, поэтому мы склонны придерживаться нашего первого решения. Другой заключается в том, что доказательства, противоречащие первоначальному решению, могут представлять некоторую угрозу для нашей самооценки, заставляя нас придерживаться решений, которые мы придумали первыми.
1.4. Принятие решений
Как только вы диагностируете проблему или анализируете ситуацию, следующим шагом обычно является принятие мер по ее устранению. Этот шаг требует принятия решения о порядке действий. Тем не менее, решения часто гораздо сложнее. Даже правильное решение иногда приводит к неправильному результату, потому что мир неясен; шанс изменчив. Решения, принимаемые при неопределенности исхода, называются рискованными решениями или решениями в условиях неопределенности. Помимо случайностей, психологи обнаружили множество других причин, по которым человеческие решения могут привести к неудовлетворительным результатам.
Предположим, у вас есть выбор между (1) курсом, который преподает превосходный профессор в удобное время, но не засчитывается в вашу специальность, или (2) курсом, который требуется для вашей специальности, но преподается посредственным инструктор в неудобное время. Каждый вариант имеет как положительные, так и отрицательные черты, или атрибуты, что значительно усложняет принятие решений. Это пример многоатрибутного принятия решения .
Многоатрибутные решения могут быть трудными отчасти потому, что ограниченная емкость кратковременной памяти не позволяет людям легко помнить, комбинировать и сравнивать все атрибуты всех вариантов. Вместо этого люди склонны сосредотачиваться на одном атрибуте, который для них наиболее важен. Если для вас важнее всего учиться на стимулирующих лекциях, вы можете выбрать курс с лучшим преподавателем, не уделяя особого внимания требованиям учебной программы. Часто многоатрибутные решения также осложняются трудностями взвешивания вариантов и оценки вероятностей исходов.
В большинстве важных решений атрибуты опций не могут быть измерены объективно. Психологи используют термин полезность для описания субъективной, личной ценности каждого атрибута. Многоатрибутные решения достаточно сложны, когда вы много знаете о последствиях, связанных с каждым вариантом, но часто решения приходится принимать в условиях неопределенности. Неопределенность вносит новые трудности в процесс принятия решений: чтобы принять правильное решение, следует учитывать не только атрибуты вариантов, но также вероятности и риски их возможных исходов.
Предполагается, что лучшим решением является то, которое максимизирует ожидаемую ценность или общую сумму выгоды, которую вы могли бы получить, если бы решение повторялось несколько раз. На самом деле люди не всегда ведут себя так, чтобы максимизировать свои ожидаемые ценности. Во-первых, положительные полезности не являются зеркальным отображением отрицательных полезностей. Вместо этого люди чувствуют себя хуже, потеряв определенную сумму, чем хорошо, получив ту же сумму. Кроме того, большие потери считаются непропорционально более серьезными, чем небольшие потери. Также оказывается, что полезность конкретного прироста зависит не от абсолютного увеличения стоимости, а от исходной точки.
Предубеждения в восприятии вероятности также являются источником неоптимальных решений. Два таких уклона особенно интересны. Во-первых, это склонность переоценивать редкие вероятности и недооценивать очень частые. Эта предвзятость не только помогает объяснить, почему люди покупают страховку, но и почему они играют в азартные игры и участвуют в лотереях, даже если шансы против них, а решение сделать это имеет отрицательное математическое ожидание. Предубеждение, связанное с вероятностью, называется ошибкой игрока 9.0006 . Люди верят, что события в случайном процессе исправятся сами собой. Это убеждение ложно. Еще одним фактором, лежащим в основе недостатков человеческого процесса принятия решений, является склонность людей к нереалистичной уверенности в точности своих прогнозов.