Понятие воображение и виды: 📖 16. Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения. Психология. Шпаргалки. Богачкина Н. А. Страница 16. Читать онлайн

Краткое содержание Определение и виды воображения


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

ВООБРАЖЕНИЕ

Краткое содержание

Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга.

Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.

Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

260
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиоло-гической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может- «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действи-

261
тельности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В

репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного

262
воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.

Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геомет-ризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О .Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентав-рицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется

263

Рис. 49. Рисунки Нади Рушевой

их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.МДо-стоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

264
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительноетыо. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи сво-

265
его воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Вопроса, обозначенного в заголовке этого параграфа, мы уже коснулись в начале главы. В данном разделе речь пойдет в основном о том, как фантазия человека используется в самой психологии, а также о психологическом анализе продуктов и механизмов воображения.

266
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат. На рис. 50 в качестве иллюстрации показана одна из сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тесте типа ТАТ для изучения потребности в достижении успехов (см. главу 17).

Посмотрев на такую картинку в течение примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней целый рассказ, отве-

267

Рис. 50. Одна из сюжетно неопределенных картинок, используемых в проективной методике для оценки степени развитости мотива достижения успехов

чая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого? 3. О чем они думают в данный момент времени? Какие мысли, желания и чувства у них имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержательному анализу, оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается вывод о степени развитости у испытуемого исследуемого качества личности.

ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее.

268
У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что «ест» нас, т. е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям.

269


На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили популярность в нашей стране за последние годы (А.Кашпировский, А.Чумак и др.).

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Режим сна и бодрствования у разных людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафиксированы и в обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых «совах» и «жаворонках». Первыми называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми — тех, кому свойственно ложиться и вставать рано.

Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркад-ного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происходящие в течение суток. Они связаны с со-

270
стояниями сна и бодрствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он несколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и у них его индивидуальная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством, так что каждые две недели он выбивался из ритма и для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или предпринимать что-либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические наступления сна и бодрствования за счет применения психотропных и иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можно считать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Определение и виды воображения.

1. Понятие о воображении.

2. Виды воображения.

3. Сновидения, галлюцинации и грезы.

4. Мечты и фантазии.

Т е м а 2. Функции воображения, его развитие.

1. Роль воображения в жизни человека.

2. Основные функции воображения.

3. Воображение и познавательные процессы.

4. Воображение и мышление.

5. Воображение и средства психотерапевтического воздействия.

6. Воображение и художественное творчество.

Т е м а 3. Воображение и творчество.

1. Связь творческого процесса с воображением.

2. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

3. Творческое воображение и личность.

4. Использование продуктов воображения в личностных тестах.

Т е м а 4. Воображение и органические процессы.

1. Психогенные телесные изменения.

2. Приспособительный характер физиологических реакций на психические состояния.

271
3. Идеомоторный акт.

4. Использование связи воображения и движений в невербальном общении.

5. Психобиологические ритмы. Сон и сновидения.

Темы для рефератов

1. Воображение у детей: 304—319.)

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. (Трудности в определении воображения: 3—7. Воображение и практическая деятельность: 8—30. Воображение как отражение действительности: 31—85. Воображение и научное познание мира: 86-131.)

Общая психология. — М., 1986. (Воображение: 344—365.)

Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 1324. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Воображение: 344—360.)

II

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Воображение и его развитие в детском возрасте: 436—454. )

272


Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Возрастная динамика развития представлений: 74—87.)

Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.)

III


Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262—271. Представление (воображение): 278—295.)

Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Психологическое описание творчества: 64—102.)

Карандашев ЮЛ. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)

Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. — Тбилиси, 1972.

Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.)

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Скачать 184,38 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Понятие и виды воображения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

 

Северский технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ

(СТИ НИЯУ МИФИ)

 

 

 

 

 

  Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ  ВООБРАЖЕНИЯ

 

Реферат

   по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

 

Студентка гр. 33К-332с

_______________________Злобина О.С.

         «____»___________ 2012 г.

 

 

Руководитель:

ст. преподаватель

       ____________ Т.Н. Ретунская

          «____»_________ 2012 г.

 

 

 

 

Северск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

I Значение воображения…………………………………………………….….4

1. Определение воображения…………………………………………………4

2. Функции воображения……………………………………………………..6

3. «Техника» воображение……………………………………………………7

4. Роль воображения в науке…………………………………………………9

5. Воображение в творчестве…………………………………………………11

II Виды воображения……………………………………………………………13

1. Сущность и виды воображения……………………………………………13

2. Функции воображения и его  развитие…………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………..…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют.

 Но для того, чтобы преобразовывать  действительность на практике, нужно  уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение. 
 
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов.

 Дети не услышали бы сказок  и не смогли бы играть во  многие игры. А как они смогли  бы усваивать школьную программу  без воображения? 
 
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. 
 
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления.

 

 
Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития.

Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. 
 
Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.

 

 

 

I ЗНАЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение. 
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. 

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел.

Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости в окружении звезд и планет.

 
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли. 
 
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. 
 
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения. 
 
С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”. 
 
Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатление и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем «воображением».

Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”. 
 
А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.  
 
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

 
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагает преобразование чувственного материала.

 
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

 

 

 

 

 

2 ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может. 
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. 
 
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 
 
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

 
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

 
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности процесса реализации. 
 
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

 

 

3 «ТЕХНИКА» ВООБРАЖЕНИЯ

Преобразование реальности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов. 
 
Первый такой способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый обдуманно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он просторно применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи. 
 
Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, обличье великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с прочий, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа. 
 
Третий популярный способ создания образов воображения — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты отнюдь опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существует профессиональные образы рабочего, врача, художника и так дальше.

 
Таким образом, в воображении, конечно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется фантазерство.

 

 

 

 

4 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В  НАУКЕ

 

В одной из лаборатории Соединенных Штатах Америки по созданию искусственного интеллекта перед учеными стояло проблема: как научить машину видеть? Казалось бы, все в просто: поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет.

Задача была не просто научить «видеть», а сделать так, чтобы робот мог понимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему надобно через зрительные органы узнавать огромное количество информации о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в пространстве, качество его поверхности, его размеры, цветовые характеристики, назначение и.т.д.

 
Все это для машины представляет довольно большие трудности. Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно обладать стереоскопическим зрением, но эта проблема полностью разрешима. Гораздо важнее и труднее научить машину «понимать» какие-либо ситуации или сцены. Ведь ученые не совсем понимают, как тот самый процесс происходит у человека, чего уж изрекать о машине!

Ясна только цель: надобно создать у машины искусственное фантазерство, и тогда, осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет представить ситуацию в целом и проанализировать ее. А значит, можно будет создать и искусственный интеллект!

 
Однако если фантазерство присуще человеку, его зачатки могут иметься и у некоторых высокоорганизованных животных (дельфины, высшие антропоиды). Как на данный вопрос отвечает современная наука? Без сомнения (это было доказано рядом экспериментов), данные виды животных способны к проявлению довольно сложного логико-интуитивного мышления. Это обусловлено фактором ведения ими группового образа жизни. При ведении такого образа жизни инстинкты перестают быть доминирующим руководящим фактором, уступая место сознательному мышлению. Вспомним, что обусловило развитие воображения у далеких предков современного человека: Осознанное применение орудий труда (начиная с самых примитивных) и случаи их нетипичного использования Творческое выражение своих идей (наскальная живопись и т. п.) В лабораторных условиях выражение данных факторов было зафиксировано у ряда высокоорганизованных животных (высшие приматы, слоны, дельфины). Так, всему миру известна так называемая «живопись» обезьян и дельфинов. Подобные «картины» не раз выставлялись на аукционы во многих странах мира, в том числе и в РФ (в Московском дельфинарии). Однако является ли это проявление творческой мысли осознанным выражением их восприятия окружающего мира? С прочий стороны, следует припомнить, что образ жизни древних антропоидов- предков современного вида Homo Sapiens во многом напоминал образ жизни современных крупных человекообразных обезьян. Следовательно, у последних могут иметься зачатки воображения? Современная наука пока не может вручить четкого ответа на тот самый вопрос, так как нет доказательной базы к утверждению, что проявление творческих задатков у высокоорганизованных млекопитающих есть отражение их видения картины мира ведь бесформенные пятна на листе бумаги в воображении ученых-исследователей могут быть интерпретированы как угодно.

Воображение в современной философии — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержание заблокировано

    1

    Стандартный взгляд на воображение в современный период

  • содержимое заблокировано

    2

    Варианты стандартного вида

  • контент заблокирован

    3

    Споры среди сторонников стандартного представления

  • содержание заблокировано

    4

    Критики стандартного взгляда: Рейд и Кант

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Коттрелл, Джонатан

DOI

10. 4324/9780415249126-DA083-1

Опубликовано

2017

DOI: 10.4324/9780415249126-DA083-1
Версия: V1, 2017 года. www.rep.routledge.com/articles/thematic/imagination-in-modern-philosophy/v-1


В современный философский период воображение (иногда называемое «фантазией») обычно рассматривается как способность иметь мысленные образы и совершать нерациональные ассоциативные переходы между такими образами. Этот стандартный взгляд формирует общее ядро ​​многих современных философских теорий воображения. Разные философы разрабатывают его по-разному: например, некоторые добавляют, что существует тесная связь между воображением и мозгом; некоторые, что воображение важным образом взаимодействует со страстями; и некоторые, что воображение играет решающую роль в объяснении того, как мы создаем произведения искусства и как мы ценим эстетические свойства вещей.

В современный период между философами, разделяющими стандартное представление о воображении, возникло несколько важных споров. Возможно, наиболее важно то, что Декарт, Арно и Николь, Спиноза и Лейбниц утверждают, что в дополнение к способности воображения у нас есть способность чистого интеллекта или чистого понимания , в то время как Гоббс, Гассенди и Юм отрицают это. Другие важные разногласия касаются отношения между воображением и рассуждением, а также роли воображения — если таковая имеется — как источника информации.0006 модальное знание, то есть знание того, что возможно , а не просто актуально.

В конце восемнадцатого века Рейд и Кант подвергли критике стандартный взгляд. Рид утверждает, что не согласен со своими предшественниками по поводу ассоциации идей и природы мысленных образов. (Однако неясно, правильно ли он интерпретирует своих предшественников; некоторые из его возражений могут не попасть в цель.) Со своей стороны, Кант соглашается со стандартным взглядом, согласно которому воображение есть способность иметь мысленные образы и связывать их. Но он утверждает, что эти репродуктивных функций воображения осуществляются в сознании человека благодаря различным, продуктивным функциям воображения, которые не признавались прежними философами. Его описание этих продуктивных функций воображения играет центральную роль в его эпистемологии и эстетике.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Коттрелл, Джонатан. Воображение в современной философии, 2017 г., doi: 10.4324/9780415249126-DA083-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/imagination-in-modern-philosophy/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Связанные статьи

  • Эстетика Бадд, Малкольм
  • Беркли, Джордж (1685–1753) Типтон, Ян
  • Декарт, Рене (1596–1650) Гарбер, Дэниел
  • Хьюм, Дэвид (1711–1776) Гаррет, Дон
  • Кант, Иммануил (1724–1804) Гайер, Пол
  • Мальбранш, Николя (1638–1715) Надлер, Стивен
  • Рид, Томас (1710–1796) Рысью, Патрик
  • Смит, Адам (1723–1790) Хоконссен, Кнуд
  • Воображение По виду, Эми
  • Образы Тай, Майкл
  • Разум и тело в ранней современной философии Дункан, Стюарт

Подпишитесь на рассылку новостей

  • Подпишитесь на рассылку новостей
  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Теории воображения — Библиография

Философия разума > Психические состояния и процессы > Воображение > Теории воображения

Для получения дополнительной информации см. тему на PhilPapers

Братья и сестры:

  • Эпистемология воображения ( 31 )
  • Сопротивление воображению ( 21 )
  • Воображение и изображения ( 61 )
  • Воображение и притворство ( 50 )
  • Воображение и память ( 26 )
  • Воображение, IMCSIVERIVERIVERIVIVER. и возможность ( 102 )
  • Визуальные образы и воображение ( 58 )
  • Моральное воображение ( 26 )
  • Эстетическое воображение ( 67 )
  • Litegary.0183 77 )
  • Религиозное воображение ( 65 )
  • Научное воображение ( 14 )
  • ИСТОРИЯ: Воображение ( )

Работа в этой области

). (философия науки)

Middlebury College

Приглашенный ассистент-профессор или инструктор (ABD) – открыто

Scripps College

Ассистент профессора философии, курс

Вакансии от PhilJobs


1 — 50 / 64

  1. Защита каузалистского континуизма.
  2. Воображение, художественная литература и смещение перспективы. Джастин Д’Амброзио и Даниэль Столяр — готовится к публикации — Оксфордские исследования философии разума .details
  3. Против воображения. Бенс Нанай — готовится к печати — In Jonathan Cohen & Brian McLaughlin (eds.), Современные дебаты по философии разума (2-е издание) . Оксфорд: Blackwell.details
  4. Есть ли у воображения цель? Маркус Хант — 2023 — Axiomathes: Global Philosophy 33 (1):1-17.details
  5. Память, воображение и мастерство. Эми Кинд — 2023 — In Anja Berninger & Ingrid Vendrell Ferran (ред.), Философские взгляды на память и воображение . Рутледж. стр. 193-2011.подробно
  6. Per cacciar la malinconia delle femine: immaginazione e malattia d’amore nel Decameron di Boccaccio. Марилена Панарелли — 2023 — Noctua 10 (1):135-160.подробнее
  7. Тайные шарады: ответ Хатто. Питер Лэнгланд-Хассан — 2022 — Феноменология и когнитивные науки 21 (5):1183-1187. подробнее
  8. Два нередуцируемых класса эмоциональных переживаний: аффективные представления и аффективные восприятия.
  9. Адаптивное воображение: к мифопоэтической когнитивной науке. Стивен Асма — 2021 — Эволюционные исследования культуры воображения 5 (2):1-32.подробнее
  10. Вероподобное воображение и правильность. Алон Хасид — 2021 — American Philosophical Quarterly 58 (2): 147-160. подробности
  11. Не одними фантазиями: о том, как создаются воображаемые миры.
  12. Каким воображаемым может быть воспоминание? Питер Лэнгленд-Хассан — 2021 — Журнал Американской философской ассоциации 7 (2):231-251.подробнее
  13. Воображение, ожидание и «мысли, запутанные в метафорах». Натанаэль Штейн — 2021 — Синтез 199 (3-4):9411-9431.подробнее
  14. Навык воображения. Эми Кайнд — 2020 — В Эллен Фридланд и Карлотте Павезе (ред.), Справочник по навыкам и опыту Routledge . Рутледж. стр. 335-346. подробности
  15. Imaginative Experience. Amy Kind — 2020 — In Uriah Kriegel (ed.), Oxford Handbook of Philosophy of Consciousness . Издательство Оксфордского университета. подробности
  16. В потреблении художественной литературы не действуют я-верования или я-желания, и вот почему. Питер Лэнгланд-Хассан — 2020 — В Объясняя воображение Оксфорд: стр. 210-233. подробности
  17. Объяснение воображения. Питер Лэнгланд-Хассан — 2020 — Оксфорд: издательство Оксфордского университета. подробности
  18. Воображение в ответ на вымысел: распаковка инфраструктуры. Алон Хасид — 2019 — Философские исследования 23 (1):31-48.подробнее
  19. Фигуры, основанные на воображении: Танцы с Касториадисом. Джошуа Малой Холл — 2019 — PhaenEx 13 (1):86-115.детали
  20. Ментальные образы и вымысел. Дастин Стоукс — 2019 — Канадский философский журнал 49 (6): 731-754. подробности
  21. На пути к эпистемологии двойственного процесса воображения. Майкл Т. Стюарт — 2019 — Синтез (2):1-22. подробнее
  22. Повседневное научное воображение: качественное исследование использования, норм и педагогики воображения в науке. Майкл Т. Стюарт — 2019- Наука и образование 28 (6-7):711-730.подробнее
  23. Обозрение в воображении. Франц Берто — 2018 — Философские исследования 175 (8):1871-1886.подробнее
  24. Необходимая боль морального воображения: одинокая делегация в Белом человеке Ричарда Райта, слушай! и Haiku.Joshua M. Hall — 2018 — Evental Aesthetics 1 (7):63-89.подробнее
  25. Перцептивное воображение и перцептивная память: обзор. Фиона Макферсон — 2018 — В Фабиан Дорш и Фиона Макферсон (ред.), Перцептивное воображение и перцептивная память . стр. 1-5.подробнее
  26. Sobre el valor epistémico de la imaginación. Hacia una ontologia humeana de la imaginación.Mario Edmundo Chávez Tortolero — 2018 — In Al este del paradigma. Miradas alternativas en la enseñanza de la epistemologia . Мексика: детали
  27. Эволюция воображения. Асма Стивен — 2017 — University of Chicago Press. подробности
  28. Воображение в математике. Эндрю Арана — 2016 — In Amy Kind (ред.), Справочник Рутледжа по философии воображения . Рутледж. стр. 463-477. подробности
  29. Хьюм. Фабиан Дорш — 2016 — В Эми Кинд (ред.), Справочник Рутледжа по философии воображения . Рутледж. стр. 40-54.подробнее
  30. Воображение и ментальные образы. Доминик Грегори — 2016 — В Эми Кинд (ред.), Справочник Рутледжа по философии воображения . Лондон: Routledge.details
  31. Воображение и ментальные образы. Доминик Грегори — 2016 — In Amy Kind (ред.), Справочник Рутледжа по философии воображения . Абингдон: Рутледж. стр. 97-110.подробнее
  32. Сартр. Роберт Хопкинс — 2016 — В Эми Кинд (ред.), Справочник Рутледжа по философии воображения . Рутледж. стр. 82-93.подробнее
  33. О выборе того, что представлять. Питер Лэнгланд-Хассан — 2016 — В А. Кинд и П. Кунг (ред.), Знание через воображение . Издательство Оксфордского университета. стр. 61-84.подробнее
  34. Прошлое, настоящее и будущее мысленных путешествий во времени, ориентированных на будущее: введение редакторов. (ред.), Взгляд в будущее: теоретические взгляды на ориентированное на будущее ментальное путешествие во времени . Издательство Оксфордского университета. стр. 1-18.подробнее
  35. Когнитивная архитектура сопротивления воображению. Кенго Миядзоно и Шэнь-и Ляо — 2016 — В Эми Кинд (ред.), Справочник Routledge по философии воображения . стр. 233-246. подробности
  36. Роль воображения в принятии решений. Бенс Нанай — 2016 — Мышление и язык 31 (1):126-142.подробнее
  37. Воображение и вера. Нил Синхабабу — 2016 — In Amy Kind (ред.), Справочник Рутледжа по философии воображения . стр. 111-123.подробнее
  38. Теория моделирования. Шеннон Сполдинг — 2016 — В Эми Кинд (ред.), Справочник по воображению . Рутледж Пресс. стр. 262-273. подробности
  39. Искусство и воображение. Ник Уилтшер и Аарон Мескин — 2016 — In Amy Kind (ред.), Справочник Routledge по философии воображения . Лондон: Рутледж. стр. 179–191. подробности
  40. Сосредоточенные мечтания и блуждание ума. Фабиан Дорш — 2015 — Обзор философии и психологии 6 (4):791-813.подробнее
  41. Восприятие и воображение. Урия Кригель — 2015 — В С. Мигенс, Г. Прейер и К. Браво Морандо (ред.), Дорефлексивное сознание: Сартр и современная философия разума . Рутледж. стр. 245-276. подробности
  42. Imaginative Attitudes. Peter Langland-Hassan — 2015 — Философия и феноменологические исследования 90 (3):664-686.подробнее
  43. Воображение, желание и рациональность. Шеннон Сполдинг — 2015 — Journal of Philosophy 112 (9):457-476.подробнее
  44. What Is to Pretend. Peter Langland-Hassan — 2014 — Pacific Philosophical Quarterly 95 (1):397-420.details
  45. Коробка воображения. Шэнь-и Ляо и Тайлер Доггетт — 2014 — Journal of Philosophy 111 (5): 259-275. подробности
  46. Imagination.Fiora Salis — 2014 — Online Companion to Problems in Analytic Philosophy .details
  47. Роль воображения в творчестве. Дастин Стоукс — 2014 — В Э. Поле и С. Б. Кауфмане (ред.), Философия творчества . Издательство Оксфордского университета. подробности
  48. Значения «вообразите», часть II: отношение и действие. Нил Ван Леувен — 2014 — Философский компас 9 (11):791-802.детали
  49. Юм и творческое воображение. Фабиан Дорш — 2013 — Ривиста ди Эстетика 53:25-54.подробнее
  50. Hume e l’immaginazione ricreativa.Fabian Dorsch — 2013 — Rivista di Estetica 53:25-54.details

1 — 50 / 64

Доступ за пределами кампуса

Используете PhilArchive из дома?

Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts