Психология мужества: Георгий Михайлов — Психология мужества читать онлайн

Георгий Михайлов — Психология мужества читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …23

Георгий Михайлов

Психология мужества

Посвящается светлой памяти архимандрита Никодима (Миронова)

Введение

О благе мужества легко сказать, но воспитать мужчину в полном смысле слова — дело не простое. А по нынешним временам ещё и доказать необходимо, в том числе родителям, учителям и самим молодым людям, что великодушие и благочестие, отвага и самоотверженность, патриотизм и любовь к ближнему полезны им гораздо больше, нежели богатство и успех; что понятие свободы не тождественно вседозволенности. И доказывать сие тоже не просто, поскольку в наши дни стремительно утрачиваются моральные ориентиры; подвиг и честный труд уже не ценятся как прежде; досуг и обучение становятся всё более игровыми, виртуальными, а в реальной жизни остаётся всё меньше духовного, доброго, героического, — то есть того настоящего, человеческого, на чём ещё держится мир.

Тем не менее, без любви, верной дружбы, потребности в правде и справедливости, без отваги и чести настоящим мужчинам не обойтись. Великодушие — психическая норма сильного пола. Иначе он вырождается. С малых лет мужской характер закаляется в нравственной борьбе, в преодолении своих слабостей и дурных наклонностей. Добрыми делами воспитываются чувства, воля укрепляется дисциплиной, на базе совести возводится здание ума. Душа юноши растёт на духовной закваске. Ей нужны святыни для почитания, заповеди для исполнения. Ей нужны настоящие мужские дела и подвиги — пусть малые на первых порах, но обязательно настоящие (не игра). Мужество не приходит само собой. Его нельзя купить по случаю или взять взаймы.

Но что такое мужество? В чём его суть, где искать его истоки? Знать о том за тысячи лет до нас хотели многие мыслители, в том числе знаменитый философ Сократ со своими учениками. Так вот, с рассказа о том, как пытались они разрешить эту загадку, мы и начинаем.


Сократ (ок. 469–399 гг. до Р. Х.)

древнегреческий философ

Глава первая

ЗАГАДКА СОКРАТА

Древний диалог

«Что такое мужество?» — спросил однажды у своих учеников великий древнегреческий мудрец Сократ. Один из них, по имени Лaxec, ответил, почти не задумываясь, что мужествен в битве тот, «кто, оставаясь в строю на своём месте, старается отражать неприятелей и не бежит». Сократ согласился. Стойкость и смелость воинов действительно относятся к мужеству. Но это ведь ещё не всё мужество. Учитель ждал объяснения сути, а не примера мужественного поступка. Тем более, что и пример оказался не самым удачным.

В то время как древние греки на войне предпочитали держаться плотным строем, скифы, наоборот, атаковали, рассыпавшись по всему полю, и дрались не менее смело, когда убегали. Так они заманивали противника в погоню за собой, чтобы затем одолеть, расстроив его ряды. Да и сами греки порой поступали так же. Спартанцы, например, в битве при Платеях своим бегством вынудили персидских щитоносцев нарушить строй. Когда же те увлеклись преследованием бегущих, спартанцы внезапно повернули назад и победили неповоротливых персов в рукопашном бою. Подвижность и смекалка здесь пригодились грекам больше, чем стойкое, но неразумное сопротивление.

Напомнив об этом Лaxecy, Сократ пояснил: «Я хотел от тебя узнать о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вообще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасностей на море, в болезнях, бедности или в государственных делах, и опять ещё не о тех только, что мужественны относительно скорбей и страхов, но и кто силён в борьбе с вожделениями и удовольствиями».

В мужестве, утверждал Сократ, есть нечто общее, тождественное для любых жизненных ситуаций. «Постарайся же и ты, Лахес, сказать… что это за сила, которая, оставаясь одною и тою же при удовольствии и при огорчении, и при всех случаях… равно зовётся мужеством?»

В ответ ученик признался: «Понимать-то я, кажется, понимаю, что такое мужество, а вот только не знаю, как это оно сейчас от нас ушло, что я не успел схватить его и выразить словом».

На помощь растерявшемуся Лaxecy Сократ призвал другого участника их беседы — полководца Никия. Тот заявил, что мужество «есть некоторого рода мудрость». Сократ опять не возражал, но потребовал объяснения: «Что это за наука или наука о чём?» Под наукой (или мудростью) Никий разумел «знание опасного и безопасного на войне и во всех других случаях».

Сократ удивился. Ведь подобный признак мужества можно найти почти повсюду. Врачи знают, что опасно в болезнях, земледельцы и ремесленники — в своих делах. Каждый на своем месте знает, чего ему следует опасаться. Однако от этого знания никто не становится более мужественным. Да и вообще, не всякое знание добродетельно. Мудрость даёт нам силу духа. Здесь Никий был прав. Но мудрость содержится отнюдь не во всех науках, а лишь в тех, что приносят благо. То же стоит сказать и о мужестве. Сообразительность не делает героями подлецов, а безрассудный азарт или дурное упорство никому не приносят пользы. Тем более не украшает человека дикая свирепость. В сочетании решимости со злом, заметил Сократ, нет искомой нами гармонии (согласия), нет логики, способной объяснить добродетель мужества. Далее мы увидим, что там нет и самого мужества. Но не будем пока забегать вперёд.

Обратимся к истории

Сколько не бились ученики над загадкой Сократа, разрешить её до конца они так и не смогли. В итоге учитель заключил, что спорившие не достигли поставленной цели. «Все мы, — сказал он, — одинаково оказываемся в затруднении». Так заканчивается знаменитый философский диалог о мужестве «Лахес», дошедший до нас из глубины веков в изложении Платона (ученика и преемника Сократа), основавшего первую в мире академию.

Но ни Сократ, ни Платон не оставили нам точного определения сущности мужества. Не объяснил её и третий гений античной мысли — ученик Платона Аристотель, которому в пору его известности выпала особая историческая роль. Он обучал и воспитывал юного царя Александра Македонского, ставшего потом одним из величайших полководцев древнего мира.

То была эпоха могучих людей, громких военных побед и бурного расцвета культуры в границах колоссальной империи, завоеванной Александром. Культуры, впрочем, столь же блистательной, сколь и безнравственной, где доблесть и учёность, изящество форм и утончённость вкусов сочетались с кровавой жестокостью, рабством, развратом. Такая культура, по логике Сократа, не могла достичь полной гармонии. Храмы добродетелей не зиждутся на основании зла. Всё, создаваемое насилием, заведомо обречено на гибель. Потому после внезапной болезни и кончины тридцатитрёхлетнего Александра его македонская держава вскоре распалась, подобно прочим государствам завоевателей.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …23

7. Новая психология мужества. Анатомия страха [Трактат о храбрости]

7. Новая психология мужества

Мне хотелось бы рассмотреть стойкость в свете тех психологических аспектов, о которых мы говорили в предыдущих главах книги. Во-первых, навык основывается на действии, а значит, чтобы противостоять страху, мало анализировать его, необходимо придерживаться определенных правил поведения. Нарциссическая личность поглощена созерцанием собственной красоты, собственной важности или собственного страдания и с помощью психоаналитика упоенно смакует его, удобно расположившись на ложе печали. Requiescebam in amaritudine[73] — так с безжалостной иронией характеризовал подобное состояние святой Августин. Сейчас это высказывание можно было бы перевести как „Двадцать лет с Жаком Лаканом“. Мужество побуждает нас к действию, гонит прочь расслабленность. В нашей власти встать и совершить поступок, не надо ждать, пока изменится характер. Терапевтические методики постепенного приближения основываются именно на таком подходе. Сделайте для начала маленький шаг в нужном направлении, а сноровка выработается постепенно. Франклин Рузвельт в своей „Автобиографии“ вспоминает, что был болезненным и неуклюжим юнцом, крайне озабоченным недостатком решимости. Вот как произошел радикальный поворот в его жизни:

Помню, на меня глубоко повлияла одна книга Фредерика Марриета[74]. В ней говорилось о капитане военного судна, который советовал новичку, как научиться бесстрашию: в первом бою всем боязно, — объяснял капитан, — но надо взять себя в руки и действовать так, словно страха нет и в помине. Со временем притворяться не придется, ты и вправду станешь смельчаком только потому, что вел себя как смельчак, хоть и был напуган. Я взял этот совет на вооружение. Вначале многое внушало мне трепет, однако я вел себя так, будто совершенно спокоен, и постепенно действительно перестал бояться.

Выбирая некую активную жизненную программу, нужно в первую очередь прогнать прочь приятную расслабленность, а сделать это можно, лишь приняв другое важное решение: расширить свои возможности, дерзнуть, почувствовать радость небольших побед. Классики упоминали еще одну составляющую стойкости: терпение, основой которого является не покорность, а упорство. Вопреки общепринятому мнению, терпение всегда казалось мне созидательным качеством, вот и в письме Ван Гога к его брату Тео мы читаем: „Такие слова поистине достойны художника“. О чем это он? О фразе, сказанной Гюставом Доре: „У меня просто невероятное терпение“. И далее: „Я знаю, какие картины должен написать. И буду пытаться раз, другой, третий, сотый. Не отступлюсь, пока не сделаю“. Фома Аквинский давал терпению характеристику, всегда казавшуюся мне странной и ставшую понятной только теперь: „Терпелив не тот, кто не бежит от зла, но тот, кто не дает злу увлечь себя в пучину тоски. Терпение не позволяет унынию сломить наш дух, умалить его“.

Цель человека — величие, а суть величия — достоинство. Человек благородный, осознающий свою значимость, высоко себя ценит. Вот и еще одна опора для мужества: если силы изменяют, спасайся гордостью. Так говорил Ницше, обращаясь скорее к самому себе, чем к читателю. Спасайся гордым ощущением собственного достоинства. Рассуждая о самооценке, психологи бьют точно в цель, но ошибаются мишенью. К чему палить по куропатке на экране телевизора? Неправильно называть самолюбием просто высокое мнение о собственной персоне. Это скорее сознание своей дееспособности (Альберт Бандура) в сочетании с самоуважением. И вот еще что: когда человек сосредоточен на каком-то замысле, его внимание принимает спасительную направленность.

Теперь важно то, что снаружи, а не внутри. Страх силен, так как обращает сознание субъекта на него самого — про homo recurvatus[75] писали еще философы-цистерцианцы, — заставляя прислушиваться к каждому движению души, к малейшему телесному ощущению. Помните, что я говорил про ипохондрию? Смелый человек не слишком занят собой, он избавлен от пристального самонаблюдения, а потому может прослыть простодушным. „Я так поглощен собой!“ — жаловался Рильке, пытаясь оправдаться. В противоположность ему Антуан де Сент-Экзюпери воспевал рвение тех, кто долбит камень ради алмаза. Какой разный фокус внимания в первом и во втором случае!

Смелость зовет нас к великим свершениям, а вот страх перед неудачей связывает. Как же вырваться из этой ловушки? И тут на помощь приходит жалость. Мы — хрупкие существа, жаждущие величия. Наша цель превосходит наши возможности, вот почему последователи Выготского говорили о выходе за рамки зоны ближайшего развития, древнегреческие трагики писали о

hybris[76], а христиане — о стойкости, дарованной свыше. К жалости я добавил бы и чувство юмора, мягко напоминающее людям об их слабостях, освобождающее от кичливости, взирающее на недостатки с ласковой улыбкой. Видимо, именно эту снисходительную жалость к себе имели в виду схоласты, когда говорили о смирении. В качестве примера мне хотелось бы привести эпитафию, которую сочинил для себя Макс Ауб[77], замечательный писатель, к несчастью для себя родившийся в эпоху гениев: „Он сделал все, что смог“. Трудно найти более удачное выражение для смиренного мужества, поистине достойного восхищения.

Все великие мыслители считали упорство, то есть способность не ослаблять усилий, неотъемлемой частью стойкости. На противоположном полюсе находятся непостоянство, капризность и слабоволие. Непостоянный человек не в силах четко обозначить замысел, капризный готов идти на поводу у любого мимолетного желания, слабовольный пасует перед малейшей трудностью. В „Руководстве по позитивной психологии“, кратком изложении теории, разработанной Селигманом, есть глава, посвященная выносливости, где, что любопытно, эту черту называют биологической составляющей позитивного характера.

А отсюда рукой подать до гимнастики в понимании Валери или до размышлений Сартра об усталости. Усталость, как и удовольствия, писал неумолимый исследователь людских слабостей, приводит к тому, что дух вязнет в материи. Слово „выносливость“ происходит от глагола „нести“, и только тренировка способна усилить это качество, что прекрасно известно спортсменам.

Глава 4 Новая психология

Глава 4 Новая психология Искажение фактов Будучи основоположником новой психологической науки, Вильгельм Вундт является одной из виднейших фигур в этой области. Приступая к изучению истории психологии, не одно поколение студентов познакомилось с традиционной версией

Выпуск 20 Новая тема. Не мистика, а психология

Выпуск 20 Новая тема. Не мистика, а психология Здравствуйте!Давно мы не встречались… Работы навалилось, но, слава Богу, все получилось достаточно плодотворно. Во-первых, начали высылать тренажеры всем тем, кто их заказал. Во-вторых, начали издавать Курс «Память. Интеллект.

Глава 17 Новая психология

Глава 17 Новая психология Все тайны жизни и ее загадки, Указывают на один секрет: Тот, кто другим несет страдания, Сам будет должен пострадать в ответ. От прошлого до будущего века, Что сеет человек, то и пожнет, И если эта правда нам известна, Она одна нам счастье

Новая психологическая теория и новая точка зрения

Новая психологическая теория и новая точка зрения Эта книга представляет мужчин и мужскую психологию в новом, неожиданном свете. Прослеживая различные сюжеты в мифологии и теологии, я обнаружила в патриархальной культуре явную враждебность по отношению к сыновьям.

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

WIT-Набор. Упражнения и снаряды для тренировки мышцы мужества

WIT-Набор. Упражнения и снаряды для тренировки мышцы мужества Самое смелое, что вы можете сделать, когда храбрости совсем нет, — притвориться, что не боитесь, и действовать соответствующе. Кора Мэй Уайт Харрис, писательница 1. Разделите вертикальной линией страницу на две

Испытания мужества в автомобиле

Испытания мужества в автомобиле Опасной может стать и попытка преодоления страха за рулем автомобиля. Если кто-то, не нажимая на тормоза, мчится прямо на развязку скоростного шоссе, то речь, скорее всего, идет о зашедшем слишком далеко испытании мужества, а не о внезапном

Project MUSE — Психологическая смелость

Добродетель мужества проявляется в различных формах в жизни человека. Типы мужества можно широко дифференцировать с точки зрения страха, с которым необходимо столкнуться, и цели, которую необходимо достичь. В истории этики достаточно подробно обсуждались две формы мужества. «Физическое мужество» характеризуется преодолением страха смерти или физического вреда. Цели, которые должны быть достигнуты его осуществлением, традиционно определяются обществом или требованиями выживания. Парадигматический пример — Аристотель (1987) отважный воин, которому предстоит смерть, чтобы защитить свой город (1115a25–35). Другим примером может быть храбрая защита себя и семьи от угрозы со стороны природы, такой как наводнение или опасный хищник. Вторая форма, «нравственное мужество», также имеет некоторые аллюзии у Аристотеля (1115a12–13; 1115b1–2), но изображение Сократа Платоном во многом является архетипом морального мужества в западной философии. Хотя Сократ, как также говорят, продемонстрировал физическое мужество при защите Афин, его бесстрашие в защите глубоко укоренившегося высшего морального блага против общества , вдохновившего бесчисленное количество читателей Платона, от стоиков до сегодняшних студентов. 1 В моральном мужестве главный страх — это потеря этической целостности или аутентичности, но моральное мужество также связано с противостоянием общественному неодобрению (Martin 1986, ch. 4; Walton 1986). Человек, противостоящий своей группе сверстников из-за расистской шутки, проявляет моральное мужество. Действуя мужественно, человек сохраняет моральную целостность, в то же время преодолевая страх быть отвергнутым друзьями. Есть множество других примеров: разоблачитель, подвергающийся остракизму со стороны коллег за то, что обратил внимание на несправедливость на рабочем месте, или квакер или буддист, протестующий против производителя оружия. Примеры физического и морального мужества часто пересекаются. Ганди (как и Сократ) проявлял моральное мужество перед смертью, и солдату в бою, возможно, придется столкнуться с равным неприятием его героических действий. Однако это различие, хотя и неточное, действительно полезно для совершенно разных форм мужественного опыта. [End Page 1]

В этой статье я хочу представить третью форму мужества, почти никогда не обсуждавшуюся в литературе. Лучше всего назвать его «психологическим мужеством». Это форма добродетели, которой миллионы людей должны обладать и регулярно тренировать. Страх, с которым приходится сталкиваться, обычно не страх физического вреда и не страх социального остракизма. Не является серьезной проблемой и потеря моральной целостности. Страх концентрируется вокруг потери психологической устойчивости. Я говорю о мужестве, которое требуется, чтобы противостоять нашим иррациональным страхам и тревогам, тем страстям, которые, по выражению Спинозы, держат нас в рабстве. Они могут варьироваться от привычек и компульсий до фобий. Аристотель отнес бы многие из них к несдержанности. Привычка к алкоголю или иррациональный страх перед открытыми пространствами отражают отсутствие надлежащего баланса в отношении удовольствий жизни. Но столкновение с этими привычками или тревогами и преодоление их может потребовать мужества по нескольким причинам. Во-первых, признать проблему — значит столкнуться с возможностью стигматизации со стороны общества. В этом смысле психологическое мужество имеет некоторое сходство с моральным мужеством. Во-вторых, столкновение с тревогой или изменение привычки может сопровождаться сильной болью, физической и психологической, и человек знает об этом заранее. В-третьих, и это наиболее важно для этой формы мужества, стабильность…

Шесть атрибутов мужества

Мужество — это то, чего хотят все, — это качество хорошего характера, которое делает нас достойными уважения. От Библии до сказок; от древних мифов до голливудских фильмов, наша культура богата образцовыми рассказами о храбрости и самопожертвовании во имя общего блага. От трусливого льва в Волшебник страны Оз , который находит в себе смелость противостоять ведьме, до Давида, сражающегося с Голиафом в Библии, до Звездных войн и Гарри Потт г, дети воспитываются на диете из героических и поучительных сказок.

Однако мужество — это не только физическая храбрость. Книги по истории рассказывают красочные истории об общественных деятелях, таких как Мартин Лютер Кинг и Нельсон Мандела, которые решили выступить против несправедливости с большим личным риском. Предприниматели, такие как Стив Джобс и Уолт Дисней, которые шли на финансовый риск, чтобы следовать своей мечте и внедрять инновации, подобны современным рыцарям, олицетворяющим награды и общественное признание, которые может принести мужество.

Мужество бывает разным: от физической силы и выносливости до умственной стойкости и изобретательности. Приведенные ниже цитаты демонстрируют шесть различных способов определения мужества. Какие наиболее актуальны для вас? В последнем разделе я предлагаю упражнение, которое поможет вам определить и использовать собственную смелость.

1. Чувство страха, но решение действовать

«Бран думал об этом. «Может ли человек оставаться храбрым, если он боится?» «Это единственный момент, когда человек может быть храбрым», — сказал ему отец. — Джордж Р. Р. Мартин, Игра престолов

«Страх и отвага — братья». —Пословица

«Я узнал, что мужество — это не отсутствие страха, а победа над ним. Храбр не тот, кто не боится, а тот, кто побеждает этот страх». — Нельсон Мандела

«Нет живого существа, которое бы не боялось, когда оно сталкивается с опасностью. Истинное мужество — это встреча с опасностью, когда вы боитесь». — Л. Фрэнк Баум, Чудесный Волшебник страны Оз

«Бояться, но идти вперед и делать то, что должно быть сделано, — это мужество. Тот, кто не чувствует страха, — дурак, а тот, кто позволяет страху управлять собой, — трус.» — Пирс Энтони

«Мужество заключается в том, чтобы делать то, что вы боитесь сделать. Не может быть мужества, если вы не боитесь. Имейте смелость действовать, а не реагировать». — Оливер Уэнделл Холмс

2. Следовать за своим сердцем

«Страсть — это то, что сводит нас с ума, заставляет нас делать невероятные вещи, открывать, бросать вызов самим себе. Страсть есть и всегда должна быть сердцем мужества». — Мидори Комацу

«И самое главное, имейте мужество следовать своему сердцу и интуиции. Каким-то образом они уже знают, кем вы действительно хотите стать. Все остальное второстепенно.» — Стив Джобс, вступительная речь в Стэнфорде, июнь 2005 г. Не осмелиться — значит потерять себя». —Сорен Кьеркегор

«Требуется мужество… чтобы вынести острую боль самопознания, а не принять тупую боль бессознательности, которая будет длиться всю оставшуюся жизнь. ” — Марианна Уильямсон, «Возвращение к любви: размышления о принципах «Курса чудес»»

3. Стойкость перед лицом невзгод

«Когда мы боимся, мы не должны пытаться доказать, что опасности нет, но укрепляя себя, чтобы идти вперед, несмотря на опасность». — Марк Резерфорд

«Герой не храбрее обычного человека, но он храбрее на пять минут дольше». — Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882)

«Большинство наших препятствий растает, если вместо того, чтобы прятаться перед ними, мы решим смело пройти через них.» — Орисон Светт Марден (1850–1924)

«Мужество не всегда вызывает рев. Иногда мужество — это тихий голос в конце дня, который говорит: «Я попробую еще раз завтра». — Мэри Энн Радмахер

«Назад? он подумал. «Ничего хорошего! Идти боком? Невозможно! Иди вперед? Единственное, что нужно сделать! Идем! Так что он встал и побежал вперед, держа перед собой маленькую саблю и ощупывая одной рукой стену, а сердце его стучало и стучало. — Д.Р.Р. Толкин, Хоббит

«В драке важен не размер собаки, а размер драки в собаке». —Марк Твен

4. Бороться за то, что правильно

«Иногда противостоять злу важнее, чем победить его. их жизни. Такое самоотверженное мужество само по себе является победой «. —Н.Д. Уилсон, Одуванчик Огонь

«Говори, что думаешь, даже если твой голос дрожит.» — Мэгги Кун, общественный деятель

«От заботы исходит мужество». — Лао-цзы

«Гнев — это прелюдия к мужеству». — Эрик Хоффер

5. Расширение горизонтов; Отпуская фамильяра

«Человек не может открыть новые океаны, если у него не хватит мужества потерять берег из виду». — Лорд Честерфилд

«Этот мир требует качеств молодости; не время жизни, а состояние ума, характер воли, качество воображения, преобладание мужества над робостью, жажды приключений над праздной жизнью». — Роберт Ф. Кеннеди

«Жизнь сжимается или расширяется пропорционально мужеству». — Анаис Нин

6. Встречать страдания с достоинством или верой

«Нет необходимости стыдиться слез, ибо слезы свидетельствуют о том, что человек обладает величайшим мужеством, мужеством страдать». — Виктор Франкл

«Идеальный мужчина переносит жизненные невзгоды с достоинством и изяществом, используя обстоятельства наилучшим образом». — Аристотель

«До дня своей смерти ни один человек не может быть уверен в своей храбрости.» — Жан Ануль

«Мужественный человек также полон веры». —Марк Туллий Цицерон

Упражнение для развития мужества

Для этого упражнения вам понадобятся блокнот и ручка, а также тихое, ничем не нарушаемое пространство, в котором вы можете размышлять.

Начиная с первого определения мужества — «чувствуя страх, но решив действовать», — ответьте на следующие вопросы:

Представьте ситуацию взрослого, когда вы испугались, но решили столкнуться со своим страхом.

  • Что вы наблюдали, думали и чувствовали в это время? (например, «Я увидел американские горки и почувствовал бабочек в животе»)
  • Что вы или окружающие вас люди говорили, думали и делали, чтобы помочь вам справиться со своим страхом? (например, «Я сказал себе, что если маленькие дети могут заниматься этим, то и я смогу»)
  • В какой момент твой страх начал уменьшаться? Как вы себя чувствовали после этого?
  • Теперь вспомните ситуацию из детства, когда вы столкнулись со своим страхом. Чем она была такой же или отличной от первой ситуации?
  • Наконец, подумайте о ситуации, с которой вы сейчас сталкиваетесь, которая вызывает страх или тревогу. Чего ты больше всего боишься? (например, меня уволят, если я попрошу начальника о повышении)
  • Теперь, есть ли способ применить те же навыки, которые вы использовали в двух предыдущих ситуациях, чтобы быть более смелым в этой ситуации? Напомните себе, что у вас есть эти навыки и вы успешно использовали их в прошлом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts