Понятие высшей психической функции: Высшие психические функции — Психологос

Содержание

Понятие высшей психической функции. Структура впф (по л.С. Выготскому).

Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический.

При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями.

В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс развития высших форм поведения ребенка».

— процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления.

— процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.)

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Основываясь на гипотезе интериоризации, внешняя деятельность служит первоначальным источником психической деятельности благодаря интериоризации (вращиванию во внутрь) и является местом хранения важнейших ее черт, таких как орудийность и социальность.

Также Выготский сформулировал свой закон об образовании высших психических функций (ВПФ).

ВПФ по Выготскому – произвольные, целенаправленные, осознанные, опосредованные, исторические, искусственные, системные. Однако, что способствует тому, что ребенок способен регулировать свою психическую деятельность? Ученый провел аналогию между внутренней и внешней деятельностью. Поскольку внешней деятельности присуща орудийность, то должно существовать и внутреннее орудие, характерное только для внутренней деятельности. Для Выготского таковым являлся знак, закрепленный в форме слова и в значении слова. Знак замещает реальный предмет, с которым внешне не похож. Речь по Выготскому выступает универсальной знаковой системой, которая позволяет ребенку овладеть всеми необходимыми познавательными функциями. Когда ребенок овладевает речью, одновременно открывается возможность овладения высшими психическими функциями.

Однако ребенок не изобретает речь, поскольку она является культурно-историческим наследием человека. Первоначально ребенок усваивает речь благодаря помощи взрослого.

Л.С. Выготский дает формулировку общего генетического закона культурного развития: каждая высшая психическая функция проявляется дважды, изначально в качестве интепсихической функции (функция разделена между взрослым и ребенком, она представляет их совместную деятельность), а потом в качестве самостоятельной интрапсихической функции человека. Если следовать этому закону, то психическая природа человека представляется комплексом общественных отношений, которые были перенесены внутрь и впоследствии стали личностными функциями человека и формами ее структуры.

Присвоение ребенком общественно-исторических методов внутренней и внешней деятельности служит отображением психического онтогенеза. Благодаря культурно-исторической концепции Выготский сформулировал законы психического развития ребенка. Ниже приведены основные из них:

• Закон формирования ВПФ гласит, что первоначальное возникновение ВПФ выступает в форме коллективного поведения, выражается через сотрудничество с окружающими, и лишь потом идет становление ВПФ как внутренних индивидуальных функций самого ребенка. Формирование ВПФ происходит при жизни как результат освоения орудий и средств, выработанных в течение исторического развития общества;

• Закон неравномерности детского развития говорит о том, чтокаждая составляющая психики ребенка имеет свой период развития, он носит название сензитивного периода.

Суть возрастной сензитивности объясняется через системное и смысловое строение сознания в гипотезе Выготского. Системность строения сознания подразумевает структуру конкретных психических процессов, т.е. психическая функция в характерный для нее сензитивный период составляет центр данной системы, а остальные процессы психической деятельности будут развиваться в характерных именно для них период под влиянием уже этой функции, которая сформировалась в сознании. Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Понятие высших психических функций (ВПФ). Законы и свойства ВПФ.

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. Высшие психические функции — культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой.

· Социальные по своему происхождению — говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм — интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.

· Опосредованные по строению — внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом — представления о том, что в культуре принято и понятно.

· Произвольные по характеру регуляции — человек может ими сознательно управлять.

Законы развития ВПФ – 1. Закон опосредования – в процессе фило- и онтогенеза наблюдается переход от природных естественных форм и способов поведения к опосредствованным (искусственным), возникшим в процессе культурного развития психическим функциям.

2. Фундаментальный закон — «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». ВПФ – это произвольная память, произвольное внимание, логическое М. и др.


3. Закон интериоризации— перенос из внешнего плана во внутренний. Всякая психическая ф-ция появляется в результате перехода извне во внутрь. Ребенок способен использовать средства, усвоенные в практике совместной деятельности для управления собственным поведением. Оно становится произвольным и осознанным.

 

4. Общегенетический. В процессе развития ребенок начинает применять к себе те формы и способы поведения, к-рые первоначально другие применяли к нему.

 

Основные свойства ВПФ:

1.Социальные по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между собой людьми ( Функция слова)

2.Опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ: появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс.

3. Произвольны по процессу формирования (произвольность- результат опосредованности, освоение средств).

4. Системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности).

 

Центральным понятием теории Выготского является понятие ВПФ, которые есть только у человека. Выделяются 4 свойства, характеризующие ВПФ и отличающие их от натуральных:

1)ВПФ по своему строению являются опосредствованными психологическими орудиями, которые созданы в обществе в процессе его культурно-исторического развития, важнейшим из которых является язык;

2)эти функции по своему происхождению являются социальными, то есть они возникают только в обществе в результате присвоения всех выработанных психологических орудий;

3)ВПФ по способу управления являются произвольными, благодаря присеваемым психологическим орудиям (в первую очередь языку) человек получает возможность сам управлять своей психикой и поведением;

4)данные функции являются системными, то есть они всегда возникают как целостные системы тесно связанных друг с другом самых разных ВПФ (память, внимание, восприятие, М. , речь), следовательно, появление у человека ВПФ сопровождается коренным преобразованием его психики, она становится иной по сравнению с психикой животных.

 

Проблема обучения и развития в работах ЛСВ. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.
Среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.
Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.
Отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Среду надо рассматривать относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1.
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
Движущая сила психического развития – обучение. Развитие и обучение – это разные процессы. Процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Развитие – есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л.С.Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения. Если системное развитие сознания обучения не оказывает прямого влияния, то развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно непосредственно управлять. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания. Поэтому, по словам Л.С.Выготского, «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии».

ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития
УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам
УПР – задачи, решаемые с помощью взрослых
ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии

Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.
Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.
Пример: экспедиция. Проводят полевые исследования. Вопрос про крайний север у людей средней азии, задают логическую задачу. (про медведей)
У них не было опыта и обучения. Проведя дополнительную подготовку можно добиться ответа.
Выготский признавал роль внутренних факторов, но полагал что все стороннее понимание не возможно без изучения психологических орудий которое культура предоставляет ребенку и использование которых она от него требует.
Каждая функция как внешняя социальная и затем как внутренняя интерпсихическая.
Психические функции, процессы. Низшие и высшие психические функции. Они низшие когда непроизвольны. А высшие всегда произвольны и опосредованы.
Благодаря имени мы узнаем всю свою родословную.
Большой вклад в разработку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считавший их решающей силой развития. Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея Л.С. Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития. Он писал: То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития, которая помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Таким образом, состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней — уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Выдвинув это положение, Выготский подчеркнул, что при обучении и воспитании, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих уровню его актуального развития и ближайшим возможностям. Но в то же время, зная то, что он сегодня может выполнить с помощью взрослого, наводящих вопросов с его стороны, примеров, показа, а завтра — самостоятельно, учитель может целенаправленно совершенствовать развитие детей в соответствии с требованиями общества.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒



Читайте также:



Техника нижней прямой подачи мяча

Комплекс физических упражнений для развития мышц плечевого пояса

Стандарт Порядок надевания противочумного костюма

Общеразвивающие упражнения без предметов



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.005 с.)

Понятие высших психических функций и память как ВПФ. — КиберПедия

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении. ..

Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда…

Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному…

Интересное:

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…

Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль…

Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

Вся концепция Л. С. Выготского строится на понятиях низших психических функций (НПФ) и высших психических функций (ВПФ).

Проведем сравнительный анализ:

НПФ ВПФ
Это примитивные психические функции, которые заложены в человеке от природы. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловлены, прежде всего, биологическими факторами. Это сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в высшие психические функции.
Отличительные характеристики: 1. Непроизвольность – человек не контролирует их (или мало контролирует, т.к. не может полностью подавлять или игнорировать, как, например, чувство голода, которое запускает поисковое поведение – можно отложить реализацию по времени, но нельзя полностью проигнорировать). Пример с памятью: маленький ребенок непроизвольно и спонтанно осваивает человеческую речь, жесты и мимику из окружающего мира, механически запоминая и копируя образы. А вот уже сознательное изучение дополнительного иностранного языка будет – ВПФ. 2. Непосредственность – процесс работы НПФ происходит без привлечения дополнительных средств. Реализуются НПФ спонтанно. Отличительные характеристики: 1. Произвольность – носят произвольный характер 2. Осознанность – т.е. процесс запоминания осознается сами человеком в процессе запоминания 3. Опосредованность – т.е. необходимость использования определенного средства при произвольном управлении. Главным средством является речь. Также пример опосредованности запоминания – узелки на память. 4. Системность – любая ВПФ – это психологическая система. Например, память не есть сама по себе – она всегда связана с другими психологическими функциями (мышление, речь). 5. Социальность – любая ВПФ по своему происхождению – социальна, т.е. требует определенной социальной ситуации, в которой она возникнет.

Если рассматривать процесс развития ВПФ, то они появляются и формируются из НПФ. Сначала все психические функции существуют в своем природном первоначальном виде и только в развитии индивида, с приобретением опыта НПФ становится ВПФ посредством процесса интериоризации. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Например, как утверждал Выготский, если раньше приказ (запомнить что-то) и исполнение (само запоминание) были разделены между двумя людьми, то теперь оба действия выполняются одним и тем же человеком. Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но внутри и под контролем культурного.

 

Память, как ВПФ, по Выготскому – это прежде всего процесс осознанного опосредованного запоминания. В ходе своего развития память человека претерпевает существенные изменения. В начале человек непосредственно запоминает информацию, не подвергая ее какой-либо обработке. В ходе своего развития индивид приобретает навыки использования средств для запоминания нового материала (первое из средств – это речь). В процессе освоения процедуры опосредования меняется место памяти в системе психических функций. То, что при непосредственном запоминании берется непосредственно памятью, то при опосредованном запоминании берется с помощью ряда психических операций, которые могут не иметь ничего общего с памятью; происходит, следовательно, замещение одних психических функций другими. Др. словами, в ходе развития памяти, изменяется не только и не столько структура самой функции, сколько изменяется характер функций, с помощью которых происходит запоминание, изменяется межфункциональное отношение, связывающее память с другими функциями.

 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…



© cyberpedia. su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

нервная система человека | Описание, развитие, анатомия и функции

нервная система

Все СМИ

Похожие темы:
болезнь нервной системы сенсорный прием человека человеческое тело нейронная инженерия болезнь нервной системы

См. все связанные материалы →

нервная система человека , система, проводящая раздражения от сенсорных рецепторов к головному и спинному мозгу и проводящая импульсы обратно к другим частям тела. Как и у других высших позвоночных, нервная система человека состоит из двух основных частей: центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервы, передающие импульсы к центральной нервной системе и от нее). У человека мозг особенно велик и хорошо развит.

Пренатальное и постнатальное развитие нервной системы человека

Почти все нервные клетки или нейроны образуются во время пренатальной жизни, и в большинстве случаев после этого они не заменяются новыми нейронами. Морфологически нервная система впервые появляется примерно через 18 дней после зачатия с образованием нервной пластинки. Функционально он появляется с первыми признаками рефлекторной деятельности на втором месяце внутриутробного развития, когда раздражение прикосновением к верхней губе вызывает реакцию отдергивания головы. На третьем месяце можно вызвать многие рефлексы головы, туловища и конечностей.

В ходе своего развития нервная система претерпевает значительные изменения, чтобы достичь своей сложной организации. Чтобы произвести примерно 1 триллион нейронов, присутствующих в зрелом мозге, в среднем должно генерироваться 2,5 миллиона нейронов в минуту в течение всей внутриутробной жизни. Это включает в себя формирование нейронных цепей, включающих 100 триллионов синапсов, поскольку каждый потенциальный нейрон в конечном итоге связан либо с выбранным набором других нейронов, либо с конкретными мишенями, такими как сенсорные окончания. Более того, синаптические связи с другими нейронами устанавливаются в определенных местах на клеточных мембранах нейронов-мишеней. Совокупность этих событий не считается исключительным продуктом генетического кода, поскольку генов просто недостаточно, чтобы объяснить такую ​​сложность. Скорее, дифференцировка и последующее развитие эмбриональных клеток в зрелые нейроны и глиальные клетки достигаются за счет двух наборов влияний: (1) специфических подмножеств генов и (2) стимулов окружающей среды изнутри и снаружи эмбриона. Генетические влияния имеют решающее значение для развития нервной системы в упорядоченных и синхронизированных по времени последовательностях. Дифференцировка клеток, например, зависит от ряда сигналов, которые регулируют транскрипцию, процесс, в котором молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) дают начало молекулам рибонуклеиновой кислоты (РНК), которые, в свою очередь, выражают генетические сообщения, контролирующие клеточную активность. Влияние окружающей среды, происходящее от самого эмбриона, включает клеточные сигналы, состоящие из диффундирующих молекулярных факторов (9). 0023 см. ниже Развитие нейронов). Факторы внешней среды включают питание, сенсорный опыт, социальное взаимодействие и даже обучение. Все это необходимо для правильной дифференциации отдельных нейронов и тонкой настройки деталей синаптических связей. Таким образом, нервная система требует постоянной стимуляции на протяжении всей жизни для поддержания функциональной активности.

Развитие нейронов

На второй неделе внутриутробной жизни быстро растущая бластоциста (пучок клеток, на который делится оплодотворенная яйцеклетка) уплощается, образуя так называемый эмбриональный диск. Зародышевый диск вскоре приобретает три слоя: эктодерму (наружный слой), мезодерму (средний слой) и энтодерму (внутренний слой). Внутри мезодермы растет хорда, осевой стержень, служащий временным позвоночником. И мезодерма, и хорда выделяют химическое вещество, которое инструктирует соседние недифференцированные клетки эктодермы и побуждает их утолщаться вдоль того, что станет дорсальной срединной линией тела, формируя нервную пластинку. Нервная пластинка состоит из клеток-предшественников нервных клеток, известных как нейроэпителиальные клетки, которые развиваются в нервную трубку (9).0023 см. ниже Морфологическое развитие). Затем нейроэпителиальные клетки начинают делиться, диверсифицироваться и давать начало незрелым нейронам и нейроглии, которые, в свою очередь, мигрируют из нервной трубки в свое окончательное место. Каждый нейрон образует дендриты и аксон; аксоны удлиняются и образуют ответвления, окончания которых образуют синаптические связи с выбранным набором нейронов-мишеней или мышечных волокон.

Britannica Quiz

Человеческое тело

Возможно, вы знаете, что человеческий мозг состоит из двух половин, но какая часть человеческого тела состоит из крови? Узнайте об этом факте и многом другом, проверив оба полушария своего мозга в этой викторине по анатомии человека.

Замечательные события этого раннего периода развития включают упорядоченную миграцию миллиардов нейронов, рост их аксонов (многие из которых распространяются по всему мозгу) и образование тысяч синапсов между отдельными аксонами и их нейронами-мишенями. Миграция и рост нейронов зависят, по крайней мере частично, от химических и физических воздействий. Растущие кончики аксонов (называемые конусами роста), по-видимому, распознают и реагируют на различные молекулярные сигналы, которые направляют аксоны и нервные ветви к их соответствующим мишеням и устраняют те, которые пытаются синапсироваться с неподходящими мишенями. Как только синаптическая связь установлена, клетка-мишень высвобождает трофический фактор (например, фактор роста нервов), который необходим для выживания синапсирующих с ней нейронов. Сигналы физического наведения участвуют в контактном наведении или миграции незрелых нейронов вдоль каркаса глиальных волокон.

В некоторых областях развивающейся нервной системы синаптические контакты изначально не являются точными или стабильными, а позже за ними следует упорядоченная реорганизация, включая элиминацию многих клеток и синапсов. Нестабильность некоторых синаптических связей сохраняется до достижения так называемого критического периода, до которого влияние окружающей среды играет значительную роль в правильной дифференцировке нейронов и тонкой настройке многих синаптических связей. После критического периода синаптические связи становятся стабильными и вряд ли будут изменены влиянием окружающей среды. Это говорит о том, что на определенные навыки и сенсорную деятельность можно влиять в процессе развития (включая постнатальную жизнь), а для некоторых интеллектуальных навыков эта способность к адаптации, по-видимому, сохраняется во взрослом и пожилом возрасте.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться

История развития высших психических функций

  • title={История развития высших психических функций}, автор={Л. С. Выготский и Роберт В. Рибер}, год = {1997} }
    • Л. С. Выготский, Р. Рибер
    • Опубликовано 1997
    • Образование

    Проблема развития высших психических функций. Метод исследования. Анализ высших психических функций. Структура высших психических функций. Генезис высших психических функций. Развитие речи. Предыстория развития письменности. Развитие арифметических операций. Овладение вниманием. Развитие мнемонических и мнемотехнических функций. Развитие речи и мышления. Самоконтроль. Развитие высших форм поведения. Проблема… 

    View Via Publisher

    Разница Виготского между более низкими и более высокими психическими функциями и недавними исследованиями по младенческому когнитивному развитию

    • Eugene Subbotsky
    • Психология

    • 1996

    ОСНОВНЫЕ ТОРИТИЧЕСКИЕ ТАОРИТИЧЕСКИЕ ТОРИТИЧЕСКИЕ ТОРИТИЧЕСКАТИЧЕСКИЕ СОВЕТИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАЦИИ. Приближаемость. Приближаемый по кожу. был его тезис о том, что психические функции человека имеют социальное происхождение. Делая это заявление, Выготский столкнулся с…

    Перспективы развития Л.С. Идеи Выготского в клинической психологии

    • Тхостов А.
    • Психология

    • 2016

    Работа посвящена развитию Л. С. Выготского в клинической психологии и уточнение некоторых основных положений культурно-исторической концепции. В статье представлена ​​диссертация…

    Когда все новое становится хорошо забытым старым: взгляды Выготского/Лурия на развитие исполнительных функций.

    Авторы исследуют эволюцию представлений о внекортикальной организации высших психических функций от ее истоков до недавних открытий о нейропсихологических траекториях развития управляющих функций.

    Исследование внутренней речи и высших психических функций через речевые профили

    • Верани А.
    • Психология

    • 2012

    включены – имеют социальный генезис. Способность говорить и все…

    Интегральная периодизация общего психологического развития

    • Слободчиков В., Цукерман Г.
    • Психология

    • 2003

    Стремление обобщить современные знания о поэтапной структуре психологического развития человека в единую последовательность, охватывающую различные этапы процесса развития, а также его… Комплексы социально-психологической адаптации детей с умственной отсталостью

    • Лебедева А. В.
    • Психология, медицина

    • 2013

    Автор анализирует социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью психодинамического подхода к изучению личности – основных показателей детерминант поведения – защитных механизмов и смысловых установок личности с выделением основных закономерностей социально-психологической адаптации детей с нормальным и патологическим развитием.

    Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников

    • .. Л. Харрис, А. О., Шаграева
    • Психология

    • 2021

    . Эмоциональные процессы являются важнейшим классом психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависит физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…

    Научные подходы к изучению психологического сопровождения у ребенка с синдромом Дауна синдром

    В период масштабных изменений в области специального образования возрастает необходимость создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с учетом специальных образовательных требований…

    Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников

    Эмоциональные процессы — важнейший класс психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависит физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…

    Формирование способности к децентрации в дошкольном возрасте

    • Андреева А.
    • Психология

    • 2018

    В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного развитию децентрационной способности в дошкольном возрасте. The phenomenon of decentration is considered as a cognitive ability to…

    SHOWING 1-6 OF 6 REFERENCES

    The Vygotsky Reader

    • R. Veer, J. Valsiner, F. Wetenschappen
    • Psychology

    • 1994

    Предисловие. Введение. 1. Введение в русский перевод Фрейды «По ту сторону принципа удовольствия»: Лев Выготский и Александр Лурина. 2. Принципы социального воспитания глухонемых…

    Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию встраивается в культурные, исторические и социальные процессы. Этот тезис противопоставляется…

    Понимание Выготского: поиски синтеза

    • Р. Вир, Дж. Вальсинер
    • Психология

    • 1992

    Часть 1: Лев Выготский литература и искусство. Часть 2 Первые годы в Москве 1924-1928: педагогическая психология дефектология роль психоанализа контекст входа Выготского в психологию -…

    Разум в обществе: развитие высших психологических процессов: Harvard University Press

    • Л. Выготский
    • Психология

    • 1978

    Психология развития Жана Пиаже

    • Дж. Флавелл
    • Психология

    • 1963

    Культура и мысль; психологическое введение

    • М. Коул, С. Скрибнер
    • Психология

    • 1974

    Высшее познание: механическая перспектива

    Познание представляет собой процесс получения информации в механическом потоке системы. При познании входные данные принимаются сенсорными модальностями, а выходные данные могут возникать в виде моторной или другой реакции. Сенсорная информация внутренне преобразуется в набор представлений, который является основой для последующей когнитивной обработки. Это противоречит традиционному определению, основанному на психических процессах, феномене разума, который берет свое начало в прошлых представлениях философии.

    Научное определение познания

    Словари обычно называют познание набором психических процессов для приобретения знаний [1] [2] . Однако эта точка зрения исходит из отнесения психических процессов к акту мышления и закреплена в философских описаниях разума, включая понятия сознания и интенциональности [1] [3] [4] . Это также предполагает, что объекты природы являются отражением истинных и определенных форм, и создает разделение между субстанциями материи и субстанции разума.

    Вместо этого материальное описание познания ограничивается физическими процессами, доступными природе. Примером может служить исследование распознавания лиц приматов, где измерения черт лица служат основой для распознавания объектов 90 263 [5] 90 264 . Эта точка зрения также исключает представление о том, что существует врожденное и предварительное знание объектов, поэтому познание будет формировать представление объектов из их составных частей [6] [7] . Точно так же нельзя ожидать, что физические процессы познания будут функционально детерминированы.

    Следующие разделы о познании сосредоточены на информационной перспективе. Например, поток информации как физический процесс является фундаментальной причиной познания, поэтому эта шкала интереса полезна для формирования ожиданий в отношении когнитивных процессов. Эти ожидания не исключают других уровней биологической иерархии, которые дают представление о функциях мозга, таких как действие отдельных нейронов в областях мозга приматов и их влияние на двигательную функцию [8] [9] .

    Механическая перспектива познания

    Научная работа обычно признает механическое описание информации и физических процессов в качестве движущих сил познания. Однако точка зрения, основанная на двойственности физической и умственной обработки, в небольшой степени сохраняется в академическом мире. Например, существует гипотеза о связи между человеческим разумом и его симуляцией [10] . Эта идея основана на предположениях об интенциональности и акте мышления. В отличие от этого взгляда физический процесс познания определяется порождением действия в нейронных клетках вне зависимости от нематериальных процессов [11] .

    Другой результат физических ограничений познания наблюдается в намерении двигать конечностью тела, например, когда человек тянется к объекту через стол. Вместо этого исследования заменили назначение интенциональности материальной интерпретацией этого действия и показали, что релевантная нейронная активность возникает до осознания связанного с ним двигательного действия 90 263 [12] 90 264 .

    В естественных науках нейронная система изучалась в различных биологических масштабах, в том числе на молекулярном уровне и на более высоком уровне в случае обработки информации [13] [14] . С точки зрения более высокого уровня, нейронные системы функционально аналогичны моделям глубокого обучения информатики, поскольку обе основаны на информации и потоке информации [15] [16] . Это позволяет использовать сравнительный подход для понимания когнитивных процессов. Однако на более низком уровне искусственная нейронная система зависит от абстрактной модели нейронов и сети, поэтому здесь нейронная система животных вряд ли сопоставима.

    Сфера применения данного определения

    Используемое здесь определение познания ограничивается набором механических процессов [1] . Более того, когнитивная обработка описывается с широкой точки зрения, с некоторыми примерами из зрительной системы, а также с выводами из подходов глубокого обучения в компьютерных науках.

    Это информационная перспектива познания, так как эта шкала обладает объяснительной силой в объяснении причин познания. Другие шкалы, как большие, так и малые, кажутся менее подходящими для построения объяснений познания. В более широком масштабе, если мы рассматриваем психические процессы как явления разума, тогда феномены познания подлежат простой интерпретации, руководствуясь восприятием и впечатлением, и не ограничиваются истинными замыслами и процессами природы. На более низком уровне моделирование познания менее поддается обработке как деятельность на уровне отдельных нейронных клеток, учитывая сложность соответствующих экспериментов. Эти представления о масштабе и перспективе играют ключевую роль в поиске объяснений явлений природы 9.0263 [17] .

    Существуют также идеи с других точек зрения, но определение, которое следует ниже, не является систематическим обзором исследований разума или широким обзором эмпирических знаний в когнитивных науках; вместо этого это узкий обзор физических процессов и явлений информации высшего познания. Это определение также предназначено для широкой аудитории и академических работников вне науки о познании. Однако в рамках практики когнитивной науки технические термины могут определяться в другом контексте в соответствии с более строгими определениями, рекомендованными в этой статье 9.0263 [8] [18] .

    Организация познания как науки

    Следующие разделы представляют категории познания и его процессов. Однако они не отражают истинного разделения в познании, так как познавательные процессы не до конца изучены на механистическом уровне. Вместо этого подразделения основаны на обычно используемых границах в размышлениях о познании, например, в разделении между сенсорным восприятием и высшими рассуждениями относительно понятий.

    Последний раздел, посвященный концептуальному знанию, представляет собой синтез идей из предыдущих разделов и служит для понимания общих свойств высшего познания. Главной темой разделов является то, что нейронная сеть и ее информационный поток являются основой для более глубокого понимания когнитивных процессов.

    Определение терминологии

    В этой статье используется терминология из области науки и техники, которая требует дальнейшего разъяснения. Примером является (ментальное) представление. В этом случае репрезентация обычно определяется как информация, соответствующая идее или образу. Это частный случай, когда имеется ссылка на разум, но этот термин также является напоминанием о том, что происхождение этих явлений находится в самом мозгу. Они закодированы в нейронной сети мозга.

    Другой термин — «вероятностный» для описания процесса. Это относится к процессу, который, как ожидается, будет варьироваться и потенциально может привести к различным результатам. Ожидается, что репрезентации возникнут в ходе этого процесса, поэтому их свойства будут различаться у разных людей.

    Ссылка на глубокое обучение берет свое начало в области инженерии. Это многослойная нейронная сеть, которая особенно подходит для изучения вышеупомянутых представлений. Эти искусственные нейронные сети имеют такую ​​же сетевую организацию, что и мозг животных. Ожидается, что другие термины и их использование будут следовать их общепринятым значениям, которые можно найти в словаре научных или общеупотребительных слов. Например, биосфера Земли относится к той части планеты, которая сформировалась в результате биологических и геологических процессов. Эти процессы динамичны, поэтому они менялись с течением времени и по всей поверхности Земли.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts