Понятие жизни в философии жизни: Философия жизни | Понятия и категории

2.7.3. “Философия жизни” и ее основные разновидности

Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX – начала ХХ века занимает “философия жизни”. Она выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемления и объединения политическим, экономическим и иными утилитарными подходами.

В связи с этим понятие “жизнь” как центральное понятие этого философского течения призвано заменить понятие “бытие”. Бытие – это статичное состояние, жизнь – это движение, становление. Становление – это первооснова, предельное понятие; в его основу нельзя положить что-либо устойчивое. Жизнь – это и человеческая жизнь, и основа бытия, и определенное отношение человека к этой основе бытия. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания), интуиции, веры, любви.

В “философии жизни” можно выделить три основных школы: академическую “Философию жизни” (В.

Дильтей, Г. Зиммель), “Творческую эволюцию” А. Бергсона и его последователей, “Философию воли” Ф. Ницше и его последователей.

В. Дильтей (1833-1911) и Г. Зиммель (1854-1918) определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность есть то, что содержится в опыте самой жизни, это чистое переживание, “жизненный опыт”, вне которого действительности не существует. “Жизненный опыт” выступает объектом познания, он иррационален и несводим к разуму.

Жизнь – это поток, изменение, творчество. Знание как отражение закономерного, всеобщего невозможно. Жизнь может быть постигнута только через индивидуальное. Методом “наук о духе” является непосредственно переживание исторических событий. Согласно Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и “пережить” ее заново, истолковать и воспроизвести в ее жизненности.

А. Бергсон (1859-1941) в своих работах опирался на естествознание.

На основе концепции “жизни” он стремился построить картину мира, которая бы по-новому объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральным понятием философского учения Бергсона является “жизненный порыв”. По Бергсону, жизнь – это непрерывное творческое становление. Материя есть косное начало бытия, она хоть и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.

Согласно Бергсону, человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект – это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Он разлагает целостность мира на тела2, тела2 – на элементы, а затем конструирует из них искусственные единые картины мира.

Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее, ценой утраты уникального, неповторимого. Он обретает способность предвидеть аналогичные процессы в будущем. Однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию в прямом смысле этого слова, т.е. непрерывность изменения.

Интеллекту принципиально недоступен “жизненный порыв”, познание которого возможно только на основе интуиции. Интуицией у Бергсона называется род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем есть единственного и невыразимого. Интуиция позволяет проникнуть в самую суть вещей, интуицию Бергсон характеризует как основу Духа, и в некотором смысле, как саму жизнь. Это тождественное с Духом состояние он называет первоначальной интуицией.

С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором – способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком принесена в жертву интеллекту. Однако утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной.

В “пограничных” ситуациях, когда речь идет о жизненных интересах первостепенной важности, интуиция освещает человеческое “я”, его свободу, судьбу и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон относит также эстетическую способность, проявляющуюся с наибольшей силой у творцов произведений искусства. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеиваю­щимися интуициями.

Наиболее сильное влияние “философия жизни” оказала на этику. Создателем этической интерпретации “философии жизни” является немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Он развивал концепцию “воли к власти” на основе “воли к жизни”.

Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. “Воля к власти” – это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководство­ваться подлинный человек по всех сферах своей жизнедеятельности.

Из “воли к власти” как права сильного Ницше выводит все основания морали. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете, а наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве.

По мнению Ф.Ницше, иудео – христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Ее смысл состоит в упразднении “восстания рабов в морали” и возрождении “морали господ”. В основе “морали господ” должны лежать следующие принципы:

1) “ценность жизни” есть единственная безусловная ценность;

2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем “воли к власти”;

3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем этим требованиям, согласно Ф.Ницше, удовлетворяет субъект морали господ – сверхчеловек. Ф.Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу – это снисходи­тельные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к “чужим” они немногим лучше диких зверей. Здесь они свободны от моральных “тормозов” и руководствуются в своих действиях инстинктами.

Согласно Ф.Ницше, в действительности сверхчеловека еще не было, цель человечества состоит в том, чтобы его вырастить. Заратустра – это не сверхчеловек, а “мост” к сверхчеловеку. Обычные люди нашего времени – это исходный материал, “навоз”, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек занимает у Ф. Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили, – возвещает Ф. Ницше, устали заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки.

Философия жизни

Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в западноевропейской философии, кон. 19 – нач. 20 в., выдвигающее в качестве центрального понятия “жизнь”, которая понималась как абсолютное, активное начало мира, как целостная, самодостаточная, не тождественная материи и сознанию, реальность.
При этом сама действительность рассматривалась как поток жизни или творческих энергий, постигаемый только с помощью иррациональных методов и интуиции.
Философия жизни зародилась на фоне господства романтизма и начала утверждения иррационализма, которые первыми восставшими против всевластия разума немецкой классической философии и оптимизма просветителей.
Представители философии жизни придерживаясь разных философских позиций, однако практически все выступали против классического идеала рационализма.

Фридрих Шлегель в своих лекциях «Философия жизни» (1827) соединяет «жизнь», «поэзию» и «мышление», утверждая тем самым превосходство философии жизни перед «теоретической философией».
Основатель иррационализма Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) своими представлениями о воле как основе мира, жизненной силе и основной детерминанте человеческого бытия, выходит за рамки панлогизма, классического рационализма и культурно-исторического оптимизма Просвещения.
Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844—1900), который понимал «жизнь», как спонтанную, агрессивную и формообразующюю силу, проявляющуюся в виде воли к власти (Der Wille zur Macht). «Сущность вещей не заключается в слепом желании жить, жить – это значит распространяться, расти и побеждать; правильнее будет сказать, что сущность вещей – это есть слепое желание власти.»
По мнению Анри Бергсона, а первичным всепронизывающим понятием является жизненный порыв (Élan vital), а интуиция, имеющая жизненную природу, способна переносить внутрь предмета, сливаться с ним и приводит в самые недра жизни. 
Вильгельм Дильтей (1833 -1911) отождествлял понятие «жизнь» с живой, наделенной живительной силой «исторической действительностью» и утверждал, что только «понимание», некоторое непосредственное постижение некоторой душевно-духовной целостности, может приблизить нас к тайне человеческой жизни.
Георг Зиммель (1858— 1918) полагал, что жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике, ее смысл не может заключаться в ней самой и, что ее можно понять, как «постоянно перешагивающую границы». Жизнь дифференцируется и обретает устойчивость ставшего благодаря созидаемым ею формам, которые ограничивают хаос становящегося. Жизни присуще производить больше жизни, «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто большее, чем жизнь. 
По мнению Освальда Шпенглера (1880 — 1936), категория жизни связывается не с жизнью конкретного индивида, а с жизнью отдельных культур. Культура трактуется им как живой «организм», обладающий своеобразной и неповторимой душой, а постижение культурных форм, основано на непосредственном «чувстве жизни». Жизнь представляет собой органический синтез растительных, животных и сознательных форм, сплав биологических и эстетических ассоциаций. 
Эдуард Шпрангер (1882 — 1963), в своем труде «Формы жизни» выделил основные типы направленности абстрактного человека, «жизненные формы», исторически инвариантные структуры, соединяющие индивидуальные душевные целостности с надындивидуальными духовными образованиями.
Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система.
Людвиг Клагес (1872 — 1956) подчеркивал противоречивость взаимоотношения между жизнью и духом. По мнению мыслителя изначальное единство души и тела расчленяется деструктивной деятельностью духа.

Основные характеристики философии жизни

1. Ведущей категорией данного направления была интуитивно постигаемая жизнь, которая заменяет собой категорию бытия.
Жизнь трактуется как первичная динамически развивающаяся реальность, целостный процесс, дальнейшая дифференциация которого дает все разнообразие явлений и событий.
При этом категория жизни достаточно неопределенна и допускает многочисленные варианты понимания от определения жизни как воли к власти (Ф Ницше), жизненного порыва и потока качественных изменений (А. Бергсон), до ее понимания  как живого «организма» культуры Э. Шпрангера (1882 — 1963).

2. Концентрация на проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных.

3. Жизнь может быть постигнута только интуитивно, симпатически.
— Интуиция, понимание, непосредственное постижение целостного переживания, иррациональные прозрения позволяют «схватить» живое, становящееся в его длительности. Познать жизнь — значит не объяснить ее, а понять, почувствовать погрузившись в ее становление и изменение. При этом снимается противоположность познающего и познаваемого, жизнь как бы познает саму себя.
— Антисциентизм: научное знание трактуется как практически-утилитарное, рецептурно-целесообразное, неспособное с помощью категорий и логических рассуждений схватить суть жизни. Разум, язык только скрывают истинное звучание жизни.
Интеллект и разум понимаются только как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь.
— Примат жизни над истиной. Не существует ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безусловно истинной ценности. Истина — лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых нашей волей.

4. Культура понимается как способ сохранения определенной формы жизни. Она связана с рациональным оформлением жизненной стихии. Вот почему она — лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ценности культуры всегда относительны, они — результат адаптации человека к вызовам социоприродного существования (Ф. Ницше).
Культура как уже ставшее и как застывшая жизнь, может быть понята с помощью метода герменевтики, искусства понимания фиксированных проявлений жизни. (В. Дильтей). Культура может пониматься как творческий период развития общества и отличаться от цивилизации как объективации культуры (Г. Зиммель, О. Шпенглер).

5. Становление. Мир представляет собой абсолютное и бесконечное становление. Сама жизнь выступает как поток качественных изменений, сродни творческим активациям. В основе становления лежит бессубстанциональное Ничто, хаос, в котором отсутствуют порядок, единство, логика, целесообразность. Становление мировой жизни лишено смысла, оно не имеет никакой цели и изначально противоречиво. Жизнь, как специфическая целостность, в результате своего распада порождает дух и материю. При этом идея прогресса, как идея совершенствования жизненных форм, отвергается, заменяясь идеей воли к власти.

6. Идея вечного возвращения. Пространство, заполняющееся системами сил, ограничено, но время их существования — вечно. Это ведет к тому, что через огромные временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже бывших систем. Поэтому при всем разнообразии жизни ее отдельные элементы, «картины» будут воспроизводиться бесконечно. Данная трактовка процесса становления получила название вечного возвращения. Сверхчеловек своей волей творит себе законы жизни и добровольно подчиняется им. Поэтому вечное возвращение — это приятие человеком жизни в вечности, в полноте осуществления воли к власти. (Ф. Ницше).

7. Творчество. Жизнь, являясь творческим процессом, бесконечно разрушает уже ставшее. Творчество отождествлялось с самой жизнью, с буйством и изобилием природы, в жизненном порыве, непреодолимом стремлении к творению новых форм и сущностей. Творчество — это пробуждение “дионисийского” духа, дух мистического опьянения и экстаза, острого “вкуса к жизни”, воли к власти. Творчество, как свободное от социальных ограничений выражение инстинктивной сущности личности, проявление ее первичной интуиции, раскрепощение иррациональной стихии и могучего потенциала бессознания. Способность к творчеству имманентна жизни и свойственна человеку.
Однако способность к творчеству является индивидуальной, а не родовой характеристикой человека. Смысл человеческого существования в спонтанной творческой самореализация сверхличности. Творец это сверх-человек, совершенно беззаботный и неморальный бог-художник.

8. Элитарная концепция культуры и творчества. Противопоставление творческой элиты, обладающей монополией на «жизненный порыв», инертным массам.

Основные представители философии жизни

1. Фридрих Ницше (1844 — 1900), немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения, родоначальник философии жизни.
2. Вильгельм Дильтей (1833 -1911), немецкий философ, психолог, историк культуры.
3. Анри-Луи Бергcон (1859 — 1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни.
4. Георг Зиммель (1858— 1918), немецкий философ и социолог, один из главных представителей «философии жизни».
5. Освальд Шпенглер (1880— 1936), немецкий историософ, представитель философии жизни,
6. Людвиг Клагес (1872 — 1956), немецкий психолог и философ, сторонник философии жизни
7. Эдуард Шпрангер (1882 — 1963), немецкий философ жизни и психолог

Философия жизни повлияла и подготовила появление герменевтики и экзистенциализма.

 

Откройте для себя смысл жизни: раскрытие цели существования с помощью знаменитых философов

Источник: Pexels

Вопрос «Какова цель жизни?» рассматривался философами и другими крупными мыслителями на протяжении веков. И очевидно, что на этот экзистенциальный вопрос нет одного ответа. Было предложено много разных ответов, от религиозных и духовных верований до более светских идей.

Семь великих мыслителей о жизни

Мы даем вам семь коротких цитат и идей от самых известных философов и других крупных мыслителей по этой теме:

  1. Для Ральф Уолдо Эмерсон цель жизни не в том, чтобы быть счастливым . Но это значит быть полезным, быть достойным, быть сострадательным, иметь какое-то значение, что вы жили и жили хорошо.
  2. «Смысл жизни не в том, чтобы найти себя. Это создать себя». говорит Джордж Бернард Шоу
  3. Взгляд Элеоноры Рузвельт на цель жизни состоит в том, чтобы прожить ее, в полной мере испытать опыт, жадно и без страха стремиться к более новому и богатому опыту.
  4. Для Платона целью жизни было достижение мудрости и понимания. Платон считал, что человеческая душа бессмертна и что ее конечной целью является возвращение в мир Форм, где она может обрести истинное знание и понимание. С точки зрения Платона, цель жизни состояла в том, чтобы искать это знание и использовать его, чтобы жить хорошей и добродетельной жизнью. Источник: Pixabay
  5. Если вы спросите Аристотеля , целью жизни было достижение эвдемонии, или человеческого процветания. Аристотель считал, что хорошая жизнь — это та, в которой человек может максимально развить свои интеллектуальные и моральные качества. Чтобы достичь эвдемонии, человек должен был вести умеренный образ жизни, избегая как избытка, так и недостатка.
  6. Для Иммануил Кант , целью жизни было выполнение своих моральных обязанностей. Кант считал, что нравственный закон присущ каждому человеку и что цель жизни состоит в том, чтобы следовать этому закону и действовать в соответствии с предписываемыми им нравственными принципами. По мнению Канта, хорошей жизнью была та, в которой человек действовал в соответствии со своими моральными обязанностями, и при этом он выполнял бы цель своего существования.
  7. Согласно Виктору Франклу , цель жизни состоит в том, чтобы найти смысл и цель своего существования. Франкл, известный психиатр, переживший Холокост, разработал концепцию логотерапия, Логотерапия, исцеление смыслом, основана на идее о том, что первичным побуждением человека является поиск смысла.
    What is Logotherapy?
    . В своей книге «Человек в поисках смысла» Франкл утверждает, что у каждого человека есть свобода находить смысл в своей жизни, даже в самых трудных обстоятельствах, и что этот смысл можно найти тремя различными способами: создавая произведение или совершая поступок, переживание чего-либо или встреча с кем-либо, а также отношение, которое мы занимаем к неизбежному страданию.

Выбери и выбери

Как показывают эти цитаты, разные философы и мыслители имели разные представления о цели жизни. Некоторые считают, что цель жизни — быть счастливым, в то время как другие считают, что она должна быть полезной или изменить мир к лучшему. В конечном счете, цель жизни может быть разной для каждого человека, и каждый сам решает, что это за цель для него.

А ты?

Мы хотели бы прочитать в комментарии ниже, что вы считаете целью жизни.

Секрет осмысленной жизни проще, чем вы думаете

Кажется, что некоторые люди проводят всю свою жизнь неудовлетворенными, в поисках цели. Но философ Иддо Ландау предполагает, что у всех нас есть все необходимое для осмысленного существования.

По словам Ландау, профессора философии Хайфского университета в Израиле и автора книги « Поиск смысла в несовершенном мире », вышедшей в 2017 году, люди ошибаются, когда считают свою жизнь бессмысленной. Ошибка основана на их неспособности признать, что действительно имеет значение, вместо этого они чрезмерно сосредотачиваются на том, чего, по их мнению, не хватает в их существовании. Он пишет в The Philosopher’s Magazine :

К моему удивлению, большинство людей, с которыми я говорил о смысле жизни, сказали мне, что они не считают свою жизнь достаточно значимой. Многие даже представили свою жизнь как откровенно бессмысленную. Но я часто находил проблематичными причины, которые мои собеседники приводили для своих взглядов. Я думал, что многие не задавали соответствующих вопросов, которые могли бы изменить их взгляды, и не предпринимали действий, которые могли бы улучшить их состояние. (Некоторые из них после нашего обсуждения согласились со мной.) Большинство людей, сетовавших на бессмысленность жизни, даже затруднялись объяснить, что они понимают под этим понятием.

Другими словами, Ландау считает, что люди, которые чувствуют себя бесцельными, на самом деле неправильно понимают, что такое смысл. Он один из многих мыслителей, которые задавались трудным вопросом: «Что такое осмысленная жизнь?»

Вопрос о смысле

Ответы философов на этот вопрос многочисленны, разнообразны и в разной степени практичны. Философ XIX века Фридрих Ницше, например, сказал, что сам вопрос бессмысленен, потому что посреди жизни мы не в состоянии понять, имеет ли значение наша жизнь, и выйти за пределы процесса существования, чтобы ответить на него, невозможно.

Тем не менее, те, кто думает, что смысл можно различить, делятся на четыре группы, согласно Таддеусу Мецу, пишущему в Стэнфордском философском словаре. Некоторые сосредоточены на Боге и верят, что только божество может обеспечить цель. Другие приписывают взгляд, ориентированный на душу, думая, что что-то в нас должно продолжаться за пределами нашей жизни, сущность после физического существования, которая придает жизни смысл. Кроме того, есть два лагеря «натуралистов», ищущих смысл в чисто физическом мире, известном науке, которые попадают в категории «субъективистских» и «объективистских».

Два лагеря натуралистов расходятся во мнениях относительно того, создает ли смысл человеческий разум или эти условия абсолютны и универсальны. Объективисты утверждают, что существуют абсолютные истины, которые имеют ценность, хотя они могут не соглашаться в том, что они собой представляют. Например, одни говорят, что творчество дает цель, в то время как другие считают, что добродетель или нравственная жизнь придает смысл.

Субъективисты, в том числе и Ландау, считают эти взгляды слишком узкими. Если смысл возникает через познание, то он может исходить из любого количества источников. «Большинству в этой области кажется, что не только творчество и нравственность являются независимыми источниками смысла, но и что есть источники помимо этих двух. Вот лишь несколько примеров: подумайте о том, чтобы совершить интеллектуальное открытие, воспитывать детей с любовью, заниматься музыкой и развивать превосходные спортивные способности», — предлагает Мец.

Для субъективистов, в зависимости от того, кем и где мы находимся в любой данный момент, ценность той или иной деятельности варьируется. Жизнь имеет смысл, говорят они, но ее ценность создается нами в нашем сознании и может меняться со временем. Ландау утверждает, что смысл — это, по сути, чувство ценности, которое мы все можем получить по-разному — из отношений, творчества, достижений в данной области или щедрости, среди других возможностей.

Переосмысление своего мышления

Тем, кто чувствует себя бесцельным, Ландау предлагает переосмысление. Он пишет: «Осмысленная жизнь — это та, в которой есть достаточное количество аспектов достаточной ценности, а бессмысленная жизнь — это та, в которой нет достаточного количества аспектов достаточной ценности».

По сути, он говорит, что значение похоже на уравнение: добавьте или вычтите переменные-значения, и вы получите большее или меньшее значение. Итак, скажем, вы чувствуете себя бесцельным, потому что вы не так успешны в своей профессии, как мечтали. Теоретически вы могли бы извлечь смысл из других начинаний, таких как отношения, волонтерская работа, путешествия или творческая деятельность, и это лишь некоторые из них. Также может случиться так, что вещи, которые вы уже делаете, действительно имеют смысл, и вы недостаточно цените их, потому что вы сосредоточены на одном факторе ценности.

Он приводит в пример психолога-экзистенциалиста Виктора Франкла, который пережил заточение в нацистских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны и написал книгу « Человек в поисках смысла». Цель Франкла, его желание жить, несмотря на заточение в самых суровых условиях, исходили из его желания впоследствии написать о пережитом. Франкл также отметил, что у других, кто выжил в лагерях, была определенная цель — они были полны решимости увидеть свои семьи после войны или помочь другим заключенным жить, сохраняя чувство человечности.

Ландау утверждает, что любой, кто верит, что жизнь может быть бессмысленной, также принимает на себя важность ценности. Другими словами, если вы думаете, что жизнь может быть бессмысленной, значит, вы верите, что существует такая вещь, как ценность. Вы не нейтральны в этой теме. Таким образом, мы также можем увеличивать или уменьшать ценность нашей жизни с помощью практики, усилий, действий и размышлений. «Я могу разрушить или построить дружеские отношения, улучшить или ухудшить свое здоровье, практиковать или пренебрегать своим немецким языком. Было бы удивительно, если бы в этой особой сфере ценности, смысла жизни дела обстояли иначе, чем во всех других сферах», — пишет он.

Чтобы жизнь была ценной или значимой, она не обязательно должна быть уникальной. Вера в то, что особенность связана со смыслом, — это еще одна ошибка, которую совершают многие люди, по мнению Ландау. Он считает, что это заблуждение «приводит к тому, что некоторые люди без необходимости видят свою жизнь как недостаточно осмысленную и упускают способы приумножить смысл жизни».

Он также отмечает, что все постоянно меняется: мы переезжаем, знакомимся с новыми людьми, получаем новый опыт, сталкиваемся с новыми идеями и стареем. По мере того как мы меняемся, наши ценности меняются, как и наше чувство цели, над которым мы должны постоянно работать.

Вы есть, значит, вы имеете значение

Кто-то может возразить, что Ландау слишком упрощен. Конечно, существование должно быть чем-то большим, чем простое присвоение ценности тому, что у нас уже есть, и мышление по-другому, если мы не можем распознать цель в своей жизни.

На самом деле есть еще менее сложные подходы к осмысленности. В Philosophy Now Тим Бэйл, профессор политики Лондонского университета королевы Марии в Великобритании, дает чрезвычайно простой ответ: «Смысл жизни не в том, чтобы быть мертвым».

Хотя это может показаться скромным, многие философы предлагают аналогичные ответы, хотя и не такие содержательные. Философ Ричард Тейлор предполагает, что не усилия и достижения делают жизнь значимой, написав в книге 1970 года « Добро и Зло , » «дня было достаточно для себя, как и жизни». Другими словами, поскольку мы живем, жизнь имеет значение.

Возможно, такой простой ответ может сбить с толку. А недоброжелатели могут возразить, что ничто не может иметь значения, учитывая необъятность Вселенной и краткость нашей жизни. Но это предполагает, что наша цель является фиксированной, жесткой и назначенной извне, а не гибкой или продуктом ума.

Ответ на вопрос

Существуют и другие подходы. Кейси Вудлинг, профессор философии и религиоведения в Университете Прибрежной Каролины в Южной Каролине, в своей книге «Философия сейчас» предлагает ответ на вопрос о значимости как таковой. «То, что придает человеческой жизни смысл или значимость, — это не простое проживание жизни, а размышление о проживании жизни», — пишет он.

Преследование целей и задач — фитнес, семья, финансовый успех, успехи в учебе — все это прекрасно и хорошо, но, по мнению Вудлинг, это не имеет особого смысла. Однако важно задуматься о том, почему мы преследуем эти цели. Принимая рефлексивную точку зрения, значение само по себе нарастает. «Это близко к известному высказыванию Сократа о том, что непроверенная жизнь не стоит того, чтобы жить, — пишет Вудлинг. — Я осмелюсь сказать, что непроверенная жизнь не имеет смысла».

Тайна есть смысл

В восточной философской традиции есть еще один простой ответ на сложный вопрос о смысле жизни — ответ, который не может быть точно сформулирован, но ощущается через глубокое наблюдение за природой. Китайский мудрец шестого века Лао-Цзы, который, как говорят, продиктовал Дао Дэ Цзин перед тем, как покинуть цивилизацию и уединиться в горах, считал, что вселенная придает нам ценность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts