Психология мальчика 12 лет: Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период (5-6 классы)

Содержание

что делать родителям и учителям

О чем речь? Подростковая психология – это сложный термин, который, с одной стороны, означает науку, изучающую особенности данного возраста, а с другой – суть происходящего, то есть те изменения, которые переживает ребенок с 12 до 17 лет.

На что обратить внимание? Данный период является сложным как для самого ребенка, так и для его окружения. Чтобы снизить вероятность психологических травм, родителям и учителям необходимо понимать происходящие процессы и формировать свое правильное поведение.

Оглавление:

  1. Понятие подросткового возраста
  2. Основы подростковой психологии
  3. Подростковая психология мальчиков и девочек
  4. 3 причины трудностей в подростковом возрасте
  5. Поведенческие реакции в подростковом возрасте
  6. Причины нарушения поведения в подростковом возрасте
  7. Подростковая психология и школа
  8. Важность взаимодействия подростка и взрослого

Понятие подросткового возраста

Подростковым возрастом называют переходный период между детством и взрослостью, и это один из самых сложных и ответственных этапов в жизни человека.

Именно в эти годы заканчивается основное формирование личности, и вчерашние дети начинают превращаться во взрослых, самостоятельных людей. К сожалению, поиск себя, своего места в мире часто связан с метаниями и ошибками, так что не зря данный возраст считается трудным, кризисным.

Его четкие временные границы сложно обозначить, поскольку процесс взросления протекает индивидуально. Учеными предлагаются разные варианты, и остается дискуссионным вопрос о том, следует ли включать в состав подросткового периода раннюю юность или же ограничиться только тем возрастом, который традиционно именуется отрочеством.

К примеру, Фонд ООН в области народонаселения толкует подростковый возраст весьма расширительно, официально определяя его рамки от 10 до 19 лет.

Подростковым периодом, согласно наиболее распространенной в современной психологии схеме, считается возраст от 11-12 до 15-17 лет, и он делится на младший подростковый (11-13 лет, или 5-6 классы), старший (13-15 лет – это 7-9 классы) и раннюю юность (15-17-летние старшеклассники).

В эти годы во всех областях жизнедеятельности взрослеющего ребенка происходят мощные сдвиги, которые сопровождаются трудностями и кризисами. На данном этапе формируется физическое и психическое здоровье взрослого человека, главные черты его личности и характера, нравственные качества.

С одной стороны, подросток интенсивно впитывает в себя новые знания и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни, и он учится принимать самостоятельные решения, раскрывая свою индивидуальность и обретая собственное положение в обществе.

С другой же – недостаточный социальный опыт и столкновение с доселе неведомыми проблемами нередко ставят его в тупик и заставляют сомневаться в себе и своих способностях. Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, в большей степени подвержен страхам и депрессиям, поскольку он еще плохо представляет себе, как с ними бороться.

Современная эпоха, характеризующаяся бурными изменениями во всех сферах деятельности, добавляет сложностей, поскольку сейчас размываются многие традиционные механизмы межпоколенной передачи жизненного опыта. Вместе с тем на помощь подростку готовы прийти специалисты разных профессий: врачи, психологи, юристы.

Основы подростковой психологии

Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания, когда окончательно формируется внутреннее ощущение себя индивидуальностью. Специалистами выделяются две формы самосознания, присущие подросткам.

Во-первых, это постепенное складывающееся чувство взрослости, внешне проявляемое в том, что подросток, ориентируясь на выбранные для себя примеры для подражания, ведет себя подобно взрослому человеку. Параллельно с тем, что подросток приобретает новые привычки и осваивает новые виды деятельности, он начинает воспринимать себя как взрослый и рассчитывает на то, чтобы так же его оценивали и окружающие.

Именно на этой почве нередко возникает социальный и внутренний конфликт, если мнения извне резко отличаются от самооценки. С учетом того, что последняя не имеет пока надежной опоры, подросткам свойственно резко менять свои взгляды – от демонстративного проявления своей полной независимости до желания вернуться в беззаботное детство.

Во-вторых, у молодого человека складывается внутренняя Я-концепция. Она заключается в наборе представлений о себе, собственных образов «Я». Как правило, составными элементами этих идей служат черты тех личностей, на которых юноша или девушка хочет походить, причем ими могут быть не только реальные люди, но и герои книг и фильмов. Так формируется образ, выступающий в роли идеала, – с набором ценностей и принципов, следовать которым подросток стремится.

При этом впервые в жизни может наблюдаться склонность к размышлениям, к уединению, поскольку складывающаяся личность нуждается в самоопределении, что требует умственной деятельности.

Взросление в физическом плане тоже проходит непросто. Меняется тело, его потребности, что заставляет подростков взглянуть на себя по-новому. Особенно важную роль образ собственного тела играет в жизни девочек.

Изменения охватывают и эмоциональную сферу. Подростковая пора наполнена бурными переживаниями, в первую очередь связанными с понятием «Я». Многие подростки начинают гиперкритично относиться к себе, преувеличивать свои недостатки, как внешние, так и внутренние.

Поскольку опыт эффективной саморефлексии у них отсутствует, то ответом на эти, по большей части выдуманные, проблемы становится замкнутость, неуверенность в себе, застенчивость. В худшем случае это приводит к тому, что подросток резко сокращает свою коммуникативную активность, и у него развиваются социальные фобии.

Что касается мотивации, то она расширяется, так как становятся видны жизненные перспективы, но и здесь сказывается частая смена настроений.

В личностных взаимоотношениях наибольшее значение имеют два круга общения. Чтобы полноценно войти в мир взрослых, подросток нуждается в их признании, и от них же он получает необходимый жизненный опыт. Вместе с тем если попытки доказать свою взрослость оказываются преждевременными и в силу этого неудачными, то подросток переносит всю свою активность на сверстников, среди которых он хочет выделиться и показать свою самостоятельность.

На языке психологии социальные и психические изменения, происходящие в подростковом возрасте, называются новообразованиями.

К их числу относятся:

  • развитие абстрактного мышления – умение оперировать отвлеченными понятиями и видеть их взаимосвязи;
  • рефлексия, в том числе и саморефлексия, что заключается в познании себя и других людей;
  • расширение воображения – способность формировать мыслительные и чувственные образы и идеи;
  • складывание самооценки и Я-концепции как этап в формировании личности;
  • чувство взрослости – восприятие себя как взрослого и поведение в таком качестве.

В какой-то мере кризис подросткового возраста похож на кризис 3 лет «Я сам» – оба они знаменуют вехи в становлении индивидуальности человека.

Подростковая психология мальчиков и девочек

В чем различия в психологии подростков мальчиков и девочек.

Подростковая юношеская психология

У мальчиков процесс взросления начинается несколько позднее, чем у девочек, но он быстро набирает обороты, и к 14 годам явственно обозначаются типичные подростковые проблемы.

Их острота зависит от множества обстоятельств, причем не только субъективных: сказывается характер взаимоотношений в семье, особенности социальной среды и пр.

Одним из главных факторов, влияющих на психику мальчиков в этом возрасте, становятся отношения с противоположным полом, и на эти годы приходится первая любовь – очень часто неразделенная.

Наиболее распространенными причинами тревожности подростков являются:

  • неуверенность в себе;
  • проистекающее отсюда беспокойство по поводу мнения окружающих;
  • подростковый максимализм и присущая психологии подростков категоричность в оценках и суждениях;
  • полярность психики – нередко в подростке уживаются стеснительность и развязность, цинизм и идеализм, закрытость и общительность;
  • желание получить информацию по всем интересующим его вопросам.

Подростковая психология девочек

У девочек переходный возраст наступает раньше, и они становятся легко уязвимы в эмоциональном плане. Характерны резкая и частая смена настроения, излишне придирчивое отношение к собственной внешности, сильно выраженная потребность в психологической близости. Любовные чувства также просыпаются в этом возрасте, и нередко первыми их объектами становятся красавцы с телеэкранов.

3 причины трудностей в подростковом возрасте

Подростковый возраст богат на кризисы и трудности, которые имеют различную природу. Можно выделить три категории причин подростковых проблем, которые в реальной жизни часто сливаются воедино, накладываясь друг на друга.

  • Физиологические причины трудностей

На этот период приходится резкий скачок в физическом развитии. Части тела растут неравномерно, из-за чего порой нарушаются пропорции, и подросток самому себе представляется неуклюжим и утратившим детскую красоту. Развитие внутренних органов и систем тоже идет неровно, и у подростков часто наблюдаются повышенная утомляемость, затрудненность кровоснабжения, вызванные исключительно фактором роста.

Также можно отметить повышенную возбудимость, связанную с половым созреванием, – процессы торможения заметно отстают. Чтобы научить подростка контролировать свои инстинкты и эмоции, необходима помощь взрослых.

  • Психологические причины

Многие подростковые проблемы проистекают из детской психологии – в этом возрасте она подвергается серьезным испытаниям, поскольку ребенок, большинство решений за которого принимали его родители, начинает превращаться в самостоятельного человека. Наиболее сложно проходит осознание себя, своей позиции, и нередко подростка охватывают мучительно-тревожные сомнения в себе, не сразу возникает способность к адекватной самооценке.

В силу этого в его поведении может проявляться излишняя раздражительность и даже озлобленность. Подросток еще не научился соизмерять поступки, которые он совершает в настоящем, с их последствиями в будущем.

Очень сильно в этом возрасте выражена потребность в самопознании, и молодой человек ищет ответы на волнующие его вопросы: «Кто я есть? Как я выгляжу на фоне других? Что я хочу? На что я способен?»

  • Социально-психологические причины трудностей

Окружающий подростка социальный мир в его воображении нередко обладает идеализированными чертами, и, прежде всего, это касается его планов на будущее, видения себя в качестве взрослого. Подросток расширяет сферу своих интересов и начинает задумываться о выборе профессии, круге общения. У него часто появляются новые контакты, и он ищет взаимодействия с теми людьми, чье мнение для него имеет значение.

На поведение подростка в обществе оказывает влияние руководящее им чувство взрослости: появляется потребность поступать как взрослый, добиться признания в этом статусе и освободиться от опеки и контроля со стороны родителей. Однако противоречие между желаемым и реальным нередко исходит изнутри – когда подросток всеми силами изображает из себя взрослого, но на самом деле пока еще не способен им стать, и сам это осознает.

Из этой дилеммы часто проистекают две противоположные тенденции:

  • стремление к независимости – дайте мне все права и позвольте жить самостоятельно;
  • желание избежать ответственности и остаться ребенком – мне не нужны взрослые обязанности и ответственность за свои ошибки, пусть этим по-прежнему занимаются старшие.

Поведенческие реакции в подростковом возрасте

В подростковой психологии, помимо вышеуказанных особенностей, можно выделить и другие характерные поведенческие реакции:

  • Отказ от привычных форм поведения – игнорирование домашних обязанностей, нежелание учиться. Побудительными факторами часто служат резкие жизненные перемены: переезд, развод родителей.
  • Реакция протеста – демонстративное противопоставление своего поведения установленным нормам. Нередко это принимает абсолютно нерациональную форму типа ухода из дома, бессмысленных правонарушений и т. п.
  • Реакция имитации – очень распространена в наше время, и часто предметом копирования становятся медийные персоны (актеры, музыканты, спортсмены и пр.). Подросток наделяет своих кумиров всеми качествами, которыми он хотел бы обладать, подчас даже мало что зная о личной жизни этих «идолов».
  • Реакция компенсации – неудачи в какой-либо сфере (обычно в учебе) подросток старается восполнить, демонстрируя свою продвинутость в чем-то еще. К примеру, двоечник и хулиган способен добиться определенного авторитета среди сверстников вызывающими выходками.
  • Реакция гиперкомпенсации – в этом случае подросток направляет всю свою энергию на область, где изначально он полностью несостоятелен. Скажем, хилый мальчик начинает заниматься силовыми видами спорта, стеснительная девочка с головой погружается в общественную деятельность и т. п.
  • Реакция эмансипации – в той или иной мере она проявляется практически в каждом подростке, стремящемся стать более самостоятельным, но в крайних случаях желание освободиться от родительской опеки приводит к побегам из дома, открытым конфликтам с родственниками и учителями.
  • Реакция группирования – она характерна, если в повседневном окружении подросток не находит понимания и поддержки. При этом его стремление к самовыражению и самоутверждению толкает его на поиск социальной группы, которая обеспечит такое отношение к нему. Как правило, сообществом, где он может реализовать себя, становится подростковая компания, какая-либо неформальная группа.

Ценой признания со стороны ее членов обычно является разделение внутригрупповых ценностей, моделей поведения и пр. Соответственно, попадая в негативную среду, подросток быстро приобретает несвойственные ему черты – агрессивность, жестокость, замкнутость и т.  д.

  • Реакция увлечения – в подростковом возрасте увлечения могут принять любую направленность (спорт, коллекционирование, азартные игры, музыка, научные занятия, театр и пр.), но нередко они очень резко возникают и столь же внезапно исчезают, сменяясь другими. Во многом это объясняется поиском себя, желанием самореализоваться.
  • Реакции сексуального влечения – от повышенного интереса к данным вопросам до раннего начала половой жизни.

Причины нарушения поведения в подростковом возрасте

Характер проявлений подростковых проблем во многом зависит от того, как выстраиваются отношения молодого человека с родителями. Именно их реакция на поведения собственного сына или дочери способна нивелировать трудности либо, наоборот, усугубить их. По мнению психологов, существуют следующие наиболее распространенные причины нарушений подросткового поведения.

  • Борьба за внимание

Ребенку для нормального развития нужны внимание и забота со стороны близких, и если он не получает этого в достаточной мере, то непослушание превращается в способ заявить о себе и своих проблемах. Так подросток пытается привлечь к себе внимание, используя для этого все доступные ему средства.

  • Борьба за самоутверждение

Рано или поздно дети начинают ставить вопрос о постепенном выходе за пределы родительской опеки, и это естественный процесс личной эмансипации, к чему нужно относиться с пониманием. Однако если влияние родителей носит чрезмерный характер, и они навязывают ребенку свою волю, то часто на этой почве возникают конфликты. Ответом на указания и замечания становится раздражение, упрямство, действия наперекор.

Особенность подростковой психологии состоит в том, что зачастую для ребенка основное значение имеет не содержание конкретной ситуации, а отстаивание права самому принимать решение. При этом он может осознавать, что его выбор неоптимален, однако ему важнее доказать, что он самостоятельная личность.

  • Желание отомстить

Поводы для обиды бывают самые ничтожные, и они имеют свойство накапливаться. Чаще всего это чувство возникает в отношении тех, с кем мы постоянно общаемся, и для ребенка это родители.

Желая им отомстить, подросток способен на крайности и нередко вредит сам себе, отказываясь от каких-либо возможностей и соблюдения установленных правил, например бросает занятия или доводит себя до болезни. Смысл подобного непослушания: «Если мне сделали плохо, пусть и вам будет тоже плохо!»

Подростковая психология
  • Потеря веры в себя

Подростки, подражая взрослым, неминуемо совершают ошибки, и эти неудачи, особенно если они сопровождаются критическими отзывами, болезненно воспринимаются детьми. От этого страдает их самооценка и снижается мотивация.

Попробовать выяснить главную причину плохого поведения подростка родители могут, осознав, какие чувства в них самих вызывает его непослушание. Такой весьма оригинальный совет дает известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер – по его мнению, в зависимости от настроя ребенка оказывается и реакция родителей.

Так, раздражение свидетельствует о том, что подросток требует внимания. Гнев обычно возникает как реакция на стойкое непослушание, целью которого является борьба за самоутверждение. Если подоплекой действия подростка служит месть, то за ней следует обида.

Что же делать в подобной ситуации родителям? Общий совет – избегать предсказуемой реакции, на которую подросток и рассчитывает. Если его усилия достигают успеха, то он будет так же поступать и далее.

Чтобы выйти из порочного круга, необходимо дать ребенку то, в чем он на самом деле нуждается. Скажем, если он чувствует себя обделенным вниманием, то проводите с ним больше времени. В ситуации, когда ребенок жаждет самоутвердиться, пойдите ему навстречу и выразите поддержку его стремлению к большей самостоятельности. Не отвечайте наказаниями на его непослушание, основывающееся на чувстве мести.

Поддерживайте своего ребенка, его веру в свои силы и меняйтесь сами, перестраивая отношения с сыном или дочерью в сторону большего равноправия, постепенного отказа от вмешательства в его личную жизнь.

Подростковая психология и школа

Конечно, на подростка оказывает влияние и школа, где он почти ежедневно проводит по несколько часов и имеет обширный круг общения. Учебное заведение готовит школьника к взрослой жизни, обеспечивая его необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Нередко отмечается снижение успеваемости в подростковом возрасте, и для этого могут быть самые разнообразные причины.

Если в младшем школьном возрасте проблемы с учебой обычно решаются благодаря дополнительным занятиям, и повышение успеваемости приводит к тому, что растет самооценка ребенка, он чувствует себя более уверенно, то у подростков акценты меняются. Для них на первый план выходят личностные проблемы, а школа нередко оттесняется на задний план.

Соответственно, если помочь подростку разобраться в себе, преодолеть трудности социально-психологического характера, то у него появится больше времени и желания учиться, что позитивно скажется на его успеваемости.

Как правило, оценки ухудшаются в средних и старших классах из-за снижения мотивации – у детей пропадает желание учиться.

Восстановить его далеко не всегда просто – порой требуется помощь психолога и нужен индивидуальный подход к подростку с учетом его состояния и личных проблем.

Отчасти вина может лежать на школе, а именно на системе выстраивания педагогической работы. Некоторые учителя в погоне за результатами в виде достижений их учеников начинают концентрироваться на сильных, способных детях, уделяя меньшее внимание тем, кто, с их точки зрения, неперспективен.

От таких учеников порой старается избавиться и школа, что особенно актуально в 9 классе, когда появляются альтернативы продолжения образования. В результате дети, видя, как их оценивают педагоги, начинают признавать отсутствие у себя способностей, опуская руки и забрасывая учебу.

Без уверенности учителя в возможности ребенка эффективность обучения будет заметно ниже!

Интересно сопоставить, в чем видят причины плохой успеваемости разные участники образовательного процесса. Сами школьники ссылаются, во-первых, на собственные проблемы (плохая память, слабое внимание, лень), во-вторых, на сложность учебных программ и, в-третьих, на непрофессионализм педагогов.

Иначе выглядит объяснение учителей: чаще всего они винят самих подростков, указывают на отсутствие помощи со стороны родителей и только после этого ставят объективный фактор в виде сложности программы.

Наконец, для родителей главными причинами слабой успеваемости их детей являются недоступность программы и высокие требования школы.

Данная картина показательна в том плане, что подтверждает уязвимость подростковой психологии. Дети и сами склонны обвинять себя в низких школьных результатах, а если на это накладываются упреки учителей и родителей, то ребенок может полностью утратить интерес к учебе, не видя каких-либо перспектив.

Еще одной проблемой, связанной с мотивацией современных подростков, является снижение значимости познавательного фактора. Сейчас для школьников более важен результат не в виде приобретения определенной суммы знаний, а в форме внешнего признания их заслуг (оценки, награды, похвала и т. п.). Соответственно, при таком подходе страдает продуктивность процесса познания, который сам по себе является основой для личностного развития подростка.

Поэтому и родители, и школьные педагоги должны прилагать все усилия, чтобы сохранить учебную мотивацию подростка и придать ей правильную направленность.

Важность взаимодействия подростка и взрослого

Подросток нуждается в совместной деятельности со взрослыми, но по сравнению с младшим возрастом изменяется содержание этих взаимоотношений. Взрослеющий ребенок хочет приблизиться к взрослым, встать с ними на одну ступень, и нельзя его отталкивать. Желательно, чтобы у членов семьи были общие интересы и увлечения и родители проводили часть свободного времени со своим ребенком.

Приобщение подростка к взрослым обязанностям происходит естественным путем, если он помогает членам семьи в домашних делах. Чтобы обеспечить эмоциональную близость, отлично подходят совместные прогулки, посещение театра и кино, обсуждение новостей и т. д. Именно совместная деятельность порождает общность чувств и переживаний, позволяет сохранить эмоциональную и духовную близость.

Такое времяпрепровождение будет полезным не только для ребенка, но и для родителей – обе стороны в результате разнообразного общения научатся лучше понимать друг друга, видеть проблемы и помогать в их решении. Кроме того, лучший вариант, когда для подростка примером для подражания становятся его родители.

Подростковый кризис протекает более спокойно для психологии ребенка, если в семье царит доброжелательная атмосфера и в отношениях присутствуют чуткость, отзывчивость, взаимное уважение и доверие. В этом случае больше шансов, что подросток будет искать поддержки в своих близких и найдет ее. Кроме того, если родители многое дают своему ребенку, то обретают моральное право и много спрашивать с него.

Большой ошибкой является освобождение детей от каких-либо домашних обязанностей: так нередко поступают родители, опасающиеся перегрузить своего отпрыска. Тем самым создаются условия для развития в ребенке эгоизма, пренебрежения к труду и тем, кто им занимается.

С юных лет нужно приучать, что права неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью, а обретение самостоятельности накладывает на человека определенные обязательства в отношении общества. Поэтому правильнее всего постепенно подключать школьника к обсуждению семейных и иных дел, научить его формулировать и обосновывать свое мнение, и если это выполнено, то считаться с его позицией.

Даже если подросток ошибается, не нужно отмахиваться от него – покажите его неправоту, и этим вы поможете ему лучше ориентироваться во взрослом мире, в котором он вскоре окажется.

Подросткам присущи повышенный интерес к внутреннему миру человека, активизация чувств и переживаний. Это тоже является частью процесса взросления. Ребенок старается понять, каково это – быть взрослым. Потому он может нетерпимо относиться к тому, что раньше его не волновало, и болезненно реагировать на ущемление его личностных прав. В таком состоянии даже проявление родительской нежности способно его задеть.

Подростки зорко подмечают особенности поведения взрослых, их ошибки и недостатки. При этом они сохраняют природную искренность, и если родители честно признают свою неправоту, то их авторитет нисколько не пострадает, а наоборот, ребенок проникнется к ним большим доверием.

Подростки задают много вопросов и жаждут сразу услышать ответы, что порой раздражает взрослых. Равнодушие, а тем более негативная реакция на расспросы и рассказы ребенка недопустимы. Необходимо проявлять интерес к учебе подростка, его увлечениям, переживаниям и мечтам и имеет смысл параллельно делиться с ним своим опытом, рассказывая о работе, друзьях, различных ситуациях.

Таким образом, если подросток сам тянется к вам и приходит с расспросами, то не говорите «нет», ссылаясь на занятость, отсутствие времени, а тем более называя его слишком маленьким для этого. Всячески поддерживайте его стремление поговорить по душам.

Если потребность поделиться сокровенными мыслями и переживаниями с близкими людьми остается неудовлетворенной, то подросток будет искать душевной опоры вне семьи, и велика опасность, что он попадет под влияние дурных людей. Так что старайтесь сохранять с детьми эмоциональную связь, тем самым помогая им в решении психологических и других проблем.

Рейтинг: 3

( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

29 книг, которые помогут подростку разобраться в себе

Современные подростки живут в быстро развивающемся мире, в ситуации нестабильности и разноплановости ценностей, что затрудняет ценностное самоопределение и становление личности подростка, так как ценности не могут просто передаваться от человека к человеку (как информация). Чтобы некоторая ценность сформировалась, у человека должен быть опыт проживания определенных ситуаций, опыт сопереживания и осмысления произошедшего. Но проводящие большую часть времени в виртуальной Сети подростки лишены возможности переживания/проживания в реальном мире ситуаций, необходимых для их личностного развития.

 

  Подросток стремится обрести независимость, но одновременно остро нуждается в помощи и поддержке взрослого.

 

Мешает осмыслению жизни и тенденция отделения подростков от мира взрослых. Темп жизни, разные жизненные обстоятельства, отсутствие у родителей и педагогов времени и желания понять подростка мешают установить с ним контакт. С ним мало разговаривают на волнующие его темы, не пытаются понять его страхи и тревоги, его поиски себя… Подросток хоть и стремится обрести независимость, но в то же время остро нуждается в помощи и поддержке взрослого. Не получая ее, подросток замыкается и старается просто не думать о своих проблемах, ускользнуть из реальности, заняться тем, что просто отвлекает и не требует размышлений. У многих подростков появляются трудности в понимании самого себя и других людей. Им трудно быть в отношениях и общаться с кем-то неформально, на личные, интимные темы.

 

Научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ кандидат психологических наук Александра Березина.

 

Информационная перегруженность, ориентация в обучении и воспитании на отгадывание правильного ответа, незаинтересованность взрослых в выслушивании рассуждений и мнений подростка, приводят к снижению познавательной и интеллектуальной активности, недостаткам в речевом развитии и трудностям в понимании смысла текстов. Однако именно подростковый возраст является периодом активного развития теоретического, абстрактно-логического, понятийного мышления. И без чтения и размышлений над текстами (причем, как художественными, так и научно-познавательными или философскими), процесс становления высших форм мышления если не останавливается совсем, то существенно затормаживается.

 

Главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, детский психолог Светлана Кукушкина.

 

Конечно, книги не могут изменить жизнь подростка, заменить ему общение с близкими взрослыми и сверстниками. Однако, хорошая научно-познавательная (психологическая, философская) и художественная литература может дать опыт проживания сложных ситуаций, подсказать пути выхода из конфликтов, научить справляться со стрессом, разобраться в себе… Возможно, подростку будет достаточно прочитать эти книги, а может быть, прочитав ту или иную книгу, он придет обсудить ее с вами. И это может быть неплохим началом вашего разговора с подростком.

Список книг, которые помогут подростку разобраться в себе, составили сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ кандидат психологических наук Александра Березина и детский психолог Светлана Кукушкина.

 

Список книг для подростков.

 

  • Афанасьев А. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
  • Буше Ф. Книга, которая сделает тебя самым счастливым на свете. – М.: «Клевер-Медиа-Групп», 2014.
  • Буше Ф. Книга о том, кто такие родители, откуда они взялись и почему заставляют тебя есть овощи и делать много других ненужных вещей. — «Клевер-Медиа-Групп», 2013.

 

 

  • Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. – М.: Издательство ИТРК, 2017.
  • Кедрова Н.В. Азбука эмоций. — Ростов н /Д.: Феникс, 2015.
  • Кляйндинст А.- К. Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком. – М.: Самокат, 2018.

 

 

  • Лунина И. Все, о чем не спросишь у взрослых. Современной девчонке от 11 до 15. – СПб.: Вектор, 2010.
  • Макеева А.Г. Что делать???… если делать этого не хочется. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018.
  • Максимов А. Как перевоспитать родителей и другие проблемы, которые должен решить «разведчик» — подросток. – СПб.: Питер, 2017.

 

 

  • Марок А. Почему я? История белой вороны. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016.
  • Млодик И. Двое из огромного мира мужчин: книга для сыновей и отцов. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
  • Млодик И. Если они могут встретиться…или твой навигатор по дружбе. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.

 

 

  • Млодик И. Как строить мосты, а не стены: Книга для неидеальных родителей. – М.: Суфлер; Ростов н /Д: Феникс, 2013.
  • Млодик И. Почти неволшебные превращения. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
  • Мурашова Е. В. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2007.

 

 

  • Мурашова Е.В. Одно чудо на всю жизнь. – М.: Самокат, 2010.
  • Мурашова Е.В. Экзамен для подростков: игра – тренажер. – Минск: Дискурс, 2018.
  • Петрановская Л.В. Что делать, если…2? – М. Аванта+ и Астрель, 2012.

 

 

  • Петрановская Л.В. Что делать, если ждет экзамен? – М.: АСТ, 2015.
  • Питчер А. Моя сестра живет на каминной полке. – М.: Издательство АСТ, 2019.
  • Прихожан А. Психология неудачника. – М.: Питер, 2009.

 

 

  • Смит Д. Прекрасное разнообразие. – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.
  • Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. – М.: Аст-пресс,1999. (Практическая психология)
  • Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. — М.: Издательство АСТ, 2019.

 

 

  • Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2018.
  • Тимошенко Г.В. 50 лайфхаков: психологические квесты. — М.: Издательство АСТ, 2017.
  • Чеснова И.Е. Как стать взрослым? – М.: «Аванта», 2018.

 

 

  • Чеснова И.Е Как стать уверенными в себе. – М.: Аванта, 2018.
  • Чеснова И.Е. Как победить страхи. — М.: Издательство АСТ, 2018.

 

 

Все книги из списка вы можете взять в фонде Комнаты психологической поддержки (3 этаж, комн. 312).

 

 

Дети, которые делают эти 12 вещей, обладают «высокочувствительным» мозгом — почему эксперты по воспитанию говорят, что это «преимущество»

CoffeeAndMilk | Getty

Родители могут заставить детей почувствовать, что с ними что-то не так, сами того не желая.

Как исследователи в области воспитания, мы часто видели, как это происходит с очень чувствительными детьми. Многие родители считают чувствительность плохой чертой — из-за нее мы выглядим подавленными, пассивными или даже слабыми — и препятствуют этому такими фразами, как «Хватит плакать!» или «Отряхнись!»

Но психологи и нейробиологи обнаружили, что в правильной среде дети с высокочувствительным мозгом обладают редкими преимуществами.

Преимущество высокочувствительных детей в сочувствии

Высокочувствительные дети не только проявляют больше творчества, осознанности и открытости, чем менее чувствительные дети, но и обладают недооцененной чертой: эмпатией.

В одном исследовании исследователи попросили участников посмотреть на фотографии людей, которые либо улыбаются, либо грустят. Они обнаружили, что мозг чувствительных людей демонстрирует самый высокий уровень эмпатии.

Их мозг также активизировался в областях, связанных с планированием действий. Это указывает на то, что — так же, как чувствительные люди часто сообщают о себе, — они не могли смотреть на боль незнакомца, не чувствуя сильного желания помочь.

А поскольку чувствительные дети больше подвержены влиянию своего опыта, чем их сверстники, они получают больше от поддержки, обучения и поощрения. Этот эффект повышения делает их успешными.

У вашего ребенка очень чувствительный мозг?

По словам психолога Элейн Арон, популяризировавшей термин «высокочувствительный человек», примерно каждый пятый ребенок обладает высокой чувствительностью.

Вот наиболее распространенные признаки:

  1. Они замечают тонкие детали, такие как новая одежда учителя или перестановка мебели.
  2. Настроение других людей очень влияет на них. Они легко впитывают эмоции других, принимая их чувства, как свои собственные.
  3. Им трудно избавиться от сильных эмоций, таких как гнев или беспокойство.
  4. Они жалуются, когда им что-то не нравится (например, колючие простыни, зудящие этикетки на одежде, тугие пояса).
  5. Они чувствуют стресс и усталость в шумных и оживленных местах, таких как спортзалы или парфюмерные лавки, из-за сильных запахов.
  6. Они ненавидят спешку и предпочитают действовать более осторожно.
  7. Они лучше реагируют на мягкое исправление, чем на суровую дисциплину.
  8. Они делают проницательные комментарии и кажутся мудрыми для своего возраста.
  9. У них отличное чувство юмора.
  10. Они хорошо читают людей и могут с удивительной точностью сделать вывод о том, что они думают или чувствуют.
  11. Они отказываются есть определенные продукты из-за их запаха или текстуры.
  12. Они легко пугаются внезапных звуков, например, когда кто-то подкрадывается к ним.

Если какое-либо из этих наблюдений найдет отклик, помните, что это положительный момент. У высокочувствительных детей совершенно иной подход к окружающей среде, и в этом их сила.

Как родители могут помочь чувствительным детям развиваться

1. Заранее устанавливайте ожидания.

Чувствительным детям нужно время, чтобы все обдумать, и установление ожиданий дает им выбор: они знают, что произойдет, если они оправдают эти ожидания, и они знают, что будут последствия, если они этого не сделают.

Можно просто сказать: «Сегодня мы навещаем бабушку в доме престарелых. Нам нужно использовать внутренние голоса и успокаивать тела, потому что некоторые люди там плохо себя чувствуют».

2. Практикуйте мягкую дисциплину.

Поскольку чувствительные дети остро чувствуют вещи, их чувства легче ранить, и они могут принимать меры лично.

Поэтому вместо того, чтобы ставить их в тайм-аут, создайте для них место для успокоения с предметами комфорта (например, мягкими игрушками, утяжеленным одеялом), куда они могут пойти, если им будет трудно контролировать свои эмоции.

После наказания дайте им положительные утверждения и заверите их в том, как сильно вы их любите.

3. Будьте их эмоциональным наставником.

Как родитель, вы уже учите своих детей навыкам эмоциональной регуляции каждый день, моделируя, как вы справляетесь со своими эмоциями, будь то стресс на работе или нервный срыв вашего ребенка.

Чем больше у вас намерений, тем лучший пример вы подаете.

4. Адвокат им.

Поговорите о чувствительности вашего ребенка с его учителями в начале учебного года, прежде чем возникнут какие-либо потенциальные конфликты или неверные представления.

И когда ваш ребенок использует свою чувствительность (например, применяет свое воображение, проявляет сочувствие к другу, переживающему трудные времена), скажите ему, как вы им гордитесь.

5. Интересуйтесь их миром.

Выделите время, чтобы поговорить и поиграть с ними один на один, отдельно от братьев и сестер.

Задавайте открытые вопросы. Например, «Что было для вас сегодня трудным?» создаст больше места для разговора, чем «У тебя был плохой день?»

Попытайтесь понять, что ваш ребенок испытывает в своем теле и через свои пять органов чувств. Их ответы могут вас удивить.

Дженн Граннеман — соучредитель Sensitive Refuge и соавтор книги «Чувствительное: скрытая сила высокочувствительного человека в громком, быстром, слишком сильном мире». О ней писали в The New York Times, Washington Post и BBC. Следуйте за ней на Twitter и Instagram .

Андре Соло является соавтором книги «Чувствительный: скрытая сила высокочувствительного человека в громком, быстром, слишком сильном мире». Его работы были представлены в Psychology Today, Quartz, Washington Post, Vogue, MSNBC и The Telegraph. Следуйте за ним на Twitter .

Не пропустите:

  • Психолог говорит, что эти 7 навыков отличают успешных детей от «тех, кто борется» — и как родители могут их научить
  • Я разговаривал с 70 родителями, которые воспитали очень успешных взрослых — 4 вещи, которые они никогда не делали, когда их дети были маленькими
  • Я вырастил двух успешных руководителей и одного врача. Вот «непопулярное» правило воспитания, которое я всегда применяла к своим детям

Когда мальчики замолкают | Воспитание

Когда мой сын был маленьким, он был забавным и ласковым. У него был миллион вопросов, и он любил их задавать. Он был застенчив с людьми, которых плохо знал, но был разговорчив и развлекался с близкими друзьями и семьей. Я почти ничего не знал о его дне, его мечтах, его друзьях и его амбициях. Мы были друзьями.

А потом пришла средняя школа. Сначала он стал высоким и неуклюжим и начал пахнуть подростком. Я ждал этих изменений. Но я не ожидал, что его личность изменится. К 14 годам мой прежде милый и болтливый сын начал молчать со мной. Он давал только самые краткие ответы на вопросы и никогда не задавал своих. Он редко выходил из своей комнаты. И когда он это делал, он был угрюм и враждебен, если вообще говорил. Короче говоря, он производил превосходное впечатление от каждого изображения мальчиков-подростков, которые я когда-либо видел, которые накапливали оружие и впоследствии впадали в кровавую ярость. Он испугал меня. Почему мальчики-подростки перестают говорить? Было ли его полное молчание признаком того, что он вот-вот сорвется?

Как оказалось, ни поведение моего сына, ни мои опасения по этому поводу не были чем-то необычным.

Гормоны заговорили

«Замолчать было реакцией недавно достигших половой зрелости мальчиков с тех пор, как появился вид», — Майлз Грот, профессор психологии в Вагнер-колледже и автор блога Boys to Men на Psychology Today сказал мне. «В этом нет ничего нового», — добавил он. «[Это не] связано с нашим временем или текущими событиями».

В этом возрасте, указал он, мальчики претерпевают множество физических изменений. «Они очень застенчивы, изучая, как их воспринимают взрослые, сверстники и представители противоположного пола или, в некоторых случаях, того же пола», — говорит Грот. Это самосознание снижает вероятность того, что они будут брать на себя обязательства, говоря.

«Средняя школа — это начало подросткового возраста для большинства мальчиков и, как следствие, социальная незащищенность», — говорит доктор Джон Даффи, автор книги Доступный родитель: советы экспертов по воспитанию успешных, устойчивых и связанных подростков и подростков . «Чем меньше сказано, тем меньше поводов для насмешек. Таким образом, молчание — это защитный механизм самозащиты».

В то время как встревоженные родители могут естественным образом погрузиться в кошмарный сценарий, как это сделал я, велики шансы, что молчание подростка — это нормально. Это всего лишь один из симптомов массивных физических и психических изменений, вызванных половым созреванием. «Большинство мальчиков вырастают из этой фазы с минимальным ущербом», — говорит Даффи. «С родительской точки зрения это может быть обескураживающим и пугающим, поскольку молчание может восприниматься как изолирующее или даже депрессивное. Время от времени проверяйте своего сына из средней школы и проверяйте, все ли с ним в порядке. Но имейте в виду, что с точки зрения развития его молчание, вероятно, где-то в пределах нормы».

Даже лаконичные ответы моего сына на мои вопросы типичны для многих мальчиков, когда они становятся мужчинами, — говорит Кэти Макферсон, исполнительный директор Гурианского института и соавтор книги «Почему подростки терпят неудачу: что исправить ». «У женщин больше соединительной ткани между правым и левым полушариями мозга, — отмечает она. «Мы обрабатываем язык намного быстрее, чем мужчины. Я думаю, что женщины подавляют своих мальчиков словами».

Вместо того, чтобы позволить страху влиять на нашу реакцию на это нормальное изменение в поведении многих мальчиков, Грот предлагает начать с поиска того, что происходит правильно. У вашего сына есть хобби? Наслаждаетесь общением с друзьями? Проявляет ли он интерес к взаимодействию с миром? Если ответ положительный, это хороший признак того, что его новый односложный стиль речи в норме.

Конечно, эту информацию будет сложно отследить, если он не будет говорить. Но дело может быть не в том, что он не будет так много говорить, а в том, что он не может произнести ни слова в своем нынешнем гормональном кризисе, особенно когда он сталкивается с мамой, забрасывающей его новыми вопросами в ответ на те немногие высказывания, которые ему удается выдавить. «Выведите его на прогулку», — предлагает Макферсон. «Бросьте мяч. Заставьте его двигаться. И задавайте ему один или два вопроса за раз».

Поскольку долгие откровенные разговоры могут быть приостановлены на какое-то время, еще один способ оставаться в курсе — участвовать в его жизни в Интернете. Родители всегда должны обращать внимание на то, как их дети используют Twitter, Facebook, Instagram и другие социальные платформы, потому что это то, где разыгрывается жизнь подростков. Спросите его, что произошло сегодня в Твиттере, чтобы он показал вам социальное приложение, которым в последнее время пользуются его друзья, или чтобы посмотреть что-нибудь смешное из Vine. Вы узнаете о нем, когда узнаете о его привычках в социальных сетях.

Темная сторона молчания

Если ваш сын отстраняется от сверстников, выражает безнадежность, употребляет или злоупотребляет психоактивными веществами, это признаки того, что пришло время обратить на это внимание и обратиться за помощью. «Тот, кто ведет себя тихо и сидит один, не обязательно находится в депрессии», — объясняет Грот. «Этот человек может быть очень задумчивым и серьезным. Депрессивному человеку кажется, что выхода нет. Они чувствуют себя в ловушке, что решения нет, что ничего не исправит».

Вообще говоря, когда девочкам больно, они с большей вероятностью готовы поделиться своими чувствами. Но мальчики, страдающие депрессией, из-за того, что они чаще замыкаются в себе, могут полностью остаться незамеченными. «Уровень самоубийств среди мальчиков-подростков в четыре раза выше, чем среди девочек-подростков», — говорит Грот. — Не разговаривать с тобой — это довольно стандартно. Но если он также не разговаривает со своими сверстниками, кем-либо за пределами дома или кем-либо еще, я буду больше беспокоиться».

Мой собственный сын в конце концов вышел из своего молчания. Это был долгий и тревожный путь, усеянный признаками того, что он испытывает мрачные мысли и депрессию. Он угрожал самоубийством, отдалился от друзей и спрятался в своей комнате. Я серьезно отнеслась к его угрозам и попросила его помочь.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts