Понятийное мышление как развить: Как развить понятийное мышление? | Блог РСВ

Содержание

Как развить понятийное мышление? | Блог РСВ

Понятийное мышление – это не врожденная способность, его можно и нужно развивать.

Чтобы лучше разобраться, что такое понятийное мышление и насколько оно развито у вас, выполните небольшое задание. Выберите из списка слов лишнее: берёза, дуб, клён, пальма, дерево, ива, платан. Многие выбирают пальму или платан, объясняя это тем, что они выделяются среди других деревьев. Правильный ответ — дерево. Это слово лишнее, так как объединяет все остальные слова. Если вы выбрали первый вариант, не расстраивайтесь, понятийное мышление можно легко и быстро развить.

Человек с развитым понятийным мышлением умеет четко излагать свои мысли, он знает определение каждого слова и осознанно произносит любую мысль. Он использует принцип взаимосвязи, в каждом вопросе размышляет, анализирует события и ищет истину. Это весомые плюсы. Но есть и минус, такой человек не умеет быстро реагировать в стрессовых ситуациях.

Для того, чтобы развивать понятийную форму мышления, необходимо регулярно прокачивать следующие направления:

  • Системность. Все в мире взаимосвязано, нет такого явления, которое бы существовало отдельно друг от друга, все объединено в единое целое.
  • Абстрагирование. Часто, чтобы докопаться до истины, необходимо отбросить лишние элементы. Только тогда можно увидеть корень проблемы.
  • Синтез. Отдельные явления можно объединить в единое целое и понять полную картину.
  • Анализ. Для того, чтобы принять решение, необходимо разложить ситуацию на детали, чтобы увидеть взаимосвязь.
  • Сравнение. Сопоставляя различия разных событий, можно определить нечто общее, что способствовало происходящему.

Понятийное мышление более развито у тех, кто увлекается точными или естественными науками: математика, химия, физика, биология. Но если вы изучаете гуманитарные науки, это не значит, что вам не пригодится такой образ мышление на работе или в личной жизни.

Развивать мышление можно как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Это непрерывный процесс, который следует сделать своей хорошей привычкой.

Для формирования мышления необходимо выполнять упражнения:

  • Анализируйте предметы. Возьмите любой предмет, это может быть телефон, расческа, крем, и подумайте из чего он сделан, как его изготавливали. Как можно использовать эту вещь нестандартно.
  • Читайте книги. Читайте каждый день хотя бы по 10 страниц. Это отлично развивает воображение, вы узнаете что-то новое. Размышляйте над прочитанным.
  • Открывайте новые направления. Это может быть различные хобби, например, занятия йогой, лепка из глины, создание парфюмов. Подпишитесь на паблики, YouTube каналы и получайте интересную информацию для себя.
  • Обучение, тренинги и вебинары. Ежедневно развивайтесь, проходите курсы и вебинары, фиксируйте полученные знания. Так вы больше узнаете о мире, расширите свой кругозор. Выделите для обучения специальное время, например, во время обеда или по пути на работу. Выбирайте интересные для себя темы и тогда процесс обучение будет проходить легко и гармонично.

Особенность методики по повышению уровня мышления заключается в непрерывном усвоение нового вида информации. Чтобы не тратить время и деньги на поиск качественных тренингов, посмотрите 100 бесплатных онлайн-курсов на платформе «Россия — страна возможностей». На сайте собраны лучшие курсы, вебинары, мероприятия по маркетингу, личностному росту, финансам, менеджменту, информатике, психологии и другие. Вы точно найдете для себя полезную и интересную информацию.

Начните свое обучение с прохождения курса «Саморазвитие». Мир постоянно меняется, появляются новые тренинги, фильмы, книги, вебинары. Узнайте, как быть в курсе всех трендов, оставаться всегда на плаву и не утонуть в море информации. Все онлайн-курсы на платформе «Россия — страна возможностей» абсолютно бесплатные. Используйте свободное время с пользой!

Понятийное мышление: по ступеням познания

В процессе познания окружающей среды, получения новых знаний люди опираются, прежде всего, на свой опыт и ощущения. Именно так познает мир ребенок.

По мере взросления у человека развивается способность сравнивать, видеть логические связи между предметами и явлениями, а затем и обобщать увиденное. Такое обобщение влечет за собой формирование и усвоение понятий – как уже существующих, так и созданных внутри собственного опыта. В дальнейшем человек способен распознавать и идентифицировать предметы и явления как ранее виденные или незнакомые, относить их в ту или иную категорию понятий. Это и есть понятийное мышление.

В подробностях о нем вы сможете узнать на нашей программе «Когнитивистика», а в этой статье мы вкратце затронем его общие аспекты.

Инструменты понятийного мышления

Понятийное мышление не является врожденным. Оно нарабатывается в процессе взросления, более глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Более того, его формирование требует определенного уровня развития и владения определенными инструментами когнитивного восприятия.

Основные инструменты понятийного мышления:

  1. Анализ – изучение составных частей или признаков предметов и явлений.
  2. Синтез – способность объединять части в целое.
  3. Сравнение – сопоставление явлений или событий между собой.
  4. Абстракция – выделение основных признаков и способность оперировать ими вне конкретной ситуации и безотносительно данного предмета в будущем.
  5. Обобщение – сведение разных понятий в единую категорию.
  6. Систематизация – сведение категорий в логическую систему.

Понятие как таковое имеет две особенности. С одной стороны, это итог некоего мыслительного процесса. С другой стороны, это начало и возможность нового мыслительного процесса, но уже на более высоком уровне. Чтобы лучше понять эти особенности, следует рассмотреть составные элементы понятийного мышления.

Составные элементы понятийного мышления

Понятийное мышление – это высший уровень мыслительных процессов. Это больше, чем просто абстрактное мышление или способность к обобщениям. Понятийное мышление требует владения всеми инструментами, и только тогда оно сможет стать логичным и целостным.

4 основных элемента понятийного мышления:

  1. Понимание сущности процессов, явлений, умение различать главные и второстепенные признаки.
  2. Понимание родовой и видовой иерархии понятий.
  3. Понимание причинно-следственных связей процессов и явлений.
  4. Понимание единства противоположностей.

Далее стоит отдельно остановиться на каждом элементе понятийного мышления, чтобы проще было сложить картину в целом.

Понимание сущности процессов и явлений

Основные характеристики процессов и явлений не всегда самоочевидны, поэтому добираться до сути приходится через череду случайных единичных признаков и/или событий. Для этого нужно научиться анализировать получаемую информацию, синтезировать единичные процессы в целостную картину, выделять основной объединяющий фактор. Это путь к навыкам абстрактного мышления, когда человек сможет абстрагироваться от второстепенного и уловить главное в процессе или явлении.

Понимание родовой и видовой иерархии понятий

После того как стала понятна суть процесса или явления, нужно отнести его к той или иной категории. Ранее выделенные объединяющие факторы и способность абстрагироваться от второстепенных признаков облегчает данную задачу. Наиболее наглядным примером служит биологическая классификация живых существ. Например, птицы – это родовое понятие, а воробьи, вороны, чайки – видовые классификации.

Это пример уже готового обобщения и систематизации понятий, однако решая свои собственные жизненные задачи (например, постановка целей и расстановка приоритетов), нам тоже приходится приводить свои планы и действия в некую иерархическую систему.

Понимание причинно-следственных связей

Тут самое время вспомнить шутку, популярную некоторое время тому назад: «Вася всегда ездит в плацкартном вагоне, поэтому у него нет денег». У многих людей рядом стоящие явления зачастую сплетаются в мозгу настолько чудодейственным способом, что они не в состоянии различить, где причина, а где следствие.

Для тех, кто не является фанатом железнодорожного сообщения, поясним, что плацкарт – это самый дешевый способ добраться куда-либо, и им обычно пользуются те, кто желает с экономить. Случаев, чтобы человек превратился из богача в бедняка из-за поездок в плацкартном вагоне, пока не наблюдалось, поэтому у Васи нет денег вовсе не из-за трат на плацкарт, а, наоборот, он ездит плацкартом, потому что, вероятнее всего, не имеет денег на оплату более комфортного способа перемещения.

Формирование причинно-следственных связей и их правильное понимание – головная боль большинства педагогов средних учебных заведений, т.к. абстрактное мышление у детей формируется постепенно, с разной скоростью и степенью успешности. Более того, есть такие врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, которые исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного мышления.

И даже абсолютно здоровым взрослым людям бывает трудно абстрагироваться от чего-либо и посмотреть на процесс со стороны. Особенно, если взрослые и здоровые люди не получили нормального образования, которое является важным фактором развития интеллекта.

Понимание единства противоположностей

Единство противоположностей наблюдается везде. Это плюс и минус в математике, черное и белое в изобразительном искусстве, минор и мажор в музыке, день и ночь в живой природе, положительно и отрицательно заряженные частицы, важные для понимания многих физических и химических процессов.

И даже в психологии можно встретить такой постулат, что достоинства человека – это продолжение его недостатков, и наоборот. Примерно столь же часто можно встретить попытки опровергнуть данный постулат, что лишь подтверждает его актуальность. А чтобы превратить недостатки в преимущества, нужно обладать достаточно высоким уровнем понятийного мышления, которое позволит осознать, что единство и борьба противоположностей – это и есть движущая сила прогресса, и без этого развитие стало бы невозможным. Зачем человеку осознавать это все? Давайте подумаем!

Зачем нужно понятийное мышление

Самые внимательные читатели могут удивиться подзаголовку: как зачем? Ведь, вроде, уже подробно расписали, что понятийное мышление предполагает понимание сути явлений и процессов, их причинно-следственных связей и т.д. Вопрос в другом: зачем нам это все понимать? Действительно, а что изменится, если мы, подобно детям, каждый день будем открывать мир по-новому и видеть только самые яркие его стороны? И что с того, что они окажутся второстепенными?

В общем-то мы уже начали говорить о том, что некоторые врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного и понятийного мышления.

Такие люди изначально считаются умственно неполноценными, не могут освоить сложные профессии, требующие высшего или среднего специального образования.

Более того, они не в состоянии полностью адекватно понимать окружающих, которые оперируют абстрактными понятиями, необходимыми для описания процессов, которые нельзя наблюдать в режиме «здесь и сейчас». А такая необходимость есть. Как минимум, это запрет движения на красный сигнал светофора, потому что движение на красный свет может привести к аварии. Увидеть последствия нарушения запрета, конечно, можно, однако это слишком дорогая цена для такого способа объяснения.

Также мы начали говорить о том, что среди умственно и физически здоровых людей тоже возможно недопонимание, связанное с неодинаковым уровнем развития понятийного аппарата, а также разным жизненным опытом, уровнем знаний, сферой деятельности и т.д. Тут проблему могло бы решить приведение всех понятий к единому знаменателю.

Как говорил французский философ и математик Рене Декарт, цитируем: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Другими словами, значительная часть разногласий возникает не по существу обсуждаемой темы, а потому, что люди по-разному понимают понятия, которыми оперируют.

Это особо заметно, когда что-либо обсуждают представители разных профессий, т.к. в разных сферах одно и то же слово может иметь разные значения. Так, если в психологии слово «реализация» обычно подразумевает воплощение в жизнь планов, идей, целей, то в торговле «реализация» – это факт продажи чего-либо покупателю. Такая путаница может наблюдаться и в более близких сферах. Например, реализация лекарств в аптеке – это продажа, а под реализацией лекарственных препаратов в больнице в условиях стационара подразумевается расход лекарств для лечения больных.

Еще более разительными могут быть отличия в трактовке юридических терминов правоведами и обычными гражданами без юридического образования. Именно поэтому в договорах часто прописано, что следует понимать под тем или иным термином. Теперь подытожим сказанное.

Для чего нужно понятийное мышление:

  1. Для синтеза, анализа, сравнения, обобщения и систематизации явлений, признаков, процессов.
  2. Для понимания причинно-следственных связей явлений и процессов.
  3. Для понимания сути, родовой и видовой иерархии предметов, процессов, явлений.
  4. Для понимания процессов и явлений, которые нельзя проверить эмпирическим путем.
  5. Для донесения окружающим информации, которую нельзя продемонстрировать наглядно.
  6. Для принятия решений и адекватного осознания их последствий.
  7. Для взаимопонимания в обществе, семье, на работе.

Как видим, роль понятийного мышления многогранна. Встает вопрос: а можно ли его развить? Или нужно лишь ожидать естественного взросления ребенка и уповать на то, что его понятийное мышление сформируется на должном уровне само по себе? Вовсе нет! Более того, свои мыслительные навыки можно улучшить даже во взрослом возрасте! Например, наша программа «Когнитивистика» позволяет освоить самые разные типы и способы мышления, которые вам обязательно пригодятся в жизни. А сейчас подробнее остановимся на развитии понятийного мышления у детей.

Как развивать понятийное мышление

Начнем с детского возраста. Ранее мы выяснили, что у маленьких детей понятийного мышления нет, они способны воспринимать мир только так, как они его видят. В этом контексте интересен эксперимент, поставленный швейцарскими психологами Жаном Пиаже и Барбель Инхельдер. Суть в следующем: детям дошкольного возраста демонстрировали макет, на котором было сооружено три горы разной высоты. Каждая из них имела свою особенность – домик, речка, заснеженная вершина. Также детям давали посмотреть фотографии, где все три горы были сфотографированы с разных сторон, и просили указать на те фото, где гора выглядела так, как они ее видят. На этом этапе с заданием справлялись все.

Затем с другой стороны макета помещали куклу, у которой вместо головы был гладкий шар, и просили детей выбрать фото, где изображение совпадает с тем, как его могла бы видеть кукла. Глаз у куклы не было, т.к. вместо головы был гладкий шар, а просто предположить, где могли бы быть у куклы глаза и как она могла бы видеть горы, у детей стабильно не получалось. В итоге все дети выбирали фото, где гора изображена так, как видят ее они сами.

Напомним, макет был сфотографирован со всех сторон, и если бы дело было лишь в неточном угадывании направления взгляда, дети ошиблись бы только с ракурсом обратной стороны горы. Однако в отсутствие четкого указания, где у куклы глаза и куда она смотрит, дети, не обладающие понятийным мышлением, просто давали ответ из своего уже знакомого опыта, не пытаясь анализировать ситуацию.

К слову, работая учителем в школе и помогая директору обрабатывать итоги тестов IQ, которые проходили школьники, Жан Пиаже обратил внимание, что дети примерно одного возраста совершают одни и те же ошибки. Это дало толчок новым исследованиям, в результате чего Пиаже вывел классификацию стадий развития интеллекта у детей.

Стадии развития интеллекта у детей по Пиаже:

  1. Сенсомоторный интеллект (0-2 года) – простейшее восприятие с помощью органов чувств.
  2. Дооперациональные представления (2-7 лет) – дети создают свои образы и аналогии.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) – начинают развиваться навыки абстрактного мышления – математические операции с невидимыми предметами, понимание родовой и видовой классификации животных и т.д.
  4. Формальные операции (после 12 лет) – способность понимать метафоры, точку зрения других людей, если она отличается от собственной, и прочее.

Можно ли как-то ускорить интеллектуальное созревание ребенка и помочь ему овладеть понятийным мышлением? В разумных пределах – да. Ключевые слова – в «разумных пределах». Естественно, что годовалый ребенок не поймет объяснение, предназначенное для младшего школьника. Однако помочь детям подниматься по ступеням познания и сделать этот подъем более легким и приятным мы, взрослые, вполне можем.

Как развивать понятийное мышление у детей

Развивать мышление ребенка лучше всего в игровой форме. Это наиболее адекватный подход, особенно для детей младшего возраста. Так будет легче всего объяснить малышу элементарные вещи и нивелировать типовые ошибки восприятия, допускаемые в младшем возрасте.

Типовые ошибки восприятия и их исправление:

  1. Маленькие дети всегда считают, что любой большой предмет тяжелее любого мелкого, поэтому будет полезным наглядно показать, что большой предмет (допустим, упаковка ваты) может быть легче мелкого (допустим, камня).
  1. Детям сложно выстроить в своем сознании родовую и видовую иерархию, поэтому с ними стоит играть в «лишнее слово»: например, найти лишнее слово в ряду «соловей, воробей, курица, птица, страус». После объяснить, что соловей, воробей, курица и страус – это птицы, и перейти к родовидовой иерархии понятий.
  1. Детям сложно научиться синтезировать понятия и явления, поэтому им нужно помочь конкретными примерами. Например, объяснить, что ложка – это столовый прибор, столовые приборы – это приспособления для еды. И попросить назвать другие столовые приборы, т.е. приборы, которые используются для еды.
  1. Детям сложно обобщать увиденное и услышанное и выделять главный признак. Поэтому для начала стоит предлагать выбор из готовых вариантов. Например, прочитать короткий рассказ и выбрать 1 из 3 заголовков, наиболее точно отражающих суть. Потом задачу можно усложнить и попросить ребенка придумать заглавие самостоятельно.
  1. Школьникам можно предложить учебу «от обратного»: сначала посмотреть вопросы к параграфу, а потом читать параграф, пытаясь найти ответы на вопросы.

Четких возрастных ограничений по пунктам нет, и вы всегда можете ставить задачи уровнем выше или, как гласит одна из концепций Льва Выгодского, в «зоне ближайшего развития». В двух словах, зона ближайшего развития – это то, что ребенок уже в состоянии осознать, но еще не может понять самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.

Разумеется, приемов развития понятийного мышления намного больше. Обращаем внимание, что обучение понятийному мышлению является обязательным элементом. Как считает руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ Людмила Ясюкова, сформировать понятийное мышление без обучения невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки [Чеснокова Т. , 2013]. Под изучением подразумеваются и школьные уроки, и занятия в детском садике, и познавательные беседы, которые ведут родители с детьми дома.

Развивать понятийное мышление могут и взрослые, но им это придется делать самостоятельно: читать книги, смотреть новости, изучать экономические обзоры, попытаться освоить новое хобби и профессию. В таком активном режиме инструменты понятийного мышления задействуются быстрее, и, как следствие, мышление развивается лучше. Учитесь, развивайтесь и познавайте эту жизнь во всех ее проявлениях! Мы желаем вам радости познания и просто радости в этой жизни!

Ключевые слова:1Когнитивистика

Концептуальное мышление – определение и примеры

Лидеры, обладающие концептуальным мышлением

Никола Тесла

Никола Тесла является изобретателем электрической системы переменного тока, которая до сих пор широко используется. Подобные новаторские открытия и вклады не происходят, если кто-то не является опытным концептуальным мыслителем.

Теслу помнят как настоящего провидца и человека, который повсюду видел вдохновение.

Нужны доказательства того, что за его работой стояла дальновидная концепция? В 1915 году у него было видение беспроводной связи, которую мы знаем и любим сегодня. Его цитировали: «Когда-нибудь в мировой системе будет, скажем, шесть больших беспроводных телефонных станций, соединяющих всех жителей земли друг с другом не только голосом, но и зрением».

Эта концепция привела к его изобретательским достижениям и новаторскому духу; видение того, как его работа впишется в глобальную концепцию, поддерживало его мотивацию.

Грейс Хоппер

Грейс Хоппер была пионером компьютерного программирования и одним из первых программистов Гарвардского компьютера Mark 1. Она также была адмиралом ВМС США, а это звание и должность не были обычным явлением для женщин в 1940-х годах.

Но Хоппер всегда могла представить себе нечто большее — как для себя, так и для мира. «Адмирал Хоппер предположил, что более широкая аудитория могла бы использовать компьютер, если бы его можно было сделать удобным как для программистов, так и для приложений», — пишет Шэрон Андерсон в статье для журнала информационных технологий Департамента ВМФ.

«За время ее жизни многие из ее предсказаний сбылись, поскольку промышленность построила более мощные и компактные машины и разработала операционные системы и программное обеспечение, которые позволили обычным людям владеть персональным компьютером и управлять им».

Хоппер — еще один прекрасный пример человека, чье концептуальное мышление дало ему энергию, необходимую для выполнения работы, которая в конечном итоге изменит мир.

Элизабет Кэди Стэнтон

Сьюзен Б. Энтони — широко известное и запоминающееся имя в американской истории как активистка женского избирательного движения. Но немногие знают имя Элизабет Кэди Стэнтон, еще одной крупной активистки за права женщин.

Она и Энтони тесно сотрудничали, и было сказано, что Энтони предпочитал организовывать и действовать, в то время как Стэнтон брал на себя все теоретизирование и концептуализацию.

Стэнтон сказал: «Я создал молнии, а Сьюзен стреляет ими».

Они идеально дополняют друг друга; концептуальный мыслитель, сотрудничающий с кем-то, кто любит действовать, может быть неудержим вместе!

Как мыслить концептуально

1) Спросите «почему?»

Прежде чем засучить рукава и добиться прогресса в проекте, выясните его основную причину. Зачем ты это делаешь? Какова цель?

Копание глубже поможет вам связать вашу повседневную работу с более широкой концепцией и теорией.

2) Помните о восприятии.

Концептуальные мыслители гордятся своей способностью мыслить нестандартно и исследовать творческие, казалось бы, неосуществимые идеи.

Это будет трудно сделать, если вы вступаете в каждый разговор или взаимодействие с предвзятыми представлениями. Помните о своих предубеждениях и восприятии и старайтесь сохранять непредвзятость. Это позволит вам теоретизировать без ограничений.

3) Читать (и еще читать).

Чтение и потребление информации — отличный способ расширить свой кругозор, что важно для концептуального мышления.

Развивайте страсть к чтению на любые темы, которые вас интересуют. Чем больше информации вы усвоите, тем лучше вы будете теоретизировать. Если вы ненавидите читать, попробуйте подкасты или вебинары!

4) Проделайте дыры в своих мыслях.

Закончив работу над проектом или задачей, поиграйте с собой в адвоката дьявола. Что, если бы вы сделали это по-другому? Что, если вы сделаете другое предположение?

Пробелы в собственных выводах помогут вам уменьшить масштаб и подумать о своей работе на более концептуальном уровне.

3 способа улучшить концептуальное мышление учащихся

Мы хотим, чтобы обучение наших учащихся было длительным, позволяя им понимать сложность сейчас и в будущем. Чтобы это произошло, нам нужно подтолкнуть учащихся к раскрытию концепций, выходящих за рамки времени, места и ситуации, за пределы изучения фактов и навыков.

Изучение знаний и навыков подобно нахождению посреди леса в окружении деревьев: легко заметить детали, но трудно увидеть закономерности. Чтобы учащиеся могли мыслить концептуально, им нужна возможность подняться на вершину горы, остановиться и осмотреть весь лес. Им нужна возможность искать большие идеи — обобщать, обобщать и делать выводы, рассматривая свое обучение целостно.

Преднамеренно разрабатывая учебную деятельность, в которой учащиеся перемещаются между фактическим и концептуальным уровнями мышления, мы можем помочь им построить понимание, облегчить перенос и развить чувство свободы действий.

Вопросы, которые следует учитывать при планировании урока

Чтобы помочь учащимся перейти от поверхностного к глубокому обучению, мы можем задать себе три вопроса:

  1. Исходя из изучаемых фактов или навыков, какие концепции лежат в основе обучения? Например, единица человеческого тела может руководствоваться концепциями системы, взаимозависимости и здоровья.
  2. Какие связи между понятиями мы хотели бы, чтобы учащиеся установили в результате обучения? Например, в математике мы можем попросить учащихся соединить понятия умножения и деления. В науке мы можем захотеть увидеть, как они проводят связь между фотосинтезом и преобразованием энергии.
  3. Какие возможности подачи заявок и перевода мы можем разработать, чтобы помочь учащимся продолжить свое обучение? Например, мы можем попросить студентов, изучивших принципы искусства и дизайна, создать плакаты для социальных или экологических целей по своему выбору.

Эти вопросы отражают разные уровни концептуального мышления. Если у учащихся нет четкого понимания отдельных понятий, им будет сложно увидеть закономерности и установить связи между ними. Точно так же, если мы не дадим учащимся время для формирования понимания, им будет сложно применить свои идеи к проектам, текущим событиям или другим новым контекстам.

3 способа развития концептуального мышления

1. Использование категоризации, присвоения имен и сортировки: Чтобы понять отдельные понятия, учащиеся должны разобраться с примерами, не-примерами и атрибутами понятия. Мы можем спросить студентов: «На что это похоже?» и предложите им описать ключевые особенности.

Например, маленьким детям, изучающим среду обитания, могут быть показаны изображения улья, пруда, бревна, аквариума, клетки для кроликов и вольера зоопарка, и им будет предложено описать, чем эти дома похожи или отличаются. Сравнивая эти примеры и не примеры понятия среда обитания учащиеся понимают, что среда обитания – это естественная среда, в которой удовлетворяются потребности животного.

Предлагая учащимся участвовать в категоризации, присвоении имен и сортировке, мы готовим их к более сложному мышлению, которое появится позже в модуле, и уменьшим количество неправильных представлений.

Занятия по формированию понятия:

  • Создайте Т-диаграмму с пометками «Да» и «Нет» и попросите учащихся отсортировать примеры и не примеры понятия, например многоугольника.
  • Предоставьте учащимся примеры концепции и предложите им найти общие атрибуты и написать свои собственные определения, используя основу, например: «Миграция — это когда _____».
  • Поделитесь концепцией и попросите учащихся привести свои собственные примеры или не примеры. Они могут быть представлены словами или картинками. На изображении ниже иллюстрации учеников 1-го класса показывают концепцию исполнителя; студенты совместно проанализировали изображения, чтобы придумать атрибуты, такие как присутствие перед аудиторией.
Carla Marschall / Edutopia

Рисунки, созданные первоклассниками, показывают их понимание понятия «исполнитель».

2. Попросите учащихся установить связи: Когда учащиеся взаимодействуют с модулем, они исследуют различные контексты, иллюстрирующие концепции в действии. Например, в разделе, посвященном движению за гражданские права, студенты могут узнать о бойкоте автобусов в Монтгомери и сидячих забастовках в Гринсборо. Проводя связи между такими понятиями, как протест и права, учащиеся могут уменьшить масштаб, чтобы увидеть общую картину своего обучения.

Для поддержки обобщения мы можем разработать задания, требующие от учащихся связывания понятий. Например, ученики моего 7-го класса, занимающиеся общественными науками, занимались составлением концептуальных карт в конце раздела, посвященного устойчивому развитию. Они наметили концепции иерархически, а затем создали связи, используя слова-связки для описания отношений между ними. Я попросил их наметить свое основное понимание в виде утверждений рядом с их концептуальной картой. При проведении таких мероприятий важно убедиться, что учащиеся поддерживают свое мышление, используя данные из предшествующего обучения.

Упражнения по связыванию понятий:

  • Предложите учащимся взять на себя роль конкретного понятия, изучаемого в разделе, и попросите их сесть в круг из четырех или пяти человек, каждый из которых представляет свое понятие. Затем они устанавливают связи друг с другом, объясняя, как и почему они связаны, используя данные из предыдущего обучения.
  • Используйте графические органайзеры, которые просят учащихся совместно синтезировать несколько тематических исследований. Например, предложите учащимся прочитать о Малале Юсуфзай, Мартине Лютере Кинге-младшем и Грете Тунберг и сделать заметки, используя тройную диаграмму Венна, которая поможет им ответить на вопрос: «Как творцы перемен преодолевают трудности?»

3. Планирование переноса: Упражнения, которые побуждают учащихся формировать понятия и устанавливать связи между ними, подготавливают мозг к переносу — на каждом из этих этапов концептуального мышления мы помогаем учащимся рассуждать абстрактно и определять «Ну и что?» ?» их обучения. Как только учащиеся сформируют связи между понятиями и сформулируют их как понимание, мы можем предоставить им возможность применить их в новых ситуациях. Это позволяет учащимся увидеть актуальность их обучения как для близкого, так и для дальнего контекста.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts