Психология скиннер: Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

10.06.2012


Виднейший теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер (1904—1990) настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано объективно (окружающей средой). Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и пр. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением. Такую позицию называют иногда инвайронментализмом (от англ. environment — среда, окружение). «Черный ящик человеческой психики» должен быть, по мнению Скиннера, исключен из эмпирического исследования, усилия должны быть направлены на изучение открытого, доступного непосредственному наблюдению, поведения человека, на установление тех факторов среды, которые, в конечном счете, определяют и контролируют действия человека. Скиннер считал, что экспериментальный анализ поведения животных (крыс, голубей) позволит открыть принципы поведения, общие для животных и человека. С опорой на всеобщие закономерности поведения важнейшая практическая психолого-педагогическая задача обучения и воспитания становится решаемой. Манипулируя переменными окружающей среды (т.е. независимыми переменными), можно прогнозировать и контролировать поведенческие реакции индивида (зависимые переменные). Скиннер признавал существование двух основных типов поведения:

респондентного и оперантного. Однако он полагал, что главное — оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула, поддающегося распознаванию. Для животных и человека важны последствия — события, наступающие в результате поведения. В зависимости от последствий складывается определенная тенденция в отношении такого поведения в будущем. Оперантные реакции постепенно приобретают характер произвольных. По оперантному типу научения происходит формирование множества форм человеческого поведения (умение одеваться, привычка читать книги, сдерживать проявления агрессии, преодолевать застенчивость и т.
п.). Реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться. Так, в большинстве семей можно наблюдать оперантное научение плачу. Крик и плач как безусловные реакции ребенка на физический дискомфорт вызывают у родителей стремление подойти к ребенку, успокоить его, оказать помощь и внимание. Такая забота оказывается мощным позитивным подкреплением для плача ребенка; и плач становится оперантно обусловленным средством контроля за поведением родителей. В то же время вероятность повторения реакции, за которой следует негативный результат или наказание, уменьшается. Если знакомый в ответ на приветствие поджимает губы и делает вид, что нас не замечает, мы скоро перестанем здороваться с ним.

Подкрепление — ключевое понятие концепции Скиннера. Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления. В бихевиоральном научении признавали два типа подкрепления: первичное (или безусловное — вода, еда, секс) и вторичное (или условное — деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников, учителей). По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы становятся подкреплением в результате прошлого опыта, они общие для большинства людей и оказывают сильное влияние на их поведение. Скиннер выделял также подкрепление позитивное и негативное. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями (пища, внимание). Негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счет устранения раздражающих стимулов (подросток начинает употреблять ругательные слова и выражения, стремясь избежать насмешек приятелей типа «маменькин сынок, малыш»).

Поведение может контролироваться также с помощью наказания (мать подростка может ударить его по губам за ругательства или лишить карманных денег). Такое последствие призвано прекратить, изжить поведенческую реакцию. Техника наказания в современном обществе применяется чаще всего, но Скиннер стремился доказать, что подобный контроль поведения неэффективен (лишь временно откладывает нежелательное поведение) и, что еще хуже, вызывает негативные побочные эффекты (страх, тревогу, падение самооценки, грубые формы асоциального поведения). Он настаивал на том, что позитивное подкрепление (поощрение желательных образцов) гораздо более надежный метод формирования поведения и у детей, и у взрослых. В случае научения сложному поведению (такому, как навыки письма или межличностного общения или выработка аккуратности) используется метод последовательного приближения, или формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого. Другой принцип научения — незамедлительность подкрепления. При обучении самостоятельной аккуратной еде ребенка последовательно подкрепляют: хвалят за попытку взять ложку в руку, направить ее в рот, восхищаются его усилиями, подбадривают малыша, хотя на первых порах он и теряет по дороге почти все содержимое. И только в результате постепенного приближения к нужному результату добиваются от ребенка аккуратности и чистоты одежды и стола.

Скиннер утверждал, что даже вербальное поведение, или устная речь, приобретается через процесс успешного последовательного приближения. Однако многие психологи совершенно не согласны с тем, что язык может быть усвоен таким способом, подчеркивая тем самым столь высокую скорость речевого развития в раннем детстве, которую невозможно объяснить, исходя из принципов оперантного обусловливания. Проблема социализации человека рассмотрена Скиннером в книгах «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), «Размышления о бихевиоризме и обществе» (1978). В концепции Скиннера развитие ребенка — это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних этапах агентами социализации и источниками подкрепления выступают родители, позже число источников подкрепления расширяется — это и соседи, и школа, и мнение сверстников. Скиннер придерживался мнения, что поведение человека в течение жизни изменяется, и периодически возникают кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивид не имеет адекватного набора поведенческих реакций. В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, так как считается, что среда формирует поведение ребенка постоянно, непрерывно и постепенно.

Периодизация развития зависит от среды. Не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период: какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка. Речь может идти только о создании функциональной периодизации, которая позволила бы наметить этапы научения, формирования определенного навык (этапы развития игры, обучения письму или игре в теннис).

Постоянный опыт научения создает то, что в других психологических школах называют личностью. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и индивидуальным репертуаром научения. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков — и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он научился быть.

Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера

Основной предмет исследования. Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и измерению поведение человека

Методы исследования. Наблюдение, экспериментальное научение в проблемном ящике, экспериментальный анализ поведения
                                                      
Основные понятия. Поведение, респондентное и оперантное научение, принципы обусловливания, подкрепление, поощрение и наказание, режим подкрепления, модификация поведения

Основные идеи. Основное внимание — влиянию внешнего окружения. Велико значение в жизни людей оперантного научения, при котором поведенческие модели определяются их последствиями (характером подкрепления), т.е. поведение объясняется в терминах стимулов и подкрепляющих последствий. Поведенческие реакции складываются постепенно и постоянно

Факторы развития. Социальный фактор, научение.

Ценное                                     

  • Раздвигание рамок теории научения до более сложных моделей оперантного поведения
  • Привлечение внимания к условиям социальной среды, к характеристикам подкрепления поведения индивида
  • Широкое практическое применение (модификация поведения, оперантные техники для коррекции поведенческих проблем, программированное обучение)

Направления критики            

  • Приписывание решающей роли в развитии человека воздействиям окружающей среды
  • Принципиальный отказ от анализа внутренних (психологических) факторов поведения, когнитивных составляющих

Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошкольного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», или «тайм-аута». Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты признают эффективность «технологии строительства поведения», но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода.

Ключевые слова: Скиннер, Бихевиоризм

Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Материалы по теме

Бихевиористский (поведенческий) подход

Бихевиоризм. Основные теории

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С. Н., Психология личности

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С.Н., Психология личности

Бихевиоризм

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Концепция оперантного поведения Скиннера | Диплом по психологии

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов американского психолога Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. Скиннер выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Он продолжал линию классического бихевиоризма, сохранив в своей теории схему анализа поведения «стимул – реакция».

Однако Скиннер предположил, что поведение может строиться и по иному принципу – определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что животное или человек будут стремиться воспроизводить свой опыт, если он имел приятные последствия, и избегать его в случае неприятных последствий. Другими словами, любое поведение определяется своими последствиями. В зависимости от того, приятны ли эти последствия, безразличны или неприятны, проявляется тенденция повторять данный поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать его повторения в дальнейшем.

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб – воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными реакциями. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения. Оперантные реакции Скиннер рассматривает как активное поведение.

Принципы оперантного обусловливания легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг – лапой, носом, хвостом, не имеет значения – оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие – появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

На основе анализа поведения Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются технические средства. Процесс учения индивидуализируется.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Принципиальная ограниченность концепции Б. Скиннера состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом не организуется внутренняя познавательная деятельность учащихся и как следствие обучение теряет свою специфику как сознательный процесс.

В концепции «оперантного поведения» Скиннер теоретически обосновал и экспериментально подтвердил склонность индивида к определенному типу поведения, отвечающему его природе. При этом он подчеркивал, что стимулы, подкрепляющие привычные склонности организма в поведении, несравненно более эффективны и устойчивы, чем «запретительные», так что поощрение в процессе обучения в самом широком смысле следует предпочитать запрещению.

Благодаря разработанным им научным методам психология стала применяться в процессе профессионального обучения, в воспитании трудновоспитуемых детей, в психотерапевтической практике. Его концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах как инструмент идеологии и политики.

 

Pennsylvania Center for the Book

Б. Ф. Скиннер родился 20 марта 1904 года в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Его отец, Уильям, был местным поверенным; его мать, Грейс, после замужества перестала работать машинисткой и стала домохозяйкой. В 1906 году, через два с половиной года после рождения Фредерика, родился его младший брат Эдвард Джеймс (Эбби). Выросшие в Саскуэханне, железнодорожном городке с населением около 2000 человек, два мальчика развлекались тем, что строили вещи из подручных материалов, в том числе неисправную систему получения кислорода из морской воды, лачугу в лесу и тележку с противоположной стороной. -руль направления. Эти навыки конструирования позволили бы старшему Скиннеру построить аппарат, изобретенный для его исследований в области психологии. Когда ему было девять лет, Скиннер присоединился к младшим бойскаутам в Саскуэханне, где он провел недели в походах на открытом воздухе и обрел независимость в подростковом возрасте. Молодой Скиннер также экспериментировал с написанием романов и рассказов — даже нравоучительной пьесы с участием персонажей Жадность и Молодость.

Фред Скиннер, как его называла семья, получил образование в средней школе Саскуэханна. В частности, Скиннер считал, что мисс Мэри Грейвс, его школьная учительница английского языка, привила ему чувство интеллектуальной независимости и любопытства. После дебатов об авторстве Шекспира « Как вам это понравится » Скиннер заинтересовался сэром Фрэнсисом Бэконом и индуктивным методом в науке, который лег в основу его собственных более поздних экспериментов. Однако, несмотря на эти интеллектуальные интересы, ограниченность общины Саскуэханна в маленьком городке представляла собой препятствие для будущего стимулирования. Стремясь уехать из города, где он провел всю свою жизнь, Фред Скиннер подал заявление в Гамильтон-колледж в Клинтоне, штат Нью-Йорк. Когда его семья переехала в Скрэнтон, штат Пенсильвания, Скиннер доехал до Клинтона на поезде за три часа.

Из-за строгих правил Гамильтона и его неспособности выглядеть утонченным первый год обучения Фреда Скиннера в колледже закончился разочарованием и социальной изоляцией. Не вдохновленный обязательным физическим воспитанием и обязательной клятвой братства, Скиннер превратился в отстраненного человека, способного рассматривать себя как другого человека. Этот отряд позволил сдержанно отреагировать, когда в семье Скиннеров в 1923 году произошла трагедия. Находясь дома в Скрэнтоне на весенних каникулах, Скиннер, его брат Эбби и друг отправились за мороженым с мороженым. Пожаловавшись на головную боль, Эбби вызвала врача и потеряла сознание. Скиннер бросился в церковь за родителями, но они вернулись домой слишком поздно. Эбби умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 16 лет. Фред Скиннер смог эмоционально принять смерть своего брата, хотя ему по-прежнему не нравилось новое внимание, которое он получил как единственный ребенок.

Тем не менее, Фред Скиннер вернулся в колледж Гамильтон, чтобы закончить свое образование. Он писал редакционные статьи для газеты колледжа, Hamilton Life ; его вклад включал в себя статьи с критикой Гамильтонского колледжа, преподавателей и его местного братства Бета Каппа. На протяжении всего колледжа Скиннер сосредоточился на чтении и написании литературы, проведя лето в школе английского языка Bread Loaf в Вермонте. Получив диплом приветствия со степенью бакалавра искусств по английскому языку, литературные занятия Скиннера завершились его планом на после окончания учебы — год жизни с родителями в Скрэнтоне, чтобы написать роман. Хотя он построил писательскую мастерскую на чердаке своих родителей, восемнадцатимесячный «темный год» Скиннера оказался бесплодным. Как признается Скиннер в Подробности моей жизни , «Я легко отвлекался от своей писательской жизни. Все, что приносило более быстрое и существенное вознаграждение, овладевало мной». Уехав из дома в Нью-Йорк, он работал продавцом в книжном магазине, где открыл для себя науку о поведении в книгах условных рефлексов Павлова и бихевиоризме Уотсона . Вдохновленный этими книгами, Фред Скиннер решил обменять литературу на психологию; он поступил на факультет психологии Гарвардского университета в 1928.

Во время учебы в Гарварде Скиннер сосредоточился на том, что он назвал в «О бихевиоризме » «радикальным бихевиоризмом», дисциплиной в психологии, которая рассматривает все, что делает организм, как поведение, которое можно научно наблюдать и которым можно манипулировать. Успех пришел благодаря сочетанию его талантов изобретателя и наблюдателя, создавшего технологии для управления экспериментом. В BF Skinner: A Life биограф Дэниел В. Бьорк предполагает, что Скиннер «не столько экспериментировал для достижения желаемых результатов, сколько изобретал аппарат, позволяющий наблюдать за упорядоченными результатами». Его аспирантура включала тесты, изучающие поведение крыс, особенно в ответ на пищу, которую давали с определенной скоростью. Нуждаясь в особом измерительном устройстве, Скиннер изобрел накопительный регистратор — механизм, записывающий ответы в виде точек, отклоняющихся вверх от горизонтали. Данные представляли собой кривую, показывающую как количество ответов, так и скорость ответа. Опираясь на эту технологию, Скиннер сконструировал новый аппарат для доставки еды при нажатии на рычаг — первую коробку Скиннера. С помощью этих новых инструментов он начал развивать свою теорию поведения, хотя полностью она проявилась только через несколько лет после ухода из Гарварда.

Скиннер получил степень магистра психологии в 1930 году и докторскую степень годом позже, в 1931 году. Во время своего последнего исследовательского года в Гарварде, финансируемого стипендией, Фред Скиннер познакомился с Ивонн (Ев) Блю. Летний роман между ними привел к помолвке. Когда Скиннер покинул Гарвардский университет и перешел на работу в Миннесотский университет, Ивонн переехала с ним в Миннеаполис. Они поженились 1 ноября 1937 года.

Во время учебы в Миннесотском университете Б. Ф. Скиннер опубликовал свой первый0005 The Behavior of Organisms , 1938 год. Эта книга представила нового ученика Скиннера в бихевиоризме — изучении оперантного поведения. Когда организм живет, как обычно, он «воздействует» на окружающую среду. После получения того или иного «подкрепляющего» стимула усилится тенденция организма к увеличению операнта, поведения до подкрепления. В отличие от работы Павлова, которая связывала рефлекс (слюноотделение собаки) с предшествующим стимулом (звонком в колокольчик), Скиннер предложил оперантное обусловливание, в котором более позднее следствие, а не предшествующий стимул, обуславливало поведение. В ящике Скиннера крысу оперативно приучали нажимать на рычаг, получая подкрепление пищевыми гранулами после определенного количества нажатий на рычаг. Случайно, когда нехватка пищевых гранул потребовала от него сокращения количества подкреплений, Скиннер обнаружил «графики подкрепления».

Есть четыре режима подкрепления, которые манипулируют непрерывным подкреплением, шариком при каждом нажатии на рычаг. Скиннер начал свои эксперименты со схемой фиксированного соотношения: на каждое X нажатий рычага крыса получала гранулу. Аналогичным фиксированному соотношению является расписание с фиксированным интервалом: если крыса нажимает на рычаг хотя бы раз в X секунд, она получает гранулу. Фиксированные интервалы часто приводят к «шагающим» ритмам, когда крыса вырабатывает ритм, когда поступит подкрепление. Чтобы поэкспериментировать с этими фиксированными графиками, Скиннер рассмотрел графики как с переменным соотношением (порог нажатия рычага постоянно меняется), так и с переменным интервалом (время между подкреплениями постоянно меняется). Переменные расписания не позволяли подстраиваться; вместо этого крыса настойчиво нажимала на рычаг, не зная, когда появится следующая пищевая гранула. Как сообщает Майкл Б. Уокер в своей статье «Наука и азартные игры: психологические перспективы», «согласно Скиннеру, азартные игры являются прекрасным примером человеческой оперантной реакции, обусловленной графиком подкрепления с переменным соотношением». Однако, несмотря на это сходство, крысы, нажимающие на рычаг, не подвергаются такому же негативному наказанию — потере сбережений — как игрок. Скиннер и его соавтор К. Б. Ферстер подробно описали эти новые разработки оперантного обусловливания в 9 работах.0005 Графики армирования (1957).

Работая в Университете Миннесоты в разгар Второй мировой войны, Скиннер начал исследовать идею о том, что птиц можно обучить навигаторам. После гранта, финансируемого государством, исследование переросло в Project Pigeon, сверхсекретную программу базового наведения ракет. Чтобы создать самонаводящееся устройство, Скиннер оперативно обучил нескольких голубей, уложенных внутри ракеты, клевать изображение, проецируемое линзой в передней части ракеты. Постоянные удары, усиленные зерновыми дробинками, точно направляли бы ракету к месту назначения. Хотя проект «Голубь» имел удивительно успешные результаты, эта программа была сокращена из-за успеха другого государственного проекта — радара. Однако этот опыт не стал для Скиннера полной потерей; он отказался от экспериментов с простыми белыми крысами в пользу более сложных голубей.

В 1938 году у Фреда и Ивонн Скиннер родился первый ребенок Джули. Их вторая дочь, Дебора, должна была родиться в 1944 году. Уже обремененная воспитанием одного ребенка, Ивонна очень хотела, чтобы ее муж упростил детскую машину. В своей статье «Первая нежность младенца» Фред Скиннер объясняет, что его простое изобретение, приспособление для младенцев (также известное как надувная кроватка), обеспечивало младенца всем необходимым: «Все, что было нужно в первые месяцы, — это чистая, удобная , теплое и безопасное место для ребенка, и в этом был смысл детской нежности». В течение двух с половиной лет малышка Дебора спала в детской кроватке, «термостатически контролируемой, закрытой кроватке с фронтальной панелью из безопасного стекла и полом из натянутого холста», как описывает Бьорк в своей биографии. Несмотря на очевидные различия, возникла путаница между детским тендером и коробкой Скиннера. Этот образ «младенца в коробке» помешал нежному младенцу стать предметом домашнего обихода.

Не испугавшись публичного провала проекта «Голубь» и тендера на младенца, Фред Скиннер снова вложился в академические занятия. После пяти лет жизни в Миннеаполисе семья Скиннеров переехала в Блумингтон, штат Индиана, где в 1945 году Скиннер стал заведующим кафедрой психологии Университета Индианы. Два с половиной года спустя, в 1948 году, Скиннер был снова приглашен в Гарвардский университет в качестве преподавателя. член факультета. Позднее в том же году Фред Скиннер опубликовал роман-утопию « Уолден Два ». Как в «9» Генри Дэвида Торо.0005 Walden , роман Скиннера разделяет с его предшественником тему простой и мирной жизни. Вымышленная утопия достигает гармонии, поскольку ее основатель, Фрейзер, экстраполирует оперантное обусловливание, создавая изолированное сообщество из тысячи человек под названием Уолден Два.

Несмотря на благоприятную критику после публикации, продажи Walden Two оставались низкими до 1960-х годов, когда различные группы, включая Скиннера, попытались создать настоящий Walden Two. В Журнал Harper’s Magazine во время этого запоздалого внимания Спенсер Клау хвалит сочинение Скиннера Walden Two как «стиль прозы живой, мускулистый, свободный от жаргона и в целом превосходный». Эта простота отражает тезис романа. Однако Клау предполагает, что настоящий Уолден-Два, основанный на принципах, продиктованных в романе Скиннера, не смог бы развлечь ум или страсти среднего человека: «Хороший человек может создать плохую культуру, а Скиннер и его вымышленный суррогат, Фрейзер, предлагает показательный пример: продуктивные, довольные люди, которые составят новое общество Скиннера, будут такими же захватывающими, как и многие тарелки пиршества».

После публикации выдуманной утопии в Уолден Два Скиннер обнаружил «академическую» утопию в Гарвардском университете. Как пишет Дэниел Н. Винер в книге BF Skinner: Benign Anarchist , Гарвард «предоставил простор практически для всего, чем Скиннер хотел заниматься до конца своей жизни, продолжавшейся 42 года после его прибытия». Он останется в Гарварде до конца своей жизни. Руководя десятками докторантов, Скиннер оставался активным писателем и исследователем в университете, публикуя теоретические рукописи, результаты научных исследований и трехтомную автобиографию. Основные моменты его более поздних текстов включают Verbal Behavior (1957), интерпретация того, как оперантное обусловливание может объяснить эволюцию языка, и The Technology of Teaching (1968), предложение революционизировать модель американского образования с использованием запрограммированного обучения и обучающих машин. Наибольшее признание Скиннер получил после публикации книги « Beyond Freedom and Dignity » (1971), в которой утверждалось, что идеи свободы воли и автономной личности препятствуют потенциальному прогрессу культуры. Вместо этого текст предполагает, что изменение поведения с помощью культурной инженерии приведет к более счастливому и гуманному обществу. Одним из примеров оперантно обусловленной культуры является вымышленная утопия в романе Скиннера «9». 0005 Уолден Два .

Благодаря рекламе Beyond Freedom and Dignity Б. Ф. Скиннер стал видным общественным деятелем. Портрет Скиннера был опубликован 20 сентября 1971 года в номере журнала Time вместе с подписью: «Б. Ф. Скиннер говорит: мы не можем позволить себе свободу». Тематическая статья «Утопия Скиннера: панацея или путь в ад?» представил краткую биографию, выдвинутую на первый план культурной полемикой его последней книги. После того, как журнал распространился, многочисленные телевизионные ток-шоу требовали появления Скиннера, в том числе Сегодняшнее шоу и Шоу Дика Каветта . Некоторые интеллектуальные критики, такие как Ноам Хомский, лингвист и профессор Массачусетского технологического института, критиковали Beyond Freedom and Dignity за неподтвержденные научные предположения об изменении поведения. В своем обзоре в The New York Review of Books Хомский осуждает как словарный запас Скиннера, так и лженауку: «Скиннер ничего не говорит о свободе и достоинстве, хотя он использует слова «свобода» и «достоинство» в нескольких странных и идиосинкразических смыслах. …Его рассуждения лишены научного содержания и даже не намекают на общие очертания возможной науки о человеческом поведении». Даже при такой резкой критике 9«0005 По ту сторону свободы и достоинства » стал одним из самых продаваемых произведений Скиннера.

За свой вклад в психологию Скиннер получил несколько общественных наград. В 1968 году президент Линдон Б. Джонсон наградил его Национальной медалью науки за «фундаментальный и творческий вклад в изучение поведения, который оказал глубокое влияние на всю психологию и многие смежные области». Три года спустя Скиннер получил Золотую медаль от Американской психологической ассоциации (АПА) в 1919 году.71. В следующем году Американская гуманистическая ассоциация вручила ему награду «Гуманист года 1972». За время его карьеры Скиннеру были присуждены почетные степени в различных университетах, включая его альма-матер, Гамильтон-колледж, Чикагский университет, Эксетерский университет, Университет Макгилла, Уэслианский университет Огайо, Университет Тафтса и Университет Западного Мичигана. В статье Стивена Дж. Хаггблума «100 самых выдающихся психологов 20-го века» Б. Ф. Скиннер возглавляет список психологов. Рейтинги, составленные на основе сочетания количественных и качественных исследований, ставят Скиннера впереди других влиятельных фигур, таких как Зигмунд Фрейд и Жан Пиаже.

В возрасте 70 лет Фред Скиннер уволился из Гарвардского университета, но продолжал работать по своему обычному графику, который поддерживался его собственным графиком подкрепления. Однако ухудшение его физического здоровья с возрастом начало сказываться на его образе жизни. Он потерял зрение, у него развилась глаукома правого глаза. В ноябре 1989 года врачи поставили ему диагноз лейкемия. Спустя почти год после постановки диагноза Фред Скиннер в последний раз предстал перед коллегами и критиками 10 августа 19 года.90, чтобы получить первую премию APA за выдающийся вклад в психологию. Восемь дней спустя, 18 августа 1990 года, Б. Ф. Скиннер умер в Кембридже, штат Массачусетс.

Бихевиоризм Скиннера — Новое онлайн-обучение

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был ведущим американским психологом, профессором Гарварда и сторонником бихевиористской теории обучения, согласно которой обучение представляет собой процесс «обусловливания» в среде стимулов, вознаграждений и наказаний. Скиннер объясняет разницу между неформальным обучением, которое происходит естественным образом, и формальным образованием, которое зависит от создания учителем оптимальных паттернов стимула и реакции (вознаграждение и публикация), или «оперантного обусловливания»:

Важный процесс в человеческом поведении приписывается … «вознаграждению и наказанию». Торндайк описал это в своем «Законе эффекта». Сейчас это обычно называют «оперантным обусловливанием»… Основы можно увидеть в типичной экспериментальной схеме. Голодная крыса [можно увидеть] в экспериментальном пространстве, где есть раздатчик еды. Горизонтальная перекладина на конце рычага выступает из одной стены. Нажатие рычага приводит в действие переключатель. Когда переключатель соединен с дозатором пищи, любое поведение той части крысы, которая нажимает на рычаг, как мы говорим, «подкрепляется едой». Аппарат просто делает появление пищи зависимым от возникновения произвольной части поведения… Связь между реакцией и ее последствиями может быть простой, и изменение вероятности реакции неудивительно. Что технологически полезно в оперантном обусловливании, так это наше растущее знание необычайно тонких и сложных свойств поведения, которые можно проследить до тонких и сложных особенностей непредвиденных обстоятельств подкрепления, преобладающих в окружающей среде…

Применение оперантного обусловливания к обучению простое и непосредственное. Преподавание – это организация непредвиденных обстоятельств подкрепления, при которых учащиеся учатся. Они учатся без обучения в своей естественной среде, но учителя устраивают специальные непредвиденные обстоятельства, которые ускоряют обучение, ускоряя появление поведения, которое в противном случае приобреталось бы медленно, или гарантируя появление поведения, которое в противном случае могло бы никогда не произойти …

При улучшении обучения не так важно найти новые подкрепления, как разработать лучшие непредвиденные обстоятельства, используя уже имеющиеся. Немедленное и последовательное подкрепление, конечно, желательно, но это не отрицает важности прерывистого или отдаленного подкрепления. Учащийся, который знает, как учиться, знает, как усилить немедленные последствия, чтобы они оказались подкрепляющими. Он не просто знает, он знает, что он знает, и соответственно получает подкрепление. Переход от внешнего подкрепления к самопроизвольному подкреплению знания того, что он знает, часто осуществляется плохо. В небольшом классе предшествующее поведение слушания, чтения, решения задач и составления предложений подкрепляется часто и почти сразу, но в большом курсе лекций последствия проявляются нечасто и откладываются. Если опосредующие устройства не установлены, если учащийся не получает автоматического подкрепления за знание того, что он знает, тогда он перестает работать, и накапливается неприятный побочный продукт незнания.

Частое подкрепление порождает еще одну проблему, если оно снижает способность учителя к подкреплению. Деньги, еду, оценки и почести нужно беречь, но автоматическое подкрепление правоты и движения вперед неисчерпаемо…

Строго говоря, учащийся не может подкреплять или наказывать себя, удерживая положительные или отрицательные подкрепления, до тех пор, пока он не вел себя определенным образом, но он может искать или устраивать условия, при которых его поведение подкрепляется или наказывается.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts