Синквейн древнерусская литература: Синквейн на тему Древнерусская литература..Напишите плиззз

Древнерусская культура. Периодизация древнерусской литературы. Иконопись. «Владимирская Богоматерь». «Троица». «Донская Богоматерь»

Древнерусская культура. Периодизация древнерусской литературы. Иконопись. «Владимирская Богоматерь». «Троица». «Донская Богоматерь»

Разделы: История и обществознание, Литература, МХК и ИЗО


Цели: систематизация изученного о древнерусской культуре, жанрах литературы, особенностях иконописи, приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.

Предварительная работа в группах.

“Литературоведы”.

Задание: выявить особенности древнерусской литературы, установить, на какие периоды делится литература этого времени, рассказать о факторах, оказавшие влияние на становление искусства слова.

“Историки”.

Задание: выявить факторы, оказавшие влияние на формирование культуры Древней Руси.

“Искусствоведы”

Задание: подобрать материал о судьбе известных икон, выяснить художественные приемы и средства, узнать о символике цвета, сравнить по значению античный и христианский храмы, установить значение иконы в христианском храме.

По итогам работы над заданиями учащиеся оформляют презентации.

Весь материал можно посмотреть в работах старшеклассников (приложения).

Вопросы для обсуждения:

вопросы

материал для обсуждения

наглядный материал

  Самобытность русской культуры Влияние крещения Руси на формирование русского национального самосознания. .    
  Периодизация древнерусской литературы. Жанровые особенности, канон, иерархия жанров. исследовательская работа “Особенности древнерусской литературы”

автор: Мануйлова Валерия

приложение №1
  Иконопись. Художественные приемы и средства. Символическое значение цвета. проектная работа “Иконопись”

автор: Чеботарев Денис

приложение№2
  “Икона Владимирской Богоматери. “Троица” А.Рублева. История и сюжет” проектная работа

автор: Медведева Евгения

приложение №3
  “Донская Богоматерь – русская святыня” творческая работа

автор: Круглякова Екатерина

приложение№4
  Архитектура Древней Руси: строили на века.
творческая работа о храмах Древней Руси.  
  Влияние древнерусской литературы, живописи, архитектуры на дальнейшее развитие русской и мировой культуры. Древнерусская культура как основа формирования русской духовности.    
  Подведение итогов.

Итог урока в художественной форме – синквейн. Тема: “Древнерусская культура.”

Пример синквейна.

Икона,
Таинственная, загадочная, волшебная,
Оберегает, защищает, притягивает,
Дает тепло и свет.
Спасение.
Древнерусская литература,
Правильная, строгая, мудрая,

Повествует, поучает, наставляет,
Ведет за собой русичей.
Патриотизм.
Русские храмы,
Величественные, могущественные, красивые,
Проповедуют, зовут, объединяют народ,
Присутствие Бога на земле.
Умиротворение.

 

 

Литература. «Поучение Владимира Мономаха»


©dereksiz.org 2023
әкімшілігінің қараңыз

Урок литературы в 7 классе по теме:

«Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха».
Учитель русского языка и литературы

« МКОУ «ООШ № 9» , города Шумихи

Сухоруких Жанна Анатольевна.
Цель: Знакомство с «Поучением Владимира Мономаха».

Задачи:


  1. Познакомить с поучением, как жанром древнерусской литературы.

  2. Воспитывать интерес к древнерусской литературе, к истории своей страны.

  3. Развивать умения: анализировать предложенный текст, выделять главное; развивать творческие способности в рисовании и создании синквейнов на заданную тему.

Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, информационная основа — сайты в Интернете http://www.monomah.vladimir.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах

http://www.stihi.ru/2012/08/04/1828

http://art.1001chudo.ru/russia_1809.html

http://www.mega-stars.ru/politics/monomakh_vladimir-photo1.php

http://video.mail.ru/bk/petrov.28/5706/5750.html

http://slovorus.ru/

http://www.gramma.ru/

http://letter.com.ua/

http://imgal.ru/portretyi/opisanie-kartinyi-repina-portret-turgeneva
Ход урока:

I Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Начинаем урок литературы.

Слайд 1.

II Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы с вами опять побываем на страницах древнерусских книг,

познакомимся с личностью Владимира Мономаха, узнаем, что такое поучение, и каждый из вас покажет свои творческие способности в рисовании и в создании синквейнов.

III Слово учителя.

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу? На этот вопрос лучше ответит классик русской литературы И.С.Тургенев, его слова послужат эпиграфом к нашему уроку.

Слайд 2

«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные».

И.С. Тургенев.

IV Древнерусская литература.

Беседа с учащимися.

1. К какому периоду относится древнерусская литература? (Древнерусская литература возникла в XI веке и завершила своё развитие в конце XVII века).

2.Вспомните, какие произведения древнерусской литературы мы изучали в 5-6 классах?

( « Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича», « Сказание о белгородском киселе»).

3.О каком памятнике древнерусской литературы мы говорили?

Слайд 3.

Замечательный памятник русского летописания – « Повесть временных лет»- рукопись, написанная одним из монахов Киево – Печорского монастыря. Его звали Нестором.

Нестор собрал воедино все, что мог узнать от монахов монастыря или услышать от посторонних людей о событиях, происходивших в те давние времена. Он великолепно владел греческим языком и перевел на русский язык тексты византийских историков. Преподобный Нестор считается одним из крупнейших историков Руси, создавшим уникальное произведение – “Повесть временных лет”.

Слайд 4.

4.Кем был Нестор? (летописцем).

5. Что такое летопись? (запись событий по годам).

6. Что такое летописание? (создание летописей).

V. Личность Владимира Мономаха.

Сегодня на уроке литературы мы впервые встречаемся с творчеством Владимира Мономаха и познакомимся с новым жанром древнерусской литературы – поучением.

Давайте послушаем, кто же такой Владимир Мономах и чем он прославился.

Индивидуальные задания к уроку.

Слайд 5

1ученик. Рассказ о Владимире Мономахе. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.

Владимир Мономах стал князем в 1113г.- после смерти великого князя Святополка Изяславича и княжил до 1125 года. Владимир приказал ростовщикам не брать свыше 50% за долги и обращать в рабство должников (закон о резах). Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

Владимир строил храмы, школы, новые города. Именно при Мономахе Киевскую летопись назвали «Повесть временных лет». Мономах сам писал поучения потомкам и включил их в «Повесть временных лет. Вот одна из его фраз: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте». Он сам отлично следил за своим домом- Русью- так, что после его смерти кочевники еще долго не нападали на Русь, а страна переживала свой расцвет. Владимира Мономаха можно охарактеризовать как лучшего правителя Руси. Вернее как одного из лучших.


Имя Владимира Мономаха можно встретить и в произведениях современной литературы, давайте послушаем стихотворение об этом человеке.
2 ученик. Стихотворение о Владимире Мономахе ( наизусть).

Слайд 6


Начались усобицы, и пошло всё прахом,
И тревожат половцы Киевскую Русь.
Только лишь с Владимиром, мудрым Мономахом,
Наконец, закончились и тоска, и грусть.

На коне он с детских лет, и всю жизнь в походах,


Раз лишь поражение испытал в бою:
Утонул брат Ростислав в Стугны полых водах,
Да и он мог потерять в Стугне жизнь свою.

Бил он тюрков, вятичей, половцев и чехов,


Громкими победами славен он в веках.
Иль в Ростове-Суздале не снимал доспехов,
Или «Поучение» он держал в руках.

Сам в степи он половцам наносил удары,


Нового набега их никогда не ждал.
Стали реже полыхать на Руси пожары,
И никто сожжённых сёл больше не видал.

Стали править на Руси по его «Уставу»,


Новый создали при нём летописный свод.
Пели и сейчас поют Мономаху славу,
Память о его делах по сей день живёт!

Иван Есаулков

Наверное, многие из нас слышали выражение Шапка Мономаха, я просила вас найти сведения о его появлении.

3 ученик. Рассказ о появлении выражения Шапка Мономаха.

Слайд 7.

Мономах — по-гречески — единоборец. В древней Руси это имя закрепилось за великим князем Владимиром (начало XII века), от которого вели свое происхождение московские цари. Шапка Мономаха — венец, которым венчались на царство правители.

Ша́пка Монома́ха золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV в. , с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце XV — начале XVI вв. получила известность легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху.


Существует фразеологизм «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» , так говорят о тяжести бремени власти, сопряженной с большой ответственностью.

VII. « Поучение Владимира Мономаха».

Слайд 7.

Владимир Мономах оставил замечательное произведение: «Поучение чадам своим». Текст «Поучения» обнаружен в Лаврентьевской летописи, которая, как вы помните, написана в 1377 году. В каком году Владимир писал свое «Поучение», точно неизвестно. Может быть, вскоре после съезда князей в Любече? И поэтому так горячо призывает князь русских людей к единству и бескорыстному служению Родине. Из «Поучения» мы можем узнать о детстве и юности Владимира, о его верности православной вере, о его любви к церковной службе и молитве, заботе о своих подданных, об отношении к самому себе и другим людям.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…», — так сердечно звучат слова Мономаха.

А теперь посмотрите фильм « Поучение Владимира Мономаха», по ходу просмотра записывайте, какие советы даёт Мономах своим потомкам, и подумайте, почему его произведение относится к жанру поучения?

Слайд 9 .

Видео « Поучение Владимира Мономаха»
VIII. Беседа с учащимися.

Слайд 10.

1.Как вы поняли , что такое поучение? Запишем в тетрадь.

Поучение 1) Процесс действия по знач. глаг.: поучать. 2) Назидательный совет, наставление. 3) а) Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. б) Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь.
2.Какие советы Мономаха запомнились?

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.


Вопрос к классу: Как вы к ним отнестись? Можно ли считать их полезными в наше время?

XI. Творческая работа учащихся.

Давайте вспомним, что такое красная строка? Почему она так называется?

Книги на Руси начали печатать немногим более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложе­ния. Начало повествования летописец открывал большой красной, за­мысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше оз­начало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

Посмотрите, какие буквы начинают поучения.

Слайд 11

Попробуйте у себя в тетради изобразить «красную букву».


Составление синквейнов.

Слайд 12.

А теперь составьте синквейн на темы: « Древнерусская литература»,

« Поучение Владимира Мономаха» ( по выбору).

Вспомним строение синквейна.



  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Лучшие работы учащиеся выносятся на экран.

Слайд 13

X. Домашнее задание.

Слайд 14.

1.Выразительное чтение поучения.

2.Попробуйте составить поучение своим младшим брату или сестре, одноклассникам, начинайте с «красной буквы».

Каталог: images
images -> «білім беру инновациялары: кейс-стадилердің РӨЛІ. Таңдаулы тежірибелер»
images -> Ғалымның тарих мектебі сөз басы әйгілі Себастьян Бранд «Дүниедегінің бәрі де өткінші, бәрі де тозады, тек ғылым ғана мәңгілік, бәрінен де озады»
images -> Сабаққа қойылатын талаптар : Сабақтың тақырыбы бойынша оның білімдік,дамытушылық,тәрбиелік мақсаттарын дұрыс анықтау
images -> Кодекс миссиясы 3 біздің Ұстанымымыз 3 4 ҚОҒамның лауазымды тұЛҒадары мен қызметкерлерінің міндеттері 8 омбудсменмен, 14
images -> Дьюма-Ки (Duma Key)
images -> Автомобиль көлiгiмен қауіптi жүктердi тасымалдау жөнiндегi кейбiр мәселелер туралы
images -> Степанченко В. И. «Говорим. Гутарим, балакаем и применяем!» Часть I. Словник. Спб.: «Медиа групп», ООО «коста», 2009. – 176с


жүктеу/скачать 74.99 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

русская литература | История, книги, авторы, резюме, важность и факты

Пушкин Александр Сергеевич

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лев Толстой Федор Достоевский Исаак Бабель Александр Пушкин Иван Тургенев
Похожие темы:
Социалистический реализм лишний человек попутчик былина Пушкинская премия

Просмотреть весь связанный контент →

Русская литература , совокупность письменных произведений на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.

Необычный облик русской литературной истории был источником многочисленных споров. Три крупных и внезапных разрыва делят его на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (Великого; годы правления 1682–1725), стремительно вестернизировавшего страну, создали настолько резкий разрыв с прошлым, что это было обычным явлением в XIX веке.века, чтобы утверждать, что русская литература зародилась всего за столетие до этого. Самый влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже назвал точный год (1739) начала русской литературы, тем самым лишив всех допетровских произведений статуса литературы. Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году привели к еще одному серьезному расколу, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический перелом. Что важно в этой схеме, так это то, что переломы были внезапными, а не постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.

Самым прославленным периодом русской литературы был XIX век, когда в поразительно короткий период были созданы бесспорные шедевры мировой литературы. Не раз отмечалось, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения было создано при жизни одного человека — Льва Николаевича Толстого (1828–1819).10). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни в одной культуре по чисто концентрированному литературному блеску.

Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет определяющими характеристиками глубокую озабоченность философскими проблемами, постоянное осознание своего отношения к культурам Запада и сильную тенденцию к формальному новаторству и нарушение принятых родовых норм. Сочетание формального радикализма и озабоченности отвлеченными философскими вопросами создает узнаваемую ауру русской классики.

Викторина «Британника»

Еще одна викторина по русской литературе

Условный термин «Древнерусская литература» является анахронизмом по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, явно не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, этот термин, представляющий точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских произведений, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земли, тогда называвшейся Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также современный русский человек. Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к современной украинской и белорусской литературе. В-третьих, литературным языком, утвердившимся в Киевской Руси, был церковнославянский, который, несмотря на постепенное увеличение местных восточнославянских вариантов, связывал культуру с более широкой общностью, известной как Slavia orthodoxa — то есть восточно-православным южным славянам Балкан. В отличие от настоящего, это более широкое сообщество имело приоритет над «нацией» в современном смысле этого слова. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, можно ли эти тексты правильно называть литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения прежде всего эстетической функции, поскольку эти сочинения обычно писались для церковных или утилитарных целей.

Русская литература | История, книги, авторы, резюме, важность и факты

Пушкин Александр Сергеевич

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лев Толстой Федор Достоевский Исаак Бабель Александр Пушкин Иван Тургенев
Похожие темы:
Социалистический реализм лишний человек попутчик былина Пушкинская премия

Просмотреть весь связанный контент →

Русская литература , совокупность письменных произведений на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.

Необычный облик русской литературной истории был источником многочисленных споров. Три крупных и внезапных разрыва делят его на четыре периода — допетровский (или древнерусский), имперский, послереволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (Великого; годы правления 1682–1725), стремительно вестернизировавшего страну, создали настолько резкий разрыв с прошлым, что это было обычным явлением в XIX веке. века, чтобы утверждать, что русская литература зародилась всего за столетие до этого. Самый влиятельный критик XIX века Виссарион Белинский даже назвал точный год (1739) начала русской литературы, тем самым лишив всех допетровских произведений статуса литературы. Русская революция 1917 года и большевистский переворот позже в том же году привели к еще одному серьезному расколу, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход к власти Михаила Горбачева в 1985 и распад СССР в 1991 году ознаменовали еще один драматический перелом. Что важно в этой схеме, так это то, что переломы были внезапными, а не постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой истории литературы.

Самым прославленным периодом русской литературы был XIX век, когда в поразительно короткий период были созданы бесспорные шедевры мировой литературы. Не раз отмечалось, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения было создано при жизни одного человека — Льва Николаевича Толстого (1828–1819). 10). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни в одной культуре по чисто концентрированному литературному блеску.

Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет определяющими характеристиками глубокую озабоченность философскими проблемами, постоянное осознание своего отношения к культурам Запада и сильную тенденцию к формальному новаторству и нарушение принятых родовых норм. Сочетание формального радикализма и озабоченности отвлеченными философскими вопросами создает узнаваемую ауру русской классики.

Викторина «Британника»

Еще одна викторина по русской литературе

Условный термин «Древнерусская литература» является анахронизмом по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, явно не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, этот термин, представляющий точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских произведений, затемняет тот факт, что восточнославянские народы (земли, тогда называвшейся Русью) являются предками украинцев и белорусов, а также современный русский человек.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts