Понятийное мышление — Психологос
Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.
Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.
Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.
Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам.
Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.
Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).
Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития.
Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:
Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…
Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб…
Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.
Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.
Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.
Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.
Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.
Как развить понятийное мышление? | Блог РСВ
Понятийное мышление – это не врожденная способность, его можно и нужно развивать.
Чтобы лучше разобраться, что такое понятийное мышление и насколько оно развито у вас, выполните небольшое задание. Выберите из списка слов лишнее: берёза, дуб, клён, пальма, дерево, ива, платан. Многие выбирают пальму или платан, объясняя это тем, что они выделяются среди других деревьев. Правильный ответ — дерево. Это слово лишнее, так как объединяет все остальные слова. Если вы выбрали первый вариант, не расстраивайтесь, понятийное мышление можно легко и быстро развить.
Человек с развитым понятийным мышлением умеет четко излагать свои мысли, он знает определение каждого слова и осознанно произносит любую мысль. Он использует принцип взаимосвязи, в каждом вопросе размышляет, анализирует события и ищет истину. Это весомые плюсы. Но есть и минус, такой человек не умеет быстро реагировать в стрессовых ситуациях.
Для того, чтобы развивать понятийную форму мышления, необходимо регулярно прокачивать следующие направления:
- Системность. Все в мире взаимосвязано, нет такого явления, которое бы существовало отдельно друг от друга, все объединено в единое целое.
- Абстрагирование. Часто, чтобы докопаться до истины, необходимо отбросить лишние элементы. Только тогда можно увидеть корень проблемы.
- Синтез. Отдельные явления можно объединить в единое целое и понять полную картину.
- Анализ. Для того, чтобы принять решение, необходимо разложить ситуацию на детали, чтобы увидеть взаимосвязь.
- Сравнение. Сопоставляя различия разных событий, можно определить нечто общее, что способствовало происходящему.
Понятийное мышление более развито у тех, кто увлекается точными или естественными науками: математика, химия, физика, биология. Но если вы изучаете гуманитарные науки, это не значит, что вам не пригодится такой образ мышление на работе или в личной жизни.
Развивать мышление можно как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Это непрерывный процесс, который следует сделать своей хорошей привычкой. Для формирования мышления необходимо выполнять упражнения:
- Анализируйте предметы. Возьмите любой предмет, это может быть телефон, расческа, крем, и подумайте из чего он сделан, как его изготавливали. Как можно использовать эту вещь нестандартно.
- Читайте книги. Читайте каждый день хотя бы по 10 страниц. Это отлично развивает воображение, вы узнаете что-то новое. Размышляйте над прочитанным.
- Открывайте новые направления. Это может быть различные хобби, например, занятия йогой, лепка из глины, создание парфюмов. Подпишитесь на паблики, YouTube каналы и получайте интересную информацию для себя.
- Обучение, тренинги и вебинары. Ежедневно развивайтесь, проходите курсы и вебинары, фиксируйте полученные знания. Так вы больше узнаете о мире, расширите свой кругозор. Выделите для обучения специальное время, например, во время обеда или по пути на работу. Выбирайте интересные для себя темы и тогда процесс обучение будет проходить легко и гармонично.
Особенность методики по повышению уровня мышления заключается в непрерывном усвоение нового вида информации. Чтобы не тратить время и деньги на поиск качественных тренингов, посмотрите 100 бесплатных онлайн-курсов на платформе «Россия — страна возможностей».
Начните свое обучение с прохождения курса «Саморазвитие». Мир постоянно меняется, появляются новые тренинги, фильмы, книги, вебинары. Узнайте, как быть в курсе всех трендов, оставаться всегда на плаву и не утонуть в море информации. Все онлайн-курсы на платформе «Россия — страна возможностей» абсолютно бесплатные. Используйте свободное время с пользой!
Концептуальное мышление – определение и примеры
Лидеры, обладающие концептуальным мышлением
Никола Тесла
Никола Тесла является изобретателем электрической системы переменного тока, которая до сих пор широко используется. Подобные новаторские открытия и вклады не происходят, если кто-то не является опытным концептуальным мыслителем.
Теслу помнят как настоящего провидца и человека, который повсюду видел вдохновение.
Нужны доказательства того, что за его работой стояла дальновидная концепция? В 1915 году у него было видение беспроводной связи, которую мы знаем и любим сегодня. Его цитировали: «Когда-нибудь в мировой системе будет, скажем, шесть больших беспроводных телефонных станций, соединяющих всех жителей земли друг с другом не только голосом, но и зрением».
Эта концепция привела к его изобретательским достижениям и новаторскому духу; видение того, как его работа впишется в глобальную концепцию, поддерживало его мотивацию.
Грейс Хоппер
Грейс Хоппер была пионером компьютерного программирования и одним из первых программистов Гарвардского компьютера Mark 1. Она также была адмиралом ВМС США, а это звание и должность не были обычным явлением для женщин в 1940-х годах.
Но Хоппер всегда могла представить себе нечто большее — как для себя, так и для мира. «Адмирал Хоппер предположил, что более широкая аудитория могла бы использовать компьютер, если бы его можно было сделать удобным как для программистов, так и для приложений», — пишет Шэрон Андерсон в статье для журнала информационных технологий Департамента ВМФ.
«За время ее жизни многие из ее предсказаний сбылись, поскольку промышленность построила более мощные и компактные машины и разработала операционные системы и программное обеспечение, которые позволили обычным людям владеть персональным компьютером и управлять им».
Хоппер — еще один прекрасный пример человека, чье концептуальное мышление дало ему энергию, необходимую для выполнения работы, которая в конечном итоге изменит мир.
Элизабет Кэди Стэнтон
Сьюзен Б. Энтони — широко известное и запоминающееся имя в американской истории как активистка женского избирательного движения. Но немногие знают имя Элизабет Кэди Стэнтон, еще одной крупной активистки за права женщин.
Она и Энтони тесно сотрудничали, и было сказано, что Энтони предпочитал организовывать и действовать, в то время как Стэнтон брал на себя все теоретизирование и концептуализацию.
Стэнтон сказал: «Я создал молнии, а Сьюзен стреляет ими».
Они идеально дополняют друг друга; концептуальный мыслитель, сотрудничающий с кем-то, кто любит действовать, может быть неудержим вместе!
Как мыслить концептуально
1) Спросите «почему?»
Прежде чем засучить рукава и добиться прогресса в проекте, выясните его основную причину. Почему вы это делаете? Какова цель?
Копание глубже поможет вам связать вашу повседневную работу с более широкой концепцией и теорией.
2) Помните о восприятии.
Концептуальные мыслители гордятся своей способностью мыслить нестандартно и исследовать творческие, казалось бы, неосуществимые идеи.
Это будет трудно сделать, если вы вступаете в каждый разговор или взаимодействие с предвзятыми представлениями. Помните о своих предубеждениях и восприятии и старайтесь сохранять непредвзятость. Это позволит вам теоретизировать без ограничений.
3) Читать (и еще читать).
Чтение и потребление информации — отличный способ расширить свой кругозор, что важно для концептуального мышления.
Развивайте страсть к чтению на любые темы, которые вас интересуют. Чем больше информации вы усвоите, тем лучше вы будете теоретизировать. Если вы ненавидите читать, попробуйте подкасты или вебинары!
4) Проделайте дыры в своих мыслях.
Закончив работу над проектом или задачей, поиграйте с собой в адвоката дьявола. Что, если бы вы сделали это по-другому? Что, если вы сделаете другое предположение?
Пробелы в собственных выводах помогут вам уменьшить масштаб и подумать о своей работе на более концептуальном уровне.
3 способа улучшить концептуальное мышление учащихся
Мы хотим, чтобы обучение наших учащихся было длительным, позволяя им понимать сложность сейчас и в будущем. Чтобы это произошло, нам нужно подтолкнуть учащихся к раскрытию концепций, выходящих за рамки времени, места и ситуации, за пределы изучения фактов и навыков.
Изучение знаний и навыков подобно нахождению посреди леса в окружении деревьев: легко заметить детали, но трудно увидеть закономерности. Чтобы учащиеся могли мыслить концептуально, им нужна возможность подняться на вершину горы, остановиться и осмотреть весь лес. Им нужна возможность искать большие идеи — обобщать, обобщать и делать выводы, рассматривая свое обучение целостно.
Преднамеренно разрабатывая учебную деятельность, в которой учащиеся перемещаются между фактическим и концептуальным уровнями мышления, мы можем помочь им построить понимание, облегчить перенос и развить чувство свободы действий.
Вопросы, которые следует учитывать при планировании урока
Чтобы помочь учащимся перейти от поверхностного к глубокому обучению, мы можем задать себе три вопроса:
- Исходя из изучаемых фактов или навыков, какие концепции лежат в основе обучения? Например, единица человеческого тела может руководствоваться концепциями системы, взаимозависимости и здоровья.
- Какие связи между понятиями мы хотели бы, чтобы учащиеся установили в результате обучения? Например, в математике мы можем попросить учащихся соединить понятия умножения и деления. В науке мы можем захотеть увидеть, как они проводят связь между фотосинтезом и преобразованием энергии.
- Какие возможности подачи заявок и перевода мы можем разработать, чтобы помочь учащимся продолжить свое обучение? Например, мы можем попросить студентов, изучивших принципы искусства и дизайна, создать плакаты для социальных или экологических целей по своему выбору.
Эти вопросы отражают разные уровни концептуального мышления. Если у учащихся нет четкого понимания отдельных понятий, им будет сложно увидеть закономерности и установить связи между ними. Точно так же, если мы не дадим учащимся время для формирования понимания, им будет сложно применить свои идеи к проектам, текущим событиям или другим новым контекстам.
3 способа развития концептуального мышления
1. Использование упражнений по категоризации, присвоению имен и сортировке: Чтобы понять отдельные концепции, учащиеся должны разобраться с примерами, не-примерами и атрибутами концепции. Мы можем спросить студентов: «На что это похоже?» и предложите им описать ключевые особенности.
Например, маленьким детям, изучающим среду обитания, могут быть показаны изображения улья, пруда, бревна, аквариума, клетки для кроликов и вольера зоопарка, и им будет предложено описать, чем эти дома похожи или отличаются. Сравнивая эти примеры и не примеры понятия среда обитания учащиеся понимают, что среда обитания – это естественная среда, в которой удовлетворяются потребности животного.
Попросив учащихся участвовать в категоризации, присвоении названий и сортировке, мы готовим их к более сложному мышлению, которое придет позже в модуле, и уменьшим количество неправильных представлений.
Занятия по формированию понятия:
- Создайте Т-диаграмму с пометками «Да» и «Нет» и попросите учащихся отсортировать примеры и не примеры понятия, например многоугольника.
- Предоставьте учащимся примеры концепции и предложите им найти общие атрибуты и написать свои собственные определения, используя основу, например: «Миграция — это когда _____».
- Поделитесь концепцией и попросите учащихся привести свои собственные примеры или не примеры. Они могут быть представлены словами или картинками. На изображении ниже иллюстрации учеников 1-го класса показывают концепцию исполнителя; студенты совместно проанализировали изображения, чтобы придумать атрибуты, такие как присутствие перед аудиторией.
Carla Marschall / Edutopia
Рисунки, созданные первоклассниками, показывают их понимание понятия «исполнитель».
2. Попросите учащихся установить связи: Когда учащиеся взаимодействуют с модулем, они исследуют различные контексты, иллюстрирующие концепции в действии. Например, в разделе, посвященном движению за гражданские права, студенты могут узнать о бойкоте автобусов в Монтгомери и сидячих забастовках в Гринсборо. Проводя связи между такими понятиями, как протест и права, учащиеся могут уменьшить масштаб, чтобы увидеть общую картину своего обучения.
Для поддержки обобщения мы можем разработать задания, требующие от учащихся связывания понятий. Например, ученики моего 7-го класса, занимающиеся общественными науками, занимались составлением концептуальных карт в конце раздела, посвященного устойчивому развитию. Они наметили концепции иерархически, а затем создали связи, используя слова-связки для описания отношений между ними. Я попросил их наметить свое основное понимание в виде утверждений рядом с их концептуальной картой. При проведении таких мероприятий важно убедиться, что учащиеся поддерживают свое мышление, используя данные из предшествующего обучения.
Упражнения по связыванию понятий:
- Предложите учащимся взять на себя роль конкретного понятия, изучаемого в разделе, и попросите их сесть в круг из четырех или пяти человек, каждый из которых представляет свое понятие. Затем они устанавливают связи друг с другом, объясняя, как и почему они связаны, используя данные из предыдущего обучения.
- Используйте графические органайзеры, которые просят учащихся совместно синтезировать несколько тематических исследований. Например, предложите учащимся прочитать о Малале Юсуфзай, Мартине Лютере Кинге-младшем и Грете Тунберг и сделать заметки, используя тройную диаграмму Венна, которая поможет им ответить на вопрос: «Как творцы перемен преодолевают трудности?»
3. Планирование переноса: Упражнения, которые побуждают учащихся формировать понятия и устанавливать связи между ними, подготавливают мозг к переносу — на каждом из этих этапов концептуального мышления мы помогаем учащимся рассуждать абстрактно и определять «Ну и что?» ?» их обучения.