Понятийное мышление в психологии это: Понятийное мышление — Психологос

Понятийное мышление — Психологос

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.

Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам.

А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития.

От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб…

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.

Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.

Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Понятийное мышление

Развитие темы

Категории

  1. Главная
  2. org/ListItem»>Идеи
  3. Понятийное мышление

Кирилл Карпенко

Понятийное мышление – это высший уровень развития мышления. В его основе лежат понятия (обобщения, абстракции).

Понятийное мышление состоит из четырёх основных элементов:

  1. Понимание сущности явлений, главных, а не второстепенных признаков.
  2. Понимание родо-видовой иерархии понятий.
  3. Понимание причинно-следственных связей, развития явлений.
  4. Понимание единства противоположностей.

Эксперт понимает сущность явления. Дилетанты видят второстепенные характеристики.

The Expert (Русский дубляж)

Понимание сущности

Главные характеристики явлений часто скрыты, поэтому мы пытаемся понять явления через случайные, ситуационные, эмоциональные признаки.

Например, люди часто отождествляют домашнее и семейное образование, опираясь на ситуационную характеристику: место обучения. Но сущность образования – это цели, стандарты и парадигмы, лежащие в его основе.

Также многие испытывают трудности в понимании сущности светского образования. Часто даже считают, что элементы одежды учеников определяют характер образования.

Я почти всегда хожу в солнцезащитных очках. Нередко окружающие воспринимают это как экстравагантный стиль и спрашивают, почему я в очках. Стиль – это второстепенная характеристика очков, побочный эффект. Сущность солнцезащитных очков отражена в их названии: они защищают глаза от солнца (заодно и от ветра, пыли, снега и дождя).

Понимание родо-видовой иерархии

Когда мы понимаем сущность явлений, осваиваем понятия, нужно эти понятия упорядочивать, структурировать. Пример такого упорядочивания биологическая классификация живых существ. Птица – это родовое понятие. Воробей, голубь, чайка – видовые понятия.

Понимание причинно-следственных связей

Что появилось раньше: яйцо или курица?

Когда явления существуют вместе, мы склонны считать одно из них причиной, а другое следствием. Например, раньше люди считали, что живые существа самозарождаются: мыши появляются из грязного белья, а мухи из гнилого мяса. Есть гнилое мясо, есть мухи. Нет гнилого мяса, нет мух. Связь между мухами и гнилым мясом была настолько сильной и очевидной, что гнилое мясо считали причиной, а мух следствием. Истинную причину мух – яйца самок мух – сложнее заметить, поэтому настоящая причинно-следственная связь оставалась не понятой.

Понимание единства противоположностей

Истина парадоксальна. Древний символ инь-ян символизирует единство противоположностей: тёмное и светлое, день и ночь, мужчина и женщина. Противоположности составляют единство, взаимопроникновение и взаимодополнение.

Инь-ян символизирует единство противоположностей.

Примером такого единства является андрогинность и интерсекс.

Часто родители считают, что можно либо любить детей, либо контролировать, что это взаимоисключающие модели воспитания. Однако лучшим стилем родительского поведения является авторитетный, сочетающий высокий контроль и любовь.

Притча о правоте иллюстрирует способность мудрых людей, обладающих развитым понятийным мышлением, видеть единство противоположностей. Люди, не обладающие понятийным мышлением, опираются на случайные, второстепенные, ситуационные характеристики, поэтому не способны объединить возникающие противоречия.

Схема понятийного мышления

Понятийное мышление состоит из четырёх элементов.

Диагностика мышления

Исключение картинки позволяет понять уровень мышления.

Один из способов определить особенности мышления – исключение понятий или картинок.

Человека просят, например, сказать, какое слово лишнее в списке и почему: птица, стол, очки, молоток? Если человек говорит, что птица, потому что она живая, а остальное не живое, то это понятийное мышление.

Однако, если человек исключает птицу, потому что она летает, то это уже исключение не по понятийному, а по функциональному признаку, значит у человека более низкий допонятийный уровень развития мышления. Самолёт тоже летает, поэтому более важно, что птица живая, а самолёт, стол, очки и молоток искусственные. Если человек исключает птицу, потому что она имеет перья, а остальные предметы гладкие, то это ещё более низкий уровень мышления: за основу обобщения взят случайный, малозначительный признак. Если человек исключает любой другой предмет по любому признаку, то его мышление тоже не достигло понятийного уровня. Например, можно исключить молоток, потому что им бьют: это функциональное отличие, а не сущностное.

Обновлено: 24 марта 2022

Новые статьи

  • Симон Соловейчик о счастье 30 апреля 2023
  • Трудное решение – лёгкая жизнь 27 апреля 2023
  • Ошибки мотивации детей 22 апреля 2023
  • Притча про двух дровосеков 🪓 20 апреля 2023
  • Пирамида потребностей Маслоу 19 апреля 2023
  • Притча про орла и орлят 🦅 16 апреля 2023
  • Симон Соловейчик. Последняя книга 12 марта 2023

Популярные материалы

  • Психологическое айкидо
  • 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
  • Теория игр Эрика Берна
  • Обращайтесь к человеку по имени
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»
  • org/Article»> Календарь жизни в неделях
  • Рон Кларк
  • Притча о трёх ситах Сократа
  • Стили родительского поведения
  • Психологическая амортизация
  • Светская школа
  • Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица?
  • org/Article»> Успешные переговоры
  • Растождествление, или «Мои ботинки — это не я!»

Концептуальное мышление | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В мышлении концептуальное мышление есть решение проблем или мышление, основанное на познавательном процессе абстрагирования и концептуализации — это процесс самостоятельного анализа в творческом поиске новых идей или решений, который принимает за отправную точку то, что ни одна из принятые ограничения «сегодняшней реальности» обязательно должны применяться к будущему или формировать его. Таким образом, он не принимает полученную мудрость, статус-кво или инерцию как необходимые детерминанты каждого бита будущего.

Концептуальное мышление может быть ценным аналитическим инструментом или инструментом решения проблем в любой области; например, Environment Canada в примечании к «компетенциям метеорологов» определяет его следующим образом:

Концептуальное мышление — это способность понять ситуацию или проблему путем выявления закономерностей или связей и решения основных проблем. Концептуальное мышление включает в себя интеграцию вопросов и факторов в концептуальную основу. Он включает в себя использование прошлой профессиональной или технической подготовки и опыта, творчества, индуктивных рассуждений и интуитивных процессов, которые приводят к потенциальным решениям или жизнеспособным альтернативам, которые могут быть явно не связаны или легко идентифицируемы.

Концептуальное мышление требует открытости новым способам видения мира и готовности исследовать. Но как только аналитическая работа завершена и появляется новая концепция или карта ума, начинается тяжелая работа по передаче этого нового видения. Концептуальные мыслители, если они хотят добиться успеха, должны понимать, что новые и для многих незнакомые идеи нуждаются в взращивании и поддержке.

В более распространенных терминах его часто называют «латеральным мышлением» (Эдвард де Боно) или «нестандартным мышлением», в обоих случаях термины относятся к сознательному упущению или отказу от общепринятых убеждений или ограничений.

См. также

  • Когнитивный диссонанс
  • Формирование концепции
  • Концептуальное смешение
  • Концептуальные изображения
  • Концепции
  • Креативное решение проблем
  • Эдвард Де Боно
  • Латеральное мышление
  • Томас Кун
  • Смена парадигмы

Ссылки

Внешние ссылки

  • Основные компетенции
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Природа и измерение понятийного мышления

Природа и измерение понятийного мышления

Реклама

1 из 16

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения офлайн 0004

Реклама

Реклама

Реклама

Природа и измерение концептуального мышления

  1. «ТЕМА» Природа и измерение концептуального мышление
  2.  Понятийное мышление – это познавательный процесс, который позволяет нам упростить и организовать информация.  Познание относится к умственной деятельности связанные с мышлением, познанием воспоминаний, и сообщение одного из этих умственных деятельности есть концептуальное мышление.  Концептуальное мышление – это процесс использования творческие приемы и критическое мышление разработать новые подходы к решению проблем и решение потенциальных и существующих проблем.
  3.  Это означает вызов существующим процессам и процедур с целью их улучшения.  Это означает прислушиваться к новым идеям и признание их ценности в решении проблемы.  Это означает сочетание и применение различных идеи и подходы к достижению цели  Это означает поиск общих факторов в различных ситуациях и используя ранее успешные подходы к удовлетворению уникальных потребность ситуации.
  4. • понятие в основном является абстрактной идеей. • Дорабатываем информацию до понятий • Мысленные группировки похожих предметов, событий, идея или люди. • Пример: много разных стульев (Кресла-качалки, складные стулья, обеденные стулья и т. д) • Когда мы думаем о стуле, мы вспоминаем конкретные особенность, которая определяет стулья.
  5.  Более распространенный способ представления понятий формируется за счет развития прототипы.  Прототипы – это мысленные образы категория.  Это связано со схемой.  теория прототипов относится к категоризация, при которой некоторые члены категории являются более центральными или более совершенными, чем другие.
  6.  Это означает, что некоторые вещи могут принадлежать определенному категории элементов, они все еще могут быть воспринимаются как неравные.  НАПРИМЕР: Примером этого неравенства является курица и категория птиц. Большинство людей будут относиться к малиновкам или голуби как хорошие примеры птиц категория; голуби и малиновки больше прототипом птицы, чем курица.
  7.  На прототипы влияют многие факторы:  язык  социальный фон  культурный фон.  У разных людей могут быть разные восприятие и интерпретация одних и тех же слов Пример: Слово «транспортные средства» может означать автобусы и автомобили. горожанину, а крестьянину из гористой местности это может означать экипажи и мотоциклы.
  8.  Как только понятия формируются через что-либо означает, что они могут быть дополнительно упрощены путем организация  Часто наш разум использует категориальные иерархии, такие как таксист, могут быть разделены город на квадранты, кварталы и улицы в для быстрого получения информации.  Иерархия потребностей Маслоу также пример этого, потому что в теориях потребности определяются на основе иерархия.
  9.  При этом нарушения концептуального мышления упоминается как связанный с шизофрения, которая является продолжением линии исследовать.  Не используются фактические методы исследования, просто анализ прошлого метода.
  10.  По результатам различных испытаний (например, сортировка) шизофреники, как правило, ограничиваются мышление в конкретных терминах.  которые уменьшают их способность формировать широкое, общее, глубокое понятие.  Эти выводы были определены в ходе исследование, как наблюдение и тестирование.
  11.  . Понятийное мышление началось с возраста функционализм, интроспекция  Некоторые из наиболее изначально влиятельных людей в области концептуального мышления были школа вурцбруга, в том числе Освальд Кульпе, и Карл Марбе
  12.  Руководство по тесту на абстрактное мышление: Его также называют тестом на концептуальное мышление. Он измеряет подвижный интеллект человека, который ваша способность быстро определять закономерности, логические правила и тенденции в новых данных, интегрировать эту информацию и применять ее к решать задачи.
  13. • Поведение и различные психические процессы, такие как проверенные y различные технологии и методы. • Для измерения использовались разные процедуры. и создать новую гипотезу о концептуальном мышление. • Кубический тест Гольдштейна-Шелера • Тест сортировки по цветовой форме Вейгля • Испытание конструкции блока Хос
  14.  1920  Самуэль Хос  Когнитивный тест  Дети и взрослые  Возраст от 3 до 19 лет  16 блоков  17 карт  45 минут
  15.  С различными цветными рисунками и запросами воспроизвести их с помощью набора цветных блоки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts