Интегрированный бинарный урок (ОРКСЭ + русский язык) по теме «Дружба». 4-й класс
- Бурова Ирина Михайловна, учитель начальных классов
- Сидорова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык, Начальная школа, ОРКСЭ
Класс: 4
1. Орг. Момент
2. Притча
В одной далёкой стране жили два друга.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
— Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили?
— Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.
— Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого — в своё.
Стражники получили исчерпывающее указание: «Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!»
Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
— Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что существует настоящая
— Как вы считаете. Какое слово правитель произнёс последним?
— (Дружба)
— Именно о дружбе пойдет сегодня речь на уроке
— А что мы хотим узнать о дружбе?
2. Работа со словарями и интернетом (определение слова “Дружба”)
— Где мы можем узнать определение, что такое дружба? (В словаре, учебнике, интернете, спросить у родных и знакомых)
3. Работа с проектами
— Давайте вспомним ваш исследовательский проект по теме “Дружба” и расскажем, какое определение этому понятию дали ваши родители.
(Дети по одному представителю от группы выходят и зачитывают определение понятию “дружба”)
4. Синквейн на тему “Дружба”
— Ребята, охарактеризуйте сами понятие дружба, составив синквейн.
Дружба | |||
2 прилагательных | |||
3 глагола | |||
Предложение | |||
Слово-вывод |
(Показ на документ-камере. Вывешиваем синквейны на доску)
— Молодцы! Действительно настоящая дружба….
И это понятие существует на протяжении многих веков. Именно поэтому народная мудрость копилась веками. Каждый народ хранит свой кладезь мудрости, в котором есть пословицы, поговорки, крылатые фразы и изречения. В них вы можете найти советы на все случаи жизни. Много пословиц и поговорок посвящены дружеским отношениям.
5. Пословицы
- Дружба и братство дороже богатства. (Русская пословица.)
- Дружбой дорожи, забыть не спеши. (Русская пословица.)
- Друзья познаются в беде. (Русская пословица.)
- Последний чай — другу наливай. (Туркменская пословица.)
- Дорога к дому друга не бывает длинной. (Голландская пословица.)
- Друг рядом лучше, чем два или три далеко. (Немецкая пословица.)
- Взаимное доверие — основа дружбы. (Китайская пословица.)
- Лучше выслушать упрёки друзей, чем потерять последних. (Арабская пословица.)
— У вас на столе бумажные куклы: девочки и мальчики. На платьице девочки написаны начало пословиц о дружбе. Из группы мальчиков нужно выбрать того, на чьём костюме продолжение этих пословиц.
(по окончании работы один из пары выходит к доске зачитывает пословицы и вывешивает)
— На что похоже то сооружение, которое появилось на доске? (Мост)
— Среди пословиц найдите однокоренное слову “дружба” (Друг)
6. Ромашка
— А каким, на ваш взгляд должен быть настоящий друг? Напишите качества настоящего друга на лепестках ромашки. (Собираем ромашку на доске)
7. Ситуации
Вы писали контрольную работу. Прозвенел звонок. Ты сдал тетрадь и подошёл к товарищу, который продолжает решать работу на перемене. Ты диктуешь ему решение. Дружеский это поступок или нет? |
Ребята работали в команде. Капитаном команды был Сергей. Оценивая работу одноклассников в своей группе, он поставил “Отлично” всем, в том числе и своему другу Вадиму, который на самом деле не принимал активного участия в работе. Дружеский это поступок или нет? |
Являются ли друзьями Том Сойер и Гекльберри Финн? Объясните почему? |
Вспомните рассказ Льва Толстого “Лев и собачка” Можно ли назвать друзьями этих животных? |
Таня и Света идут по улице. Начинается дождь. Зонт есть только у Тани. Они накрываются одним зонтом. При этом у Тани намокает левое плечо. У Светы – правое. По дружески ли поступила Таня? Может быть стоило не намокнуть хотя бы одной? |
— Дружба бывает разная, дружат взрослые, взрослый и ребёнок, сверстники. Но бывает и необычная дружба. Могут дружить человек и животное или 2 животных.
8. Самооценка
-0 чем мы говорили сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о дружбе и друзьях) Каждый подумайте и решите, всегда ли вы поступаете как настоящий друг или вам нужно ещё поработать над своим характером, чтобы стать хорошим другом.
9. Итог.
— Надеемся, что сегодняшний урок заставил вас задуматься, какие качества надо воспитать в себе, чтобы с тобой хотелось дружить.
Приложение 1
Приложение 2
Пословицы о труде. Б. В. Шергин «Плотник думает топором»
Воля и труд дивные всходы дают
У р о к 2
Тема: Пословицы о труде. Б. В. Шергин «Плотник думает топором»
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; расширять представление детей о значении труда в жизни общества, учить размышлять над смыслом произведения, понимать значение пословиц; воспитывать положительные качества личности; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Задачи: совершенствовать у учащихся умения слушать и слышать текст рассказа, по названию прогнозировать его содержание; поддерживать стремление к лучшему чтению, развивать любознательность, мышление, воображение, речь, оценивание своих возможностей в результате рефлексии; воспитывать уважение к людям, своим трудом приносящим пользу обществу, трудолюбие и ответственность.
Метапредметные УДД:
учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, а также регулятивными УУД при восстановлении сюжета рассказа и дискуссии по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные УУД:
— умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
— умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
— умение извлекать информацию из текста;
— умение на основе анализа рассказа делать выводы;
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: текст пословицы (на доске), карточки пословиц, портрет В.Б.Шеренга, картинка книга, смайлики для рефлексии.
Х о д у р о к а
Организационный момент
Проверка домашнего задания
— Ребята, вы должны были подготовить выразительное чтение сказки Е.А.Пермяка «Маркел-Самодел и его дети»»
— Давайте проверим, как вы это сделали (учащиеся читают сказку)
кузнец
— Установите соответствие. Какую профессию выбрали дети Маркела?
2-я дочь
2-я дочь
охотник
охотник
охотник
охотник
охотник
1-я дочь
1-я дочь
1-я дочь
2-я дочь
2-я дочь
охотник
кузнец
кузнец
1-я дочь
1-я дочь
2-я дочь
2-я дочь
1-я дочь
— Какая пословица звучит в наставлении отца?
(Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове свои задатки)
Актуализация знаний
Речевая разминка
— На доске написана пословица. Прочитайте её разными способами: быстро, с грустью, выразительно. Объясните её смысл.
ЧЕМУ СМОЛОДУ НЕ НАУЧИЛСЯ, ТОГО И ПОД СТАРОСТЬ НЕ БУДЕШЬ ЗНАТЬ
Самоопределение к деятельности
— Ребята, как называется глава, которую мы начали изучать? («Я взрослею»)
— Какой теме были посвящены произведения, которые мы читали? («Как аукнется, так и откликнется»)
-Мы можем назвать данное предложение («Как аукнется, так и откликнется») пословицей?
— Сегодня мы перейдём к следующей теме, которая называется «Воля и труд дивные всходы дают»
— Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Работа по теме урока
Введение в тему урока
—Ребята, нужно расшифровать полное имя писателя, чье произведение мы будем читать.
5Б9O13PИ47C1
B84И3K5T2O785BИ7Ч
6ШE45P29ГИ48h3
(Борис Викторович Шергин. )
— Расскажите, как вам удалось расшифровать имя писателя? (исключить цифры)
Знакомство с автором произведения
(Знакомство с портретом писателя и биографией)
Борис Викторович Шергин – русский писатель. Б.В. Шергин родился
16 июля 1893 года в Архангельске. Его отец был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мать – старообрядкой. Любовь к литературе и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать. Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки, былины и песни.
Писатель окончил Архангельскую мужскую гимназию, затем поступил в Строгановское художественное училище, где приобрёл специальность графика и иконописца.
По своей специальности Шергин работал в родном городе, а после
оккупации Севера американцами в 1922 году переехал жить в Москву.
Жил бедно, в подвале, где и писал свои сказки, былины. В 1932–1933 годах его произведения читали на радио, они пользовались огромной популярностью у слушателей. По мотивам сказок Шергина было снято немало мультфильмов, среди них «Волшебное кольцо», «Мартынко» и др.
(просмотр картинок из мультфильмов) В 1973 году писателя не стало.
Чтение произведения
-Прочитайте название рассказа.
— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Ожжете ли вы предположить, о чём этот рассказ?
-Давайте прочитаем и узнаем, правы ли вы были? (Учитель читает текст)
— Какие впечатления и размышления возникли у вас во время чтения этого рассказа?
4. Словарная работа
– Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие слова и выражения.
(Слова записаны на доске.)
Дряблые доски – повреждённые, старые доски.
Посадить новые доски между старыми – постелить, вогнать плотно
новые доски между старыми.
Пригонка – это доведение элементов конструкций до нужных разме-
ров на месте. Пригонка, выполненная качественно, держит лучше гвоздей.
Колода- короткое толстое бревно, обрубок бревна
Щеголевато – красиво
Соразмерно – в соответствии
Кровля крыльца – крыша крыльца.
Крыша на крылечке была, как шапка старая: виду не давала, на глаза
лезла – крыша была некрасивая, из-за неё не было ничего видно.
На место нижней худенькой ступеньки он кладёт добрую – плотник
делает новую ступеньку.
Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато – крылечко стало
новое, красивое.
IV Физминутка
Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, (подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, (наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. (повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. (приседание с выпрыгиванием вверх)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. (сесть за парту)
V. Продолжение работы по теме
1. Выборочное чтение
-Как вы поняли название рассказа? (Плотник что задумал, то сделает топором. Отсюда и родилась пословица: «Плотник думает топором»)
– Найдите и прочитайте предложения, в которых описывается, как работает плотник. (Учащиеся находят и читают нужные предложения.)
– Прочитавши рассказ, скажите какими качествами должен обладать плотник. (Трудолюбие, мастеровитость, сила, терпение, внимательность, усидчивость, аккуратность, ловкость, художественный вкус.)
2. Работа с пословицами
– Прочитайте пословицы о труде. Объясните их значение.
(Высказывания детей после обсуждения в парах.)
• Глаза страшатся, а руки делают. (Эту пословицу произносят, когда
приходится приниматься за работу, которой не видно конца. Нам
кажется, что работы очень много, но руки начинают её выполнять
и дело будет непременно завершено.)
• Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (Только кропотливый,
упорный труд может привести к ожидаемому результату.)
• Дело мастера боится. (Умелый человек успешно выполняет свою ра-
боту: качественно и за короткое время.)
• Мастера по работе видно. (О мастере судят по тому, как он вы-
полняет свою работу.)
• Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Каждый должен
заниматься своим делом, выполнять работу хорошо.)
– Можно ли заменить название рассказа какой-то из этих пословиц? (Да, можно: «Мастера по работе видно».)
3.Составление СИНКВЕЙНА
– Ребята, давайте попробуем вместе составить синквейн о плотнике.
Синкве́йн – стихотворение из пяти нерифмованных строк.
Памятка. Как написать синквейн
1‑я строка. Тема – название объекта/предмета (одно существительное).
2‑я строка. Описание признаков объекта/предмета (два прилага-
тельных).
3‑я строка. Описание действий объекта/предмета (три глагола).
4‑я строка. Отношение автора к объекту/предмету (фраза из четырёх
слов).
5‑я строка. Итог – суть объекта/предмета (слово-синоним к теме).
Синквейн, составленный учащимися, может выглядеть следую-
щим образом.
Плотник.
Трудолюбивый, старательный.
Обновляет, обтёсывает, подгоняет.
Что задумал, сделает топором.
Мастер.
VI Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока
Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я хорошо работал, все задания были для меня понятны. Я получил отличную оценку. Я доволен своей работой.
Урок был интересен. Возникли затруднения при выполнении некоторых заданий. У меня не всё получилось, я могу лучше.
Было скучно, неинтересно. Задания были непонятные и трудные.
VII Подведение итогов
— Какое произведение мы читали на уроке? Назовите автора
— Что нового вы узнали?
— Что вам понравилось на уроке?
Литература:
Портрет В.Б.Шергина http://4.bp.blogspot.com/-HAXlnVpUgZE/VJnA33LKAaI/AAAAAAAAAlg/kcG9lDWVeDo/s1600/Ш.jpg
Картинка «Мультфильмы по рассказам В.Б.Шеринга»https://i0.wp.com/cbs-kb.ru/wp-content/uploads/2021/07/img6.jpg?w=960
Картинка «Произведения В.Б.Шеренга» https://arhlib.ru/wp-content/uploads/2020/10/knigi-borisa-shergina.jpg
Физминутка https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2987
Текст рассказа Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shergin-boris/povesti-i-rasskazi/4
Плотник https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1007/00005e26-35417198/2/img5.jpg
Смайлики https://fc.vseosvita.ua/000pgr-89d6/00a.png
Cinquain – Leonas Lines – Poetry Plus
Posted in Синквейн, ПисаниеPosted on by Leonas Lines
Ожидание
О Господе
Молиться, надеяться, верить,
Все дай мне силы начать
Снова
Синквейн
Posted in Синквейн, ПисаниеPosted on by Leonas Lines
Иногда
Не соглашусь,
Но не будем говорить резких слов
Которые вызывают гнев, выберите мягкий ответ
Вместо этого.
Синквейн
Основано на Притчах 15:1
Posted in CinquainPosted on by Leonas Lines
Сегодня
В саду
Я видел намеки на Осень
И я не готов делать ставки на Лето
До свидания
Синквейн
Сегодня
Я понял, что через месяц август и почти закончился месяц Придет осень, а я к этому совсем не готова!
Лето здесь началось с опозданием на месяц, и я просто не хочу терять эти длинные теплые солнечные дни.
Ах, но каждый год я сражаюсь в проигрышной битве, когда Лето бежит, а Зима идет, и я ничего не могу с этим поделать.
Posted in CinquainPosted on by Leonas Lines
Будьте добры
Означает многое.
Выберите один синоним
Ежедневно тренироваться на ком-то
Вот видите.
Cinquain
Вид Синонимы, Вид Антонимы | Thesaurus.com
Posted in CinquainPosted on by Leonas Lines
Бумажный коллаж «День стирки» Леоны Дж. Аткинсон 2020Время от времени
Воспоминания всплывают на поверхность
Возникающие от взгляда,
Звук или запах, и «Вспомни, когда…»
Мы говоримСинквейн
2
2
взял онлайн-класс, чтобы создать этот коллаж «День стирки», и это, безусловно, заставило меня вспомнить много воспоминаний о временах, когда я развешивал одежду на бельевой веревке, когда рос в 50-х годах в Иллинойсе.
Posted in CinquainPosted on by Leonas Lines
Абстрактное произведение искусства, созданное совместно @LeonasDesigns и @HerringPondPottery 2020 иВ
Посреди этого хаоса
Сможем ли мы найти общий язык
Где все мы можем жить в мире
Вместе
Синквейн
Posted in CinquainPosted on by Leonas Lines
Скальное сооружение, которое я видел в соседнем дворе во время прогулкиЧто, если бы
Камни могли говорить?
Какие истории они могли рассказать,
О том, где они были и кого
Они видели.
Синквейн
Posted in CinquainPosted on by Leonas Lines
Вы
Придумываете что-то
Обыкновенные моменты
В замечательные совпадения
Сегодня?
Синквейн
Опубликовано в Cinquain, ПисаниеОпубликовано от Leonas Lines
Поиск
Абсолюта
Истину, обретение Истинного Бога,
Единого Вечного, Живого Царя
Из всех
Синквейн
Но Господь есть Бог истинный, и Он есть Бог истинный вечный царь: от гнева Его содрогнется земля, и народы не смогут вынести гнева Его. Иеремия 10:10 KJV
Опубликовано в CinquainОпубликовано от Leonas Lines
Движение
Перья и листья
Летающие и плавающие вокруг
Назначение определяет их
Цель
Синквейн
Синквейн | Изнутри наружу
С 1996 года весна стала ассоциироваться с поэзией. В этом году Академия американских поэтов провозгласила апрель месяцем национальной поэзии.
В этом сезоне можно проявить творческий подход к словам. Итак, прежде чем мы перевернём страницу календаря в май, давайте отпразднуем весну стихами.
Для начала позвольте Ральфу Уолдо Эмерсону вдохновить:
Помимо грандиозных перемен вокруг нас, мы часто находим радость и в мельчайших удовольствиях. Следующий синквейн появился в результате небольшого происшествия в нашем близлежащем природном центре.
Жук,
точечный и куполообразный,
Пауза, наблюдение, подготовка
Улететь на скрытых крыльях.
Божья коровка
Восторг можно найти и в юморе. На прошлой неделе Бог повеселился с нами, жителями Среднего Запада, предоставив день диковинной погоды. Чтобы отпраздновать это, я взялся за поэтическую форму под названием notet (non’-et): девять строк, начинающиеся с девяти слогов в первой и уменьшающиеся по количеству до тех пор, пока последняя строка не будет содержать только один слог.
21 апреля 2021 г.
Солнце и Снег перетягивают канат.
На рассвете Сноу контролировал ландшафт,
Скрывая каждую лозу и каждую ветку.
Но Сун храбро сражалась
И отвоевала свои земли,
Однако Сноу
вернулся! Еще . . .
. . . весна Солнце
Выиграл!
Солнце и ароматный апрельский ветерок отправляют многих в свои сады, готовясь к майским посадкам и мечтая о том, что будет дальше:
Однако с наступлением осени наши сады исчезнут, превратившись в бледные стебли и засохшие лепестки. «Трава засыхает, и цветы опадают», — писал пророк Исайя (40:8а). «Но, — добавил он, — слово Бога нашего пребывает вовек» (ст. 8б).
В честь вечной весны Божьего Слова я экспериментировал с формой пантум — стихотворения, состоящего из четырехстрочных строф, в которых вторая и четвертая строки каждой становятся первой и третьей строками следующей. Последняя строка стихотворения часто совпадает с первой.
Возрастание в Слове Божьем
Спасибо, Отец, за радость Священного Писания !
Твое Слово освежает мою душу.
Ваши обещания приносят безопасность, надежду и утешение.
Ваша правда сеет мудрость, поддержку и силу.
Твое Слово освежает мою душу.
Понимание развивает удовлетворенность.
Ваша истина сеет мудрость, ободрение и силу,
И усердное изучение помогает моему духу процветать.
Понимание развивает удовлетворенность.
Слово Твое изобилует чудесами,
И усердная учеба способствует процветанию моего духа.
Спасибо, Отец, за радость писания!*
* * * * * * * * * *
.