Постановка р от рь: способы и введение в речь

способы и введение в речь

Красивая и грамотная речь является залогом успешной жизни. Без нее человек не сможет занимать ряд должностей и сделать успешную карьеру. Чистое произношение способствует развитию самооценки. Проблемы могут возникать по разным причинам.

СодержаниеСвернуть

  • Причины нарушения
  • Разграничения диагнозов
  • Формы ротацизма
  • Подготовительный этап
  • Способы постановки
  • Введение в речь

Постановка звука «Рь» требует длительного подготовительного периода. В ходе него вырабатывается правильное дыхание и артикуляция. Дефект произношения «Р», «Рь» называют ротацизмом, если звуки меняются на другие — параротацизмом.

Причины нарушения

Проблемы с речью возникают у ребенка по разным причинам. Если нарушена только произносительная сторона речи, то есть дошкольник не выговаривает один или несколько звуков, то это дислалия.

Подобное заключение ставят только после детального обследования.

У ребенка проверяют остроту слуха, подвижность мышц речевого аппарата. Если оба компонента в норме, ставят дислалию.

Появляется она из-за двух основных групп факторов. При первой не наблюдается отклонений в строении периферического речевого аппарата. Нарушение называют функциональной дислалией. Она появляется из-за биологических проблем:

  • частые болезни;
  • проблемы во время беременности и в родах;
  • минимальные мозговые дисфункции.

Установить точно, что стало катализатором нарушения нельзя. Влияет на формирование речи социальное окружение. Родители могут нарочно коверкать речь, использовать примитивные лепетные слова и сюсюкать. Все это не способствует правильному звукопроизношению.

В неблагополучных семьях наблюдается ограниченность контактов. Ребенок не общается со сверстниками, взрослыми. Формирование речи происходит не только во время восприятия обращенных слов, но и умения их использовать. Без практики никогда не будет навыка звукопроизношения.

Механическая дислалия возникает из-за нарушений строения артикуляционного аппарата. Соноры (звуки «Р», «Л» и мягкие пары) требуют подъема кончика языка. Короткая подъязычная уздечка ограничивает подвижность органа.

В домашних условиях проверить длину связки легко: ребенка просят открыть рот и поднять язык. От дна ротовой полости к органу видна небольшая тонкая полоска – это и есть уздечка. Если она короткая, то язык не поднимется либо немного оторвется от нижней челюсти.

В редких случаях проблемы появляются из-за высокого нёба. Это врожденная аномалия. Проблемы с прикусом не влияют не произношение сонорных звуков.

Есть понятие возрастной дислалии. Группы звуков появляются в разные периоды — это нормальное развитие. Соноры формируются в пять лет. До этого момента можно не беспокоиться.

Разграничения диагнозов

Ротацизм появляется не только при дислалии. При дизартрии проблемы возникают с подвижностью мышц речевого аппарата. У детей отмечается гипотонус или гипертонус – слабость или напряженность органов артикуляции.

У дошкольников с дизартрией отмечаются:

  • проблемы с дыханием – слабое, поверхностное;
  • повышенное слюноотделение;
  • нарушения координации.

Для постановки диагноза используют специальные пробы, предложенные Архиповой. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык и глазами следить за яркой игрушкой. При проведении заметны непроизвольные движения языка.

Иногда достаточно визуального осмотра. Дошкольника просят открыть рот, язык не лежит спокойно в полости, а собран в комок — это говорит о гипертонусе. Если он вялый, неподвижный, то это гипотонус.

При ринолалии наблюдаются дефекты строения артикуляционного аппарата — это расщелины десен, губ, нёба. Коррекционная работа начинается после пластической операции, строится она иным образом, чем при дислалии и дизартрии.

Нарушения мягких и твердых звуков бывают при общем недоразвитии речи (ОНР). При таком заключении проблемы наблюдаются в лексике, грамматике, связной речи.

Формы ротацизма

Родители редко могут услышать дефектное звучание. Опытный логопед сразу его определит. Редко встречается полное отсутствие мягкого звука «Рь». В таком случае ребенок вместо «царь» скажет «ца».

Картавостью называют велярное произношение. Из-за вибрации мягкого нёба появляется лишний шум, искажается звучание. При увулярной форме работает маленький язычок.

При боковом произношении вибрация идет не на кончик языка, а на его боковые края. Форма характерна для дизартрии, дефектов строения речевого аппарата (короткая подъязычная связка).

При билабиальной форме звук создается дрожанием губ, получается сочетание «прррр». Его иногда называют «кучерским».

Иногда у ребенка получается сказать одноударное «Р», в таком случае колебаний языка не наблюдается. На выходе звучит искаженное «Д».

Заменяться «Рь» может на разные звуки: твердое «Р», «Л», «Ы», «Д» и другие.

Подготовительный этап

Для подготовки речевого аппарата используют артикуляционную и дыхательную гимнастику. На индивидуальных занятиях с ребенком разбирают правильное произношение звука «Рь»:

  • губы раскрыты;
  • зубы разомкнуты;
  • спинка языка поднята и слегка выдвинута вперед;
  • кончик упирается в альвеолы и вибрирует.

Для облегчения восприятия используют графические картинки. Все упражнения из арт. гимнастики выполняются перед зеркалом. Комплекс направлен на отработку подъема и движений кончика языка.

«Лошадка» — при открытом рте, цокать языком, важно чтобы челюсть не двигалась. «Маляр» — кончиком языка двигаться от альвеол верхних зубов к нёбу. «Грибок» — рот открыт, широкий язык плотно приклеивается к небу и удерживается. Из этого положения делается «Гармошка» — челюсть нижняя опускается и поднимается, язык остается в том же месте.

Упражнения делают каждый день. От этого зависит скорость постановки, автоматизации звука.

Для создания вибрации делают дыхательную гимнастику. Кусочек ватки кладут на кончик носа, широкий язычок высовывается, принимает позу «чашечки», ватка сдувается.

Полезно сдувать бумажные шарики, султанчики, ветродуйчики. Делать это нужно каждый день, несколько раз. Важно контролировать ребенка, чтобы он не надувал щеки.

Нельзя обозначить четкие сроки прохождения подготовительного этапа. При дислалии на него уйдет от месяца до года. При дизартрии срок увеличивается. Дополнительно делают логопедический массаж, физиотерапию.

Если проблема вызвана соматической ослабленностью, то ребенка закаляют, повышают его иммунитет, выносливость. Не торопите дошкольника, иначе у него появятся вторичные проблемы.

Способы постановки

Мягкий звук ставят после введения в речь твердого — это традиционный взгляд логопедов. В некоторых случаях это невозможно сделать. Поэтому можно начинать поставку с «Рь».

Приемы стандартные: от других звуков или механически. Для последнего нужен зонд или зондозаменитель. Инструмент выглядит как палочка с шариком на конце. В качестве замены используют шпажки для канапе с шариком на конце, шпатель с силиконовой соской.

Постановку звука проводят в положении лежа. Ребенок открывает рот, поднимает кончик языка, произносит быстро «Д», логопед зондом колеблет язык, получается дрожание.

При постановке соноров разрешается начинать автоматизацию со слогов сразу.

Постановка от звука «Ть» имеет особенности: звук произносится утрировано, протяжно, губы вытянуты в улыбке. Ребенка просят произнести «ть-рь-и». Будет слышен новый звук, который обозначают символом.

Эффективно ставить звук от «Зь». Для этого дошкольника просят спеть песенку комарика, но с подъемом кончика языка наверх к альвеолам. Искаженное звучание корректируется движениями зонда и произносится протяжный «зи», который превращается в «ри».

Введение в речь

При постановке соноров сразу начинают автоматизацию слогов. В других звуках добиваются красивого изолированного звучания. При «Рь» и «Р» не ждут этого этапа, сразу переходя к отработке слогов.

Начинают с прямой позиции – согласный плюс гласный звук.

Механическая помощь осуществляется на первоначальном этапе, постепенно зонд отодвигается, ребенок незаметно начинает «рычать» сам.

Следующий этап — обратные слоги, где позиция звуков меняется. Берутся сочетания гласного плюс согласного. Для того чтобы детям было интересно заниматься, используют специальные игры:

  • ходилки, выкладывание фишек;
  • перебирание камушков;
  • сматывание ниток в клубок.

Нельзя торопиться. Переход с одной ступени на другую проводят только при полном усвоении материала. Параллельно работают над фонематическим слухом, который отвечает за различение звуков.

Ребенок должен различать сам, контролировать речь, когда он говорит правильно, когда нет — исправлять себя. Отработку начинают с неречевых звуков – шума окружающей среды, музыки. После переходят к выделению гласных звуков.

Процесс автоматизации занимает длительное время. Дома с дошкольником учат стихи, чистоговорки, скороговорки, читают с ним рассказы и сказки. Именно родители обязаны вырабатывать у него навыки самоконтроля.

Не стоит затягивать с обращением к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем больше шансов на исправление дефекта. Во взрослом возрасте его исправить сложно, на это уйдет время.

Участие родителей в коррекционном процессе гарантирует его результативность. Взрослые обеспечивают каждодневное выполнение занятий, контролируют их качество. Их задача делать домашнее задание с ребенком.

При совместной работе родителей и логопеда добиваются хороших результатов. В школу дети должны идти с правильной устной речью. Без этого есть риск появления проблем с письмом и чтением, которые будет тяжело исправить.

Постановка мягкого звука Рь

При артикуляции мягкого звука Рь

  1. губы находятся в положении следующего гласного;
  2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; средняя часть спинки языка поднимается к небу;
  4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука р’ или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук р’ в слогах; учить соотносить звукосочетания ри, ря, рё, рю с соответствующими рисунками.

Предшествующая работа. Дети учились произносить звук р.

Подготовительная работа. Подобрать 5 картинок с изображением разных труб (музыкальных инструментов), от большой до маленькой.

Игра «Угадай, на какой трубе играем»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям, что в военном оркестре играет много разных труб и все они звучат по-разному. Потом он последовательно выставляет на доске картинки (по одной) с изображением труб и воспроизводит их звучание:

«ра-ра-ра»; «ри-ри-ри»; «ря-ря-ря»; «рё-рё-рё»; «рю-рю-рю».
Дети повторяют за ним, как играет каждая труба. Потом воспитатель произносит звукосочетания ра, ри, ря, рё, рю, а дети показывают соответствующие картинки.

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что большая труба звучит сурово, твердо, а трубы поменьше играют нежно, мягко.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р’ в словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р’ в словах.

Предшествующая работа. Отработан звук р’ в слогах.

Подготовительная работа. Для игры подбирают следующие предметы: фонарик, матрешку, пузырек, веревку, резинку, пряжку, гриб, варежку и др.

Игра «Соблюдай порядок»
Краткое описание

Дети сидят полукругом. В центре стоит стол воспитателя, на котором разложены в ряд 3 — 4 предмета, в названии которых имеется звук р’. Вызванный ребенок показывает их детям, называет и ставит на место. Потом он поворачивается спиной к столу и на память называет стоящие на нем предметы по порядку. Если он ошибся, нужно еще раз дать ему посмотреть на стол. Потом воспитатель вызывает других детей и меняет порядок предметов (при повторении игры они по одному заменяются). Повторяя игру, можно давать для запоминания 5 — 6 предметов.

Методические указания. Слова надо называть громко, четко; звук р’ выделять, произнося его четко, протяжно, но не длительно.

Рак: Что означают коды в письме врача? — InformedHealth.org

Создано: 13 сентября 2012 г.; Последнее обновление: 27 августа 2016 г.; Следующее обновление: 2020.

Существует международная система классификации раковых опухолей. Это помогает описывать раковые заболевания и сравнивать результаты медицинских анализов и обследований. Все врачи и исследователи используют так называемую классификацию TNM.

Аббревиатура «TNM» означает опухоль (T), узлы (N) и метастазы (M). «Узлы» указывают, распространилась ли опухоль на соседние (региональные) лимфатические узлы. Это лимфатические узлы, которые располагаются в зоне дренирования пораженного органа. «Метастазы» говорят нам, распространилась ли опухоль на другие части тела, образуя так называемые отдаленные метастазы. Вот что означают эти три буквы: 9.0003

  • T относится к первичной опухоли (исходной опухоли).

  • N описывает, поражены ли регионарные лимфатические узлы.

  • М описывает, были ли обнаружены отдаленные метастазы.

Цифры после букв указывают, насколько велика опухоль и как далеко она распространилась. Комбинация букв и цифр описывает тип рака, его размер, характеристики и распространенность. Врачи часто используют эту классификацию в качестве основы для составления прогноза и предложения индивидуального плана лечения.

Характеристика Аббревиатура Значение
Первичная опухоль T0 Опухоль не обнаружена или исходная опухоль не может быть обнаружена (больше).
  Т1-Т4 Цифры от 1 до 4 указывают на увеличение размера и распространенности опухоли: например, Т1 описывает небольшую опухоль, а Т3 — большую опухоль.
Лимфатические узлы N0 Опухоли в лимфатических узлах отсутствуют.
  N1–N3 Цифры от 1 до 3 обозначают расположение и количество пораженных регионарных лимфатических узлов. Опухоли, обнаруживаемые в лимфатических узлах, не входящих в зону дренирования пораженного органа, расцениваются как отдаленные метастазы.
Метастазы M0 Отдаленных метастазов не обнаружено.
  M1 Имеются отдаленные метастазы.

Дополнительная информация

В дополнение к классификации TNM могут использоваться следующие сокращения: результаты тестов визуализации, таких как УЗИ и компьютерная томография (КТ). Клиническая классификация (cTNM) обычно проводится до подтверждения диагноза путем исследования образца ткани.

  • p (от «патологический») означает, что удаленная ткань была исследована в лаборатории и что диагноз был поставлен на основании результатов этого исследования.

  • r («рецидив») означает, что опухоль вернулась.

  • R означает, что после лечения была обнаружена остаточная раковая ткань.

  • Tis/Cis описывают предраковые изменения или ранние стадии рака.

  • X указывает, что статус определенной характеристики не может быть определен. Это может означать, что необходимые медицинские тесты не были сделаны или что результаты неясны. Например, NX означает, что невозможно определить, распространилась ли опухоль на лимфатические узлы.

  • Y означает, что опухоль уже лечилась.

  • Классификация и стадирование

    Раковые клетки обычно менее дифференцированы, чем здоровые клетки, и не специализируются на конкретной задаче. Оценка используется для оценки того, насколько опухолевые клетки отличаются от здоровых клеток. В целом можно сказать, что чем менее дифференцированы опухолевые клетки, тем быстрее они растут и тем раньше проникают в окружающие ткани. Опухоли классифицируются с использованием сокращений от G1 до G4: чем выше класс, тем менее дифференцирована и более злокачественна опухоль.

    Стадирование, с другой стороны, говорит нам кое-что о стадии развития опухоли. Он основан на результатах медицинских анализов и проводится после определения всех характеристик опухоли. Стадирование может иметь значение для прогноза заболевания. Наиболее часто используемая система стадирования — это система Международного союза борьбы против рака (UICC). Стадии UICC, которые варьируются от стадии I до стадии IV, определяются на основе комбинации информации из категорий T, N и M. UICC IV является наиболее продвинутой стадией.

    Не все типы опухолей можно классифицировать таким образом.

    Систему TNM нельзя использовать одинаково для всех видов рака. Некоторые опухоли могут развиваться по-другому, например, или другие критерии могут быть более подходящими для описания опухоли. Например, при лейкемии (раке крови) нет первичной опухоли, потому что раковые клетки крови можно обнаружить во всем организме с самого начала заболевания. С другой стороны, опухоли головного мозга редко распространяются и образуют отдаленные метастазы. Таким образом, при лейкемии доля аномальных клеток крови важна для классификации, тогда как при опухолях головного мозга более важна степень дифференцировки клеток (классификация).

    Источники

    • Андреа. Lexikon der Krankheiten und Untersuchungen. Штутгарт: Тиме. 2008.

    • Международный союз по борьбе с раком (UICC). Как пользоваться классификацией TNM. [Проверено: 17 апреля 2011 г.].

    • Krebsinformationsdienst (KID). Untersuchung bei Krebs: TNM-System und Staging. 22 апреля 2010 г. [Проверено: 17 апреля 2011 г.].

    • Крайенберг Р., Альберт Ю., Фоллманн М., Копп И., Кюн Т., Вёкель А. и другие. Interdisziplinäre S3-Leitlinie für die Diagnostik, Therapie und Nachsorge des Mammakarzinoms: языковая версия 3.0. 2012 [Дата обращения: 28 августа 2012 г.]

    • Лонго Д.Л., Фаучи А.С., Каспер Д.Л., Хаузер С.Л., Джеймсон Д.Л., Лоскальцо Дж. Принципы внутренней медицины Харрисона. Нью-Йорк: компании McGraw-Hill. 18-е изд.; 2011.

    • Pschyrembel W. Klinisches Wörterbuch. Берлин: Де Грюйтер; 2014.

    • Информация о здоровье IQWiG написана с целью помочь люди понимают преимущества и недостатки основных вариантов лечения и здоровья услуги по уходу.

      Поскольку IQWiG является немецким институтом, некоторая информация, представленная здесь, относится к Немецкая система здравоохранения. Пригодность любого из описанных вариантов у конкретного случае можно определить, поговорив с врачом. Мы не предлагаем индивидуальные консультации.

      Наша информация основана на результатах качественных исследований. Это написано команда медицинских работников, ученых и редакторов, а также проверенных внешними экспертами. Ты можешь найти подробное описание того, как наша медицинская информация создается и обновляется в наши методы. Пакет

    R renv создает подпапку «staging» — можно ли их безопасно удалить?

    спросил

    Изменено 2 года, 2 месяца назад

    Просмотрено 421 раз

    Часть R Language Collective

    Я использую пакет renv , чтобы мои проекты R были одинаковыми на разных компьютерах. Я увидел, что в папке моего проекта R есть подпапка renv/staging . Эта папка снова содержит несколько подпапок с именами от 1 до XX (в моем случае 38). Некоторые из этих папок содержат несколько тысяч файлов, что часто приводит к сбою синхронизации между моими устройствами.

    Я предполагаю, что эти подпапки содержат определенный этап пакетов моего проекта R, и всякий раз, когда я изменяю что-либо. (например, обновить пакет), будет создана новая папка.

    Вопрос: можно ли просто удалить старые папки и оставить только текущую (правда, в моем случае она пустая)?

    Веб-сайт renv, к сожалению, ничего не говорит об этих промежуточных папках и подпапках.

    • r
    • staging
    • renv

    Эти папки можно безопасно удалить — renv использует эти промежуточные папки при сборке и установке пакетов R, чтобы успешно установленные пакеты перемещались в конечный пункт назначения в библиотеке проекта только после того, как все запрошенные пакеты были успешно установлены.

    Это частично задокументировано в https://rstudio.github.io/renv/reference/config.html — из renv.config.install.transactional :

    Выполнить транзакционную установку пакетов во время установки и восстановить? Когда включено, renv сначала будет устанавливать пакеты в временную библиотеку, а затем скопировать или переместить эти пакеты обратно в библиотеку проекта только в том случае, если все пакеты были успешно загружены и установлен. Это может быть полезно, если вы хотите избежать мутации вашего библиотеку проекта, если установка одного или нескольких пакетов не удалась. По умолчанию ИСТИНА.

    Если вам не нравится такое поведение, вы можете установить это в настройках .Rprofile :

     (renv.config.install.transactional = FALSE)
     

    Или в вашем проекте .Renviron :

     RENV_CONFIG_INSTALL_TRANSACTIONAL = FALSE
     

    Я также обновлю документацию, чтобы было ясно, что транзакционные установки используют папку renv/staging/%i .

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts