Тесты. Деятельность, мотивы, потребности человека презентация, доклад
ДЗ
Определения: деятельность, мотивы, потребности
Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Выражается в целесообразном изменении окружающего мира и преобразовании человеком самого себя
Мотивы – это побуждения, связанные с удовлетворением потребностей
Потребности – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни
Деятельность
потребности
практикум
Домашнее задание
Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примерах последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.
Тесты по теме «Деятельность»
Творческую деятельность от других видов деятельности отличает:
1) сознательный характер
2) использование различных средств
3) новизна результатов
4) возможность планирования
Иван решает задачу по математике. Средством данной деятельности является:
1) Иван 2) задача 3) калькулятор 4) математика
Что отличает игру от трудовой деятельности?
1) наличие правил
2) получение практического результата
3) развитие способностей субъекта
4) условность совершаемых действий
Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) направленность на достижение практически полезного результата
Б) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений
Г) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку
Д) процесс установления и развития контактов между людьми
ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Что отличает познавательную деятельность?
1) получение практически полезного результата
2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми
4) направленность на получение новой информации
Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают
1) цели обогащения
3) личные потребности
4) духовные интересы
Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
6) выбор профессии
Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность?
2) она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей
3) объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание
4) средством деятельности являются учебники и учебные пособия
5) деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер
6) её мотивом является желание удовлетворить материальные потребности
Тесты по теме «Потребности»
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека».
Биологические, экзистенциальные, демографические,социальные, престижные, духовные.
Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности
1) социальные
2) биологические
3) материальные
4) эстетические
5) духовные
Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека
1) интересы
2) мировоззрение
3) задатки
4) умения
5) наследственность
6) идеалы
См. ниже
Выберите верные суждения о человеке
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.
2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.
3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого.
4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи.
5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.
245
Установите соответствие между примерами и видами потребностей:
ПРИМЕРЫ
А) отдых и сон
Б) общение
В) достижение определённого положения
в обществе
Г) познание мира
Д) осознание человеком смысла своего существования
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) духовные (идеальные)
3) биологические
31122
«Мотив – это то, что побуждает к __________(А), ради удовлетворения чего она осуществляется. Эта форма связи живых организмов с внешним миром необходима для существования __________(Б), социальной группы, общества в целом. __________(В) обусловлены биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с принадлежностью человека к обществу, участием человека в трудовой деятельности, в __________(Г)
с другими людьми, называют __________(Д). Потребности в познании человеком окружающего мира и своего места в нём, познании смысла своего существования относят к __________(Е)».
Список терминов: 1) естественные потребности2) подлинные (разумные) потребности 3) индивидуальность 4) идеальные (духовные)потребности 5) общение 6) деятельность 7) природа 8) социальные потребности 9) индивид
691584
В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Напишите 2 вывода. Как бы вы ответили на вопрос? Согласны ли вы с большинством опрошенных и почему?
Пар. 17, стр. 178 – 179, «Поработайте с источником», устно, на уроке обсуждаем ответы
Скачать презентацию
Тест с ответами: «Мировоззрение» | test-s-otvetami.ru
1. Деятельность человека, в отличие от поведения животных:
а) предваряется целеполаганием +
б) носит узко специализированный характер
в) всегда носит индивидуальный характер
2. Игра, общение и познание:
а) этапы формирования личности
б) виды деятельности человека +
в) формы коммуникации
3. Социальной потребностью человека является потребность в:
а) физическом движении
б) воздухе
в) общении +
4. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности:
а) социально-преобразовательной +
б) экономической
в) познавательной
5. Что отличает познавательную деятельность:
а) необходимость совместных действий с другими людьми
б) получение практически полезного результата
в) направленность на получение новой информации +
6. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой:
а) получаются практически полезные результаты
б) люди приобретают знания о мире и о себе +
в) средства должны соответствовать целям
7. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека:
а) наличие воображаемой обстановки
б) общение и взаимодействие с партнерами
в) удовлетворение материальных потребностей +
8. В отличие от учебы, труд:
а) позволяет удовлетворять материальные потребности +
б) осуществляется как индивидуально, так и сообща
в) способствует познанию мира
9. Высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений:
а) мастерство
б) одарённость
в) гениальность +
10. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают:
а) творческие способности
б) личные потребности +
в) цели обогащения
11. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям:
а) социальным +
б) биологическим
в) естественным
12. Обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности:
а) социальные ценности
б) мировоззрение +
в) социальные нормы
13. Обыденный уровень мировоззрения:
а) житейские знания о мире +
б) религиозные верования человека
в) научные знания
14. Личные взгляды, убеждения и верования:
а) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
б) познавательный компонент мировоззрения
в) эмоционально-волевой компонент мировоззрения +
15. Реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах:
а) практический компонент мировоззрения +
б) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
в) эмоционально-волевой компонент мировоззрения
16. Правильны ли суждения:
1. Мировоззрение не направлено на осознание, осмысление места, роли человека в окружающем мире
2. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру и к самому себе
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
г) оба не правильны
17. Совокупность знаний человека о мире и природе, накапливаемых им в процессе его существования:
а) познавательный компонент мировоззрения +
б) практический компонент мировоззрения
в) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
18. Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру, называется:
а) деятельность
б) мировоззрение +
в) общение
19. Первый исторический тип мировоззрения, сформировавшийся у человека:
а) религиозное
б) научное
в) мифологическое +
20. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Коран, Талмуд и другие произведения мировой духовной культуры:
а) обыденное мировоззрение
б) религиозное мировоззрение +
в) мифологическое мировоззрение
21. Тех, кто считает, что материя первична, называют:
а) материалисты +
б) энергисты
в) ученые
22. Высшим уровнем психического отражения является:
а) существование
б) сознание +
в) бытие
23. Мировоззрение придаёт деятельности человека:
а) хаотичный характер
б) бессмысленный характер
в) организованный характер +
24. Мировоззрение придаёт деятельности человека:
а) бессмысленный характер
б) осмысленный характер +
в) разнонаправленный характер
25. Мировоззрение придаёт деятельности человека:
а) целенаправленный характер +
б) разнонаправленный характер
в) хаотичный характер
26. Термин мировоззрение имеет это происхождение:
а) французское
б) немецкое +
в) греческое
27. Первым термин мировоззрение упоминает:
а) Кант +
б) Сократ
в) Гомер
28. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения:
а) ученое
б) физическое
в) мифологическое +
29. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения:
а) религиозное +
б) ученое
в) физическое
30. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения:
а) ученое
б) философское +
в) физическое
Деятельность-как способ существования людей — обществознание, тесты
Деятельность – способ существования людей. 1вариант
A 1 . Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер
A 2. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
1) экономической 3) ценностно-ориентационной
2) познавательной 4) социально-преобразовательной
A 3. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
A 4. В отличие от учебы, труд
1) осуществляется как индивидуально, так и сообща
2) позволяет удовлетворять материальные потребности
3) способствует познанию мира
4) предполагает использование специального оборудования
A 5. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям
1) биологическим 2) духовным 3) социальным 4) естественным
A 6. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразовательной
A 7. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности 2) субъектами деятельности
3) целями деятельности 4) средствами деятельности
A 8. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
1) советы и рекомендации родителей 2) грядки с огурцами
3) инструменты и дачный инвентарь 4) старшие подростки
A 9. Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?
1) деятельность носила интеллектуальный характер
2) в процессе деятельности были использованы труды других авторов
3) субъектом деятельности выступил коллектив авторов
4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов
A 10. Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
1) субъекта 2) средства 3) объекта 4) мотива
A 11. Военачальник планирует предстоящий парад войск. Субъектом данной деятельности являются (-ется)
1) войска 2) боевая техника 3) площадь для парада 4) военачальник
A 12. Старшеклассник под руководством учителя обществознания осуществляет индивидуальный исследовательский проект, выявляя на основании социологических опросов наиболее острые проблемы жителей микрорайона, прилегающего к школе. Кто (что) является субъектом данной деятельности?
1) старшеклассник, проводящий опрос
2) методики обработки полученных данных
3) опросные листы, подготовленные старшеклассником
4) участие школьного сообщества в жизни социума
A 13. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»
Ответы учащихся приведены в таблице.
Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.
1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.
2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.
3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом.
4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.
A 14. Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов, знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т. п.) является примером деятельности
1) познавательной 2) прогностической 3) изобретательской 4) социально-преобразовательной
Часть В
B 1 . Запишите слово, пропущенное в схеме.
B 2. Запишите слово, пропущенное в таблице. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
Сознательный | Выдвижение целей и предвидение результатов |
……………… | Изменение окружающего мира и самого себя |
B 3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект 2) цель 3) средства 4) индивид 5) объект 6) результат
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
B 4. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
А | Б | В | Г |
1 | 1 | 2 | 2 |
Деятельность – способ существования людей. 2вариант
A 1 . Игра, общение и познание — это
1) виды деятельности человека
2) этапы формирования личности
3) виды поведения всех живых существ
4) формы коммуникации
A 2. Что отличает познавательную деятельность?
1) получение практически полезного результата
2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми
4) направленность на получение новой информации
A 3. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
A 4. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают
1) цели обогащения 2) творческие способности 3) личные потребности 4) духовные интересы
A 5. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются
1) игровые умения младших школьников
2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение
4) компьютерные игры
A 6. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
1) средством 2) субъектом 3) мотивом 4) объектом
A 7. Исследования, связанные с изучением возможностей практического использования ультразвука, — это пример деятельности
1) прогностической
2) социально-преобразовательной
3) познавательной
4) ценностно-ориентационной
A 8. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразующей
A 9. Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является
1) ученик 2) библиотека 3) отобранная литература 4) тема реферата
A 10. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают
1) объектами деятельности 2) субъектами деятельности
3) целями деятельности 4) средствами деятельности
A 11. Группа ученых-фармацевтов работает над созданием лекарственных препаратов, способных излечивать тяжёлые болезни. К какому виду деятельности можно отнести работу фармацевтов?
1) прогностическая 2) производственная 3) исследовательская 4) социально-преобразовательная
A 12. Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности? 1) поступление в институт
2) предметы естественно-математического цикла
3) технический вуз
4) инженерные специальности
A 13. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?»
Результаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в гистограмме.
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается.
2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос.
3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается.
4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком.
A 14. Студенты-практиканты осваивают со старшеклассниками новое лабораторное оборудование в кабинете химии, демонстрируя опыты с химическими веществами. Субъектом данной деятельности являются
1) студенты, проходящие педагогическую практику в школе
2) учебные знания и умения старшеклассников
3) новое химическое оборудование
4) реагенты, химические вещества
Часть В
B 1. Запишите слово, пропущенное в таблице:
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Субъект | Кто осуществляет деятельность |
Объект | На что деятельность направлена |
……………………… цель | Идеальный образ желаемого результата |
B 2. Запишите слово, пропущенное в таблице. ТРУД
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЦЕЛЬ |
Учение | Приобретение знаний |
…………… | Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления |
B 3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
B 4. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь». (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X—XIX веками. (В) Среди них — древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье. (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецедентна.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
А | Б | В | Г |
1 | 1 | 1 | 2 |
Реакция на раздражители: определение, типы и примеры
Все биологические системы, от одноклеточных бактерий до многоклеточных животных, постоянно обмениваются веществом и энергией с внешней средой. Когда животные едят или растения поглощают солнечный свет, они взаимодействуют с окружающей средой, обмениваясь материей и энергией. Эти взаимодействия обеспечивают выживание организма, но также вызывают изменения внутри его системы. Чтобы выжить, все живые системы должны поддерживать гомеостаз , что означает постоянную внутреннюю среду для оптимального функционирования, несмотря на эти взаимодействия. Следовательно, все живые существа должны уметь регулировать свои реакции на стимулы , которые представляют собой изменения во внутренней или внешней среде.
Механизмы гомеостаза
Гомеостаз определяется как регулирование и поддержание постоянной внутренней среды. Есть два способа, которыми мы регулируем эту внутреннюю среду, когда встречаемся с изменениями:
- Петли отрицательной обратной связи
- Петли положительной обратной связи
Петля отрицательной обратной связи
Гомеостатический баланс поддерживается с помощью механизмов контроля, которые регулируют все организмы. Большинство из этих механизмов называются циклы управления с отрицательной обратной связью , потому что они противодействуют любым изменениям и восстанавливают прежний баланс посредством корректирующих действий.
Изменение обнаруживается, когда любой фактор, относящийся к гомеостатическому балансу, поднимается выше или падает ниже определенного оптимального значения . Как только изменение обнаружено и оценено, запускается реакция, направленная на уменьшение или увеличение фактора, следующего за изменением. Эти поправки сохраняют стабильность в различных факторах, таких как внутренняя температура (терморегуляция) биологических систем, даже когда внешняя температура изменяется неконтролируемо. Рисунок 1 иллюстрирует общий механизм отрицательной петли.
Петля положительной обратной связи
Существуют также менее распространенные механизмы гомеостатического контроля, необходимые для выживания организма, называемые петлями положительной обратной связи .
Положительные петли усиливают изменение, однажды обнаруженное стимулами, вместо того, чтобы корректировать его. Эти системы встречаются гораздо реже, потому что они приводят к каскадам повторяющихся событий, которые усиливают стимулы. Этот тип положительной петли нестабилен по своей природе, но также может быть очень важен для гомеостаза.
Свертывание крови происходит через петлю положительной обратной связи, которая предотвращает кровотечение, когда мы режем себя, и стенки наших кровеносных сосудов открываются.
Свертывание крови — это процесс, требующий агрегации тромбоцитов . Как только получен стимул, открывающий сосуд наружу, запускается агрегация тромбоцитов. Сами тромбоциты способствуют их накоплению в месте повреждения, высвобождая химические вещества и закупоривая кровоизлияние.
От стимулов к ответу
Стимул — это любое обнаруживаемое изменение фактора окружающей среды или физиологического фактора. Эти факторы могут включать любые условия, необходимые для организма и оптимального функционирования и выживания его клеток, такие как температура или рН клетки. Рецепторы обнаруживают раздражители.
Рецепторы представляют собой белки, комплементарные определенной молекуле или типу раздражителя. Они обнаруживаются внутриклеточно и внеклеточно и после стимуляции могут инициировать последующие реакции.
Координация и реакция
Любое отклонение от оптимального уровня стимулирует рецепторы. Это запускает адаптивный ответ эффекторных органов, который корректирует дисбаланс. Эти ответы могут быть сложными, особенно у многоклеточных организмов, таких как животные и растения, где рецепторы получают стимулы в одной части тела, а эффекторы генерируют ответ в другой части тела.
Эффекторные органы производят ответ на раздражитель. Сюда входят скелетные мышцы и железы.
Для этого требуются системы координации для соединения рецепторов с эффекторами через центры сигналов и управления. Это происходит через нервную и эндокринную через электрическую или химическую/гормональную передачу сигналов у животных. В растениях эти реакции происходят через химические системы, такие как растительные гормоны.
Внешние раздражители
Внешние раздражители — это изменения факторов окружающей среды, означающие внешние условия для организма, которые могут повлиять на его функции. Это включает в себя температуру окружающей среды или угрозы для выживания, такие как опасности окружающей среды.
Наши пять органов чувств воспринимают внешние раздражители, включая осязание, зрение, звук, обоняние и вкус. К ним относятся различные типы рецепторов, которые могут обнаруживать изменения окружающей среды.
Например, когда вы переходите дорогу, вы смотрите в обе стороны, чтобы оценить встречный транспорт, который может представлять для вас угрозу. Зрительные и звуковые стимулы принимаются через рецепторы в наших глазах и ушах, оцениваются в нашем центре управления в нервной системе, и решение либо ждать, либо идти принимается и исполняется эффекторными органами (мышечными клетками), если вы решите идти.
Внутренние раздражители
Внутренние раздражители возникают в результате изменений физиологических факторов, обнаруживаемых внутренними рецепторами. Эти факторы включают системное кровяное давление и содержание воды в крови.
Артериальное давление необходимо поддерживать на относительно постоянном уровне, чтобы обеспечить надлежащий кровоток и снабжение кислородом систем органов и их клеток. Изменения артериального давления обнаруживаются с помощью барорецепторов , типа датчика давления, присутствующего в кровеносных сосудах, таких как аорта. Когда кровяное давление слишком высокое или слишком низкое, барорецепторы получают стимулы, которые вызывают необходимую корректирующую реакцию эффекторных органов.
Если артериальное давление слишком высокое, для его повышения запускаются следующие реакции:
- Почки удерживают меньше воды
- Расширение сосудов
- Частота сердечных сокращений снижается
Если артериальное давление слишком низкое, происходит следующее:
91017- Почки удерживают больше воды
- Вазоконстрикция
- Учащение пульса
Примеры стимулов и реакций
Давайте рассмотрим два классических примера механизмов контроля и реакций на различные раздражители: боль и температуру.
Реакция на болевые раздражители
Болевые раздражители — это внешние раздражители, чаще всего связанные с нашим осязанием. Этот стимул воспринимается ноцицепторами («болевыми рецепторами») на нашей коже, которые сигнализируют о возможных угрозах. Этот процесс может вызвать значительную поведенческую реакцию, как только центральная нервная система определит, представляет ли угроза реальную опасность для выживания или физической неприкосновенности.
Если это достаточно важно, центр управления может даже вызвать автоматический ответ, чтобы уменьшить опасность посредством быстрого процесса, называемого рефлекторная дуга . Механизм рефлекторной дуги вызывает рефлекторное действие, бессознательную осуществленную реакцию, которая происходит еще до произвольного ответа на угрозу. Одним из распространенных примеров является прикосновение к чему-то острому. Ноцицепторы на вашей руке обнаруживают угрозу и передают сигнал через электрические импульсы в наш мозг, что создает ощущение боли и запускает быструю непроизвольную реакцию, чтобы отойти от угрозы, тем самым останавливая ее вред.
Реакция на температуру
Температура, возможно, является одним из наиболее важных факторов, которые необходимо поддерживать в любом организме в гомеостатическом балансе. Стабильная температура жизненно важна для всех химических реакций, поддерживающих жизнь.
Терморегуляция состоит из всех поведенческих и физиологических регуляторных механизмов, необходимых для поддержания постоянной внутренней температуры, несмотря на колебания внешней температуры. Если бы таких реакций не было, то температура нашего тела автоматически менялась бы и соответствовала внешней среде, что несовместимо с жизнью.
Организмы по-разному реагируют на изменение температуры. Все млекопитающие, включая человека, могут генерировать тепло и имеют петли отрицательной обратной связи, которые позволяют удерживать тепло в холодных условиях и отдавать его в жарких условиях. Этот тепловой баланс позволяет нам самостоятельно поддерживать постоянную температуру.
Большинство других животных полагаются на окружающую среду в качестве источников тепла и поэтому более уязвимы к ее изменениям. В этих случаях они должны полагаться на поведенческие реакции для поддержания постоянной внутренней температуры. Это включает поиск убежища ночью, когда холодно, или тени днем, когда жарко, чтобы сбалансировать теплообмен.
У человека терморегуляция координируется гипоталамусом головного мозга. Это наш внутренний «термостат», измеряющий внутреннюю температуру, которая должна быть около 37°C. Рецепторы, распределенные по коже и внутри тела, отслеживают внутренние и внешние изменения температуры и передают информацию в гипоталамус, который реагирует на любое изменение корректирующими действиями после создания стимула.
Если внутренняя температура тела снижается в результате, например, холодной окружающей среды, гипоталамус попытается увеличить выработку и удержание тепла в нашем организме за счет:
- Вазоконстрикция – уменьшение диаметра просвета кровеносных сосудов вблизи кожи, уменьшение кровотока и потери тепла
- Дрожь – непроизвольные сокращения мышц, вызывающие дополнительное выделение тепла
- Поднятие волос на теле – сокращение мышц вблизи кожи для захвата воздуха и тепла
Между тем, если внутренняя температура повышается в результате, например, жаркой окружающей среды, гипоталамус будет пытаться увеличить потери тепла в нашем организме за счет:
- Вазодилатации – увеличения диаметра просвета кровеносных сосудов вблизи кожи увеличение кровотока и потери тепла
- Потоотделение – повышенное испарение с кожи в виде пота способствует увеличению потери тепла.
Реакция на стимулы – основные выводы
- Каждому живому существу необходимо поддерживать гомеостаз, чтобы выжить, что означает поддержание постоянной внутренней среды, несмотря на внутреннее и внешнее/окружающее давление.
- Когда параметр, относящийся к гомеостазу, изменяется после определенной точки, рецепторные клетки активируют стимул.
- Системы координации, такие как нервная и эндокринная системы, воздействуют на раздражители, определяя, требуется ли реакция для поддержания равновесия. Центры управления инструктируют эффекторы органов выполнять адекватный ответ, когда ответ необходим.
- Реакция на стимулы чаще всего является корректирующим действием, то есть реакцией, которая устраняет причину, вызвавшую стимулы в первую очередь. Этот тип механизма известен как петля отрицательной обратной связи. Когда реакция усиливает инициирующие стимулы, этот механизм известен как петля положительной обратной связи.
Существуют различные типы раздражителей: внутренние раздражители обнаруживаются внутренними рецепторами, а внешние раздражители обнаруживаются внешними рецепторами, разделенными на наши пять чувств: осязание, зрение, звук, обоняние и вкус.
Гомеостаз
Гомеостаз
Что происходит с нашим телом в холодный зимний день? Если мы не наденем достаточно слоев теплой одежды, скорее всего, мы начнем дрожать. Дрожа, наше тело поддерживает постоянную температуру, когда внешняя температура низкая.
Изменения внешней температуры распознаются нашей нервной системой, в которую входят рецепторы на коже. Эти рецепторы посылают сигнал в гипоталамусную часть нашего мозга. Гипоталамус посылает сигнал мышечной системе, так что мышцы быстро сокращаются и расслабляются, заставляя нас дрожать в попытке произвести тепло тела. Кроме того, гладкие мышцы кровеносной системы сокращаются, сужая кровеносные сосуды, сохраняя тепло тела, поэтому кожа остается теплой. Нервная система также посылает сигналы, чтобы мы инстинктивно сворачивались как можно сильнее, чтобы сблизить все части тела. Такое поведение служит для того, чтобы обнажить меньшую площадь поверхности, чтобы меньше тепла покидало наше тело.
Если с живым организмом или внутри него происходит что-то, что влияет на его нормальное состояние, начинаются процессы восстановления нормального состояния. Регуляция внутренней среды организма для поддержания и баланса условий, необходимых для жизни, называется гомеостазом. Благодаря гомеостазу системы организма в организме поддерживают характерные условия. Части нервной системы и эндокринной системы предназначены для поддержания гомеостаза, и их действие координируется гипоталамусом. Условия, которые регулируются для поддержания гомеостаза, включают следующее:
- температура тела
- пульс
- частота дыхания
- уровень глюкозы в крови
- рН крови
Ответы на стимулы
Стимул (множественное число, стимулы) — это все, что вызывает реакцию или изменение в живом организме. Повышение температуры в окружающей среде является стимулом для человеческого тела, но потоотделение для охлаждения тела является реакцией или реакцией на стимул. Когда сенсорные рецепторы в нервной системе обнаруживают раздражители, они посылают сообщение в гипоталамус. Гипоталамус интерпретирует информацию и посылает сигнал, указывающий, как организм должен реагировать на раздражители.
Конкретный ответ на раздражитель часто распознается по определенному поведению или действию. Например, реакция голода срабатывает, когда наш желудок пуст. Обычное поведение в ответ на чувство голода — перекусить или поесть. Модели поведения организма обычно связаны с его постоянной борьбой за выживание или размножение. Другие реакции включают учащение пульса в ответ на страх и увеличение выработки лейкоцитов в ответ на инфекцию.
Внешние раздражители
Внешние раздражители исходят извне и влияют на поведение организма. Температура, звук, свет и др. организмы действуют как внешние раздражители и вызывают у организмов различные реакции. Кислород является внешним раздражителем, необходимым для поддержания жизни. Низкий уровень кислорода в нашем непосредственном окружении вызывает поведенческую реакцию у людей. Если мы не можем получать достаточное количество кислорода из окружающей среды, мы будем задыхаться, дышать быстрее и глубже, пытаясь доставить больше кислорода в наши клетки крови. Такое поведение связано с реакцией нашего организма, когда клетки ощущают нехватку кислорода.
Внутренние раздражители
Внутренние раздражители, такие как голод или жажда, исходят изнутри тела организма и также влияют на модели поведения. Когда люди теряют воду на поверхности кожи в виде пота, мозг запускает определенные гормоны, которые сообщают нам, что нашему телу нужно больше воды, и мы чувствуем жажду. Другие примеры внутренних раздражителей включают усталость, полный желудок или полный мочевой пузырь и внутреннюю боль.
Механизмы обратной связи
В общем, человеческое тело остается в гомеостазе, когда оно функционирует должным образом и удовлетворяются все основные потребности. Каждая система организма в той или иной мере способствует поддержанию гомеостаза, и это поддержание похоже на очень сложное балансирование. Такие переменные, как температура тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень глюкозы в крови, рН крови и уровень гидратации, имеют нормальный диапазон. Если эти значения значительно отклоняются от нормы, системы организма работают вместе, чтобы восстановить нормальное значение. Механизмы обратной связи — это системы, созданные для реагирования на изменения этих переменных. Диаграмма ниже дает визуальное объяснение того, как поддерживается гомеостаз.
Механизм отрицательной обратной связи
Эффект изменения возвращает переменную в нормальный диапазон (восстановление гомеостаза) Когда состояние в организме, такое как температура, отклоняется от своего нормального значения или заданного значения из-за внутреннего или внешнего стимула , тело активирует определенные системы или химические вещества. Эти системы или химические вещества помогают обратить изменение вспять и вернуть значение к заданному значению. Этот процесс называется механизмом отрицательной обратной связи. Например, когда внутренняя температура тела у человека становится слишком высокой из-за высоких внешних температур, из мозга посылается сигнал на расширение кровеносных сосудов. Расширенные кровеносные сосуды расположены ближе к поверхности кожи, поэтому избыток тепла может уйти. Другой сигнал от мозга активирует потовые железы для производства пота, который также охлаждает тело. Обе эти системы работают, чтобы вернуть температуру тела к заданному значению.
Если механизм отрицательной обратной связи не активирован, гомеостаз не может быть восстановлен, и температура тела будет продолжать расти. Это может привести к гипертермии, которая может вызвать обезвоживание, головокружение и тошноту. Его часто называют тепловым истощением. Более тяжелая гипертермия приводит к тепловому удару, повреждению головного мозга, отключению системы органов или, возможно, к смерти. Уровень глюкозы в крови также контролируется механизмом отрицательной обратной связи. После еды, особенно богатой углеводами, уровень глюкозы в крови повышается. Рецепторы в организме чувствуют изменение, и поджелудочная железа, которая действует как центр управления этим механизмом обратной связи, выделяет в кровь химическое вещество, называемое инсулином. Инсулин действует, чтобы снизить уровень глюкозы в крови и вернуть его к нормальному диапазону или заданному значению.
Механизм положительной обратной связи
В некоторых случаях организм может активировать механизм положительной обратной связи. Механизм положительной обратной связи — это система, приводимая в действие для ускорения изменений в попытке сохранить гомеостаз. Лихорадка является результатом механизма положительной обратной связи, который убивает заражающий вирус или бактерию. Во время инфекции механизм положительной обратной связи в организме ускоряет повышение внутренней температуры тела, чтобы убить инфекционный агент. После уничтожения возбудителя температура возвращается к заданному значению.
Процесс свертывания крови при кровотечении из раны также контролируется механизмом положительной обратной связи. Когда кровеносный сосуд поврежден, тромбоциты в крови прилипают к поврежденному участку и выделяют химические вещества, которые привлекают еще больше тромбоцитов к поврежденному участку. Тромбоциты продолжают накапливаться до тех пор, пока не образуют сгусток, который останавливает кровотечение в этом месте.
Функции организма и жизненный процесс
Функции кузова
Функции организма — это физиологические или психологические функции систем организма. Функции организма в конечном счете являются функциями его клеток. Выживание — самое важное дело тела. Выживание зависит от поддержания или восстановления организмом гомеостаза, состояния относительного постоянства его внутренней среды.
Более века назад французский физиолог Клод Бернар (1813-1878) сделал замечательное наблюдение. Он отметил, что клетки организма выживают в здоровом состоянии только тогда, когда температура, давление и химический состав окружающей их среды остаются относительно постоянными.
Гомеостаз зависит от непрерывного выполнения организмом многих действий. Его основные виды деятельности или функции реагируют на изменения в окружающей среде организма, обмениваются материалами между окружающей средой и клетками, усваивают продукты питания и объединяют все разнообразные виды деятельности организма.
Способность организма выполнять многие функции постепенно меняется с годами. В целом организм хуже всего выполняет свои функции в обоих концах жизни — в младенчестве и в старости. В детстве функции организма постепенно становятся все более эффективными и результативными. Во время поздней зрелости и старости все наоборот. Постепенно они становятся все менее эффективными и действенными. В юношеском возрасте они обычно действуют с максимальной эффективностью и результативностью.
Жизненный процесс
Все живые организмы имеют определенные характеристики, отличающие их от неживых форм. К основным процессам жизни относятся организация, обмен веществ, реактивность, движения и размножение. У людей, представляющих наиболее сложную форму жизни, существуют дополнительные потребности, такие как рост, дифференцировка, дыхание, пищеварение и выделение. Все эти процессы взаимосвязаны. Ни одна часть тела, от мельчайшей клетки до целой системы организма, не работает изолированно. Все они функционируют вместе, в точно настроенном балансе, для благополучия человека и поддержания жизни. Такие болезни, как рак и смерть, представляют собой нарушение баланса в этих процессах.
Ниже приводится краткое описание жизненного процесса:
Организация
На всех уровнях организационной схемы существует разделение труда. Каждый компонент выполняет свою работу в сотрудничестве с другими. Даже отдельная клетка, если она потеряет свою целостность или организацию, умрет.
Метаболизм
Метаболизм — это широкий термин, включающий все химические реакции, происходящие в организме. Одной из фаз метаболизма является катаболизм, при котором сложные вещества расщепляются на более простые строительные блоки и высвобождается энергия.
Оперативность
Реакция или раздражительность связаны с обнаружением изменений во внутренней или внешней среде и реакцией на эти изменения. Это акт восприятия стимула и реакции на него.
Механизм
Тело может совершать множество движений. На клеточном уровне молекулы перемещаются из одного места в другое. Кровь движется от одной части тела к другой. Диафрагма движется при каждом вдохе. Способность мышечных волокон укорачиваться и таким образом производить движение называется сократимостью.
Репродукция
Для большинства людей под репродукцией понимается формирование нового человека, рождение ребенка. Таким образом, жизнь передается от одного поколения к другому через размножение организма. В более широком смысле размножение также относится к образованию новых клеток для замены и восстановления старых клеток, а также для роста. Это клеточное размножение. И то, и другое необходимо для выживания человечества.
Рост
Рост относится к увеличению размера либо за счет увеличения числа клеток, либо за счет увеличения размера каждой отдельной клетки. Для роста анаболические процессы должны происходить быстрее, чем катаболические.
Дифференциация
Дифференцировка — это процесс развития, при котором неспециализированные клетки превращаются в специализированные клетки с отличительными структурными и функциональными характеристиками. В результате дифференцировки клетки развиваются в ткани и органы.
Дыхание
Под дыханием понимаются все процессы, связанные с обменом кислорода и углекислого газа между клетками и внешней средой. Он включает вентиляцию, диффузию кислорода и углекислого газа и транспорт газов кровью. Клеточное дыхание связано с использованием клеткой кислорода и выделением углекислого газа в процессе метаболизма.
Переваривание
Пищеварение — это процесс расщепления сложной съеденной пищи на простые молекулы, которые могут всасываться в кровь и использоваться организмом.
Выделение
Экскреция – это процесс, при котором из организма выводятся продукты пищеварения и метаболизма. Он избавляется от побочных продуктов, которые организм не может использовать, многие из которых токсичны и несовместимы с жизнью.
Десяти жизненных процессов, описанных выше, недостаточно для обеспечения выживания индивидуума. Помимо этих процессов, жизнь зависит от определенных физических факторов окружающей среды.