Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают: Ответы на тесты по предмету «Человек и общество. Тест 3»

Содержание

Тесты. Деятельность, мотивы, потребности человека презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

ДЗ

Определения: деятельность, мотивы, потребности
Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Выражается в целесообразном изменении окружающего мира и преобразовании человеком самого себя
Мотивы – это побуждения, связанные с удовлетворением потребностей
Потребности – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни


Слайд 2
Текст слайда:

Деятельность потребности

практикум


Слайд 3
Текст слайда:

Домашнее задание

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примерах последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.


Слайд 4
Текст слайда:

Тесты по теме «Деятельность»

Творческую деятельность от других видов деятельности отличает:
1) сознательный характер    
2) использование различных средств    
3) новизна результатов              
4) возможность планирования


Слайд 5
Текст слайда:

Иван решает задачу по математике. Средством данной деятельности является:
1) Иван    2) задача   3) калькулятор   4) математика

Что отличает игру от трудовой деятельности?
1) наличие правил  
2) получение практического результата  
3) развитие способностей субъекта    
4) условность  совершаемых действий


Слайд 6
Текст слайда:

Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности

ХАРАКТЕРИСТИКИ 
А) направленность на достижение практически полезного результата
Б) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений

В) нацеленность прежде всего на обмен информацией
Г) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку
Д) процесс установления и развития контактов между людьми

ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 7
Текст слайда:

Что отличает познавательную деятельность?
1) получение практически полезного результата
2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми
4) направленность на получение новой информации

Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека? 
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей


Слайд 8
Текст слайда:

Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают
1) цели обогащения

2) творческие способности
3) личные потребности
4) духовные интересы


Слайд 9
Текст слайда:

Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
   1) поступление в институт
   2) занятия в художественной студии
   3) изучение математики
   4) получение профессии архитектора
   5) опыт создания собственных работ
   6) выбор профессии


Слайд 10
Текст слайда:

Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность?

  1) она направлена на преобразование реально существующих предметов природы
   2) она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей
   3) объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание
   4) средством деятельности являются учебники и учебные пособия
   5) деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер
   6) её мотивом является желание удовлетворить материальные потребности


Слайд 11
Текст слайда:

Тесты по теме «Потребности»

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека». 
Биологические, экзистенциальные, демографические,социальные,  престижные, духовные.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.


Слайд 12
Текст слайда:

Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности   
1) социальные   
2) биологические   
3) материальные   
4) эстетические
5) духовные


Слайд 13
Текст слайда:

Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека 
 1) интересы
 2) мировоззрение
 3) задатки
 4) умения
 5) наследственность
 6) идеалы

См. ниже


Слайд 14
Текст слайда:

Слайд 15
Текст слайда:

Выберите верные суждения о человеке
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.

   
2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.   
3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого.   
4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи.   
5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.

245


Слайд 16
Текст слайда:

Установите соответствие между примерами и видами потребностей: 

ПРИМЕРЫ 
А) отдых и сон
Б) общение
В) достижение определённого положения  в обществе
Г) познание мира
Д) осознание человеком смысла своего существования

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) духовные (идеальные)
3) биологические

31122


Слайд 17
Текст слайда:

«Мотив – это то, что побуждает к __________(А), ради удовлетворения чего она осуществляется. Эта форма связи живых организмов с внешним миром необходима для существования __________(Б), социальной группы, общества в целом. __________(В) обусловлены биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с принадлежностью человека к обществу, участием человека в трудовой деятельности, в __________(Г)  с другими людьми, называют __________(Д). Потребности в познании человеком окружающего мира и своего места в нём, познании смысла своего существования относят к __________(Е)».
Список терминов: 1) естественные потребности2) подлинные (разумные) потребности 3) индивидуальность 4) идеальные (духовные)потребности 5) общение 6) деятельность 7) природа 8) социальные потребности 9) индивид

691584


Слайд 18
Текст слайда:

В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Напишите 2 вывода. Как бы вы ответили на вопрос? Согласны ли вы с большинством опрошенных и почему?


Слайд 19
Текст слайда:

Пар. 17, стр. 178 – 179, «Поработайте с источником», устно, на уроке обсуждаем ответы


Скачать презентацию

Тест с ответами: «Мировоззрение» | test-s-otvetami.ru

1. Деятельность человека, в отличие от поведения животных:
а) предваряется целеполаганием +
б) носит узко специализированный характер
в) всегда носит индивидуальный характер

2. Игра, общение и познание:
а) этапы формирования личности
б) виды деятельности человека +
в) формы коммуникации

3. Социальной потребностью человека является потребность в:
а) физическом движении
б) воздухе
в) общении +

4. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности:
а) социально-преобразовательной +
б) экономической
в) познавательной

5. Что отличает познавательную деятельность:
а) необходимость совместных действий с другими людьми
б) получение практически полезного результата
в) направленность на получение новой информации +

6. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой:
а) получаются практически полезные результаты
б) люди приобретают знания о мире и о себе +
в) средства должны соответствовать целям

7. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека:
а) наличие воображаемой обстановки
б) общение и взаимодействие с партнерами
в) удовлетворение материальных потребностей +

8. В отличие от учебы, труд:
а) позволяет удовлетворять материальные потребности +
б) осуществляется как индивидуально, так и сообща
в) способствует познанию мира

9. Высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений:
а) мастерство
б) одарённость
в) гениальность +

10. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают:
а) творческие способности
б) личные потребности +
в) цели обогащения

11. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям:
а) социальным +
б) биологическим
в) естественным

12. Обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности:
а) социальные ценности
б) мировоззрение +
в) социальные нормы

13. Обыденный уровень мировоззрения:
а) житейские знания о мире +
б) религиозные верования человека
в) научные знания

14. Личные взгляды, убеждения и верования:
а) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
б) познавательный компонент мировоззрения
в) эмоционально-волевой компонент мировоззрения +

15. Реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах:
а) практический компонент мировоззрения +
б) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
в) эмоционально-волевой компонент мировоззрения

16. Правильны ли суждения:
1. Мировоззрение не направлено на осознание, осмысление места, роли человека в окружающем мире
2. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру и к самому себе
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
г) оба не правильны

17. Совокупность знаний человека о мире и природе, накапливаемых им в процессе его существования:
а) познавательный компонент мировоззрения +
б) практический компонент мировоззрения
в) ценностно-нормативный компонент мировоззрения

18. Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру, называется:
а) деятельность
б) мировоззрение +
в) общение

19. Первый исторический тип мировоззрения, сформировавшийся у человека:
а) религиозное
б) научное
в) мифологическое +

20. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Коран, Талмуд и другие произведения мировой духовной культуры:
а) обыденное мировоззрение
б) религиозное мировоззрение +
в) мифологическое мировоззрение

21. Тех, кто считает, что материя первична, называют:
а) материалисты +
б) энергисты
в) ученые

22. Высшим уровнем психического отражения является:
а) существование
б) сознание +
в) бытие

23. Мировоззрение придаёт деятельности человека:
а) хаотичный характер
б) бессмысленный характер
в) организованный характер +

24. Мировоззрение придаёт деятельности человека:
а) бессмысленный характер
б) осмысленный характер +
в) разнонаправленный характер

25. Мировоззрение придаёт деятельности человека:
а) целенаправленный характер +
б) разнонаправленный характер
в) хаотичный характер

26. Термин мировоззрение имеет это происхождение:
а) французское
б) немецкое +
в) греческое

27. Первым термин мировоззрение упоминает:
а) Кант +
б) Сократ
в) Гомер

28. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения:
а) ученое
б) физическое
в) мифологическое +

29. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения:
а) религиозное +
б) ученое
в) физическое

30. С точки зрения исторического процесса выделяют следующий ведущий исторический тип мировоззрения:
а) ученое
б) философское +
в) физическое

Деятельность-как способ существования людей — обществознание, тесты

Деятельность – способ существования людей. 1вариант

A 1 . Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных

1) носит узко спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный ха­рак­тер
2) на­прав­ле­на на удо­вле­тво­ре­ние фи­зио­ло­ги­че­ских по­треб­но­стей
3) пред­ва­ря­ет­ся це­ле­по­ла­га­ни­ем
4) все­гда носит ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер

A 2. Пра­ви­тель­ство осу­ществ­ля­ет ре­фор­му из­би­ра­тель­ной си­сте­мы. Это при­мер де­я­тель­но­сти

1) эко­но­ми­че­ской 3) цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ной
2) по­зна­ва­тель­ной 4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной
A 3. В по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, в от­ли­чие от тру­до­вой

1) люди при­об­ре­та­ют зна­ния о мире и о себе
2) по­лу­ча­ют­ся прак­ти­че­ски по­лез­ные ре­зуль­та­ты
3) ре­а­ли­зу­ют­ся ду­хов­ные и ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти лич­но­сти
4) сред­ства долж­ны со­от­вет­ство­вать целям

A 4. В от­ли­чие от учебы, труд

1) осу­ществ­ля­ет­ся как ин­ди­ви­ду­аль­но, так и со­об­ща
2) поз­во­ля­ет удо­вле­тво­рять ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти
3) спо­соб­ству­ет по­зна­нию мира
4) пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния

A 5.  По­треб­но­сти че­ло­ве­ка в при­зна­нии, об­ще­ствен­ной ак­тив­но­сти от­но­сят­ся к по­треб­но­стям

1) био­ло­ги­че­ским 2) ду­хов­ным 3) со­ци­аль­ным 4) есте­ствен­ным

A 6. Сту­ден­ты изу­ча­ют эко­но­ми­че­скую ли­те­ра­ту­ру, ка­са­ю­щу­ю­ся со­зда­ния и ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов об­ще­ства. Это при­мер де­я­тель­но­сти

1) ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной
2) учеб­но-по­зна­ва­тель­ной
3) цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ной
4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

A 7. Учеб­ни­ки, хре­сто­ма­тии, сбор­ни­ки задач и упраж­не­ний для обу­ча­ю­щих­ся в вузах сту­ден­тов яв­ля­ют­ся

1) объ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти 2) субъ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти
3) це­ля­ми де­я­тель­но­сти 4) сред­ства­ми де­я­тель­но­сти

A 8. Стар­шие под­рост­ки по­мо­га­ют ро­ди­те­лям на даче об­ра­ба­ты­вать гряд­ки с огур­ца­ми. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся

1) со­ве­ты и ре­ко­мен­да­ции ро­ди­те­лей 2) гряд­ки с огур­ца­ми
3) ин­стру­мен­ты и дач­ный ин­вен­тарь 4) стар­шие под­рост­ки

A 9.  Кол­лек­тив ав­то­ров ра­бо­тал над со­зда­ни­ем опре­делённого про­дук­та. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит опре­де­лить де­я­тель­ность кол­лек­ти­ва как твор­че­скую?

1) де­я­тель­ность но­си­ла ин­тел­лек­ту­аль­ный ха­рак­тер
2) в про­цес­се де­я­тель­но­сти были ис­поль­зо­ва­ны труды дру­гих ав­то­ров
3) субъ­ек­том де­я­тель­но­сти вы­сту­пил кол­лек­тив ав­то­ров
4) ре­зуль­та­том де­я­тель­но­сти стало со­зда­ние про­дук­та, не име­ю­ще­го ана­ло­гов

A 10. Груп­па про­грам­ми­стов, ра­бо­та­ю­щая в фирме по раз­ра­бот­ке ком­пью­тер­ных игр, со­зда­ют новую ло­ги­че­скую игру на сюжет филь­ма «Вла­сте­лин колец». В этой де­я­тель­но­сти при­ме­ня­е­мая ими про­грам­ма вы­сту­па­ет в ка­че­стве

1) субъ­ек­та 2) сред­ства 3) объ­ек­та 4) мо­ти­ва

A 11. Во­е­на­чаль­ник пла­ни­ру­ет пред­сто­я­щий парад войск. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся (-ется)

1) вой­ска 2) бо­е­вая тех­ни­ка 3) пло­щадь для па­ра­да 4) во­е­на­чаль­ник

A 12.  Стар­ше­класс­ник под ру­ко­вод­ством учи­те­ля об­ще­ст­во­зна­ния осу­ществ­ля­ет ин­ди­ви­ду­аль­ный ис­сле­до­ва­тель­ский про­ект, вы­яв­ляя на ос­но­ва­нии со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов наи­бо­лее ост­рые про­бле­мы жи­те­лей мик­ро­рай­о­на, при­ле­га­ю­ще­го к школе. Кто (что) яв­ля­ет­ся субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти?

1) стар­ше­класс­ник, про­во­дя­щий опрос
2) ме­то­ди­ки об­ра­бот­ки по­лу­чен­ных дан­ных
3) опрос­ные листы, под­го­тов­лен­ные стар­ше­класс­ни­ком
4) уча­стие школь­но­го со­об­ще­ства в жизни со­ци­у­ма

A 13. Учёные на про­тя­же­нии не­сколь­ких лет ис­сле­до­ва­ли груп­пу уча­щих­ся. В 5 и 10 клас­се им за­да­ва­ли во­прос: «Ка­ко­ва цель вашей учеб­ной де­я­тель­но­сти?»

От­ве­ты уча­щих­ся при­ве­де­ны в таб­ли­це.

Про­ана­ли­зи­руй­те дан­ные опро­сов и вы­бе­ри­те вер­ное утвер­жде­ние.

1) Мало кто из пя­ти­класс­ни­ков, в срав­не­нии с уче­ни­ка­ми 10 клас­са, рас­смат­ри­ва­ет об­ра­зо­ва­ние как спо­соб по­зна­ния мира.
2) В 5 клас­се боль­ший, чем в 10 клас­се, про­цент уча­щих­ся стре­мит­ся учить­ся, чтобы успеш­нее об­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми.
3) Про­цент уча­щих­ся, стре­мя­щих­ся ра­до­вать ро­ди­те­лей сво­и­ми учеб­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми, уве­ли­чи­ва­ет­ся в 10 клас­се в срав­не­нии с 5 клас­сом.
4) Для боль­шин­ства опро­шен­ных в 5 и 10 клас­сах целью учёбы яв­ля­ет­ся про­дол­же­ние об­ра­зо­ва­ния.

A 14. Изу­че­ние школь­ни­ка­ми ис­то­рии своей семьи (под­го­тов­ка анкет, за­пись рас­ска­зов, зна­ком­ство с до­ку­мен­та­ми, поиск фо­то­гра­фий, пре­зен­та­ция со­бран­ных ма­те­ри­а­лов и т. п.) яв­ля­ет­ся при­ме­ром де­я­тель­но­сти

1) по­зна­ва­тель­ной 2) про­гно­сти­че­ской 3) изоб­ре­та­тель­ской 4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

Часть В

B 1 . За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

B 2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЕ

Сознательный

Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов

………………

Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

B 3.  Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к по­ня­тию «струк­ту­ра де­я­тель­но­сти».

1) субъ­ект 2) цель 3) сред­ства 4) ин­ди­вид 5) объ­ект 6) ре­зуль­тат

  Най­ди­те и ука­жи­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му по­ня­тию.

B 4. Про­чи­тай­те текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

 

(А) И че­ло­век, и жи­вот­ное об­ла­да­ют нерв­ной си­сте­мой, спо­соб­ны ощу­щать и вос­при­ни­мать окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность. (Б) Но в от­ли­чие от жи­вот­ных че­ло­век об­ла­да­ет аб­стракт­ным мыш­ле­ни­ем и спо­со­бен осо­зна­вать цели своей де­я­тель­но­сти и пред­ви­деть ее ре­зуль­та­ты. (В) Можно кон­ста­ти­ро­вать, что бла­го­да­ря этому че­ло­век воз­вы­сил­ся над всеми жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми и под­чи­нил себе при­ро­ду. (Г) Все дей­ствия че­ло­ве­ка про­ду­ма­ны и на­прав­ле­ны на даль­ней­шее укреп­ле­ние его по­ло­же­ния как «царя при­ро­ды».

 Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

А

Б

В

Г

1

1

2

2

Деятельность – способ существования людей. 2вариант

A 1 . Игра, об­ще­ние и по­зна­ние — это

1) виды де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка
2) этапы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти
3) виды по­ве­де­ния всех живых су­ществ
4) формы ком­му­ни­ка­ции

A 2. Что от­ли­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность?

1) по­лу­че­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та
2) за­тра­та фи­зи­че­ских и ин­тел­лек­ту­аль­ных уси­лий че­ло­ве­ка
3) не­об­хо­ди­мость сов­мест­ных дей­ствий с дру­ги­ми лю­дь­ми
4) на­прав­лен­ность на по­лу­че­ние новой ин­фор­ма­ции

A 3.  Какой при­знак от­ли­ча­ет тру­до­вую де­я­тель­ность от иных видов де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка?

1) об­ще­ние и вза­и­мо­дей­ствие с парт­не­ра­ми
2) на­ли­чие во­об­ра­жа­е­мой об­ста­нов­ки
3) вос­при­я­тие новой ин­фор­ма­ции о мире
4) удо­вле­тво­ре­ние ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей

A 4. По­сто­ян­ным внут­рен­ним по­бу­ди­те­лем вся­кой ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют

1) цели обо­га­ще­ния 2) твор­че­ские спо­соб­но­сти 3) лич­ные по­треб­но­сти 4) ду­хов­ные ин­те­ре­сы

A 5. Стар­ше­класс­ни­ки обу­ча­ют млад­ших школь­ни­ков иг­рать в ком­пью­тер­ные игры. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся

1) иг­ро­вые уме­ния млад­ших школь­ни­ков
2) стар­ше­класс­ни­ки, про­во­дя­щие за­ня­тия
3) ком­пью­те­ры, за ко­то­ры­ми ве­дет­ся обу­че­ние
4) ком­пью­тер­ные игры

A 6. Про­грам­мист тру­дит­ся над раз­ра­бот­кой новой про­грам­мы. В этой де­я­тель­но­сти про­грам­ма вы­сту­па­ет

1) сред­ством 2) субъ­ек­том 3) мо­ти­вом 4) объ­ек­том

A 7. Ис­сле­до­ва­ния, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем воз­мож­но­стей прак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния уль­тра­зву­ка, — это при­мер де­я­тель­но­сти

1) про­гно­сти­че­ской
2) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной
3) по­зна­ва­тель­ной
4) цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ной

A 8. Уча­щи­е­ся кол­ле­джа про­хо­дят прак­ти­ку на пред­при­я­тии, про­из­во­дя­щем элек­трон­ное обо­ру­до­ва­ние. Де­я­тель­ность уча­щих­ся яв­ля­ет­ся при­ме­ром де­я­тель­но­сти

1) ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной
2) учеб­но-по­зна­ва­тель­ной
3) цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ной
4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зу­ю­щей

A 9. Уче­ник ра­бо­та­ет в биб­лио­те­ке со спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­рой, под­би­рая ма­те­ри­ал для ре­фе­ра­та по об­ще­ст­во­зна­нию. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся

1) уче­ник 2) биб­лио­те­ка 3) ото­бран­ная ли­те­ра­ту­ра 4) тема ре­фе­ра­та

A 10.  В ис­сле­до­ва­ни­ях, про­во­ди­мых со­цио­ло­га­ми, опрос­ные листы и ан­ке­ты вы­сту­па­ют

1) объ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти 2) субъ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти
3) це­ля­ми де­я­тель­но­сти 4) сред­ства­ми де­я­тель­но­сти

A 11. Груп­па уче­ных-фар­ма­цев­тов ра­бо­та­ет над со­зда­ни­ем ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов, спо­соб­ных из­ле­чи­вать тяжёлые бо­лез­ни. К ка­ко­му виду де­я­тель­но­сти можно от­не­сти ра­бо­ту фар­ма­цев­тов?

1) про­гно­сти­че­ская 2) про­из­вод­ствен­ная 3) ис­сле­до­ва­тель­ская 4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ная

A 12. Ва­си­лий учит­ся в 11 клас­се. Осо­бое вни­ма­ние он уде­ля­ет пред­ме­там есте­ствен­но-ма­те­ма­ти­че­ско­го цикла. После школы он со­би­ра­ет­ся про­дол­жить обу­че­ние в тех­ни­че­ском вузе. Что яв­ля­ет­ся объ­ек­том(-ами) учеб­ной де­я­тель­но­сти? 1) по­ступ­ле­ние в ин­сти­тут
2) пред­ме­ты есте­ствен­но-ма­те­ма­ти­че­ско­го цикла
3) тех­ни­че­ский вуз
4) ин­же­нер­ные спе­ци­аль­но­сти

A 13.  Учёные опро­си­ли 25-лет­них и 60-лет­них жи­те­лей Рос­сии. Им за­да­ва­ли во­прос: «При­ро­да или об­ще­ство опре­де­ля­ют, по ва­ше­му мне­нию, спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка?»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от об­ще­го числа участ­ни­ков) пред­став­ле­ны в ги­сто­грам­ме.

Про­ана­ли­зи­руй­те ре­зуль­та­ты опро­са и вы­бе­ри­те вер­ное утвер­жде­ние.

1) Доля опро­шен­ных, счи­та­ю­щих, что спо­соб­но­сти опре­де­ля­ют­ся при­ро­дой, с воз­рас­том умень­ша­ет­ся.
2) Около трети опро­шен­ных в обеих груп­пах за­труд­ни­лись от­ве­тить на во­прос.
3) Про­цент людей, уве­рен­ных, что окру­же­ние опре­де­ля­ет спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, с воз­рас­том умень­ша­ет­ся.
4) Около чет­вер­ти опро­шен­ных в обеих груп­пах счи­та­ют, что при­род­ные за­дат­ки могут быть не вос­тре­бованы че­ло­ве­ком.

A 14. Сту­ден­ты-прак­ти­кан­ты осва­и­ва­ют со стар­ше­класс­ни­ка­ми новое ла­бо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние в ка­би­не­те химии, де­мон­стри­руя опыты с хи­ми­че­ски­ми ве­ще­ства­ми. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся

1) сту­ден­ты, про­хо­дя­щие пе­да­го­ги­че­скую прак­ти­ку в школе
2) учеб­ные зна­ния и уме­ния стар­ше­класс­ни­ков
3) новое хи­ми­че­ское обо­ру­до­ва­ние
4) ре­а­ген­ты, хи­ми­че­ские ве­ще­ства

Часть В

B 1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це:

ЭЛЕ­МЕНТ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

Субъект

Кто осу­ществ­ля­ет де­я­тель­ность

Объект

На что де­я­тель­ность на­прав­ле­на

……………………… цель

Иде­аль­ный образ же­ла­е­мо­го ре­зуль­та­та

B 2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це. ТРУД

ВИД ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ЦЕЛЬ

Учение

При­об­ре­те­ние зна­ний

……………

До­сти­же­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та, со­зда­ние про­дук­тов по­треб­ле­ния

B 3. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «струк­ту­ра де­я­тель­но­сти».

1) субъ­ект 2) объ­ект 3) цель 4) ста­тус  5) нормы 6) сред­ства 7) ре­зуль­тат

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

B 4. Про­чи­тай­те текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

 

(А) В Тре­тья­ков­ской га­ле­рее про­шла вы­став­ка ше­дев­ров «Свя­тая Русь». (Б) По­се­ти­те­ли могли уви­деть ис­то­ри­че­ские сви­де­тель­ства, да­ти­ро­ван­ные X—XIX ве­ка­ми. (В) Среди них — древ­ние иконы, юве­лир­ные из­де­лия, жи­во­пись и шитье. (Г) По уни­каль­но­сти пред­став­лен­ных экс­по­на­тов про­шед­шая вы­став­ка бес­пре­цедент­на.

 Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

А

Б

В

Г

1

1

1

2

Реакция на раздражители: определение, типы и примеры

Все биологические системы, от одноклеточных бактерий до многоклеточных животных, постоянно обмениваются веществом и энергией с внешней средой. Когда животные едят или растения поглощают солнечный свет, они взаимодействуют с окружающей средой, обмениваясь материей и энергией. Эти взаимодействия обеспечивают выживание организма, но также вызывают изменения внутри его системы. Чтобы выжить, все живые системы должны поддерживать гомеостаз , что означает постоянную внутреннюю среду для оптимального функционирования, несмотря на эти взаимодействия. Следовательно, все живые существа должны уметь регулировать свои реакции на стимулы , которые представляют собой изменения во внутренней или внешней среде.

Механизмы гомеостаза

Гомеостаз определяется как регулирование и поддержание постоянной внутренней среды. Есть два способа, которыми мы регулируем эту внутреннюю среду, когда встречаемся с изменениями:

  • Петли отрицательной обратной связи
  • Петли положительной обратной связи

Петля отрицательной обратной связи

Гомеостатический баланс поддерживается с помощью механизмов контроля, которые регулируют все организмы. Большинство из этих механизмов называются циклы управления с отрицательной обратной связью , потому что они противодействуют любым изменениям и восстанавливают прежний баланс посредством корректирующих действий.

Изменение обнаруживается, когда любой фактор, относящийся к гомеостатическому балансу, поднимается выше или падает ниже определенного оптимального значения . Как только изменение обнаружено и оценено, запускается реакция, направленная на уменьшение или увеличение фактора, следующего за изменением. Эти поправки сохраняют стабильность в различных факторах, таких как внутренняя температура (терморегуляция) биологических систем, даже когда внешняя температура изменяется неконтролируемо. Рисунок 1 иллюстрирует общий механизм отрицательной петли.

Петля положительной обратной связи

Существуют также менее распространенные механизмы гомеостатического контроля, необходимые для выживания организма, называемые петлями положительной обратной связи .

Положительные петли усиливают изменение, однажды обнаруженное стимулами, вместо того, чтобы корректировать его. Эти системы встречаются гораздо реже, потому что они приводят к каскадам повторяющихся событий, которые усиливают стимулы. Этот тип положительной петли нестабилен по своей природе, но также может быть очень важен для гомеостаза.

Свертывание крови происходит через петлю положительной обратной связи, которая предотвращает кровотечение, когда мы режем себя, и стенки наших кровеносных сосудов открываются.

Свертывание крови — это процесс, требующий агрегации тромбоцитов . Как только получен стимул, открывающий сосуд наружу, запускается агрегация тромбоцитов. Сами тромбоциты способствуют их накоплению в месте повреждения, высвобождая химические вещества и закупоривая кровоизлияние.

От стимулов к ответу

Стимул — это любое обнаруживаемое изменение фактора окружающей среды или физиологического фактора. Эти факторы могут включать любые условия, необходимые для организма и оптимального функционирования и выживания его клеток, такие как температура или рН клетки. Рецепторы обнаруживают раздражители.

Рецепторы представляют собой белки, комплементарные определенной молекуле или типу раздражителя. Они обнаруживаются внутриклеточно и внеклеточно и после стимуляции могут инициировать последующие реакции.

Координация и реакция

Любое отклонение от оптимального уровня стимулирует рецепторы. Это запускает адаптивный ответ эффекторных органов, который корректирует дисбаланс. Эти ответы могут быть сложными, особенно у многоклеточных организмов, таких как животные и растения, где рецепторы получают стимулы в одной части тела, а эффекторы генерируют ответ в другой части тела.

Эффекторные органы производят ответ на раздражитель. Сюда входят скелетные мышцы и железы.

Для этого требуются системы координации для соединения рецепторов с эффекторами через центры сигналов и управления. Это происходит через нервную и эндокринную через электрическую или химическую/гормональную передачу сигналов у животных. В растениях эти реакции происходят через химические системы, такие как растительные гормоны.

Внешние раздражители

Внешние раздражители — это изменения факторов окружающей среды, означающие внешние условия для организма, которые могут повлиять на его функции. Это включает в себя температуру окружающей среды или угрозы для выживания, такие как опасности окружающей среды.

Наши пять органов чувств воспринимают внешние раздражители, включая осязание, зрение, звук, обоняние и вкус. К ним относятся различные типы рецепторов, которые могут обнаруживать изменения окружающей среды.

Например, когда вы переходите дорогу, вы смотрите в обе стороны, чтобы оценить встречный транспорт, который может представлять для вас угрозу. Зрительные и звуковые стимулы принимаются через рецепторы в наших глазах и ушах, оцениваются в нашем центре управления в нервной системе, и решение либо ждать, либо идти принимается и исполняется эффекторными органами (мышечными клетками), если вы решите идти.

Внутренние раздражители

Внутренние раздражители возникают в результате изменений физиологических факторов, обнаруживаемых внутренними рецепторами. Эти факторы включают системное кровяное давление и содержание воды в крови.

Артериальное давление необходимо поддерживать на относительно постоянном уровне, чтобы обеспечить надлежащий кровоток и снабжение кислородом систем органов и их клеток. Изменения артериального давления обнаруживаются с помощью барорецепторов , типа датчика давления, присутствующего в кровеносных сосудах, таких как аорта. Когда кровяное давление слишком высокое или слишком низкое, барорецепторы получают стимулы, которые вызывают необходимую корректирующую реакцию эффекторных органов.

Если артериальное давление слишком высокое, для его повышения запускаются следующие реакции:

  • Почки удерживают меньше воды
  • Расширение сосудов
  • Частота сердечных сокращений снижается

Если артериальное давление слишком низкое, происходит следующее:

91017
    Почки удерживают больше воды
  • Вазоконстрикция
  • Учащение пульса

Примеры стимулов и реакций

Давайте рассмотрим два классических примера механизмов контроля и реакций на различные раздражители: боль и температуру.

Реакция на болевые раздражители

Болевые раздражители — это внешние раздражители, чаще всего связанные с нашим осязанием. Этот стимул воспринимается ноцицепторами («болевыми рецепторами») на нашей коже, которые сигнализируют о возможных угрозах. Этот процесс может вызвать значительную поведенческую реакцию, как только центральная нервная система определит, представляет ли угроза реальную опасность для выживания или физической неприкосновенности.

Если это достаточно важно, центр управления может даже вызвать автоматический ответ, чтобы уменьшить опасность посредством быстрого процесса, называемого рефлекторная дуга . Механизм рефлекторной дуги вызывает рефлекторное действие, бессознательную осуществленную реакцию, которая происходит еще до произвольного ответа на угрозу. Одним из распространенных примеров является прикосновение к чему-то острому. Ноцицепторы на вашей руке обнаруживают угрозу и передают сигнал через электрические импульсы в наш мозг, что создает ощущение боли и запускает быструю непроизвольную реакцию, чтобы отойти от угрозы, тем самым останавливая ее вред.

Реакция на температуру

Температура, возможно, является одним из наиболее важных факторов, которые необходимо поддерживать в любом организме в гомеостатическом балансе. Стабильная температура жизненно важна для всех химических реакций, поддерживающих жизнь.

Терморегуляция состоит из всех поведенческих и физиологических регуляторных механизмов, необходимых для поддержания постоянной внутренней температуры, несмотря на колебания внешней температуры. Если бы таких реакций не было, то температура нашего тела автоматически менялась бы и соответствовала внешней среде, что несовместимо с жизнью.

Организмы по-разному реагируют на изменение температуры. Все млекопитающие, включая человека, могут генерировать тепло и имеют петли отрицательной обратной связи, которые позволяют удерживать тепло в холодных условиях и отдавать его в жарких условиях. Этот тепловой баланс позволяет нам самостоятельно поддерживать постоянную температуру.

Большинство других животных полагаются на окружающую среду в качестве источников тепла и поэтому более уязвимы к ее изменениям. В этих случаях они должны полагаться на поведенческие реакции для поддержания постоянной внутренней температуры. Это включает поиск убежища ночью, когда холодно, или тени днем, когда жарко, чтобы сбалансировать теплообмен.

У человека терморегуляция координируется гипоталамусом головного мозга. Это наш внутренний «термостат», измеряющий внутреннюю температуру, которая должна быть около 37°C. Рецепторы, распределенные по коже и внутри тела, отслеживают внутренние и внешние изменения температуры и передают информацию в гипоталамус, который реагирует на любое изменение корректирующими действиями после создания стимула.

Если внутренняя температура тела снижается в результате, например, холодной окружающей среды, гипоталамус попытается увеличить выработку и удержание тепла в нашем организме за счет:

  • Вазоконстрикция – уменьшение диаметра просвета кровеносных сосудов вблизи кожи, уменьшение кровотока и потери тепла
  • Дрожь – непроизвольные сокращения мышц, вызывающие дополнительное выделение тепла
  • Поднятие волос на теле – сокращение мышц вблизи кожи для захвата воздуха и тепла

Между тем, если внутренняя температура повышается в результате, например, жаркой окружающей среды, гипоталамус будет пытаться увеличить потери тепла в нашем организме за счет:

  • Вазодилатации – увеличения диаметра просвета кровеносных сосудов вблизи кожи увеличение кровотока и потери тепла
  • Потоотделение – повышенное испарение с кожи в виде пота способствует увеличению потери тепла.

Реакция на стимулы – основные выводы

  • Каждому живому существу необходимо поддерживать гомеостаз, чтобы выжить, что означает поддержание постоянной внутренней среды, несмотря на внутреннее и внешнее/окружающее давление.
  • Когда параметр, относящийся к гомеостазу, изменяется после определенной точки, рецепторные клетки активируют стимул.
  • Системы координации, такие как нервная и эндокринная системы, воздействуют на раздражители, определяя, требуется ли реакция для поддержания равновесия. Центры управления инструктируют эффекторы органов выполнять адекватный ответ, когда ответ необходим.
  • Реакция на стимулы чаще всего является корректирующим действием, то есть реакцией, которая устраняет причину, вызвавшую стимулы в первую очередь. Этот тип механизма известен как петля отрицательной обратной связи. Когда реакция усиливает инициирующие стимулы, этот механизм известен как петля положительной обратной связи.
  • Существуют различные типы раздражителей: внутренние раздражители обнаруживаются внутренними рецепторами, а внешние раздражители обнаруживаются внешними рецепторами, разделенными на наши пять чувств: осязание, зрение, звук, обоняние и вкус.

Гомеостаз

Гомеостаз

Что происходит с нашим телом в холодный зимний день? Если мы не наденем достаточно слоев теплой одежды, скорее всего, мы начнем дрожать. Дрожа, наше тело поддерживает постоянную температуру, когда внешняя температура низкая.

Изменения внешней температуры распознаются нашей нервной системой, в которую входят рецепторы на коже. Эти рецепторы посылают сигнал в гипоталамусную часть нашего мозга. Гипоталамус посылает сигнал мышечной системе, так что мышцы быстро сокращаются и расслабляются, заставляя нас дрожать в попытке произвести тепло тела. Кроме того, гладкие мышцы кровеносной системы сокращаются, сужая кровеносные сосуды, сохраняя тепло тела, поэтому кожа остается теплой. Нервная система также посылает сигналы, чтобы мы инстинктивно сворачивались как можно сильнее, чтобы сблизить все части тела. Такое поведение служит для того, чтобы обнажить меньшую площадь поверхности, чтобы меньше тепла покидало наше тело.

Если с живым организмом или внутри него происходит что-то, что влияет на его нормальное состояние, начинаются процессы восстановления нормального состояния. Регуляция внутренней среды организма для поддержания и баланса условий, необходимых для жизни, называется гомеостазом. Благодаря гомеостазу системы организма в организме поддерживают характерные условия. Части нервной системы и эндокринной системы предназначены для поддержания гомеостаза, и их действие координируется гипоталамусом. Условия, которые регулируются для поддержания гомеостаза, включают следующее:

  • температура тела
  • пульс
  • частота дыхания
  • уровень глюкозы в крови
  • рН крови

Ответы на стимулы

Стимул (множественное число, стимулы) — это все, что вызывает реакцию или изменение в живом организме. Повышение температуры в окружающей среде является стимулом для человеческого тела, но потоотделение для охлаждения тела является реакцией или реакцией на стимул. Когда сенсорные рецепторы в нервной системе обнаруживают раздражители, они посылают сообщение в гипоталамус. Гипоталамус интерпретирует информацию и посылает сигнал, указывающий, как организм должен реагировать на раздражители.

Конкретный ответ на раздражитель часто распознается по определенному поведению или действию. Например, реакция голода срабатывает, когда наш желудок пуст. Обычное поведение в ответ на чувство голода — перекусить или поесть. Модели поведения организма обычно связаны с его постоянной борьбой за выживание или размножение. Другие реакции включают учащение пульса в ответ на страх и увеличение выработки лейкоцитов в ответ на инфекцию.

Внешние раздражители

Внешние раздражители исходят извне и влияют на поведение организма. Температура, звук, свет и др. организмы действуют как внешние раздражители и вызывают у организмов различные реакции. Кислород является внешним раздражителем, необходимым для поддержания жизни. Низкий уровень кислорода в нашем непосредственном окружении вызывает поведенческую реакцию у людей. Если мы не можем получать достаточное количество кислорода из окружающей среды, мы будем задыхаться, дышать быстрее и глубже, пытаясь доставить больше кислорода в наши клетки крови. Такое поведение связано с реакцией нашего организма, когда клетки ощущают нехватку кислорода.

Внутренние раздражители

Внутренние раздражители, такие как голод или жажда, исходят изнутри тела организма и также влияют на модели поведения. Когда люди теряют воду на поверхности кожи в виде пота, мозг запускает определенные гормоны, которые сообщают нам, что нашему телу нужно больше воды, и мы чувствуем жажду. Другие примеры внутренних раздражителей включают усталость, полный желудок или полный мочевой пузырь и внутреннюю боль.

Механизмы обратной связи

В общем, человеческое тело остается в гомеостазе, когда оно функционирует должным образом и удовлетворяются все основные потребности. Каждая система организма в той или иной мере способствует поддержанию гомеостаза, и это поддержание похоже на очень сложное балансирование. Такие переменные, как температура тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень глюкозы в крови, рН крови и уровень гидратации, имеют нормальный диапазон. Если эти значения значительно отклоняются от нормы, системы организма работают вместе, чтобы восстановить нормальное значение. Механизмы обратной связи — это системы, созданные для реагирования на изменения этих переменных. Диаграмма ниже дает визуальное объяснение того, как поддерживается гомеостаз.

Механизм отрицательной обратной связи

Эффект изменения возвращает переменную в нормальный диапазон (восстановление гомеостаза) Когда состояние в организме, такое как температура, отклоняется от своего нормального значения или заданного значения из-за внутреннего или внешнего стимула , тело активирует определенные системы или химические вещества. Эти системы или химические вещества помогают обратить изменение вспять и вернуть значение к заданному значению. Этот процесс называется механизмом отрицательной обратной связи. Например, когда внутренняя температура тела у человека становится слишком высокой из-за высоких внешних температур, из мозга посылается сигнал на расширение кровеносных сосудов. Расширенные кровеносные сосуды расположены ближе к поверхности кожи, поэтому избыток тепла может уйти. Другой сигнал от мозга активирует потовые железы для производства пота, который также охлаждает тело. Обе эти системы работают, чтобы вернуть температуру тела к заданному значению.

Если механизм отрицательной обратной связи не активирован, гомеостаз не может быть восстановлен, и температура тела будет продолжать расти. Это может привести к гипертермии, которая может вызвать обезвоживание, головокружение и тошноту. Его часто называют тепловым истощением. Более тяжелая гипертермия приводит к тепловому удару, повреждению головного мозга, отключению системы органов или, возможно, к смерти. Уровень глюкозы в крови также контролируется механизмом отрицательной обратной связи. После еды, особенно богатой углеводами, уровень глюкозы в крови повышается. Рецепторы в организме чувствуют изменение, и поджелудочная железа, которая действует как центр управления этим механизмом обратной связи, выделяет в кровь химическое вещество, называемое инсулином. Инсулин действует, чтобы снизить уровень глюкозы в крови и вернуть его к нормальному диапазону или заданному значению.

Механизм положительной обратной связи

В некоторых случаях организм может активировать механизм положительной обратной связи. Механизм положительной обратной связи — это система, приводимая в действие для ускорения изменений в попытке сохранить гомеостаз. Лихорадка является результатом механизма положительной обратной связи, который убивает заражающий вирус или бактерию. Во время инфекции механизм положительной обратной связи в организме ускоряет повышение внутренней температуры тела, чтобы убить инфекционный агент. После уничтожения возбудителя температура возвращается к заданному значению.

Процесс свертывания крови при кровотечении из раны также контролируется механизмом положительной обратной связи. Когда кровеносный сосуд поврежден, тромбоциты в крови прилипают к поврежденному участку и выделяют химические вещества, которые привлекают еще больше тромбоцитов к поврежденному участку. Тромбоциты продолжают накапливаться до тех пор, пока не образуют сгусток, который останавливает кровотечение в этом месте.

Функции организма и жизненный процесс

Функции кузова

Функции организма — это физиологические или психологические функции систем организма. Функции организма в конечном счете являются функциями его клеток. Выживание — самое важное дело тела. Выживание зависит от поддержания или восстановления организмом гомеостаза, состояния относительного постоянства его внутренней среды.

Более века назад французский физиолог Клод Бернар (1813-1878) сделал замечательное наблюдение. Он отметил, что клетки организма выживают в здоровом состоянии только тогда, когда температура, давление и химический состав окружающей их среды остаются относительно постоянными.

Позднее американский физиолог Уолтер Б. Кэннон (1871-1919 гг.45), предложил название гомеостаза для относительно постоянных состояний, поддерживаемых телом. Гомеостаз является ключевым словом в современной физиологии. Оно происходит от двух греческих слов: «гомео», что означает «то же самое», и «стасис», что означает «стоять». «Стоять или оставаться прежним» — вот буквальное значение гомеостаза. Однако, как подчеркивал Кэннон, гомеостаз не означает нечто фиксированное и неподвижное, остающееся все время одним и тем же. По его словам, гомеостаз «означает состояние, которое может меняться, но остается относительно постоянным».

Гомеостаз зависит от непрерывного выполнения организмом многих действий. Его основные виды деятельности или функции реагируют на изменения в окружающей среде организма, обмениваются материалами между окружающей средой и клетками, усваивают продукты питания и объединяют все разнообразные виды деятельности организма.

Способность организма выполнять многие функции постепенно меняется с годами. В целом организм хуже всего выполняет свои функции в обоих концах жизни — в младенчестве и в старости. В детстве функции организма постепенно становятся все более эффективными и результативными. Во время поздней зрелости и старости все наоборот. Постепенно они становятся все менее эффективными и действенными. В юношеском возрасте они обычно действуют с максимальной эффективностью и результативностью.

Жизненный процесс

Все живые организмы имеют определенные характеристики, отличающие их от неживых форм. К основным процессам жизни относятся организация, обмен веществ, реактивность, движения и размножение. У людей, представляющих наиболее сложную форму жизни, существуют дополнительные потребности, такие как рост, дифференцировка, дыхание, пищеварение и выделение. Все эти процессы взаимосвязаны. Ни одна часть тела, от мельчайшей клетки до целой системы организма, не работает изолированно. Все они функционируют вместе, в точно настроенном балансе, для благополучия человека и поддержания жизни. Такие болезни, как рак и смерть, представляют собой нарушение баланса в этих процессах.

Ниже приводится краткое описание жизненного процесса:

Организация

На всех уровнях организационной схемы существует разделение труда. Каждый компонент выполняет свою работу в сотрудничестве с другими. Даже отдельная клетка, если она потеряет свою целостность или организацию, умрет.

Метаболизм

Метаболизм — это широкий термин, включающий все химические реакции, происходящие в организме. Одной из фаз метаболизма является катаболизм, при котором сложные вещества расщепляются на более простые строительные блоки и высвобождается энергия.

Оперативность

Реакция или раздражительность связаны с обнаружением изменений во внутренней или внешней среде и реакцией на эти изменения. Это акт восприятия стимула и реакции на него.

Механизм

Тело может совершать множество движений. На клеточном уровне молекулы перемещаются из одного места в другое. Кровь движется от одной части тела к другой. Диафрагма движется при каждом вдохе. Способность мышечных волокон укорачиваться и таким образом производить движение называется сократимостью.

Репродукция

Для большинства людей под репродукцией понимается формирование нового человека, рождение ребенка. Таким образом, жизнь передается от одного поколения к другому через размножение организма. В более широком смысле размножение также относится к образованию новых клеток для замены и восстановления старых клеток, а также для роста. Это клеточное размножение. И то, и другое необходимо для выживания человечества.

Рост

Рост относится к увеличению размера либо за счет увеличения числа клеток, либо за счет увеличения размера каждой отдельной клетки. Для роста анаболические процессы должны происходить быстрее, чем катаболические.

Дифференциация

Дифференцировка — это процесс развития, при котором неспециализированные клетки превращаются в специализированные клетки с отличительными структурными и функциональными характеристиками. В результате дифференцировки клетки развиваются в ткани и органы.

Дыхание

Под дыханием понимаются все процессы, связанные с обменом кислорода и углекислого газа между клетками и внешней средой. Он включает вентиляцию, диффузию кислорода и углекислого газа и транспорт газов кровью. Клеточное дыхание связано с использованием клеткой кислорода и выделением углекислого газа в процессе метаболизма.

Переваривание

Пищеварение — это процесс расщепления сложной съеденной пищи на простые молекулы, которые могут всасываться в кровь и использоваться организмом.

Выделение

Экскреция – это процесс, при котором из организма выводятся продукты пищеварения и метаболизма. Он избавляется от побочных продуктов, которые организм не может использовать, многие из которых токсичны и несовместимы с жизнью.

Десяти жизненных процессов, описанных выше, недостаточно для обеспечения выживания индивидуума. Помимо этих процессов, жизнь зависит от определенных физических факторов окружающей среды.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts