Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают: способ существования человека. 10 (1)

Запищите слово, пропущенное в таблице — Энциклопедия современных знаний

ТЕМА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ»

Вариант № 4

1. Верны ли следующие суждения об особенностях человека и его действий?

А. Индивидуальные особенности человека напрямую зависят от климатических условий места его проживания.

Б.Действия людей вытекают из их потребностей и интересов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. Деятельность человека, в отличие от поведения животных

1) носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер

3. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой

1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям

4. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям

1) биологическим
2) духовным
3) социальным
4) естественным

5. Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?

А.Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

Б.Человек отличается от животного способностью мыслить.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают

1) цели обогащения
2) творческие способности
3) личные потребности
4) духовные интересы

7. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности

1) экономической
2) познавательной
3) ценностно-ориентационной
4) социально-преобразовательной

8. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности

9. Учёные страны Z на основе комплексного исследования системы здравоохранения создали концепцию её развития. Объектом этой деятельности являются(-ется)

1) учёные
2) концепция развития
3) система здравоохранения
4) комплексное исследование

Вставьте слово, пропущенное в схеме.

Запищите слово, пропущенное в таблице

ВИД ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ
Физиологические Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

1) субъект 2) цель 3) средства
4) индивид 5) объект 6) момент

13. Установите соответствие между проявлениями видами деятельности и ее особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) создание необходимых людям благ Б) наличие воображаемой обстановки В) обязательное использование языка Г) необходимость специальной подготовки 1) игра 2) общение 3) труд

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) потребность 2) деятельность 3) причина
4) социальный 5) естественный 6) подлинный
7) социализация личность 9) идеальный (духовный)

15. Прочитайте текст и выполните задание. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (…) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(…) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (…)

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (…). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развывшееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

Задания №4, 7, 11, 13, 16, 17 в ЕГЭ по обществознанию 2018


Похожие статьи.
  • Задание 1. вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях. учебник главы 2, 6.

  • Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов гласные буквы и н или нн.

  • Какие слова категорически нельзя говорить. слова-разрушители.

  • Неверное отношение словам

Тест Деятельность – способ существования людей

Деятельность – способ существования людей.                         1вариант

 

A 1 . Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных

1) носит узко спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный ха­рак­тер
2) на­прав­ле­на на удо­вле­тво­ре­ние фи­зио­ло­ги­че­ских по­треб­но­стей
3) пред­ва­ря­ет­ся це­ле­по­ла­га­ни­ем
4) все­гда носит ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер

A 2. Пра­ви­тель­ство осу­ществ­ля­ет ре­фор­му из­би­ра­тель­ной си­сте­мы. Это при­мер де­я­тель­но­сти

1) эко­но­ми­че­ской          3) цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ной
2) по­зна­ва­тель­ной         4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной
A 3. В от­ли­чие от учебы, труд

1) осу­ществ­ля­ет­ся как ин­ди­ви­ду­аль­но, так и со­об­ща
2) поз­во­ля­ет удо­вле­тво­рять ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти


3) спо­соб­ству­ет по­зна­нию мира
4) пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния

A 4. По­треб­но­сти че­ло­ве­ка в при­зна­нии, об­ще­ствен­ной ак­тив­но­сти от­но­сят­ся к по­треб­но­стям

1) био­ло­ги­че­ским    2) ду­хов­ным     3) со­ци­аль­ным      4) есте­ствен­ным

A 5. Учеб­ни­ки, хре­сто­ма­тии, сбор­ни­ки задач и упраж­не­ний для обу­ча­ю­щих­ся в вузах сту­ден­тов яв­ля­ют­ся

1) объ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти      2) субъ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти
3) це­ля­ми де­я­тель­но­сти            4) сред­ства­ми де­я­тель­но­сти

A 6. Стар­шие под­рост­ки по­мо­га­ют ро­ди­те­лям на даче об­ра­ба­ты­вать гряд­ки с огур­ца­ми.                       Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся

1) со­ве­ты и ре­ко­мен­да­ции ро­ди­те­лей    2) гряд­ки с огур­ца­ми
3) ин­стру­мен­ты и дач­ный ин­вен­тарь     4) стар­шие под­рост­ки

A 7. Кол­лек­тив ав­то­ров ра­бо­тал над со­зда­ни­ем опре­делённого про­дук­та. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит опре­де­лить де­я­тель­ность кол­лек­ти­ва как твор­че­скую?

1) де­я­тель­ность но­си­ла ин­тел­лек­ту­аль­ный ха­рак­тер
2) в про­цес­се де­я­тель­но­сти были ис­поль­зо­ва­ны труды дру­гих ав­то­ров
3) субъ­ек­том де­я­тель­но­сти вы­сту­пил кол­лек­тив ав­то­ров
4) ре­зуль­та­том де­я­тель­но­сти стало со­зда­ние про­дук­та, не име­ю­ще­го ана­ло­гов

A 8.  Груп­па про­грам­ми­стов, ра­бо­та­ю­щая в фирме по раз­ра­бот­ке ком­пью­тер­ных игр, со­зда­ют новую ло­ги­че­скую игру на сюжет филь­ма «Вла­сте­лин колец». В этой де­я­тель­но­сти при­ме­ня­е­мая ими про­грам­ма вы­сту­па­ет в ка­че­стве

1) субъ­ек­та   2) сред­ства    3) объ­ек­та    4) мо­ти­ва

A 9. Во­е­на­чаль­ник пла­ни­ру­ет парад войск. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся (-ется)

1) вой­ска   2) бо­е­вая тех­ни­ка   3) пло­щадь для па­ра­да   4) во­е­на­чаль­ник

A 10. Стар­ше­класс­ник под ру­ко­вод­ством учи­те­ля об­ще­ст­во­зна­ния осу­ществ­ля­ет                                           ин­ди­ви­ду­аль­ный ис­сле­до­ва­тель­ский про­ект, вы­яв­ляя на ос­но­ва­нии со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов наи­бо­лее ост­рые про­бле­мы жи­те­лей мик­ро­рай­о­на, при­ле­га­ю­ще­го к школе. Кто (что) яв­ля­ет­ся субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти?

1) стар­ше­класс­ник, про­во­дя­щий опрос
2) ме­то­ди­ки об­ра­бот­ки по­лу­чен­ных дан­ных
3) опрос­ные листы, под­го­тов­лен­ные стар­ше­класс­ни­ком
4) уча­стие школь­но­го со­об­ще­ства в жизни со­ци­у­ма

A 11.  Изу­че­ние школь­ни­ка­ми ис­то­рии своей семьи (под­го­тов­ка анкет, за­пись рас­ска­зов, зна­ком­ство с до­ку­мен­та­ми, поиск фо­то­гра­фий, пре­зен­та­ция со­бран­ных ма­те­ри­а­лов и т. п.) яв­ля­ет­ся при­ме­ром де­я­тель­но­сти

1) по­зна­ва­тель­ной   2) про­гно­сти­че­ской   3) изоб­ре­та­тель­ской   4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

Часть В

B 1 . За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.   учение

B 2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.  ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЕ

Сознательный

Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов

……………

Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

 

B 3.  Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к по­ня­тию «струк­ту­ра де­я­тель­но­сти».   Най­ди­те и ука­жи­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му по­ня­тию.

1) субъ­ект 2) цель  3) сред­ства 4) ин­ди­вид  5) объ­ект  6) ре­зуль­тат

В4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Труд, игра, учение, вид деятельности, познание.

В5. Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «биологические по­треб­но­сти человека».

1) вос­про­из­вод­ство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых

В6. Одиннадцатиклассник Юрий го­то­вит­ся к ЕГЭ по рус­ско­му языку. Най­ди­те в приведённом спис­ке воз­мож­ные цели этой де­я­тель­но­сти Юрия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) чте­ние учебников, спра­воч­ной литературы

2) по­ступ­ле­ние в вуз

3) по­лу­че­ние вы­со­ко­го балла

4) про­ве­де­ние экзамена

5) кон­суль­та­ции педагогов

6) по­лу­че­ние ат­те­ста­та о сред­нем общем образовании

В7. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 34

1) Компонентами струк­ту­ры любой де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная де­я­тель­ность в от­ли­чие от ком­му­ни­ка­тив­ной пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий и терминов.

3) Культура яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том пре­об­ра­зу­ю­щей де­я­тель­но­сти человека.

4) Деятельность че­ло­ве­ка в от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных носит осо­знан­ный це­ле­на­прав­лен­ный характер.

5) Трудовая де­я­тель­ность яв­ля­ет­ся ве­ду­щей на про­тя­же­нии всей жизни человека.

В8. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми структуры деятельности    21122

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) театральные декорации

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

В9. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка.

Найдите в списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели.     246.

1) поступление в университет

2) занятия в школе юного журналиста

3) получение профессии журналиста

4) написание статей

5) выбор профессии

6) изучение литературы, истории, русского языка

В10. Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции.     235.

1) навыки

2) мотивы

3) цель

4) способности

5) результаты

6) знания

Деятельность – способ существования людей.

                        2вариант

 

A 1 . Игра, об­ще­ние и по­зна­ние — это

1) виды де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка
2) этапы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти
3) виды по­ве­де­ния всех живых су­ществ
4) формы ком­му­ни­ка­ции

A 2. Какой при­знак от­ли­ча­ет тру­до­вую де­я­тель­ность от иных видов де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка?

1) об­ще­ние и вза­и­мо­дей­ствие с парт­не­ра­ми
2) на­ли­чие во­об­ра­жа­е­мой об­ста­нов­ки
3) вос­при­я­тие новой ин­фор­ма­ции о мире
4) удо­вле­тво­ре­ние ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей

A 3. По­сто­ян­ным внут­рен­ним по­бу­ди­те­лем вся­кой ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют

1) цели обо­га­ще­ния   2) твор­че­ские спо­соб­но­сти   3) лич­ные по­треб­но­сти    4) ду­хов­ные ин­те­ре­сы

A 4. Стар­ше­класс­ни­ки обу­ча­ют млад­ших школь­ни­ков иг­рать в ком­пью­тер­ные игры. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся

1) иг­ро­вые уме­ния млад­ших школь­ни­ков
2) стар­ше­класс­ни­ки, про­во­дя­щие за­ня­тия
3) ком­пью­те­ры, за ко­то­ры­ми ве­дет­ся обу­че­ние
4) ком­пью­тер­ные игры

A 5.  Про­грам­мист тру­дит­ся над раз­ра­бот­кой новой про­грам­мы. В этой де­я­тель­но­сти про­грам­ма вы­сту­па­ет

1) сред­ством   2) субъ­ек­том   3) мо­ти­вом   4) объ­ек­том

A 6. Ис­сле­до­ва­ния, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем воз­мож­но­стей прак­ти­че­ско­го ис­поль­зо­ва­ния                              уль­тра­зву­ка, — это при­мер де­я­тель­но­сти

1) про­гно­сти­че­ской
2) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной
3) по­зна­ва­тель­ной
4) цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ной

A 7. Уче­ник ра­бо­та­ет в биб­лио­те­ке со спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­рой, под­би­рая ма­те­ри­ал для ре­фе­ра­та по об­ще­ст­во­зна­нию. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся

1) уче­ник   2) биб­лио­те­ка    3) ото­бран­ная ли­те­ра­ту­ра   4) тема ре­фе­ра­та

A 8. В ис­сле­до­ва­ни­ях, про­во­ди­мых со­цио­ло­га­ми, опрос­ные листы и ан­ке­ты вы­сту­па­ют

1) объ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти      2) субъ­ек­та­ми де­я­тель­но­сти
3) це­ля­ми де­я­тель­но­сти            4) сред­ства­ми де­я­тель­но­сти

A 9.  Груп­па уче­ных-фар­ма­цев­тов ра­бо­та­ет над со­зда­ни­ем ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов, спо­соб­ных из­ле­чи­вать тяжёлые бо­лез­ни. К ка­ко­му виду де­я­тель­но­сти можно от­не­сти ра­бо­ту фар­ма­цев­тов?

1) про­гно­сти­че­ская    2) про­из­вод­ствен­ная    3) ис­сле­до­ва­тель­ская     4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ная

A 10. Ва­си­лий учит­ся в 11 клас­се. Осо­бое вни­ма­ние он уде­ля­ет пред­ме­там                                                             есте­ствен­но-ма­те­ма­ти­че­ско­го цикла. После школы он со­би­ра­ет­ся про­дол­жить обу­че­ние                                   в тех­ни­че­ском вузе.  Что яв­ля­ет­ся объ­ек­том(-ами) учеб­ной де­я­тель­но­сти?                                                                                                                      1) по­ступ­ле­ние в ин­сти­тут            2) пред­ме­ты есте­ствен­но-ма­те­ма­ти­че­ско­го цикла
3) тех­ни­че­ский вуз                         4) ин­же­нер­ные спе­ци­аль­но­сти                                                                                                                          

A 11.  Сту­ден­ты-прак­ти­кан­ты осва­и­ва­ют со стар­ше­класс­ни­ка­ми новое ла­бо­ра­тор­ное                                   обо­ру­до­ва­ние в ка­би­не­те химии, де­мон­стри­руя опыты с хи­ми­че­ски­ми ве­ще­ства­ми. Субъ­ек­том дан­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся

1) сту­ден­ты, про­хо­дя­щие пе­да­го­ги­че­скую прак­ти­ку в школе
2) учеб­ные зна­ния и уме­ния стар­ше­класс­ни­ков
3) новое хи­ми­че­ское обо­ру­до­ва­ние
4) ре­а­ген­ты, хи­ми­че­ские ве­ще­ства

Часть В

B 1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це:

ЭЛЕ­МЕНТ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

Субъект

Кто осу­ществ­ля­ет де­я­тель­ность

Объект

На что де­я­тель­ность на­прав­ле­на

………………………                           цель

Иде­аль­ный образ же­ла­е­мо­го ре­зуль­та­та

 

B 2.  За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.    ТРУД

ВИД ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ЦЕЛЬ

Учение

При­об­ре­те­ние зна­ний

……………

До­сти­же­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та, со­зда­ние про­дук­тов по­треб­ле­ния

 

B 3. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «струк­ту­ра де­я­тель­но­сти». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда.  

1) субъ­ект  2) объ­ект  3) цель   4) ста­тус    5) нормы    6) сред­ства   7) ре­зуль­тат

В4. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Объ­ек­ты деятельности, ре­зуль­та­ты деятельности, мо­ти­вы деятельности, субъ­ек­ты деятельности,                 струк­ту­ра деятельности.

В5. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Потребность, установка, убеждение, мотив, интерес, эмоция, идеал.

В6. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.    145

1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер.

2) Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени.

4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями.

5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.

В7. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.  235

1) В от­ли­чие от дру­гих видов деятельности, уче­ние спо­соб­ству­ет по­зна­нию мира.

2) И учение, и труд, и игра могут осу­ществ­лять­ся как индивидуально, так и сообща.

3) В от­ли­чие от уче­ния и игры, труд поз­во­ля­ет удо­вле­тво­рять ма­те­ри­аль­ные потребности.

4) Все виды де­я­тель­но­сти пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­аль­но­го оборудования.

5) Главная осо­бен­ность учеб­ной де­я­тель­но­сти за­клю­ча­ет­ся в том, что ее целью яв­ля­ет­ся из­ме­не­ние не окру­жа­ю­ще­го мира, а са­мо­го субъ­ек­та деятельности.

В8. Установите соответствие между примерами и видами потребностей.           21323

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в общении

Б) в приобретении новых знаний

В) в пище

Г) в общественном признании

Д) в воздухе для дыхания

1) духовные (идеальные)

2) социальные

3) биологические (естественные)

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

В9. Студент Пётр Ива­нов го­то­вит­ся к сдаче экзамена. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня ситуации, в ко­то­рых он вы­сту­пал как субъ­ект по­зна­ва­тель­ной деятельности. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.                      145

1) Выбрал учеб­ные по­со­бия для подготовки.

2) Сильно вол­но­вал­ся в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прий­ти на пред­эк­за­ме­на­ци­он­ную консультацию.

4) Подготовил крат­кие кон­спек­ты по ос­нов­ным вопросам.

5) С од­но­группни­ка­ми вслух про­го­во­рил клю­че­вые по­ло­же­ния каж­до­го ответа.

6) Чтобы снять стресс, слу­шал на­ка­ну­не эк­за­ме­на лёгкую инструментальную музыку.

В10. Ученик 11-го класса Максим готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели деятельности Максима и запишите цифры, под которыми они указаны.  15

1) поступление в вуз

2) проведение экзамена

3) консультации педагогов

4) решение задач

5) получение высокого балла

6) чтение учебников, справочной литературы

 

 

Гомеостаз

Гомеостаз

Что происходит с нашим телом в холодный зимний день? Если мы не наденем достаточно слоев теплой одежды, скорее всего, мы начнем дрожать. Дрожа, наше тело поддерживает постоянную температуру, когда внешняя температура низкая.

Изменения температуры наружного воздуха распознаются нашей нервной системой, в которую входят рецепторы на коже. Эти рецепторы посылают сигнал в гипоталамусную часть нашего мозга. Гипоталамус посылает сигнал мышечной системе, так что мышцы быстро сокращаются и расслабляются, заставляя нас дрожать в попытке произвести тепло тела. Кроме того, гладкие мышцы кровеносной системы сокращаются, сужая кровеносные сосуды, сохраняя тепло тела, поэтому кожа остается теплой. Нервная система также посылает сигналы, чтобы мы инстинктивно сворачивались как можно сильнее, чтобы сблизить все части тела. Такое поведение служит для того, чтобы обнажить меньшую площадь поверхности, чтобы меньше тепла покидало наше тело.

Если с живым организмом или внутри него происходит что-то, что влияет на его нормальное состояние, начинаются процессы восстановления нормального состояния. Регуляция внутренней среды организма для поддержания и баланса условий, необходимых для жизни, называется гомеостазом. Благодаря гомеостазу системы организма в организме поддерживают характерные условия. Части нервной системы и эндокринной системы предназначены для поддержания гомеостаза, и их действие координируется гипоталамусом. Условия, которые регулируются для поддержания гомеостаза, включают следующее:

  • температура тела
  • пульс
  • частота дыхания
  • уровень глюкозы в крови
  • рН крови

Ответы на стимулы

Стимул (множественное число, раздражители) — это все, что вызывает реакцию или изменение в живом организме. Повышение температуры в окружающей среде является стимулом для человеческого тела, но потоотделение для охлаждения тела является реакцией или реакцией на стимул. Когда сенсорные рецепторы в нервной системе обнаруживают раздражители, они посылают сообщение в гипоталамус. Гипоталамус интерпретирует информацию и посылает сигнал, указывающий, как организм должен реагировать на раздражители.

Конкретный ответ на раздражитель часто распознается по определенному поведению или действию. Например, реакция голода срабатывает, когда наш желудок пуст. Обычное поведение в ответ на чувство голода — перекусить или поесть. Модели поведения организма обычно связаны с его постоянной борьбой за выживание или размножение. Другие реакции включают учащение пульса в ответ на страх и увеличение выработки лейкоцитов в ответ на инфекцию.

Внешние раздражители

Внешние раздражители исходят извне организма и влияют на его поведение. Температура, звук, свет и др. организмы действуют как внешние раздражители и вызывают у организмов различные реакции. Кислород является внешним раздражителем, необходимым для поддержания жизни. Низкий уровень кислорода в нашем непосредственном окружении вызывает поведенческую реакцию у людей. Если мы не можем получать достаточное количество кислорода из окружающей среды, мы будем задыхаться, дышать быстрее и глубже, пытаясь доставить больше кислорода в наши клетки крови. Такое поведение связано с реакцией нашего организма, когда клетки ощущают нехватку кислорода.

Внутренние раздражители

Внутренние раздражители, такие как голод или жажда, исходят изнутри тела организма и также влияют на модели поведения. Когда люди теряют воду на поверхности кожи в виде пота, мозг запускает определенные гормоны, которые сообщают нам, что нашему телу нужно больше воды, и мы чувствуем жажду. Другие примеры внутренних раздражителей включают усталость, полный желудок или полный мочевой пузырь и внутреннюю боль.

Механизмы обратной связи

В общем, человеческий организм остается в гомеостазе, когда он функционирует должным образом и удовлетворяются все основные потребности. Каждая система организма в той или иной мере способствует поддержанию гомеостаза, и это поддержание похоже на очень сложное балансирование. Такие переменные, как температура тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень глюкозы в крови, рН крови и уровень гидратации, имеют нормальный диапазон. Если эти значения значительно отклоняются от нормы, системы организма работают вместе, чтобы восстановить нормальное значение. Механизмы обратной связи — это системы, созданные для реагирования на изменения этих переменных. Диаграмма ниже дает визуальное объяснение того, как поддерживается гомеостаз.

Механизм отрицательной обратной связи

Эффект изменения возвращает переменную в нормальный диапазон (восстановление гомеостаза) Когда состояние в организме, такое как температура, отклоняется от своего нормального значения или заданного значения из-за внутреннего или внешнего стимула , тело активирует определенные системы или химические вещества. Эти системы или химические вещества помогают обратить изменение вспять и вернуть значение к заданному значению. Этот процесс называется механизмом отрицательной обратной связи. Например, когда внутренняя температура тела у человека становится слишком высокой из-за высоких внешних температур, из мозга посылается сигнал на расширение кровеносных сосудов. Расширенные кровеносные сосуды расположены ближе к поверхности кожи, поэтому избыток тепла может уйти. Другой сигнал от мозга активирует потовые железы для производства пота, который также охлаждает тело. Обе эти системы работают, чтобы вернуть температуру тела к заданному значению.

Если механизм отрицательной обратной связи не активирован, гомеостаз не может быть восстановлен и температура тела будет продолжать расти. Это может привести к гипертермии, которая может вызвать обезвоживание, головокружение и тошноту. Его часто называют тепловым истощением. Более тяжелая гипертермия приводит к тепловому удару, повреждению головного мозга, отключению системы органов или, возможно, к смерти. Уровень глюкозы в крови также контролируется механизмом отрицательной обратной связи. После еды, особенно богатой углеводами, уровень глюкозы в крови повышается. Рецепторы в организме чувствуют изменение, и поджелудочная железа, которая действует как центр управления этим механизмом обратной связи, выделяет в кровь химическое вещество, называемое инсулином. Инсулин действует, чтобы снизить уровень глюкозы в крови и вернуть его к нормальному диапазону или заданному значению.

Механизм положительной обратной связи

В некоторых случаях организм может активировать механизм положительной обратной связи. Механизм положительной обратной связи — это система, приводимая в действие для ускорения изменений в попытке сохранить гомеостаз. Лихорадка является результатом механизма положительной обратной связи, который убивает заражающий вирус или бактерию. Во время инфекции механизм положительной обратной связи в организме ускоряет повышение внутренней температуры тела, чтобы убить инфекционный агент. После уничтожения возбудителя температура возвращается к заданному значению.

Процесс свертывания крови при кровотечении из раны также контролируется механизмом положительной обратной связи. Когда кровеносный сосуд поврежден, тромбоциты в крови прилипают к поврежденному участку и выделяют химические вещества, которые привлекают еще больше тромбоцитов к поврежденному участку. Тромбоциты продолжают накапливаться до тех пор, пока не образуют сгусток, который останавливает кровотечение в этом месте.

Как мы реагируем на раздражители? (Биология уровня А)

Все биологические системы, от одноклеточных бактерий до многоклеточных животных, постоянно обмениваются веществом и энергией с внешней средой. Когда животные едят или растения поглощают солнечный свет, они взаимодействуют с окружающей средой, обмениваясь материей и энергией. Эти взаимодействия обеспечивают выживание организма, но также вызывают изменения внутри его системы. Чтобы выжить, все живые системы должны поддерживать гомеостаз , что означает постоянную внутреннюю среду для оптимального функционирования, несмотря на эти взаимодействия. Следовательно, все живые существа должны уметь регулировать свои реакции на стимулы , которые представляют собой изменения во внутренней или внешней среде.

Реакция на раздражители

Реакция на раздражитель s – это любое изменение состояния или активности клетки или организма в ответ на внешний или внутренний сигнал или вещество (раздражитель).

И наше тело, и наши отдельные клетки постоянно реагируют на стимулы, которые могут исходить извне (например, укол иглой) или из самого тела (например, выброс определенного гормона). Реакция на стимулы необходима для выживания. Это процесс, который позволяет кролику бежать, когда он видит лису, а также позволяет заживлять раны посредством коагуляции, чтобы мы не истекали кровью, когда режем себя. Тем не менее, тело также должно вернуться в состояние покоя, чтобы выжить. Кролик умер бы от истощения, если бы он никогда не прекращал бежать, как только начал, и мы рискуем получить тромбы, если процесс свертывания крови не контролировать. Поддержание постоянной внутренней среды известно как гомеостаз .

Механизмы гомеостаза

Гомеостаз определяется как регулирование и поддержание постоянной внутренней среды.

Существует два способа регулирования этой внутренней среды при встрече с изменениями:

  • Петли отрицательной обратной связи
  • Петли положительной обратной связи

Петля отрицательной обратной связи

Гомеостатический баланс поддерживается с помощью механизмов контроля, которые регулируют все организмы. Большинство из этих механизмов называются циклы управления с отрицательной обратной связью , потому что они противодействуют любым изменениям и восстанавливают прежний баланс посредством корректирующих действий.

Изменение обнаруживается, когда любой фактор, относящийся к гомеостатическому балансу, поднимается выше или опускается ниже определенного оптимального значения . Как только изменение обнаружено и оценено, запускается реакция, направленная на уменьшение или увеличение фактора, следующего за изменением. Эти поправки сохраняют стабильность в различных факторах, таких как внутренняя температура (терморегуляция) биологических систем, даже когда внешняя температура изменяется неконтролируемо. Рисунок 1 иллюстрирует общий механизм отрицательной петли.

Петля положительной обратной связи

Существуют также менее распространенные механизмы гомеостатического контроля, необходимые для выживания организма, называемые петлями положительной обратной связи .

Положительные петли усиливают изменение, однажды обнаруженное стимулами, вместо того, чтобы корректировать его. Эти системы встречаются гораздо реже, потому что они приводят к каскадам повторяющихся событий, которые усиливают стимулы. Этот тип положительной петли нестабилен по своей природе, но также может быть очень важен для гомеостаза.

Свертывание крови происходит через петлю положительной обратной связи, которая гарантирует, что мы не истекаем кровью, когда наносим себе порезы, а стенки наших кровеносных сосудов открываются.

Свертывание крови — это процесс, который требует агрегации тромбоцитов . Как только получен стимул, открывающий сосуд наружу, запускается агрегация тромбоцитов. Сами тромбоциты способствуют их накоплению в месте повреждения, высвобождая химические вещества и закупоривая кровоизлияние.

От стимула к ответу

Стимул – это любое обнаруживаемое изменение фактора окружающей среды или физиологического фактора. Эти факторы могут включать любые условия, необходимые для организма и оптимального функционирования и выживания его клеток, такие как температура или рН клетки. Рецепторы обнаруживают раздражители.

Рецепторы представляют собой белки, комплементарные определенной молекуле или типу раздражителя. Они обнаруживаются внутриклеточно и внеклеточно и после стимуляции могут инициировать последующие реакции.

Координация и реакция

Любое отклонение от оптимального уровня стимулирует рецепторы. Это запускает адаптивный ответ эффекторных органов, который корректирует дисбаланс. Эти ответы могут быть сложными, особенно у многоклеточных организмов, таких как животные и растения, где рецепторы получают стимулы в одной части тела, а эффекторы генерируют ответ в другой части тела.

Эффекторные органы производят ответ на раздражитель. Сюда входят скелетные мышцы и железы.

Для этого требуются системы координации для соединения рецепторов с эффекторами через центры сигналов и управления. Это происходит через нервную и эндокринную через электрическую или химическую/гормональную передачу сигналов у животных. В растениях эти реакции происходят через химические системы, такие как растительные гормоны.

Внешние раздражители

Внешние раздражители — это изменения факторов окружающей среды, то есть внешние условия для организма, которые могут повлиять на его функции. Это включает в себя температуру окружающей среды или угрозы для выживания, такие как опасности окружающей среды.

Наши пять органов чувств воспринимают внешние раздражители, включая осязание, зрение, звук, обоняние и вкус. К ним относятся различные типы рецепторов, которые могут обнаруживать изменения окружающей среды.

Например, когда вы переходите дорогу, вы смотрите в обе стороны, чтобы оценить встречный транспорт, который может представлять для вас угрозу. Зрительные и звуковые стимулы принимаются через рецепторы в наших глазах и ушах, оцениваются в нашем центре управления в нервной системе, и решение либо ждать, либо идти принимается и исполняется эффекторными органами (мышечными клетками), если вы решите идти.

Внутренние раздражители

Внутренние раздражители возникают в результате изменений физиологических факторов, обнаруживаемых внутренними рецепторами. Эти факторы включают системное кровяное давление и содержание воды в крови.

Артериальное давление необходимо поддерживать на относительно постоянном уровне, чтобы обеспечить надлежащий кровоток и снабжение кислородом систем органов и их клеток. Изменения артериального давления обнаруживаются с помощью барорецепторов , типа датчика давления, присутствующего в кровеносных сосудах, таких как аорта. Когда кровяное давление слишком высокое или слишком низкое, барорецепторы получают стимулы, которые вызывают необходимую корректирующую реакцию эффекторных органов.

Если артериальное давление слишком высокое, для его повышения запускаются следующие реакции:

  • Почки удерживают меньше воды
  • Расширение сосудов
  • Частота сердечных сокращений снижается

Если артериальное давление слишком низкое, происходит следующее:

    • Почки удерживают больше воды
    • Вазоконстрикция
    • Учащение пульса

    Примеры стимулов и реакций

    Давайте рассмотрим два классических примера механизмов контроля и реакций на различные раздражители: боль и температуру.

    Реакция на болевые раздражители

    Болевые раздражители — это внешние раздражители, чаще всего связанные с нашим осязанием. Этот стимул воспринимается ноцицепторами («болевыми рецепторами») на нашей коже, которые сигнализируют о возможных угрозах. Этот процесс может вызвать значительную поведенческую реакцию, как только центральная нервная система определит, представляет ли угроза реальную опасность для выживания или физической неприкосновенности.

    Если это достаточно важно, центр управления может даже вызвать автоматический ответ, чтобы уменьшить опасность посредством быстрого процесса, называемого рефлекторная дуга . Механизм рефлекторной дуги вызывает рефлекторное действие, бессознательный осуществленный ответ, который происходит еще до произвольного ответа на угрозу. Одним из распространенных примеров является прикосновение к чему-то острому. Ноцицепторы на вашей руке обнаруживают угрозу и передают сигнал через электрические импульсы в наш мозг, что создает ощущение боли и запускает быструю непроизвольную реакцию, чтобы отойти от угрозы, тем самым останавливая ее вред.

    Реакция на температуру

    Температура, возможно, является одним из наиболее важных факторов, которые необходимо поддерживать в любом организме в гомеостатическом балансе. Стабильная температура жизненно важна для всех химических реакций, поддерживающих жизнь.

    Терморегуляция состоит из всех поведенческих и физиологических регуляторных механизмов, необходимых для поддержания постоянной внутренней температуры, несмотря на колебания внешней температуры. Если бы таких реакций не было, то температура нашего тела автоматически менялась бы и соответствовала внешней среде, что несовместимо с жизнью.

    Организмы по-разному реагируют на изменение температуры. Все млекопитающие, включая человека, могут генерировать тепло и имеют петли отрицательной обратной связи, которые позволяют удерживать тепло в холодных условиях и отдавать его в жарких условиях. Этот тепловой баланс позволяет нам самостоятельно поддерживать постоянную температуру.

    Большинство других животных полагаются на окружающую среду в качестве источников тепла и поэтому более уязвимы к ее изменениям. В этих случаях они должны полагаться на поведенческие реакции для поддержания постоянной внутренней температуры. Это включает поиск убежища ночью, когда холодно, или тени днем, когда жарко, чтобы сбалансировать теплообмен.

    У человека терморегуляция координируется гипоталамусом головного мозга. Это наш внутренний «термостат», измеряющий внутреннюю температуру, которая должна быть около 37°C. Рецепторы, распределенные по коже и внутри тела, отслеживают внутренние и внешние изменения температуры и передают информацию в гипоталамус, который реагирует на любое изменение корректирующими действиями после создания стимула.

    Если внутренняя температура тела снижается в результате, например, холодной окружающей среды, гипоталамус будет пытаться увеличить выработку и удержание тепла в нашем организме за счет:

    • Вазоконстрикция – уменьшение диаметра просвета кровеносных сосудов возле кожи, уменьшение кровотока и потери тепла
    • Дрожь – непроизвольные сокращения мышц, которые выделяют дополнительное тепло
    • Подъем волос на теле – сокращение мышц возле кожи для захвата воздуха и тепла

    Между тем, если внутренняя температура повышается в результате, например, жаркой окружающей среды, гипоталамус будет пытаться увеличить потери тепла в нашем организме за счет:

    • Вазодилатации – увеличения диаметра просвета кровеносных сосудов вблизи кожи увеличение кровотока и потери тепла
    • Потоотделение – повышенное испарение с кожи в виде пота способствует увеличению потери тепла.

    Реакция на раздражители – основные выводы

    • Каждому живому существу необходимо поддерживать гомеостаз, чтобы выжить, что означает поддержание постоянной внутренней среды, несмотря на внутреннее и внешнее/окружающее давление.
    • Когда параметр, относящийся к гомеостазу, изменяется после определенной точки, рецепторные клетки активируют стимул.
    • Системы координации, такие как нервная и эндокринная системы, воздействуют на раздражители, определяя, требуется ли реакция для поддержания равновесия. Центры управления инструктируют эффекторы органов выполнять адекватный ответ, когда ответ необходим.
    • Реакция на стимулы чаще всего является корректирующим действием, то есть реакцией, которая устраняет причину, вызвавшую стимулы в первую очередь. Этот тип механизма известен как петля отрицательной обратной связи. Когда реакция усиливает инициирующие стимулы, этот механизм известен как петля положительной обратной связи.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts