Запищите слово, пропущенное в таблице — Энциклопедия современных знаний
ТЕМА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ»
Вариант № 4
1. Верны ли следующие суждения об особенностях человека и его действий?
А. Индивидуальные особенности человека напрямую зависят от климатических условий места его проживания.
Б.Действия людей вытекают из их потребностей и интересов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер
3. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
4. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям
1) биологическим
2) духовным
3) социальным
4) естественным
5. Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?
А.Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.
Б.Человек отличается от животного способностью мыслить.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают
1) цели обогащения
2) творческие способности
3) личные потребности
4) духовные интересы
7. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
1) экономической
2) познавательной
3) ценностно-ориентационной
4) социально-преобразовательной
8. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
9. Учёные страны Z на основе комплексного исследования системы здравоохранения создали концепцию её развития. Объектом этой деятельности являются(-ется)
1) учёные
2) концепция развития
3) система здравоохранения
4) комплексное исследование
Вставьте слово, пропущенное в схеме.
Запищите слово, пропущенное в таблице
ВИД | ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ |
Физиологические | Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. |
… | Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. |
12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект | 2) цель | 3) средства |
4) индивид | 5) объект | 6) момент |
13. Установите соответствие между проявлениями видами деятельности и ее особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) создание необходимых людям благ Б) наличие воображаемой обстановки В) обязательное использование языка Г) необходимость специальной подготовки | 1) игра 2) общение 3) труд |
14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) потребность | 2) деятельность | 3) причина |
4) социальный | 5) естественный | 6) подлинный |
7) социализация | личность | 9) идеальный (духовный) |
15. Прочитайте текст и выполните задание. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (…) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
(…) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (…)
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (…). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развывшееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
Задания №4, 7, 11, 13, 16, 17 в ЕГЭ по обществознанию 2018
Похожие статьи.
Задание 1. вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях. учебник главы 2, 6.
Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов гласные буквы и н или нн.
Какие слова категорически нельзя говорить. слова-разрушители.
Неверное отношение словам
Тест Деятельность – способ существования людей
Деятельность – способ существования людей. 1вариант
A 1 . Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1)
носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер
A 2. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
1)
экономической 3) ценностно-ориентационной
2) познавательной 4) социально-преобразовательной
A 3. В отличие от учебы, труд
1)
осуществляется как индивидуально, так и сообща
2) позволяет удовлетворять материальные потребности
3) способствует познанию мира
4) предполагает использование специального оборудования
A 4. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям
1) биологическим 2) духовным 3) социальным 4) естественным
A 5. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1)
объектами деятельности 2) субъектами деятельности
3) целями деятельности 4) средствами деятельности
A 6. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
1)
советы и рекомендации родителей 2) грядки с огурцами
3) инструменты и дачный инвентарь 4) старшие подростки
A 7. Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?
1)
деятельность носила интеллектуальный характер
2) в процессе деятельности были использованы труды других авторов
3) субъектом деятельности выступил коллектив авторов
4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего
аналогов
A 8. Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
1) субъекта 2) средства 3) объекта 4) мотива
A 9. Военачальник планирует парад войск. Субъектом данной деятельности являются (-ется)
1) войска 2) боевая техника 3) площадь для парада 4) военачальник
A 10. Старшеклассник под руководством учителя обществознания осуществляет индивидуальный исследовательский проект, выявляя на основании социологических опросов наиболее острые проблемы жителей микрорайона, прилегающего к школе. Кто (что) является субъектом данной деятельности?
1)
старшеклассник, проводящий опрос
2) методики обработки полученных данных
3) опросные листы, подготовленные старшеклассником
4) участие школьного сообщества в жизни социума
A 11. Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов, знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т. п.) является примером деятельности
1) познавательной 2) прогностической 3) изобретательской 4) социально-преобразовательной
Часть В
B 1 . Запишите слово, пропущенное в схеме. учение
B 2. Запишите слово, пропущенное в таблице. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
Сознательный | Выдвижение целей и предвидение результатов |
……………… | Изменение окружающего мира и самого себя |
B 3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
1) субъект 2) цель 3) средства 4) индивид 5) объект 6) результат
В4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Труд, игра, учение, вид деятельности, познание.
В5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».
1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых
В6. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чтение учебников, справочной литературы
2) поступление в вуз
3) получение высокого балла
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
В7. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 34
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
В8. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности 21122
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) театральные декорации Б) оркестр В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы | 1) субъекты деятельности 2) средства деятельности |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
В9. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка.
Найдите в списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели. 246.
1) поступление в университет
2) занятия в школе юного журналиста
3) получение профессии журналиста
4) написание статей
5) выбор профессии
6) изучение литературы, истории, русского языка
В10. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции. 235.
1) навыки
2) мотивы
3) цель
4) способности
5) результаты
6) знания
Деятельность – способ существования людей. 2вариант
A 1 . Игра, общение и познание — это
1)
виды деятельности человека
2) этапы формирования личности
3) виды поведения всех живых существ
4) формы коммуникации
A 2. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека?
1)
общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
A 3. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают
1) цели обогащения 2) творческие способности 3) личные потребности 4) духовные интересы
A 4. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются
1)
игровые умения младших школьников
2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение
4) компьютерные игры
A 5. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
1) средством 2) субъектом 3) мотивом 4) объектом
A 6. Исследования, связанные с изучением возможностей практического использования ультразвука, — это пример деятельности
1)
прогностической
2) социально-преобразовательной
3) познавательной
4) ценностно-ориентационной
A 7. Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является
1) ученик 2) библиотека 3) отобранная литература 4) тема реферата
A 8. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают
1)
объектами деятельности 2) субъектами деятельности
3) целями деятельности 4) средствами деятельности
A 9. Группа ученых-фармацевтов работает над созданием лекарственных препаратов, способных излечивать тяжёлые болезни. К какому виду деятельности можно отнести работу фармацевтов?
1) прогностическая 2) производственная 3) исследовательская 4) социально-преобразовательная
A 10. Василий
учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического
цикла. После школы он собирается продолжить обучение в
техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?
1) поступление в институт 2) предметы естественно-математического цикла
3) технический вуз 4) инженерные специальности
A 11. Студенты-практиканты осваивают со старшеклассниками новое лабораторное оборудование в кабинете химии, демонстрируя опыты с химическими веществами. Субъектом данной деятельности являются
1)
студенты, проходящие педагогическую практику в школе
2) учебные знания и умения старшеклассников
3) новое химическое оборудование
4) реагенты, химические вещества
Часть В
B 1. Запишите слово, пропущенное в таблице:
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Субъект | Кто осуществляет деятельность |
Объект | На что деятельность направлена |
……………………… цель | Идеальный образ желаемого результата |
B 2. Запишите слово, пропущенное в таблице. ТРУД
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЦЕЛЬ |
Учение | Приобретение знаний |
…………… | Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления |
B 3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат
В4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.
В5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Потребность, установка, убеждение, мотив, интерес, эмоция, идеал.
В6. Выберите верные суждения о деятельности человека. 145
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
В7. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 235
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
В8. Установите соответствие между примерами и видами потребностей. 21323
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) в общении Б) в приобретении новых знаний В) в пище Г) в общественном признании Д) в воздухе для дыхания | 1) духовные (идеальные) 2) социальные 3) биологические (естественные) |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
В9. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны. 145
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
В10. Ученик 11-го класса Максим готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели деятельности Максима и запишите цифры, под которыми они указаны. 15
1) поступление в вуз
2) проведение экзамена
3) консультации педагогов
4) решение задач
5) получение высокого балла
6) чтение учебников, справочной литературы
Гомеостаз
Гомеостаз
Что происходит с нашим телом в холодный зимний день? Если мы не наденем достаточно слоев теплой одежды, скорее всего, мы начнем дрожать. Дрожа, наше тело поддерживает постоянную температуру, когда внешняя температура низкая.
Изменения температуры наружного воздуха распознаются нашей нервной системой, в которую входят рецепторы на коже. Эти рецепторы посылают сигнал в гипоталамусную часть нашего мозга. Гипоталамус посылает сигнал мышечной системе, так что мышцы быстро сокращаются и расслабляются, заставляя нас дрожать в попытке произвести тепло тела. Кроме того, гладкие мышцы кровеносной системы сокращаются, сужая кровеносные сосуды, сохраняя тепло тела, поэтому кожа остается теплой. Нервная система также посылает сигналы, чтобы мы инстинктивно сворачивались как можно сильнее, чтобы сблизить все части тела. Такое поведение служит для того, чтобы обнажить меньшую площадь поверхности, чтобы меньше тепла покидало наше тело.
Если с живым организмом или внутри него происходит что-то, что влияет на его нормальное состояние, начинаются процессы восстановления нормального состояния. Регуляция внутренней среды организма для поддержания и баланса условий, необходимых для жизни, называется гомеостазом. Благодаря гомеостазу системы организма в организме поддерживают характерные условия. Части нервной системы и эндокринной системы предназначены для поддержания гомеостаза, и их действие координируется гипоталамусом. Условия, которые регулируются для поддержания гомеостаза, включают следующее:
- температура тела
- пульс
- частота дыхания
- уровень глюкозы в крови
- рН крови
Ответы на стимулы
Стимул (множественное число, раздражители) — это все, что вызывает реакцию или изменение в живом организме. Повышение температуры в окружающей среде является стимулом для человеческого тела, но потоотделение для охлаждения тела является реакцией или реакцией на стимул. Когда сенсорные рецепторы в нервной системе обнаруживают раздражители, они посылают сообщение в гипоталамус. Гипоталамус интерпретирует информацию и посылает сигнал, указывающий, как организм должен реагировать на раздражители.
Конкретный ответ на раздражитель часто распознается по определенному поведению или действию. Например, реакция голода срабатывает, когда наш желудок пуст. Обычное поведение в ответ на чувство голода — перекусить или поесть. Модели поведения организма обычно связаны с его постоянной борьбой за выживание или размножение. Другие реакции включают учащение пульса в ответ на страх и увеличение выработки лейкоцитов в ответ на инфекцию.
Внешние раздражители
Внешние раздражители исходят извне организма и влияют на его поведение. Температура, звук, свет и др. организмы действуют как внешние раздражители и вызывают у организмов различные реакции. Кислород является внешним раздражителем, необходимым для поддержания жизни. Низкий уровень кислорода в нашем непосредственном окружении вызывает поведенческую реакцию у людей. Если мы не можем получать достаточное количество кислорода из окружающей среды, мы будем задыхаться, дышать быстрее и глубже, пытаясь доставить больше кислорода в наши клетки крови. Такое поведение связано с реакцией нашего организма, когда клетки ощущают нехватку кислорода.
Внутренние раздражители
Внутренние раздражители, такие как голод или жажда, исходят изнутри тела организма и также влияют на модели поведения. Когда люди теряют воду на поверхности кожи в виде пота, мозг запускает определенные гормоны, которые сообщают нам, что нашему телу нужно больше воды, и мы чувствуем жажду. Другие примеры внутренних раздражителей включают усталость, полный желудок или полный мочевой пузырь и внутреннюю боль.
Механизмы обратной связи
В общем, человеческий организм остается в гомеостазе, когда он функционирует должным образом и удовлетворяются все основные потребности. Каждая система организма в той или иной мере способствует поддержанию гомеостаза, и это поддержание похоже на очень сложное балансирование. Такие переменные, как температура тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень глюкозы в крови, рН крови и уровень гидратации, имеют нормальный диапазон. Если эти значения значительно отклоняются от нормы, системы организма работают вместе, чтобы восстановить нормальное значение. Механизмы обратной связи — это системы, созданные для реагирования на изменения этих переменных. Диаграмма ниже дает визуальное объяснение того, как поддерживается гомеостаз.
Механизм отрицательной обратной связи
Эффект изменения возвращает переменную в нормальный диапазон (восстановление гомеостаза) Когда состояние в организме, такое как температура, отклоняется от своего нормального значения или заданного значения из-за внутреннего или внешнего стимула , тело активирует определенные системы или химические вещества. Эти системы или химические вещества помогают обратить изменение вспять и вернуть значение к заданному значению. Этот процесс называется механизмом отрицательной обратной связи. Например, когда внутренняя температура тела у человека становится слишком высокой из-за высоких внешних температур, из мозга посылается сигнал на расширение кровеносных сосудов. Расширенные кровеносные сосуды расположены ближе к поверхности кожи, поэтому избыток тепла может уйти. Другой сигнал от мозга активирует потовые железы для производства пота, который также охлаждает тело. Обе эти системы работают, чтобы вернуть температуру тела к заданному значению.
Если механизм отрицательной обратной связи не активирован, гомеостаз не может быть восстановлен и температура тела будет продолжать расти. Это может привести к гипертермии, которая может вызвать обезвоживание, головокружение и тошноту. Его часто называют тепловым истощением. Более тяжелая гипертермия приводит к тепловому удару, повреждению головного мозга, отключению системы органов или, возможно, к смерти. Уровень глюкозы в крови также контролируется механизмом отрицательной обратной связи. После еды, особенно богатой углеводами, уровень глюкозы в крови повышается. Рецепторы в организме чувствуют изменение, и поджелудочная железа, которая действует как центр управления этим механизмом обратной связи, выделяет в кровь химическое вещество, называемое инсулином. Инсулин действует, чтобы снизить уровень глюкозы в крови и вернуть его к нормальному диапазону или заданному значению.
Механизм положительной обратной связи
В некоторых случаях организм может активировать механизм положительной обратной связи. Механизм положительной обратной связи — это система, приводимая в действие для ускорения изменений в попытке сохранить гомеостаз. Лихорадка является результатом механизма положительной обратной связи, который убивает заражающий вирус или бактерию. Во время инфекции механизм положительной обратной связи в организме ускоряет повышение внутренней температуры тела, чтобы убить инфекционный агент. После уничтожения возбудителя температура возвращается к заданному значению.
Процесс свертывания крови при кровотечении из раны также контролируется механизмом положительной обратной связи. Когда кровеносный сосуд поврежден, тромбоциты в крови прилипают к поврежденному участку и выделяют химические вещества, которые привлекают еще больше тромбоцитов к поврежденному участку. Тромбоциты продолжают накапливаться до тех пор, пока не образуют сгусток, который останавливает кровотечение в этом месте.
Как мы реагируем на раздражители? (Биология уровня А)
Все биологические системы, от одноклеточных бактерий до многоклеточных животных, постоянно обмениваются веществом и энергией с внешней средой. Когда животные едят или растения поглощают солнечный свет, они взаимодействуют с окружающей средой, обмениваясь материей и энергией. Эти взаимодействия обеспечивают выживание организма, но также вызывают изменения внутри его системы. Чтобы выжить, все живые системы должны поддерживать гомеостаз , что означает постоянную внутреннюю среду для оптимального функционирования, несмотря на эти взаимодействия. Следовательно, все живые существа должны уметь регулировать свои реакции на стимулы , которые представляют собой изменения во внутренней или внешней среде.
Реакция на раздражители
Реакция на раздражитель s – это любое изменение состояния или активности клетки или организма в ответ на внешний или внутренний сигнал или вещество (раздражитель).
И наше тело, и наши отдельные клетки постоянно реагируют на стимулы, которые могут исходить извне (например, укол иглой) или из самого тела (например, выброс определенного гормона). Реакция на стимулы необходима для выживания. Это процесс, который позволяет кролику бежать, когда он видит лису, а также позволяет заживлять раны посредством коагуляции, чтобы мы не истекали кровью, когда режем себя. Тем не менее, тело также должно вернуться в состояние покоя, чтобы выжить. Кролик умер бы от истощения, если бы он никогда не прекращал бежать, как только начал, и мы рискуем получить тромбы, если процесс свертывания крови не контролировать. Поддержание постоянной внутренней среды известно как гомеостаз .
Механизмы гомеостаза
Гомеостаз определяется как регулирование и поддержание постоянной внутренней среды.
Существует два способа регулирования этой внутренней среды при встрече с изменениями:
- Петли отрицательной обратной связи
- Петли положительной обратной связи
Петля отрицательной обратной связи
Гомеостатический баланс поддерживается с помощью механизмов контроля, которые регулируют все организмы. Большинство из этих механизмов называются циклы управления с отрицательной обратной связью , потому что они противодействуют любым изменениям и восстанавливают прежний баланс посредством корректирующих действий.
Изменение обнаруживается, когда любой фактор, относящийся к гомеостатическому балансу, поднимается выше или опускается ниже определенного оптимального значения . Как только изменение обнаружено и оценено, запускается реакция, направленная на уменьшение или увеличение фактора, следующего за изменением. Эти поправки сохраняют стабильность в различных факторах, таких как внутренняя температура (терморегуляция) биологических систем, даже когда внешняя температура изменяется неконтролируемо. Рисунок 1 иллюстрирует общий механизм отрицательной петли.
Петля положительной обратной связи
Существуют также менее распространенные механизмы гомеостатического контроля, необходимые для выживания организма, называемые петлями положительной обратной связи .
Положительные петли усиливают изменение, однажды обнаруженное стимулами, вместо того, чтобы корректировать его. Эти системы встречаются гораздо реже, потому что они приводят к каскадам повторяющихся событий, которые усиливают стимулы. Этот тип положительной петли нестабилен по своей природе, но также может быть очень важен для гомеостаза.
Свертывание крови происходит через петлю положительной обратной связи, которая гарантирует, что мы не истекаем кровью, когда наносим себе порезы, а стенки наших кровеносных сосудов открываются.
Свертывание крови — это процесс, который требует агрегации тромбоцитов . Как только получен стимул, открывающий сосуд наружу, запускается агрегация тромбоцитов. Сами тромбоциты способствуют их накоплению в месте повреждения, высвобождая химические вещества и закупоривая кровоизлияние.
От стимула к ответу
Стимул – это любое обнаруживаемое изменение фактора окружающей среды или физиологического фактора. Эти факторы могут включать любые условия, необходимые для организма и оптимального функционирования и выживания его клеток, такие как температура или рН клетки. Рецепторы обнаруживают раздражители.
Рецепторы представляют собой белки, комплементарные определенной молекуле или типу раздражителя. Они обнаруживаются внутриклеточно и внеклеточно и после стимуляции могут инициировать последующие реакции.
Координация и реакция
Любое отклонение от оптимального уровня стимулирует рецепторы. Это запускает адаптивный ответ эффекторных органов, который корректирует дисбаланс. Эти ответы могут быть сложными, особенно у многоклеточных организмов, таких как животные и растения, где рецепторы получают стимулы в одной части тела, а эффекторы генерируют ответ в другой части тела.
Эффекторные органы производят ответ на раздражитель. Сюда входят скелетные мышцы и железы.
Для этого требуются системы координации для соединения рецепторов с эффекторами через центры сигналов и управления. Это происходит через нервную и эндокринную через электрическую или химическую/гормональную передачу сигналов у животных. В растениях эти реакции происходят через химические системы, такие как растительные гормоны.
Внешние раздражители
Внешние раздражители — это изменения факторов окружающей среды, то есть внешние условия для организма, которые могут повлиять на его функции. Это включает в себя температуру окружающей среды или угрозы для выживания, такие как опасности окружающей среды.
Наши пять органов чувств воспринимают внешние раздражители, включая осязание, зрение, звук, обоняние и вкус. К ним относятся различные типы рецепторов, которые могут обнаруживать изменения окружающей среды.
Например, когда вы переходите дорогу, вы смотрите в обе стороны, чтобы оценить встречный транспорт, который может представлять для вас угрозу. Зрительные и звуковые стимулы принимаются через рецепторы в наших глазах и ушах, оцениваются в нашем центре управления в нервной системе, и решение либо ждать, либо идти принимается и исполняется эффекторными органами (мышечными клетками), если вы решите идти.
Внутренние раздражители
Внутренние раздражители возникают в результате изменений физиологических факторов, обнаруживаемых внутренними рецепторами. Эти факторы включают системное кровяное давление и содержание воды в крови.
Артериальное давление необходимо поддерживать на относительно постоянном уровне, чтобы обеспечить надлежащий кровоток и снабжение кислородом систем органов и их клеток. Изменения артериального давления обнаруживаются с помощью барорецепторов , типа датчика давления, присутствующего в кровеносных сосудах, таких как аорта. Когда кровяное давление слишком высокое или слишком низкое, барорецепторы получают стимулы, которые вызывают необходимую корректирующую реакцию эффекторных органов.
Если артериальное давление слишком высокое, для его повышения запускаются следующие реакции:
- Почки удерживают меньше воды
- Расширение сосудов
- Частота сердечных сокращений снижается
Если артериальное давление слишком низкое, происходит следующее:
- Почки удерживают больше воды
- Вазоконстрикция
- Учащение пульса
- Вазоконстрикция – уменьшение диаметра просвета кровеносных сосудов возле кожи, уменьшение кровотока и потери тепла
- Дрожь – непроизвольные сокращения мышц, которые выделяют дополнительное тепло
- Подъем волос на теле – сокращение мышц возле кожи для захвата воздуха и тепла
- Вазодилатации – увеличения диаметра просвета кровеносных сосудов вблизи кожи увеличение кровотока и потери тепла
- Потоотделение – повышенное испарение с кожи в виде пота способствует увеличению потери тепла.
- Каждому живому существу необходимо поддерживать гомеостаз, чтобы выжить, что означает поддержание постоянной внутренней среды, несмотря на внутреннее и внешнее/окружающее давление.
- Когда параметр, относящийся к гомеостазу, изменяется после определенной точки, рецепторные клетки активируют стимул.
- Системы координации, такие как нервная и эндокринная системы, воздействуют на раздражители, определяя, требуется ли реакция для поддержания равновесия. Центры управления инструктируют эффекторы органов выполнять адекватный ответ, когда ответ необходим.
- Реакция на стимулы чаще всего является корректирующим действием, то есть реакцией, которая устраняет причину, вызвавшую стимулы в первую очередь. Этот тип механизма известен как петля отрицательной обратной связи. Когда реакция усиливает инициирующие стимулы, этот механизм известен как петля положительной обратной связи.
Примеры стимулов и реакций
Давайте рассмотрим два классических примера механизмов контроля и реакций на различные раздражители: боль и температуру.
Реакция на болевые раздражители
Болевые раздражители — это внешние раздражители, чаще всего связанные с нашим осязанием. Этот стимул воспринимается ноцицепторами («болевыми рецепторами») на нашей коже, которые сигнализируют о возможных угрозах. Этот процесс может вызвать значительную поведенческую реакцию, как только центральная нервная система определит, представляет ли угроза реальную опасность для выживания или физической неприкосновенности.
Если это достаточно важно, центр управления может даже вызвать автоматический ответ, чтобы уменьшить опасность посредством быстрого процесса, называемого рефлекторная дуга . Механизм рефлекторной дуги вызывает рефлекторное действие, бессознательный осуществленный ответ, который происходит еще до произвольного ответа на угрозу. Одним из распространенных примеров является прикосновение к чему-то острому. Ноцицепторы на вашей руке обнаруживают угрозу и передают сигнал через электрические импульсы в наш мозг, что создает ощущение боли и запускает быструю непроизвольную реакцию, чтобы отойти от угрозы, тем самым останавливая ее вред.
Реакция на температуру
Температура, возможно, является одним из наиболее важных факторов, которые необходимо поддерживать в любом организме в гомеостатическом балансе. Стабильная температура жизненно важна для всех химических реакций, поддерживающих жизнь.
Терморегуляция состоит из всех поведенческих и физиологических регуляторных механизмов, необходимых для поддержания постоянной внутренней температуры, несмотря на колебания внешней температуры. Если бы таких реакций не было, то температура нашего тела автоматически менялась бы и соответствовала внешней среде, что несовместимо с жизнью.
Организмы по-разному реагируют на изменение температуры. Все млекопитающие, включая человека, могут генерировать тепло и имеют петли отрицательной обратной связи, которые позволяют удерживать тепло в холодных условиях и отдавать его в жарких условиях. Этот тепловой баланс позволяет нам самостоятельно поддерживать постоянную температуру.
Большинство других животных полагаются на окружающую среду в качестве источников тепла и поэтому более уязвимы к ее изменениям. В этих случаях они должны полагаться на поведенческие реакции для поддержания постоянной внутренней температуры. Это включает поиск убежища ночью, когда холодно, или тени днем, когда жарко, чтобы сбалансировать теплообмен.
У человека терморегуляция координируется гипоталамусом головного мозга. Это наш внутренний «термостат», измеряющий внутреннюю температуру, которая должна быть около 37°C. Рецепторы, распределенные по коже и внутри тела, отслеживают внутренние и внешние изменения температуры и передают информацию в гипоталамус, который реагирует на любое изменение корректирующими действиями после создания стимула.
Если внутренняя температура тела снижается в результате, например, холодной окружающей среды, гипоталамус будет пытаться увеличить выработку и удержание тепла в нашем организме за счет:
Между тем, если внутренняя температура повышается в результате, например, жаркой окружающей среды, гипоталамус будет пытаться увеличить потери тепла в нашем организме за счет: