Пирамида потребностей Маслоу. Применение в жизни и маркетинге
Пирамида Маслоу — это модель, которая последовательно представляет все человеческие потребности, от простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням. При этом стремление к возвышенным потребностям возникает только тогда, когда человек удовлетворит низшие.
На нижних уровнях люди ориентированы, в первую очередь, на удовлетворение базовых потребностей: еда, жилье, безопасность. По мере достижения этих целей они получают возможность тратить больше времени и сил на построение социальных взаимоотношений, раскрытие творческого потенциала.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он в такой ситуации будет тратить много времени и сил на саморазвитие. Но если человек уже обеспечил себя питанием и проживанием, то у него возникает мотивация добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
- Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые необходимы для нормального существования организма.
- Безопасность. Далее возникает желание стабильности, стремление защитить себя от внешних угроз.
- Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
- Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих достижений.
- Самоактуализация. На самом высоком уровне у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей было опубликовано в 1975 году в учебнике У. Стоппа. С тех пор схему используют неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу, или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее отображаются более узкие следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Люди по-прежнему нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви.
А вот далее на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.Обновленная пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — сильнее нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу объяснял особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в социологических исследованиях, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика пирамиды Маслоу
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
Еще один недостаток пирамиды Маслоу — игнорирование культурных различий. В некоторых культурах потребности социума или отдельных групп стоят выше индивидуальной самореализации.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
- «Дефицитарные» (низшие). Это потребности, обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
- «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют в:
- Брендинге — бренды формируются под конкретную аудиторию, которая находится на определенном уровне пирамиды Маслоу. Форма и послание бренда продвигаются с учетом этих потребностей.
- Стимулировании сбыта — необходимость скидок для конкретных товаров и их групп определяется с учетом того, на каком уровне пирамиды Маслоу находятся основные потребители.
- Реклама — содержание и формат рекламных посланий разрабатывают на базе потребностей целевой аудитории.
Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории. Это помогает узнать, какие потребности наиболее выражены у выбранной ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы узнаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят 24/7», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости аудитории, отслеживая индекс потребительской лояльности (NPS). В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для решения конкретных задач в сфере работы с потребителями лучше использовать более точные инструменты, такие как RFM-анализ и выстраивание системы CRM-маркетинга.
Главные мысли
разбор концепции и обзор критики
В статье рассказывается:
- Суть концепции потребностей по Маслоу
- Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
- Высшие потребности человека
- Практическое применение теории потребностей по Маслоу
- Критика концепции потребностей по Маслоу
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?
Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.
Суть концепции потребностей по Маслоу
В чем же заключается теория потребностей Маслоу? В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу изложил свою теорию потребностей. Впервые упомянутая в 1943 и более подробно изложенная в 1954, теория психолога является классификацией человеческих потребностей.
Суть концепции потребностей по МаслоуМаслоу разделил потребности человека на несколько уровней по их важности. Более того, психолог предположил, что человек не «переходит» на следующий уровень, пока не достиг целей текущего. Впрочем, не всегда необходимо полностью удовлетворить все нужды одной ступени, чтобы подняться по пирамиде. Изначально Маслоу выделил 5 уровней потребностей, от самых базовых – в пище, например, — до таких, как самореализация:
- Физиологические потребности по Маслоу — это нужда в пище, воде, тепле, и других подобных ресурсах.
- Потребность в безопасности. Избавившись от недостатка пищи, человек нуждается в стабильности и комфорте своего жилья.
- Социальные потребности по Маслоу – нужда в контакте с окружающими людьми, будь то общение, любовь к другому и желание быть любимым, привязанность. На этом уровне проявляется социальная природа человека.
- Престижные потребности. Это, фактически, потребность в уважении и признании со стороны других. Человек стремится к достижению определенных целей и нуждается в оценке своих стараний.
- Духовные потребности: в познании окружающего мира и себя. Самопознание перекликается с самовыражением и самореализацией.
Через несколько лет Маслоу дополнил свою теорию, добавив в иерархическое деление потребностей человека несколько иных. Новая пирамида потребностей Маслоу теперь состояла еще и из познавательных потребностей, предполагающих, что человек стремится к познанию, открытию и исследованию, а также эстетических потребностей, связанных с красотой и искусством.
Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
В своих теориях Маслоу изложил свое понимание того, как функционируют механизмы поведения человека. Маслоу исследовал мотивацию, и выдвинул мнение, что она свойственна человеку в любом состоянии, она может меняться, но оставаться двигателем деятельности человека.
Так, изучая мотивацию, Маслоу выдвинул основные принципы:
- Человек не может полностью удовлетворить свои потребности.
- Неудовлетворенная нужда мотивирует человека к действию, или удовлетворению этой потребности,
- Из этого следует, что мотиватором являются не сами потребности, а уровень их удовлетворения.
- Потребности людей можно разделить на несколько уровней в рамках иерархии.
- Потребности нового уровня беспокоят человека лишь после удовлетворения потребностей текущего.
- Базовые, или биологические нужды заложены в человеке изначально, что раскрывает их название.
- Высшие потребности – духовные, эстетические и потребность в самореализации – не одинаковые для всех людей. На них влияет личность человека, то как, она формировалась, и условия, в которых он находится.
Высшие потребности человека
Из изложенной выше иерархии потребностей Маслоу следует, что высшие потребности коррелирует с такой стороной человека, как его личность и разум. Они связаны с культурой и представляют из себя, как уже было сказано, потребности в познании мира и своей личности, развитии этой личности и самореализации. По данным самого Маслоу, процент людей, действительно удовлетворяющих высшую потребность – в самореализации – составляет всего 1-2 %.
В ходе изучения мотивации и потребностей человека, психолог отдельно исследовал людей, работающих над удовлетворением высших потребностей. Он охарактеризовал их образ и описал 15 их качеств:
- Объективное и фактическое восприятие окружающей реальности, не подверженное влиянию внешних воздействующих факторов и текущих потребностей.
- Принятие себя, общества и природы в реальном виде.
- Естественность. Такие люди ведут себя так, как чувствуют, их поведение не определяется неестественными и не свойственными их личности факторами.
- Миссия. Несмотря на название процесса самореализации и самопознания, в его ходе человек осознает потребность в решении фундаментальных вопросов в универсальной системе познания, а не во внутреннем самоанализе.
- Отстраненность. Человек находится в гармонии с самим собой, что позволяет ему комфортно проводить время с самим собой. Одиночество часто становится его привычным и даже искомым состоянием.
- Независимость. Это качество связано с предыдущим пунктом. Привыкший к одиночеству человек автономен и независим от внешних факторов.
- Взгляд на вещи. Объективно воспринимая реальность, человек не ищет в окружающем и внутреннем мире негативных сторон. Все, что он воспринимает, не подвергается оценке, тем более негативной.
- Отсутствие суеверных убеждений. Такой человек полностью фокусируется на изучаемом вопросе и не имеют склонности видеть факторы «свыше», способных влиять на процесс.
- Ощущение связи и тождественности с обществом.
- Хорошие взаимоотношения с окружающими. Находясь в гармонии с самим собой, человек чувствует других людей и ладит с ними.
- Демократичность. Это качество коррелирует с предыдущим и заключается в принятии других людей и уважении к ним.
- Нравственность. Фактическое понимание и принятие реальности позволяет различать процессы с моральной и нравственной точки зрения и выявлять ценности.
- Чувство юмора. Объективность в оценке, впрочем, не мешает относиться к любым событиям философски.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 20424
- Креативность. Это качество связано не столько с творческими начинаниями, сколько с идейным и мировоззренческим аспектами личности.
- Независимость от культуры, которой принадлежит человек, которая обусловлена вновь объективностью и личной независимостью. Критическое отношение к культуре позволяет выявить нужные и интересные человеку пункты, не позволяя негативным влиять на себя.
Практическое применение теории потребностей по Маслоу
Где и как применяется теория потребностей Маслоу? На самом деле, психологическая теория применима ко многим вопросам, связанным с потребностями и мотивацией человека, или основывающихся на них. Она реализуется в маркетинге, менеджменте, психологии, в процессе самоанализа, например.
Маркетинг
В процессе продвижения продукта маркетологу необходимо проанализировать реализуемый продукт, определить его центральную аудиторию и, в свою очередь, изучить уже её. Следующий этап – понять, как представить продукт этому покупателю. На большинстве этапов понимание потребностей человека может сыграть ключевую роль. Как сами потребности, так и механизмы и природа мотивации человека позволяет сформировать представление о нуждах и целях людей, а также о том, как убедить их приобрести продукт.
Практическое применение теории потребностей по МаслоуПримеры можно привести касательно разных уровней потребностей. Базовые потребности – в пище и воде – реализуются в рекламе доступных продуктов или заведения, когда акцент делается на питательности и цене. В маркетинге, связанном с товарами премиум-класса, анализ явно затрагивает потребности в признании, и так далее.
Более того, теория Маслоу позволяет планировать изменение мышления и, соответственно, целей и потребностей аудитории, которая остается с брендом. Механизм и природа потребностей, а также само распределение в иерархии является отличным инструментом для проведения анализа потребностей аудитории и динамики их изменения в определенный период времени.
Впрочем, необходимо понимать, что использовать теорию Маслоу как единственный инструмент бессмысленно. Хороший специалист-маркетолог пользуется целым спектром методов и ресурсов, и теория потребностей Маслоу является лишь одним из них, хоть и довольно полезным в определенных условиях.
Менеджмент
Заинтересованный в высоких показателях продуктивности своих работников управляющий должен понимать, что и как мотивирует работников. Некоторые руководители пользуются лишь экономическими стимулами, в то время как теория американского психолога может стать очень полезным инструментом анализа аудитории. Понимание природы мотивации работника и непосредственно целей и нужд этого работники позволяет заинтересовать сотрудника в работе.
Также использование этого метода позволяет найти индивидуальный подход к человеку, и определить, в чем он нуждается. Так, даже работники, занимающие низкие должности, могут испытывать потребности высоких уровней. Более того, у каждого человека индивидуальные потребности, и теория Маслоу не единственный инструмент, необходимый для психоанализа, однако суть в том, что она играет ключевую роль во многих случаях.
Психология
- Карьера
Психологическая теория, очевидно, нашла применение и непосредственно в психологии. Так, при определении карьерных целей можно воспользоваться принципами Маслоу, чтобы определить свои цели. Опираясь на теорию потребностей, можно определить:
- Выбор профессии или направления, а также конкретного места работы или должности.
- Отношение к работе, ее место в системе ценностей и нужд.
- Искомые условия работы и вознаграждение за труд.
Только до 20.04
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
- Самоанализ
Работа над собой и психоанализ часто требует оценки своих целей, нужд и потребностей. Конечно, теория потребностей Маслоу может стать полезным ресурсом, на который стоит опираться. Концепция американского психолога может помочь определиться с уровнем потребностей, на котором находиться человек, и разобраться с мотивацией.
Критика концепции потребностей по Маслоу
Впрочем, несмотря на теоретическую применимость концепции Маслоу, на деле она не стала универсальным инструментом, который можно применить в любой ситуации. Основной причиной этого, в свою очередь, является отсутствие точной и объективной оценки уровня удовлетворенности потребностей. Из этого же следует, что не всегда ясен и закономерен момент перехода с одного уровня на другой.
Сами уровни, их распределение и иерархия тоже вызывают много вопросов у критиков теории. Даже сам психолог утверждал, что иерархия не выстраивает уровни универсально в одном порядке, и в зависимости от многих факторов и условий в разных случаях уровни распределяются в разной последовательности.
Также теория не учитывает и не объясняет тот факт, что многие потребности остаются мотиватором после их удовлетворения. Таким образом, человек нередко нуждается в удовлетворении потребностей сразу нескольких уровней.
Критика концепции потребностей по МаслоуКаждая личность уникальна, и часто один человек может не нуждаться в удовлетворении социальных потребностей так, как ему хотелось бы реализовать познавательные, а другой – наоборот. Не говоря о том, что кто-то вообще не всегда заходит выше потребностей в признании или социальных, а кто-то может резко оказаться на уровне самореализации.
Более того, на формировании теории, безусловно, сказалась субъективность самого Маслоу в вопросах выбора опрашиваемых людей и своих потребностей. Так, по словам многих социологов и психологов теория фактически не имеет подтверждения правильности или неправильности.
Сам психолог, изучая мотивацию и потребности, выдвинул теорию лишь как свое предположение, подтверждение которого не успел найти. Он не раз менял свою концепцию: еще через несколько лет после добавления двух уровней, Маслоу вообще просто разделил потребности на две группы: высшие и низшие.
Эти поиски и изменения теории Маслоу самим ее автором говорят о том, что теория не объективна и не универсальна. Некоторые ее принципы, конечно, соответствуют действительности. Так, тот факт, что базовые потребности свойственны всем людям в силу их биологической природы, – неоспорим.
Стремление к целям выше следует только после хотя бы частичного удовлетворения физиологических, и это тоже правда. Однако иерархия в целом является очень примерной, и динамика потребностей и мотивации многих людей не соответствует концепции Маслоу.
Исследование мотивации извне требует детального анализа личности человека и многих условий и факторов, влияющих на него. В процессе самоанализа же теория далеко не всегда может стать полезным инструментом. Человеку стоит самому искать свои цели и достигать их, развиваясь гармонично, а не следовать распределению потребностей в теории Маслоу.
Продвижение блога — Генератор продаж
Рейтинг: 3.33
( голосов 6 )
Поделиться статьей
Иерархия потребностей Маслоу | Введение в психологию
Цели обучения
- Объяснить основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу
В то время как теории мотивации, описанные ранее, связаны с основными биологическими влечениями, индивидуальными характеристиками или социальным контекстом, Абрахам Маслоу (1943) предложил иерархию потребностей, которая охватывает спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды (рис. 1).
Рисунок 1 . Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.
В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).43).
Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации, чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других. Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.
Ссылка на обучение
Ознакомьтесь с этим интерактивным упражнением, которое иллюстрирует некоторые важные концепции иерархии потребностей Маслоу.
Рассмотрите иерархию потребностей Маслоу, а также другие теории мотивации в этом видео Ускоренного курса.
Попробуйте
Обдумайте
- Можете ли вы вспомнить недавние примеры того, как иерархия потребностей Маслоу могла каким-то образом повлиять на ваше поведение?
Глоссарий
иерархия потребностей: спектр потребностей, начиная от основных биологических потребностей и заканчивая социальными потребностями и самоактуализацией
мотивация: желания или потребности, направляющие поведение на достижение какой-либо цели
самоэффективность: вера человека в свои собственные возможности или возможности для выполнения задачи
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Иерархия потребностей Маслоу: простое резюме
Перейти к содержимомуПредыдущий Следующий
- Посмотреть увеличенное изображение
Иерархия потребностей Маслоу — это пирамида потребностей, которые мотивируют людей. Большинство основных потребностей человека, лежащих в основании пирамиды, являются физиологическими. После того, как они удовлетворили эти потребности, люди переходят к своим потребностям в безопасности, социальном благополучии, самооценке, а затем, в конечном итоге, к своей потребности в самореализации.
Резюме проекта «Мир труда»
Теория Маслоу
Теория Абрахама Маслоу — одна из самых ранних и наиболее известных теорий мотивации. Его часто изображают в виде треугольника или пирамиды. Он вписывается в содержательную школу теорий мотивации, а это означает, что он фокусируется в первую очередь на том, что мотивирует людей, а не на процессах, посредством которых они мотивированы.
Теория была впервые предложена в 1940-х годах, но впервые полностью выражена в 1954. Как и в большинстве содержательных моделей мотивации, некоторые люди ставят под сомнение обоснованность некоторых аспектов этой модели. Несмотря на это, он популярен и довольно хорошо принят в бизнес-сообществе. Вы, возможно, видели это в программах лидерства и личного развития в сфере труда.
Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу утверждает, что все люди имеют одни и те же типы потребностей и что эти категории потребностей имеют иерархию. Грубо говоря, эта иерархия идет от основных вещей, необходимых нам для выживания, до ощущения реализации нашего потенциала и поиска цели в жизни.
Иерархия важна, поскольку с мотивационной точки зрения она действует как лестница. Это означает, что люди должны полностью удовлетворить свои потребности на текущем уровне пирамиды, прежде чем они будут мотивированы удовлетворением потребностей следующего уровня. Говоря более прямо, человек, который изо всех сил пытается найти крышу над головой, сосредоточится на этом, прежде чем исследовать свое истинное призвание в жизни.
Уровень 1: Физиологические потребности
Самая основная категория человеческих потребностей — физиологические. Это наши потребности для выживания, и первое, чего нам нужно достичь, прежде чем мы перейдем к более сложным и вдохновляющим жизненным потребностям. Наши физиологические потребности включают в себя наши телесные потребности, такие как сон, еда и вода, а также основы жилья и одежды. Если нам не хватает какой-либо из этих потребностей, нам нужно удовлетворить их, прежде чем у нас появится мотивация для удовлетворения других потребностей.
Уровень 2: Требования безопасности
Безопасность превыше всего! О, подожди. Безопасность на втором месте…Как только кто-то удовлетворит свои физиологические потребности, у него появится мотивация для достижения своих потребностей в безопасности. По сути, эти потребности в безопасности связаны с устранением риска из жизни и оказанием помощи людям в сохранении их физиологических потребностей в будущем. Потребности в безопасности включают в себя физическую и эмоциональную безопасность, жилье помимо самых элементарных приютов, здоровье и финансовую безопасность.
Третий уровень иерархии потребностей Маслоу вводит потребность в социальной принадлежности. Модель говорит, что как только люди удовлетворяют свои физиологические потребности и потребности в безопасности, их следующим приоритетом становится стремление к социальной принадлежности.
Люди по своей сути являются социальными существами, и потребность в социальной принадлежности сильна у большинства людей. Как только люди удовлетворили свои основные потребности, они начинают стремиться к таким вещам, как семейные отношения, дружба, отношения в обществе и чувство принятия и принадлежности, которое многие люди находят полезным.
Уровень 4: самооценка
Модель Маслоу гласит, что как только люди удовлетворяют свою потребность в социальной принадлежности и признании, они начинают сосредотачиваться на себе и своей самооценке.
Все эти потребности связаны с удовлетворением эго и признанием ценности. Маслоу разделил эту потребность на два уровня. На более низком уровне люди стремятся добиться статуса, уважения и признания со стороны других. На более высоком уровне они ищут эти вещи в себе.
Кроме того, вам может быть интересен опросник Harrill Self Esteem Inventory. Это простой инструмент для измерения вашей самооценки.
Уровень 5: Самоактуализация
Иерархия потребностей Маслоу гласит, что как только люди удовлетворят свое эго и обретут чувство собственного достоинства, их конечной потребностью станет самоактуализация. Эта немного неуклюжая фраза просто означает, что люди хотят чувствовать, что они реализуют свой потенциал и максимально используют свои способности. Во многом это очень похоже на аристотелевскую концепцию эвдемонии, которая в общих чертах переводится как исполнение вашей истинной природы.
Позднее Маслоу добавил еще одну стадию, которую он назвал трансцендентностью, которая, по его словам, заключалась в отдаче себя чему-то за пределами себя. Это может быть в форме альтруизма или духовности и может включать людей, достигающих своей цели в мире. Мы не фокусируемся на этом шестом этапе.
Бесплатные семинары.
Не реже одного раза в месяц мы проводим бесплатные обучающие онлайн-сессии, что является частью наших целей как общественной компании.
Эти семинары длятся около часа и затрагивают темы, которые дороги нашему сердцу. Обычно они проходят в 13:00 по британскому времени, и вы можете не снимать камеру, чтобы они могли стать хорошим компаньоном для обеда.
Ознакомьтесь с семинарами на Eventbrite
Обзор для общественности и бизнеса
Публика, немного бизнеса и взгляд.
Иерархия потребностей Маслоу всегда пользовалась популярностью у публики. Людям это нравится, потому что они находят это очень простым в общении. Это просто и ясно, и все потребности, отраженные в модели, — это вещи, о которых люди думали раньше. Модель интуитивно понятна. Когда люди смотрят на нее, они могут увидеть в ней себя, они могут определить, где они находятся на пирамиде, и они также могут легко увидеть в ней других.
Эта простая связь с моделью привела к тому, что иерархия потребностей Маслоу стала популярной и в деловом мире. Он часто появляется в программах лидерства и личного развития как инструмент, который отдельные лица и лидеры могут использовать для оценки мотивации и мотивационных факторов.
Использование модели в сфере труда
Разве это не так весело!С точки зрения работы иерархия потребностей Маслоу чаще всего используется как инструмент личного развития и саморефлексии. Вообще говоря, модель предоставляется посредством обучения или фасилитации людям, которые затем размышляют над ней и используют свои мысли для информирования таких вещей, как их планы развития или карьеры. Таким образом, модель может быть полезна в качестве инструмента для определения направления для повышения удовлетворенности. Лидеры также могут использовать эту модель в качестве инструмента для обучения сотрудников своей команды.
Представление проекта «Мир труда»
Иерархия потребностей Маслоу популярна, проста и потенциально полезна, несмотря на некоторую академическую критику, которую она получает.
На наш взгляд, эта модель полезна тем, что она фиксирует и формирует совокупность общепринятых человеческих потребностей. Отдельным лицам и руководителям может быть полезно подумать о потребностях, отраженных в модели, несмотря на то, что на саму иерархию, вероятно, нельзя полагаться.
Мы считаем, что эта модель является скорее инструментом личного развития или даже лайф-коучинга, чем инструментом, связанным с работой. Хотя это интересно и увлекательно, мы не рекомендуем использовать его на рабочем месте.
Для тех, кто интересуется мотивацией, этот инструмент является важной частью истории этой области.