Потребность в самоактуализации: Что такое самоактуализация: 8 главных принципов

Содержание

Что такое самоактуализация: 8 главных принципов

С точки зрения психологии самоактуализация рассматривается как комплексное раскрытие потенциала человека, активизация всех его возможностей и талантов, направленных на достижение успеха. В таких условиях человек начинает воспринимать себя как полноценную и гармоничною личность. Именно поэтому так важно на протяжении всей жизни все стремиться реализовать себя по всем направлениям. В этой статье мы подробно разберёмся с тем, что такое самоактуализация, какие принципы лежат в её основе и как её достичь.

Что такое самоактуализация?

Самоактуализация – раскрытие индивидом личностного потенциала, предрасположенностей и сильных сторон. Она проявляется в стремлении личности определить свои персональные возможности и развить их до максимально возможного уровня. Процесс самоактуализации личности напрямую зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, при этом она не может диктоваться обществом или культурой извне.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей, был твердо убежден в том, что на самой высокой ступени пирамиды располагается потребность в самоактуализации, которая проявляется в желании человека раскрыть свою индивидуальность. Все люди уникальны, у каждого есть свои отличительные особенности, и только посредством реализации творческого потенциала человек может продемонстрировать окружающим и самому себе свои истинные возможности.

Среди исследователей термин «самоактуализация» начал активно использовать психолог К. Роджерс. По его мнению, в каждом человеке с самого рождения заложена потребность в самоактуализации — она выступает в качестве основы для развития личности. Общество в свою очередь может создавать как благоприятные условия, так и трудности на пути реализации врожденного потенциала, при это оно не может его определять.

Процесс самоактуализации не ограничен возрастными границами — он протекает всю жизнь, ведь, как известно, нет предела совершенству. Позиция К. Роджерса говорит о том, что это не только гармоничное развитие внутреннего мира, но и реализация личностного потенциала — единство этих факторов открывает путь к самоактуализации. В связи с этим, в психологии самоактуализация личности рассматривается не как промежуточный этап, а как постоянное саморазвитие, не теряющее своей актуальности на протяжении всей жизни.

Принципы самоактуализации

А. Маслоу выделил 8 принципов, которые обуславливают потребность в самоактуализации. Среди них можно выделить:

  • Жить в настоящем. Не каждый человек осознает то, что происходит вокруг него и внутри него. В связи с этим важно сформировать у себя умение жить в настоящем, понимать каждую минуту;
  • Отдавать предпочтение росту. Речь идет о приобретении нового опыта, знаний, умений. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь со страхом неизвестности, который важно преодолеть;
  • Жить, а не существовать. Человек должен получать удовольствие о того, что делает, и избегать действий, приносящих дискомфорт. Проще говоря, необходимо следовать своим истинным местам, а не тем, что навязаны обществом.
  • Быть честным с собой и другими, принимать на себя ответственность за свои поступки и решения;
  • Доверять себе, своим стремления, чувствам и ощущениям, а не тому, что одобряется в обществе;
  • Следовать по пути постоянного развития своих способностей, постепенно выявляя и совершенствуя таланты;
  • Стремиться к просветлению — высшей точке переживаний, в рамках которых человек начинает по-другому смотреть на себя и окружающих;
  • Определять и устранять подсознательные защитные механизмы, преграждающие путь к успеху. Акцентировать внимание на необходимости выработке осознанного поведения.

Место самоактуализации в иерархии потребностей

По мнению А. Маслоу, потребность в самоактуализации находится на самой высокой ступени пирамиды, но она приобретает актуальность только после того, как будут закрыты всех предыдущие потребности. До этого момента человек не стремится раскрывать свой личностный потенциал, а сфокусирован на удовлетворении базовых потребностей. Исследователь сформулировал принцип иерархии потребностей, которые лежат в основе мотивации развития личности. Всего принято выделять пять уровней:

  • Физиологический уровень. Потребность в еде, воде, тепле, сохранении здоровья и продолжении рода;
  • Уровень безопасности. В данном случае речь идет не только об отсутствии угрозы для жизни и здоровья, но и потребности в спокойствии, уверенности в будущем, наличии интересной работы с хорошей заработной платой или в уютном доме;
  • Социальный уровень. Сюда принято относить потребности, связанные с налаживанием коммуникации с другими людьми, установление прочных связей с друзьями, семьей;
  • Уровень самооценки. Тут на первый план выдвигается потребность в самоуважении, в принятии себя и гордости за результаты своей работы;
  • Уровень самоактуализации.
    Здесь все внимание приковано к потребностям в реализации творческого потенциала, в достижении гармонии с самим собой, в максимальном выражении собственного «Я».

Как достичь самоактуализации?

Начать контролировать свою жизнь весьма непросто, но если захотеть, то с этой задачей сможет справиться каждый человек. Существует несколько простых шагов, которые помогут встать на путь самоактуализации:

  • Осознанное и полное проживание всех событий, встречающихся на жизненном пути. Речь идёт о том, чтобы не позволять себе игнорировать существующие проблемы, подавлять негативные эмоции, или отстраняться от ситуации при наличии дискомфорта;
  • Осознание того, что каждый человек наделен правом выбора, использование этой особенности для достижения собственных целей. Каждый день человек принимает большое количество решений и сталкивается с их последствиями. Не предпринимать никаких действий, наслаждаться зоной комфорта, откладывать перемены в жизни на потом, терпеть – это тоже выбор.
    Вопрос лишь в том, готов ли человек жить так?
  • Смена отношения к ответственности. Каждый выбор характеризуется наличием определённой позиции в отношении личной ответственности. На практике многие люди просто сидят на месте, боятся столкнуться с последствиями своих решений и взять на себя ответственность за них. Нужно понять, что возможность нести ответственность за свои действия и поступки окружающих – это один из важнейших шагов на пути к развитию личности. Ответственность и выбор дают человеку возможность почувствовать себя свободным и приобрести независимость.
  • Формирование умения доверять самому себе, любовь к себе, принятие себя. Лишь небольшая часть людей может провести диалог с собой, признаться в своих слабостях и ошибках, принять решение их изменить. А ведь это очень важно.
  • Признание существующих проблем и разработка плана, направленного на их решение в силу имеющихся возможностей.
  • Непрерывное творчество. В данном случае речь идет не только о рисовании, вокале или музыке. Сюда можно отнести все действия, направленные на создание чего-то нового, оригинального, своего.

Заключение

Самоактуализация представляет собой психический процесс, которые характеризует становление и развитие личности, максимальное развитие заложенных предрасположенностей, способностей. Большое влияние на этот процесс оказывают актуальные социальные условия жизни, исторический период и временной отрезок жизненного пути. Каждый человек сам принимает решение двигаться вперед к реализации своего потенциала.

Самоактуализация личности — потребность, развитие самоактуализации

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого индивида в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, психозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и самореализация субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении её. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.

Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвёртый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально чётко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение её. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами всё то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определённый режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьёй, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто её удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведёт к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убеждён, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждёт момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя.

Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убеждён, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределённости индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в её персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлён к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нём природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убеждён в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряжённый и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворённой потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или её совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встаёт более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному самосовершенствованию. Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности.

Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Двухфакторная теория мотивации-гигиены Герцберга

Ключевые выводы

  • Двухфакторная теория (известная также как теория мотивации-гигиены Герцберга) утверждает, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой существуют в двух разных континуумах, каждый из которых имеет свой собственный набор факторов. факторы. Это противоречит традиционному взгляду на удовлетворенность работой, согласно которому удовлетворенность и неудовлетворенность работой взаимозависимы.
  • Герцберг и его сотрудники исследовали четырнадцать факторов, связанных с удовлетворенностью работой, в своем первоначальном исследовании, классифицируя их либо как гигиенические, либо как мотивационные факторы. Факторы мотивации повышают удовлетворенность работой, в то время как наличие гигиенических факторов предотвращает неудовлетворенность работой.
  • Хотя теория двухфакторной мотивации в значительной степени вытеснена более новыми теориями мотивации в академических кругах, она по-прежнему продолжает оказывать влияние на популярную теорию управления и методологию исследований в некоторых регионах мира.

Содержание

Что такое двухфакторная теория?

Теория двухфакторной мотивации, также известная как теория мотивации и гигиены Герцберга или двухфакторная теория, утверждает, что на рабочем месте существуют отдельные наборы взаимоисключающих факторов, которые вызывают либо удовлетворение, либо неудовлетворенность работой (Herzberg, 19).66; 1982 год; 1991 год; Герцберг, Мауснер и Снайдерман, 1959).

Как правило, эти факторы, способствующие удовлетворенности работой, связаны с саморазвитием и самореализацией.

Теория двухфакторной мотивации с тех пор стала одной из наиболее часто используемых теоретических основ в исследованиях удовлетворенности работой (Dion, 2006).

Для Герцберга мотиваторы обеспечивали удовлетворение от работы, в то время как отсутствие гигиенических факторов порождало неудовлетворенность работой.

Крупнейшие исследователи мотивации середины ХХ века — Маслоу (1954), Herzberg, Vroom (1964), Alderfer (1972), McCalland (1961) и Locke et al. (1981) — разработанное исследование, которое, по утверждению Бассет-Джонса и Ллойда, можно разделить на содержательную и процессную теории мотивации.

Теории содержания, такие как теория Герцберга и др. (1959), предполагают сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами и исследуют обстоятельства, при которых люди реагируют на различные внутренние и внешние раздражители.

Между тем теории процессов, такие как теория Врума (1964), рассмотрим, как внутренние факторы человека приводят к различному поведению.

Подход Герцберга

Фредерик Герцберг и два его сотрудника, Мауснер и Снайдерман, разработали теорию мотивации и гигиены в своей книге Motivation to Work .

Под влиянием иерархии потребностей Маслоу (Jones, 2011) Герцберг пришел к выводу, что удовлетворение и неудовлетворение нельзя надежно измерить в одном и том же континууме, и провел серию исследований, в которых попытался определить, какие факторы рабочей среды вызывают удовлетворение или неудовлетворение.

Герцберг и его коллеги исследовали влияние четырнадцати факторов на удовлетворенность и неудовлетворенность работой с точки зрения их частоты и продолжительности воздействия (Бассетт-Джонс и Ллойд, 2005).

В первом из этих исследований Хейзберг попросил 13 рабочих, служащих, мастеров, заводских инженеров и бухгалтеров подробно описать ситуации, когда они чувствовали себя исключительно хорошо или плохо по поводу своей работы (Robbins and Judge, 2013).

Как правило, респонденты, описывая ситуации, когда они чувствовали себя хорошо на своей работе, ссылались на факторы, присущие их работе, тогда как те, кто описывал ситуации, когда они чувствовали себя плохо на своей работе, ссылались на внешние факторы.

Herzberg (1959) рассматривает два типа факторов, которые могут увеличивать или уменьшать удовлетворенность работой: гигиенические факторы и факторы мотивации.

В то время как факторы гигиены связаны с «необходимостью избегать неприятностей», факторы мотивации более непосредственно ведут к удовлетворению работой из-за «потребности человека в саморазвитии и самореализации».

Традиционный взгляд на удовлетворенность работой подразумевает, что удовлетворенность работой и неудовлетворенность работой существуют в одном и том же континууме; сотрудники, у которых нет причин быть довольными своей работой, должны быть недовольны (Robbins and Judge, 2013).

Однако гигиенические и мотивационные факторы различны. Для Герцберга противоположностью удовлетворенности работой была не неудовлетворенность работой, а ее отсутствие. И наоборот, противоположностью неудовлетворенности работой является отсутствие неудовлетворенности работой (Kacel et al., 2005).

Эти два отдельных континуума удовлетворенности работой и удовлетворенности работой подтверждают возможность того, что кто-то может быть доволен одними аспектами своей работы, но неудовлетворен другими.

Возможно, более пессимистично, это также означает, что простое устранение «недовольных» не обязательно приведет к удовлетворению работой, а скорее к умиротворению (мотивационные концепции).

Эти так называемые «удовлетворяющие» (мотивационные факторы) и «неудовлетворяющие» (отсутствие гигиенических факторов) динамичны, постоянно взаимодействуют, сильно подвержены изменениям и связаны с работником (Misener and Cox, 2001).

Некоторые удовлетворенные или неудовлетворенные люди могут быть более важными, чем другие, в зависимости от личного и профессионального контекста.

Независимо от того, перевешивают ли неудовлетворенные люди удовлетворенных, по словам Герцберга, зависит, найдут ли сотрудники свою работу интересной и приятной, а также вероятность того, что они останутся на своих нынешних рабочих местах (Kacel et al., 2005).

Факторы мотивации

Herzberg et. др. (1959) утверждает, что факторы мотивации необходимы для повышения удовлетворенности работой.

Эти мотиваторы, по Герцбергу, присущи работе и приводят к удовлетворению работой, поскольку удовлетворяют потребности в росте и самореализации (Herzberg, 1966).

В своей оригинальной статье Герцберг исследует 14 мотивационных и гигиенических факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • Развитие
    Герцберг определял продвижение по службе как восходящий и положительный статус или положение кого-либо на рабочем месте. Между тем, отрицательный или нейтральный статус на работе означает негативное продвижение (Alshmemri et al., 2017, 2017).
  • Сама работа
    Само по себе содержание служебных заданий может иметь положительное или отрицательное влияние на сотрудников. Сложность работы и уровень вовлеченности могут существенно повлиять на удовлетворенность или неудовлетворенность на рабочем месте (Alshmemri et al., 2017, 2017).
  • Возможность роста
    Возможности роста существуют в том же духе, что и самоактуализация Маслоу; это возможность для человека испытать личный рост и продвижение по службе.
    Личностный рост может привести к профессиональному росту, расширению возможностей для развития новых навыков и методов, а также к получению профессиональных знаний (Альшмемри и др., 2017, 2017).
  • Ответственность
    Ответственность включает в себя как обязанности, возложенные на человека, так и полномочия, предоставленные человеку в его роли. Люди получают удовлетворение от того, что им дается ответственность и полномочия принимать решения. И наоборот, несоответствие между ответственностью и уровнем полномочий негативно влияет на удовлетворенность работой (Alshmemri et al., 2017, 2017).
  • Признание
    Когда сотрудники получают похвалу или вознаграждение за достижение целей на работе или за выполнение высококачественной работы, они получают признание. Негативное признание предполагает критику или порицание за плохо выполненную работу (Alshmemri et al., 2017, 2017).
  • Достижение 
    Позитивное достижение может включать, например, выполнение сложной задачи вовремя, решение проблемы, связанной с работой, или получение положительных результатов от своей работы. Отрицательные достижения включают в себя неспособность добиться прогресса на работе или плохое принятие решений, связанных с работой (Alshmemri et al., 2017, 2017).

Гигиенические факторы

Гигиенические факторы снижают неудовлетворенность работой. Герцберг, Мауснер и Снайдерман использовали термин «гигиена» в отношении «медицинской гигиены… [которая] направлена ​​на устранение опасностей для здоровья из окружающей среды» (1959; Alshmemri et al., 2017).

Герцберг также утверждает, что гигиенические факторы не связаны с работой и функционируют в «необходимости избегать неприятностей» (Herzberg, 1966).

Гигиенические факторы относятся не только к содержанию работы как таковой, но и к контекстуальным факторам, таким как межличностные отношения, заработная плата, политика и администрация компании, отношения с руководителями и условия труда:

  • Межличностные отношения
    Межличностные отношения включают личные и рабочие отношения между работником и его начальниками, подчиненными и коллегами. Это может проявляться, например, во взаимодействиях, связанных с работой, а также в социальных дискуссиях как в рабочей среде, так и во время неформальных перерывов.
  • Заработная плата
    Заработная плата включает повышение заработной платы или оклада и, что отрицательно, несбывшиеся ожидания относительно повышения заработной платы или заработной платы (Alshmemri et al., 2017).
  • Политика и администрация компании
    Политика и администрация компании включают такие факторы, как степень ясности или неясности политики и руководящих принципов организации и управления компании. Например, отсутствие делегирования полномочий, расплывчатые политики и процедуры и коммуникация могут привести к неудовлетворенности работой (Alshmemri et al., 2017).
  • Надзор
    Надзор включает в себя суждения работника о компетентности или некомпетентности, а также о справедливости или несправедливости руководителя или надзора. Например, это может включать готовность руководителя делегировать ответственность или помогать, а также его знание выполняемой работы. Плохое руководство и управление могут снизить неудовлетворенность работой (Alshmemri et al., 2017).
  • Условия труда
    Наконец, условия труда включают физическое окружение работы и то, являются ли они хорошими или плохими. Факторы, приводящие к хорошему или плохому рабочему месту, могут включать объем работы, пространство, вентиляцию, инструменты, температуру и безопасность (Alshmemri et al., 2017).

Примеры

Сестринское дело

Эмпирические исследования удовлетворенности работой медсестер, например исследования Kacel et al. (2005) и Jones (2011) поддерживают мотивационно-гигиеническую теорию Герцберга, утверждая, что гигиенические факторы менее важны для удовлетворенности работой, в то время как мотивационные факторы приводят к удовлетворенности работой (Alshmemri et al., 2017).

В одном из таких исследований Kacel et al. (2005) использовали теорию Герцберга в качестве основы для качественного изучения удовлетворенности работой среди 147 практикующих медсестер на Среднем Западе США.

Касель и др. заметил исследование Кельбеля, Фуллера и Мизенера (1991), в котором предполагалось, что медсестры часто становятся практикующими медсестрами из-за неудовлетворенности своим положением медперсонала и желания использовать свои способности в полной мере — для реализации того, что Герцберг назвал мотивационными факторами.

В частности, медсестры становятся практикующими медсестрами, по словам Каселя, из-за сложности и автономии, которые дает эта роль (2005).

Исследователи разработали шкалу удовлетворенности работой практикующих медсестер Misener (Misner and Cox, 2001), которая представляет собой анкету из 44 пунктов, в которой основное внимание уделяется шести мотивационным и гигиеническим факторам Герцберга: коллегиальность; автономность профессионального, социального и общественного взаимодействия; профессиональный рост; время; льготы и компенсации (Kace et al. , 2005).

В исследовании была предпринята попытка описать, какие из этих факторов наиболее тесно связаны с удовлетворенностью и неудовлетворенностью, и было обнаружено, что заработная плата и административная политика, в частности, влияют на неудовлетворенность работой медсестер (Kacel et al., 2005).

Удовлетворенность работой менеджера среднего звена в Индии

Несмотря на то, что теория мотивации и гигиены Герцберга подверглась резкой критике, она по-прежнему оказывает большое влияние на текущую методологию, особенно в ряде современных азиатских исследований рабочих мест (Robbins and Judge, 2013).

Vijayakumar and Saxena (2015) однажды провели такое исследование в Индии.
Пытаясь разрешить разногласия по поводу того, является ли денежная компенсация мотивирующим фактором плохой гигиены, исследователи использовали анкету, чтобы спросить 144 менеджеров среднего звена о том, какие факторы больше всего влияют на их удовлетворенность работой.

В конечном счете, исследователи пришли к выводу, что удовлетворенность работой на самом деле в большей степени определяется содержанием работы, организационным контекстом, а также вознаграждениями и условиями труда, при этом денежная компенсация выступает в качестве отдельного фактора (Vijayakumar and Saxena, 2015).

Применение эвристики ИГРЫ и теории Герцберга к видеоиграм .

В целом Страат обнаружил, что видеоигры, признанные низкокачественными — с низкой средней оценкой на популярном веб-сайте с обзорами — как правило, имеют больше проблем с удобством использования; однако в своих обзорах пользователи, как правило, выражали больше мнений об эстетике игры, повествовании или сюжетной линии, чем о проблемах удобства использования (Straat and Verhageen, 2014).

Эвристика PLAY, разработанная Десурвиром и Вибергом (2009), перечисляет ряд факторов в таких категориях, как игровой процесс, эмоциональное погружение, удобство использования и игровая механика.

Эта эвристика включает в себя такие факторы, как «Игроки чувствуют себя под контролем», «Игровые цели ясны» и «существует эмоциональная связь между игроком и игровым миром», которые аналогичны факторам рабочего места Герцберга.

Затем исследователи классифицировали каждый элемент этой эвристики как гигиенический или мотивационный фактор в соответствии с ответами участников (Straat and Warpefelt, 2015).

Критическая оценка

Теория двух факторов не получила должного подтверждения исследованиями. Как правило, критика теории сосредоточена на методологии и предположениях Герцберга.

Критики также отмечают, что если гигиена и мотивационные факторы одинаково важны для человека, то и те и другие должны быть способны мотивировать сотрудников (Robbins and Judge, 2013).

Герцберг провел свое исследование теории формирующей мотивации в то время, когда организации были склонны к жесткости и бюрократии. По мере того, как организации отходили от массового производства к инновациям, развивались новые теории мотивации, основанные, например, на бихевиоризме (Bassett-Jones and Lloyd, 2005).

После результатов Герцберга появилось большое количество повторных исследований. Те, кто использовал методологию Герцберга — схему критических инцидентов — согласовывались с его первоначальными результатами, в то время как исследования, в которых использовались такие методы, как опросы, поддерживали традиционную идею о том, что удовлетворенность работой и неудовлетворенность существуют в одном и том же континууме (Bassett-Jones and Lloyd, 2005).

Вскоре после публикации «Мотивации на работе» Врум (1964) выступил с заметной критикой этого феномена: люди, естественно, склонны защищать свое эго, когда их просят вспомнить хорошие и плохие моменты работы, тем самым приписывая хорошие моменты своим личным достижениям и способностям. и плохие моменты для работы (Бассет-Джонс и Ллойд, 2005).

Таким образом, в оригинальном качественном исследовании Герцберга, в котором участвовало около 200 участников, участники могли быть предвзятыми, когда думали о временах в прошлом, когда они чувствовали себя хорошо или плохо в отношении своей работы.

Тем не менее, критики изо всех сил пытались понять, как методология Герцберга давала результаты с такой последовательностью. Тем не менее критики продолжали приписывать результаты Герцберга таким факторам, как предвзятость социальной желательности (Wall, 1973) и личность (Evans and McKee, 1970).

Ссылки

Alderfer, CP (1972). Существование, родство и рост: потребности человека в организационных условиях.

Альшмемри, М., Шахван-Акл, Л., и Мод, П. (2017). Двухфакторная теория Герцберга. Журнал наук о жизни, 14(5), 12-16.

Bassett-Jones, N., & Lloyd, G.C. (2005). Обладает ли теория мотивации Герцберга стойкостью? Журнал развития менеджмента.

Десурвир, Х., и Виберг, К. (2009). Эвристика удобства использования игр (PLAY) для оценки и разработки лучших игр: следующая итерация. Доклад представлен на Международной конференции по онлайн-сообществам и социальным вычислениям.

Дион, MJ (2006). Влияние невежливости на рабочем месте и профессионального стресса на удовлетворенность работой и намерение текучести медсестер неотложной помощи: Университет Коннектикута.

Эванс, М., и Макки, Д. (1970). Некоторые эффекты внутренней и внешней ориентации на отношения между различными аспектами удовлетворенности работой. J Appl Psychol, 2(1), 17-24.

Герцберг Ф.И. (1966). Работа и природа человека.

Герцберг Ф.И. (1970). Избегание боли в организации. Неделя индустрии. Декабрь, 7.

Герцберг Ф.И. (1971а). Подробнее о том, как избежать боли в организации. Неделя индустрии. 18 января.

Герцберг, Ф. И. (1974). Мудрый старый турок. Гарвардский бизнес-обзор, 54(5), 70-80.

Герцберг Ф.И. (1982). Управленческий выбор: быть эффективным и быть человечным (2-е изд., ред.). Солт-Лейк-Сити, Юта: Олимп.

Герцберг Ф.И. (1991). Счастье и несчастье: краткая автобиография Фредерика И. Герцберга. Неопубликованная рукопись, Университет Юты, Солт-Лейк-Сити.

Герцберг. Ф. И. и Хэмлин Р. М. (1961). Мотивационно-гигиеническая концепция психического здоровья. Психическая гигиена, 45 , 394-401.

Герцберг Ф.И., Мауснер Р., Петерсон Р. и Кепвелл Д. (1957). Отношение к работе: обзор исследований и мнений. Питтсбург, Пенсильвания: Психологические службы Питтсбурга.

Герцберг Ф.И., Мауснер Б. и Снайдерман Б. (1959). Мотивация к работе (2-е изд.). Нью-Йорк:
Джон Уайли.

Джонс, Т.Л. (2011). Влияние факторов мотивации и гигиены на удовлетворенность работой школьных медсестер. Уолденский университет.

Касель, Б., Миллер, М., и Норрис, Д. (2005). Измерение удовлетворенности работой практикующей медсестры в штате Среднего Запада. Журнал Американской академии практикующих медсестер, 17 (1), 27–32.

Кёльбель, П.В., Фуллер, С.Г., и Мизенер, Т.Р. (1991). Удовлетворенность работой практикующих медсестер: анализ с использованием теории Герцберга. The Nurse Practitioner, 16 (4), 43, 46-52, 55.

Локк, Э. А., Шоу, К. Н., Саари, Л. М., и Латам, Г. П. (1981). Постановка целей и выполнение задач: 1969–1980. Psychological Bulletin, 90 (1), 125.

Дополнительная литература

Возрождение теории мотивации и гигиены: Герцберг и движение позитивной психологии

Белинг О., Лабовиц Г. и Космо Р. (1968) . Противоречие Герцберга: критическая переоценка. Журнал Академии управления, 11(1), 99-108.

Является ли самореализация биологической потребностью?

Хотя его первая статья на эту тему была опубликована почти 80 лет назад, иерархия потребностей Абрахама Маслоу остается одним из основных элементов позитивной и поп-психологии. Модель Маслоу, которую часто изображают в виде пирамиды, утверждает, что люди — это ведомый вид, постоянно преследующий новые цели. Если у нас есть пища, то мы стремимся к безопасности; если у нас есть безопасность, то мы стремимся обрести любовь и принадлежность; а потом почитай; и, наконец, самореализация.

Самоактуализация, или реализация своего истинного потенциала, почти всегда описывается как высокая цель, выход за пределы своих низменных потребностей и мотивов, позволяющий нам преследовать утонченную, абстрактную цель, на которую способны только люди. преследовать. Но что, если желание самореализоваться не является совершенно абстрактным стремлением? Что, если желание самореализации на самом деле всего лишь еще один способ отыграть какое-то запрограммированное биологическое поведение?

Профессор психологии Дуглас Кенрик и его коллеги хотели изучить этот вопрос. «Традиционный взгляд на самоактуализацию рассматривал ее как нечто «над» базовыми физиологическими и социальными желаниями — она находится на вершине знаменитой пирамиды потребностей Абрахама Маслоу», — сказал Кенрик в своем заявлении.

«На самом деле любимыми примерами самоактуализирующего поведения у Маслоу были игры на гитаре или сочинение стихов для собственного удовольствия. … Но если взглянуть на человеческое поведение с эволюционной точки зрения, маловероятно, что наши предки эволюционировали, чтобы решать все проблемы выживания, заводить друзей, приобретать статус и завоевывать себе пару, просто чтобы уйти и развлечься».

Вместо этого Кенрик и его коллеги утверждают, что стремление к самореализации на самом деле является для нас просто еще одним способом удовлетворения укоренившихся биологических императивов.

Самоактуализация и эволюционная психология

Но сначала, что такое самоактуализация? Маслоу утверждал, что низшие потребности, такие как утоление голода, имеют приоритет над более высокими, такими как социальные потребности. Но даже после того, как эти потребности были удовлетворены, писал он,

«мы все еще можем часто (если не всегда) ожидать, что вскоре возникнут новые неудовлетворенность и беспокойство, если индивидуум не будет делать то, к чему он приспособлен. Музыкант должен сочинять музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если он хочет быть в конечном счете счастливым. Каким человек может быть, таким он и должен быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».

Но самоактуализация может не так сильно отличаться от этих базовых потребностей. В исследовании Кенрика и его коллег они обнаружили, что большинство людей воспринимают самореализацию таким образом, что на самом деле это просто еще один подход к передаче своих генов следующему поколению.

Эволюционная психология исходит из того, что никакое человеческое поведение не возникает случайно; естественный отбор сокращает наше поведение, чтобы гарантировать, что останутся только те, которые позволяют нашим генам передаваться по наследству. Если вы умрете от голода, у вас не будет особых шансов найти себе пару или позаботиться о потомстве, поэтому мы вынуждены искать пищу. Если вы не чувствуете страха или беспокойства, опасные хищники могут устроить вам засаду в джунглях или вы можете упасть со скалы. Если вы не испытываете привязанности к своим родственникам и не хотите заботиться о них, близкородственные геномы, которыми они обладают, могут не передаться.

Основываясь на этой точке зрения, Кенрик и его коллеги опросили более 1200 человек, попросив их подумать о том, что бы они делали, если бы занимались самореализацией. Затем они попросили участников исследования оценить, какие «фундаментальные мотивы» больше всего отразились в их ответах. Эти фундаментальные мотивы были разработаны на основе иерархии потребностей Маслоу, но модель Маслоу была переработана в соответствии с перспективой эволюционной психологии. Итак, участников спросили, считают ли они, что их версии самореализации отражают фундаментальные мотивы, такие как самозащита, принадлежность (или поиск друзей/союзников), приобретение партнера, удержание партнера, предотвращение болезней, поиск статуса и забота о родственниках.

Результаты ясны. На вопрос о том, какой будет их версия самореализации, большинство людей дали ответы вроде «Получу 4. 0 и буду готовиться к экзаменам», «Если бы я прямо сейчас занимался самореализацией, у меня была бы работа в спектакле — возможно, в театре. Я был бы успешным, обожаемым, богатым театральным актером, может быть, на Бродвее. У меня также было бы много крепких, близких друзей» и «Я бы написал великий американский роман». Когда их попросили подумать о том, какие фундаментальные мотивы, по их мнению, отражались в этих воспринимаемых версиях их самоактуализированных «я», большинство респондентов указали, что поиск статуса был самым важным компонентом.

В эволюционной психологии поиск статуса играет важную роль. У особей с более высоким статусом больше шансов найти себе пару, сохранить эту пару и обеспечить любое потомство. Таким образом, Кенрик и его коллеги пришли к выводу, что самоактуализация на самом деле не так уж отличается от более низких уровней иерархии Маслоу; вместо этого это был просто еще один способ удовлетворения этих «основных» потребностей.

Что бы об этом подумал Маслоу?

Маслоу считал, что лишь немногие удачливые и целеустремленные люди могут достичь самореализации, поэтому вполне вероятно, что лишь немногие из этих людей смогли самореализоваться. Когда респондентов спросили об их видении того, на что будет похожа самоактуализация, респонденты исследования, возможно, вместо этого просто рассказали, при каких обстоятельствах будет удовлетворена потребность, которую они чувствовали больше всего, приняв ее за самореализацию. В иерархии Маслоу стремление к статусу, скорее всего, подпадает под потребность в уважении, которое лежит сразу за самореализацией.

Чтобы противостоять этому, авторы исследования указывают на два важных факта. Во-первых, Маслоу указал на нескольких исторических личностей, которые, по его мнению, достигли самоактуализации. Все без исключения были историческими титанами, людьми с высоким статусом, такими как Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Согласно модели Маслоу, самореализация не требует от человека достижения высокого статуса. Скорее, этому может способствовать естественная мотивация к самоактуализации. Но его выбор только исторических личностей с высоким статусом предполагает, что стремление к статусу действительно может быть более глубокой мотивацией самореализации.

Этот контраргумент несколько ослабляется тем фактом, что Маслоу также изучал нескольких своих современников, которых он знал лично. Он просто не хотел публиковать их имена. Они также могли быть людьми с высоким статусом, но они также могли быть и более скромными людьми.

Более убедительным является аргумент, что с функциональной точки зрения не имеет значения, является ли стремление к самореализации стремлением к статусу. Самоактуализирующийся человек может вообще не заботиться о статусе, но стремление к самореализации часто приводит к статусу. Если это стремление к самореализации действительно заложено в нашей генетике, то тем, кто его реализует, будет легче найти себе пару и заботиться о потомстве, в результате чего эта программа будет передана будущим поколениям. Принижает ли это как-то идею самореализации? Едва ли. Вместо этого подобные исследования и эволюционная психология просто обосновывают теорию Маслоу, приближая ее к сфере эмпирического, а не чисто концептуального.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts