Мнемотехника что это такое в психологии: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Содержание

Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Теория памяти в мнемотехнике

Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Теория памяти в мнемотехнике

 

Пятница, 08.04.2005. Выпуск 81

Теория памяти в мнемотехнике

Этот выпуск рассылки познакомит вас с моделью памяти, на которой основаны методы запоминания в мнемотехнике (Система запоминания «Джордано»). Для более детального изучения этого вопроса смотрите раздел «Учебник мнемотехники».

Мнемоническая модель памяти сильно отличается от моделей памяти, с которыми вы могли познакомиться в психологической литературе. Поэтому, если вы собираетесь писать реферат или сдавать зачет по теме «Память человека», вам лучше использовать материал из учебников психологии для вузов. Вряд ли преподаватель поставит вам хорошую оценку, если увидит в реферате незнакомые термины и теории…

Процесс «память»

Процесс «память» — один из психический процессов мозга, отвечающий за образование и сохранение связей между нервными клетками.

Трудно свыкнуться с мыслью, что память — это связь

 

Пример. Доктор бьет молоточком по нерву, мышца ноги рефлекторно сокращается. Работает безусловный рефлекс, работает связь, генетически заложенная в мозг. Эта связь — и есть память.

Правильно организованный опыт облегчает понимание

 

Пример. Вы приходите домой, и видите гитару на вешалке. Вы догадываетесь, кто пришел к вам в гости. Стимул «гитара» вызывает в воображении целостный образ человека, которого вы многократно видели с этой гитарой. Связь образа гитары с образом человека в вашей голове — это память.

Мнемотехника выделяет и использует два вида памяти.

Реакция на стимул возникает в воображении. Мозг достраивает
картинку-стимул до целостного образа

Запоминание

Запоминание — комплексный процесс накопления в мозге системы связей, на основе взаимодействия нескольких психических процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления.

Мнемотехника разделяет «память» и «запоминание». Эффективность запоминания зависит не только от памяти. Если у человека будет нарушен один из психических процессов (мышление, внимание, представление), то запоминание станет невозможным, даже если процесс «память» будет исправным.

Запоминание бывает трех видов.

Непроизвольное запоминание

Когда вы идете по улице, ваш мозг автоматически фиксирует связи между образами. Вам ничего не нужно делать для запоминания, так как глаза воспринимают уже соединенные образы.

Восприятие образов с общим контуром — это сигнал для включения процесса «память». То, что в психологии называется «когнитивные карты», создается в мозге автоматически, в процессе естественного, непроизвольного запоминания.

Произвольное запоминание

Есть информация, которая не запоминается естественным образом. Если мы посмотрим на страницу книги, то мы не сможет её пересказать. Нам нужно прочитать эту страницу. Когда вы специально удерживаете внимание на информации — это называется произвольным запоминанием.

При чтении в голове возникают образы (мыленное кино), мы видим то, о чем рассказывается в тексте. В воображении возникают образы, эти образы самопроизвольно соединяются. А дальше — как и в случае с непроизвольным запоминанием. Мозг запоминает связи между образами. Когда мы захотим пересказать прочитанную страницу, мы будет вспоминать картинки и будет описывать их словами.

Поэтому пересказ прочитанного текста всегда приблизительный.

Если бы слова текста не вызывали в воображении зрительных образов,
мы бы не смогли ни понять, ни запомнить текст. Процесс
преобразования слов в образы и есть понимание

Сверхпроизвольное запоминание

Тексты бывают разные по сложности. Есть тексты, в которых содержится много точных данных (числа, фамилии, названия, термины, формулировки, формулы и пр.) Когда мы читаем такой текст, воображение «спотыкается» на точной информации, точная информация не преобразуется в образы. Сравните: карандаш лежит на столе. Или: ввести суппозитории ректально. То, что мозг не смог преобразовать в образы автоматически, «вырезается» из памяти. И при пересказе текста, мы не можем вспомнить точные данные.

Для запоминания таких текстов нужно использовать сверхпроизвольное запоминание. Это такое запоминание, когда процесс запоминания полностью контролируется. При чтении сложного текста человек делает остановки на точной информации, специально запоминает с помощью мнемонических методов последовательность абзацев текста и точные сведения в каждом абзаце. В голове специально создается образный конспект текста, который позволяет пересказать текст своими словами, но очень точно, не пропуская ни одного имени, названия или термина.

Искусственными являются не методы запоминания,
а информация, для запоминания которой мозг не приспособлен.
Мнемотехника всего лишь переводит информацию
на язык мозга, на язык образов

Способности запоминания обычного человека лежат где-то посередине между произвольным и сверхпроизвольным запоминанием. Почему посередине? Потому что каждый человек изобретает свои собственные приемы запоминания, когда сталкивается с необходимостью запоминать то, что мозг запоминать не умеет.

Инертность анализаторных систем

Возьмем в качестве примера зрительный и слуховой анализаторы. Анализаторные системы мозга обладают инертностью. Очень часто инертность анализаторных систем путают с памятью. Психологи их так и называют: «иконическая память», «кратковременная память». Но это вводит в заблуждение. Ведь процесс «память» — это образование связей. А в анализаторных системах никаких связей не создается.

Если мы посмотрим на цифры телефонного номера, написанные на бумаге, то мы некоторое время будем продолжать видеть эти цифры в воображении. Но они не сохраняются в мозге, мы не сможем их вспомнить уже через одну минуту.

Но если мы посмотрим на картинку, на которой несколько образов имеют один общий контур, то эта картинка попадает в память. В этом случае работает не только инертность анализаторных систем, но и включается процесс память, реагирующий на соединенные образы.

Инертность зрительного анализатора хорошо наблюдается в темной комнате. Когда глаза привыкнут к темноте, поднесите руку к лицу и на мгновение осветите ладонь искрой зажигалки. Последовательный образ появится примерно через одну секунду и будет сохраняться около пяти секунд. Вы в буквальном смысле слова будете видеть свою ладонь.

Если мы прослушаем ряд цифр, то легко сможем повторить последние 5-7 цифр. Это проявление инертности слухового анализатора. Но цифры эти не попадают в память. Уже через минуту мы не сможем их вспомнить.

Но если мы прослушаем предложение «На голубой тарелочке стоит белая чашка с молоком», то к инертности слухового анализатора присоединяется работа памяти. Слова вызывают комбинацию образов в воображении. Возникшие в воображении связи между образами фиксируются процессом «память». Мы сможем вспомнить это предложение и на следующий день, и даже через месяц.

Инертность анализаторных систем основана на явлении медленной синаптической передачи. Когда нервная клетка получает стимул, она выбрасывает специальные «медленные» нейромедиаторы, которые продолжают стимулировать следующую нервную клетку некоторое время, несмотря на то, что стимула уже нет.

Инертность анализаторных систем часто путают с памятью

Так как связи в анализаторных системах не образуются, инертность анализаторных систем не может быть классифицирована как память. Это именно инертность, временная задержка стимула.

Тем не менее, именно инертность анализаторных систем чаще всего используется человеком для «запоминания». Сознательно повторяя числа или прорисовывая их в воображении, человек может задержать информацию в анализаторной системе длительное время, достаточное для того, чтобы найти карандаш и блокнот.

Можно использовать инертность зрительного и слухового анализаторов одновременно. На этом основан простой фокус с «памятью» (разглашается с разрешения Олега Степанова). Одновременное использование двух анализаторов позволяет увеличить объем временно удерживаемой информации ровно в два раза. Вместо семи цифр можно временно удержать четырнадцать. Напишите на листке четырнадцать чисел. Семь цифр удерживайте в зрительном анализаторе, а семь других проговаривайте — удерживайте в слуховом анализаторе.

За время удержания информации в анализаторных системах, вы можете запомнить цифры с помощью мнемонических методов, запомнить навсегда. У непосвященных создается иллюзия мгновенного запоминания.

Вывести такого фокусника на чистую воду очень просто. После «мгновенного запоминания» нужно предложить ему решить пяток примеров на сложение. После этого он не сможет вспомнить цифры, которые мгновенно «запомнил».

Оставим инертность анализаторных систем людям с толстыми записными книжками и вернемся к памяти.

Двухкомпонентная модель памяти

Теория памяти в мнемотехнике выделяет два вида памяти, два процесса «память».

В отличие от официальной психологии, которая делит память на кратковременную и долговременную, в мнемотехнике память делится на два вида по СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗИ. Понятия «кратковременная память» и «долговременная память» в мнемотехнике не используются.

Две памяти, два разных способа образования связей

Первый вид памяти — рефлекторные связи

Этот вид связи хорошо изучен и описан во всех учебниках. Как известно, рефлекторные связи бывают безусловными (врожденными) и условными (созданными в течение жизни).

Когда мы дотрагиваемся до горячего утюга, рука самопроизвольно отдергивается. Это пример безусловного рефлекса.

Когда мы слышим слово «звезда», в воображении появляется образ звезды. Это пример условного рефлекса, образованного в мозге в процессе обучения.

Рефлекторные связи физически существуют в мозге в виде зоны синапса, области химической передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Нельзя классифицировать рефлекторную память только по наличию синаптической связи. Ведь все нервные клетки в мозге имеют такие связи. К рефлекторной памяти относятся синаптические связи между нервными клетками разных анализаторных систем, которые создаются в специальных, ассоциативных зонах мозга, где имеют свои «представительства» все анализаторные системы.

В ассоциативных зонах мозга создаются связи между разными анализаторными системами

Чтобы рефлекторная связь образовалась, отростки нервных клеток должны находится на очень близком расстоянии, порядка 50 ангстрем, и должны работать периодически в течение нескольких дней.

Рефлекторная связь является однонаправленной, импульс проходит по нервной клетке в одном направлении.

Рефлекторные связи могут быть цепными, один стимул может запустить длинную последовательность реакций. Такие цепочки связей создаются между вставочными нейронами. (Обычно рефлекторная дуга включает в себя промежуточные нервные клетки.) Последовательность реакций может «проигрываться» в воображении — идеомоторный уровень, или реализовываться физически, с помощью мышц. Примером таких последовательных реакций может быть внутренняя или обычная речь.

Ещё одна важная особенность цепочек рефлекторных связей — это то, что они всегда стремятся к завершению, к «прокрутке» до конца (антиципация). Если программа начала реализовываться, человек не может её остановить. Например, профессиональной машинистке трудно прекратить печатать сразу, ей нужно допечатать предложение до конца. Ярким примером антиципации являются речевые автоматизмы, когда по началу фразы мозг воспроизводит всю фразу целиком (Мороз и солнце, день чудесный. ..). Явление антиципации используется в мнемотехнике, например, для запоминания фраз изучаемого иностранного языка.

Второй вид памяти — электрические (резонансные) связи

Этот вид памяти не описан в психологии, поэтому в Системе запоминания «Джордано» ему присвоено название «электрическая память».

Нейрофизиологи длительное время блуждают вокруг этого вида памяти, но не могут его сформулировать. Они делают предположение, что информация может сохраняться в пейсмейкерной активности нервных клеток (постоянный незатухающий электрический потенциал на мембране нейрона). Ошибка связана с трудностью понимания того, что является информацией для мозга.

Информация для мозга — это последовательная связь нескольких простейших элементов. Изменение последовательности связей ведет к изменению информации (в привычном смысле этого слова).

Василий Иванович — 125-36-72
Иван Васильевич — 125-72-36

Смысл запоминания заключается в запоминании связей между элементами.

Информация не сохраняется в электрической активности нервных клеток. Информация сохраняется в невидимой резонансной связи между нервными клетками. Примером такой связи может быть невидимая резонансная связь между двумя одинаковыми камертонами, или между двумя струнами, настроенными на одну ноту.

Электрическая память — процесс синхронизации электрической активности в группе одновременно работающих нервных клеток.

Преобразование точечной картинки в набор
контурных картинок. Синхронизация электрической
активности на мембранах нервных клеток

Клетки с одинаковым набором частот резонируют,
включаются и генерируют недостающие образы

 

Связи резонансные и связи рефлекторные… Они очень разные. Рефлекторные связи — это исполнительная система мозга. Электрические связи, система таких связей — это наше сознание и подсознание, это мышление и воображение. Это «фильтр», который анализирует входные импульсы, прежде чем последует мышечная реакция организма.

Мнемотехника позволяет экспериментально определить временные характеристики электрической памяти, а также описывает особенности её функционирования. И, самое главное, мнемотехника позволяет управлять процессом создания таких связей.

Связь образуется очень быстро, достаточно удержать в воображении два соединенных образа несколько секунд. Нормативное время — 6 секунд, мировой рекорд — 0,65 сек (Andi Bell, запоминание 52-х игральных карт).

Естественное запоминание речи, текстов и всего того, на что смотрят наши глаза, основано на этом виде памяти. Мнемоническое запоминание отличается лишь тем, что образы соединяются в воображении специально и по определенным правилам.

Однократно созданная в мозге связь сохраняется примерно 40 минут.

Если связь будет активизироваться (восприниматься повторно или будет просматриваться в воображении), она может быть сохранена в мозге пожизненно. Таким образом, электрическая память является и кратковременной (40 минут) и долговременной одновременно.

С одним образом можно образовать много связей, но вспоминаться всегда будет последняя, которая забивает предыдущие связи. «Затертые» связи сохраняются в мозге и могут быть воспроизведены при напоминании (латентное обучение).

Техника запоминания в Системе «Джордано» построена так, что позволяет запоминать информацию с повторяющимися элементами. Например, одно число 13 (один и тот же образ) можно запомнить хоть тысячу раз. И во всех случаях связь с этим числом будет последней, т.е. легко будет припоминаться сознательно, без подсказок.

Главное отличие электрических связей от рефлекторных заключается в том, что электрические связи не являются однонаправленными. Если вы создали в воображении связку из нескольких образов (посмотрели на кошку, состоящую из морды, глаз, ушей, хвоста, лапок и пр.), то стимулом может быть любой образ этой связки. Реакцией всегда будет появление в воображении целостного образа, всех ранее связанных образов. Достаточно увидеть хвост, воображение дорисует его до целостного образа кошки.

Этот вид связи объясняет механизм, с помощью которого мозг создает ассоциации. Попытки (безуспешные) объяснить механизм образования ассоциаций в свое время делали Гартли и Сеченов (Ярошевский, История психологии).

Первую картинку память не запомнит, вторую запомнит. Память реагирует на общий контур

Человек может манипулировать образами в воображении, соединять их,
тем самым сознательно включая процесс «память»,
процесс образования связи между образами, имеющими общий контур

Для психологии достаточно принципиальных схем (модели), понимания сути явления, его экспериментального доказательства. Поэтому детальное нейрофизиологическое описание данного вида памяти оставим нейрофизиологам, физикам и математикам.

Итак, модель памяти в мнемотехнике выглядит очень просто.

Инертность анализаторных систем мозга

Не может быть классифицирована как память, так как связи не формируются

около 5-ти секунд Медленная синаптическая передача Способность повторить 7 услышанных или 7 увиденных цифр

Электрическая память
(резонансная, ассоциативная)

Воображение, мышление, сознание и подсознание

Не проявляется в видимой активности, но легко наблюдается интроспективно

Образование связи — 1-6 секунды

Сохранение от 40 минут до пожизненного

Сознательно связь создается с помощью мыслительной операции «Соединение двух образов»

Связи могут создаваться непроизвольно, при восприятии образов с общим контуром

Синхронизация электрической активности одновременно работающих нейронов, генерирующих образы

Не реагирует на точную информацию (даты, термины, телефоны и т. п.), для запоминания требуется преобразование в образы

Естественное запоминание любой визуальной информации, речи, текстов.

Основа мнемонических методов запоминания

Рефлекторная память

Исполнительная система мозга, проявляется в видимой мышечной активности, легко регистрируется приборами

Образование связи — порядка 3-х дней (в мнемонике)

Пожизненное сохранение

Формирование синаптической связи между нейронами разных анализаторов в ассоциативных зонах мозга Всё, что связано с мышечной и химической активностью: речь, машинопись, ходьба, выделение слезы, чихание и пр.

Это общее описание видов памяти. Разумеется, разные виды памяти могут взаимодействовать друг с другом. Модель не учитывает виды памяти, не связанные с когнитивными (познавательными) процессами, например генетическую память.

Проверить временные характеристики электрической памяти очень просто. В мнемотехнике это делается путем регистрации объема запоминаемой информации, времени запоминания, количества допущенных ошибок. Для запоминания чисел, например, числа преобразуются в образы и соединяются с заранее подготовленной последовательностью опорных (стимулирующих) образов. Использование мыслительной операции «Соединение образов» позволяет запоминать десятки и сотни образов с однократного восприятия каждого элемента. В зрительные образы может кодироваться любая информация (числа, термины, имена, названия и т.п.).

Если человек не обучен мнемонике (не умеет запоминать), то проверить механизм образования связи между соединенными образами можно путем последовательной демонстрации на экране картинок, на которых два образа имеют общий контур. В этом случае связи будут запоминаться мозгом автоматически.

Совсем необязательно, чтобы связи были необычными. Мозг запомнит любые связи

Для сканирования памяти, для считывания связей, нужно показывать одну из картинок пары. Мозг будет воспроизводить другую картинку (человек вспомнит вторую картинку пары).

Принцип работы памяти «Стимул — реакция» кажется вполне очевидным

Образование в мозге рефлекторных связей проверяется по скорости узнавания. Например, при заучивании образных кодов чисел скорость кодирования чисел в образы должна быть примерно 0,5 секунды. Числа предъявляются в случайном порядке.

Субъективно рефлекторные связи чисел с образами выражаются в том, что когда вы просматриваете ряд двузначных чисел, в воображении самопроизвольно воспроизводятся зрительные образы, соответствующие этим числам. Совершенно аналогично тому, как мы понимаем слова родного языка (ложка — образ «ложка», 35 — образ «куб»).

Понимание — процесс преобразования текста (речи) в комбинации зрительных образов в воображение.

Развитие визуального мышления (воображения) автоматически развивает функцию понимания текстовой информации.

Словарь мнемонических терминов вы можете найти на сайте Mnemonikon в разделе «Учебный раздел».

———————————

Таким образом, мозг вообще трудно отнести к запоминающему устройству. Мозг не запоминает ни образы, ни слова. Мозг запоминает связи, на основе которых каждый раз заново создает (генерирует) слова, образы, движения, речь. Функцию точного запоминания можно эмулировать в мозге с помощью мнемотехники. В норме (без специального обучения технике запоминания) мозг не может и не должен запоминать то, что мы привыкли называть словом «информация» (телефонные номера, исторические даты, списки, сложные тексты и пр. )

В норме память работает всегда «на узнавание», как реакция на стимул. Активное воспроизведение информации (без подсказок) возможно только после специального обучения технике запоминания, когда в мозге создается система внутренней стимуляции мозга (система опорных образов).

Приводимые временные характеристики электрической памяти получены эмпирическим путем. Они должны уточняться в процессе специально организованных опытов.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2005
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта ([email protected])
Воспроизведение материалов — по согласованию с Козаренко В.А.


что это, книги, упражнения, 9 мнемотехник на примерах

Мы можем помнить то, что сказали кому-то два года назад, но напрочь забыть, о чем прочитали только что. Если вам знакома эта ситуация, не переживайте, это нормально. Мозг не может запомнить всё — ему это просто не нужно.

Память — это способность накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Ресурсы памяти ограничены и зависят от состояния человека. Если вы мало спите, неправильно питаетесь, истощёны или болеете, запомнить что-то вы вряд ли сможете.

Но просто вести здоровый образ жизни мало. Мозг — это мышца. Чтобы запоминать и не забывать, человек должен регулярно заниматься.

Мы попросили психолога-психотерапевта, коуча Юлию Ватутину рассказать об особенностях работы памяти и о мнемонике: как с её помощью увеличить объём памяти и упростить запоминание информации.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Зачем тренировать память?

Как работает мнемоника?

9 мнемотехник для запоминания информации

1. Орфографическая мнемотехника
2. Мнемоника ключевых слов
3. Мнемотехника делим целое на части, или метод Доминика О’Брайена
4. Музыкальная мнемоника
5. Акронимы и акростихи
6. Рифмы
7. Ассоциации
8. Симонидский метод или дворец памяти
9. Метод привязки

Особенности тренировки памяти: чему следует уделить внимание?

Книги: что почитать по теме

Зачем тренировать память?

Основные механизмы запоминания даны нашему мозгу природой, но качество памяти, а, следовательно, и «натренированность» мозга зависит от многих факторов, в том числе от того, насколько интенсивно и как именно мы тратим его возможности.

Мозг — это мышца. Без регулярных тренировок он перестаёт развиваться и может утратить некоторые способности. Это приводит к снижению уровня интеллекта, ухудшению памяти, рассеиванию внимания, проблемам с речью.

Тренировать память можно разными способами, один из них — мнемоника. Преимущество метода в том, что его можно использовать в любом возрасте. Метод будет работать, если человек вовлечён в процесс, никаких особых навыков для его изучения не нужно.

Читайте также: Что такое когнитивные способности и 6 способов как их развивать

Как работает мнемоника?

Мнемоника или мнемотехника — это конкретные приёмы, которые помогут запомнить информацию. В их основе ассоциации: человек визуализирует какой-то образ, делает конкретное движение или придумывает слово, которое будет ассоциировать с конкретной информацией.

Например, чтобы запомнить лево и право, можно вытянуть ладонь тыльной стороной и оттопырить большой палец. Рука, похожая на букву «L», — слева.

Образ буквы возникает в голове безошибочно у всех, кто знает английский алфавит

Эффективность мнемоники не только улучшает память, она также изменяет структуру мозга и повышает управляемость памятью. Некоторые успешные мнемонисты, принимавшие участие в конкурсах запоминания, начали обучаться этой технике уже в зрелом возрасте, но все же они смогли значительно улучшить возможности своего мозга и памяти.

Мнемонику используют, чтобы запомнить последовательность данных или большой объем информации. С её помощью можно даже выучить иностранный язык за 1–2 месяца. Секрет в том, что мнемоника учитывает особенности восприятия информации взрослыми.

Ребёнку достаточно несколько раз услышать и повторить стих, чтобы его запомнить. Взрослый так не может. Чтобы новая информация осталась в голове, он должен связать новые данные с тем, что знал до этого. А для образования этой связи, он должен визуализировать данные, нарисовать в голове некую картину или придумать ассоциацию.

Можно брать чужие образы, придуманные кем-то до вас, или создать что-то своё. Олег Анатольевич Степанов в своей книге «Мнемоника: правда или вымыслы» рекомендует подбирать ассоциации, близкие лично вам — их вы быстрее запомните. Более того, лучше придумывать абсурдные и шокирующие образы, они быстрее врезаются в память.

Если такие примеры вам не подходят, ищите что-то своё. Например, британский мнемонист Доминик О’Брайен, чтобы запомнить последовательность игральных карт в колоде, отождествлял их с реальными людьми: Омаром Шарифом, Эриком Клэптоном и другими. Используя свою систему кодировки, он смог побить мировой рекорд и назвать 52 карты за 43 секунды.

Как Доминику это удалось? У него была своя особая техника. Об этой и других мнемотехниках поговорим дальше.

Читайте также: Как научиться концентрироваться на задаче и развить устойчивость внимания

9 мнемотехник для запоминания информации

Существует много различных техник запоминания, которые относятся к мнемотехнике. Их можно разделить на два типа:

  • Одни отвечают за то, какую цель запоминания человек преследует. Например, использование рифмы помогает для запоминания правил ПДД или неправильных глаголов английского языка. Созвучные слова упрощают изучение иностранных слов, а цепочки из образов используют для запоминания определенной последовательности.
  • Другие задействуют особенности восприятия информации. Например, визуалам будет проще работать с приемами, где необходимо представить образ, дать пространственную привязку. Аудиалы предпочтут метод историй или создание смысловых фраз из начальных букв.

1. Орфографическая мнемотехника

Орфографические мнемотехники используют, когда нужно запомнить написание сложного слова. Знакомые с детства стихи про правила написания русского языка — орфографические мнемоники.

Чтобы запомнить слова, их нужно зарифмовать.

2. Мнемоника ключевых слов

Эта техника подойдёт для изучения иностранного языка.

Чтобы запомнить:

  • Выбираете ключевое слово, которое каким-то образом наводит вас на мысли об иностранном слове.
  • Затем представляете, что это ключевое слово связано со значением слова, которое пытаетесь выучить.
  • Придумываете визуальный образ или ассоциацию, которая напомнит о правильном слове.
Если вы знаете, как выглядит гата, ассоциация сработает.

Можно пойти другим путём — визуализировать какую-то картинку, связанную с ключевым словом, и добавить туда исходное слово. Вот, как это работает, на примере испанского слова pasto — «трава».

Первое, что приходит в голову, — макароны. pasto = паста. Но как связать эту ассоциацию с переводным значением? Представьте, что из травы растут макароны, и визуализируйте образ. В следующий раз, когда вы задумаетесь, как по-испански будет «трава», в голову придёт ассоциация: паста, растущая из травы.

Читайте также: Виды интеллекта и 3 способа определить свой IQ, EQ и другие

3. Мнемотехника делим целое на части, или метод Доминика О’Брайена

Разделение или группировка информации — это техника, предусматривающая разделение сложной информации на более лёгкие сегменты. Идеально, если при разделении данные можно зарифмовать.

Эту технику используют в основном для запоминания цифр. Например, телефонных номеров или банковских карт. Так, число 47895328463 — сложное, его практически невозможно запомнить. Посмотрим, что будет, если разделить число на части.

47895328463
4 789 532 846 3
4789 532 8463

При разделении число уже кажется не таким сложным.

К этой технике относят и метод Доминика О’Брайена. Суть метода в том, чтобы к каждой цифре подобрать букву, с которой та будет ассоциироваться. Для первых пяти цифр Доминик предлагает использовать первые пять букв алфавита, а дальше каждый подбирает сам по своим ассоциациям.

Теперь у вас есть буквенные комбинации для любых пар цифр — от 00 до 99. Так, 00 = ОО, 01 = ОА, 02 = ОБ, 34 = ВГ, 55 = ДД, 82 = ЗБ и 99 = ЯЯ.

И что же вместо цифр нужно запоминать буквы?! Не совсем так. Эти буквы нужно раскрыть: то есть превратить их в инициалы известных людей.

Выписываем все комбинации цифр, рядом ставим буквы, расшифровываем инициалы и обязательно добавляем действие, с которым у вас ассоциируется этот человек:

  • 00 = ОО = Оззи Осборн = откусывает голову летучей мыши
  • 02 = ОБ = Отто Бисмарк = налаживает отношения Пруссии и России
  • 34 = ВГ = Виктор Гюго = пишет «Собор Парижской Богоматери»
  • 55 = ДД = Дональд Дак = ругает своих племянников
  • 99 = ЯН = Ян Янакиев = играет в «Семнадцать мгновений весны»

Вам нужно будет составить этот лист целиком (от 00 до 99) и запомнить всех известных людей и их действия. Не торопитесь: обязательно используйте ассоциации, чтобы облегчить себе работу.

Если вы просто составите лист известных людей, то в какой-то момент можете их не вспомнить. Ассоциации же помогают на интуитивном уровне — вы не полагаетесь на свою память.

Теперь представьте, что вам нужно запомнить этот номер 3455029900. Разбейте его на пары цифр. Получится: 34 55 02 99 00, или Виктор Гюго, Дональд Дак, Отто Бисмарк, Ян Янакиев, Оззи Осборн.

Но запоминать перечень имен так же сложно, как и набор цифр. Поэтому Доминик предлагает вам превратить этот перечень в историю — для этого и нужны действия, которые мы описали и запомнили ранее.

История будет такая: Виктор Гюго как-то ругал своих племянников. Вдруг появляется Отто Бисмарк, который играл в «Семнадцать мгновений весны», и откусывает голову летучей мыши.

Эту историю легко запомнить. Если вы хорошо поработали над своим листом имен и действий, потом вам достаточно будет вспомнить только первые 9 цифр и их буквы-ассоциации.

4. Музыкальная мнемоника

Ещё одна техника, которую мы все пробовали в детстве — песни, в которых зарифмована важная информация. Например, песня-считалочка «Дважды два — четыре» с примерами таблицы умножения.

Музыкальную мнемонику часто использует бизнес в рекламе. Пример: «8 800 555 35 35: проще позвонить, чем у кого-то занимать». 

Источник: youtube. Автор: ddengi

Для использования этого метода не нужно уметь писать музыку или играть на инструментах, достаточно придумать ритм.

5. Акронимы и акростихи

Акронимы — сокращение слов или целых фраз до первых букв. Например, в диалектической поведенческой терапии акронимы используют, чтобы зашифровать определённый навык.

Навык отвлечения включает несколько стадий: помочь, сравнить, разнообразить эмоции, вспомнить, отгородиться и перенаправить мысли. При размещении их в правильной последовательности получается акроним «Пережить». 

Источник: Раздаточный материал к тренингу навыков ДПТ. Автор: клинический психолог Юлия Горячева

Обратите внимание, что в примере список упорядочен таким образом, чтобы было легче составить «слово». Без такой компоновки составить акроним не получится.

Акростих работает аналогично, но вместо одного слова, человек составляет целое предложение. 

В акростихе описаны персонажи из сказок Пушкина, по этому стиху их легко запомнить

6. Рифмы

Рифмованные слова могут использоваться в качестве мнемоники, чтобы помочь нам запоминать информацию. Вы можете переставлять слова или заменять их другими словами с тем же значением, если это нужно для рифмы. Фразы остаются в памяти из-за многократных повторений и рифмы.

Читайте также: 9 полезных приложений для тайм-менеджмента

7. Ассоциации

С помощью этой техники можно кодировать новую информацию через ассоциативные связи с чем-то другим, что вы уже знаете. Установление связей облегчает запоминание и придаёт смысл изученному.

Ассоциативный метод можно использовать для запоминания практической любой информации. Например, можно запоминать имена людей. Подумайте с кем или чем у вас ассоциируется конкретный человек.

Например, вас знакомят с Катей — у неё рыжие волосы, она постоянно улыбается и щурит глаза. Кажется, что она хитрит. Вылитая лиса. Катю-лису запомнить легче, чем просто Катю.

8. Симонидский метод или дворец памяти

Ещё эту мнемотехнику называют методом путешествия. Вы визуализируете комнату или квартиру и мысленно связываете факты и информацию с конкретным местом или объектом на своём пути.

Олег Анатольевич Степанов в своей книге рассказывает о человеке, который, визуализируя слова, мысленно совершил кругосветное путешествие и даже слетал на Марс. На такой длинный путь его вынудила необходимость — он не мог «зайти» дважды в одно и то же место.

Дело в том, что при запоминании в одном месте нескольких слов образуется петля — человек не понимает, какое слово ему нужно использовать и куда идти дальше. Из-за этого возникают ошибки. Дорога должна быть одна, без ответвлений. 

Например, здесь человек перемещается по выдуманному помещению: комнаты сквозные, в каждой спрятан какой-то предмет. Если его попросят вспомнить седьмое слово, он мысленно дойдёт до седьмой комнаты, где спрятана звезда

9. Метод привязки

Метод привязки — техника для запоминания последовательной информации. Вы связываете визуальные образы последовательно друг с другом, присоединяя каждый следующий образ к предыдущему.

Рассмотрим, как это работает на примере списка покупок:

1. Вы составляете список слов, которые вам нужно запомнить:

  • хлеб,
  • петрушка,
  • яйца,
  • зубная паста,
  • морковь,
  • рыба,
  • горячий шоколад.

2. Последовательно визуализируйте каждое слово, затем связываете слова между собой.

Используя метод привязки, важно помнить о правилах мнемоники: придумывать абсурдные образы. Например, хлеб размером с телевизор.

К хлебу добавляете петрушку, но как её связать? Можно проткнуть хлеб насквозь стрелами из петрушки или вырастить в нем кустик зелени.

Далее — яйца. Оживите их. Представьте, что из скорлупы торчат маленькие клювики, которые вцепились в петрушку. Нижняя часть скорлупы вымазана чем-то белым — это зубная паста. Её так много, что она больше похожа на белый айсберг, в котором застряла морковь, в которую вцепилась рыбина, хвост который тает, как горячий шоколад

С логической точки зрения картинка абсурдна, но с точки зрения мнемоники — это рабочий инструмент для запоминания

Ваша задача последовательно присоединять один образ к другому до тех пор, пока не закончатся слова.

Читайте также: 5 необычных способов соблюдать сроки: руководство для творческих людей

Особенности тренировки памяти: чему следует уделить внимание?

Как и в любой другой области развития, в тренировках памяти важна регулярность. Если делать это от случая к случаю, то видимого результата вы не добьетесь.

Основная суть тренировок заключается в том, чтобы сделать из них часть повседневной жизни, когда мнемотехнические действия будут осуществляться на автоматизме. Для этого важно обращать внимание на любую информацию: будь то прочитанная книга или рекламный ролик. 

Действенный способ — повторять запомнившуюся информацию через несколько дней в течение, например, недели или месяца. Изображение: Unsplash

Тем, кто хочет развивать свою память с помощью мнемотехники, мы рекомендуем начать с простых упражнений и использовать их регулярно. Оптимально будет подбирать упражнения в зависимости от задач, которые стоят перед человеком – запоминание речи, новых слов, списков и т. д.

Чем чаще вы будете тренироваться, тем быстрее вы освоите мнемотехники. Работать нужно в тишине за закрытыми дверями. Во время создания визуальных образов вас ничего не должно отвлекать.

Нужно чётко представить образ и связать его с конкретной информацией, а затем отработать навык. Картинка должна автоматически всплывать в голове при необходимости.

Читайте также: Принцип Парето простыми словами: как применять закон 80 на 20 в бизнесе и жизни

Книги: что почитать по теме

  • В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники» — это настоящий учебник, в котором есть всё. Описание техник, примеры, советы и рекомендации. Изложение сухое, но советы исчерпывающие.
  • Джошуа Фоер, «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» — книга о мнемотурнирах и выдающихся людях, добившихся феноменальных результатов.
  • Доминик О’Брайен, «Как развить суперпамять» — книга от известного мнемониста, о котором мы упоминали в статье. В ней его личные связки образов, история мнемоники и описание техник.
  • Тони Бьюзен, «Суперпамять» — в книге рассказывает, как использовать интеллектуальные карты.
  • Артур Думчев, «Помнить всё» — о принципах работе мозга, интересных фактах и советах.
  • О. А. Степанов «Мнемоника: правда или вымыслы» — истории о мнемонистах, практические советы и описание методов.

Высоких вам конверсий! 

05-04-2023

Что такое мнемотехника в психологии?

Мнемотехника — это метод, который помогает вам легче запомнить что-то. С технической точки зрения любая техника, которую вы используете, чтобы помочь себе что-то вспомнить, может быть мнемонической. Мы часто видим в фильмах, как аспиранты, которые, конечно же, безбожно гениальны, запоминают длинные сложные аббревиатуры и неожиданно сдают экзамен.

Когда они придумывают эти аббревиатуры, например, HMOG HWIP FMTTY, мозг может использовать эти устройства, чтобы вспомнить, что эта фраза на самом деле означает «Святая Богородица, как я буду платить за свое обучение в этом году». ?»

Особенно, когда кричат ​​с крыш, молясь, чтобы кто-нибудь услышал.

Что такое мнемотехника в психологии?

Вы когда-нибудь использовали морскую лачугу, чтобы запомнить каверзный факт, или глупую рифму, чтобы вспомнить номер телефона? Если да, то вы использовали мнемоническое устройство! Это как карта сокровищ для вашей памяти — инструмент, который поможет вам найти и запомнить информацию, которая в противном случае могла бы быть потеряна в море.

Мнемонические приемы бывают разных форм, например, классические акронимы (ROYGBIV для цветов радуги) или метод локусов (представление ментального «дворца памяти» для хранения информации). Но возможности безграничны, как семь морей — от глупых историй до возмутительных образов, мнемотехника найдется для каждого ученика.

Так что, если вы изо всех сил пытаетесь запомнить важные даты, длинные списки или даже словарный запас иностранного языка, пока не ходите по доске! Попробуйте создать мнемоническое устройство, которое поможет вам запомнить информацию и заставить ее застрять в вашем мозгу, как морские ракушки на корпусе корабля.

Различные типы мнемоники

Давайте поговорим о различных типах мнемоники, которые могут помочь вам вспомнить что-нибудь от имени этого нового коллеги по работе до ингредиентов вашего любимого рецепта!

Во-первых, есть аббревиатуры, которые представляют собой слова, образованные из первых букв каждого элемента в списке. Например, ДОМА — это аббревиатура, которая может помочь вам запомнить названия Великих озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее.

Далее идут акростихи, которые представляют собой предложения или фразы, в которых первая буква каждого слова соответствует определенной части информации. Классический пример — «Every Good Boy Does Fine», который может помочь вам запомнить ноты строк скрипичного ключа в музыке: E, G, B, D и F.

Разделение на фрагменты — это когда мы разбиваем большой объем информации на более мелкие, более управляемые «фрагменты». Например, если вы пытаетесь запомнить длинный номер, вы можете разбить его на более мелкие группы, например номер телефона (xxx-xxx-xxxx). Это облегчает запоминание, потому что теперь это всего лишь три меньших фрагмента информации вместо одного большого.

Ассоциация — это когда мы связываем новую информацию с чем-то, что мы уже знаем. Например, если вы пытались вспомнить имя «Бенджамин Франклин», вы могли бы связать его с тем, что он был одним из отцов-основателей Соединенных Штатов. Связывая новую информацию (его имя) с чем-то, что вы уже знаете (его историческое значение), становится легче запомнить.

Стихи и песни также являются отличными мнемоническими приемами. Они используют ритм и мелодию, чтобы помочь вам запомнить информацию. Например, «В тысяча четыреста девяносто втором году Колумб плыл по синему океану» поможет вам вспомнить год, когда Колумб открыл Америку.

И последнее, но не менее важное: дворцы памяти или метод локусов. Этот метод включает в себя создание мысленного образа знакомого места и связывание предметов, которые вы хотите запомнить, с конкретными местами в этом месте. Например, вы можете представить дом своего детства и связать предметы в списке покупок с разными комнатами или предметами в доме.

Обучение мнемотехнике | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Педагогическая психология: Оценка · Проблемы · Теория и исследования · Методы · Техника X предмет · Специальное изд. · Пастораль


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по этому вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Мнемоническое обучение — это использование стратегий ассоциативного обучения для улучшения обучения, памяти, припоминания и узнавания изученного материала.

А мнемоника (произносится как [nəˈmɑnɪk] в американском английском, [nəˈmɒnɪk] в британском английском) помогает запоминанию. Мнемоники часто являются словесными, например, очень короткое стихотворение или специальное слово, используемое, чтобы помочь человеку что-то вспомнить. Они часто используются для запоминания списков. Мнемоника опирается не только на повторение для запоминания фактов, но и на ассоциации между легко запоминаемыми конструкциями и списками данных, исходя из того принципа, что человеческий разум гораздо легче запоминает данные, связанные с пространственной, личной или иной значимой информацией, чем происходящие в бессмысленных последовательностях. Однако последовательности должны иметь смысл. Если составлена ​​​​случайная мнемоника, это не обязательно средство для запоминания.

Слово мнемоническое имеет общую этимологию с Мнемосиной , именем титана, олицетворявшего Память в греческой мифологии. Первым известным упоминанием мнемоники является метод локусов, описанный Цицероном в De Oratore .

Основное предположение состоит в том, что существует два вида памяти: «естественная» память и «искусственная» память. Первый является врожденным, и это тот, который все используют каждый день. Искусственная память тренируется путем изучения и применения различных мнемонических приемов. Последняя может быть использована для совершения необычайных подвигов памяти, которые невозможно осуществить, используя только естественную память.

Содержание

  • 1 Методы
    • 1.1 Система рифмовки чисел
    • 1.2 Яйцо и копье или числовая система
    • 1.3 Визуальная мнемоника
  • 2 Примеры простой мнемоники первой буквы
    • 2. 1 Наука и техника
      • 2.1.1 Биология, медицина и анатомия
        • 2.1.1.1 Черепные нервы
        • 2.1.1.2 Ветви наружной сонной артерии
        • 2.1.1.3 Биологические группировки в таксономии
        • 2.1.1.4 Характеристики ДНК
    • 2.2 Другие мнемонические системы
  • 3 Произвольность мнемоники
  • 4 Мнемотехника при овладении иностранным языком
  • 5 История мнемотехники
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера
  • 8 статей
  • 9 Внешние ссылки
    • 9.1 Прочее

Техники[]

Мнемоническая техника является одним из многих средств запоминания, которые используются для создания ассоциаций между фактами, которые облегчают запоминание этих фактов. Рифмование в поэзии использовалось с древних времен как средство запоминания. Для вызова элементов в фиксированной последовательности списки привязок особенно полезны. Этот метод можно применять и к неупорядоченным спискам вещей, и его можно использовать, чтобы гарантировать, что ни один элемент не будет упущен. Метод локусов аналогичен тому, что целью являются упорядоченные списки, но он основан на размещении ярких эмоциональных образов на изображениях мест, которые человек ранее неоднократно посещал в определенном порядке. Основная система, или фонетическая система счисления, может использоваться для замены памяти чисел памятью последовательностей слов или изображений.

В других методах запоминания произвольных чисел или числовых последовательностей используются нумерологические ( букв. число+слово ) системы, такие как абджад, где каждое число представлено согласным звуком.

Все это можно использовать с методом замены слов, который заменяет абстрактное или трудно визуализируемое слово или понятие тем, которое связано с эмоциональным или ярким словом. Например, при запоминании периодической таблицы бор (с которым не связано никакого образа, который можно было бы вспомнить) может быть связан со словом-заменителем «скважина». У каждого есть друг-зануда, и он визуализируется в связи с этим. Кремний становится «глупым мошенником» и так далее.

Эти техники, по-видимому, используют силу зрительной коры для того, чтобы каким-то образом воспоминания легче закреплялись в уме и сохранялись дольше, чем обычные воспоминания. Например, число можно запомнить как картинку. Это облегчает извлечение из памяти. Мнемонические методы следует использовать в сочетании с активным вспоминанием, чтобы они действительно приносили пользу. Например, недостаточно взглянуть на карту ума; нужно активно реконструировать его в памяти. Эти системы используют способность памяти хранить больше информации, организуя ее в «фрагменты». Концентрация и повторение по-прежнему требуются, хотя и не так сильно.

Система числовых рифм[]

Это пример «списка привязок». Это полезно для запоминания упорядоченных списков, особенно для людей с сильным слуховым стилем обучения. Следующий нумерованный список является статическим. Обратите внимание на рифму цифры и слова ( одна / булочка , две / клей и так далее). Элементы, которые вы хотите запомнить, должны быть связаны с каждым словом. Аналогичная система, использующая комбинацию этой и предыдущей системы «абджад», может легко давать числа от 100 и выше.

  1. Булочка
  2. Клей
  3. Чай
  4. Дверь
  5. Улей
  6. Кирпичи
  7. Небеса
  8. Шифер
  9. Строка
  10. Ручка
  11. Девон
  12. Спуск
  13. Непристойность
  14. Кухня
  15. Serene

и так далее.

Яйцо и копье или числовая система[]

Это еще одна система колышков, очень похожая на систему числовых рифм, но более подходящая для тех, у кого визуальный стиль обучения (

).0062 один выглядит как свеча; два похожи на лебедя и так далее).

  1. Свеча, копье
  2. Лебедь
  3. Грудь
  4. Парус
  5. Крюк
  6. Клуб
  7. Клифф
  8. Песочные часы
  9. Флаг
  10. Свеча рядом с яйцом

Визуальная мнемоника[]

Визуальная мнемоника очень популярна в медицине и других областях. В этой технике на изображении изображаются персонажи или предметы, название которых созвучно названию предмета, который необходимо запомнить. Затем этот объект взаимодействует с другими аналогично изображенными объектами, которые, в свою очередь, представляют связанную информацию.

Примеры простой мнемоники первых букв[]

Один из распространенных мнемонических приемов для запоминания списков состоит из легко запоминающихся слов, фраз или рифм, первые буквы которых или связаны с элементами списка. Идея также хорошо подходит для запоминания сложных паролей.

Наука и техника[]

Биология, медицина и анатомия[]

Медицинская мнемоника довольно распространена, см. [1]. Некоторые из них менее политкорректны, чем другие, а некоторые носят непристойный характер (вероятно, потому, что их шокирующая ценность облегчает их запоминание). Приведенный ниже список не подвергается цензуре, но в некоторых случаях предоставляет «чистые» альтернативы.

Пример визуальной мнемоники для препарата «гидралазин» может быть представлен в виде «ленивой гидры», которая бастует с табличкой «НЕТ РАБОТЫ». «НЕТ» в приведенном выше случае обозначает закись азота, что связано с механизмом действия препарата. Примеры этой техники см. в [2].

Черепные нервы []
(буквы обозначают обонятельный нерв, зрительный нерв, глазодвигательный нерв, блоковый нерв, тройничный нерв, отводящий нерв, лицевой нерв, слуховой нерв, языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, добавочный нерв и подъязычный нерв) нерв.)

В тех, которые отмечены знаком «@», добавочный нерв называется альтернативным названием «Добавочный спинномозговой нерв». В тех, которые отмечены знаком «#», слуховой нерв называется альтернативным названием «преддверно-улитковый нерв».

  • » О ох, О ох, О ох Т о Т ох А й F 900 42 угорь V ery G ood V elvet S уч Н небо!» @
  • » O n O ld O lympus’ T owering T op A F inn A 9 0042 nd G erman V просмотр S оме H ops » @
  • » O n O ld O lympus’ T iny T op A F inn A 90 042 nd G erman V iewed S ome H ops «или» О n O ld O lympus’ T цветение T op A F inly V ested G erman V просмотр A H awk» (с вариациями; некоторые говорят «террасные вершины», «возвышающиеся вершины» или «самая верхняя вершина», а «просматривал некоторые прыжки» иногда переводится как «сводчатая изгородь»). перенос (сенсорный, двигательный или и то, и другое) таким образом: S ome S ay M ряд M oney, B ut M y B другой S ay s B ig B дождь M материя M руда.
    O n O ld O lympus’ T iny T ops A F riendly V iking G rew V ines a nd H ops

    Ветви наружной сонной артерии[]
    (буквы обозначают верхнюю щитовидную артерию, восходящую глоточную артерию, язычную артерию, лицевую артерию, затылочную артерию, заднюю ушную артерию, поверхностную височную артерию и верхнечелюстную артерию)
    • » S или А natomists L ike F ucking, O thers P см. S и M »
    Биологические группы в таксономии[]
    (Буквы обозначают Царство, Тип, Класс, Порядок, Семейство, Род и Виды. ) 0042 n F ине G reen S atin»
  • » K ночь P постельное белье C глина O n F at G девушка S инструменты»
  • » К ирстен Р утс С атс О ver F amily G в целом S пиковый
  • » K ing P hillip C ame O ver F rom G ermany S дуб»
  • « K IDS P Laying C Arlessly O N F REELays G ET S
  • Или, если вы чувствовали себя определенным образом, » K чернильный P люди C и O ften F ind G ood S ex
    • » K ids P прокладка C без O n F перекладина G et S тарелка»
Характеристики ДНК[]

Многие студенты-биологи используют мелодию «Гребите, гребите, гребите на лодке», чтобы помочь запомнить характеристики ДНК:
Мы любим ДНК,
Состоит из нуклеотидов,
Фосфат, сахар и основание,
Приклеена с одной стороны.

Аденин и тимин,
Прекрасная пара,
Гуанин без цитозина,
Было бы довольно голо.

Другие мнемонические системы[]

  • Искусство памяти
  • Метод локусов
  • Система мнемонической связи
  • Мнемонические стихи
  • Система связи
  • Система Гороавасэ
  • Основная система
  • Система Доминика
  • Система запоминания Джордано

Произвольность мнемоники[]

Любопытной характеристикой многих систем памяти является то, что мнемоники работают, несмотря на то, что они (или, возможно, благодаря тому, что они) нелогичны или произвольны. «Рой» — законное имя, но настоящей фамилии нет. «Бив» и, конечно, начальная буква «Г» в середине произвольны. Почему «Рой Г. Бив» легко запомнить, чтобы запомнить порядок появления семи цветов радуги? ROYGBIV также может быть выражен как почти бессмысленная фраза «Рой Великобритания Четвертый», снова ссылающаяся на «Рой», но с использованием национального кода Великобритании для Великобритании и римских цифр для 4, а именно: IV. Предложение «Ричард Йоркский дал бой напрасно» обычно используется в Великобритании. Любые два из трех месяцев, оканчивающихся на -ember, подошли бы так же благозвучно, как сентябрь и ноябрь в «Тридцати днях…», однако большинство людей могут правильно запомнить рифму на всю жизнь, услышав ее однажды, и никогда не беспокоятся. сомнения относительно что два из -ember месяцев имеют тридцать дней. Причудливая произвольная ассоциация может запомниться лучше, чем логичная.

Одной из причин эффективности, казалось бы, произвольной мнемоники является группировка информации, предоставляемой мнемоникой. Точно так же, как телефонные номера в США группируют 10 цифр в три группы, имя «Roy G. Biv» объединяет семь цветов в два коротких имени и инициал. Различные исследования (в первую очередь «Волшебное число семь, плюс или минус два») показали, что человеческий мозг способен запоминать только ограниченное количество произвольных элементов в рабочей памяти; группировка этих элементов в куски позволяет мозгу удерживать в памяти больше из них.

Мнемотехника при овладении иностранным языком[]

Мнемотехника может быть полезна при изучении иностранного языка, например, путем адаптации трудно запоминаемого иностранного слова к ранее существовавшей фразе на родном языке учащегося с использованием народной этимологии. Лингвист Гилад Цукерманн предложил множество англо-еврейских лексических мнемоник для англоязычных студентов, изучающих израильский иврит. Например, пытаясь помочь учащемуся запомнить охель , еврейское слово, обозначающее палатка 9.0063 , Цукерманн предлагает памятную фразу « О, черт возьми, , в моей палатке енот ». Запоминающееся предложение «В ноге Ма есть вилка » может помочь учащемуся вспомнить, что еврейское слово для обозначения вилки — это мазлег и так далее. [1] Известный лингвист Мишель Томас учил студентов помнить, что estar — это испанское слово, обозначающее как , используя фразу «быть звездой, конечно».

История мнемотехники[]

См. Искусство памяти.

См. Метод локусов.

См. также[]

  • Кии
  • Латинская мнемоника
  • Тренировка памяти
  • Ведение заметок

Ссылки[]

  1. ↑ Англо-еврейская лексическая мнемоника для англоязычных студентов, изучающих израильский иврит, Гилад Цукерманн.

Документы[]

  • Аткинсон Р.К. и Рауг, М.Р. (1975) Применение метода мнемонических ключевых слов к приобретению русского словаря, Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память 104 (2): 126-33.

Внешние ссылки []

  • Улучшение памяти в проекте Open Directory Project

Другие []

  • Методы улучшения память . Все БЕСПЛАТНО!.
  • VTrain’s Memory Aids — полезные советы по мнемоническим техникам.
  • Flocabulary Рифмование мнемоники поверх музыки в стиле хип-хоп, чтобы помочь учащимся запомнить словарные слова
  • AidToMemory. com, коллекция мнемоники и форум
  • Используйте мнемонику для изучения английского языка
  • Человеческая память
  • Домашняя страница чемпионата мира по запоминанию
  • Методы памяти Мика Кертиса Практический курс памяти.
  • Ответы Google: как иметь хорошую память
  • Бегуны памяти, использующие мнемонику для обучения детей математике
  • Страница памяти: Учебники и советы о том, как улучшить память.
  • Научные мнемоники из научных анекдотов
  • Mnemonic Moronimizer, Устройство для уменьшения глупости, патент заявлен, на http://pagesofmystery.com/
  • Инструменты для улучшения памяти от Mind Tools
  • Метод локусов о Дворцах Памяти
  • Влияние метода интегрированных ключевых слов на удержание словарного запаса и мотивацию доктора Йорна Гауптмана
  • Medical Mnemonics.com: Всемирная база данных медицинской мнемоники — «Бесплатная онлайн-база данных медицинской мнемоники с возможностью поиска, помогающая студентам медицинских профессий помнить важные детали».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts