Потребности по маслоу пирамида с примерами: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Содержание

5 ступеней пирамиды потребностей Маслоу: примеры из жизни

Древнегреческий философ и сторонник материализма Демокрит утверждал, что любая человеческая потребность является той мощной движущей силой, благодаря которой человечество смогло не только получить, но и развить язык, ум и мышление. Взяв за основу утверждение этого философа, основатель гуманистической психологии и известный специалист в области психологии Абрахам Маслоу создал мотивационную теорию иерархии человеческих потребностей, которую спустя какое-то время для улучшения её восприятия начали изображать в виде пирамиды.

Хотя в мире существует множество разных пирамид (пирамиды Кукулькана, пирамиды в Гизе, пирамиды Мачу-Пикчу и т.д.), но далеко не у всех индивидов эти архитектурные сооружения вызывают неподдельный интерес. Пирамида же Абрахама Маслоу, являясь интеллектуальным сооружением и отражением одной из самых известных и популярных мотивационных теорий современности, интересует многих людей. Вот уже несколько десятилетий подряд теорию иерархии потребностей Маслоу изучают в учебных заведениях, широко используют в работе и бизнесе, применяют в теоретической экономике и теории потребления, используют для того чтобы разобраться в джунглях собственных потребностей и желаний.

Что такое пирамида потребностей Маслоу? В чем заключается суть данной теории? Из каких уровней состоит пирамида Маслоу? Можно ли использовать пирамиду потребностей для решения повседневных проблем и задач? В данной статье обсудим эти и другие вопросы, касающиеся пирамиды Маслоу и её влияния на современное общество.

Абрахам Маслоу – создатель теории иерархии потребностей

Чтобы понять суть теории иерархии потребностей, необходимо сначала не только ознакомиться с биографией её создателя, но и попытаться осознать ход его мыслей. Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в еврейском квартале Бруклина. Родители мальчика, Роза Шиловская и Самуил Маслов, в начале двадцатого столетия иммигрировали в США из Киевской губернии.

Абрахам Маслоу — Американский психолог

Абрахам – старший из семи детей четы Масловых. Будучи одним из лучших учеников в школе, Маслоу, по совету папы, решает поступить в юридический Городской колледж Нью-Йорка. Учеба в колледже не задалась, поэтому, не окончив и первого курса, в 1928 году Абрахам переводится в Висконсинский университет (Мадисон, Висконсин) и женится на своей кузине Берте.

В 1934 году Маслоу становится доктором наук и начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у известного бихевиориста, педагога и психолога Эдварда Торндайка. Через три года он занимает должность профессора в Бруклинском колледже. За 14 лет работы на этой должности Маслоу не только знакомится со многими прятавшимися в США от нацистских преследований европейскими психологами, но и решает заняться исследованием самоактуализирующихся индивидов.

Первые исследования самоактуализации, проведенные Абрахамом, вызвали довольно-таки негативную реакцию у американского психологического сообщества, большинство членов которого являлись ярыми сторонниками бихевиоризма. Коллеги начали обходить стороной профессора, а авторитетные и популярные психологические журналы не хотели публиковать его статьи. В 1951 году Маслоу меняет место работы и становится деканом психологического факультета частного исследовательского Брандейского университета, где мужчина и проработал до 1969 года.

Идеи Маслоу начали получать признание в 60-е годы. Абрахам стал настолько популярным и востребованным, что в 1967 году Американская психологическая ассоциация избрала его своим президентом.

Умер Абрахам Маслоу 8 июня 1970 года в Калифорнии в возрасте 62 лет. Причина смерти – острый инфаркт миокарда.

Пирамида потребностей Маслоу: что это такое?

Пирамида потребностей Маслоу – это иерархическая модель человеческих потребностей, которая отражает суть мотивационной теории иерархических потребностей и является несколько упрощенным изложением описанных в труде «Теория человеческой мотивации» (1943 год) идей Абрахама Маслоу.

Более подробно свои идеи Маслоу описал в книге «Мотивация и личность», которая была написана в 1954 году. Первые упоминания о пирамиде Маслоу можно отыскать в немецкоязычных источниках 70-х годов прошлого столетия.

Реклама

Пирамида Маслоу, изображение которой отсутствует в основополагающей статье автора, представляет собой схематическое изображение или диаграмму всех потребностей любого человека в иерархическом порядке. Потребности размещены следующим образом: самые насущные, базовые и простые находятся в нижней части пирамиды, а самые возвышенные и благородные – в верхней части пирамиды.

Почему ни в одном из публикаций Маслоу нет никаких схематических изображений? Дело в том, что Абрахам всегда относился к человеческим потребностям как к порядку динамичного, а не статичного характера. Автор утверждал, что порядок этот может меняться в зависимости от тех или иных индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой личности. В одних и тех же исходных условиях один человек может чувствовать, что его потребность полностью удовлетворена, другой – что его потребность удовлетворена на 50%, а третий – что его потребность удовлетворена всего лишь на 25%.

В чем заключается суть пирамиды Маслоу?

Потребность человека – это осознанное физиологическое или психологическое отсутствие чего-либо. Любая потребность является мотивацией к действию.

Маслоу распределил все потребности по мере убывания их важности. Ученый утверждал, что пока человек нуждается в удовлетворении базовых потребностей, он не сможет испытывать и удовлетворять потребности более высокого уровня.

Человек будет жить мыслями об одном лишь хлебе только в том случае, если этого самого хлеба у него нет. Когда же хлеб всегда есть на столе, а желудок не урчит от голода, то человеческие стремления меняют свое направление самым кардинальным образом. Если потребность в хлебе удовлетворена, то у индивида появляются потребности более высокого уровня. Именно эти «высокие» потребности, а не физический голод, и начинают управлять человеком.

Как только индивид удовлетворяет одни потребности, у него сразу же возникают другие потребности, но уже более высокого уровня. И совсем не обязательно, чтобы предыдущие потребности были удовлетворены на все сто процентов. Для перехода на следующий уровень достаточно и частичного удовлетворения.

Удовлетворение базовых физических потребностей – это основа всех основ. Маслоу в своих работах постоянно подчеркивал, что только сытые и не имеющие повода для тревоги или страха люди могут создать счастливое и идеальное общество. Если же индивид постоянно испытывает голод и чувство страха, то вряд ли он будет остро переживать дефицит любви или отсутствие власти. Человек же, имеющий власть и не ощущающий нехватку любви, все равно будет регулярно испытывать потребность в еде, воде, кислороде, сне и т.д.

Человеческие потребности могут проявляться в совершенно разных формах, так как каждый отдельно взятый человек наделен определенными способностями и обладает собственной мотивационной системой. Потребность в признании и уважении у одних индивидов проявляется в виде желания стать известным политиком и заслужить уважение большинства сограждан, другим же достаточно того, что их признают и уважают родные, близкие, коллеги, друзья и знакомые. Такой широкий диапазон в рамках той или иной определенной потребности можно наблюдать не только на высших уровнях пирамиды, но и на самом низком уровне, где размещены физиологические потребности.

Уровни пирамиды Маслоу

Люди имеют множество самых разных потребностей. Все эти потребности Маслоу разделил на 5 основных категорий или уровней:

  1. физиологические потребности;
  2. потребность в стабильности и безопасности;
  3. социальные потребности;
  4. потребности престижа;
  5. духовные потребности.

Рассмотрим каждый из уровней потребностей пирамиды Маслоу более детально.

✅ Первый уровень. Физиологические потребности

Реклама

Физиологические потребности человеческого организма находятся в самой нижней и широкой части пирамиды. Они представляют собой основу основ любых человеческих потребностей. Тело любого живущего на планете Земля человека, как и тело любого другого живого существа, самой природой запрограммировано на то, чтобы регулярно удовлетворять базовые потребности в пище, воде, кислороде, сне и сексе.

Без удовлетворения физиологических потребностей живой организм не сможет долго просуществовать. Потребности низшего уровня не только дают возможность человеческому телу продолжать существование, но и позволяют ему полноценно развиваться.

Если организм голоден или хочет в туалет, то мозг не будет думать ни о чем другом, пока эти потребности не будут удовлетворены. Только удовлетворив физиологические потребности низшего порядка, индивид сможет работать, заниматься развитием бизнеса, путешествовать, читать книги, смотреть фильмы, посещать театр, неспешно прогуливаться, строить отношения с другими людьми, наслаждаться красотой окружающих его пейзажей и т.д.

Избавиться от физиологических потребностей невозможно. Они являются врожденной и неотъемлемой частью существования любого живого организма.

✅ Второй уровень. Потребность в стабильности и безопасности

Потребность в стабильности и безопасности проявляется в виде желания иметь комфортабельные и постоянные условия повседневного существования. Данная потребность, как и базовые физиологические потребности, появилась еще во времена первых людей и прописана на генном уровне.

Многие специалисты утверждают, что потребность в стабильности и безопасности является физиологической реакцией организма «бей или беги», которая проявляется на неосознанном уровне. У наших предков было всего лишь несколько задач, выполнение которых гарантировало им выживание. Первобытные люди занимались лишь тем, что кушали, размножались и избегали разного рода опасностей. Успешное выполнение этих трех первостепенных задач помогло людям выжить и эволюционировать.

Как проявляется потребность второго уровня в жизни человека? Рассмотрим суть данной потребности на примере новорожденных деток. Еще не осознавая окружающую их действительность, младенцы, удовлетворив голод и жажду, стремятся на подсознательном уровне к защищенности. Именно поэтому они плачут, когда мамы нет рядом, ведь только она способна дать малышу это ощущение.

Взрослые же люди, удовлетворяя свою потребность в стабильности и безопасности, покупают бронированные двери и врезают в них хитроумные замки, оснащают свое жилище инновационными системами безопасности, нанимают охрану, покупают сейфы, приобретают страховки, стараются не посещать криминальные районы своего города и т.д.

Потребность в стабильности и безопасности у современного человека проявляется не только в виде «животной» безопасности (наличие надежного и безопасного укрытия, отсутствие любой угрозы нападения и т. д.), но и в виде социальной безопасности, обусловливаемой самим социумом. Люди, которые могут потерять стабильную и высокооплачиваемую работу, испытывают огромный стресс и страдают от негативных чувств и эмоций, так как их потребность в стабильности и безопасности больше не удовлетворяется должным образом.

✅ Третий уровень. Социальные потребности

Социальные потребности – это потребность в любви, социальных связях, привязанностях, общении, совместной деятельности, внимании к своей персоне, заботе о других людях и т.д. Эти потребности на генетическом уровне были заложены еще во времена пещерных людей. В то время выжить в одиночку было практически невозможно. Чтобы стать частью той или иной группы людей, индивиду понадобился совершенно новый навык – коммуникативность.

Реклама

Благодаря этому навыку, пещерный человек мог находить общий язык с членами своего племени и не бояться того, что его в любой момент возьмут и выгонят из пещеры. Современным же людям благодаря хорошо натренированной коммуникативности удается сохранять социальный баланс и не попадать в бан в социальных сетях.

Индивид, удовлетворив потребности первого и второго уровней, желает обрести свою вторую половинку, завести новых друзей, стать членом той или иной группы людей. И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь каждый человек испытывает нужду в том, чтобы не только проявлять, но и получать любовь и заботу.

Только находясь в социальной среде, личность может сполна прочувствовать свою значимость и полезность. Именно эти чувства и мотивируют индивидов на взаимодействие с другими людьми и удовлетворение социальных потребностей.

✅ Четвертый уровень. Потребности престижа

Потребности престижа – это потребность в самоуважении и уважении окружающих людей, карьерном росте, признании, высоких оценках, достижении успеха и т.д. Как только индивид в той или иной мере удовлетворяет потребности первого, второго и третьего уровней, сила непосредственного воздействия на него окружающих людей существенно понижается.

В центре внимания такого человека оказываются потребности в уважении и признании его умений, талантов, особенностей и прочих проявлений его яркой и неповторимой индивидуальности. Если индивид успешно реализует свой потенциал и получает признания тех людей, мнение которых имеет для него определенное значение, то такая личность обретает уверенность в себе, своих силах и возможностях.

Некоторым индивидам для удовлетворения потребностей этого уровня достаточно признания их успехов и достижений родными и близкими людьми, другие же хотят, чтобы их таланты и способности признало как можно большее количество членов общества.

✅ Пятый уровень. Духовные потребности

Духовные потребности – это потребность в самовыражении, самоактуализации, познании и самоидентификации. Удовлетворив потребности предыдущих уровней, человек не только начинает развиваться духовно и становиться более совершенной личностью, но и продолжает реализовывать свой внутренний потенциал.

Чтобы удовлетворить потребности пятого уровня, индивид развивает свои способности и таланты, посещает разные культурные мероприятия и занимается творческой деятельностью. Человек активно и целеустремленно ищет смысл жизни, с неподдельным интересом созерцает и изучает окружающий мир, старается хоть как-то изменить его в лучшую сторону. Многие изучают эзотерику и религию, начинают интересоваться наукой и инновационными технологиями.

У некоторых личностей во время удовлетворения духовных потребностей могут сформироваться совершенно новые убеждения и взгляды на тот или иной вопрос. Духовно развитый человек стремится заниматься только тем, к чему у него есть способности и что приносит ему истинное удовольствие.

Яркие примеры применения пирамиды Маслоу в повседневной жизни

Пирамиду человеческих потребностей Маслоу не только можно, но и нужно применять в реальной жизни, ведь это поможет вам установить контакт с другими людьми, разобраться как в своих собственных желаниях и потребностях, так и в желаниях и потребностях окружающих вас людей.

Рассмотрим основные способы использования пирамиды Абрахама Маслоу на ярких примерах из повседневной жизни!

Пример №1.

Кристина и её страсть к покупкам

Кристина обожает шопинг! Она практически каждый день покупает какой-то новый товар. Если у Кристины нет времени на походы по магазинам, то она совершает покупки онлайн. Позавчера девушка приобрела очередную пару обуви известного дизайнера, вчера прикупила новую модель айфона, а сегодня планирует купить пятый по счету спортивный костюм.

Пирамиду Маслоу нужно использовать не только профессиональным рекламным агентам и пиарщикам, но и таким обычным и далеким от рекламной сферы людям, как Кристина. Если бы девушка ознакомилась с уровнями человеческих потребностей пирамиды Маслоу, то она смогла бы разобраться в своих желаниях и поняла бы, почему она так любит совершать и нужные, и совершенно ненужные покупки.

Кристина осознала бы, что она покупает не модные брендовые туфли или дорогой спортивный костюм, а просто удовлетворяет свою потребность в признании. Она мечтает «утереть нос» не только богатой и модно одевающейся коллеге, но и тем девушкам, которые тренируются вместе с ней в спортивном зале.

Покупка новой модели айфона – это не просто покупка телефона, а желание стать участницей клуба избранных, ведь обладать афоном последней модели – это круто, классно и очень престижно! Все вокруг однозначно будут завидовать и начнут уважать еще больше!

Благодаря самоанализу при помощи пирамиды Маслоу можно не только понять свои желания и научиться бороться с назойливой рекламой, но и сэкономить существенную сумму денег, которую можно потратить на удовлетворение других потребностей.

Пример №2. Марина и её важный разговор с мужем

Утром Марина совершенно случайно встретилась в супермаркете с подругой Лерой, которая работает в крупном туристическом агентстве. Валерия рассказала, что у них в наличии есть две горящие путевки в Таиланд, которые до конца дня можно приобрести с 35-процентной скидкой. Марина давно хотела попасть в эту страну, поэтому попросила Леру придержать путевки хотя бы до трех часов дня, чтобы она успела обсудить этот вопрос с мужем, который скоро придет домой на обеденный перерыв.

Как только супруг Марины пришел домой, она сразу же начала с ним разговор о горящих путевках. У мужчины же, который не успел позавтракать, утром была очень важная деловая встреча. Он настолько погрузился в свои мысли и настолько был раздражен тем, что вместо обеда на столе его ждет очередной важный вопрос, требующий очередных финансовых вложений, что, не выслушав свою жену, он сразу же отказал ей.

Если бы Марина знала о пирамиде потребностей Маслоу, то она сначала бы накормила мужа сытным обедом и дала бы ему немного отдохнуть, и только потом бы начинала с ним разговор о горящих путевках и поездке в Таиланд. Девушка не поспособствовала удовлетворению базовых потребностей супруга, поэтому нет ничего удивительного в том, что он, испытывая чувство голода, не захотел с ней ничего обсуждать.

Пример №3. Алексей и его принадлежность к социальной группе

Алексей – типичный трудный подросток. Парень довольно-таки плохо учится в школе, много времени проводит за компьютером и искренне верит в то, что никто вокруг его не понимает и никогда не поймет.

Во время зимних каникул Леша познакомился с трудным и неуправляемым подростком Сергеем, который является основателем тайной секты «Бойцовский спецотряд». Участники этой секты занимаются тем, что устраивают бои между собой или с ребятами, которые живут в других районах города. Родители Алексея, узнав о том, что их сын общается с отпетыми хулиганами, не только полностью запретили ему контактировать с Сергеем и его друзьями, но и посадили мальчика под домашний арест и отключили интернет.

Если бы мама и папа Леши изучили пирамиду Маслоу, то они знали бы о том, что любой подросток, особенно тот, у которого не складываются отношения с одноклассниками и учителями, хочет ощущать принадлежность к той группе людей, в которой его будут понимать и принимать. Запретив своему сыну общаться с друзьями, родители совершили огромную ошибку, ведь они препятствуют удовлетворению одной из основных социальных потребностей своего ребенка.

Маме и папе мальчика нужно было не запрещать ему общаться с друзьями, а просто «подменить» круг общения. Если бы Алексей заинтересовался спортом, то, посещая спортивную секцию, он нашел бы себе друзей по интересам и стал бы частью той социальной группы, которая бы влияла на него положительно.

Пример №4. Максим и его поиски идеальной девушки

Максим с отличием окончил экономический университет. Он прекрасно знает, что пирамиду Маслоу можно использовать не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. Парень много времени потратил на изучение этой пирамиды и, анализируя потребности каждого её уровня, смог четко понять, чего именно он хочет от себя и своей жизни.

С Ариной, которая очень понравилась Максиму, парень совершенно случайно познакомился в кинотеатре. Мужчина пригласил новую знакомую в ресторан на ужин и невзначай начал разговор о том, чем Арина любит заниматься в свободное время и чего именно ей хочется получить от собственной жизни. Девушка ответила, что её любимое времяпрепровождение – это просмотр очередного сериала, прогулки по магазинам с подружками и посещение ночных клубов.

Максим же, которому руководство недавно предложило должность исполнительного директора, обожает ходить на выставки известных художников и планирует записаться на очередные курсы повышения квалификации. Арина работает официанткой в кафе, поэтому курсы повышения квалификаций ей ни к чему, ведь посетители и так довольны её работой, иначе они бы не оставляли такие щедрые чаевые.

Максим, вспомнив о пирамиде Маслоу, сразу же понял, что они с Ариной не подходят друг другу, ведь у них совершенно разные потребности и желания. Вместо того чтобы начать бесперспективные отношения с понравившейся, но совершенно не подходящей ему девушкой, которые в будущем обязательно приведут к разочарованию в семейной жизни, мужчина не стал больше приглашать Арину на свидание.

Через пару месяцев экономист на курсах повышения квалификации познакомился с целеустремленной и активной Викторией. Потребности и желания Вики практически полностью совпали с потребностями и желаниями Максима. Через год влюбленные поженились и решили заняться созданием собственного бизнеса.

Пирамида Маслоу

В мире существует довольно много разных пирамид. Вы, наверное, слышали о пирамидах Гизы или о пирамидах, которые строили инки и ацтеки. Каждая из них имеет свою особенность и предназначение. Однако существуют и другие виды пирамид, принадлежащие к разряду интеллектуальных конструкций.

Сегодня мы поговорим о пирамиде Маслоу, названной так в честь американского психолога. Эта пирамида широко используется на сегодняшний день не только в психологии, но и в теории менеджмента, и во множестве других сфер науки и знания.

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу – это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Выглядит пирамида в виде диаграммы, на которой показаны различные потребности человека. Важно отметить, что в работах самого ученого отсутствуют какие-либо изображения и чертежи, поскольку, по его мнению, этот иерархический порядок может меняться. Это напрямую зависит от каждого, отдельно взятого индивида.

Впервые о пирамиде Маслоу узнали в 70-х годах прошлого века. На данный момент времени, информацию о ней можно встретить во многих книгах по психологии и маркетингу.

Пирамида потребностей Маслоу широко применяется и в экономике, и имеет значительный вес в теории мотивации и поведения потребителей.

Примечательно, что сам Абрахам Маслоу не создавал пирамиду, а только сформировал потребности тех личностей, которые достигли в жизни определенных высот.

Уровни пирамиды Маслоу

По мнению Маслоу, каждый человек нуждается в 5 главных потребностях. Перечислим их по порядку, и приведем краткое объяснение каждой потребности:

  1. Физиологические потребности

Поскольку каждый живой организм нуждается в тех или иных физических потребностях, то они также присущи и каждому человеку. Таким образом, если тот или иной индивид не будет их удовлетворять – у него не получится нормально развиваться и совершенствоваться.

К примеру, если человек хочет в туалет, то в этот момент ему вряд ли захочется наслаждаться чтением, любоваться природой или думать о чем-либо другом.

Следовательно, пока он не удовлетворит свою физиологическую потребность, он не сможет нормально работать, принимать какие-нибудь решения и заниматься любым другим делом.

К физиологическим потребностям относятся голод, жажда и многие другие вещи.

  1. Безопасность

Каждый человек стремится обезопасить себя и иметь определенную стабильность, комфорт и постоянство условий жизни. Это можно легко понять на примере младенца.

Сразу после своего рождения он на подсознательном уровне стремиться получить защиту. И дать ее может только заботливая мать.

Подобную аналогию можно увидеть в ситуациях и с взрослыми людьми. Человек, желая себя обезопасить, может оформлять страховку на свою жизнь, устанавливать в собственном доме надежные замки, двери, сигнализацию и т. д.

  1. Социальные потребности

Речь идет о социальных потребностях: общении, привязанности, заботе о других и внимании к себе, совместной деятельности.

Когда люди пытаются с кем-то познакомиться, обзавестись друзьями или найти для себя спутника жизни – это и есть яркая демонстрация социальных потребностей.

Так или иначе, но любой человек остро нуждается в том, чтобы не только самому проявлять любовь, но чтобы и получать ее от других.

В окружении социума, индивиду удается на практике почувствовать свою значимость. Именно эта потребность мотивирует человека привязываться к кому-то и искать взаимности.

  1. Престижные потребности

Сюда относятся самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки своей деятельности, служебный рост. То есть все то, что связано с желанием получить уважение и авторитет.

Эти потребности Маслоу провоцируют человека демонстрировать социуму свои индивидуальные особенности, например, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т. д.

Только получив признание среди близких и родных людей, человек становится уверенным в себе, и получает возможность реализовать собственный потенциал.

  1. Духовные потребности

Последний уровень пирамиды потребностей Маслоу – это духовность. Сюда относятся познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация и т.п.

На этой последней стадии личность стремится реализовать свои духовные потребности и желает саморазвиваться. Человек начинает увлекаться творчеством, ходит на разные культурные мероприятия, и пытается лучше развить присущие ему таланты.

Индивид, которому удалось удовлетворить 4 предыдущих ступени и оказаться на 5, начинает размышлять над смыслом жизни, интересуется окружающим его миром и пытается оставить после себя какой-то след.

У такого человека могут формироваться новые убеждения и взгляды на жизнь в целом.

Согласно теории Абрахама Маслоу, главные потребности человека выглядят именно так. Точны ли они и правдивы, – вы можете определить сами, проведя над собой самоанализ.

Однако справедливости ради нужно отметить, что в данной пирамиде существует несколько сомнительных факторов.

Авторство

В 1975 г., в книге малоизвестного У. Стоппа, был представлен график под названием «Иерархия потребностей». Маслоу умер В 1970 г., но в его трудах не было найдено ни одного подобного графика.

Поэтому имеются обоснованные сомнения в подлинном авторстве пирамиды потребностей, которая стойка связалась с именем Маслоу.

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

В этом случае возникает вопрос касательно актуальности потребностей для того или иного индивида. Например, если кому-то присуща гордость и безразличие по отношению к социуму, то естественно он не будет никоим образом к нему стремиться.

Также, тот, кто чувствует, что он защищен, – не станет еще больше защищать себя. Из этого следует, что удовлетворенная потребность теряет свой смысл, переходя на иную стадию.

Поэтому чтобы понять действительные потребности, достаточно просто узнать неудовлетворенные.

Теория и практика

Множество современных психологов критично относится к пирамиде Маслоу. Они считают, что применить ее принципы на практике весьма непросто, ведь сама схема может привести к совершенно неточным результатам.

Если не учитывать разные статистические данные, то сразу же появляется масса интересных вопросов. Например, насколько сильно подавлен человек, который не признан социумом, то есть, у которого хромает 4 уровень потребностей?

Или правильно ли считать постоянно недоедающего человека (уровень 1) совершенно безнадежным или несчастным? Согласитесь, что в мировой истории можно отыскать сотни, если не тысячи примеров известных личностей, которым удалось достичь высот в разных областях деятельности благодаря тому или иному виду неудовлетворенности. Это, например, может быть безответная любовь или даже нищета.

Есть и другая версия, согласно которой Абрахам Маслоу отказался от собственной теории, и что в более позднее время его концепция была значительно доработана им же.

А пирамида, которую сегодня используют в психологии и в области маркетинга, вообще не имеет никакого серьезного веса.

Критика

Главным поводом для критики пирамиды Маслоу является иерархическая лестница, а также то, что, в конечном счете, человеческие потребности не могут быть удовлетворены.

Другие исследователи утверждают, что согласно данной пирамиде, человек представляется каким-то животным, которое постоянно в чем-то нуждается.

Есть и те, кто критически относится к теории Маслоу из-за того, что ее «законы» неприменимы на практике. Особенно, когда дело касается бизнеса, рекламы или маркетинга.

Однако тут надо сказать, что автор пирамиды потребностей Маслоу не ставил перед собой цель выстроить теорию под бизнес или рекламу. Ему больше хотелось найти ответы на важные вопросы, которые не могли объяснить бихевиоризм или фрейдизм.

Маслоу просто хотелось дать определение разным мотивам поступков человека. К его теории необходимо относиться не с методологической стороны, а рассматривать ее философски.

Преимущества и недостатки

Очевидно, что пирамида потребностей является не просто их классификацией, а выражает определенную иерархию: инстинктивные, базовые и возвышенные потребности.

Любой здоровый человек имеет все перечисленные потребности. Но тут в силу вступает четкая закономерность: базовые потребности человека считаются доминирующими, а более возвышенные потребности могут активизироваться при условии, когда удовлетворены базовые.

Однако очень важно помнить о том, что у каждого индивида потребности выражаются не одинаково. Это может происходить на любом этапе пирамиды Маслоу.

Из этого следует, что каждый человек обязан правильным образом анализировать свои желания, учиться их интерпретировать и правильно удовлетворять.

При несоблюдении данных условий, он будет находиться в состоянии неудовлетворенности и может даже депрессии. С точки зрения самого Маслоу, достигнуть 5, наивысшей ступени, может только 2% из всех людей.

Альтернативная версия пирамиды Маслоу

В конце стоит заметить, что существует более подробная классификация потребностей Маслоу. В этой системе выделяется семь основных уровней (приоритетов). Первые 6 считаются низшими потребностями, и только последний, 7 уровень – высшим:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Теперь вы знаете, что такое пирамида Маслоу, и почему о ней часто говорят. Если у вас есть мысли по поводу этой классификации потребностей – напишите об этом в комментариях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты на тему психологии, развития личности и т. п., – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Применение иерархии потребностей Маслоу к современному рабочему месту

1 июня 2022 г.

Как найти мотивацию?

Мотивация — это мощная энергия, которая определяет то, как мы работаем, энергичность, с которой мы подходим к работе, и большую целеустремленность, почерпнутую из того, что мы делаем. Короче говоря, мотивация — это стимул, который нам нужен, чтобы проснуться утром, одеться и отправиться на работу.

Авраам Маслоу был психологом, чьи исследования в начале и середине 20-го века сыграли ключевую роль в нашем понимании человеческой мотивации. Его часто называют одним из основоположников современной психологии, который подчеркивал важность понимания присущих человеку положительных качеств, а не набора симптомов. Он также классно представил концепцию самореализации, проливая свет на нашу врожденную потребность в удовлетворении жизни.

Иерархия потребностей Маслоу, пожалуй, самая известная его работа и центральная теория мотивации. Теории мотивации горячо оспариваются с разнообразием на выбор. Если вы вспомните свой «Бизнес 101 день», такие имена, как Герцберг (теория двух факторов), Тейлор (мотивация Фордизма) или МакГрегор (теория X & Y), скорее всего, покажутся вам знакомыми. Хотя каждая теория дает ценную информацию о поведении человека на рабочем месте, теория Маслоу, пожалуй, является самой известной и по-прежнему применима к рабочим местам в бурные 2020-е годы.

Действительно, ландшафт работы и офиса перевернулся с ног на голову благодаря изменениям парадигмы, вызванным пандемией. Важно освежить в памяти теорию мотивации Маслоу, поскольку мы продолжаем адаптировать и настраивать рабочие места в соответствии с постоянно меняющимися потребностями, вызванными Covid-19.

Интересное примечание: пирамида, которую мы знаем и любим сегодня и обычно ассоциируемая с теорией Маслоу, на самом деле не была частью его оригинальной работы. Иерархическая структура каждой потребности менее жесткая; Сам Маслоу подчеркивал, что выявленные им потребности изменчивы, и человек может переходить от одного этапа к другому.

Что ясно в отношении иерархии Маслоу, так это то, что если основные потребности более низкого уровня не удовлетворены, человеку будет трудно перейти на более высокие уровни — и он может вернуться назад, когда основные потребности находятся под угрозой.

Например, согласно пирамиде, во время рецессии работник по умолчанию возвращается к своим потребностям в стабильности, когда его безопасность работы находится под угрозой. Это звучит правдоподобно: если вы обеспокоены финансами или безопасностью работы, более высокие элементы, такие как чувство цели от вашей роли, труднее вас мотивировать. Мы инстинктивно сосредотачиваемся на каждой потребности в соседнем, восходящем порядке.

Основная концепция иерархии Маслоу состоит в том, что существует пять важнейших потребностей, которые необходимо удовлетворить, чтобы испытать чувство цели и мотивации.

 

  1. 1. Физиологические потребности

Первый набор потребностей является самым основным. Нам всем нужна еда, вода и кров, чтобы выжить. На современном рабочем месте это выглядит как базовая заработная плата (отражающая роль), специально отведенное место для приема пищи, чистые туалеты и водонапорные станции, расположенные в офисе.

Живя в странах первого мира, нам повезло, что наши физиологические потребности относительно легко удовлетворить на современном рабочем месте. В Новой Зеландии у нас есть доступ к чистой воде, а в рабочем мире у большинства есть доступ к еде.

 

  1. 2. Требования безопасности

Второй уровень потребностей фокусируется на нашей потребности чувствовать себя в психологической и физической безопасности, чтобы чувствовать мотивацию. На современном рабочем месте эти потребности выглядят как гарантия занятости, стабильность работы и физическая безопасность.

Работник, глубоко обеспокоенный или беспокоящийся о своей безопасности, с гораздо меньшей вероятностью будет мотивирован и вовлечен в свою работу. В сфере здравоохранения и безопасности это ценное напоминание о том, как производительность снижается, когда не удовлетворяются самые основные потребности.

Например, рабочие на нефтяных вышках сообщают о высоком уровне стресса и неудовлетворенности работой, в основном из-за опасных условий труда. С такими внутренними эмоциями им труднее почувствовать чувство цели и удовлетворения.

 

  1. 3. Социальные нужды

У всех нас есть глубокая внутренняя потребность принадлежать. В любой социальной ситуации ощущение того, что вы принадлежите, вас поддерживают и ценят в обществе, и что вам комфортно быть тем, кто вы есть, имеет решающее значение для психического благополучия.

Наши социальные потребности часто упускают из виду или считают менее важными для мотивации и благополучия, но эти потребности подвергаются наибольшему риску в западном мире. Чувства одиночества и изоляции усилились во время пандемии, что побудило исследователей ввести термин «пандемия одиночества».

Тревожные цифры показали, насколько одиночество влияет на людей. Физическая изоляция от других заставляет нас чувствовать себя более изолированными. Когда вы работаете из дома в сочетании с частыми прокрутками в социальных сетях, ощутимое чувство общности рассеивается. Ни для кого не секрет, что одиночество невероятно опасно для здоровья — оно повышает риск ухудшения когнитивных функций, преждевременного старения и серьезных проблем со здоровьем.

На рабочем месте продвижение культуры, в которой может расцвести дружба, имеет важное значение для психического благополучия и мотивации ваших сотрудников. Важно, чтобы ваша организационная культура приветствовала инклюзивность и приветствовала всех новичков с распростертыми объятиями.

 

  1. 4. Потребность в уважении

Потребности четвертого уровня вращаются вокруг развития здоровой самооценки посредством развития самоуважения и чувства веры в себя.

Все мы нуждаемся в искренней признательности и уважении со стороны сверстников. На рабочем месте это очевидно: обратная связь ценна, а похвала за хорошо выполненную работу творит чудеса с мотивацией. Кроме того, чувство уважения и ценности по своей сути как личности имеет решающее значение для развития здоровой самооценки.

Такие проблемы, как синдром самозванца, часто возникают на рабочем месте из-за низкой самооценки и врожденного убеждения, что вы недостаточно хороши. Предоставление адекватной обратной связи с похвалой, чтобы укрепить веру человека в то, что он заслуживает того, чтобы быть в том положении, в котором он находится, является первым шагом в борьбе с этими проблемами.

  1. 5. Самореализация

Последняя и потенциально наиболее преобразующая потребность, находящаяся на вершине иерархии Маслоу, — это наша потребность в самореализации.

Самоактуализация, или более глубокое удовлетворение, выходит за рамки предшествующих потребностей. Цитируя самого Маслоу, самоактуализация — это «становление всем, чем человек способен стать».

Это наша потребность в большей цели в том, что мы делаем, в чувстве достижения и достижения в нашей работе, а также в связи, которую мы имеем с большим смыслом, выходящим за пределы нас самих. Это также стремление понять, кто вы есть на самом деле, и жить настоящим собой — потребность, на реализацию которой часто уходят годы.

Полезный способ связать сотрудников с чувством самореализации — убедить их в ценности работы, которую они выполняют. Понимание себя как личности — это первый шаг к самореализации. Что лично мотивирует вас? Как вы справляетесь со стрессом?

Другой аспект самоактуализации Маслоу называет «пиковым опытом». Это редкие моменты наивысшего счастья и удовлетворения, связанные с чувством удивления и благоговения, которое мы испытываем в своей жизни. Достигнув чувства самореализации, мы будем чаще сталкиваться с пиковыми переживаниями — и, по сути, жизнь станет более осмысленной.

Если вы изо всех сил пытаетесь самореализоваться, попробуйте заняться самоанализом. Часто сделать шаг назад, чтобы посмотреть на картину в целом, очень полезно для понимания того, что мы хотим получить от жизни.

 

Заключительные слова:

Пересмотр классической теории мотивации — отличное напоминание о человеческом поведении и о том, как люди сохраняют мотивацию. Хотя теория Маслоу не является окончательным исследованием мотивации, она является полезным объяснением того, как неудовлетворение наших основных потребностей может снизить производительность в будущем.

Приоритизация наших потребностей является ключом к мотивации рабочей силы: бесполезно пытаться продвигать футбол на рабочем месте, если основные повседневные потребности в безопасности еще не удовлетворены. Стоит подумать о более основных потребностях на рабочем месте и проверить, не упущены ли какие-то из них.

Идеальный результат? Каждый достигает чувства самореализации.

 

  1. Хотите узнать больше о том, как повысить культуру охраны труда и техники безопасности? Просмотрите видеоролики о разумной безопасности на портале ecoPortal. Программное обеспечение для здоровья и безопасности ecoPortal также может помочь вашему бизнесу. Попробуйте демоверсию или свяжитесь с командой на ecoPortal.

Хорошие, плохие и… схемы пирамид? — NYU COMM CLUB

На протяжении тысячелетий эфирные масла использовались в терапевтических целях. Они использовались в качестве лекарственного средства в Древнем Египте, и масла сотни раз упоминаются в Библии. Эфирные масла по-прежнему пользуются огромной популярностью, а текущая рыночная стоимость отрасли составляет миллиарды долларов. Но прежде чем мы поймем, почему люди любят эти эфирные масла, мы должны кратко рассказать, что они из себя представляют. Эфирные масла – это экстракты растений. Для приготовления масел можно использовать различные части растений, в том числе цветы, кору, листья или плоды. Эти части растения можно обрабатывать паром или прессовать, чтобы получить необходимые соединения для аромата, а для получения достаточного количества экстракта одной бутылки эфирного масла может потребоваться несколько фунтов растения.

Существуют десятки эфирных масел, но наиболее популярными являются четыре масла: лаванда, масло чайного дерева, мята перечная и масло лимона. Люди находят масло лаванды успокаивающим; его часто используют для снятия стресса и беспокойства, а также для улучшения сна. Масло чайного дерева, которое впервые использовали аборигены Австралии для заживления ран, часто используется для лечения акне, эпидермофитии стоп и укусов насекомых. Масло перечной мяты рекомендуется людям, страдающим синдромом раздраженного кишечника и головными болями напряжения. Наконец, запах лимонного масла может улучшить настроение людей и может использоваться в домашних чистящих средствах.

Несмотря на эти преимущества, некоторые пользователи эфирных масел могут испытывать аллергические реакции, такие как зудящая сыпь или крапивница, после взаимодействия с некоторыми маслами. К тем, кто с большей вероятностью испытывает эти побочные реакции, относятся люди, страдающие атопическим дерматитом или имеющие в анамнезе негативные реакции на продукты для местного применения. Любое эфирное масло потенциально может вызвать неблагоприятную реакцию; однако некоторые из них чаще других вызывают эту реакцию. Эти эфирные масла включают масло орегано, масло коры корицы, масло жасмина, масло лемонграсса, масло иланг-иланга, масло ромашки и масло бергамота. Чтобы избежать негативной реакции, медицинские работники рекомендуют разбавлять эфирное масло в масле-носителе, таком как кокосовое или аргановое, перед нанесением его непосредственно на кожу.

Большинство эфирных масел, продаваемых в США, продаются компаниями Young Living и DoTerra. Но обе эти компании и их основатели имеют очень тревожную историю. Впервые я узнал об этих компаниях во время просмотра эпизода шоу [Un]Well под названием «Эфирные масла», в котором оценивается индустрия эфирных масел в целом (я настоятельно рекомендую этот выпуск документального сериала, так как он очень информативен и хорошо — произведено). Человек, основавший Young Living, Гэри Янг, утверждал, что вылечился от калечащего паралича с помощью эфирных масел. Тем не менее, нет никаких медицинских записей о его несчастном случае. В 1983 года федеральный агент исследовал услуги Янга в созданном им медицинском центре под названием Golden Six Health Club. Это расследование привело к аресту Янга за медицинскую практику без лицензии. Янг признал себя виновным, отсидел год условно, затем открыл онкологическую клинику в Мексике, где лечил людей химическим соединением под названием лаэтрил. Эта практика была незаконной в США, поскольку известно, что лаэтрил производит цианид, яд, в организме и может привести к серьезным травмам или смерти. Позже Янг открыл клинику в Калифорнии, где утверждал, что является врачом. В очередной раз это привело к его аресту по обвинениям, включая продажу неутвержденных медицинских устройств, производство лекарств без лицензии и рекламу лекарств для лечения рака.

В 1993 году Янг основал компанию Young Living по производству эфирных масел. Бизнес-моделью этой новой компании был многоуровневый маркетинг (известный также как «легальная» финансовая пирамида). Эта модель статистически более рискованна для сотрудников, чем азартные игры. Согласно исследованию, опубликованному FTC, 99,6% новобранцев многоуровневого маркетинга теряют деньги. Но Young Living продолжает использовать эту бизнес-модель. Дистрибьюторы компании также заявляют, что их продукция лечит определенные проблемы со здоровьем, включая вирусные инфекции, рак, гипертонию и деменцию. Поскольку нет научных доказательств того, что их масла могут вылечить эти заболевания, у Young Living возникли проблемы с законом, и она получила предупреждение от FDA. Но, несмотря на ужасную историю Young Living, многие дистрибьюторы отказываются покидать компанию из-за жесткой идеологической обработки. Участники находят сообщество, работающее с Young Living, и многие связаны с продуктами до такой степени, что не могут признать ошибки компании. Из-за слепой приверженности своих нынешних сторонников многие бывшие дистрибьюторы Young Living считают компанию скорее культом, чем бизнесом.

В 2008 году компания DoTerra была частично основана бывшими руководителями Young Living. Согласно их веб-сайту, миссия компании DoTerra заключалась в том, чтобы «поделиться эфирными маслами высочайшего качества со всем миром». Основатели говорят, что они привержены предоставлению пользователям чистых, высококачественных эфирных масел, и это стремление привело их к созданию сертифицированного чистого терапевтического класса CPTG. Но этот «терапевтический класс» — всего лишь маркетинговый термин. DoTerra говорит, что они хотят сотрудничать с крупными больницами и учеными, чтобы обеспечить «принудительную аутентификацию» своей продукции. Эта потребность в сторонних источниках для продвижения своей продукции, вероятно, связана с отсутствием медицинского доверия к их основателям. DoTerra стремилась имитировать многоуровневую маркетинговую бизнес-модель Young Living, зная, насколько она прибыльна. Это включает в себя продажу продуктов через независимых консультантов, а также установление высоких цен, при этом небольшая бутылка лавандового масла продается по цене более 20 долларов. Из сострадания лавандовое масло от других компаний, таких как Plant Therapy, может продаваться менее чем за 10 долларов.

В 2013 году Young Living и DoTerra начали подавать друг на друга многочисленные иски. Young Living заявила, что DoTerra украла их коммерческие секреты и разместила ложную рекламу чистоты своих масел, в то время как DoTerra заявила, что Young Living провела мошеннические лабораторные испытания продуктов DoTerra. В 2018 году DoTerra выиграла судебный процесс, и Young Living была вынуждена заплатить 1,8 миллиона долларов за судебные издержки DoTerra. Но это был далеко не единственный спор, в который была вовлечена DoTerra. На самом деле, письмо, отправленное FDA в DoTerra в 2014 году, ругало компанию за то, что она позволила своим дистрибьюторам публиковать ложные заявления о том, что их эфирные масла являются эффективным средством для лечения болезни Альцгеймера. , СДВГ и рак. Федеральные агенты даже появлялись в штаб-квартире DoTerra в Юте, чтобы изучить файлы компании. После этого инцидента DoTerra сформировала команду по соблюдению требований для модерации сообщений своих дистрибьюторов в социальных сетях, а также проводила еженедельные телефонные конференции с дистрибьюторами, чтобы информировать их о подходящем языке для использования в своей рекламе. Но даже несмотря на то, что DoTerra создала эти системы обучения для своих дистрибьюторов, у компании нет требований, чтобы они просматривали материал.

Более 63% сторонников DoTerra не зарабатывают деньги, продавая товары. Только 16% адвокатов начального уровня зарабатывают деньги, и в среднем они зарабатывают всего 376 долларов в год. Это среднее значение также не учитывает тех дистрибьюторов, которые потеряли деньги или оказались безубыточными. Следующий уровень дистрибьюторов, строителей, составляет 23% всех защитников в США, а следующий высший уровень, лидеры, составляют 1% всех защитников. Лидеры находятся на самом прибыльном уровне бизнеса, а сторонники этого ранга зарабатывают больше всех дистрибьюторов. DoTerra заявляет, что защитники этого уровня должны вкладывать значительные средства частично или полностью, и очень немногие защитники когда-либо достигают этого уровня. Кроме того, если вы являетесь дистрибьютором DoTerra, вы должны тратить не менее 100 долларов США в месяц на продукты DoTerra, чтобы иметь право на комиссионные с продаж. Это означает, что просто для того, чтобы быть активным сторонником компании, вы должны тратить 100 долларов в месяц, больше, чем большинство дистрибьюторов зарабатывают в год. Так что на самом деле большинство защитников DoTerra не совсем продавцы. Вместо этого они просто клиенты, как и большинство многоуровневых маркетинговых компаний.

Вопреки утверждениям Young Living и DoTerra, эффективность эфирных масел для человека неубедительна. Клинические испытания на людях были проведены для проверки влияния эфирных масел на такие состояния, как тревога, депрессия, тошнота, бессонница, плохой аппетит и сухость во рту. Некоторые исследования показывают, что использование эфирных масел приносит большую пользу, в то время как другие не указывают на какое-либо улучшение симптомов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts