Поведенческий подход в психологии: Что такое поведенческий подход? — Психологос

Что такое поведенческий подход? — Психологос

Поведенческий подход — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, действия и результаты наших действий, все внешнее, видимое и объективное.

Поведение человека — направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленные и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его внешне видимые и свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»), и внутренние действия человека, его решения, изменение отношения и собственного состояния («Что ты себя расстраиваешь?» или «Не надо себя раскручивать»).

Основные вопросы поведенческого подхода: «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». В поведенческом подходе процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.

Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом рулить, каков его «способ употребления».

Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Бихевиоральный подход — поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами. См.→.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Полностью в рамках поведенческой парадигмы — разработки когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.→

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Поведенческий подход, бихевиоральная терапия — Психологос

Суть этого подхода, восходящего к теориямИ. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

  1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
  2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
  3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
  4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) — он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы.

Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа — получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Из С. Гингера (Гештальт — терапия контакта)

В традиционном психоанализе симптом часто отодвигается на второй план и рассматривается как ориентир на пути самораскрытия. Последовательное осознавание подавленного материала ведется посредством глобального подхода к глубинной личности, через анализ трансфера и интерпретаций. Считается, что «выздоровление» при этом наступит само собой, как бы в довершение к вышесказанному; сам же Фрейд рекомендовал остерегаться чрезмерного «рвения к излечению». В этом случае предстает субъективный и довольно-таки пессимистичный взгляд на человека (давящий детерминизм раннего детства, природные «полиморфные извращенные» склонности и т. д.).

В поведенческом подходе, наоборот, лечится сам симптом; это объясняется заботой об эффективности терапии и «уважением к самой эксплицитной просьбе клиента», который с ней пришел на консультацию и, как правило, не просит чего-то большего. Ведь клиенту, зашедшему купить только галстук, не предлагают дорогостоящий костюм-тройку! Точные техники снятия обусловленности и десенсибилизации (Вольп) часто способствуют быстрому исчезновению симптома, например в случае фобий или сексуальных расстройств, что, однако, не сопровождается глобальной перестройкой всей личности. Добавим по ходу, что симптоматические смещения (появление новых, заместительных симптомов), по статистике, происходят намного реже, чем об этом думают психоаналитики. И даже наоборот, часто отмечаются позитивные «цепные реакции» (Например, с излечением полового бессилия прекращаются автомобильные аварии (интеграция телесной схемы) и вспышки гнева (иллюзия всемогущества). Сторонники такого подхода считают, что их взгляд на человека объективен и реалистичен.↑

Польза от поведенческой терапии

Существует множество подходов к психотерапии, которые часто пересекаются. Поведенческий подход — это форма терапии, которая фокусируется на текущем поведении и проблемах, а также на том, какие изменения можно внести, чтобы устранить поведение, вызывающее трудности.

Суть поведенческого подхода заключается в том, что люди учатся на своем окружении, а проблемы возникают из-за неэффективного усвоенного поведения. Целью этого подхода к терапии является усиление поведения, которое является эффективным, и работа над устранением поведения, которое нежелательно или вызывает конфликты или проблемы.

Для получения дополнительной информации о наших программах лечения психических заболеваний
Позвоните нам по телефону: (310) 455-5258

Теория, лежащая в основе поведенческого подхода

Теория, лежащая в основе поведенческого подхода, заключается в том, что когда человек рождается, чистый лист. Любому поведению можно научиться, и поэтому его можно разучить или изменить.

Новому поведению можно научиться с помощью двух видов обусловливания:

  • Классическое обусловливание . В этом типе обусловливания реакции усваиваются посредством ассоциации. Это включает в себя непроизвольную реакцию, которая вызывается стимулом, например, у собак Павлова выделяется слюна при звуке обеденного звонка.
  • Оперантное обусловливание – относится к использованию подкрепления или наказания для усиления или ослабления поведения.

Классическое обусловливание является пассивным со стороны человека, обучающегося новому поведению, в то время как при оперантном обусловливании человеку необходимо выполнить определенное действие, чтобы получить вознаграждение или наказание. Десенсибилизация — это форма терапии, основанная на классическом обусловливании, которую можно использовать для уменьшения фобий. При оперантном обусловливании поведение, которое вознаграждается, скорее всего, будет повторяться, а поведение, которое не подкрепляется, начинает ослабевать.

Как работает поведенческий подход

Поведенческая терапия — это терапия, основанная на действиях. Это контрастирует с попыткой определить причину неэффективного поведения, например, с попыткой выявить нерешенные проблемы, уходящие корнями в детство.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на понимании, этот тип терапии фокусируется на поиске новых способов поведения с использованием тех же стратегий обучения, которые привели к развитию нежелательного поведения. Поскольку старый подход к обучению приводил к неэффективному поведению, цель состоит в том, чтобы научиться новому, более эффективному поведению.

Кому может быть полезен поведенческий подход?

Поведенческий подход также известен как модификация поведения. Это может быть эффективно для людей всех возрастов, которые борются с различными проблемами.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) использует поведенческий подход в сочетании с изучением роли мыслей в улучшении настроения и функционирования. Теория, лежащая в основе когнитивно-поведенческой терапии, заключается в том, что мысли и восприятие влияют на поведение. Выявление и изменение вредных мыслей — первый шаг к изменению неэффективного поведения.

Примеры состояний, которые могут улучшиться с помощью КПТ, включают:

  • Панические расстройства
  • Тревога
  • Паранойя
  • Расстройства пищевого поведения
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
  • Депрессия

Поведенческий подход нацелен на неэффективное поведение, которое имеет место в настоящем , а не пытаться выяснить, почему человек делает то, что он или она делает. Поскольку основное внимание уделяется не попыткам расшифровать все, что произошло в прошлом, лечение с использованием этого подхода может занять не так много времени, как другие подходы.

Поведение, связанное с избеганием таких ситуаций, как иррациональные фобии, можно изменить, работая над устранением реакции страха. Злоупотребление психоактивными веществами и алкоголизм можно улучшить с помощью формы поведенческой терапии, известной как терапия отвращением. Этот тип терапии направлен на то, чтобы научить человека ассоциировать наркотики или алкоголь с неприятными ощущениями, а не с приятными. Это не единственный способ. Фактически, гораздо большая часть лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, заключается в использовании когнитивно-поведенческой терапии для лечения основного состояния психического здоровья, такого как депрессия, тревога, биполярное расстройство и т. д., и устранения искаженных мыслей, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами.

Всякий раз, когда человек ведет себя неэффективно, поведенческая терапия может рассматриваться как возможный подход к лечению. Методы поведенческой терапии могут использоваться для развития новых навыков и закрепления желаемого поведения. Многие типы проблемного поведения можно модифицировать или изменить с помощью терапевта, обученного использованию поведенческого подхода.

Если вы или ваш близкий боретесь с психическими расстройствами, позвоните нам по телефону (310) 455-5258 или заполните форму ниже, чтобы узнать больше о наших программах лечения в Лос-Анджелесе.

Поведенческий подход и его применение в сфере управления

Поведенческий подход возник в начале двадцатого века как ответ на широко психоаналитическую теорию, которая тогда обсуждалась.

Так как психоаналитической теории не хватало научного подхода и нельзя было подвергнуть экспериментальным методам предсказания.

С другой стороны, бихевиористы считали, что различные поведенческие предрасположенности можно объяснить с научной точки зрения.

Поведенческие подходы объяснялись в работах Ивана Павлова, Эдварда Ли Торндайка, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на внутренних конфликтах в форме мыслей и убеждений, бихевиористский подход фокусируется на наблюдаемых или явных паттернах, которые усваиваются из окружающей среды.

Поведенческая психология — это теория обучения, основанная на представлении о том, что любое поведение является результатом обусловленности . Из-за взаимодействия с факторами окружающей среды бихевиористы считают, что наши действия или реакции регулируются стимулами окружающей среды.

По мнению бихевиористов, поведение можно систематически изучать и анализировать независимо от внутренних психических состояний, таких как настроение, эмоции и познания, которые относительно слишком субъективны.

Основной упор бихевиористов делается на обусловленность. Они считали, что любого человека можно научить справляться с любой задачей, независимо от его генетических особенностей или внутренних ощущений, путем эффективного обусловливания.

Джон Б. Уотсон, который также считается отцом поведенческого подхода, 9 лет0073 описал бихевиоризм в своей статье «Психология с точки зрения бихевиористов», которая была опубликована в 1913 году.

Бихевиористы считали, что поведение является результатом опыта. Бихевиоризм вырос как преобладающая школа мысли в психологии с 1920-х до середины 50-х годов.

Классическая обусловленность Ивана Павлова

Иван Павлов, русский физиолог, объяснил теорию Классической обусловленности с помощью эксперимента, проведенного на собаках.

В экспериментальной установке Павлов обучал своих собак демонстрировать условную реакцию на условные раздражители даже в отсутствие естественных раздражителей. Обусловливание можно разделить на два типа:

  1. Классическое обусловливание : Классическая техника обусловливания используется во многих программах поведенческого обучения для закрепления обучения или желаемого поведенческого паттерна.

    В случае классического обусловливания нейтральный раздражитель сочетается с естественными раздражителями. Из-за процесса постепенного обусловливания нейтральный раздражитель также демонстрирует ту же реакцию или поведение, что и раньше в присутствии естественных раздражителей.

    Стимул, участвующий в этом процессе, известен как условный стимул, а реакция или усвоенное поведение также известно как условная реакция.

  2. Оперантное обусловливание : Также известное как инструментальное обусловливание, предложенное психологом Б. Ф. Скиннером — это метод обучения посредством поощрений и наказаний.

    В соответствии с теорией инструментального обусловливания устанавливается тесная связь между поведением и следствием поведенческого результата.

    Поощрения используются для закрепления поведения или его повторения, с другой стороны, наказания удерживают человека от поведения или действия определенным образом.

    Таким образом, основная цель наказания состоит в том, чтобы ослабить нежелательное или нежелательное поведение. В текущем сценарии организации во многом полагаются на метод инструментального кондиционирования, чтобы поддерживать мотивацию своих сотрудников и действовать в соответствии с ожидаемым кодексом поведения.

Эксперимент Джона Б. Ватсона : Американский психолог Джон Б. Ватсон с помощью своего эксперимента «Маленький Альберт» попытался доказать, как эмоциональные реакции могут быть обусловлены. Он использовал классический подход к формированию условного рефлекса, чтобы научить 9-месячного мальчика бояться белой игрушечной крысы, ассоциируя крысу с внезапным шумом.

Закон Эффекта Эдварда Ли Торндайка : Американский психолог Эдвард Торндайк сформулировал Закон Эффекта, который гласит, что поведение будет подкрепляться, если оно оказывает удовлетворительный эффект или имеет положительные последствия.

С другой стороны, ответы, вызывающие дискомфорт или вызывающие неудовлетворенность, с меньшей вероятностью будут повторяться.

Ключевые предпосылки поведенческой психологии

  1. Обучение является результатом ассоциаций, как это объясняется в подходе Павлова «Классическая обусловленность».
  2. Диапазон факторов влияет на различные стадии классического обусловливания. На первом этапе, также известном как этап приобретения, создается и усиливается поведенческая реакция.

    На этапе приобретения различные факторы, такие как наличие стимулов и время предъявления стимулов, по существу будут определять, насколько быстро может быть установлена ​​ассоциация.

    С другой стороны, на стадии угашения, когда связь ослабевает, именно сила условной реакции будет влиять на то, как быстро произойдет угашение.

  3. Обучение также может быть объединено с вознаграждениями и наказаниями, как описано в книге Б. Ф. Скиннера «Оперантное обусловливание».

    Не только это, график подкрепления или время, которое следует, также будет играть критическую роль в приобретении нового поведения или ослаблении поведения, которое неприемлемо.

    Поощрения могут быть непрерывными или частичными по своему характеру, которые могут предоставляться через фиксированные промежутки времени или по расписанию в форме повышения заработной платы, продвижения по службе или выгодных льгот для сотрудников в организационной структуре.

  4. Поведенческая психология превратилась в научную область исследований благодаря вкладу различных психологов, таких как Эдвард Торндайк (Закон эффекта) и Кларк Халл (Теория драйва).
  5. Поведенческая психология стала основой для различных терапевтических вмешательств, используемых для лечения различных поведенческих расстройств и помогающих в обучении людей приобретению новых навыков или желаемых моделей поведения.

Сильные и слабые стороны подхода поведенческой психологии

Поведенческий подход основан на научных методах, которые можно наблюдать, тестировать, количественно оценивать и дополнительно исследовать для объяснения различных поведенческих процессов.

Поведенческий подход может использоваться в терапевтических областях для изменения или формирования вредного или неадекватного поведения как у взрослых, так и у детей.

Различные поведенческие терапевты следуют теории оперантного обусловливания Скиннера, которая утверждает, что поведение может усиливаться или ослабляться с помощью поощрений и наказаний.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts