Поведенческий подход в психологии: Что такое поведенческий подход? — Психологос

Содержание

Что такое поведенческий подход? — Психологос

Поведенческий подход — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, действия и результаты наших действий, все внешнее, видимое и объективное.

Поведение человека — направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленные и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его внешне видимые и свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»), и внутренние действия человека, его решения, изменение отношения и собственного состояния («Что ты себя расстраиваешь?» или «Не надо себя раскручивать»).

Основные вопросы поведенческого подхода: «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». В поведенческом подходе процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.

Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом рулить, каков его «способ употребления».

Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Бихевиоральный подход — поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами. См.→.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Полностью в рамках поведенческой парадигмы — разработки когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.→

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Поведенческий подход, бихевиоральная терапия — Психологос

Суть этого подхода, восходящего к теориямИ. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

  1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
  2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
  3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
  4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) — он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы.

Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа — получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Из С. Гингера (Гештальт — терапия контакта)

В традиционном психоанализе симптом часто отодвигается на второй план и рассматривается как ориентир на пути самораскрытия. Последовательное осознавание подавленного материала ведется посредством глобального подхода к глубинной личности, через анализ трансфера и интерпретаций. Считается, что «выздоровление» при этом наступит само собой, как бы в довершение к вышесказанному; сам же Фрейд рекомендовал остерегаться чрезмерного «рвения к излечению». В этом случае предстает субъективный и довольно-таки пессимистичный взгляд на человека (давящий детерминизм раннего детства, природные «полиморфные извращенные» склонности и т. д.).

В поведенческом подходе, наоборот, лечится сам симптом; это объясняется заботой об эффективности терапии и «уважением к самой эксплицитной просьбе клиента», который с ней пришел на консультацию и, как правило, не просит чего-то большего. Ведь клиенту, зашедшему купить только галстук, не предлагают дорогостоящий костюм-тройку! Точные техники снятия обусловленности и десенсибилизации (Вольп) часто способствуют быстрому исчезновению симптома, например в случае фобий или сексуальных расстройств, что, однако, не сопровождается глобальной перестройкой всей личности. Добавим по ходу, что симптоматические смещения (появление новых, заместительных симптомов), по статистике, происходят намного реже, чем об этом думают психоаналитики. И даже наоборот, часто отмечаются позитивные «цепные реакции» (Например, с излечением полового бессилия прекращаются автомобильные аварии (интеграция телесной схемы) и вспышки гнева (иллюзия всемогущества). Сторонники такого подхода считают, что их взгляд на человека объективен и реалистичен.↑

Поведенческая психология: основные принципы и теории

Люди — сложные существа. Наши повседневные действия формируются эмоциями, ценностями, убеждениями и внешними факторами, такими как взаимодействие с другими членами общества или стрессовые факторы окружающей среды. Поведенческая психология рассматривает последние под микроскопом и пытается расшифровать, почему мы ведем себя так, а не иначе в различных обстоятельствах.

Что такое поведенческая психология?

Поведенческая психология изучает наблюдаемое человеческое поведение в попытке понять человеческий разум. В первую очередь это связано с внутренними факторами, которые формируют наше поведение в различных условиях.

Более формальное определение поведенческой психологии, также известное как бихевиоризм, предложенное Стэндфордской энциклопедией философии, звучит так:

«Бихевиоризм — это отношение — способ понимания эмпирических ограничений на атрибуцию психологического состояния. Строго говоря, бихевиоризм — это доктрина — способ изучения самой психологической или поведенческой науки».

Приведенное выше определение может показаться немного расплывчатым (как признает и автор). Однако попытка втиснуть возвышенное понятие «поведения» в лаконичную «коробочку» — непростая задача. По этой причине существует множество различных поведенческих подходов к изучению того, как человеческие когнитивные убеждения, желания и предпочтения проявляются в конкретных формах поведения.

Кто основал поведенческую психологию?

Психолога Джона Б. Уотсона чаще всего называют отцом-основателем когнитивно-поведенческой психологии. Хотя Уотсон не был пионером бихевиористских исследований, он формализовал и расширил ряд более ранних поведенческих теорий в своей классической статье « Психология с точки зрения бихевиориста ».

Другие прото-бихевиористские идеи, повлиявшие на мышление Уотсона, включают:

  • Исследования, проведенные британскими эмпириками, такими как Джон Локк и Дэвид Хьюм. Они были одними из первых, кто утверждал, что разумное поведение является результатом ассоциативного обучения.
  • Классическая теория обусловливания Ивана Павлова, описывающая изменение поведения при применении различных раздражителей.
  • Б. Ф. Скиннер разработал теорию оперантного состояния, которая исследует, как различные поощрения и наказания могут способствовать обучению.

Кроме того, некоторые аспекты бихевиористской теории исследовались Эдвардом Торндайком (закон эффекта) и Кларком Халлом (теория влечения). Мы вернемся к ним позже в посте.

Основные принципы поведенческой психологии

Теория бихевиоризма формализовала набор базовых принципов для анализа человеческого поведения, способности учиться и совершенствоваться. Сегодня многие другие школы мысли заимствовали ключевые принципы поведенческой теории. Как и успешные лидеры.

Итак, если вам интересно, как поведенческая психология может помочь вам улучшить свои навыки межличностного общения, проводить более качественные профессиональные презентации или улучшить свои лидерские способности, вот принципы, которые следует запомнить, а также примеры из повседневной поведенческой психологии.

Любому поведению мы учимся из окружающей среды

Бихевиористы считают, что факторы окружающей среды сильно влияют на наше обучение. Мы усваиваем новое поведение посредством обусловливания.

Обусловливание — это процесс приучения кого-либо действовать определенным образом в определенных обстоятельствах.

Два основных типа состояний — классические и оперантное обусловливание, вместе именуемые «теорией обучения».

Классическое обусловливание 

Классическое обусловливание, открытое русским физиологом Иваном Павловым, представляет собой тип бессознательного обучения, возникающего как условный ответ на определенный стимул. Постоянное воздействие на такой раздражитель способствует формированию специфического поведения.

Павлов лихо проводил свои эксперименты на собаках. Но Джон Б. Уотсон также тестировал классические условные реакции у людей. В эксперименте с Маленьким Альбертом он обнаружил, что у ребенка развился страх перед крысами после того, как он неоднократно демонстрировал лабораторную крысу вместе с громкими страшными звуками. Страх Альберта распространялся и на другие белые пушистые объекты, напоминающие крысу.

Среди взрослых также часто встречается классическое обусловливание. Например, на вашей предыдущей работе все обедали в полдень. В это время вы всегда чувствуете голод. Или ваш бывший начальник всегда критиковал вас за ваши презентации в PowerPoint. Теперь вы ненавидите делать бизнес-презентации для аудитории.

В сущности, положительный или отрицательный кондиционирующий раздражитель способствует развитию безусловной реакции на определенный раздражитель.

Иллюстрация создана SlideModel.com
Как можно применять классические принципы кондиционирования

Подготовка может помочь укрепить положительные привычки и поведение. Например, если вы оставляете дверь своего офиса открытой каждый день в 11 утра и радуетесь, когда сотрудник появляется, чтобы обсудить свою проблему (как часть вашей политики открытых дверей), со временем все сотрудники будут «приучены» к этому. идея, что открытая дверь означает хорошее время для обсуждения.

Оперантное обусловливание

Предложенный Б. Ф. Скиннером, пионером радикального бихевиоризма, оперантное обусловливание относится к методу обучения, основанному на поощрении и наказании за различные виды поведения. Такое обусловливание направлено на то, чтобы способствовать развитию ассоциации между определенным поведением и следствием (положительным или отрицательным) их действий.

Скиннер считал, что действия громче слов. Он считал, что важны только внешние, наблюдаемые причины человеческого поведения, тогда как внутренние мысли и внутренняя мотивация не играют важной роли. Сегодня большинство согласны с тем, что это недальновидно.

Тем не менее, теория Скиннера имеет свои достоинства. Принципы оперантного обусловливания сегодня применяются во многих сферах жизни, от правоохранительных органов до образования и даже технологий. Например, подход к обучению алгоритмов ИИ, называемый «обучение с подкреплением», систематизирует принципы поиска вознаграждения и наказания в обучении нейронных сетей.

Более простым повседневным примером оперантного обусловливания может быть: выдача значка хорошо успевающему ученику, но ругание тех, кто это сделал. Восхваление хорошо разработанных шаблонов презентаций, но критика тех, кто не преуспел.

Как применять принципы оперантного обусловливания

Положительное подкрепление — распространенная тактика управления на рабочем месте. Многие программы мотивации и вовлечения сотрудников основаны на этих предпосылках. Компании используют положительные стимулы, такие как схемы вознаграждения, продвижения по службе или другие стимулы к работе, непосредственно связанные с производительностью, для поощрения рабочей силы. Однако немногие выбирают более жесткое «наказание», предложенное Скиннером.

Бихевиоризм делает акцент на наблюдаемом поведении, а не на внутренних событиях 

Поведенческая теория признает эмоции и когнитивные чувства. Но поскольку их нельзя эффективно наблюдать и измерять с научной точки зрения, исследователи предпочитают вместо этого сосредоточиться на поведении.

Действительно, изучение эмоций — сложная задача, потому что они проявляются по-разному из-за разных триггеров. Но легче анализировать последствия рационального и иррационального поведения и контролировать их.

Например, работая над важной деловой презентацией, вы можете испытать широкий спектр положительных и отрицательных эмоций:

  • Волнение, потому что вы стремитесь сделать все возможное
  • Тревога из-за синдрома самозванца, нервов или нехватки времени
  • Гнев из-за того, что ваш шаблон PowerPoint выглядит неправильно

В совокупности эти эмоции приведут к конкретный результат, такой как хорошая или плохая презентация. Затем бихевиористы пытаются изучить ваше фактическое поведение и определить, какие стимулы могли привести вас к лучшему мышлению.

Если вы чувствуете тревогу, поддержка со стороны аудитории или напутствие наставника перед входом в комнату является положительным стимулом, который может повлиять на ваше поведение.

Источник: Оконная модель Джохари. Шаблон PowerPoint от SlideModel.com. ; или, учитывая реакцию, укажите, какая ситуация или стимул вызвали реакцию».

Другими словами, все наши действия можно объяснить реакцией на различные раздражители, и именно это пытается сделать поведенческая психология.

Другие поведенческие теории основывались на этих предпосылках и предлагали дополнительные объяснения того, как внешние условия влияют на наше благополучие и действия.

Прошлый опыт формирует наше настоящее 

Вышеприведенная идея не нова, но недавно она была подтверждена новыми исследованиями. Большинство людей, которые вели себя определенным образом в какой-то момент времени, скорее всего, сделают это снова. Восприятие наших прошлых действий влияет на наше решение повторить это поведение. Так что, если мы получили положительную обратную связь, похвалу или другую награду, мы снова попытаемся добиться того же результата.

Вышеупомянутая тенденция может быть полезной для формирования привычек. Поскольку наш бренд любит умножать вознаграждение, мы можем определить текущую привычку, которая заставляет вас чувствовать себя хорошо, а затем добавить еще одну сверху. Такой подход называется наложением привычек.

Формула накопления привычек проста, но эффективна, потому что она связана с нашими прошлыми убеждениями: 

После или до [ТЕКУЩЕЙ ПРИВЫЧКИ] я буду [НОВАЯ ПРИВЫЧКА].

Например:

  • Каждое утро после того, как я налью себе чашку кофе, я буду медитировать в течение одной минуты.
  • Прежде чем я начну редактировать свою презентацию, я проверю все утверждения.
Источник: Диаграмма петли привычек для PowerPoint от SlideModel.com вызывают у нас дискомфорт.

Например, если вы использовали определенный начальный слайд во время своей последней презентации, и всем он понравился, вы, вероятно, использовали бы его еще несколько раз.

Закон эффекта также полезен для создания циклов положительных привычек. Это когда вы используете какое-то предшествующее событие, время или положительные стимулы, чтобы вызвать определенное действие.

Например: 

  • Бег доставляет мне удовольствие, поэтому мне следует заниматься им чаще. Таким образом, я попрошу друга быть моим партнером по подотчетности и звонить мне всякий раз, когда они выходят на пробежку.
  • Из-за того, что я слишком поздно задержался на работе над своей презентацией, на следующий день я встревожился и рассердился, и я провалил доставку. В следующий раз я не буду стремиться к совершенству и закругляться раньше.
Источник: Причина и следствие Шаблон PowerPoint от SlideModel.com

Drive Theory of Learning

Предложенная Кларком Халлом и доработанная его соавтором Кеннетом Спенсом, эта теория перенесла концепцию гомеостаза в психологию.

Халл заметил, что наш организм психологически пытается поддерживать состояние равновесия. Например, вы потеете, когда слишком жарко, чтобы регулировать температуру. Исследователь думал, что подсознательно это влияет на наши действия. Мы становимся мотивированными, когда наше тело хочет сбалансировать определенные биологические потребности, и мы работаем над тем, чтобы уменьшить это напряжение. Голод, жажда, боль являются общими «спусковыми механизмами», активирующими действия, по Халлу.

Однако одна из самых больших проблем с теорией снижения влечения Халла заключается в том, что она не учитывает, как вторичные подкрепления. К ним относятся определенные ситуации, которые подкрепляют поведение (например, вознаграждение, определенное время и т. д.) после того, как оно становится связанным с основным подкреплением.

Например, первичное подкрепление — лакомство может сделать вашего ребенка счастливее, но он, вероятно, проигнорирует вторичное подкрепление — похвалу — как еще один фактор, обуславливающий его поведение.

Источник: Nudge Theory Шаблон PowerPoint от SlideModel.com

В заключение

Поведенческая перспектива в психологии оказала сильное влияние на многие другие области исследований, такие как поведенческая экономика, а также на нашу повседневную жизнь. Научившись анализировать свое поведение и внешние факторы, вы сможете контролировать свои действия и управлять другими. Хотя не все принципы поведенческой психологии можно (или нужно) применять к себе и другим, некоторые из них довольно полезно знать, как показано в этом посте.

1. Диаграмма цикла привычек для PowerPoint

Если вам нужна презентационная диаграмма, которая может поддерживать объяснение привычек, этот шаблон PowerPoint цикла привычки предоставит вам простую и легко редактируемую презентацию, которая позволит вам объяснить петлю привычки без труда.

Используйте этот шаблон

Поведенческий подход и его применение в сфере управления

Поведенческий подход возник в начале двадцатого века как ответ на широко обсуждавшуюся тогда психоаналитическую теорию. Поскольку в психоаналитической теории отсутствовал научный подход, и она не могла быть подвергнута экспериментальным методам предсказания. С другой стороны, бихевиористы считали, что различные поведенческие предрасположенности можно объяснить с научной точки зрения. Поведенческие подходы объяснялись в работах Ивана Павлова, Эдварда Ли Торндайка, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на внутренних конфликтах в форме мыслей и убеждений, бихевиористский подход фокусируется на наблюдаемых или явных паттернах, которые усваиваются из окружающей среды.

Поведенческая психология — это теория обучения, основанная на представлении о том, что любое поведение является результатом обусловленности. Из-за взаимодействия с факторами окружающей среды бихевиористы считают, что наши действия или реакции регулируются стимулами окружающей среды. По мнению бихевиористов, поведение можно систематически изучать и анализировать независимо от внутренних психических состояний, таких как настроения, эмоции и познания, которые относительно слишком субъективны. Ключевой акцент бихевиористов делается на обусловливании. Они считали, что любого человека можно научить справляться с любой задачей, независимо от его генетических особенностей или внутренних ощущений, путем эффективного обусловливания.

Джон Б. Уотсон, который также считается отцом бихевиористского подхода, описал бихевиоризм в своей статье «Психология с точки зрения бихевиориста», которая была опубликована в 1913 году. Бихевиористы считали, что поведение является результатом опыта. Бихевиоризм вырос как преобладающая школа мысли в психологии с 1920-х до середины 50-х годов.

Классическая обусловленность Ивана Павлова

Иван Павлов, русский физиолог, объяснил теорию классической обусловленности с помощью эксперимента, проведенного на собаках. В экспериментальной установке Павлов обучал своих собак демонстрировать условный ответ на условные раздражители даже в отсутствие естественных раздражителей. Кондиционирование можно разделить на два типа:

  1. Классическое обусловливание : Техника классического обусловливания используется во многих программах поведенческого обучения для закрепления обучения или желаемого поведенческого паттерна. В случае классического обусловливания нейтральный раздражитель сочетается с естественными раздражителями. Из-за процесса постепенного обусловливания нейтральный раздражитель также демонстрирует ту же реакцию или поведение, что и раньше в присутствии естественных раздражителей. Стимул, участвующий в этом процессе, известен как условный стимул, а реакция или выученное поведение также известно как условная реакция.
  2. Оперантное обусловливание : Также известное как инструментальное обусловливание, предложенное психологом Б. Ф. Скиннером, представляет собой метод обучения посредством поощрений и наказаний. Согласно теории инструментального обусловливания, между поведением и следствием поведенческого результата устанавливается тесная связь. Подкрепление используется для усиления поведения или его повторения, с другой стороны, наказания удерживают человека от поведения или действия определенным образом. Следовательно, основная цель наказания состоит в том, чтобы ослабить нежелательное или нежелательное поведение. В текущем сценарии организации во многом полагаются на метод инструментального кондиционирования, чтобы поддерживать мотивацию своих сотрудников и действовать в соответствии с ожидаемым кодексом поведения.

Эксперимент Джона Б. Ватсона : Американский психолог Джон Б. Ватсон с помощью своего эксперимента «Маленький Альберт» попытался доказать, как эмоциональные реакции могут быть обусловлены. Он использовал классический подход к формированию условного рефлекса, чтобы научить 9-месячного мальчика бояться белой игрушечной крысы, ассоциируя крысу с внезапным шумом.

Закон Эффекта Эдварда Ли Торндайка : Американский психолог Эдвард Торндайк сформулировал Закон Эффекта, который гласит, что поведение будет подкрепляться, если оно оказывает удовлетворительный эффект или имеет положительные последствия. С другой стороны, ответы, вызывающие дискомфорт или вызывающие неудовлетворенность, с меньшей вероятностью будут повторяться.

Ключевые предпосылки поведенческой психологии

  1. Обучение – это результат ассоциаций, как это объясняется в подходе Павлова «Классическая обусловленность».
  2. Диапазон факторов влияет на различные стадии классического обусловливания. На первом этапе, также известном как этап приобретения, создается и усиливается поведенческая реакция. На этапе приобретения различные факторы, такие как наличие стимулов и время предъявления стимулов, по существу будут определять, насколько быстро может быть установлена ​​ассоциация. С другой стороны, на стадии угашения, когда связь ослабевает, именно сила условной реакции будет влиять на то, как быстро произойдет угасание.
  3. Обучение также может быть объединено с вознаграждениями и наказаниями, как описано в книге Б. Ф. Скиннера «Оперантное обусловливание». Мало того, график подкрепления или время, которое следует, также будет играть решающую роль в приобретении нового поведения или ослаблении поведения, которое неприемлемо. Поощрения могут быть непрерывными или частичными по своему характеру, которые могут предоставляться с фиксированным интервалом или по расписанию в виде повышения заработной платы, продвижения по службе или выгодных льгот для сотрудников в организационной структуре.
  4. Поведенческая психология превратилась в научную область исследований благодаря вкладу различных психологов, таких как Эдвард Торндайк (Закон эффекта) и Кларк Халл (Теория драйва).
  5. Поведенческая психология была основой для различных терапевтических вмешательств, используемых для лечения различных поведенческих расстройств и помогающих обучать людей приобретению новых навыков или желаемых моделей поведения.

Сильные и слабые стороны подхода поведенческой психологии

Поведенческий подход основан на научных методах, которые можно наблюдать, тестировать, количественно оценивать и дополнительно исследовать для объяснения различных поведенческих процессов. Поведенческий подход может использоваться в терапевтических областях для изменения или формирования вредного или неадекватного поведения как у взрослых, так и у детей. Различные поведенческие терапевты следуют теории оперантного обусловливания Скиннера, которая утверждает, что поведение можно усиливать или ослаблять с помощью поощрений и наказаний. Его радикальный бихевиоризм постулировал структуру или модель «тройной случайности», которая пыталась проанализировать взаимосвязь между поведением, окружающей средой и разумом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts