МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАУК ФГБОУ ВО «АГТУ» — Эдиторум
В настоящее время, в эпоху массового производства основных товаров, а также научно-технической революции, давшей большую возможность для развития производства, на смену дефициту товаров и услуг приходит общество «насыщения», в котором на первом плане уже не производство и распределение, а проблемы иного характера. Одной из таких проблем является «искусственное» формирование потребностей людей и, в связи с этим, изменение поведения современного общества. Поведение социума, в свою очередь, вызвало значительные качественные изменения в хозяйственных структурах и институтах. В связи с этим основополагающие стремления людей и их социальные воззрения стали сосредоточиваться не вокруг процесса труда, производства и прав собственности на производственные активы, а сконцентрировались на процессе потребления, где сам индивид идентифицируется с потребительскими практиками. В силу этого процессы социализации, самореализации, адаптации, идентификации, общения, формирования человеческого потенциала рассматриваются с позиции потребления. Следовательно, становится актуальным построение моделей потребительского поведения. Данный подход к рассмотрению проблемы позволит проанализировать современного российского потребителя и впоследствии спрогнозировать последствия изменений (экономических, социальных, психологических), связанных с потреблением товаров и услуг. Необходим системный подход для построения модели современного потребительского поведения. Потребительское поведение следует рассматривать с позиции различных наук: философии, экономики, социологии, маркетинга, психологии. Необходимо также изучить исторический аспект изменений потребительского поведения – это позволит отследить динамику и составления прогнозов в дальнейшей перспективе. Философский аспект потребительского поведения российского общества. Для того чтобы проанализировать потребительское поведение с точки зрения философии, обратимся к теории игр. В философии понятие игры существует давно: например, в диалоге Платона «Евтидем» Сократ называл «познавательной игрой» действия софистов, которые вводили в заблуждение людей своими псевдологическими изречениями. По мнению Сократа, софисты замещали обучение своих учеников правдивому и действительному знанию вещей наблюдением за нелогичными поступками обманутых индивидов. Например, в разговоре они давали какому-либо слову то одно, то другое определение, искажая смысл, запутывая таким образом человека, ставили его в глупое положение и находили в этом для себя забаву. Однако всерьез философы начали исследовать феномен игры значительно позже. Считается, что первыми исследованиями являлись разработки Иммануила Канта (1724–1804) и Фридриха Шиллера (1759–1805), которые рассматривали сходство игры и художественной деятельности: в обоих случаях присутствует свобода индивида. Особое внимание феномену игры уделялось в XX в. Наиболее известное исследование провел нидерландский историк культуры Иоганн Хёйзинга (Huizinga, 1872–1945). В 1938 г. вышел его труд «Homo ludens» («Человек играющий»), оказавший серьезное влияние на последующее изучение проблемы. Хёйзинга доказал, что разные сферы человеческой деятельности (искусство, философия, наука, политика, юриспруденция, военное дело и др. ) тесно связаны с игровыми формами. Немецкий философ Ханс-Георг Гадамер в своей работе «Истина и метод» (1960) перевел понятие игры на процесс понимания текстов, произведений искусства, исторических событий, включив его в понятийный аппарат герменевтики (теории понимания и истолкования). Еще один немецкий ученый, Ойген Финк (Eugen Fink, 1905–1975), включил игру в систему основных феноменов человеческого бытия (таких, как смерть, труд, господство, любовь) и рассмотрел ее в качестве основного способа сопоставления человека с недействительным. Потребление в современном российском обществе приобрело форму игры. Данная игра происходит между различными агентами: — потребителями и производителями товаров и услуг; — между потребителями; — между производителями. Потребление товаров и услуг является не просто способом выжить и комфортно существовать, но и демонстрировать свой статус, уровень знаний и осведомленность о современных мировых тенденциях. Потребление дает возможность индивиду идентифицировать себя с референтной группой. В потреблении, как и в других аспектах человеческой жизнедеятельности, существуют определенные правила, которых придерживается индивид. Следует отметить, что правила данной игры можно нарушать. С точки зрения философской теории игр нарушения правил (в том случае, если это не случайные ошибки) могут быть двух видов: «шулерство» и «бунтарство». «Шулер» всего лишь делает вид, что играет в такую же игру, как и другие действующие лица, или в принципе во что-нибудь играет. Однако он не признает данную модель игры. «Бунтарь» же открыто заявляет о том, что не подчиняется правилам и системе данной игры. «Игровое сообщество» зачастую имеет более позитивное отношение к «шулерам», чем к «бунтарям», поскольку первые не ломают «мир игры». Кроме того, они могут заинтересовать «искренних и наивных игроков» своей технологией поведения («простаки» не замечают, что «столб закона» значительно проще обойти, чем лезть через него). «Бунтари» же вызывают негативное отношение сообщества: они, отвергая правила игры, открывают относительность и хрупкость «малого мира», который удовлетворяет потребности индивидов. «Бунтари» становятся изгоями или создают новое сообщество. Таким образом, применяя к потребительскому поведению данные положения, мы предлагаем рассматривать три типа «игроков» или условно разделить общество на три типа потребителей: 1. Люди, которые принимают правила игры, т. е. активные потребители товаров и услуг, подверженные влиянию внешней среды. 2. Люди, которые обдумывают свое потребление. Влияние на них оказать сложнее, чем на первую группу. Однако для того, чтобы их воспринимали в обществе, данные индивиды принимают участие в процессе потребления. 3. Люди, которые действуют вопреки всеобщей модели потребительского поведения, находя в ней разрушительное для общества и для них конкретно влияние. На потребителя и на производителя влияют различные внешние факторы, такие как социализация, общее экономическое состояние страны, культура, действующее законодательство и т. д. Данные факторы могут оказать существенное влияние на цель потребления. Например, при ухудшении экономического положения страны человек пытается инвестировать свои сбережения в неликвидные и малоликвидные товары (недвижимость, золото и т. д.), снижает расходы на ликвидные товары. Таким образом, общий спрос на товары и услуги снижается. В любой игре каждый из агентов (игроков) преследует определенную цель. Цели игры могут быть внутренние и внешние или внеигровые. Внешними целями игры являются: 1. Ставка. 2. Престиж, почет. 3. Приобретение знаний. 4. Проведение досуга. 5. Самоутверждение. Рассмотрим такие цели, как почет и ставка. Люди, вступая в игру, преследуют определенную цель. Во-первых, они настроены на успех в процессе самой игры и удовлетворение триумфом. Во-вторых, победитель может получить ставку, приобрести уважение в результате выигрыша, когда игра уже завершена. Таким образом, ставка и почет находятся за пределами рамок игры. Ставки имеют разнообразную классификацию: символические (диплом), утилитарные (деньги, ценные вещи) и пр. Когда в состязательной игре кто-либо из участников достигает успеха, у победителей бывает тенденция строить иллюзию своего превосходства во всем. При этом значение победы выходит за рамки игры. Выигрышем представляются различного рода поощрения (почет, уважение). Данные поощрения быстро переносятся с отдельно взятого человека на ту группу, которую представляет победитель. Таким образом, из успеха, как внутренней цели игры, вытекают в качестве внешней цели уважение, почести, престиж [1]. В случае с потребительским поведением игровыми целями потребителей являются: 1. Удовлетворение физических потребностей. 2. Удовлетворение потребностей в безопасности. 3. Удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе. 4. Удовлетворение потребности в уважении, признании. 5. Удовлетворение потребности в самореализации. Игровыми целями производителя выступают: 1. Получение конкурентных преимуществ. 2. Увеличение прибыли. 3. Развитие предприятие (увеличение масштабов). 4. Формирование бренда. Развитие игры и ее результат будут положительными в том случае, если цели потребителя и производителя будут достигнуты. Модель потребительского поведения современного общества с точки зрения философии (взаимодействие производителя и потребителя и воздействие внешней среды на данных агентов) представлена на рис. 1. Рис. 1. Модель потребительского поведения современного общества с точки зрения философии Взаимодействие производителя и потребителя будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели обоих. Игра заканчивается тогда, когда цели агентов не достигаются. Модель потребительского поведения с точки зрения социологии. В настоящее время для социума изучение потребительского поведения является важным аспектом, поскольку в современном информационном обществе, вопреки учению Дж. Гэлбрейта, основой власти становятся крупные корпорации – законы рынка, а не техника. Следовательно, определяющая роль отводится потребителю, а не производителю и техноструктуре. Изучая такое явление, как потребительское поведение, необходимо учитывать возможные социальные, экономические и психологические проблемы, с которыми может столкнуться социум в долгосрочной перспективе. В настоящее время существует проблема в формировании общества потребителей. Для современного человека существующая модель поведения сводится к постоянному потреблению, и этот тип поведения распространяется как на экономическую жизнь, так и на социальную, формируя пассивность. Проблемы «потребительства» затронули базовые сферы жизни общества, например образование. Рассмотрение потребительского поведения современного человека необходимо и для изучения механизма действия закона возвышения потребностей, и для разработки оптимальной модели потребления, отвечающей нормам социально-экономического образа жизни. Оно позволяет также находить новые резервы в повышении активности личности, в обеспечении ускорения темпов общественного развития, повышении эффективности общественного производства. В условиях рыночной экономики человеку становится все тяжелее развиваться всесторонне, поскольку основополагающим действием общества становится постоянное потребление. Большое разнообразие потребностей (реальных и мнимых) приводит в результате к увеличению зависимости человека от социально-экономической системы. Любое несогласие с тем, что способствует накоплению и прибавлению потребительских благ, кажется парадоксальным, поскольку приобщение индивида к обществу осуществляется через механизм потребления. Дополнительное воздействие на потребителя оказывают средства массовой информации. Можно отметить, что дополнительным провокационным механизмом в преобразовании современного социума в общество потребителей служит реклама. В процессе распространения характерных для потребительского образа жизни вкусов, мнений, настроений они подталкивают индивида к бесконечной погоне за «жизненным стандартом», делают его поклонником моды. Ранее распространенный идеал активного предпринимателя, энергично действующего в сфере производства, уступает место активности потребителя, зацикленного на погоне за удовольствиями, предметами моды и комфорта. Новую специфику потребительская проблематика приобретает в конце XX столетия. Современное общество способствовало появлению и усилению двух новых потребительских качеств, связанных между собой: знаний и риска. Возрастание неопределенности потребительской среды из-за увеличения количества информации, разнообразия представленных товаров и услуг, недоверия между субъектами потребительских отношений способствует увеличению вероятности, что покупатель окажется в ситуации риска. Доминирование в течение долгого времени потребительского дефицита формирует определенные черты российских потребителей, недостаточно приспособленных и защищенных в современных условиях риска и неопределенности. Действующая модель потребительского поведения российского общества (рис. 2) демонстрирует влияние внешних факторов на потребительское поведение. Рис. 2. Модель потребительского поведения современного общества с точки зрения социологии К внешним факторам относятся: экономическая ситуация в стране, культура, законодательство и т. д. Отдельно рассматривается влияние производственных систем на потребителя. Любая производственная система в последнее время все более зависит от структуры информационного поля вокруг нее. Данное поле становится все более плотным как за счет собственных рекламных усилий производственной системы, так и за счет конкурентов, проводящих прямые и косвенные сравнения, стараясь выиграть. Информационное поле вокруг компании создает основу размеров трансакционных издержек, поведения клиентов, поставщиков, формирует отношение персонала. В данных условиях те производственные системы, которые больше внимания уделяют информационному полю, умеют манипулировать ключевыми аспектами собственного развития, завоевывают рынки, но не всегда стимулируют качественный и количественный рост как национальных экономик, так и культуры. Ведя порой ошибочную для социума линию информационного манипулирования, они сами ограничивают себя в развитии, т. к. идут по более простому пути, что всегда является основой деградации. Как следствие, недоверие со стороны потребителя также возрастает, возникает когнитивный диссонанс, и в результате можно говорить о возрастании социальных проблем в обществе, связанных с феноменом «потребительство». Модели потребительского поведения с точки зрения экономической науки. С точки зрения экономики потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономической науке потребление идентифицируется с получением благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Проблемы потребительского поведения рассматриваются экономической теорией и экономической социологией. Таким образом, потребление анализируется с двух позиций: либо как материальный процесс, возникающий из человеческих нужд, либо, согласно [2], как идеальная практика, укорененная в символах, знаках и кодах Данная теория обусловливает принципиальные различия при рассмотрении потребления в экономической теории и экономической социологии. Экономическая теория рассматривает человека с точки зрения экономических взаимодействий: индивид ищет наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Человек стремится максимизировать полезность. В экономической модели ясно представляется атомизм субъекта и относительная независимость принимаемых им решений. Его действия основываются на рациональных суждениях. Экономическая социология, в свою очередь, «изучает экономическое действие как форму социального действия. Индивидуализм субъекта в такой модели относителен, т. к. он рассматривается «в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры» [3, с. 95]. В такой модели мотивы поведения человека выходят за пределы исключительно экономических целей (удовлетворение потребностей). Следовательно, индивида необходимо рассматривать не только как «человека экономического», чьи действия основываются исключительно на рациональном аспекте жизнедеятельности, но и как «человека институционального», который участвует в хозяйственном процессе [4]. Под хозяйством в данном случае понимаются институты и отношения производства, обмена и потребления. В этом случае потребление не только приобретает рациональную сторону, но и отражает социальную функцию почета и иерархического распределения. Таким образом, необходимо изучать модель потребительского поведения как человека экономического, так и человека институционального. Модель потребительского поведения человека экономического представлена на рис. 3. Рис. 3. Модель потребительского поведения современного общества с точки зрения экономики Под потреблением в экономике подразумевается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода. Другими словами, потребление – это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса. У потребителя при этом существует цель – получение предельной полезности в результате процесса потребления. Модель потребительского поведения человека институционального представлена на рис. 4. Рис. 4. Модель потребительского поведения человека институционального На поведение человека оказывают влияние различные институциональные факторы. Институциональные факторы – это система факторов, связанных с управлением и регулированием отдельных сфер, областей, экономических и социальных взаимодействий. Таким образом, к перечню институциональных относят финансовые, научно-технические, инвестиционные, социальные факторы и меры по повышению качества управления, преобразованию институтов (правил, норм, установлений). К экономической цели человека добавляется еще и достижение социальной цели, а дополнительное воздействие на человека институциональных факторов ведет к увеличению потребления [5]. Таким образом, изучение моделей потребительского поведения необходимо для построения комплексного подхода к пониманию современного российского общества, изучению механизмов экономики и маркетинга и прогнозированию дальнейшего развития социума в целом. Однако для того, чтобы составить более глубокую картину потребительского поведения современного российского общества, необходим анализ факторов, влияющих на поведение индивида и социума в целом.
Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Как слово наше отзовется
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130
Цукерман Г.А.
подробнееСкачать PDF
647
Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125
Утробина В.Г.
подробнееСкачать PDF
660
Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118
Лидская Э.В. Панов В.И.
подробнееСкачать PDF
616
Применение методики «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» в клинической психологии и психиатрии
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.97-107
Трушкина С.В. Скобло Г.В.
подробнееСкачать PDF
628
Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.89-96
Собкин В. С. Калашникова Е. А. Лыкова Т.А.
подробнееСкачать PDF
465
От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.77-88
Абдулаева Е.А.
подробнееСкачать PDF
341
Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.69-76
Бурлакова И.А.
подробнееСкачать PDF
360
Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.60-68
Карабанова О.А.
подробнееСкачать PDF
359
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c. 52-59
Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.
подробнееСкачать PDF
338
Смешное и страшное в детских нарративах: когнитивный аспект
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.44-51
Шиян О.А.
подробнееСкачать PDF
448
Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.35-43
Рябкова И.А. Шеина Е.Г.
подробнееСкачать PDF414
Художник в ребенке
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.26-34
Мелик-Пашаев А.А.
подробнееСкачать PDF
384
Детская игра как территория свободы
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.13-25
Юдина Е.Г.
подробнееСкачать PDF
414
Диалектическая структура игры дошкольника
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.4-12
Веракса Н.Е.
подробнееСкачать PDF
363
Вступительное слово
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.3
Зинченко Ю. П.
подробнееСкачать PDF
393
Конкуренция или сотрудничество? Понимание человеческого поведения в экономическом анализе
Доктор Тим Торнтон
Любой, кто знаком с экономикой, особенно с тем, как преподается экономика, прекрасно знает, как личные интересы, сдерживаемые конкуренцией, регулярно отстаиваются как общий рецепт прогресса.
Однако сложность реального мира редко соответствует простоте этого рецепта. Действительно, многие ситуации требуют заботы об интересах других и сотрудничества, а не соперничества.
Тот факт, что человеческое поведение определяется сотрудничеством и заботой о других, вряд ли станет открытием для обычного человека. Так почему же такая очевидная истина не становится более очевидной в рамках большинства экономических анализов?
Один из полезных способов ответить на этот вопрос — обратиться к идеям Адама Смита: философа и экономиста 18 -го -го века, которого считают отцом современной экономики.
В своей книге Исследование о природе и причинах богатства народов , Смит отмечает, что личный интерес и конкуренция могут иногда приносить пользу обществу. В поддержку этого утверждения в учебниках по экономике часто используется следующий отрывок:
.он предназначен только для собственной безопасности; и, направляя эту промышленность таким образом, чтобы ее продукция имела наибольшую ценность, он преследует только свою собственную выгоду, и в этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой ведом для достижения цели, которая не была достигнута.
часть его замысла. И не всегда для общества хуже, что оно не было его частью. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенно способствует интересам общества, чем тогда, когда он действительно намеревается содействовать им 9.0018
Нетрудно понять логику аргумента: бизнесмен, стремящийся только к денежной выгоде, достигает этой корыстной цели, производя товар или услугу, полезные для других. Эта корыстная динамика контролируется рыночной конкуренцией, что приводит к тому, что любой продукт с завышенной ценой или некачественный продукт почти не продается по сравнению с более привлекательными продуктами, продаваемыми конкурирующими фирмами. Исходя из этого, казалось бы, чем эгоистичнее деловой человек и чем интенсивнее рыночная конкуренция, тем больше социальная выгода в плане производства продукции хорошего качества по низким ценам.
Что не так с этой историей?
В узком смысле ничего: история просто освещает некоторую динамику и процессы, которые часто присутствуют в рыночной деятельности. Однако более широкое рассмотрение показывает, что оно исключает многие факторы, ослабляющие и усложняющие простой рецепт личного интереса в сочетании с конкуренцией, ведущий к эффективным результатам.
Наиболее очевидные возражения против стандартной истории заключаются в том, что давление конкуренции и корыстные мотивы могут так же легко побудить бизнесмена обманывать своих рабочих, вводить клиентов в заблуждение относительно качества или безопасности их продукции, возлагать производственные издержки на третьи. — сторон и окружающей среды, а также вступают в сговор с другими производителями для взвинчивания цен. Средства массовой информации изобилуют примерами корпораций, чье поведение, ориентированное на получение прибыли, привело к пагубным социальным и экологическим последствиям. Например, было обнаружено, что нефтяной гигант ExxonMobil понял науку об изменении климата еще в 1977, более чем за десять лет до того, как он стал предметом общественного беспокойства, и якобы потратил миллионы на финансирование усилий по отрицанию климата.
Более того, если присутствует эффект масштаба, то наличие большего числа фирм, конкурирующих на одном и том же рынке, повысит производственные цены, а не снизит их, при прочих равных условиях. Является ли усиление рыночной конкуренции более или менее полезным для общества в последующем? Эта дилемма указывает на то, что помимо конкуренции на социальные результаты влияют более сложные экономические факторы.
Более того, допущения о совершенной конкуренции и личных интересах часто не выполняются на практике. В реальном мире олигополии, рынки с небольшими группами крупных продавцов, довольно распространены, поскольку более крупные фирмы часто пользуются эффектом масштаба, чтобы вытеснить более мелких конкурентов и сохранить свое конкурентное преимущество. Кроме того, не все фирмы руководствуются исключительно прибылью. Например, кооперативы, принадлежащие работникам, которые позволяют работникам больше влиять на свою рабочую среду, скорее всего, будут уделять приоритетное внимание социальным и экологическим вопросам наряду с экономическими целями.
Эта история также искажает первоначальный вклад Адама Смита в экономику, который представил гораздо более сложный и детальный взгляд на человеческое поведение. Смит считал, что на человеческие мотивы влияют личные интересы, а также уважение и сочувствие к другим. В другой своей книге,
Изменение нашего подхода к экономическому анализу
Отвернувшись от неясных истоков общепринятого взгляда на экономику, современные исследования дают дополнительные основания для изменения методов практической работы и преподавания экономики. Например, экономисты Сэмюэл Боулз и Герберт Гинтис утверждают, что некоторые из наших наиболее отличительных характеристик как вида — это наша склонность к сотрудничеству, нести личные расходы для соблюдения этических норм и изо всех сил помогать незнакомцам. Конечно, все такое поведение чувствительно к институциональному контексту, но в целом люди представляют собой кооперативный вид.
Опираясь на идеи и эксперименты социальной психологии, поведенческая экономика приближает экономический анализ к реальному миру. Он демонстрирует, как психологические тенденции и коллективная групповая динамика влияют на принятие экономических решений, тем самым бросая критический вызов предположениям о рациональности и максимизации полезности, лежащим в основе неоклассической экономики. Последствия важны, особенно для разработки политики. Например, это помогает политикам лучше учитывать роль социальных норм и предубеждений в экономическом неравенстве по признаку расы или пола.
Сотрудничество необходимо не только для выживания, но и для экономического успеха. Тем не менее, правительствам постоянно не удается создать агентства, способствующие сотрудничеству. Эффективное сотрудничество не возникает волшебным образом и затем не поддерживается бесконечно долго. Создание эффективных институтов имеет важное значение для предотвращения использования соглашений о сотрудничестве корыстными лицами или организациями. Корыстные стимулы, хотя они все еще актуальны, могут рассматриваться в тандеме с формированием и поддержанием просоциальных предпочтений, убеждений и институтов. Веб-сайт Prosocial — один из многих ресурсов, который предлагает интеллектуально обоснованное и практически полезное руководство по развитию сотрудничества в любой группе.
Преподавание экономики, исследования и разработка политики должны отказаться от своей одержимости личным интересом и конкуренцией и заняться сотрудничеством и поведением, касающимся других. Это можно сделать, используя более свежую теорию и доказательства, чтобы приблизить анализ к реальным приложениям. Знакомство студентов с ограничениями рынков и психологическими и социальными сложностями принятия экономических решений представляет собой важное начало.
Мы попросили бы любую другую академическую дисциплину быть современной, теперь мы должны спросить об этом экономику.
Д-р Тим Торнтон является старшим научным сотрудником Инициативы Бостонского университета «Экономика в контексте» и директором Школы политической экономии в Мельбурне . Любой желающий может воспроизвести и опубликовать эту часть в соответствии с условиями лицензии Creative Commons License CC BY-ND .
*
Никогда не пропустите обновления: Подпишитесь на рассылку новостей ECI .
Конкуренция или сотрудничество? Понимание человеческого поведения в экономическом анализе
Опубликовано 2 года назад в в блоге , Последние новости
Tagged: Адам Смит, конкуренция, сотрудничество, человеческое поведение, корысть, Торнтон, Тим Торнтон
Темная сторона конкурентного психологического климата: изучение роли зависти на рабочем месте
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:
Мухаммад Хамид Мурца (Институт управления бизнесом и административных наук Исламского университета Бахавалпура, Пакистан, Бахавалпур, Пакистан)
Мухаммад Имран Рашид (Институт управления бизнесом и административных наук Исламского университета Бахавалпура, Пакистан, Бахавалпур, Пакистан)
Журнал гостеприимства и туризма Insights
ISSN : 2514-9792
Дата публикации статьи: 12 августа 2022 г.
Загрузки
Аннотация
Цель
Сотрудники конкурируют за организационные ресурсы, поскольку нехватка ресурсов всегда была критической проблемой в организациях. Поскольку каждый сотрудник не может получить одинаковое повышение заработной платы, продвижение по службе и другие стимулы, они начинают чувствовать конкуренцию на рабочем месте, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям, таким как зависть. Целью данного исследования является исследование негативных последствий конкурентного психологического климата в индустрии гостеприимства. Далее авторы намерены ознакомиться с механизмом уменьшения зависти.
Дизайн/методология/подход
Опираясь на теорию социального сравнения, наше исследование призвано объяснить роль конкурентного психологического климата на рабочих местах. Авторы использовали исследовательский подход к качественному исследованию и опросили с помощью полуструктурированных интервью профессионалов индустрии гостеприимства, работающих в звездных отелях Пакистана.
Выводы
Выводы авторов показывают, что в гостиничной индустрии Пакистана существует огромная психологическая конкуренция. Психологический конкурентный климат приводит к зависти на рабочем месте среди работников, что в свою очередь приводит к снижению производительности труда. Далее авторы обнаружили роль личностных качеств в воздействии на завистливые чувства сотрудников.
Ограничения/последствия исследования
Несмотря на то, что в этом исследовании изучались только отели звездной категории в Пакистане, и его результаты могут не отражать всю индустрию гостеприимства, оно предлагает четкую иллюстрацию того влияния, которое конкурентная среда может оказывать на отдельных лиц. в виде зависти на рабочем месте.
Оригинальность/ценность
Авторы исследовали темную сторону конкурентного климата в индустрии гостеприимства, которая была упущена из виду в литературе. В исследовании освещаются ключевые последствия исследований и определяется будущая повестка дня исследований в индустрии гостеприимства.
Ключевые слова
- Соревновательный психологический климат
- Социальные сравнения
- Зависть к рабочему месту
- Черта самооценки
- Производительность труда
- Качественное исследование
- Индустрия гостеприимства
- Пакистан
Благодарности
Эта исследовательская работа является частью кандидатской диссертации.