Позитивизм и его формы: Позитивизм и его формы — презентация онлайн

2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.

Широко распространенным течением западной философии 2-ой пол. XIX — XX вв. является позитивизм (от лат. positivus – положитенльный проверить). В истории западноевропейской мысли выделяют четыре его основные формы: 1) позитивизм О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Ст. Милля; 2) эмпириокритицизм, или махизм, Э. Маха и Р. Авенариуса; 3) неопозитивизм, включающий «логический атомизм». «логический эмпиризм», «аналитическую философию и др.; 4) постпозитивизм. Каждая из этих форм тимела свои исторические особенности и оказывала определенное влияние на культуру западноевропейского общества.

Основателем позитивизма был О. Конт (1798-2857), выступивший с идеей о неспособности «метафизики», т.е. традиционной философии, основанной на умозрительном построении знания, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на его учении о трех стадиях в развитии познания: 1) теологическая, характеризующаяся господством религии; 2) метафизическая, для которой характерна абсолютизация философии; 3) позитивная, отличающаяся от этих двух стадий господством позитивного, т.

е. положительного, научного знания.

По мнению Конта, философии не имеет своего предмета и ее задача ограничивается обобщением результатов специальных наук. Он выступал также против постановки и решения основного вопроса философии, считая, что наука сама себе философия.

В конце XIX в. возникла вторая форма позитивизма, связанная с кризисом в физике. Открытие электрона, явлений радиоактивности и др. привели к крушению старых представлений о материи и отказу некоторых ученых от признания объективного существования мира. Возникший на этой основе махизм в значительной мере реанимировал субъективный идеализм Беркли.

Основным принципом научного познания Э. Мах провозгласил принцип «экономии мышления», суть которого состоит в том, чтобы освободить знание от «метафизических» допущений, к которым относится прежде всего признание объективной реальности. Понятия «движение», «пространство», «время», «причинность», «необходимость рассматриваются махистами как продукты мышления, не имеющие никакого смысла помимо человека и, следовательно, объективного содержания.

Мыслить «экономно», с «наименьшей тратой сил», по Маху, значит не объяснять, а описывать явления.

Претендуя на создание философии науки, свободной от односторонности материализма и идеализма, Мах вводит понятие «нейтральные элементы», которые не являются ни физическими, ни психологическими – они нейтральны. Мир представлялся махистом в виде комплекса ощущений.

Неопозитивизм сформировался в 20-е годы XX в. в Европе, а в 40-50-е годы это течение получило широкое распространение в США. Его представителями являются М. Шлик, Р. Карнап, А. Тарский и др. На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Рассел, применив метод анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, пришел к выводу, что он может быть применен к любой области знания, включая философию.

Логика была провозглашена неопозитивистами сущностью философии. Они поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей – простых («атомарных») и сложных, состоящих из простых суждений, назвав свою теорию логическим атомизмом. Атомарные предложения они рассматривали как точное изображение простых единиц бытия – «атомарных» фактов, совокупность которых составляет весь мир. «Выдвинутую мной философию, писал Рассел, – можно назвать логическим атомизмом».

Логические позитивисты выдвинули принцип верификации, согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта. Общие положения философии и науки оказываются бессмысленными, если они не верифицируемы. Научная теория не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать отдельные факты, не согласующиеся с ней. Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна.

Представители аналитической философии считали, что большинство философских проблем носят логико-лингвистический характер. Предметом анализа выступают языковые средства науки, обыденного языка и языка философии. По их мнению, философский род деятельности преследует две цели: устранить из науки все псевдопроблемы и обеспечить при помощи аппарата математики логическое построение моделей осмысленного рассуждения. Эти философы считали, что, пользуясь методом «анализа», можно унифицировать язык науки и тем самым синтезировать науки.

Кризис неопозитивизма способствовал появлению постпозитивизма, под которым понимают ряд новых концепций. К его представителям относят К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Центральное место здесь принадлежит критическому рационализму, основателем которого является Поппер. Его основные работы6 «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги». Поппер разработал учение о трех мирах: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, психический мир состояний индивидуального сознания; в-0третьих, мир объективного содержания мышления который включает теоретические системы, проблемы и проблемные ситуации, гипотеза, доказательства, а также поэтические идеи и художественные произведения.

По мнению Поппера, лишь те теории являются научными, которые могут быть опровергнуты.

В отличие от науки философия не может быть фальсифицирована, так как она не имеет научного характера. Таким образом он проводит демаркационную линию между философией и наукой. Философия, по Попперу, выступает как осмысление роста научных знаний. В отличие от прежних позитивистов он признает значимость для науки метафизических, а также априорных положений. Правда, он считал, что каждый человек философ и подлинный методом философии является естественнонаучный метод.

Другим крупным представителем постпозитивизма был Кун, написавший книгу «Структура научных революций». В ней изложена новая концепция философии науки, в частности, утверждается, что история науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой он понимал прежде всего модели теоретического мышления, приверженность различным понятиям, законам и т.д. Кроме того парадигма – это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научные традиции.

Господство парадигмы – это период нормальной науки», который заканчивается взрывом парадигмы изнутри. Расшатывание парадигмы начинается с появлением новых проблем, а кризис не решаемых проблем приводит к революциям. ходе истории на смену одной парадигме приходит друга парадигма.

Фейерабенд разработал концепцию методологического анархизма.

Прагматизм является одним из влиятельнейших философских направлений XX в., в котором соединились субъективный идеализм и утилитаризм. Он возник в последние десятилетия XIX в. в США, став своего рода национальной философией. В нем проявились специфические черты обыденного сознания американского буржуазного образа жизни. Создатели прагматизма Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джемс (1842-1910) впервые поставили и решили вопрос о смене оснований философствования с умозрительных на практические. Они стремились показать, что философия должна не размышлять о первых началах бытия и познания, а быть методом решения реальных практических проблем, которые встают перед людьми в конкретных жизненных ситуациях.

Философия, в понимании прагматизма, должна помогать человеку двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям. Здесь дух рационализма заменен духом пользы и выгоды и философия выступает как философия действия.

Познание рассматривается прагматистами как попытка решить определенную задачу в конкретной ситуации. Считается, что человек сам создает себе объект познания. Так, Джемс утверждал, что единственная известная нам реальность в значительной мере создана нашим познанием. Вопрос об отношении мышления к бытию решается субъективистски – бытие растворяется в познании. Поскольку считается, что в реальности все происходит случайно, постольку невозможно какое-либо устойчивое теоретическое постижение мира.

«Гносеологического субъекта» прагматизм сменил «субъектом заинтересованным», безразличным к истине как таковой. Для этого субъекта сознание существует лишь как средство решения познавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии. Раньше субъект только ощущал и мыслил, а теперь деятельность познающего субъекта стимулируется в целенаправленном действии. Для такого субъекта познание и истина перестали быть абсолютными и превратились в средство. Поэтому для того, чтобы преуспеть, надо не столько знать, сколько уметь.

Прагматизм конституирует три основные идеи, которые должны быть использованы человеком наилучшим образом. Во-первых, познание – это прагматическая вера, во-вторых, истинность есть неспекулятивный опыт, дающий желательный результат, в-третьих, философская рациональность есть практическая целесообразность.. Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию. Так, Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Подобно махистам, он подменяет объективность истины общезначимостью. Критерием истины объявляется польза или удобство. Идеи и теории трактуются в прагматизме как «инструменты», которые служат орудиями для успешного разрешения напряженных ситуаций.

Стремление прагматистов к быстрому и дешевому успеху приводило к пренебрежению в отношении к серьезной науке и терпимости к шарлатанской выдумке.

Прагматизм как философское направление наложил значительный отпечаток на американскую действительность. Эта подлинно американская система философии стала в известной степени доминирующей системой воспитания ряда поколений американцев. Обучение студентов и школьников было переключено с широкого общего образования на узкопрофессиональное, целиком посвященное задаче обеспечения заработка.

28. Позитивизм и его исторические формы.

Позитивизм, сформировался в 30 – 40-е гг. ХIХ в. Основателями этого направления были француз Огюст Конт (1798 – 1857) и англичанин Герберт Спенсер (1820 – 1903).

Позитивизм пытался построить систему знания, которое является бесспорным, точным и найти научный метод, который позволил бы создавать такую систему положительного знания. Классической немецкой философии позитивизм противопоставил «полезное» и «удобное» для применения в жизни знание, истина в котором осмысливается на основе точного экспериментального знания.

Представитель второй исторической формы позитивизма Э. Мах (1838 – 1916), полагал, что вещи есть «комплексы ощущений». К сумме ощущений он сводил и человека. Последователи Маха заявляли, что любое положительное (научное) знание есть знание философское, поэтому философия не может иметь своего отдельного от других наук предмета.

Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы XX в. под общим названием неопозитивизм (греч. neos – новый + лат. positivus – положительный, основанный на опыте). В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм.

Наиболее известные представители: М. Шлик, Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Ф. Франк, Л. Витгенштейн.

Основные идеи неопозитивизма: а) Философия должна заниматься аналитической деятельностью, т.е. выяснением логического смысла языка конкретных наук; б) главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками.

Постпозитивизм – это понятие для обозначения ряда современных западных философских течений, возникших в 50 – 70-е гг. ХХ в. и критикующих неопозитивизм. В основном они близки к логическому эмпиризму. Сюда относят критический рационализм К. Поппера, прагматический анализ У. Куайна, методология науки Т. Куна и др.

Основные идеи: а) ослабление внимания к формальной логике; б)обращение к истории науки; в) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией.

Студенту следует помнить, что современный позитивизм привлекает внимание ученых, для которых поиск истины есть главный вопрос их деятельности. Позитивизм во всех своих разновидностях является формой выражения неудовлетворенности традиционными философскими системами и отражает попытку исследователей усилить опору философии на достижение науки, путем их отождествления и абсолютизации.

Современная философия особое внимание уделяет проблемам антропологии, проблемам человека. Одна из таких концепций получила название «философии жизни». Ее основоположниками были Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Бергсон (1859 – 1941), О.Шпенглер (1880 – 1936). В этой философии главное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению человека, «вечным вопросам» о смысле жизни, о природе всего сущего.

Самой заметной фигурой в этом философском течении был немецкий философ Ницше. Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти, господство сильных над более слабыми. Ницше выдвинул идею «сверхчеловека». В своих работах он создал идеал этого человека, называемого «белокурой бестией, новым варваром, существом, отдавшимся инстинктам дикого зверя». В своей деятельности «сверхчеловек» руководствуется не столько разумными началами и нормами, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот супермен наделен высшими доблестями, совершенством и должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе, которое, в свою очередь, должно быть питомником по выращиванию сильных личностей.

Вся беда общества, по мнению Ницше, в том, что люди, восприняв учение христианства о равенстве перед Богом, требуют равенства на Земле. Идее социального равенства он противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей. Существует раса господ, призванная повелевать, утверждает Ницше, и раса рабов, которая должна повиноваться. Поэтому надо отказаться от христианской морали, «морали рабов» и признать «мораль господ», не знающих жалости и сострадания (сильному — все позволено).

Религию, Ницше заменяет положением «о смерти бога» и «вечном возвращении» как существовании бессмертной души.

Необузданная воля к власти, волюнтаризм и убеждение в иллюзорности всех научных и моральных представлений. — главные идеи этой философии.

Актуализация идей Ницше, Дильтея и др. в начале ХХ в. привела в Германии к формированию антропологического направления в философии или философской антропологии.

Основными ее представителями являются М. Шелер (1874 – 1928), Г.Плеснер (1892 – 1985), А. Гелен (1904 – 1971). Это философское направление претендует на создание «синтетической» концепции человека, согласно которой, человек выступает как свободная, независимая личность, с поведением определяемым, в первую очередь, своей внутренней сущностью.

В 20-х гг. ХХ в. там же – в Германии – возникает экзистенциализм (лат. ехsistеntia существование). Его идейными предшественниками были С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль.

Основные представители экзистенциализма в Германии: К. Ясперс, М. Хайдеггер. Во Франции: Г. Марсель, Ж.-П. Сартр. В России: Н.Бердяев, Л.Шестов. Представителями экзистенциализма были талантливые писатели А.Камю, С.Бовуар, Кафка и др.

Доктрина экзистенциализма делит мир на «неподлинный», отчужденный, в который человек уходит, чтобы убежать от самого себя, и мир «подлинный», в котором он сам себя выбирает – мир индивидуального внутреннего «Я».

Основная категория этой философии – «существование». Но существование – это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание – то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не поддается научному определению. Существовать – значит выбирать, испытывать чувства, быть вечно озабоченным самим собой.

Экзистенциализм призывает человека бунтовать, находить в себе силы для борьбы с абсурдностью социального мира. Жить – значит бороться. В этом призвание человека.

Истолковывая роль науки как угрозу человеческому существованию, экзистенциализм основной упор делают на философию. Она должна заняться человеком, помочь избежать деперсонализации личности.

Специфично поставлена в экзистенциализме проблема свободы. У Ясперса свобода – это свобода воли, свобода выбора. Она не может быть познана, не может мыслиться объективно. Познание – дело науки, свобода – дело философии. У Сартра свобода определяется возможностью человека действовать, а выбор цели – это выбор своего бытия. Человек таков, каким он себя выбирает (трус, герой).

Позитивизм (философия) — Энциклопедия Нового Света


Позитивизм — это семейство философских взглядов, характеризующееся весьма благоприятным отношением к науке и тому, что считается научным методом. Как таковая, позиция является несколько круговой, потому что, согласно большинству версий позитивизма, существует идентифицируемый научный метод, который понимается как единый и позитивистский, но все три утверждения — что существует идентифицируемый и специфицируемый научный метод, что есть только один такой метод, и что он позитивистский — тенденциозен и сейчас сильно оспаривается. Тем не менее, позитивизм стал обозначать философское движение, которое стало сильным во всех западных странах к концу девятнадцатого века и в первой половине двадцатого века. Более того, позитивисты пытались внедрить в философию метод науки, чтобы философия стала «научной». Другой характерной чертой позитивизма была попытка исключить из философии любой метафизический компонент.

Содержание

  • 1 Основные фигуры позитивизма
  • 2 Позитивизм 1950-х
  • 3 Критика и неприятие позитивизма
  • 4 Каталожные номера
  • 5 Внешние ссылки
    • 5.1 Общие источники по философии
  • 6 кредитов

Как сформулировал это Никола Аббаньяно:

Характерные тезисы позитивизма состоят в том, что наука есть единственно достоверное знание, а факты — единственно возможные объекты знания; что философия не обладает методом, отличным от науки; и что задача философии состоит в том, чтобы найти общие принципы, общие для всех наук, и использовать эти принципы в качестве руководства для человеческого поведения и в качестве основы социальной организации. Позитивизм, следовательно, отрицает существование или постижимость сил или субстанций, выходящих за пределы фактов и законов, установленных наукой. Она выступает против всякой метафизики и вообще всякой процедуры исследования, несводимой к научному методу (Аббаньяно, «Позитивизм», 414).

Основные фигуры позитивизма

Позитивизм уходит корнями в работы британского философа Фрэнсиса Бэкона и других британских эмпириков — Локка, Беркли и особенно Дэвида Юма. В девятнадцатом веке британские утилитаристы Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль также поддерживали позитивизм. Культурным фоном позитивизма была промышленная революция восемнадцатого века и позже, сопровождавшаяся оптимизмом в отношении того, что технология и наука приведут к социальному прогрессу и что наука и научный метод являются источником или основой подлинного знания.

Термины «позитивизм» и «позитивная философия» были введены французским философом Клодом-Анри Сен-Симоном (1760-1825) для обозначения научного подхода к миру. Для Сен-Симона последствия этого распространялись на социальные, политические, образовательные и религиозные дела. У него была цель провести реформы в каждой из этих областей.

Французский философ Огюст Конт (1789–1857) — в течение семи лет ученик и сотрудник Сен-Симона — популяризировал и систематизировал термины «позитивизм» и «позитивная философия». Конт утверждал, что общества переходят от теологической стадии к метафизической, а затем к научной стадии, в которой преобладают позитивистские, научные взгляды и методы. Конт также широко известен как первый настоящий социолог.

Французский критик и философ Ипполит Тэн (1828–1893) вместе с французским философом и лингвистом Эмилем Литтре (1801–1881) «был представителем контовского позитивизма во второй половине девятнадцатого века» (Риз, «Позитивизм, «596).

Аргентинский философ Алехандро Корн (1860-1936) применял позитивизм в Аргентине, считая, что аргентинский опыт после обретения независимости представляет собой аргентинский позитивизм.

Национальный девиз Бразилии, Ordem e Progresso («Порядок и прогресс») был взят из позитивизма Конта, который также имел влияние в Польше. Позитивизм также был наиболее развитой стадией общества в ныне несуществующем антропологическом эволюционизме, точкой, где развивается наука и рациональное объяснение научных явлений.

В конце девятнадцатого века самым важным и влиятельным позитивистом был Эрнст Мах. Позитивизм Маха в науке стал одним из двух основных факторов, повлиявших на членов Венского кружка и на то, что стало логическим позитивизмом.

Безусловно, самое сильное и влиятельное развитие позитивизма в западной философии произошло с Венским кружком и логическими позитивистами (также известными как логические эмпирики). Они объединили позитивизм, которому научились прежде всего у Маха, с мощной логикой, разработанной Готлобом Фреге, чтобы создать позитивизм, выраженный в логической форме. Это стало настолько доминирующим, что сегодня, когда используется термин «позитивизм», он обычно означает логический позитивизм или форму аналитического позитивизма, выросшую из работ Венского кружка и логических позитивистов.

Позитивизм 1950-х годов

К 1950-м годам позитивизм Венского кружка и логических позитивистов — его популяризация происходила в основном благодаря А.Дж. Широко читаемая и очень влиятельная книга Айера « Язык, истина и логика » стала доминирующей формой взглядов в Америке и большей части западного мира. Этот взгляд, развитый Карнапом, Хемпелем и многими другими, стал известен критикам как «принятый взгляд» — этот термин был введен Хилари Патнэм.

Ключевые особенности «полученного представления» были изложены Яном Хакингом:

  1. Фокус на науке как продукте, лингвистическом или числовом наборе утверждений;
  2. Забота об аксиоматизации, то есть демонстрации логической структуры и связности этих утверждений;
  3. Настаивание на том, чтобы по крайней мере некоторые из этих утверждений были проверяемыми, то есть поддающимися проверке, подтверждению или фальсификации эмпирическим наблюдением реальности; утверждения, которые по своей природе считались бы непроверяемыми, включали телеологические; (Таким образом, позитивизм отвергает большую часть классической метафизики. )
  4. Вера в то, что наука заметно кумулятивна;
  5. Вера в то, что наука преимущественно транскультурна;
  6. Вера в то, что наука опирается на конкретные результаты, оторванные от личности и социального положения исследователя;
  7. Вера в то, что наука содержит теории или исследовательские традиции, которые в значительной степени соизмеримы;
  8. Вера в то, что наука иногда включает новые идеи, отличные от старых;
  9. Вера в то, что наука включает в себя идею единства науки, что в основе различных научных дисциплин лежит, по существу, одна наука об одном реальном мире.

К концу двадцатого века почти каждое из этих утверждений или верований подвергалось резкой критике или подвергалось сомнению настолько, что теперь их можно считать несостоятельными или, по крайней мере, нуждающимися во многих оговорках и уточнениях. предостережения.

Позитивизм также описывается как «точка зрения, согласно которой все истинные знания являются научными» (Буллок и Тромбли) и что все вещи в конечном счете измеримы. Из-за своей «тесной связи с редукционизмом» позитивизм и редукционизм включают точку зрения, согласно которой «сущности одного вида… сводимы к сущностям другого» (там же), например, общества к числам или ментальные события к химическим событиям. Он также включает утверждение о том, что «процессы сводятся к физиологическим, физическим или химическим явлениям» (там же) и даже что «социальные процессы сводятся к отношениям между индивидами и их действиям» (там же) или что «биологические организмы являются сводимы к физическим системам» (там же). Именно здесь многие социальные и экологические мыслители, историки, философы и экофеминистки, например, расстаются с наукой и резко осуждают упрощенческий подход науки, когда он неуместно применяется в более сложной социальной сфере. Но при этом они занимают по существу антинаучную позицию.

Критика и неприятие позитивизма

Сегодня среди большинства философов позитивизм мертв, или, по крайней мере, так же мертв, как когда-либо становится философская позиция или движение, но он все еще жив среди многих ученых и других людей, которые не очень хорошо разбираются в , или осведомлены о том, что произошло в технической философии с 1950-х годов. Кончина позитивизма наступила по многим причинам, в том числе из-за того, что невозможно было найти спецификацию позитивистского принципа верификации, которая выдержала бы критическое исследование. Второй причиной было растущее осознание того, что не существует единого идентифицируемого научного метода, а возможно, и вообще не существует жестко определяемого научного метода. Более того, представление о некоем единстве наук сегодня также подвергается значительной критике.

Упадок позитивизма не означает, что в науке или в любой другой области человеческого знания или исследования что-то происходит (несмотря на заявления Фейерабенда), или что нет различия между подлинной наукой и лженаукой. Но больше нет никакой философски, логически или методологически строгой основы, на которой можно было бы построить такое различие. Кроме того, было показано (Карлом Поппером и другими), что метафизика не может быть устранена даже из самой науки.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Abbagnano, Nicola, пер. Нино Лангиулли. «Позитивизм», стр. 414-419 в The Encyclopedia of Philosophy. Пол Эдвардс, изд., Vol. 6. Издательство MacMillan, 1973. ISBN 978-0028949505
  • .
  • Белл, Венделл. Основы исследований будущего: наука о человеке для новой эры: история, цели, знания . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2003. ISBN 978-076580539.3
  • Буллок, Алан, Стивен Тромбли и Оливер Сталлибрасс. Словарь современной мысли Фонтана . Fontana Press, 2000. ISBN 978-0006863830
  • .
  • Взлом, Ян. Научные революции . Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Пресса, 1981. ISBN 978-0198750512
  • .
  • Риз, Уильям. «Позитивизм», стр. 596, 597 в Словаре философии и религии: восточная и западная мысль . Книги Прометея, 1996. ISBN 978-1573926218
  • .
  • Зуппе, Фредерик (1977). Структура научных теорий . University of Illinois Press, 1977. ISBN 978-0252006555

Внешние ссылки

Все ссылки получены 30 ноября 2022 г.

  • Общий взгляд на позитивизм Огюста Конта.
  • Позитивизм, Католическая энциклопедия.
  • Юридический позитивизм, Стэнфордская философская энциклопедия.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия.
  • Интернет-энциклопедия философии.
  • Проект Пайдейя Онлайн.
  • Проект Гутенберг.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Позитивизм (философия)  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «позитивизма (философии)»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Позитивизм – Демонстрация теории для познания теории

Полин Купер

Полин Купер — географ Йоркского университета Святого Иоанна, Великобритания. Ее исследования и преподавание охватывают традиции физических и социальных/гуманитарных наук в рамках географии. Своим преподаванием она стремится научить студентов думать о мире с разных точек зрения.

Прежде чем начать читать, послушайте песню UB40 «One in Ten».

«One in Ten» британской регги- и поп-группы UB40 из их альбома 1981 года Present Arms . Когда группа образовалась в конце 1970-х, все ее участники были безработными, а название UB40 происходит от формы заявления на пособие по безработице (выплаты по социальному обеспечению). В то время уровень безработицы в Великобритании составлял от пяти до шести процентов (около 1 из 20) населения трудоспособного возраста. К 19 августа81, он вырос до 10 процентов. Участники группы больше не были безработными, но они знали, что значит быть частью этой статистики.

Я один из десяти, номер в списке. » [1]

Ключевой принцип позитивизма состоит в том, что знание основывается на наблюдаемых явлениях (это его эпистемология ). Термин «позитивизм» популяризировал Огюст Конт, молодой французский ученый, живший в Париже в 1820-х годах. Среди социальных и политических потрясений, вызванных Французской революцией и наполеоновскими войнами (179 г.2–1815), Конт стремился разработать философскую и политическую систему, которая привела бы к более стабильному и гармоничному обществу, — «позитивную философию». Он отметил, что самые передовые науки развивались через наблюдение, классификацию и разум, выявляя постоянные отношения между явлениями, чтобы понять, как устроен мир. По мнению Конта, такой акцент на наблюдении устраняет субъективность, поскольку любые предшествующие предположения должны уступить место фактам эмпирических данных.

Конт применил этот подход наблюдения, классификации и разума, чтобы понять отношения между областями знаний. Его результирующая классификация является иерархической. В основе иерархии лежит математика — простейшая, наиболее общеприменимая форма знания. Затем иерархия движется вверх через более сложные, менее применимые формы, причем каждый уровень зависит от нижестоящих. «Небесная физика» (его термин для астрономии) основана на математике; физика зависит от астрономии; химия зависит от физики; а «физиология» (его термин для изучения жизни) зависит от физики и химии. Затем Конт предположил, что возможна наука об обществе, назвав ее «социальной физикой». Таким образом, социология задумывалась как наука, основанная на наблюдении, классификации и математике (количественном анализе). По мнению Конта, такая наука даст знания о том, как на самом деле работает общество, а политика, соответствующая тому, как на самом деле работает общество, приведет к более стабильному обществу.

Такой количественный научный подход к изучению общества имеет свои применения. Это позволяет нам выявлять крупномасштабные закономерности, которые могут быть не очевидны в повседневном индивидуальном опыте. Это было проиллюстрировано развитием пандемии COVID в 2020 году. Крупномасштабный анализ данных показал, что в Великобритании несоразмерно пострадали чернокожие и этнические меньшинства. Знание этого факта позволило исследовать действующие причинные факторы; этническая принадлежность по-разному пересекается с более низкими доходами, худшим жильем и преобладанием занятости в профессиях с более высоким риском заражения вирусом. Правительственные коммуникации также не были эффективно приспособлены к различным культурам. Пандемия обнажила ранее существовавшее структурное неравенство в обществе.

«Я один из десяти, хотя я и не существую». [2]

Текст песни UB40 дает нам некоторое представление о проблемах, которые могут возникнуть в позитивистской социальной науке. Отношение к людям как к наблюдаемым, измеримым объектам дегуманизирует их. Фокусируясь на наблюдаемых явлениях, позитивизм не может признать нематериальные измерения человеческого бытия: мысли, эмоции (страхи, надежды, разочарования и т. д.), связи и дружбу, которые являются такой же частью нашей жизни, как и материальный мир. Отношение к людям как к объектам отрицает наши человечество : живой, чувствующий человек не существует в позитивистской онтологии .

«Меня никто не знает, но я всегда рядом; статистика, напоминание о мире, которому все равно». [3]

Куплеты песни напоминают о травмах, стоящих за статистикой: бедность; голод и недоедание; преступление; болезнь; одиночество; и другие формы маргинализации. Позитивистская социальная наука может выявить существование такой маргинализации (если мы решим ее искать), выявив эти крупномасштабные закономерности, но ничего не делает для решения проблем. Во всяком случае, знание, основанное на позитивистских методах, имеет тенденцию воспроизводить существующие условия. Классификация домохозяйств по роду занятий взрослых мужчин усиливает патриархат. Позитивист, количественный анализ преступности используется в алгоритмах прогнозирования, которые используются для определения того, кто подвергается риску преступности или какие части города нуждаются в наибольшей охране. Эти алгоритмы превращают людей и места в «типы», и эти люди и места затем рассматриваются как этот тип, воспроизводя негативные стереотипы. Кэтрин МакКиттерик (2021) прослеживает, как это увековечивает структурный расизм и логика превосходства белых, что означает, что политические и социальные недостатки остаются присущими обществу.

Здесь уместно вернуться к исходной концепции позитивизма Конта. Наряду со своей иерархией субъектов Конт «наблюдал» эволюцию обществ: начиная с обществ, объясняющих мир через ссылки на множественных богов; продвижение через монотеистические общества; белым, западноевропейским обществам, объясняющим мир с помощью науки. С самого начала позитивизм воспроизводил и узаконивал идеи расовой иерархии, которые способствовали колониализму. Важным уроком здесь является то, что наблюдение и категоризация — это всегда формируется предубеждениями тех, кто занимается наблюдением и категоризацией (см.: позиционность ). Хотя крупномасштабный количественный анализ может быть полезен, мы всегда должны спрашивать себя: чьи интересы заложены в исходных предположениях, чьи исключены и для чего будут использоваться собранные данные?

 

Вопросы для обсуждения

  • Эта виньетка начинается со статистики, относящейся к доле безработных взрослых. Какие другие количественные показатели общества вы видели в использовании? Выберите один пример. На какую классификацию или категоризацию людей она опирается? Какие различия или нюансы теряются в этой количественной мере?
  • Во многих западных обществах, таких как США и Великобритания, «точные науки» занимают видное место и ценятся выше других форм знания. Как вы думаете, почему это так? Придумайте как можно больше возможных причин. Какие другие способы мышления о социальных проблемах могут быть отодвинуты на второй план из-за этого сосредоточения на «точных науках»? Можете вспомнить конкретные примеры?

Bourdeau, M. ( [4] без даты) Огюст Граф. В Zalta, EN (ed), Стэнфордская философская энциклопедия . https://plato.stanford.edu/entries/comte/

Конт А. (1830) Курс позитивной философии. Воспроизведено в S. Andreski (1974) The Essential Comte . Лондон: Крум Хелм.

Гортон В. (без даты) Философия социальных наук. В Fieser, J & Dowden, B (eds), Internet Encyclopedia of Philosophy. ISSN 2161-0002 https://iep.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts