4. О.Конт как родоначальник позитивизма в социологии
Основной заслугой О. Конта (1898-1857) следует считать то, что он совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии. Он же 1839 г. ввел и термин «социология» для обозначения новой науки об обществе. Первый крупный его труд (1830–1842) – шеститомный «Курс позитивной философии».
Позитивизм– направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу.
Получив математическое и естественное образование, он считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук. По мнению О. Конта, необходимо отделить науку от метафизики и теологии. Дело ученого – наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе проведенной систематизации выявлять определенные, существующие изначально закономерности.
По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призванная открывать законы, универсальные как для природы, так и для общества.
Принципиально важно, что О. Конт думает не только об объяснении того общества, которое есть сейчас, но и о том, каким оно должно быть и что надо для этого делать. Таким образом, уже тогда была заложена одна из важнейших функций современной социологии – прогностическая и преобразующая. Учение О. Конта состояло из социальной статики, описывающей отношения между социальными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы развития социальных систем.
Используя метод исторического сравнения, О. Конт обосновывал, в частности, объективность появления социологии. В сформулированном им законе интеллектуальной эволюции человечества, или законе трех стадий, в историческом развитии выделено три этапа.
Первая, теологическая, стадия – с начала человеческой истории до конца европейского Средневековья люди воспринимали все вокруг, в том числе и общество, как проявление воли Бога. С Ренессанса началась метафизическая стадия, на протяжении которой люди считали общество, скорее, естественным явлением, чем сверхъестественным.
Т. Гоббс, например, писал, что оно отражает не столько божественное совершенство, сколько изъяны эгоистичной человеческой души. Третья, научная, или позитивная, стадия берет начало с периода расцвета науки, промышленности, развития общественной жизни. Обществу требуется новая идеология, выполняющая интегрирующую роль, которую несет в себе позитивная философия – «социология».Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов.
эволюционной теории,
органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:
рост, увеличение в объеме,
усложнение структуры,
дифференциация функций,
рост взаимодействия структуры и функций,
возможность временного существования частей при расстройстве
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию. Интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. Дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
«Философия позитивизма. О.Конт как основоположник позитивизма»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра основы производства машиностроения
История и философия науки
Реферат на тему:
«Философия позитивизма.
О.Конт как основоположник позитивизма»
Выполнил студент: 07.ПООМ.16.ПО.1 группы 1 курса очной формы обучения факультета технологии и предпринимательстваБогдановская Юлия Александровна
|
Москва, 2017 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Позитивизм О. Конта ……………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список терминов………………………………………………………………. ..14
Список литературы…………………………………………………………….. .14
Введение
Позитивизм сначала был сформирован как призыв отказаться от метафизических абстракций. Призывалось обратиться к конкретному, позитивному знанию, а не к метафизике, которую нужно было изгнать. Позитивизм претендовал на статус научной теории и опирался на опытные данные. Позитивистская философия выступает за настоящие научные исследования, но утверждает сущность явлений, которую нельзя познать. Позитивизм предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя оказывать влияние на ход событий, говоря об истинности только положительных формулировок. Неположительный ответ об истинности какой-нибудь модели, который был получен в опыте, — для позитивиста не является ответом. Постановка опыта рассчитывает разумные выводы относительно модели при любом исходе событий.
Позитивизм – наиболее сильно распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, которое утверждало, что источник подлинного, положительного (позитивного) знания — лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия не претендует на свободное исследование реальности как особая наука. Позитивизм изучает методы достижения позитивного знания и отказывается от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновывать экспериментально.
Существуют недостатки: эта концепция не отвечает на вопрос, каким образом возникает сознание. Позитивизм отрицает практически все предшествующее развитие философии, настаивает на равенстве философии и науки, но это не продуктивно, потому что философия — самостоятельная область знания, которая опирается на всю полноту культуры, в том числе и на науку.
Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которые в реальности не имели никаких представлений, например такие, как энтелехия, эфир. Научный метод имел цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Сторонники позитивизма считали надежными те знания, которые должны опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, как они думали, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения используются особые «протокольные предложения».
Возникновение позитивизма было очень тесно связано с достижениями различных наук – физики, химии, математики, биологии. Наука становилась более популярной, и она сильно влияло на умы людей. В это время наук развивалась как специфический новый социальный институт: она практически полностью освободилась из-под надзора церкви, ее идеи получали все широкое общественное признание.
Иногда естествоиспытатели воспринимали позитивизм как такую философию, которая правда отсекает от науки все спекуляции, избавляет науку от агностицизма, помогает творчеству, серьезной исследовательской работе. Одна из причин того, что позитивизм был привлекателен и его большая жизненная сила — это тот факт, что последователями позитивизма были многие популярные ученые и великие мыслители. Кроме этого, позитивизм выступает за единство философии с наукой, хотя на самом деле позитивизмом делаются попытки уменьшить роль философии, растворить ее в отдельных конкретных науках.
Позитивизм добивался звание принципиально новой, «неметафизической» («позитивной») философии, которая была похожа на эмпирические науки и являлась их методологией. Один из главных принципов этой методологии был феноменализм: научные теории и законы истолковывались как лишь обобщения эмпирических фактов, задачей науки объявлялось чистое описание фактов, но не объяснение их. Но сам позитивизм не избежал участи прежней философии, так как его собственные главные положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) не поддаются опытной проверке. Основателем позитивизма является Огюст Конт, который ввел и термин «позитивизм».
Позитивизм О. Конта
Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучении их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как.[1]
О.Конт
По мнению О.Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и её предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.
В работе «Курс позитивной философии» О.Конт пишет: «…думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную ; стадию научную, или позитивную…Отсюда три типа философии, или концентральных систем, обобщающих феномены взаимно исключающих друг друга. Первая- начальный пункт, необходимый для человеческого понимания…третья- фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».
« На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а социум, — как иронизировал Мольер,- усыпляет благодаря «снотворной добродетели»).Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источники и судьбы Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждения с наблюдением, их действующие законы, т.е. неизменные связи последовательности и сходства».
О.Конт сформировал закон трех последовательных этапов интеллектуального развития человека: теологического, метафизического и позитивного. На первом, теологическом этапе все явления объясняются на основе представлений о религии, второй – метафизический, который заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы причинами. Второй этап дает начало третьему этапу — позитивному, который объединяет и теорию, и практику, человек рад тому, что благодаря своим наблюдениям и экспериментам выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, делает формулировку законов.
1. На теологической стадии все явления природы и человеческой жизни объясняются сверхъестественными (неприродными) силами и, в конечном счете, разум не самостоятелен, ибо он апеллирует к вере и мистике в разных своих проявлениях.
2. На метафизической стадии человеческое мышление тоже пытается дать объяснение внутренней природе явлений, их началу и предназначению.
Преимущество второй стадии над первой состоит в том, что разум здесь уже освобождается от примитивной веры и пытается анализировать действительность собственными средствами (одним из этих средств является логика). Основой разумного познания мира является понятие (или абстрактные сущности).
Недостаток: метафизическое познание носит сугубо умозрительный характер и не подтверждается опытом, т.е. много абстрактных философских понятий.
3. Позитивная стадия –это время , когда человеческий ум признает невозможным достижение абсолютных истин, на которые претендовали религия и философия; и приступает к единственно для себя доступному : к исследованию действительности на основе наблюдений, фактов и опытов.
Согласно О.Конту на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например, при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с её бесконечной свободой сознания. Позитивную стадию О. Конт считал завершающей. Она замыкала собой все развитие общества.
Основные принципы позитивистской философии по Конту: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному. Он выделял задачи философии — охват совокупностей наук, познание более общих законов, систематизация научных знаний. Свести одну науку к другой невозможно. Вывести все из одного закона невозможно. Роль философии – сделать число этих законов минимальным.
Позитивистская философия, которая была основана Контом, некоторым образом связана с французской философией Просвещения XVIII вв. Следуя просветителям, Конт выразил собственное убеждение, в котором акцентировал внимание на способности науки бесконечно развиваться. Неограниченность предметной области, к которой применяются научные методы мышления. Классификация наук, которая осуществлялась Контом, во многих понятиях рассматривается как действие завета энциклопедистов.
Исходя из теории О.Конта, науки распределяются по естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика — астрономия — физика — химия — биология — социология.
Психология, как считает Конт, разделяется на биологию и социологию; любая наука рассчитывает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт создал новый термин «социология». Социология впервые была разработана в определенную научную систему, благодаря трудам Конта.
О.Конт был одним из первых, кто задумался о систематическом изучении социологии, акцентировав внимание на социальную жизнь общества, как самостоятельный феномен. Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое знание должно было быть свободным от разных домыслов. Оно должно опираться на естествознание, которое О. Конт приравнивал к философии.
«Социология» Конта буквально означает «учение об обществе», но она не имела ничего общего с элементами учения об обществе, которые находятся во всей прошлой философии. Эти учения для Конта, также как и сама предшествующая философия, просто не существовали, и с материалистическим пониманием истории в марксизме, которое Конт просто не знал.
«Социологию», также как и все другие науки, Конт представлял как эмпирическую науку, которая должна строиться на эмпирических наблюдениях и статистической обработке их результатов. Позитивизм показал проявление у Конта в том, что «социологию» он представлял как «социальную физику». Он делил ее, так же как и физику, на «социальную статику» и «социальную динамику».
Та часть социологии, которая изучает феномены, одинаковые для всех обществ, называется социальной статикой. Социальная статика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, экономические и политические. Социальная динамика изучает законы развития общества.
Создатель социологии размышляет о разных проблемах:
1) Социальная статика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса;
2) Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно-необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы;
3) Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»;
4) Социальная физика- необходимая база социальной политики.
Мыслитель полагал, что выявить эти проблемы можно путем наблюдений, экспериментов и сравнений. О. Конт основал подлинно социологический подход к анализу социальных явлений и процессов. Конт описывает разнообразные социальные системы, социальные институты, институциональные взаимоотношения и стратификации – социальные неравенства, т. е. основные аспекты общей социологии.
Когда появились работы О.Конта, социальная теория обрела институциональный статус. Она получила права гражданства в научном мире.
К числу важнейших принципов позитивистской теории можно отнести:
1. Постулат онтологического натурализма, т. е. утверждение о том, что социокультурные и природные явления являются качественно однородными. Поэтому общественные процессы анализируются как не представляющую собой качественно новую по сравнению с природой реальность, и их объяснение возможно только с помощью познания законов природы.
2. Постулат методологического натурализма, который утверждал, что система социологического знания строиться по модели физических наук, и использует их методологические установки.
3. Постулат феноменализма, т. е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, которые нередко преобладали в социальной философии.
4. Принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от всяких ценностных суждений относительно природных явлений, которые изучаются, и процессов, и также получаемых результатов.
5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики, социальной терапии, т. е. лечения социальных болезней.
О. Конт указывает пять значений слова «позитивное»:
1. Реальное в противовес химерическому
2. Полезное в противовес негодному
3. Достоверное в противовес сомнительному
4. Точное в противовес смутному
5. Организующее в противовес разрушительному
К данным значениям основатель позитивизма добавляет некоторые черты позитивного мышления, например, такие как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его социальный характер, а также тесная связь с общим здравым смыслом.
В статическом плане О. Конт выделял элементы общества и связь между ними. Он представлял общество социальным организмом, который было связано принципами “консенсуса”, который истолковывался как общее взаимодействие, взаимозависимость людей. Общество целостно, оно обладает неразрывностью своих “элементов”, “частей”, “фрагментов”, которые связаны в общем состоянии цивилизации.
Первичным фрагментом, которое обеспечивало “начало общества” О. Конт выделял семью. На основе этой модели можно построить главные социальные отношения. В семье биологическое с социальным являются единым. В ней получают выражение альтруистические социальные чувства, которые более всего способствуют утверждению консенсуса и солидарности в обществе. Главным чувством в семье является чувство симпатии. Из семьи идет распространение на род, с рода идет распространение на общество, с общества распространение на человечество. Наряду с альтруистическими чувствами социальное согласие обеспечивают идеи и институты. “Кооперацией” занимается “правительство” в виде светской и духовной властей.
О. Конт произвел деление всей сферы знаний на теоретические и практические науки и поместил социологию одной из первых. Но науки, в своем смысле слова, О. Конт разделил на две части: абстрактные и конкретные. Абстрактные науки отвечают за открытие законов, управляющих различными классами явлений. Конкретные науки (частные, описательные — так их называет Конт) состоят в приложении этих законов к действительной истории разных существующих предметов. При этом абстрактные науки являются, как считал Конт, основными, а конкретные науки являются второстепенными. Социологию он называл абстрактной наукой, такой же общей, как физика. Правда, он отмечал, что не все отрасли знания с одинаковой скоростью достигают положительной результата и здесь наблюдается известный порядок.
Как же применяется «позитивный метод» к познанию общественной жизни? Во-первых, это господство натурализма, то есть развитие общества, понимание этого развития зависит от тех же законов, от каких зависит природа. Поэтому у Конта социология выступала как часть естествознания, хотя он, естественно, различал природу и общество.
Сравнительный метод имеет большое значение в познании общественной жизни, как считал О. Конт. Он полагал, что сопоставление жизни народов, которые живут одновременно в разных местах земного шара, но не зависят друг от друга, является важным средством социологического обобщения, так как это позволяет охватить самые различные ступени развития общества, начиная с обитателей Огненной Земли и кончая самыми цивилизованными народами Западной Европы.
В то же время, исходя из теории О. Конта, сравнительный метод можно использовать успешно, если подчинить его определенную теорию человеческого развития. Отсюда наиболее важным и специфическим методом социологии О. Конт считал уже не сравнительный метод, а исторический. Как учил Конт, надо сначала хорошо изучить прошлое общественное состояние, а потом уже выводить из этого состояния последующее «современное».
Заключение
Вместо «метафизики» позитивисты ставят «науку». Наука здесь понимается в соответствии с той традицией, которая берет начало у английского эмпиризма — т. е. как наука чисто эмпирическая. Позитивизм не признает такую теорию как «метафизику». Поэтому он отрицает и большую часть самой науки.
Позитивизм в качестве методологического учения отрицает классическую философию, которая пыталась постичь скрытые основы бытия.
Глупо говорить о неправдивых фактах. Только наше знание может быть недостоверным. Поэтому если нам удастся выразить этот факт без какого-то искажения, то он станет абсолютно несомненной отправной точкой знания.
Таким образов, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки становления социологии как науки.
Список терминов
МЕТАФИЗИКА — отдел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира.
ПОЗИТИВИЗМ — разновидность субъективно-идеалистического философского направления, основанная франц. философом Огюстом Контом, отказывающаяся от решения вопроса об отношении мышления к бытию и кладущая в основу знания опыт, понимаемый только как совокупность ощущений.
ПОСТУЛАТ — положение или принцип, не отличающийся самоочевидностью, но принимаемый за истину без доказательств и служащий основой для построения какой-нибудь. научной теории, допущение.
СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе и его развитии.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — учение о развитии сознания, духа.
Список литературы
1)Гофман А. Б. 7 лекций по истории социологии [Книга]. — Москва : Книжный Дом, 2001.
2)Громов И., Мацквеч А. и Семенов В. Западная социология [Книга]. — Спб : Ольга, 1997.
3)Мареев С. М. и Мареева Е.В. История философии [Книга]. — Москва : Академический Проект, 2003.
4)Социальная философия. Хрестоматия [Книга]. — Москва : Высшая школа, 1994.
5)Философский энциклопедический словарь [Книга]. — Москва : Советская энциклопедия, 1989.
6)Харчева В. Г. Основы социологии [Книга]. — Москва : Логос, 2001.
7) Капитонов Э. А. «История и теория социологии», Москва, 2000г. С. 146.
Позитивизм в социологии: определение, теория и примеры
- Позитивизм — это подход к социологии, а также к философии, который опирается на эмпирические данные, такие как полученные в результате экспериментов и статистики, для раскрытия информации о том, как функционирует общество.
- Социология должна подходить к исследованиям так же, как и естественные науки. Оно должно быть объективным и логичным.
- Позитивизм берет свое начало в мышлении французских философов и социологов Анри де Сен-Симона, Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма, но в начале 20-го века разветвился на немецко-австрийские и американские традиции.
- Позитивизмы в философском и научном смысле разделяют несколько основных принципов: феноменализм, номинализм, отказ называть суждения и нормативные утверждения знанием, вера в единство научного метода.
- Начиная с Франкфуртской школы, критические теоретики жестко критиковали позитивизм. В результате позитивистские методы оказали относительно небольшое влияние на социологию с 1970-х годов .
В этой статье
Что такое позитивизм?
Позитивизм — это термин, используемый для описания подхода к изучению общества, который опирается конкретно на эмпирические научные данные, такие как контролируемые эксперименты и статистика.
Позитивизм — это убеждение, что мы не должны выходить за границы того, что можно наблюдать. Для позитивиста наука — единственный важнейший путь к знанию, и нас должны интересовать только те вопросы, к которым можно подойти, применяя научный метод.
Реальность существует вне и независимо от разума, и поэтому ее можно изучать объективно и как реальную вещь. Они верят, что существуют социальные факты, составляющие правила общества, которые являются обособленными и самостоятельными.0025 независимо от физических лиц.
Социальные факты — это такие вещи, как институты, нормы и ценности, которые существуют вне человека и ограничивают его.
Социологический позитивизм считает, что общество, как и физический мир, функционирует на основе набора общих законов. Позитивизм основан на предположении, что, наблюдая за социальной жизнью, ученые могут получить надежные и непротиворечивые знания о ее внутреннем устройстве.
Таким образом, социологи-позитивисты утверждают, что, применяя научные принципы исследования к изучению общества, социологи могут выдвигать предложения о социальных изменениях, которые приведут к лучшему обществу.
Из-за этой веры позитивисты считают, что общество можно изучать так же, как мир природы, и что можно наблюдать
закономерности и анализировать их для создания социальных фактов, управляющих обществом.
Этот метод называется индуктивным умозаключением, которое включает в себя накопление данных о мире путем тщательного наблюдения и измерения. Теория может быть сформирована и проверена на основе этих данных путем дальнейшего изучения.
Позитивисты считают, что социология должна следовать объективным экспериментальным методам, которым следуют естественные науки, чтобы исследование оставалось свободным от ценностей и можно было установить закономерности и причинность.
Позитивисты предпочитают количественные данные и, насколько это возможно, должны следовать экспериментальному методу естественных наук. Это позволит им выявить и измерить модели поведения, что приведет их к созданию социальных фактов, управляющих обществом. Кроме того, используя количественные данные, позитивисты считают, что они могут раскрыть причину и следствие
, определяющие поведение человека.
Позитивизм как общий термин имеет как минимум три значения. Он может описать, как Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм описывают социальную эволюцию, философскую традицию логического позитивизма или набор методов научного исследования (Riley, 2007).
Ключевые принципы
Позитивизм переместился из области философии в социологию. Тем не менее, позитивизм в философии и социологии разделяет, согласно Колаковскому (1972), четыре основных правила:
Правило феноменализма
Согласно правилу феноменализма, для позитивистов опыт является основой человеческого знания. Ученые должны наблюдать и записывать только то, что они действительно воспринимают через свой опыт.
Коласки (1966) подчеркивает, что позитивисты не обязательно игнорируют события и явления, изначально невидимые; однако они возражают против объяснения «сверхъестественных» событий и существ, знания о которых по определению непознаваемы людьми.
Для социологов правило феноменализма создает три основные трудности.
Во-первых, хотя это правило явно поощряет социологов использовать эмпирические методы исследования, многие обвиняют социологов, использующих эти методы, в чрезмерной абстракции социального мира (Mills, 2000; Willer et al. , 19).73).
Во-вторых, в социологии правило феноменализма требует, чтобы существовал общий способ наблюдения за опытом без добавления субъективности. Тем не менее, помимо работы, скажем, Дюркгейма в «Правилах социологического метода» (1938), социологи не уделяли особого внимания поиску «нейтрального языка наблюдения» (Брайант, 1985).
В-третьих, как отмечает сам Колаковский, трудно точно сказать, что можно наблюдать, а что нельзя. Например, в дискуссиях о «реализме» в социологии наблюдались скрытые структуры и механизмы, которые Конт, вероятно, назвал бы ненаблюдаемыми (Keat and Urry, 19).75; Брайант, 1985).
Правило номинализма
Согласно правилу номинализма, наука есть способ записи переживаний, а запись переживаний не может создать знаний о тех частях реальности, которые ранее были недоступны для эмпирического исследования (Колаковский, 1966) .
Это вызвало споры в социологии, особенно по поводу того, совпадают ли социальные факты с индивидуальными фактами. Исторически сложилось так, что разногласия по этому вопросу привели к разрыву между школами позитивизма (Брайант, 1985)
Правило, которое отказывается называть ценностные суждения и нормативные утверждения знанием
Социология поднимает вопрос о том, можно ли судить об оценках, которые социолог делает о социальном мире, научно или рационально.
Позитивисты считают, что исследование должно быть отстранено от субъективных ощущений и интерпретаций, утверждается, что убеждения и ценности ученого не влияют на его выводы, и социологи должны быть такими же.
Для некоторых, таких как Гидденс (1974), ценностные суждения, которые не основаны на эмпирических данных, что означает, что их достоверность или недействительности нельзя доказать на опыте, не являются знанием.
Вера в существенное единство научного метода
Наконец, Колаковский говорит, что научный метод может быть применен ко всем способам познания. Разные позитивисты по-разному интерпретируют то, что Колаковский понимает под единством.
Например, некоторые позитивисты утверждали, что единство науки проистекает из единого основного закона, из которого могут быть выведены все остальные законы, например, Сен-Симон, который утверждает, что этот основной закон является законом всемирного тяготения).
Однако сам Коласки считает, что разные типы науки имеют определенные общие принципы и практики (Kolakowski, 1972; Bryant, 1985).
Теории позитивизма
Обычно ученые говорят, что французский философ Огюст Конт ввел термин позитивизм в своем «Курсе позитивной философии» (1933). Это не совсем точно, так как Конт писал не о самом термине позитивизм, а о так называемой «позитивной философии» и «позитивном методе», а до него об этих идеях писал философ Анри де Сен-Симон (Брайант, 19).85).
Позитивизм имеет долгую историю в социологии, которая началась во французской традиции. После применения Сен-Симона позитивизма в отношении промышленности и науки и комментария Конта о науке и религии Эмиль Дюркгейм предложил то, что многие ученые считают позитивистской интерпретацией социологии и образования.
Тем не менее, Дюркгейм сам был критиком позитивизма, связывая позитивизм с чрезмерно упрощенной концепцией социальных наук и преувеличением достижений в этой области, которые он считал опасными для новых прикладных социальных наук.
Дюркгейм отверг попытки свести сложность человечества к одному закону или формуле. Он нападал на Конта за предположение, что «человечество в своей совокупности составляет единое общество, которое всегда и везде развивается одним и тем же образом», тогда как «в действительности существуют отдельные общества (племена, нации, города, всякого рода государства и т. д.), которые рождаются и умирают, прогрессируют и регрессируют, каждый по-своему, преследуя различные цели» (Дюркгейм, 1915).
Несмотря на эту критику, Дюркгейм утверждал, что социология имеет дело с социальными фактами и только социальными фактами (1895), что люди контролируются определенными факторами, которые можно увидеть по действиям людей, и что, наблюдая за действиями людей, социологи могут выяснить социальные факты.
Вслед за Дюркгеймом, Контом и Сен-Симоном позитивизм развился в разные направления как в Германии, Австрии, так и в США.
Дискуссии о позитивизме начались в Германии и Австрии вокруг экономики; в более общем плане о различиях между естественными и историческими, культурными и социальными науками.
Спор о месте ценностей в академических и социальных науках, известный как спор о свободе и ценности, и дальнейший спор о том, должна ли социология быть на университетских факультетах (Bryant, 1985).
Венский кружок и Франкфуртская школа сформировали немецко-австрийский позитивизм после Первой мировой войны. Венский кружок представлял собой группу философов и ученых в области естественных и социальных наук, логики и математики, которые встречались с 1924 по 1936 год в Университете им. Вена.
Венский кружок
Венский кружок концептуализировал мир как эмпирический и позитивистский – что есть только знание из опыта. А во-вторых, этот логический анализ можно использовать для сбора знаний о мире.
Эта концепция логического анализа отличает Венский кружок от более ранних позитивизмов. Согласно логическому анализу, есть два вида утверждений: те, которые можно свести к более простым утверждениям о том, что эмпирически дано, и те, которые нельзя свести к утверждениям об эмпирическом опыте.
Вторые утверждения, например, в области метафизики, были бессмысленны для Венского кружка и либо возникали из-за логических ошибок, либо интерпретировались как эмпирические утверждения в сфере науки (Bryant, 1985).
Венский кружок также преследовал цель создания единой науки, то есть научной системы, в которой каждое обоснованное логическое утверждение может быть сведено к более простым понятиям, непосредственно связанным с опытом. Это вдохновило на поиски так называемого «символического языка», устраняющего двусмысленность естественных языков (Брайант, 1985).
Франкфуртская школа
Франкфуртская школа, напротив, критиковала позитивизм после Второй мировой войны. Хоркхаймер, главная фигура Франкфуртской школы, считал, что методы исследования, используемые в социальных науках, не могут имитировать научный метод, используемый в естественных науках.
Это произошло потому, что, как утверждал Хоркхаймер, непрекращающийся поиск универсальных законов — логический и математический предрассудок — служит чрезмерному упрощению и отделению теории от того, как люди взаимодействуют в мире.
Хоркхаймер утверждал, что «мы должны переосмыслить не только ученого, но и знающего человека в целом» (Хоркхаймер, 1972).
Основные аргументы Хоркхаймера и других членов школы:
- Неприятие ученых: Франкфуртская школа отвергла идею о том, что то, что не может быть познано с научной точки зрения, не может быть познано. Хоркхаймер (1972) утверждал, что это произошло потому, что «наука и ее интерпретация — две разные вещи», приводя аргумент о том, что приравнивание науки к знанию отвергает метанауку, которая является единственным способом, с помощью которого наука может быть подвергнута критике и выявлены ее ограничения. По иронии судьбы, согласно Франкфуртской школе, позитивисты ошибочно утверждали, что нашли сущность знания в науке (Брайант, 1985).
- Отказ от позитивистской концепции науки: в соответствии с тем, что Кит называет «позитивистской концепцией науки», наука пытается объяснить и предсказать наблюдаемые явления, создавая универсальные законы, применимые во всех областях пространства и времени (Keat, 1981). Франкфуртская школа выдвигает возражения, сводящиеся к идее о том, что существует множество способов, как связаны явления, и, следовательно, существует множество достоверных описаний их, и что неправильно сводить эти объяснения к одному. Для критических теоретиков, противостоящих позитивистам, существуют структуры и процессы, ограниченные историей, которые вызывают наблюдаемые явления, но о существовании которых можно только догадываться (Bryant, 19).85).
- Отказ от любого нейтрального в теории языка наблюдения: Франкфуртская школа отклонила поиски Венского кружка нейтрального в теории языка наблюдения для науки, заявив, что каждый, кто занимается наукой, исследует мир таким образом, который всегда будет связан с их собственные представления о понимании, предпосылки их культуры и теории, которые они открыто признают (Bryant, 1985).
- Отказ от эмпиризма: во Франкфуртской школе то, что ученые считают эмпирическим, на самом деле является популярным мнением ученых того времени (Adorno, 2000). Теория не может полностью объяснить теоретические открытия, потому что проверка теорий включает в себя деформацию и разрушение частей теории, а все эмпирические исследования происходят в мире, где теория и реальность несовместимы таким образом, что люди могут решить изменить мир так, чтобы это лучше соответствует тому, что возможно (Брайант, 1985).
- Отказ от любой концепции единства наук: критика позитивизма Франкфуртской школой также отвергает идею о том, что все науки действуют одинаково, утверждая, что существуют различия между физическими объектами, изучаемыми естественными науками, и объективацией разум изучается социальными науками (Bryant, 1985).
- Отказ от исключительно инструментального разума: Франкфуртская школа продолжает критику позитивизма, путая разум и инструментальный разум. Думать о разуме просто как о расчете наиболее подходящих средств для заранее поставленных целей опасно, потому что это грозит выродиться в философию «право сильного» (Брайант, 1985).
- Отказ от дуализма фактов и ценностей: наконец, Франкфуртская школа отвергает существование дуализма фактов и ценностей. С этой точки зрения социальная наука должна иметь ценности (Bryant, 1985).
Инструментальный позитивизм
Позитивизм также принял ряд форм в американской социологии. Наиболее характерный из них, то, что Брайант (1985) называет «инструментальным позитивизмом», получил известность в конце 1920-х гг., прежде чем подвергся более резкой критике со стороны XIX в.60-х и 1970-х годов и далее.
В отличие от французского традиционного позитивизма и позитивизма Венского кружка, на американский инструментальный позитивизм оказало влияние то, что Хинкль называет основополагающей теорией американской социологии (2020) — что человеческое поведение является эволюционным поведением, — а также исследования и эмпирические исследования социальных условия, которые повлияли на социологию на ее ранних этапах.
Инструментальный позитивизм имеет несколько ключевых характеристик (Bryant, 1985):
Озабоченность усовершенствованием статистических методов и инструментов исследования : Американские социологи, такие как Гиддингс, внедрили в американскую социологию разработки в области статистики из других стран, а также сами создали новые статистические методы (Bryant, 1985).
Подтверждение номиналистической или индивидуалистической концепции общества : согласно Хинклю и Хинклю (Эндрюс, 1955), американская социология исходит из того, что структура всех социальных групп является следствием индивидуумов в этих группах и что все социальные явления происходят от мотивов этих людей. Согласно этой точке зрения, люди являются главными «объектами» социологического исследования (Брайант, 1985).
Сходство с индукцией, верификацией и инкрементализмом : поскольку американская социология была разработана в основном на вопросниках и опросах (Horowitz, 1964), инструментальный позитивизм является индуктивным, верификационным и инкременталистским. Это означает, что факты социальной жизни могут быть проверены правильно проведенным исследованием и что все поддающиеся проверке факты вносят свой вклад в совокупное развитие социальных наук. Кроме того, с этой точки зрения законы социального поведения могут быть проверены опытом, хотя более поздние мыслители, такие как Гемпель, утверждали, что индуктивно полученные законы также могут быть действительными (Гемпель, 19).58).
Связь дихотомии фактов и ценностей с концепцией свободы ценностей : инструментальный позитивизм был определен как объективный, в котором пришел к решимости исключить оценочные суждения из притязаний на знание (Gouldner, 1962). Для американских инструментальных позитивистов не только ценности людей, проводящих социологию, были отделены от социологических фактов и исследований, но это разделение было необходимо для объективной науки (Bryant, 19).85).
Популярность групповых исследований и увеличение числа центров или институтов прикладных социальных исследований : наконец, инструментальные позитивисты имели тенденцию собирать исследовательские группы в центрах, которые часто проводили исследования по контракту. Это привело к тому, что социологическими исследованиями в Америке занимались те, кто мог позволить себе иметь устоявшуюся и высококвалифицированную команду (Bryant, 1985).
Критика и полемика
Эти ключевые позитивистские принципы имплицитно содержат несколько спорных моментов.
Во-первых, позитивизм предполагает, что методы, которые ученые используют в естественных науках, также могут быть применены к социологии.
Это означает, что субъективная природа человеческого опыта и поведения, с точки зрения позитивистов, не создает барьера для того, чтобы рассматривать человеческое поведение как объект так же, как, скажем, падающий камень является объектом в мире природы (Гидденс, 1974).
Однако также было много споров о том, насколько социологи могут обобщать человеческое поведение до того, как оно перестанет по-настоящему отражать человеческое поведение, и являются ли выводы, сделанные на основе этих так называемых адаптаций человеческого поведения, позитивистскими или нет (Брайант , 1985).
Как следствие, ученые соглашаются, что нет единого мнения относительно того, что социология должна адаптировать или перенять из естественных наук при изучении человеческого поведения.
Позитивизм также предполагает, что конечным результатом социологических исследований является набор законов, подобных тем, которые установили естествоиспытатели, которые могут описывать поведение человека.
По мнению некоторых социологов, это допущение было проблематичным, потому что, хотя позитивизм предполагает, что естественные законы остаются верными независимо от времени и места, социальные законы могут быть связаны историческим периодом и культурой, в которой они были созданы.
Кроме того, предположение позитивистов о том, что социология носит технический характер, вызвало споры.
Следствием этого допущения является то, что социологическое знание является «инструментальным» по форме, а социологические исследования получают результаты, которые «не несут никакого логически вытекающего значения для практической политики погони за ценностями» (Giddens, 1974).
Ссылки
Адорно, Т. В. (2000). Социология и эмпирические исследования.
Эндрюс, Х.Л. (1955). Хинкль и Хинкль: развитие современной социологии: ее природа и рост в Соединенных Штатах. Под редакцией Юджина А. Уилкенинга (обзор книги). Сельская социология, 20 (1), 72.
Брайант, К. Г. (1985). Позитивизм в социальной теории и исследованиях. Международное высшее образование Macmillan.
Конт А. и Лемер П. (1933). Положительный курс философии: 1re et 2me leçons.
Дюркгейм, Э. (1938). Правила социологического метода. Транс. Сара А. Соловей и Джон Х. Мюллер. Эд. Джордж Э. Кэтлин. Гленко, Иллинойс: The Free Press, 189.3.
Гидденс, А. (ред.). (1974). Позитивизм и социология. Лондон: Хайнеманн.
Гоулднер, А. М. (1962). Миф о социологии без ценностей, 9 SOC.
Hempel, CG (1958). Дилемма теоретика: исследование логики построения теории.
Хинкль, Р. К. (2020). Основополагающая теория американской социологии 1881–1915 гг. Рутледж.
Хоркхаймер, М. (1972). Последняя атака на метафизику. Критическая теория: Избранные эссе, 132-187.
Горовиц, И. Л. (1964). Макс Вебер и дух американской социологии. Социологический ежеквартальный журнал, 5 (4), 344-354.
Кит, Р. (1981). Политика социальной теории Хабермас, Фрейд и критика позитивизма.
Кит Р. и Урри Дж. (1975). Социальная теория как. Наука. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 83.
Колаковски, Л. (1972). Позитивистская философия от Юма до Венского кружка.
Миллс, CW (2000). Социологическое воображение. Издательство Оксфордского университета.
Райли, Д. (2007). Парадокс позитивизма. История социальных наук, 31 (1), 115–126.
Виллер Д. и Виллер Дж. (1973). Систематический эмпиризм: критика лженауки. Прентис Холл.
Вольф, К. Х., и Дюркгейм, Э. (1960). Эмиль Дюркгейм, 1858–1917: сборник эссе с переводами и библиографией. Издательство государственного университета Огайо.
Дополнительная информация
Этапы научного метода
Райан Г. (2018). Введение в позитивизм, интерпретативизм и критическую теорию. Медсестра-исследователь, 25(4), 41-49.
Парадокс позитивизма
Позитивизм: определение, теория и исследование
Позитивизм: определение, теория и исследование | StudySmarterВыберите свой язык
Предлагаемые вам языки:
Немецкий (DE)
Дойч (Великобритания)
Европа
- английский (DE)
- английский (Великобритания)
StudySmarter — универсальное учебное приложение.
4.8 • Рейтинг +11k
Более 3 миллионов загрузок
Бесплатно
Позитивизм
СОДЕРЖАНИЕ :
ОГЛАВЛЕНИЕ
Lerne mit deinen Freunden und bleibe auf dem richtigen Kurs mit deinen persönlichen Lernstatistiken
Jetzt kostenlos anmelden
Nie wieder prokastinieren mit unseren Lernerinnerungen.
Jetzt kostenlos anmelden
Знаете ли вы, в чем разница между позитивизмом и интерпретативизмом?
Обе философские позиции в социологии с различными характеристиками и подходами к социологическим исследованиям. Интерпретативизм следует более качественному подходу, в то время как позитивизм адаптирует научный, количественный метод. Остановимся подробнее на позитивизме, упомянув его определение, характеристики и критику.
- Сначала мы пройдемся по философским позициям в социологических исследованиях, учитывая, как в них вписывается позитивизм.
- Затем мы коснемся определения позитивизма и связанных с ним методов исследования.
- Наконец, мы рассмотрим преимущества и недостатки принятия позитивистского подхода в социологии.
Философские позиции в социологии
Важно рассмотреть, почему мы называем позитивизм философской позицией по социологии. Это связано с тем, что философские позиции представляют собой широкие, всеобъемлющие идеи о том, что представляют собой люди и как их следует изучать. Они задают фундаментальные вопросы.
Что вызывает поведение человека? Это их личные мотивы или социальные структуры?
Как следует изучать людей?
Можем ли мы делать обобщения о людях и обществе?
Позитивизм — это философская позиция, которая особым образом рассматривает людей и человеческое поведение. Поэтому, чтобы принять позитивистский подход, их также следует изучать особым образом.
Рис. 1. Философские позиции в социологии рассматривают вопрос о том, как следует изучать людей социальные факты или законы (так же, как естественные законы управляют физическим миром). На поведение людей влияют внешние факторы , такие как институты, социальные структуры, системы, а не внутренние факторы, такие как мнения или мотивы людей. Этот подход называется макросоциология .
Позитивизм в социологических исследованиях — это философская позиция, утверждающая, что познание социального явления основывается на том, что можно наблюдать , измерять , записывать так же, как и в естествознании.
«Противоположный» подход называется интерпретативизмом , который утверждает, что людей нельзя изучать с помощью чисел, потому что поведение имеет значения, которые нельзя понять с помощью количественных данных. Поэтому сторонники интерпретативизма предпочитают качественные методы. См. Интерпретация для получения дополнительной информации.
Теория позитивизма в социологии
Позитивизм был основан французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857), первоначально как философское течение. Он поверил и основал науку социологию, которая была изучением социальных явлений так же, как люди тогда (и теперь) изучали явления природы.
Граф культивировал свои идеи о позитивизме у мыслителей 18-го и 19-го веков, таких как Давид Юм и Иммануил Кант. Он также черпал вдохновение у Анри де Сен-Симона, который признавал растущую важность науки и использование научных методов для изучения и наблюдения за обществом. Исходя из этого, Конт использовал термин «социология» для описания социальной науки, объясняющей социальные структуры и явления.
Граф также известен как основатель социологии .
É mile Позитивизм ДюркгеймаФранцузский социолог Эмиль Дюркгейм был известным позитивистом. Находясь под сильным влиянием идей Огюста Конта, Дюркгейм сочетал социологическую теорию с методологией эмпирического исследования.
Он был первым, кто сделал социологию академической дисциплиной во Франции, и стал первым профессором социологии.
Позитивизм Дюркгейма усовершенствовал научный подход Конта к изучению общества. Он утверждал, что с помощью научных методов социологи должны иметь возможность с высокой точностью предсказывать последствия изменений в обществе.
Изменения в обществе могут включать в себя такие вещи, как внезапный рост преступности и безработицы или снижение количества браков.
Дюркгейм верил в использование сравнительного метода в исследовании общества. Сравнительный метод предполагает поиск корреляций, закономерностей или других отношений между переменными в разных группах. Его знаменитое исследование самоубийства является хорошим примером сравнительного метода в социологических исследованиях.
Исследование самоубийства Дюркгейма
Дюркгейм провел систематическое исследование самоубийств (1897 г.), чтобы выяснить, какие социальные силы или структуры влияли на уровень самоубийств, поскольку в то время они были особенно высоки. Для этого он использовал научный метод и изучил общие факторы среди людей, совершивших самоубийство.
Таким образом, он установил «социальный факт» о высоком уровне самоубийств из-за высокого уровня аномии (хаоса). Низкий уровень социальной интеграции вызвал аномию , по Дюркгейму.
Исследование самоубийства Дюркгеймом является примером того, как поведение человека можно изучать с помощью данных, логики и рассуждений.
Характеристики позитивизма
Социологи-позитивисты пытаются понять общество, используя научные методы. Остановимся подробнее на характеристиках позитивизма.
«Социальные факты»
Социальные факты — это то, что социологи-позитивисты стремятся раскрыть, используя объективные методы исследования. Согласно Эмиль Дюркгейм в Правила социологического метода (1895):
Социальные факты состоят из внешних по отношению к индивиду способов действия, мышления и чувств, которые наделены принудительной силой, благодаря которой они могут осуществлять над ним контроль (стр. 142).
Другими словами, социальные факты — это вещи, которые существуют извне по отношению к индивидууму и которые ограничивают индивидуума.
Социальные факты включают:
Социальные ценности, такие как вера в то, что пожилых членов семьи следует уважать.
Социальные структуры, такие как структура социального класса.
Социальные нормы, такие как ожидание посещения церкви каждое воскресенье.
Законы, обязанности, общественная деятельность, субкультуры.
Такие социальные факты являются внешними и наблюдаемыми ; поэтому они подлежат научному анализу .
Позитивистский подход к методам исследования
Исследователи, придерживающиеся позитивистского подхода, выбирают в своих исследованиях количественных методов.
Это потому, что позитивисты верят, что природа человеческого поведения и общества является объективной и может быть научно измерена, а количественные методы делают акцент на объективных измерениях через числа; то есть статистический, математический и численный анализ.
Целью позитивистских исследований является изучение закономерностей и взаимосвязей между социальными факторами, что может помочь исследователям делать точные прогнозы об обществе и социальных изменениях. По мнению позитивистов, это лучше всего делать с помощью количественных методов.
Количественные методы позволяют исследователям-позитивистам собирать данные из больших выборок и сопоставлять их в наборы данных, отслеживать закономерности, тенденции, корреляции и находить причинно-следственные связи посредством статистического анализа.
Некоторые из наиболее типичных первичных методов исследования, выбранных социологами-позитивистами, включают:
вторичный метод исследования, предпочитаемый позитивистами, — это официальная статистика, которая представляет собой правительственные данные по социальным вопросам, таким как безработица.
Рис. 2. Для позитивистов данные должны быть объективно собраны и проанализированы
Основной целью позитивистских методов исследования является сбор объективных и числовых данных, которые можно проанализировать.
Положительная оценка позитивизма в социологии
Рассмотрим некоторые преимущества позитивизма в социологии и социологических исследованиях.
Позитивистский подход:
Понимает влияние социальных структур и социализации на физических лиц; поведение можно понять в контексте общества, в котором живут люди.
Сосредоточено на объективных измерениях, которые могут быть воспроизведены, что делает их очень надежными.
Предпочитает выявлять тенденции, закономерности и корреляции, которые могут помочь выявить социальные проблемы в больших масштабах.
Часто используются большие выборки, поэтому результаты могут быть обобщены на более широкую или всю совокупность. Это также означает, что результаты высоко оценены.0170 представитель .
Включает полный статистический анализ , на основе которого исследователи могут делать прогнозы.
Включает более эффективных методов сбора данных; опросы и анкеты могут быть автоматизированы, легко вводятся в базу данных и далее манипулируются.
Критика позитивизма в исследованиях
Однако существует критика позитивизма в социологии и социологических исследованиях. Позитивистский подход:
Считает людей слишком пассивными. Даже если социальные структуры влияют на поведение, они не так предсказуемы, как считают позитивисты.
Игнорирует социальный контекст и человеческую индивидуальность. Интерпретативисты утверждают, что у каждого есть субъективная реальность.
Может затруднить интерпретацию данных без контекста или обоснования социальных фактов .
Ограничивает фокус исследования. это негибкий и не может быть изменен в середине исследования, так как это сделает исследование недействительным.
Может представлять проблемы предвзятости исследователя при сборе или интерпретации данных.
Позитивизм — основные выводы
- Позитивизм — это философская позиция, утверждающая, что знание социального явления основано на том, что можно наблюдать, измерять и записывать так же, как и в естественных науках. Поэтому исследователи-позитивисты склонны использовать количественные данные.
- Систематическое исследование самоубийств Дюркгеймом использовало научный метод для установления социальных фактов.
- Социальные факты — это вещи, которые существуют вне человека и ограничивают его. Позитивисты стремятся раскрыть социальные факты посредством исследований. Примеры социальных фактов включают социальные ценности и структуры.
- Типичные позитивистские первичные методы исследования включают лабораторные эксперименты, социальные опросы, структурированные анкеты и опросы.
- У позитивизма в социологии есть несколько преимуществ и недостатков. Преимуществом является то, что собранные данные очень надежны и обобщаемы. К недостаткам относится восприятие людей и человеческого поведения как слишком пассивных.
Ссылки
- Дюркгейм, Э. (1982). Правила социологического метода (1-е изд.)
Часто задаваемые вопросы о позитивизме
Позитивизм в социологии — это философская позиция, утверждающая, что знание социального явления основано на том, что можно наблюдать, измерять и записывать в так же, как и в естествознании.
Систематическое исследование самоубийства Эмиля Дюркгейма (1897 г.) является хорошим примером позитивизма в социологии. Он использовал научный метод, чтобы установить «социальный факт» того, что существует высокий уровень самоубийств из-за высокого уровня 9.0427 аномия (хаос).
Социологи используют позитивизм по-разному. Мы можем назвать подходы Дюркгейма и Конта, например, различными типами позитивизма.
Позитивизм — это онтология, и он верит, что существует одна-единственная объективная реальность.
Исследователи, придерживающиеся позитивистского подхода, выбирают в своих исследованиях количественных методов. Качественное исследование более характерно для интерпретативизма,
Финальная викторина по позитивизму
Тест на позитивизм — Teste dein Wissen
Вопрос
Что такое позитивизм в социологических исследованиях?
Показать ответ
Ответ
Это философская позиция, утверждающая, что знание социального явления основано на том, что можно наблюдать, измерять и записывать так же, как и в естественных науках.
Показать вопрос
Вопрос
Позитивизм выступает за применение метода _____.
Показать ответ
Ответ
Научный.
Показать вопрос
Вопрос
Что, по мнению позитивистов, влияет на поведение людей?
Показать ответ
Ответ
На поведение людей влияют внешние факторы, такие как институты, социальные структуры и системы.
Показать вопрос
Вопрос
Подход, согласно которому социальные структуры влияют на поведение людей, называется ______.
Показать ответ
Ответ
Макросоциология.
Показать вопрос
Вопрос
Какой известный социолог-позитивист использовал научный метод для установления социальных фактов о самоубийстве?
Показать ответ
Ответ
Эмиль Дюркгейм
Показать вопрос
Вопрос
Количественные методы позволяют позитивистам найти какие отношения?
Показать ответ
Ответ
Причинно-следственные связи
Показать вопрос
Вопрос
Какой из этих методов НЕ является типичным основным методом исследования, выбранным позитивистами?
Показать ответ
Ответ
Официальная статистика.
Показать вопрос
Вопрос
Размер выборки в количественном методе мал или велик?
Показать ответ
Ответ
Большой.
Показать вопрос
Вопрос
Помимо причинно-следственных связей, что еще пытаются найти позитивисты из своих данных?
Показать ответ
Ответ
Закономерности, тенденции и корреляции.
Показать вопрос
Вопрос
В чем преимущество больших выборок с использованием позитивистских методов?
Показать ответ
Ответ
Использование больших выборок означает, что результаты могут быть обобщены на более широкую или всю совокупность. Это также делает результаты высокой репрезентативности.
Показать вопрос
Вопрос
Почему позитивистские методы очень надежны?
Показать ответ
Ответ
Они очень надежны, поскольку являются объективными измерениями и поэтому могут быть воспроизведены.
Показать вопрос
Вопрос
В чем преимущество выявления тенденций, закономерностей и взаимосвязей?
Показать ответ
Ответ
Это может помочь выявить социальные проблемы в больших масштабах.
Показать вопрос
Вопрос
Как критикуют позитивизм за то, как он относится к людям?
Показать ответ
Ответ
Утверждается, что позитивизм считает людей слишком пассивными. Даже если социальные структуры влияют на поведение, это не так предсказуемо, как считают позитивисты.
Показать вопрос
Вопрос
Позитивизм может представлять проблемы предвзятости исследователя в _____ или _____ данных.
Показать ответ
Ответ
Сбор, интерпретация
Показать вопрос
Вопрос
Что такое «противоположный» подход к позитивизму?
Показать ответ
Ответ
Интерпретативизм
Показать вопрос
Вопрос
Позитивизм считает, что общество управляется совокупностью:
Показать ответ
Ответ
«Социальные факты » или законы (во многом так же, как естественные законы управляют физическим миром).
Показать вопрос
Вопрос
Какой известный французский философ основал позитивизм?
Показать ответ
Ответ
Позитивизм был основан французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857), первоначально как философское течение.
Показать вопрос
Вопрос
Дайте определение социальным фактам.
Показать ответ
Ответ
Согласно Дюркгейму (1895): «Социальные факты состоят из внешних по отношению к индивидууму способов действия, мышления и чувств, которые наделены силой принуждения, благодаря которой они могут осуществлять над ним контроль».
Показать вопрос
Вопрос
Каковы некоторые примеры социальных фактов?
Показать ответ
Ответ
Социальные факты включают:
Социальные ценности, такие как вера в то, что пожилых членов семьи следует уважать.
Социальные структуры, такие как структура социального класса.
Социальные нормы, такие как ожидание посещения церкви каждое воскресенье.
Законы, обязанности, общественная деятельность, субкультуры.
Показать вопрос
Вопрос
Дюркгейм верил в использование сравнительного метода в исследовательском обществе. Это правда или ложь?
Показать ответ
Ответить
Показать вопрос
Еще о позитивизме
Откройте для себя подходящий контент для ваших предметов
Не нужно жульничать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!
Учебный план
Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.