Позитивизм в философии это…
Позитивизм в философии – это направление, выдвигающее позитивное научное знание на первое место в сравнении с духовной деятельностью и умозрительными построениями. Он признает опыт, методы познания, основанные на наблюдении, теоретическим же учениям отказывает в достоверности. Мировоззренческим вопросам, проблеме соотношения реальности и сознания отказывается в праве на существование. Говоря кратко – для направления характерно отрицание «метафизических» вопросов – т.е. тех, решение которых невозможно проверить опытным путем и непосредственными наблюдениями.
Особенности направления и этапы его развития
Первая система XIX в. отказывает системе мировоззренческих представлений в достаточной обоснованности и «научности» на основании чрезмерного, на взгляд позитивистов, количества умозрительных понятий. Первые теоретики позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) заложили основные его идеи:
• отрицание традиционных вопросов мировоззренческого характера, решить которые считается невозможным из-за ограниченности человеческого разума;
• стремление поставить в зависимость от возможности опытной проверки право на существование теоретического знания;
• сведение научных знаний к совокупности данных, полученных наблюдением; исключение сведений, которые нельзя наблюдать, из числа научных фактов;
• поиск универсального способа получения достоверных научных фактов, разработка универсального языка науки;
• сведение задач науки к описанию явлений, но не их объяснению.
История развития направления включает три этапа: позитивизм XIX в., неопозитивизм (первая половина ХХ в.), постпозитивизм (вторая половина ХХ в.).
Позитивизм XIX в.
Родоначальником направления считается О. Конт, впервые изложивший его положения в труде «Курс позитивной философии». В его понимании философия – средство раскрытия связей между естественными науками и законами природы, их обобщение. Все явления, согласно этой концепции, подчиняются естественным законам, которые неизменны. И именно их открытие, систематизация и сведение их числа к минимуму определяется, как основная цель философских построений. При этом они сводятся к описанию существующих явлений без их объяснения.
Этот взгляд слабо согласуется с традиционным пониманием сути и целей философии. Но концепция Конта интересна описанием истории зволюции общества, в соответствии с тремя стадиями интеллектуального совершенствования – теологической, метафизической и позитивной.
Идеи Конта продолжает Г. Спенсер, отводя при этом в своих построениях значительную роль эволюционным воззрениям. По его собственным словам – если Конт предлагал рассматривать формирование знаний о природе, то он сам – развитие явлений самой природы. Рассуждения Спенсера об эволюции материи весьма механистичны – он предлагает принцип перехода «от однородного к разнородному». Оригинальна попытка Г. Спенсера примирить религию и науку с позиций агностицизма – по его рассуждениям, постичь силы, лежащие в основе мира, невозможно, и на признании этой невозможности базируется и то, и другое.
Важный вклад в эволюцию этого этапа внес Дж. Ст. Милль, автор «Системы логики». Он предложил вместо обобщения наук применить методологию формальной логики. В развитие логики его вклад значителен, но отождествление с логикой окончательно лишает философию специфики мировоззренческой науки, складывавшейся на протяжении ее истории.
Дальнейшее развитие эти идеи получили в начале ХХ в., когда первый позитивизм уступил место новой исторической форме – эмпириокритицизму (наиболее известные теоретики – Э. Мах и Р. Авенариус). Для эмпириокритицизма, или махизма характерно стремление окончательно «очистить» естественнонаучное знание от умозрительных построений. Лишь то, что можно наблюдать и подтвердить опытным путем признается «единственно существующим». Наблюдаемое именуется «бесспорным первичным» материалом знания, а соответствующие факты и явления – «элементами мира», независимыми от материи и сознания.
Неопозитивизм
Работы Макса Планка, формулирование А. Эйнштейном принципов теории относительности во второй половине XIX в. положили начало нового этапа в развитии направления – неопозитивизма. Возникший в 20-х гг. ХХ в., он сосредотачивается на анализе научного языка и логико-методологических исследованиях. Основной вариант развития этапа – логический позитивизм.
Истоки лежат в идеях Венского кружка с М. Шликом во главе. Влияние на формирование направления оказало, помимо научных открытий, и развитие математики, прежде всего – математической логики. Из этой волны позитивизма развилась аналитическая философия.
Здесь была предпринята попытка объединить философию, формальную логику и естественные науки. Характерное произведение этого периода – «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Карнапа. Важной задачей становится отделить предложения, имеющие смысл, от бессмысленных с синтаксической или логической точки зрения. Причиной появления «бессмысленных» предложений считают неопределенность и неправильное понимание языка. Иными словами, при сохранении интереса к опыту, как первооснове знаний, добавляется интерес к языку, теории значений и правилам построения фраз.
При этом большинство проблем, затрагиваемых философией на протяжении ее развития, признаются бессмысленными. Практически все философское наследие предлагается считать набором логически бессмысленных предложений, а от нее самой остается логический анализ слов и предложений.
Постпозитивизм
Основные идеи поспозитивизма выдвинул К. Поппер. Он предложил концепцию критического рационализма. Решение – изучать ли ту или иную проблему – следует принимать при помощи логики. Именно она помогает решить, является ли вопрос истинным или нет.
Куайн указывает на слабые места логического позитивизма, предлагая подвергать проверке на соответствие с реальностью теорий, а не отдельных высказываний. Причина – существует группа высказываний, являющихся логически истинными и имеющих синтаксический смысл, таковыми являются благодаря наличию тавтологии или синонимов в формулировках. Классические примеры – «всякий неженатый человек неженат», или «всякий холостой человек неженат».
Многие положения позитивизма в этот период оказались отброшены, но определение направления, как опирающегося на уважение к рациональному опыту, строгое ясное мышление, сохранилось. Характерные черты постпозитвизма:
• отказ от жесткого разграничения теории и науки;
• снижение внимания к формальной логике;
• усиление внимания к истории науки, динамике ее течения;
• анализ влияния социальных и культурных факторов на процесс познания;
• замена принципа верификации фальсификацией: теория признается истинной, если ее следствием являются факты, которые можно проверить теорией. Теория же, которая перестает удовлетворять этому условию, признается фальсифицированной – т.е. становится ложной. Иными словами, задача состоит не в поиске абсолютно истинной теории, а в решении вопроса роста знаний;
• признание роли философии.
Теоретики постпозитивизма зачастую противоречат друг другу в своих концепциях. Тем не менее, сохраняется преемственность с предыдущими этапами. Основное внимание по-прежнему уделяется рациональным методам познания.
С уважением, Андрей Пучков
Поделиться в соц. сетях
Возникновение позитивизма | Блог 4brain
Позитивизм – самое популярное философское течение 19 столетия. Но мало кто понимает, какие условия способствовали его появлению. Почему и как позитивная философия сложилась в целостную систему мышления, и какими были ее сильные и слабые стороны, мы расскажем в этой статье.
Контекст
Всегда проще понять возникновение какого-либо феномена, если посмотреть на социокультурные события, которые происходили в тот же период времени. Появлению позитивизма способствовало несколько факторов, но самыми главными были именно два:
- изменение общественного строя как результат развития капитализма и промышленной революции;
- развитие точных и естественных дисциплин.
Уже в 17 веке в познании мира стойко утвердились подходы рационализма: Коперник, Галилей, Ньютон и Лейбниц дают свое видение развития точных наук. В этот период возникает создание научного мировоззрения, которое отличается от религиозного и философского.
Формирование науки с ее строгими правилами положительно влияет на механизацию самых важных отраслей производства. В результате этого изменился социальный строй общества, произошли процессы урбанизации и бюрократизации. Традиционная система общества в Европе начинает заметно меняться – возникают новые политические строи государств, изменяются экономические отношения, а культура становится не только религиозной, но и светской.
В это же время активно происходят исследования природы и космоса, их систем и форм существования. Они закладывают основания биологии, химии и физики как самостоятельных дисциплин. Кульминацией стало понимание того, что ни одно из научных направлений не изучало в таком же рациональном подходе существование системы человеческого общества, его форм и элементов.
Что в это время делала философия? В период, когда в мире активно происходили социальные, культурные и экономические трансформации, философия занималась идеалистическими вопросами существования и бытия, изучением абсолютной природы и человеческого разума. Это была классическая философия И. Канта, Й. Гегеля, Г. Лейбница. Они создавали «науку наук». Все технологические трансформации проходили мимо их внимания.
Бунт мышления новой философии
Идеалистическая философия не отвечала на вопросы о развитии мира в эпоху технологического прогресса. Поэтому эти вопросы начали ставить перед собой философы нового поколения. Они выросли и были воспитаны под влиянием точных наук и технического прогресса.
Что такое классическая философия и почему идеи новой философии противоречили ей? Постклассическая философия начинается с учения Огюста Конта о позитивистском (позитивном или точном) способе получения знания. Конт призвал отделить истинный научный способ мышления от противоположного ему гегельянского спекулятивного мировоззрения. Главным заданием Конт видел необходимость очистить мышление от мистицизма, метафизики и религиозных догм.
Огюст Конт в своем 6-титомном труде «Курс позитивной философии» обосновал другую познавательную перспективу. Он избавил философию от прежнего статуса «науки наук» и этим начал зарождение нового периода философствования.
Главным посылом позитивной философии было найти ответ на вопрос «Как это существует?» Огюст Конт и Герберт Спенсер утверждали, что человеческое познание ограничено, и ответить на вопрос классической философии «Почему это существует?» остается непостижимым. А реальным они считали только точное и достоверное существование предметов и явлений. Главный аргумент их довода был в том, что причины возникновения явлений невозможно подтвердить или опровергнуть опытом, экспериментом. Поэтому это не научное мышление, а спекулятивное, метафизическое.
Позитивистская философия предложила новое задание – познать реальный мир вокруг нас. Конт утверждал, что познать можно только достоверные и реальные события и факты. По его мнению, только основанное на фактах знания имеет значение.
Если внимание классической философии Гегеля было направлено на спекуляции над историческим процессом, Конт в корне изменил перспективу и метод философствования: наблюдать за реальными явлениями социальных процессов. Предметом его исследования теперь было общество, а не исторический процесс.
Главный посыл новой философии был таков: должна существовать точная наука, которая объясняет законы существования общества. Так возникло научное направление, которое Конт назвал «социология». Согласно его парадигме, общество – это организм, который нужно изучать по аналогии с другими организмами. А социальную науку он пытался создать по аналогии с физикой.
Сильные и слабые стороны позитивизма
Несомненно, философия позитивизма изменила многое в познании мира. Но, как и любая познавательная система, она имела свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам позитивизма нужно отнести:
- Новый предмет и метод изучения. Предметом новой философии стало устройство общества, его процессы. А методы способствовали накоплению реальной информации о предмете, систематизации данных и попыткам делать обобщение с целью вывести законы существования общества.
- Изменение предмета исследования способствовало развитию знания об обществе, его функциях и способах развития.
- Позитивисты пытались сделать перспективу и фокус изучения новой философии более реальной, и поэтому они перенимали методологию свойственную точным наукам: эксперимент, опыт, индукция, сбор информации и систематизация.
- Позитивизм внес значительное развитие эпистемологии и познавательного процесса в гуманитарных науках, сделал их методологию более четкой.
Минусы позитивизма оказали не менее важное влияние на его жизнеспособность и авторитетность:
- Пренебрежение необходимостью объяснения фактов и явлений, интерпретации важности используемых информационных данных, а также игнорирование умозрительными и спекулятивными методами во многом повлияли на незаконченность выводов исследований и слабость позитивистских концепций.
- Излишний фокус исследований на изучении реального опыта и реальных событий объяснялся ограниченностью человеческого познания событий прошлого и будущего. Причинность явлений нереальна, ее трудно установить. Было принято считать, что для понимания прошлых процессов не существует необходимой достоверной информации, а прогнозирование будущего приравнивалось к метафизике, то есть ненаучному мышлению.
- Отказ от результатов классической философии во многом ограничил видение новых философов. Позитивисты призывали использовать достижения исключительно науки своего времени. Переосмысление важности опыта предыдущих поколений стало главной причиной трансформации позитивизма.
- Недооценка теоретического и концептуального уровня в исследовании и абсолютизация эмпирического познания в исследовании часто не давали ответов на поставленные перед исследованием вопросы и гипотезы.
- Преобладание описания явлений (дескриптивности) сулило многословие фактов, которые часто не могли объяснить, для чего это все было сказано.
- Описание явлений вытесняет любые умозаключения и абстрактные гипотезы – это объявлялось уделом метафизики.
Позитивизм был важным этапом в познании современного мира, он внес кардинально новые открытия в понимание общественных процессов и развитие многих научных направлений, предметом которых было общество, человек и общественные явления.
Позитивизм как одна из форм постклассической философии
Позитивизм стал самыми заметным философским направлением 19 столетия, который выступил против классического немецкого идеализма. Но бунт Огюста Конта не был одиноким. Вместе с позитивизмом возникли другие философские традиции:
- неокантианство;
- философия жизни;
- прагматизм;
- философия воли;
- марксизм.
Возникшие в этот период школы и их идеи познания общества и человека сформировали понятие «постклассической философии». Ценность и уникальность этой философии в ее разнообразности – переосмысление человеческого бытия осуществлялось с разных мировоззренческих перспектив.
Новое поколение интеллектуалов начало задавать другие вопросы. Они уже не интересовались абстрактными понятиями Гегеля и процессами мышления Конта. Вопросы постклассической философии относились к познанию внешней среды. Новые стили мышления в 19 веке делали акцент к живому.
Согласно этой философии 19 века, бытие – это больше чем разум (как было принято в идеализме). Это воля, жизнь и опыт человека в его каждодневном существовании. Главными категориями познания постклассической философии было общество, внутренний мир и природа человека, наука и культура социальной реальности.
Таким образом, каноны и идеи позитивизма не были чем-то монолитным. В Западной Европе активно развивались другие направления познания мира, но из-за своего междисциплинарного статуса позитивизм оказал наиболее сильное влияние на дальнейшее развитие науки и философии в следующие десятилетия. Однако получить ответы на все вопросы так и не удавалось, поэтому в будущем позитивизм несколько раз трансформировался.
И что дальше?
Позитивизм как философия заслуживает статуса междисциплинарного явления. Изменяясь сам, он вносил огромные методологические изменения во множество дисциплин, научных школ и направлений.
Методология позитивизма оказала непосредственное влияние на формирование социологии как науки. Также благодаря этому научному мышлению трансформировалась в 1870-х годах экономика. Самая популярная тогда концепция классической школы Адама Смита, политическая экономия, превратилась в экономику, дисциплину без политических и субъективных оценок.
Как способ мышления позитивизм долго не мог прижиться и поэтому несколько раз основательно трансформировался (первый позитивизм, второй позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм). Но тяжело было бы представить современный мир без вклада, который сделал позитивизм и все его течения на развитие точных наук. С другой стороны, историки также пытались использовать позитивизм в своем методологическом арсенале, но, как показало время, гуманитарные науки не могли ограничится правилами позитивизма.
С каждым новым позитивизмом в академической среде происходили большие дискуссии и изменения, создавались методологические основы, которые стали базой для социологии, антропологии, аналитической философии, лингвистики и особенно – формальной логики. Влияние этого направления переоценить невозможно, и ему безусловно следует отдать должное.
Ключевые слова:1Когнитивистика
Что такое наука позитива? — The Montana Institute
Наука позитива — это исследование того, как позитивные факторы влияют на культуру и опыт. Он фокусируется на том, как измерять и развивать позитив, и на протяжении десятилетий применяется в агентствах, сообществах и компаниях. Он основан на основном предположении, что позитив реален и заслуживает развития — в нас самих, в наших семьях, на наших рабочих местах и в наших сообществах (Linkenbach, 2007).
Те из нас, кто работает специалистами по охране труда и технике безопасности, иногда могут быть настолько сосредоточены на опасностях и проблемах, которые мы пытаемся уменьшить, что забываем эту основную истину. Наука Позитивного переворачивает эту проблемно-центрированную структуру и сосредотачивается на росте здоровых, позитивных, защитных факторов, которые уже существуют в наших сообществах. Когда мы начинаем смотреть на мир через эту позитивную, обнадеживающую линзу, это оказывает глубокое влияние на вопросы, которые мы задаем, данные, которые мы собираем, и то, как мы решаем вопросы здоровья и безопасности.
Науку позитива не следует путать с простым «позитивным мышлением». Это строгий процесс, который работает во всех культурах. И хотя Наука позитива основана на основном предположении, что позитив существует в каждом сообществе и культуре, она признает, что страдание, боль и вред вполне реальны. Одним из основных результатов является уменьшение страданий в наших семьях, наших сообществах и в нас самих.
Четыре основных этапа – Дух, Наука, Действие и Возвращение – составляют трансформационный процесс Науки Позитивного. Эти этапы, когда они полностью задействованы, работают вместе, чтобы создать синергетический цикл позитивной трансформации.
Spirit First
Мы застряли в двумерном подходе к нашей работе, при котором наука ведет к действию. Наука Позитивного уникальным образом направляет наши усилия, включая и интегрируя дух в этот процесс. Восстанавливая дух и возрождая надежду, наша работа продолжается, руководствуясь основными ценностями, которые позволяют нам задавать разные вопросы, достигать людей с большей искренностью и действительно создавать пространство для культурной трансформации.
…Затем наука
После того, как мы определили наши основные ценности и цель, мы должны стремиться к точному пониманию окружающего мира. Наука заключается в том, чтобы задавать правильные вопросы, строго отвечать на эти вопросы и искать наилучшее понимание сообществ, в которых мы работаем. Наши представления о том, что происходит как в наших сообществах, так и в наших собственных организациях, часто неточны. Эти неправильные представления заставят нас застрять в нашей работе.
…Чтобы возглавить действие
Специалисты по укреплению здоровья всегда готовы вмешаться и принять меры. Мы хотим начать улучшать здоровье наших сообществ немедленно и начать видеть результаты уже вчера. Но Действие должно быть последним. Без четкого понимания нашей цели и сообщества, в котором мы работаем, мы не можем участвовать в значимых действиях, которые способствуют как изменениям, так и преобразованиям.
…Для желаемой отдачи
Важнейшей и часто упускаемой из виду частью работы по укреплению здоровья является элемент Возврата: время отдыха, восстановления и обновления перед тем, как цикл начнется снова. Наша доминирующая культура зациклена на действии. Но размышления, требуемые «Возвращением», — это тяжелая работа. Спокойствие требует огромной энергии. Этот последний шаг цикла «Дух-Наука-Действие-Возвращение» — место смирения и подлинности. Мы установили наши намерения, использовали наши лучшие научные данные и предприняли действия, чтобы внести изменения. Мы выросли, узнали и прошли испытания, и теперь у нас есть мудрость, полученная в путешествии. И именно из-за этой аутентичности у нас есть что-то ценное, что мы можем вернуть сообществу.
Экономика, позитивная наука и поиск прогнозирующих результатов Джеффри Рэя :: SSRN
10 страниц Опубликовано: 4 июня 2015 г.
Просмотреть все статьи Джеффри РэяУниверситет Swiss Management Center (SMC); University of Maryland, Baltimore County (UMBC)
Дата написания: 12 мая 2011 г.
Abstract
В этой статье прослеживается эволюция предметной области позитивной экономики на основе вклада Джона Кейнса, Фридриха Хайека, Милтона Фридмана и Карла Поппер. Экономика считается «позитивной наукой», которую можно использовать для предсказания последствий «изменений обстоятельств». Как и другим ученым, экономистам необходимо осознавать свою методологию исследования. Кейнс, Фридман и Хайек с разных точек зрения подходили к проблеме применения научной методологии к экономике.
Хотя в некоторых аспектах их результаты были схожими, некоторые ключевые различия часто противоречили их учениям. В данной статье рассматриваются эти различия и делается вывод о том, что точка зрения исследователя при разработке и проверке экономических теорий зависит от взгляда на то, как он рассчитывает реализовать эти теории. Поэтому сторонник одной теории может наблюдать один и тот же эксперимент и прийти к совершенно иным выводам, чем сторонник другой теории, наблюдая тот же эксперимент.Если рассматривать теорию как совокупность обоснованной гипотезы, то обнаруживается, что она обладает предсказательной силой. Только фактические данные могут доказать правильность или ошибочность теории. Единственная релевантная проверка достоверности гипотезы — это сравнение ее предсказаний с опытом. Научные теории должны быть запретительными в том смысле, что они имплицитно запрещают определенные открытия. Таким образом, теорию можно проверить и опровергнуть, но никогда нельзя проверить логически.