Познание понятие: Познание – Гуманитарный портал

Содержание

Познание | это… Что такое Познание?

Эта статья о познании вообще. О познании как предмете изучения психологии см. Когнитивность

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Содержание

  • 1 Цель познания
  • 2 Формы познания
    • 2.1 Научное
    • 2.2 Художественное
    • 2.3 Философское
    • 2.4 Мифологическое
    • 2.5 Религиозное
  • 3 Уровни научного познания
  • 4 История понятия
    • 4.1 Платон
    • 4.2 Кант
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Цель познания

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека[1]. В современной литературе цель познания усматривается в истине[2].

Формы познания

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание[3], причём к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[5].

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[источник не указан 1309 дней] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях[6].

История понятия

Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Кант

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». И.Кант

См. также

  • Восприятие
  • Когнитивность
  • Самопознание

Примечания

  1. Декарт. Познание: цели и метод достижения истины
  2. Проблема истины в познании
  3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание
  4. О. А. Митрошенков. Философия: учебник. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Многообразие форм знания
  5. Научное и ненаучные формы познания
  6. Структура научного познания, его уровни и формы

Литература

  • Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с ISBN 978-5-222-11009-6
  • Теория познания см. в словаре Брокгауза и Ефрона или в Большой советской энциклопедии.

Ссылки

  • Познание (гносеология)
  • Н.Гартман. Познание в свете онтологии
  • Фролов И. Т. «Введение в философию» / Глава VI. «Познание»

3.1. Понятие познания – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Познание

Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.

Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.

Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в сознание. Этот процесс называется чувственным восприятием.

Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.

В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.

Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.

Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.

Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах. Таким образом Представление — это восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его Целиком не ощущает.

В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи информации, но и как средство передачи знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.

Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества. Рациональное познание—это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.

В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще, называется абстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существующее единство.

В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными операциями выступают творчество и интуиция.

Творчеством называется процесс принятия нестандартных решений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т.д.

Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах.

Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.

Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за дачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.

Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.

Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга; правое и левое полушария выполняют разные функции.

Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.

Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным.

Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения и связана с практической деятельностью. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.

Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.

Объяснение представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устроен объект;

2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;

3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз никло данное явление.

Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.

Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.

Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название «герменевтический круг».

Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:

1) интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;

3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4) дивергенция —разъединение прежде единого смысла на от дельные части;

5) конверсия— качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

Вопросы и задания

1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет.

3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.

4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

5. Какова роль языка в процессе познания?

6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи человеческого опыта?

7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в процессе познания?

8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?

9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимосвязь объяснения и понимания?

10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений»».

Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеалистов?

3.2. Истина →

← 2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества

Познание: высшая функция мозга

Этот четвертый выпуск журнала Neuropsychopharmacology Reviews посвящен познанию, высшей функции мозга. Можно утверждать, что большинство, если не все, основных нервно-психических расстройств, таких как шизофрения, депрессия и тревога, имеют когнитивную природу. Все чаще становится понятно, что такие симптомы, как бред и галлюцинации, а также другие мотивационные и эмоциональные признаки, могут иметь важные когнитивные элементы. Они возникают, например, из-за аберрантного обучения и ассоциативных факторов, нарушенных систем атрибуции и несовершенных процессов контроля, которые задействуются для регуляции эмоциональных выходов и неадекватных поведенческих реакций. В общем, познание относится к тем, иногда загадочным, скрытым процессам, которые должны быть выведены из поведения. Когнитивные процессы включают в себя кажущиеся чудесными продукты модульной обработки для производства, например, репрезентативных знаний, таких как язык, и механизмы, которые вмешиваются между стимулом и реакцией, часто «сверху вниз» или «исполнительно», чтобы опосредовать и разрешить конкуренцию между тем, что происходит. часто являются автономными нейрокогнитивными системами. Дефицит таких когнитивных процессов, как рабочая память, в настоящее время признан самостоятельным важным фактором, определяющим вероятность реабилитации при таких расстройствах, как шизофрения, и это привело к недавним инициативам Национального института здравоохранения, таким как проект MATRICS по измерение и восстановление когнитивных функций в целях клинических испытаний (Green, 2007). Более того, состояние психиатрической генетики помогает нам осознать, что точное определение фенотипа и последующая идентификация когнитивных эндофенотипов являются жизненно важной целью любой программы, которая стремится понять генетические основы психопатологии.

Большие достижения в области когнитивной неврологии за последние два десятилетия, чему способствовали технологические инновации в нескольких модальностях визуализации мозга, а также возросшая сложность вычислительной теории и когнитивной психологии, вдохновили как психофармакологов, так и биологических психиатров на определение свойств потенциальных когнитивных функций. -модифицирующие соединения, полезные или иные. В этом специальном выпуске мы попытались отразить волнение этой развивающейся области исследований и то, как она может вдохновить на будущие достижения в этой области, с акцентом на трансляционные стратегии.

Мы сосредоточились на текущих горячих точках дебатов и областях потенциального роста, заказывая хорошо рецензируемые обзоры (часто влекущие за собой новое сотрудничество), которые либо дополняют друг друга, либо стоят особняком, как маяки, чтобы вдохновить на новые открытия. Мы решили не пересматривать области, в которых недавние авторитетные статьи устранили необходимость (например, роль норадренергических механизмов (например, Arnsten, 2009)).

В результате мы собрали 16 содержательных обзоров, последовательно подчеркивающих их наиболее очевидную взаимосвязь. Сериал начинается с обзора Coull 9.0003 et al , в котором уникальным образом синтезированы нейропсихофармакологические и нейровизуализационные данные исследований времени на людях и животных — фундаментальный и, тем не менее, неосязаемый процесс, который пронизывает и лежит в основе большинства когнитивных функций. Кенеманс и Кахконен помогают нам оценить потенциал современных методов электрофизиологии человека, включая магнитоэнцефалографию, которые обладают необходимой точностью и временным разрешением для освещения процессов подготовки внимания и реакции и того, как они изменяются психоактивными препаратами. Многие из таких эффектов возникают у лекарств, влияющих на моноаминергические системы, поэтому мы рассмотрели важные достижения, полученные в результате анализа моноаминергических и холинергических систем. Таким образом, Хасслемо и Сартер рассматривают прогресс в понимании роли холинергических систем в процессах внимания и памяти на механистическом уровне. Затем несколько статей сходятся во мнении о последствиях замечательных достижений в понимании роли и механизмов центральных дофаминовых проекций, которые могут вдохновить на решение аналогичных вопросов о роли систем 5-НТ. Статьи Буро и Даяна и Cools и др. иллюстрируют преимущества объединения новых подходов в вычислительной и визуализирующей нейронауке, чтобы получить свежий и дополнительный взгляд на такие классические проблемы предполагаемых унитарных функций и оппозиции этих моноаминергических систем. Роджерс показывает, как такой анализ может дать информацию для нашего понимания процессов принятия решений у людей, а Франк и Фосселла представляют фармакогенетическую перспективу, опять же с упором на моноаминергические системы.

Возможные клинические применения достижений в понимании корково-лимбических цепей под нейромодуляторным контролем затем рассматриваются в двух контрастирующих главах, посвященных когнитивной деятельности при депрессии. Один (от Эллиота и др. ) освещает последствия новых открытий в отношении систем вознаграждения и эмоциональной регуляции, а другой (Пиццагалли) идентифицирует посредством метаанализа возможный нейроэндофенотип для лечения депрессии, основанный на гиперактивности ростральной передней поясной коры, которая затем интерпретируется в контексте других элементов этой схемы и их предполагаемых когнитивных функций.

В следующей статье (автор Volkow et al ) представлены, пожалуй, лучшие доказательства возможного улучшения когнитивных функций, в основном с помощью стимулирующих препаратов при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Большой интерес к лекарственным препаратам, улучшающим когнитивные функции, имеющим отношение, например, к программам лечения шизофрении, затем анализируется с точки зрения исследований памяти и исполнительной функции на животных (Флореско и Йенч), прежде чем Хардт и Надель предоставят стимулирующие и своевременные обновления теоретических данных. прогресс в понимании систем памяти, особенно эпизодической памяти.

В последнее десятилетие были достигнуты огромные успехи в выявлении того, как глутаматергические процессы влияют на пластичность и обучение, и это представлено здесь обзором увлекательных процессов, лежащих в основе угасания, их восприимчивости к манипуляциям с помощью глутаматергических препаратов и новых последствий для клинического лечения таких состояний. как тревога и зависимость (Myers et al ). Corlett et al иллюстрируют другую сторону медали рецептора NMDA: творческое использование кетаминовой модели психоза у людей для понимания когнитивной и нервной основы бредовых явлений. Леш и соавт. затем рассматривают характеристику когнитивных нарушений при шизофрении с определенной теоретической позиции, которая подчеркивает нарушения в процессах когнитивного контроля.

Мы с нетерпением ждем следующего выпуска журнала Neuropsychopharmacology Reviews с его клиническими и прикладными темами, в котором будет рассмотрен жизненно важный элемент клинических испытаний — нейрокогнитивная основа эффекта плацебо (Benedetti et al ).

И последнее, но не менее важное: эти обстоятельные обзоры подчеркнуты необычайно стимулирующим набором «актуальных тем», которые помогают заполнить пробелы в нашем неизбежно неполном освещении (и определенно позволяют нам сказать, что мы рассмотрели и то, и другое). «горячее» и «холодное» познание!).

Для меня было привилегией редактировать этот специальный выпуск, и я хотел бы воздать должное усилиям авторов, рецензентов, а также моих коллег по совместному редактированию Питера Каливаса, Гвенн Смит, Кэтрин Каннингем и Дайан Дрекслер.

TWR сообщает о своих консультациях с Cambridge Cognition, Pfizer, E Lilly, Lundbeck, GlaxoSmithKline и Allon Therapeutics, а также о недавних исследовательских грантах от Pfizer, E Lilly и GlaxoSmithKline.

Познание | Психология сегодня

Метапознание, Социальное познание, Воплощенное познание, Язык, Сенсорное восприятие, Мышление

Отзыв от Psychology Today Staff

Познание относится просто к мышлению. Есть очевидные применения сознательного мышления — уплата налогов, игра в шахматы, деконструкция «Макбета», — но мышление принимает множество более тонких форм, таких как интерпретация сенсорной информации, руководство физическими действиями и сочувствие другим.

Старой метафорой человеческого познания был компьютер — логическая машина для обработки информации. Вы не можете произнести познание без «винтика». Тем не менее, хотя некоторые из наших мыслей могут быть бинарными, в нашем «программном обеспечении» есть гораздо больше, чем 0 и 1. Психологические исследования познания сосредоточены не только на мышлении, но и на внимании, создании и хранении воспоминаний, приобретении и сохранении знаний, изучении языка и логических рассуждениях. По мере того, как люди получают новый опыт, их познание может меняться неуловимыми, но мощными способами.

Содержимое
  • Рассуждение и принятие решений
  • Как мы узнаем новую информацию
  • Что такое метапознание?

Рассуждение и принятие решений

Самая большая разница между людьми и всеми другими животными заключается в наших ментальных процессах высшего порядка. Большая часть исследований, связанных с познанием, была сосредоточена на широких областях рассуждений и принятия решений, в том числе на том, как люди применяют логику, обдумывают проблемы и делают большие и маленькие выборы.

Одна известная область исследований, например, была популяризирована известными психологами Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски и фокусируется на различии между «быстрым» и «медленным» мышлением. Быстрое мышление является интуитивным, автоматическим, и его почти невозможно отключить, полагаясь на эвристические процессы, чтобы прийти к «достаточно хорошему» решению. Напротив, медленное мышление требует много времени и энергии для анализа всех доступных данных, прежде чем прийти к выводу.

Другие области интереса включают когнитивные предубеждения, такие как склонность людей к созданию стереотипов и корыстных предубеждений (вера в то, что человек выше среднего по многим характеристикам). Считается, что выделение и понимание этих предубеждений, большинство из которых возникают бессознательно, помогает людям мыслить более объективно.

Как думает мозг?

Мозг обрабатывает информацию, используя обширную сеть мозговых клеток, называемых нейронами.

Информация обнаруживается и кодируется различными нейронами, которые общаются друг с другом с помощью электрических сигналов и химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Эта связь между нейронами формирует основу того, что мы воспринимаем как мысли.

Каковы некоторые примеры когнитивных искажений?

Распространенные примеры когнитивных искажений включают предвзятость подтверждения или склонность к поиску информации, подтверждающей то, во что человек уже верит, и предвзятость привязки, когда кто-то придает чрезмерное значение первой полученной информации, даже если она неверна или неполна. .

Более распространенные когнитивные искажения см. в разделе Предубеждения .

Различаются ли стили мышления в разных культурах?

Исследования показывают, что образ мышления человека зависит от культуры, в которой он живет. Люди в западных культурах, например, склонны сосредотачиваться на свойствах отдельных объектов или идей и рассматривать части проблемы отдельно от целого; люди в восточных культурах, напротив, могут быть более склонны сосредотачиваться на более широком контексте и отношениях между объектами или идеями.

Почему принятие решений может быть таким трудным?

Принятие решений может быть затруднено из-за внешних факторов, таких как неполная информация или срочные сроки. Этому также могут мешать внутренние процессы, такие как беспокойство по поводу принятия «неправильного» решения или чувство перегруженности чрезмерным количеством вариантов. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что, когда два варианта обещают относительно схожие результаты, требуется больше времени, чтобы определить, какой из них является «лучшим», чем для того, чтобы отличить совершенно разные варианты.

Подробнее см. Принятие решений.

Как я могу принимать лучшие решения?

Психологические исследования показывают, что несколько простых стратегий могут привести к лучшему принятию решений. К ним относятся принятие решения в состоянии покоя и минимального стресса; уделять время обдумыванию сложных решений, а не действовать импульсивно; сбор необходимых фактов; и создание «правил», помогающих принимать часто принимаемые решения.

Как мы узнаем новую информацию

Обучение — или процесс усвоения новой информации и приобретения новых моделей поведения и навыков — является ключевым компонентом познания. Люди — далеко не единственный вид, который учится, но наши развитые когнитивные способности означают, что мы способны изучать более сложные задачи и сталкиваться с более сложными идеями, чем большинство других известных форм жизни. В то время как некоторое обучение происходит автоматически и без сознательного обдумывания — например, обучение не прикасаться к горячей плите после того, как она прогорела, — другие виды обучения требуют преднамеренной практики, чтобы информация закрепилась.

Как обучается мозг?

Когда мозг обрабатывает новую информацию, между нейронами образуются новые связи. Если эта информация подкрепляется многократной практикой, эти связи укрепляются и могут передаваться более эффективно; если это не так, связи ослабевают и могут быть обрезаны. Таким образом, обучение буквально перестраивает мозг, создавая новые связи в обширной сети нейронов.

Какими способами мы учимся?

Обучение происходит по нескольким путям, таким как ассоциация — если два стимула неоднократно соединяются вместе, человек или животное узнают, что они действуют вместе, и соответствующим образом меняют свое поведение или ожидания. Обучение также происходит через социализацию; дети, например, узнают, какое поведение уместно, наблюдая и моделируя поведение взрослых и других детей. Человеческие дети, как и многие другие животные, также учатся через игру, которая учит их сотрудничать, делиться, следовать правилам и мыслить творчески.

Как обучение меняет мозг?

Мозг пластичен, что означает, что он растет и изменяется со временем; обучение является ключевым фактором этих изменений. В ответ на новую информацию и стимулирующие переживания мозг генерирует новые дендритные отростки, в которых хранятся воспоминания и улучшаются связи между нервными клетками. Когда стимуляция отсутствует или информация больше не нужна, те же шипы могут увядать, а связи между синапсами ослабевать.

Как я могу учиться более эффективно?

Исследования показывают, что разбивка обучения на краткие разрозненные фрагменты обычно более эффективна, чем попытка втиснуть тот же объем в один более длинный сеанс. Приоритизация сна также важна для эффективного обучения, поскольку сон помогает мозгу объединять краткосрочные воспоминания в долгосрочные и удалять ненужную информацию.

Зависит ли обучение от памяти?

Память и обучение тесно переплетены.

После того, как факт, концепция или физический навык изучены, они должны быть сохранены в памяти, чтобы их можно было вызвать или применить позже. Рабочая память — или краткосрочное хранение информации, которая обрабатывается в уме, — особенно важна для изучения новых концепций и решения проблем.

Что такое метапознание?

Метапознание — это акт размышления о собственных психических процессах. Метакогнитивное осознание позволяет людям выявлять, отслеживать и искоренять негативные разговоры с самим собой и ограничивающие убеждения, а также быть эффективными в постановке целей и выполнении задач. Размышление о собственном мышлении и его оспаривание лежат в основе многих видов терапии, включая когнитивно-поведенческую терапию.

Как метапознание помогает нам мыслить более эффективно?

Оценка своего стиля мышления или процессов решения проблем может помочь выявить когнитивные искажения, мешающие принятию решений. Метапознание также может помочь им определить области, в которых им не хватает знаний или понимания.

Могут ли мысли вслух улучшить концентрацию?

Считается, что мышление вслух связано с метапознанием, поскольку оно вербализует и, таким образом, привлекает внимание к мыслительному процессу человека. Некоторые данные свидетельствуют о том, что изложение мыслей вслух может улучшить концентрацию в определенных стрессовых ситуациях, например, во время соревнований.

Что такое метакогнитивная терапия?

Метакогнитивная терапия — это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая исследует метакогнитивные убеждения пациентов о том, как работает их разум, и направлена ​​на изменение тех, которые способствуют развитию контрпродуктивных привычек мышления. Как правило, это ограниченный по времени подход. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это может быть наиболее полезным для лечения тревоги и депрессии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts