Познавательный мотив это: Познавательный мотив | это… Что такое Познавательный мотив?

Содержание

3.1.1. Виды мотивов учения — Txtb.ru

3.1.1. Виды мотивов учения — Txtb.ru
 

Учебные материалы


Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1.1. Виды мотивов учения

  Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (смотри: Приложение 1).
  1. Познавательные мотивы
  Связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (активность направлена на работу с самим изучаемым объектом)
  1) Широкие познавательные мотивы — ориентация школьников на овладение новыми знаниями (разные уровни познавательных мотивов определяются глубиной интереса к знаниям).


  2) Учебно-познавательные мотивы — ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний:
  • интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний;
  • интересы к методам научного познания;
  • интерес к способам саморегуляции учебной работы;
  • интерес к рациональной организации своего учебного труда.
  3) Мотивы самообразования — направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
  На основании совокупности разного уровня познавательных мотивов может быть сформирован «мотив достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
  2. Социальные мотивы
  Активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми.
  1). Широкие социальные мотивы:
  • стремление получать знания чтобы быть полезным обществу
  • понимание необходимости учиться и чувстве ответственности.
  • осознание социальной необходимости.
  2). Узкие социальные мотивы (позиционные):
  • стремление занять определенную позицию
  • место в отношениях с окружающими
  • получать одобрение окружающих и заслужить авторитет у окружающих
  Связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними, проявляются в попытках самоутверждения, оказания влияние на других учеников.
  Мотивация благополучия — стремление получать только одобрение со стороны учителей, родителей, товарищей.
  Престижная мотивация — стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших.
  3). Мотивы социального сотрудничества — ученик стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

  Сущность личности и ее направленность определяет не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а их качество.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

Особенности познавательного интереса у подростков

Автор: Шарина Кристина Алексеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022 2022-11-18

Статья просмотрена: 55 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Шарина, К. А. Особенности познавательного интереса у подростков / К. А. Шарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96427/ (дата обращения: 18.03.2023).



В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: мотив, подростковый возраст, познавательный интерес, школьная успеваемость.

The article provides a theoretical analysis of the area of cognitive interest and its features in adolescence, namely the reasons for the decline in school performance in this age period. It also examines its dependence on the cognitive interest of students.

Keywords

: motive, adolescence, cognitive interest, school performance.

Одной из важнейших проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии является проблема мотивации. Она имеет большое значение в разработке современной психологии, с помощью мотивации происходит анализ источников предприимчивости человека, сил, которые побуждают его к деятельности. Основой её интерпретации выступает мотив, побуждающий человека к осуществлению той или иной деятельности.

Наиболее целостным является определение мотива, которое предложила Л. И. Божович: «Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания человека. Словом, все то, в чем нашла свое выражение потребность» [1].

Мотивация — стимулы, которые вызывают активность организма и определяют её направленность. Термин «мотивация», представленный в широком смысле, используется во всех областях психологии для исследования причин и механизмов целенаправленного поведения человека [2].

Важнейшую роль в совершении оптимальной мотивации играет реализация следующих потребностей: в успехе, признании, оптимальной организации труда и учения, перспективы роста [3].

Учебный мотив — это побуждение школьника к учебной деятельности. В свою очередь, учебная мотивация как вид мотивации представляет собой направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса.

Учебная мотивация в подростковом возрасте, представляет собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней и внешний мотивации. Именно в этом подростковом возрасте складывается иерархия мотивов.

Преобладают широкие социальные мотивы, потому что в ходе учебной и общественной деятельности у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Учебная мотивация приобретает иной смысл, подросток начинает задумываться о будущей профессии и усиливает знания в определенных предметах. Учебная мотивация во многом зависит от умения педагога заинтересовать ученика, так же зависит от индивидуальных особенностей подростка.

У большинства учащихся в подростковом возрасте начинаются проблемы с успеваемостью. Это может быть связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а со снижением познавательного интереса к учению. При теоретическом анализе выяснилось, что в подростковом возрасте происходят изменения характера мотивации учебной деятельности, а также стоит отметить, что многие учёные считают, что у подростков снижается учебная мотивация и происходит изменение мотивов мотивации учебной деятельности.

Н. Ф. Талызина считала, что познавательный интерес выступает в качестве главного мотива внутренней мотивации. В данном случае получение знаний выступает целью деятельности учащегося. Собственная деятельность ученика является средством, которое удовлетворяет познавательную потребность [4].

Целью практического исследования являлось: исследование учебной мотивации в подростковом возрасте. Для достижения цели было предусмотрено решение следующих задач:

1) Диагностировать уровень познавательного интереса школьников;

2) Оценить уровень развития учебной мотивации учащихся.

Практическая часть данной работы была реализована при участии школьников 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 49 г. Пенза. В исследование принимало участие 21 человек.

Для диагностики учебной мотивации детей подросткового возраста в исследовании использовалась методика изучения мотивации учения подростков М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой.

В результате проведения анкеты по методике Г. И. Щукиной, направленной на выявление уровня познавательного интереса, получились следующие результаты (табл.1):

Таблица 1

Сравнительная таблица по исследованию познавательного интереса (в %)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

9

62

29

Большая часть испытуемых (62 %) имеют средний уровень познавательного интереса. Таким детям характерна познавательная активность, требующая побуждений учителя.

Далее следуют испытуемые с низким уровнем познавательного интереса (29 %). Данный уровень характеризуется наличием мнимой самостоятельности действий, полной бездеятельности при затруднениях.

И для наименьшего процента испытуемых (9 %) характерно увлечение процессом самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.

Далее нам необходимо сравнить исследованный познавательный интерес и учебную мотивацию (табл.2).

Таблица 2

Сравнительная таблица по исследованию учебной мотивации (в %)

Группы испытуемых

Уровни

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени

Высокий

Средний

Низкий

1 группа

50

50

100

2 группа

38

62

46

8

46

3 группа

33

67

17

33

50

Итак, самый высокий уровень мотивации учебной деятельности имеют подростки с высоким уровнем познавательного интереса (50 %), затем идут подростки со средним уровнем познавательного интереса (38 %) и самые низкие показатели характерны для низкого уровня познавательного интереса (33 %)

Средний уровень мотивации характерен для наибольшего числа испытуемых в каждой группе: 50 % у испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, а также 62 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 67 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса.

Также можно говорить том, что у 100 % испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 17 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса преобладают внутренние мотивы, а у 8 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 33 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса выявлено преобладание внешних мотивов. У 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса, а также 50 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса демонстрируется наличие внутренних и внешних мотивов в равной степени.

Таким образом, мы можем говорить о том, что различия в мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте связаны с разным уровнем познавательного интереса.

Литература:

  1. Божович М. И. Изучение Мотивации поведения детей и подростков. — М., 1976.
  2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Чрошевского. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. — М., 1983.
  4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, подростковый возраст, учебная мотивация, уровень, учебная деятельность, высокий уровень, испытуемый, мотив, сравнительная таблица, школьная успеваемость.

Ключевые слова

мотив, школьная успеваемость, подростковый возраст, познавательный интерес

мотив, подростковый возраст, познавательный интерес, школьная успеваемость

Похожие статьи

Оценка

уровня школьной мотивации младших школьников при. ..

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Таблица 1. Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения).

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление…

Взаимосвязь

учебной мотивации и успеваемости детей…

Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая

Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка.

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации.

Особенности

интересов подростков с разной…

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47]. Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков.

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной. ..

Развитие у школьников

мотивации к учению | Статья в журнале…

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Из таблицы видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация II и III уровней.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Даже в лучшем случае, если есть положительная внутренняя мотивация учения, источники ее нередко лежат у подростков вне самого

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Мы уже говорили выше, что подросток тяготеет к обобщениям.

Особенности мотивационной сферы

подростков

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.

Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Изучение

мотивации учебной деятельности младших…

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

«Мотив высокой оценки» у 3 (15%) учащихся: Саши И. и Лина Г., из беседы с родителями которых выяснилось, что

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Формирование

мотивации и познавательной активности…

По утверждению психологов, учебнопознавательная мотивации у младших школьников

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения…

Изучение динамики

мотивации учащихся 5-8 классов с учетом…

Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.

Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков: 1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов.

2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.

Похожие статьи

Оценка

уровня школьной мотивации младших школьников при…

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Таблица 1. Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения).

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление…

Взаимосвязь

учебной мотивации и успеваемости детей. ..

Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая

Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка.

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации.

Особенности

интересов подростков с разной…

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47]. Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков.

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной

Развитие у школьников

мотивации к учению | Статья в журнале…

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Из таблицы видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация II и III уровней.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Даже в лучшем случае, если есть положительная внутренняя мотивация учения, источники ее нередко лежат у подростков вне самого

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Мы уже говорили выше, что подросток тяготеет к обобщениям.

Особенности мотивационной сферы

подростков

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.

Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Изучение

мотивации учебной деятельности младших…

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

«Мотив высокой оценки» у 3 (15%) учащихся: Саши И. и Лина Г., из беседы с родителями которых выяснилось, что

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Формирование

мотивации и познавательной активности…

По утверждению психологов, учебнопознавательная мотивации у младших школьников

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения. ..

Изучение динамики

мотивации учащихся 5-8 классов с учетом…

Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.

Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков: 1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов.

2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.

Мотивированное познание — IResearchNet

Мотивированное познание Определение

Когда люди думают и рассуждают, они иногда проявляют личную заинтересованность в результатах своих размышлений и рассуждений. Например, люди выдают желаемое за действительное о том, выиграет ли их любимая спортивная команда или выживет ли их родственник после рискованной хирургической операции. В этих ситуациях люди могут быть менее открытыми, чем в других ситуациях, в которых они не имеют в виду желаемого результата.

Мотивированное познание относится к влиянию мотивов на различные типы мыслительных процессов, таких как память, обработка информации, рассуждение, суждение и принятие решений. Многие из этих процессов имеют отношение к социальным явлениям, таким как самооценка, восприятие человека, стереотипы, убеждение и общение. Важно понять влияние мотивации, потому что такие исследования объясняют ошибки и предубеждения в том, как люди выносят социальные суждения, и могут предлагать идеи о том, как компенсировать негативные последствия таких мотивов.

Примеры мотивированного познания

Одним из примеров когнитивного процесса, на который влияет мотивация, является память. Люди, как правило, помнят успехи больше, чем неудачи, и когда их убеждают в том, что данный атрибут желателен, они с большей вероятностью помнят прошлые события, в которых они проявляли этот атрибут, чем те, в которых они этого не делали. Люди переоценивают вклад в прошлые события, такие как групповые обсуждения и проекты, и пересматривают свою память в соответствии со своими мотивами. Они могут восстановить свою память о том, какие качества они считали наиболее важными в супруге после женитьбы на ком-то, у кого этих качеств нет.

Мотивы людей также влияют на то, как они обрабатывают новую информацию. Они относительно более склонны доверять небольшим образцам информации, согласующимся с желаемыми ожиданиями (даже если они знают, что маленькие образцы могут быть ненадежными), и более критично относятся к сообщениям, угрожающим желаемым убеждениям. Если они часто проявляют определенное поведение (например, курят), они с большей вероятностью будут придираться к информации, предполагающей, что это поведение опасно. На суждения о частоте и вероятности также влияют мотивы. Люди переоценивают частоту событий, которые поддерживают их желаемые убеждения, и считают, что их личные шансы испытать положительные события выше, чем отрицательные.

Другой когнитивный процесс — это то, как люди приписывают событиям (т. е. ищут первопричины). Мотивационные факторы могут заставить людей брать на себя ответственность за успехи больше, чем за неудачи, и верить, что другие, кто пережил негативные события (например, изнасилование, ограбление), частично ответственны и, возможно, заслуживают такой судьбы. Поступая так, они защищают себя от веры в то, что они тоже могут пережить эти события. Было показано, что доступ к негативным стереотипам о других и их применение помогают людям справляться с угрозами их собственной самооценке. Кроме того, то, как люди определяют черты личности, может быть связано с корыстными мотивами; например, большинство людей могут считать себя лучшими лидерами, чем в среднем, если они определяют лидерство в соответствии со своими личными сильными сторонами.

Типы мотивов, влияющих на познание

Многие из предыдущих примеров опираются на один конкретный тип мотива: подтверждение или поддержание благоприятных убеждений (особенно о себе). Многие другие мотивы могут влиять на познание. Когда люди несут ответственность за свои суждения — например, когда эти суждения могут быть проверены на точность — мотив выносить точные, обоснованные суждения становится более действенным. Мотив составить точное впечатление о другом человеке помогает тщательно систематизировать информацию об этом человеке и запомнить эту информацию в будущем. Мотив принадлежности, проявляющийся в интересе людей к отношениям и членству в группах, может также влиять на различные типы когнитивных процессов, например, на суждения о романтических партнерах. Желание видеть свою группу отличной от других может лежать в основе склонности рассматривать членов чужих групп как более похожих друг на друга (по сравнению с ингруппами), а также тенденции более строго судить членов других групп.

Другим мотивом, который может влиять на познание, является управление террором. Согласно теории управления терроризмом, мысли о собственной смертности могут парализовать людей ужасом. Одним из способов защиты от этого ужаса является укрепление своего мировоззрения, которое предлагает образное бессмертие, будучи частью чего-то, что будет жить даже после смерти человека. В условиях, когда шансы задуматься о собственной смерти высоки, индивиды более жестко критикуют противоположные мировоззрения.

Психологические процессы, связывающие мотивацию и познание

Люди не просто игнорируют информацию, несовместимую с их мотивами. Наоборот, кажется, что мотивация побуждает к тщательному изучению информации. В своей теории мотивированного мышления Зива Кунда утверждает, что мотивация формулирует направляющие гипотезы (например, «я хороший человек»), которые люди затем пытаются проверить, используя стандартные когнитивные (и беспристрастные) стратегии. Как оказалось, многие такие стратегии сами по себе предвзяты. Люди часто проявляют предвзятость подтверждения при проверке гипотез, будучи более внимательными к информации, подтверждающей их гипотезу, чем к опровергающей информации. Они помнят больше яркой и личной информации, чем бледной и безличной. Люди также обладают грубыми статистическими эвристиками (или эмпирическими правилами), которые они используют при вынесении суждений, и могут с большей вероятностью использовать эти эвристики, если это соответствует их мотивам.

При наличии других возможностей для защиты самооценки (например, самоутверждения или размышлений о своих важных ценностях) люди с меньшей вероятностью проявляют предвзятость в своих суждениях. Бессознательные мотивы также могут влиять на познание через автоматическую активацию понятий, имеющих отношение к данному суждению. Например, людей, которых просят обвести все случаи «я» в отрывке (что активирует я-концепцию ниже сознательного уровня), как правило, быстрее определяют, обладают ли они данным списком черт.

Последствия мотивированного познания

Воздействие мотивации на познание, вероятно, является функцией нескольких важнейших психологических потребностей. Например, люди хотят защитить свои ограниченные эмоциональные ресурсы и оградить себя от постоянных мыслей о собственной смертности. Другая работа предполагает, что люди, которые обладают положительными иллюзиями — переоценкой своих способностей, контролем над своим окружением и шансами испытать положительные события в будущем — также более здоровы (как умственно, так и физически). Позитивные иллюзии могут мотивировать действия, направленные на достижение положительных результатов. С другой стороны, такие убеждения также могут привести к опасному поведению. Если кто-то мотивирован избегать угрожающей информации о нездоровом поведении, результатом, вероятно, будет продолжение этого поведения, за которым следуют потенциальные проблемы со здоровьем. Степень адаптивности мотивированных предубеждений в познании до сих пор является предметом споров.

Ссылки:

  1. Даннинг, Д. А. (1999). Новый взгляд: Мотивированное социальное познание и схематическое представление социальных понятий. Психологическое исследование, 10, 1—11.
  2. Кунда, З. (1990). Случай мотивированного рассуждения. Психологический бюллетень, 108, 480-198.
  3. Тейлор, С.Э., и Браун, Дж.Д. (1988). Иллюзия и благополучие: социально-психологический взгляд на психическое здоровье. Психологический вестник, 103, 193—210.

Когнитивные теории мотивации

Когнитивные теории мотивации включают теорию ожидания и теорию постановки целей. Теория ожидания мотивации объясняет, почему и как человек предпочитает один вариант поведения другим. С другой стороны, Теория Целеполагания утверждает важность создания целей в мотивации человека.

Откройте для себя еще 22 статьи по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Мотивация и эмоции
  2. Инстинктивная теория мотивации
  3. Теория эмоций Шахтера-Зингера
  4. Теория эмоций Кэннона-Барда
  5. Теория эмоций Джеймса-Ланге

Теория ожидания

человек выбирает вариант поведения вместо другого, и как это решение принимается по отношению к его цели достижения своей цели. В этой теории Врум ввел три переменные для объяснения указанного поведенческого процесса. К ним относятся «V» для валентности, «E» для ожидания и «I» для инструментальности.

Ожидание

Ожидание — это переменная, которая представляет собой убеждение в том, что усилие (E) человека является результатом потребности в достижении целей производительности (P), которые он желает. Теория утверждает, что существует три фактора, влияющих на восприятие человеком ожиданий, в том числе:

  1. Самоэффективность – вера человека в собственную способность успешно выполнять определенное поведение.
  2. Сложность цели — возникает, когда желаемые цели производительности слишком высоки, что может привести к низкому ожидаемому восприятию.
  3. Контроль – степень воспринимаемого человеком контроля над своей работой.

Валентность

Валентность относится к ценности, которую человек устанавливает для подкрепления или вознаграждения. Установка ценностей обычно основывается на личных ценностях, потребностях, целях и внутренних или внешних источниках мотивации. Валентность включает -1, что означает, что человек пытается избежать результата, 0, что означает, что человек безразличен к результатам, и +1, что означает, что он приветствует результаты.

Содействие

Содействие относится к понятию, что человек получит вознаграждение после удовлетворения ожидаемой производительности. Вознаграждение может быть представлено в различных формах – оно может быть внутренним или внешним, денежным или неденежным. Если эта награда одинакова для всех действий, которые должен выполнять человек, говорят, что инструментальность низкая. На инструментальность влияют три фактора: политика, контроль и доверие.

Мотивационная сила

Произведение трех вышеупомянутых переменных – ожидания, валентности и инструментальности – называется мотивационной силой. Вот правильная формула мотивационной силы:

Мотивационная сила (MF) = Ожидание x Инструментальность x Валентность

Если эти три переменные «высокие» или сильные у человека, то его мотивация также выше.

Теория постановки целей

Еще одна когнитивная теория мотивации, Теория постановки целей, была предложена Эдвином Локком в 1960-х годах. Теория объясняет, что постановка целей влияет на выполнение задачи. Конкретные и сложные цели с большей вероятностью будут мотивировать человека и приведут к лучшему выполнению задач, тогда как расплывчатые и простые цели могут привести к плохому выполнению задачи. Таким образом, в приложении цели должны быть установлены SMART — конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts