ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЕ И НА ВЫЕЗДЕ
На учителя возложено много дел и обязанностей, но главной остается работа с детьми, в том числе и ответственность за их безопасность. Эксперт образовательного центра “Каменный город” Татьяна Грохова, старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД, рассказывает, какие существуют основные правила безопасности — на перемене, на дороге, на выезде — и как их лучше донести до учеников.
Правила безопасности на школьной перемене
Главные документы:
- Приказ Минобрнауки России от 1 июня 2016 года. Зафиксирована основная ответственность педагога за безопасность школьников во время обучения и на школьных переменах.
- СанПин к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Важно понимать, что СанПин определяет общие нормы, а конкретные правила поведения во время перемены регламентируются уставом и локальными актами школы.
- Типовое положение о внутреннем распорядке учащихся. Модель локального нормативного акта для образовательной организации.
- Типовая инструкция по технике безопасности. Зафиксированы основные правила поведения учеников на переменах.
Статистика безжалостна: чаще всего ученики получают травмы во время перемен. При этом не отпускать на перемену нельзя — это прямое нарушение нормативов: СанПиН обязывает делать между уроками хотя бы пятиминутные перерывы, более того, по нормативам дети обязаны покинуть класс, а само помещение необходимо проветрить. Остается свести к минимуму возможные риски, связанные с очень активным поведением школьников, и это можно сделать организационно-административными методами.
Есть один проверенный способ снизить травматизм — позволять младшим школьникам реализовать свою энергию, которая является особенностью возраста и все равно найдет выход. Для этого можно организовывать и проводить зарядки, физминутки или мини-игры. Хорошо, когда на территории школы есть безопасная спортивная площадка, где ученики младших классов могут активно провести время под присмотром дежурного учителя. Но если этого нет, короткие физминутки можно проводить на уроках.
Основные правила безопасности на переменах
- Ученики младшей школы должны проводить перемены в помещениях, где максимально продуманы с точки зрения безопасности и защищены травмоопасные зоны. Например, на первом этаже, где отопительные батареи закрыты защитными сетками со сглаженными углами, пол не скользкий, ручки дверей имеют безопасную форму. В большинстве школ так и происходит.
- Будет хорошо, если дети младших классов не пересекаются с более старшими учениками. И это тоже обычно продумано — разными этажами, разным расписанием.
- Дежурный учитель должен обеспечивать присмотр за маленькими школьниками, которые находятся в общих помещениях. Да, не на всех хватает глаз одного взрослого, но в целом видеть остановку и потенциальную опасность он может.
- Ознакомить детей с техникой безопасности для школьников и правилами поведения на школьных переменах в доступной форме. Убедиться, что дети понимают эти правила. Как один из вариантов, предложить детям рассказать о них своими словами — в форме плаката, сценки и т.д.
Правила безопасности дорожного движения
Главные документы:
- Инструкция по правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте. Конкретные правила в 24 пунктах, которые хорошо бы до школьников донести и регулярно повторять.
Позиция и Министерства просвещения, и ГИБДД, и родителей однозначна и даже категорична: дети должны изучать правила дорожного движения в рамках школьных уроков, а также классных часов, посвященных этой теме. Не единожды, а с хорошей регулярностью.
Если смотреть на школьную практику, то чаще всего о ПДД и правилах поведения в общественном транспорте рассказывает учитель. При этом педагог не должен сам придумывать или искать информацию для подобного инструктажа.
Это задача ответственного за охрану труда и безопасность школьников (в каждой школе обязан быть этот человек). Именно он составляет текст инструктажа, придумывает ситуации и распечатывает бланки.Правила безопасности при проведении выездного мероприятия
Главные документы:
- Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 года. Про организованную перевозку детей автобусами. Правила организованной перевозки детей не распространяются на транспортировку детей в присутствии их родителей, которые не входят в сопровождение группы.
- Образец приказа на организацию выездного мероприятия учащихся школы.
- Инструкция по правилам безопасного поведения детей в школьном автобусе. Зафиксировано, что делать в целом и в случае аварии.
Выездное мероприятие для школьников — мероприятие, которое проводится за территорией образовательной организации с целью посещения каких-либо объектов в рамках образовательной программы.
У каждой школы должен быть локальный акт и зафиксированный алгоритм действий при организации подобных выездов, где четко указана последовательность действий учителя до, вовремя и после мероприятия, а также документы, которые необходимо ему подготовить: приказ директора о выезде, листок проведенного инструктажа по ТБ, список участников.
Фестиваль «ПЕРЕМЕНИМ ПЕРМЬ»
4 февраля, 07:25
Уважаемые педагоги! Приглашаем вас принять участие в Х фестивале «Переменим Пермь», который пройдет с января по апрель 2023 года.
ПодробнееОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПГМУ
4 февраля, 07:20
Уважаемые старшеклассники Перми и Пермского края! Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера приглашает вас вступить в бесплатный проект «ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПГМУ»!
Подробнее
РИТМ ЖИЗНИ В КАЖДОМ ТАКТЕ
1 февраля, 12:45
26 и 27 января на сцене Пермского дома народного творчества «Губерния» прозвучал удивительный мюзикл «Музыка жизни 2: Первый концерт». Инициировано и организовано данное событие благотворительным фондом «Берегиня», деятельность которого направлена на помощь детям с тяжёлыми заболеваниями.
Подробнее
Правила поведения на перемене в школе — Ёптель
Школа для ребенка это не просто то место, куда он ходит получать знания. Это особый, маленький мир, уменьшенная копия того большого, куда однажды ему придется выходить. Первый опыт существования в социуме ребенок получает именно здесь. Перемена это не просто пятиминутная пауза между уроками. Это драгоценное время для общения с товарищами, для решения внутренних конфликтов, для веселья и отдыха. Очень важно, чтобы эта пауза была максимально полезной и безопасной для наших детей. Соблюдение правила поведения на перемене в школе необходимая мера для комфорта и безопасности.
Перемена для учителя
Школьная система в России и в странах постсоветского пространства организована с максимальной пользой, как для учащихся, так и для педагога. Каждый урок, продолжительность которого 45 минут разделяет пятиминутная пауза, которую мы весело и привычно зовем «перемена». Есть и большая перемена время для питания школьников. Эти промежутки между занятиями не просто перерыв, это маленькая жизнь, насыщенная приключениями, радостями и огорчениями. За пять коротких минут, порой, решаются важные вопросы детского социума. Все мы были детьми, и все знаем, насколько важна эта маленькая пауза. Верно
Но основное назначение перемены, все-таки, не социальное. Детям нужен перерыв, чтобы приготовиться к следующему уроку. Подготовить книги, тетради (а средним и старшим классам нужно перейти из кабинета в кабинет). Передохнуть, попить воды, расслабить мозг, которому предстоит еще поработать. Посещение туалета та необходимость, о которой нельзя забывать.
Еще перемена нужна учителю. Тому, кто во время урока устает, действительно, больше всех. Педагогу также нужно подготовить класс к следующему уроку, перевести дух, да и просто помолчать 5 минут. Как же это важно!
В европейских школах урок длится 1 час, а перемены между уроками отсутствуют полностью. Исключение составляет 20 минутный перерыв для перекуса. Такие правила действуют для всех классов начальной, средней и высшей школ.
Правила поведения во время перемены
Во избежание травм, падений и прочих неприятных инцидентов (несчастные случаи, драки, нервные срывы) во время перемены, очень важно следовать простым, но строгим правилам поведения детей в школе.
Запрещено
-толкать товарищей
-использовать нецензурные жесты и брань
-залезать на подоконники
-бегать по лестницам
-съезжать по перилам
-кричать
-играть с опасными предметами (ножницы, линейки, циркуль)
-садиться на открытое окно
-курить в туалете (для старших классов)
-выбегать за пределы пришкольной территории
Что влияет на поведение детей на перемене
Дети все совершенно разные. Каждый уникален, и у каждого свой темперамент, характер и интересы. Поэтому было бы сложно сгрести всех «под одну гребенку», заявляя, что «ДЕТИ НА ПЕРЕМЕНЕ ДЕЛАЮТ ВОТ ТАК». Нет, это не так, и этим детский мир прекрасен. Кто-то бегает, кто-то спокойно жует за столом румяное яблоко, кто-то весело обсуждает с друзьями вчерашний матч, а кто-то задорно «строит глазки» смущённому мальчишке из параллельного класса.
-Темперамент. В первую очередь он. Не все могут спокойно готовиться к уроку или смотреть в окно. Для некоторых это сложнее всей таблицы умножения за раз. Активным непоседливым детям невероятно трудно сидеть целый урок без движения, поэтому на переменах они с энтузиазмом рвутся вперед.
-Пол детей. Не всегда, но чаще всего более активные, подвижные и хулиганистые все же мальчики. Их природа наградила неуёмной жаждой деятельности. Соблюдать дисциплину для них значительно сложнее.
Воспитание в семье. Если дома принято уважать других, считаться с их желаниями, соблюдать правила поведения в обществе, то в школе у таких детей обычно не возникает проблем с дисциплиной. -Проблематичными являются дети из «неблагополучных» семей им свойственна агрессия или наоборот зажатость и стремление к одиночеству.
-Другой проблематичной категорией являются дети, которым все позволено. Про таких говорят «избалованные». Они не реагируют на слово «нет», для них не существует запрета. Такие дети проявляют деспотические качества, нередко становятся «негативными» лидерами.
-Недостаток внимания. Если ребенку не хватает внимание дома или среди сверстников, он старается получить его любыми путями: сломать школьный предмет, обидеть товарища, нагрубить учителю. Иногда такие дети получают травмы «на ровном месте», чем вызывают внимание, сочувствие (хотя делают это совсем не нарочно).
-Психологический климат в классе. Очень важный аспект, влияющий на поведение всего класса целиком. Если в детском коллективе царит мир, то на переменах дети спокойно организовывают свое время. Здесь задача целиком ложится на учителя. Организовать микроклимат в своем маленьком детском мире школьники еще не умеют. Мнение, авторитет и позитивный пример взрослого поможет сделать класс более дружным, сплоченным, что позитивно отражается не только на детском поведении, но и на продуктивности работы самого педагога.
Источник
Стратегия поведения: как использовать мозговые перерывы в классе
Когда вы составляете план урока или проверяете работу учащихся, часто ли вам нужен перерыв? Совершаете ли вы прогулку или слушаете любимую песню, чтобы переориентироваться? Вашим ученикам тоже нужны эти «мозговые перерывы».
В классе мозговые перерывы представляют собой быстрые, структурированные перерывы с использованием физических движений, упражнений на осознанность или сенсорную деятельность. Мозговые перерывы можно проводить индивидуально (например, глубокое дыхание) или всем классом (например, раунд Саймона Сэйса). Независимо от формы, мозговые перерывы занимают всего несколько минут учебного времени. Они дают вашим ученикам короткий отдых от того, что они делают, чтобы помочь их мозгу сместить фокус и вернуться готовыми к работе и учебе.
Смотреть: Посмотреть мозговые перерывы в действии
Вы можете использовать различные типы мозговых перерывов в зависимости от того, что нужно учащемуся в данный момент. Помните, что разным мозгам нужны разные перерывы. Например, хотя это может показаться нелогичным, учащимся, у которых проблемы с концентрацией, вниманием и гиперактивностью, могут потребоваться более энергичные перерывы. Другим учащимся может потребоваться успокоить свой разум. Вот три примера поломки мозга.
Изучите связанные темы
Сосредоточенность и внимание
Разочарование
Стратегии и советы
Взбодрите это танцевальное видео Koo с Koo.
Разрыв мозга через осознанность: Посмотрите, как учащиеся школы «Великая школа» отдыхают с дыханием «цветок и свеча». (Если учащиеся носят маски в школе, эту мозговую паузу можно попробовать дома.)
Сенсорный мозговой перерыв: Посмотрите на сенсорный путь, который преподаватель специального образования Холли Баркер Клэй создала, чтобы обеспечить своим ученикам самостоятельное мозговое расстройство.
Загрузить: Brain breaks bank
Ищете идеи для мозговой ломки? Ознакомьтесь с этим печатным списком мозговых перерывов, организованным по типу и времени суток. Он был создан стипендиатом Understood Teacher Fellow TJ Thornton.
Brain Breaks Bank PDF
Прочитайте: Как использовать эту стратегию
Задача: После перерыва продолжительностью от одной до пяти минут, организованного учителем или самостоятельно, учащиеся будут готовы снова сосредоточиться на том, что они должны делать.
Уровни обучения (со стандартами): K–5 (Основные компетенции CASEL SEL: Самоуправление)
Лучше всего использовать для обучения с:
- Весь класс
- Как подготовить отдельных лиц 9002
- Возможно, вы запланировали энергичный перерыв. Но если ваши ученики чрезмерно энергичны, вместо этого вы можете сделать перерыв на успокаивающий отдых.
- Если у нескольких учеников возникают проблемы с нарушением мозгового кровообращения, используйте подсказку, чтобы вернуть их в нужное русло, или смоделируйте действие, выполнив его рядом с учениками.
- Некоторым учащимся потребуются модификации. Например, учащиеся, у которых есть проблемы с моторикой, не могут прыгать на одной ноге. Вместо этого пусть они прыгают на двух ногах, постепенно переходя к прыжкам.
- Некоторым учащимся может быть неудобно участвовать в групповых мозговых перерывах. Выберите невербальный сигнал, который учащиеся могут использовать, чтобы ненавязчиво сообщить вам, что они отказываются.
- Внесите мозговые перерывы в свои планы уроков дистанционного обучения, включая синхронные онлайн-уроки. Например, дыхательные упражнения могут помочь учащимся, которых беспокоят живые видеоуроки.
- Мозговые перерывы могут дать учащимся возможность пообщаться во время дистанционного обучения. Вы можете использовать веселую мозговую паузу, основанную на обсуждении, в середине урока, чтобы вовлечь учащихся.
- Поощряйте семьи, чтобы их дети делали перерывы, пока они учатся дома. Для этого вы можете добавить мозговые перерывы в инструкции к заданиям. Дайте семьям распечатанный список мозговых перерывов или ссылки на любимые перерывы ваших учеников на таких сайтах, как GoNoodle.
Фокус и внимание
Разочарование
Стратегии и советы
Создать список переломов мозга. Не забудьте включить независимые перерывы, перерывы для всего класса и самостоятельные перерывы. Соберите инструменты, которые учащиеся могут использовать во время перерывов, например, мячи для снятия стресса.
Планируйте перерывы. При планировании урока – особенно на уроке с большим количеством выступлений учителя или сложного материала – выделите время для мозгового перерыва в своем списке. Вы захотите сделать перерыв для мозга до того, как наступит усталость, рассеянность или потеря концентрации. В зависимости от возраста ваших учеников и их способности сосредоточиться, вам может потребоваться запланировать перерыв после 10–25 минут интенсивной работы.
Как использовать:
1. Начать ломать мозги. Установите таймер и начните перерыв. Помните, что перерыв должен длиться от одной до пяти минут. Попробуйте использовать визуальный таймер, чтобы учащиеся могли видеть оставшееся время.
2. Прочитайте комнату. Когда у учащихся начнутся перерывы, будьте готовы оказать поддержку и скорректировать мозговой перерыв по мере необходимости. Например:
3. Завершите перерыв. Устно напоминайте, сколько времени осталось до перерыва: «Мы вернемся к работе через две минуты». Спокойный 10-секундный обратный отсчет в конце перерыва также может быть полезен учащимся. Таймер также может сигнализировать об окончании перерыва, чтобы учащиеся могли вернуться к уроку.
4. Расскажите об опыте. Если ваши учащиеся впервые используют мозговой перерыв, предложите им рассказать о том, как перерыв помог. Объясните, что со временем вы будете вводить различные типы мозговых перерывов, чтобы они могли изучить типы перерывов, которые наиболее полезны для них. Вы также можете рассказать о том, как учащиеся могут делать эти перерывы самостоятельно, например, когда они расстроены или отвлекаются. Имейте в наличии самостоятельные занятия, такие как сенсорные инструменты и таймер, чтобы учащиеся могли делать индивидуальные перерывы, не мешая другим. Вы даже можете сделать карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Понять: почему эта стратегия работает
Учащиеся, которые учатся и думают по-другому, иногда быстро устают, плохо переносят разочарование или не могут понять, как подходить к своей работе. Изменение того, что они делают на несколько минут, может помочь сломать эти стереотипы. Исследования показывают, что перерывы в работе мозга могут служить этой цели и помочь освежить разум.
Для многих студентов движение является идеальным отдыхом для мозга. Это потому, что упражнения увеличивают приток крови к мозгу, что помогает сфокусироваться и сосредоточиться. Фактически, исследования показали, что студенты учатся быстрее после того, как они потренировались. В одном исследовании студенты выучили словарные слова на 20 процентов быстрее после тренировки. Упражнения также уменьшают стресс и тревогу, помогая сосредоточиться на важных задачах.
Расслабляющие мозговые перерывы имеют схожие преимущества. Они помогают успокоить учащихся и позволяют их разуму достаточно успокоиться, чтобы сместить фокус. Для студентов, которые перевозбуждаются или испытывают трудности с саморегуляцией, расслабляющие мозговые перерывы могут быть более полезными, чем заряжающие энергией. После этих более спокойных перерывов студенты могут вернуться к работе, потому что они дали перегруженным областям мозга время для перезарядки.
Разрушение мозгов приносит пользу не только ученикам, но и учителям. Они помогают улучшить темп вашего урока, сохраняя при этом вас и ваших учеников свежими, сосредоточенными и вовлеченными.
Разминка для мозга может помочь детям во время выполнения домашних заданий или длительной работы по дому. Поделитесь с семьями дополнительной информацией о пользе мозговых перерывов и о том, как их использовать в домашних условиях.
Адаптация: использование для дистанционного обучения
Исследования, лежащие в основе этой стратегии
«Новая поддержка роли упражнений в планировании вмешательства при синдроме дефицита внимания/гиперактивности», из Current Psychiatry Reports
«Отдых — это не праздность: влияние режима мозга по умолчанию на развитие и образование человека», из Perspectives on Psychological Science
«Физические упражнения и исполнительные функции у детей, подростков и молодых людей предподросткового возраста: метаанализ», from British Journal of Sports Medicine
Похожие темы
Обучение детей этике.
Спросите, когда можно нарушать правила? — Материальная психологияС раннего возраста нас учат следовать правилам. Очевидно, что это сложная концепция для понимания, поскольку многие из нас продолжают нарушать правила (и законы). Я считаю, что в школах должны быть правила, поскольку они дают четкие указания относительно того, какое поведение ожидается от посещающих школу учащихся. Их следует воспринимать не только как лидерство в школе, но и как неотъемлемую часть предоставляемого образования. Учащийся, учась ориентироваться в различных школьных правилах, закладывает основы этического поведения в обществе в будущем, иначе говоря, становится законопослушным человеком.
Отличный способ научить соответствующим навыкам решения проблем — задать простой вопрос: когда можно нарушать правила? Это может показаться контрпродуктивным, поскольку цель состоит в том, чтобы научить детей следовать правилам, но подумайте о следующем: как вы можете узнать, когда можно нарушать правила, если вы не знаете, о каких правилах идет речь? Кроме того, в определенных контекстах действительно уместно «нарушать правило», хотя это может и не называться так прямо. Если просмотр сериалов о процессуальных преступлениях и научил меня чему-то, так это тому, что правила никогда не бывают такими простыми.
Подумайте о следующих примерах (возможные ответы указаны в скобках):
Когда можно переходить улицу на красный свет? (Если полицейский машет вам рукой.)
Когда можно говорить во время урока? (Если вы работаете в группах.)
Табличка на газоне гласит: «Не наступать на траву». Когда можно наступать на траву? (Когда вы косите газон.)
Когда можно пинать? (Когда вы играете с мячом.)
Когда можно кричать? (При поддержке команды.)
Когда можно рассмешить учителя? (Если это не мешает классу или учителю, в рабочее время.)
Эти примеры можно распространить на конкретные правила в вашей школе. Проводя подобный разговор со студентами, позволяя им самим подумать над ответами, вы можете стимулировать обсуждение соответствующих правил, а также практиковать соответствующие навыки решения проблем (часто связанные с контекстом). Мало того, вы сосредотачиваетесь на потребностях ребенка, позволяя обсудить, когда он может преследовать личные цели, несмотря на правила.
Часто ребенок нарушает школьные правила, потому что не верит, что его личные потребности будут удовлетворены. Зная, когда уместно «нарушить правило», мы оставляем открытой дверь для удовлетворения предполагаемых личных потребностей. Вы можете кричать, просто делайте это, когда болеете за команду. Вы можете говорить в классе, просто делайте это, работая в команде. Можно попробовать рассмешить учителя, только делайте это во время неформальной беседы, а не во время урока.
Это не означает, что рассматриваемый ребенок, зная об этом, будет, например, больше кричать. Часто, просто зная, как ориентироваться в окружающей среде, обретая таким образом чувство контроля, мы менее склонны проверять свои границы.
Учителя-ветераны, скорее всего, заметили лазейку в моем подходе. И если вы этого не сделали, то будьте уверены, что кто-то из ваших учеников сделает это.