Правило Сократа. Принцип трёх «да» в убеждении опонента: nehobotov — LiveJournal
?- Философия
- Cancel
Данное правило существует уже на протяжении 2400 лет. Оно испытано и проверено многими поколениями образованных людей. Итак, в чем же суть?
Прием Сократа, или, как его еще называют, правило трех «да», гласит, что если вы желаете получить положительное решение по какому-либо важному вопросу, поставьте его тезис на третье место. А перед ним следует задать собеседнику два коротких и простых вопроса, на которые он без затруднений ответит положительно.
Не смотря на то, что данный прием действует уже сотни лет, не так давно были выявлены глубокие причины его эффективности. Оказывается, секрет действенности заключается в некоторых особенностях нашей гормональной системы.
Медицинское обоснование правила Сократа
Удалось установить следующее. Когда человек слышит или говорит слово «нет», в его кровь попадают гормоны норадреналина. Они настраивают собеседника на сопротивление, борьбу. Слово «да», напротив, имеет противоположное действие. Оно способствует выделению так называемых гормонов удовольствия – морфиноподобных веществ (эндорфинов).
После получения сразу двух порций гормонов удовольствия человек настраивается благожелательно и расслабляется. В результате, ему легче дать положительный ответ на главный вопрос, нежели оказывать противодействие.
Безусловно, существует опасность того, что собеседник находится в плохом настроении. Кроме того, не всегда возможно быстро перестроиться с одного расположения духа на другое. Поэтому одной порции эндорфинов может быть недостаточно. В связи с этим, необходимо дать ему больше гормонов удовольствия и времени, чтобы выгодно перестроить ситуацию.
Следует учесть, что не стоит утомлять собеседника в дискуссии слишком длинными вопросами. Они должны быть короткими, чтобы не отнимать много времени. Еще существует опасность того, что во время вашей длинной речи кто-то может прервать беседу, например, неожиданным визитом или телефонным звонком. Стоит ли говорить о том, что пользы это не принесет.
Пример:
Блин.
Ну, в общем пример о том, что нифига это не работает.
Впрочем, как и большинство других таких же методов-приемов-хитростей в диалогах. Только риторика и логика.
Даже представить себе не могу, как может сработать это да-да-да… ну да.
Subscribe
10 лет бизнесу
Ну, примерно 10. В апреле 2006-го начал индивидуальную трудовую деятельность. В апреле 2007-го появился первый наёмный работник. И вот какой…
контекстная реклама, суровая и беспощадная
Искал тут одну малоизвестную песенку гр. «Алиса». Яндекс выдал прекрасное:
в Питере пить 🙂
…
Photo
Hint http://pics. livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
мощный инструмент коммуникации, который используют консультанты — Блог Ксении Денисовой
Я уже поднимала тему того, как правильно отвечать на вопросы высшего руководства и как структурировать ответ. Но сегодня речь пойдет не совсем о top-down подходе.
Разберем «правило трех». Вы, наверное, замечали, что на своих семинарах я всегда представляю идеи в виде пирамиды с тремя главными аргументами на key line. Это позволяет сфокусироваться только на трех важных идеях для дальнейшего обсуждения. Но это про презентации и иные печатные документы.
—
Для тех, кто больше предпочитает смотреть видео – переходите на мой канал в YouTube.
—
А теперь давайте представим очень распространенную ситуацию. К примеру, вы встретились со своим руководителем в холле или зашли вместе в лифт. CEO приветствует вас и, между делом, интересуется, как продвигается проект. Как вы ответите? Не удивлюсь, если скажете, мол, все нормально, проблем нет. Но на деле от вас ожидают совсем другого ответа, который вы должны быть готовы дать за 30 секунд – минуту (в идеале).
Представим, что вы работаете на проекте, где вам поручили изучить рынок, на который компании предстоит выводить новый продукт. Что ж, вы оценили возможность выхода, провели множество интервью с экспертами, заглянули в отделы финансов и маркетинга и пришли к гипотезе о том, что Англия, по всей видимости, больше всего подходит для запуска нового продукта.
И тут в офис вошел CEO. Он располагающе поинтересовался вашими делами, убедился, что именно вы работаете на данном проекте, а далее – он хочет узнать, как продвигается проект. Что должны сделать вы? Правильно, обеспечить его кратким executive summary. Взгляните на два варианта ответа ниже. Какой вам больше нравится?
Проанализируем первый ответ (слева).
То есть руководитель ожидает настолько четкого и структурированного ответа, чтобы даже не возникала мысль о том, что ему что-то забыли рассказать.
Теперь рассмотрим второй ответ (справа). Также наблюдаем top-down коммуникацию, однако здесь добавляется еще и «правило трех», что делает ответ более организованным и четким. По сути, оба ответа почти ничем не отличаются по наполнению, меняется лишь структура.
Когда в самом начале вы даете ответ в духе «есть три причины», а потом дополняете по списку – «вот первая, вот вторая, вот третья» – это звучит очень убедительно. Любой руководитель выберет «ответ номер 2».Если говорить о консалтинге, то здесь «правило трех» проигрывается повсеместно и на разных уровнях. Если старший партнер или CEO спрашивает вас о чем-то, лучше начинать ответ с трех идей:
– Да, конечно, у меня есть три важных довода…
– Да, конечно, у меня есть три основных варианта…
– Можете дать ответ, почему нам стоит выходить на рынок Англии?
– Да, конечно. Вот три основные причины…
– Это моя основная рекомендация. И вот три основных аргумента, почему…
Когда вы только начинаете на скорую руку предлагать варианты ответа, это мыслительный процесс, импровизация, и часто
Именно из-за страха запнуться на третьем доводе, многие отказываются от этого приема эффективной коммуникации и начинают уходить в пространные рассуждения. Как же можно решить этот вопрос? Предлагаю пару вариантов.
Давайте проанализируем. В качестве третьей идеи перейдите на обсуждение следующих шагов. Это всегда актуально, ведь проект идет своим ходом и наверняка у вас есть мысли по тому, что вы собираетесь делать дальше. Возможно, вы не до конца довели исследование, возможно, у вас на носу следующая рабочая встреча (кстати, руководитель может дать какой-то дельный совет по повестке совещания). Размышляя о третьем варианте ответа, можете также осветить свои сомнения по поводу этой самой третьей идеи или поделиться мыслями о предполагаемых рисках, которые от вас почти не зависят.
Резюме. «Правило трех» очень действенный прием коммуникации, часто используемый в управленческом консалтинге не только аналитиками, но и партнерами на различных типах встреч.
Используйте этот прием, чтобы выглядеть структурированным и четким, не оставляя места дополнительным неудобным вопросам.
Полезные материалы:
Принимайте более взвешенные решения с помощью «Правила трех»: конференции, которые работают
Согласно широко разрекламированному недавнему исследованию, планирование мероприятий занимает шестое место среди самых стрессовых профессий. Я понятия не имею, правда ли это, но, оглядываясь назад на двухдневное мероприятие, которое я провел на прошлой неделе, я подсчитал, что мне пришлось решить более сотни проблем на месте, которые возникли в течение двадцати четырех часов, которые я провел. был на дежурстве.
Если вы ищете решение проблемы, возникает естественный соблазн выбрать первое решение, которое придет вам в голову.
По моему опыту, обычно это ошибка. Понятная ошибка, конечно, но все же ошибка. В большинстве случаев первое решение, которое я придумываю, не является лучшим выбором, поэтому стоит потратить немного больше времени на размышления, прежде чем переходить к действию.
Вы можете снизить вероятность ошибочного решения, вызванного поспешным ответом, используя Правило трех .
Правило трех
Прежде чем принять решение о плане действий, придумайте три альтернативы.
Вот три способа понять Правило Трех.
1) Семейный терапевт Вирджиния Сатир призвала людей иметь как минимум три варианта выбора. Она сказала:
… иметь один выбор — это не выбор;
иметь два варианта выбора — это дилемма;
и наличие трех вариантов открывает новые возможности.
– The Satir Model, Virginia Satir et al.
2) Джерри Вайнберг (который придумал название этого правила) формулирует это по-другому, что должно привлечь ваше внимание:
Если вы не можете придумать три вещи, которые могут пойти не так с вашими планами, значит, что-то не так с вашим мышлением.
3) Еще одна формулировка: Если у вас нет трех вариантов решения проблемы, значит, вы еще недостаточно хорошо ее понимаете, и вам, возможно, придется изучить ее подробнее.
Применение Правила Трех
Применять Правило Трех может быть трудно, особенно в стрессовых ситуациях. Иногда мне трудно сопротивляться первой идее, которая приходит мне в голову.
Вот два способа, которые помогут мне применить Правило Трех:
1) Получить помощь, чтобы придумать дополнительные варианты . Когда я нахожусь под давлением, обращение к доверенным коллегам с просьбой помочь в мозговом штурме с альтернативами — отличный способ расширить свой кругозор в решении проблем и не упустить отличное решение. Две (или более) головы лучше, чем одна.
2) Как и при внесении большинства изменений в вашу жизнь, практика помогает. Пообещайте применить Правило Трех к проблемам, с которыми вы столкнетесь в течение трех дней. Затем оцените результаты. Как и при каких обстоятельствах «Правило трех» сработало для вас? Решите, хотите ли вы продолжать поддерживать этот новый подход к решению проблем.
О, здесь только два варианта.
Атрибуция фото: пользователь Flickr migueleveryday
ConsultingJerry Weinbergправило трех секретов консультированияVirginia SatirВы можете следить за любыми ответами на эту запись через ленту RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить отзыв. В настоящее время пинг не разрешен.
Поиск:Тридцатиминутная бесплатная консультация при покупке книги на этом сайте!
Отзыв
Просто хотел сообщить вам, что мероприятие «Комната решений» в S.P.O.R.T.S. Конференция удалась на славу! Поначалу люди немного опасались участия, но они выполнили просьбу, и участие было хорошим. Мы обязательно сделаем это снова в следующем году! Кристен Макинтош, вице-президент/исполнительный редактор, Covey Communications Corp.
Подписаться на мои сообщения
Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Местоположение * * США — Северо-Восток США — Средний Запад США — Запад США — Южная Канада Европейский Союз + Великобритания Европа — Восточная Европа — Другая Азия Средняя Восточная Африка Океания Другое
Последние сообщения
- Стандарты для более безопасных мероприятий
- Фасилитационное слушание как медитация
- Высшее значение социальной группы
- Совет по улучшению походов в галереи
- Статус и сила на собраниях
Вам также может понравиться
Популярные сообщения
- Как удалить ВСЕ почтовые сообщения с iPhone/iPad за один шаг
- Как исправить неработающий пульсометр Apple Watch
- Анатомия значок с именем
- Как перенести безлимитный тарифный план AT&T на новый iPad
- Как решить приводящую в бешенство ошибку HTTP при загрузке изображений или видео в WordPress
- Почему на конференциях не платят выступающим?
- Стоимость гибридных событий
Архив сообщений блога
Архив сообщений блога Выберите месяц Февраль 2023 (1) Январь 2023 (5) Декабрь 2022 (3) Ноябрь 2022 (4) Октябрь 2022 (5) Сентябрь 2022 (4) Август 2022 г. (5) июль 2022 г. (3) июнь 2022 г. (5) май 2022 г. (5) апрель 2022 г. (4) март 2022 г. (4) февраль 2022 г. (4) январь 2022 г. (5) декабрь 2021 г. (4) ноябрь 2021 г. (5) октябрь 2021 г. (4) сентябрь 2021 г. (3) август 2021 г. (5) июль 2021 г. (4) июнь 2021 г. (4) май 2021 г. (5) апрель 2021 г. (4) март 2021 г. (5) февраль 2021 г. (4) январь 2021 г. (4) декабрь 2020 г. (4) ноябрь 2020 г. (6) октябрь 2020 г. (4) сентябрь 2020 г. (4) август 2020 г. (5) июль 2020 г. (4) июнь 2020 г. (5) май 2020 г. (4) апрель 2020 г. (4) март 2020 г. (5) февраль 2020 г. (4) январь 2020 г. (4) декабрь 2019 г.(4) ноябрь 2019 г. (4) октябрь 2019 г. (4) сентябрь 2019 г. (5) август 2019 г. (4) июль 2019 г. (5) июнь 2019 г. (4) май 2019 г. (4) апрель 2019 г. (6) март 2019 г. (3) февраль 2019 г. (4) январь 2019 г. (4) декабрь 2018 г. (5) ноябрь 2018 г. (4) октябрь 2018 г. (5) сентябрь 2018 г. (4) август 2018 г. (4) июль 2018 г. (5) июнь 2018 г. (4) май 2018 г. (4) апрель 2018 г. (5) март 2018 г. (5) февраль 2018 г. (4) январь 2018 г. (4) декабрь 2017 г. (4) ноябрь 2017 г. (4) октябрь 2017 г. (4) сентябрь 2017 г. (4) август 2017 г. (3) июль 2017 г. (6) июнь 2017 г. (4) май 2017 г. (6) апрель 2017 г. (4) март 2017 г. (4) февраль 2017 г. (4) январь 2017 г. (5) декабрь 2016 г. (3) ноябрь 2016 г. (4) октябрь 2016 г. (6) сентябрь 2016 г. (5) август 2016 г. (4) июль 2016 г. (5) июнь 2016 г. (4) май 2016 г. (4) апрель 2016 г. (6) март 2016 г. (4) февраль 2016 г. (5) январь 2016 г. (4) декабрь 2015 г. (5) ноябрь 2015 г. (6) октябрь 2015 г. (5) сентябрь 2015 г. (4) август 2015 г. (7) июль 2015 г. (4) июнь 2015 г. (4) май 2015 г. (5) апрель 2015 г. (4) март 2015 г. (5) февраль 2015 г. (4) январь апрель 2015 г. (4) декабрь 2014 г. (6) ноябрь 2014 г. (4) октябрь 2014 г. (4) сентябрь 2014 г. (5) август 2014 г. (5) июль 2014 г. (7) июнь 2014 г. (5) май 2014 г. (3) апрель 2014 г. (3) Март 2014 г. (7) Февраль 2014 г. (6) Январь 2014 г. (8) Декабрь 2013 г. (5) Ноябрь 2013 г. (5) Октябрь 2013 г. (6) Сентябрь 2013 г. (5) Август 2013 г. (4) Июль 2013 г. (6) Июнь 2013 г. (5) Май 2013 г. (5) Апрель 2013 г. (6) Март 2013 г. (5) Февраль 2013 г. (4) Январь 2013 г. (6) Декабрь 2012 г. (8) Ноябрь 2012 г. (5) Октябрь 2012 г. (9)) Сентябрь 2012 г. (4) Август 2012 г. (7) Июль 2012 г. (8) Июнь 2012 г. (7) Май 2012 г. (5) Апрель 2012 г. (6) Март 2012 г. (5) Февраль 2012 г. (4) Январь 2012 г. (4) Декабрь 2011 г. (5) ) Ноябрь 2011 г. (3) Октябрь 2011 г. (6) Сентябрь 2011 г. (1) Август 2011 г. (5) Июль 2011 г. (2) Июнь 2011 г. (6) Май 2011 г. (4) Апрель 2011 г. (7) Март 2011 г. (6) Февраль 2011 г. (6) ) Январь 2011 г. (5) Декабрь 2010 г. (2) Ноябрь 2010 г. (4) Октябрь 2010 г. (5) Сентябрь 2010 г. (6) Август 2010 г. (7) Июль 2010 г. (5) Июнь 2010 г. (5) Май 2010 г. (9) Апрель 2010 г. (5) ) март 2010 г. (8) февраль 2010 г. (9) Январь 2010 (8) Декабрь 2009 (7) Ноябрь 2009 (3)© Adrian Segar, 2009-2023 | site by WebWerk
Как Правило Трех может донести вашу точку зрения через
«Пришел, увидел, победил».
«Секс, наркотики и рок-н-ролл».
«Свет, камера, экшн».
«Никогда еще в сфере человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим».
Что общего у каждой из этих фраз? Все они используют правило трех.
«Правило трех» — это простой в использовании прием для публичных выступлений, который может существенно изменить вашу презентацию. Но что такое правило трех и как оно помогает? Давайте исследовать.
Что такое правило трех?
Правило трех возникло как писательский трюк, утверждавший, что три события или персонажа более забавны, драматичны или эффективны, чем другие числа. Мы видим это в действии во всем, от трех ведьм в шекспировском «Макбете» до трех мушкетеров и даже трех поросят.
Идея состоит в том, что использование группы из трех элементов делает вещи более запоминающимися, потому что это наименьшее число, необходимое для создания шаблона. Двух недостаточно, как заметил автор Джеймса Бонда Ян Флеминг в «Голдфингере», написав: «Один раз — это случайность. Дважды — совпадение. Три раза — это действия врага».
Поскольку правило трех так широко используется в письменной речи, оно быстро распространилось и на публичные выступления. В конце концов, многие из лучших ораторов работают в партнерстве с спичрайтерами, что позволяет им обоим использовать свои сильные стороны.
Вы могли заметить, что правило трех используется и в комедии, особенно в старых шутках, в которых фигурируют англичанин, ирландец и шотландец или блондинка, брюнетка и рыжая. Какими бы неполиткорректными ни были эти шутки, они показывают, насколько эффективным может быть правило трех для подачи изюминки.
Правило трех даже было адаптировано для других сред, таких как фотография. Идея состоит в том, чтобы фотограф думал о кадре, разделенном на трети как по вертикали, так и по горизонтали, чтобы лучше составить финальное изображение.
Правило трех публичных выступлений
Но мы здесь для того, чтобы говорить о публичных выступлениях, а не шутках или фотографиях. Так как же спикеры могут принять правило трех и использовать его на основных докладах, презентациях и важных презентациях?
Что ж, правило трех веками было любимым среди ораторов, а некоторые ораторы даже имеют репутацию ярых пользователей. Например, Мартин Лютер Кинг-младший использовал правило трех раз несколько раз в одной речи.
В своей книге «Голоса наших мастеров», доктор Макс Аткинсон объяснил, что публичные ораторы часто используют правило трех, чтобы создать «чепуху» — его термин для элементов речи, предназначенных для того, чтобы вызвать аплодисменты аудитории.
Так почему правило трех так эффективно?
Как помогает правило трех
Человеческий мозг ищет закономерности, поэтому мы испытываем парейдолию — феномен, при котором мы видим лица в вещах. Это также то, что заставляет нас быть суеверными.
Предположим, что в трех играх подряд ваша любимая спортивная команда забивает гол, пока вы находитесь в ванной. Вскоре вы будете бежать в туалет каждый раз, когда ваша команда проигрывает, в надежде, что это как-то поможет им забить.
Способность распознавать образы заложена в нашем мозгу, поэтому правило трех может быть столь эффективным для ораторов. Это позволяет вам воспользоваться такой уникальной человеческой причудой, как наше стремление к историям.
Что касается вопроса, почему именно правило трех, а не двух или четырех, то оно довольно простое. Два предмета слишком мало, чтобы сформировать шаблон, и хотя использование четырех действительно работает, это также менее эффективно. Большая часть публичных выступлений заключается в краткости и передаче как можно большего количества информации как можно меньшим количеством слов. Следование правилу четырех добавляет ненужные слова, и, поскольку людям нужно запомнить больше, это с меньшей вероятностью застрянет в их головах.
Именно эта простота делает правило трех таким действенным, и именно поэтому мы видим, как число появляется в самых неожиданных местах. В физике у нас есть три закона движения Ньютона, а в музыке у нас есть концепция трезвучия и трехголосной гармонии. Большинство историй, говорим ли мы о книгах или фильмах, следуют трехактной структуре начала, середины и конца.
Давайте завершим рассказ еще несколькими известными примерами правила трех.
Известные примеры правила трех
Правило трех особенно распространено в рекламе, потому что маркетологи узнали, что они могут использовать его как способ заставить людей запомнить свои сообщения. Сколько из них вы узнаете?
Всегда кока-кола
Beanz означает Heinz
Бриллианты навсегда
Любая мелочь помогает
Хорошо пальчики оближешь
Мне это нравится
Просто сделай это
Щелчок, треск, треск
Почувствуй разницу
Передняя пружина
Да, мы можем
Правило трех даже используется в Декларации независимости во фразе «Жизнь, свобода и стремление к счастью». На самом деле, это очень распространено в политике и также использовалось в Геттисбергском обращении, когда Линкольн говорил о «правительстве народа, народом, для народа».
Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр использовал его в своей крылатой фразе «Образование, образование, образование». Национальный девиз Франции переводится как «свобода, равенство, братство». И в зависимости от вашего мнения о Дональде Трампе, вам может быть интересно отметить, что «Сделаем Америку снова великой» следует чуть менее эффективному правилу четырех.
Заключение
Теперь, когда вы узнали немного больше о правиле трех и о том, как оно может помочь вам стать лучшим публичным оратором, вам нужно применить полученные знания на практике.
Реализовать правило трех проще простого, что является еще одним классическим примером правила. Для этого требуется лишь небольшое изменение в том, как вы говорите, и все же это может оказать огромное влияние на то, как вас воспринимают и помнят ли люди, что вы говорите.