Публицистический стиль речи, его назначение
Задание: создать текст в публицистическом стиле
Требования к созданию текста в публицистическом стиле:
работа выполняется в тетрадях для самостоятельных работ;
текст представляет собой сочинение-эссе на определённую проблему;
проблема устанавливается самостоятельно при анализе данного текста, содержащего, как правило, несколько проблем;
прежде чем написать эссе, необходимо внимательно прочесть текст;
эссе должно быть содержать следующие составляющие сочинения-рассуждения:
Вводная часть:
– подведение к проблеме
– оглашение проблемы, поднятой в данном тексте
– оглашение позиции автора по проблеме текста
Тезисная часть:
– оглашение собственной позиции (тезиса) по проблеме, поднятой в тексте: согласны или не согласны с позицией автора текста
Часть аргументирования:
– высказав собственное мнение по проблеме, необходимо привести два аргумента (доказательств), относительно проблемы, поднятой в тексте;
– каждый аргумент необходимо подкрепить примерами их жизни;
Заключительная часть:
– представляет собой небольшое обобщение,
вывод по проблеме.
Текст
Каждый человек хотя бы несколько раз за всю жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. (4) Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительный встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.
Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.
К. Паустовский
14
Занятие №6 Тема: Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Задание: создать презентацию о стилях речи
Требования к созданию презентации:
А) требования к оформлению:
презентация о стилях речи создаётся в программе MicrosoftPowerPoint
количество слайдов не менее 15
графическое оформление свободное, но с соблюдением этических норм
Б) требования к содержанию презентации:
1 слайд:титульный – указана тема (написана без кавычек), сведения о выполнившем и проверившем презентацию
Пример:
Стили речи русского языка Выполнил: Кузнецов Никита, студент группы ТМ-119 Проверил: Конькова
А. преподаватель русского языка и литературы Сарапул, 2013 |
2 слайд: определение речи
3 слайд: определение стилей речи
4 слайд: кластер «Стили речи»
Пример:
5 слайд:определение научного стиля, кратко указать цель, функцию, языковые особенности и жанры
6 слайд:пример текста в научном стиле (не менее 5 предложений, обязательно указать источник и авторство текста)
15
7 слайд: определение официально-делового стиля, кратко указать цель, функцию, языковые особенности и жанры
8 слайд:пример текста в официально-деловом стиле
9 слайд: определение публицистического стиля, кратко указать цель, функцию, языковые особенности и жанры
10 слайд:пример текста в публицистическом стиле (не менее 5 предложений, обязательно указать источник и авторство текста)
11 слайд:определение художественного стиля, кратко указать цель, функцию, языковые особенности и жанры
12 слайд:пример текста в художественном стиле (не менее 5 предложений, обязательно указать источник и авторство текста)
13 слайд:определение разговорного стиля, кратко указать цель, функцию, языковые особенности и жанры
14 слайд:пример текста в разговорном стиле (не менее 5 предложений, обязательно указать источник и авторство текста)
15 слайд: краткий вывод о стилях речи по опорным словам:
В зависимости от _____________в современном
русском языке выделяются ____ функциональных
стилей речи: ________, ________,________,________,________.
Каждый из стилей выполняет __________ и имеет _________ особенности.
Рекомендуемая литература:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011
Стили речи
Стили речи это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.
Научный стиль – особая разновидность литературных стилей, применяемый как в устной, так и в письменной речи. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Тщательное предварительное обдумывание высказывания и строгий отбор языковых средств отличает научный стиль от остальных. Для научной речи характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика. Для научного стиля характерны и свои грамматические особенности. В научных текстах часто используются деепричастия, причастия, отглагольные существительные. Могут применяться существительные в единственном числе для обозначения формы множественного числа. Научный стиль характеризуется логичностью, точностью, четкостью изложения. Редко используются эмоциональность и образность. Прямой порядок слов в предложении является свойственным для научной речи.
Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Данный стиль речи используется в основном в письменной речи. Используется при написании разного рода официальных документов, деловых бумаг: докладных записок, заявлений, протоколов и т.д. Для делового стиля свойственны сжатость изложения, точность, использование фразеологических штампов, специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствуют слова ограниченного потребления и эмоциональная лексика. В деловых текстах используется сложные предложения, строгий порядок слов в предложении, безличные конструкции. Для делового стиля характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения.
Сфера применения публицистического стиля – это издания периодической печати, новостные ленты, тексты выступлений перед общественностью в агитационных целях. Основная задача текстов написанных в этом стиле речи – воздействие, агитация и пропаганда. Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но отношение автора, дополняющее текст. В публицистическом стиле, как и в научном особую важность имеет строгая логичность изложения и оперирование точными фактами, но в то же время текст может отличаться эмоциональной окраской, что больше свойственно художественному стилю. В публицистическом стиле используется разнообразная лексика: от сухой книжной до эмоциональной разговорной, от терминологической до оценочной. Часто в публицистических текстах могут быть использованы иноязычные термины, фразеологизмы различного рода изобразительно-выразительные средства речи. Для этого стиля свойственно использование как книжных, так и разговорных конструкций предложения. Часто встречаются вопросительные и восклицательные предложения.
https://bugaga.net.ru/ege/rus/stili-rechi bugaga.net.ru
Область применения разговорного стиля речи — общение в неофициальной обстановке. Применяется в письменной и устной формах. Разговорная речь не отличается строгим отбором языковых средств, большее значение имеет речевая ситуация. Разговорная речь часто подчеркивается и дополняется жестами и мимикой разговаривающих людей. Используются ударения, паузы, смена интонаций. Соответственно, менее строгие требования предъявляются при использовании разговорной речи, особый акцент ставится на эмоциональность, выразительность лексики. Часто можно встретить в толковых словарях русского языка пометку соответствующую лексике разговорного стиля — «разг.». При применении этого стиля речи могут встречаться нелитературные слова, неправильная речь (просторечие). Часто используются фразеологические единицы, придающие тексту большую выразительность и эмоциональность. Разговорный стиль речи отличается употреблением обращений, повторов слов, вводных и вставных конструкций, неполных предложений. Распространено использование разговорной речи в художественной литературе для речевой характеристики персонажей или образного отображения событий.
Художественный стиль или стиль художественной литературы используется при написании произведений художественной литературы: повестей, рассказов, романов, эссе. Основная функция информировать читателя и воздействовать на него с помощью эмоций. Отличается эмоциональностью, образностью, выразительностью. Широко распространено использование художественных языковых средств и словесных оборотов: метафор, сравнений, эпитетов. Порой для придания тексту торжественной, возвышенной окраски, особого колорита применяются устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Художественный стиль речи выделяется высокой степенью информативности в сочетании с эмоциональностью и выразительностью средств языка. Художественному стилю так же присуще использование сочетаний особенностей других стилей речи. Наиболее часто применяются элементы разговорного стиля.
← Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами Вводные слова и предложения →
Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ
Сохранить и поделиться ссылкой на эту страницу (ещё можно добавить её в закладки):
Журналистские ключи к веб-письму
А
Модель написания вещания
Отрывок
из книги Нэнси Дювернь Смит «Письмо для Интернета»
http://members. aol.com/nancyds/webwrite.html
Будь краток . Продолжительность рассказа, переданного в эфир, составляет примерно одну треть от длины печатного материала. статья. Сократите каждое слово, которое не способствует.
Пункты состоят из двух-четырех предложений
Предложение шаблон : подлежащее-глагол-дополнение. У вас больше свободы действий Web, но сохраняйте структуру простой, чтобы идеи легко усваивались.
Одна идея за предложение : одно дыхание на идею. Ограничительные приговоры к В среднем 17 слов.
Использовать настоящее
или настоящее совершенное время . Сеть — это оперативность: сохраняйте свой текст
свежий: «Мэр предлагает новые правила» или «Мэр предложил новые правила».
Используйте короткий, знакомые слова . «Рекордная прибыль» понятнее, чем «беспрецедентная увеличение.»
Глагольные двигатели продвигать предложения.
«Она протаранила стену», а не «Она ударила» использует как коннотацию, так и денотацию.Фокус на большая картина. В широковещательных новостях отсутствует большая часть деталей. Веб-документы следует начать с общей картины, а затем предложить читателям углубиться для деталей.
Использовать логику ссылки . В эфире вы можете указать первое событие, второе событие, последнее событие. В Интернете логические ссылки могут быть ключевыми слова, значки или изображения, которые ориентируют читателя.
Использовать размещение .
Размещайте значимые слова там, где они наиболее заметны — в начале заголовков, в первых и последних словах абзацев.
Веб-параметры для чтения в Интернете
Сценические документы. Краткая вводная страница указывает на содержание сайта или его самоопределение. затем представляет ветвь выбора.
Каждый щелчок должно привести к веществу . Перелистывая страницу за страницей очевидная информация или графическая чепуха расстраивают читателей.
Использовать текст ссылки стратегически . Выделенные ссылки дополняют подзаголовки как органическое оглавление. Групповые ссылки на другие сайты в конец документа, чтобы читатели были сохранены и вознаграждены.
Узкий
длина горизонтальной линии.
Использовать графику чтобы подчеркнуть содержание. Исследования показывают, что телесообщения теряется, когда изображения не подкрепляют произносимые слова.
Как Соответствует ли этот сайт модели вещания?
Ассоциация выпускников Массачусетского технологического института
http://alum.mit.edu/
Контрольный список объектов
Кратко?
Заголовки топ страницы?
Короткие абзацы?
С-В-О предложение узоры?
Использует настоящее или настоящее совершенное время?
Использует короткий, знакомые слова?
Использует яркие, активные глаголы?
Начальный экран нагрузка фокусируется на ключевой идее?
Использует логические связи?
этапа содержания от общего к сложному?
Каждая страница предоставляет полезный контент?
Узкая линия ширина?
Графическое подчеркивание содержание?
Принципы журналистики
Точность: главная ценность журналистики.
Сводка : каждое слово имеет значение.
Перевернутый пирамида: самая важная информация вверху.
Назовите это: заголовки, подзаголовки, кикеры именуют информацию.
Своевременность : быстрая подача информации.
Воздействие: информацию, которая важна для читателей.
Ревизия для Интернета
Используйте перевернутый в стиле пирамиды, чтобы написать новый лид — один или два абзаца — для Эта статья. Перевернутая пирамида ставит основную мысль в первый абзац.
Для быстрого
обзор стиля перевернутой пирамиды, посетите Useit Джейкоба Нильсена
сайт: http://www. useit.com/alertbox/9606.html
Альтернатива
Формы историй эффективны
От Poynter Online: все, что вам нужно
стать лучшим журналистом
http://www.poynter.org/column.asp?id=47&aid=129587
Пишите как журналист. 6 советов по стилю от AP. Часть 1 стиль всегда восходит к книге стилей AP. Associated Press (AP) — некоммерческое информационное агентство, базирующееся в Нью-Йорке. Основанная в 1846 году, она действует как совместная некорпоративная ассоциация репортеров, освещающих весь мир. Короче говоря, это все о том, как писать как журналист.
Журналистский стиль письма отличается от стандартного делового письма во многих отношениях, и следование стилю AP до буквы — лучший способ привлечь внимание средств массовой информации к вашим пресс-релизам. Ниже приведены шесть примеров важных требований к стилю AP, которые могут помочь подготовить более профессиональный выпуск новостей, который журналисты и редакторы будут уважать и публиковать.
Написать эффективный пресс-релиз не так сложно, как вы можете себе представить! Следуйте этим шести правилам, и журналисты и редакторы, на которых вы нацелите свою кампанию, сразу узнают, что ваш контент заслуживает освещения в печати и готов к публикации.
Пишите как журналист, выполнив следующие действия:
ВремяПри представлении времени для мероприятия к стилю AP предъявляются особые требования. Например, 10 утра, а не 10:00. Используйте двоеточие только при представлении времени, например 10:30. Всегда используйте точку между каждой буквой: a.m. и p.m. Когда время стоит в конце предложения, второй точки нет: Событие начинается в 10:00 , а не Событие начинается в 10:00.
Даты Даты представлены с использованием сначала месяца, а затем дня. Используйте год, только когда речь идет о годе, отличном от текущего. Вот как это должно выглядеть: Начало регистрации в 10:00 вторника, 31 июля. добивается переизбрания на 28 августа (текущего года, поэтому год не нужен). Запятые всегда ставятся после дня и года. При сокращении лет правильное использование ’50-х или ’90-х , а не ’50-х или ’90-х . Начальный апостроф указывает на то, что вы пропустили первые две цифры.
Месяцы с четырьмя или менее буквами (не меньше ) сокращаются с использованием первых трех букв (за исключением сентября): Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 90 224 (без второй точки, если аббревиатура стоит в конце предложения). Названия дней ( понедельник или Пн. ) можно написать полностью или сократить, используя только первые три буквы (за исключением ср . и чт .). Какой бы стиль вы ни выбрали, следите за тем, чтобы он был последовательным во всем пресс-релизе.
Имена и должности И имя, и фамилия используются при первой ссылке на конкретное лицо, а первая ссылка — это место, где указывается должность или полномочия человека. После этого используется только фамилия. Заголовки вроде г-н , г-жа , г-жа и г-жа . не используются в стиле AP. Профессиональное или военное звание человека пишется с заглавной буквы только в том случае, если оно предшествует его или ее имени. Например, XYZ Company Президент Роберт Браун и Роберт Браун, ZYX Company президент, верны. Заголовки используются только при первом упоминании.
Будьте внимательны к правильному использованию инфинитивов. Термин «разделенный инфинитив» относится к конструкции, состоящей из инфинитива с наречием или другим словом, вставленным между 9от 0223 до и глагол. В повседневной речи люди все время разбивают инфинитив, но в публицистическом письме это неприлично. Это смело идти , а не смело идти . Глагольная фраза to go , поэтому любые модификаторы должны предшествовать глагольной фразе или следовать за ней, а не разделять ее.
По возможности лучше использовать полные слова, а не сокращения. Например это лучше чем это, , хотя, борясь с ограничением в 400 слов, часто необходимо использовать сокращения, чтобы свести количество слов к минимуму. Если подумать, всегда есть лучшие способы сформулировать предложение так, что сокращения не нужны, тем более что они могут затруднить понимание предложений.
Всегда используйте правильную грамматику Обязательно выучите разницу между it’s — сокращением it is — и its — указывающим на владение. Другие распространенные ошибки приводят к неправильному употреблению слов там, их и они, два, тоже и до, и принимают и исключают.
Их является притяжательным словом они, например: «Они живут там, но это не их дом». Здесь вы хотите указать, что дом принадлежит им. Они это сокращение от они есть, так сказать, «Они там, в их новом доме» означает «Они в том месте, в новом доме, который принадлежит им».
To — это предлог с несколькими значениями, включая «к» и «до». Слишком – это наречие, которое может означать «чрезмерно» или «также». Два указывают на число 2 и всегда пишутся в стиле AP, поскольку все числа ниже 10 пишутся по буквам
Другая проблемная область обнаруживается с , принимает и , кроме . Принять означает «получать». За исключением обычно является предлогом, означающим «но», но также может быть глаголом, означающим «опускать» или «исключая». В качестве глаголов принимать и , кроме , почти антонимы, поэтому важно понимать разницу, чтобы журналисты серьезно восприняли ваши пресс-релизы. Простые грамматические ошибки показывают репортерам, редакторам и кураторам контента, что вы не выполнили домашнее задание.
Пишите как журналист – СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ:
Соблюдение всех правил стиля, чтобы писать как журналист – это только первый шаг к тому, чтобы получить заслуженное освещение в СМИ.