Что такое сказкотерапия и какие проблемы она решает
24 июля 2021 Ликбез Жизнь
Ждать от неё чудес не стоит.
Что такое сказкотерапия и откуда она взялась
Термин «сказкотерапия» — довольно широкий. Он объединяет применение сказок в психологической, педагогической и дидактической работе со взрослыми и детьми. С точки зрения психологии сказкотерапия считается разновидностью арт‑терапии — комплекса методик, которые помогают человеку понять себя и прийти к решению своих проблем через творчество.
Важно понимать, что сказкотерапия не самостоятельный подход или отдельная школа. Это, скорее, инструмент, который психолог или педагог задействует в работе со взрослым или ребёнком, если видит в этом необходимость. Также элементы такой методики вполне можно использовать и самостоятельно — для себя лично или своих детей.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Некоторые коллеги выбирают сказкотерапию как основной подход к работе и практически не используют остальные методы. Но если мы говорим про диагностику — на мой взгляд, лучше применять комплекс методов, чтобы учесть все нюансы, которые нам необходимо знать для дальнейшей корректировки запроса клиента.
Сказкотерапию никто специально не придумывал, она, можно сказать, зародилась сама из врождённой и очень древней любви человека к сочинению, рассказыванию и чтению историй. Считается, что фундамент для использования сказок в психологии заложили Карл Юнг, Владимир Пропп, Джозеф Кэмпбелл и другие авторы, которые с разных сторон исследовали мифы, легенды, сказки и архетипы в них.
Позже появились специальные работы и руководства о сказкотерапии для психологов и педагогов, а также различные материалы для самостоятельного использования метода, например сборники детских терапевтических сказок и карточки для сочинения историй.
Кому может помочь сказкотерапия
В основном о ней говорят как о детском методе. Ребёнок воспринимает сказки достаточно серьёзно, у него нет к ним недоверия и предвзятого отношения, они легко встраиваются в его картину мира и становятся инструментом познания себя и окружающих.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
С помощью сказок можно диагностировать, корректировать, направлять и развивать ребёнка. Главное — это знать методику и её чёткие шаги, которыми может поделиться психолог, работающий с вами или вашим чадом.
Я люблю сказкотерапию за то, что в отличие от многих других этим методом невозможно навредить. Когда мы говорим о метафоре для подростков или сказке для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то нужно знать, что даже родители могут повлиять на ребёнка приёмами сказкотерапии и при этом никак не повлиять на его психику в худшую сторону.
По словам Дарьи Дугенцовой, если обратиться к компетентному специалисту, сказка поможет справиться практически с любыми трудностями. К основным детским проблемам, которые решают методами сказкотерапии, относятся:
- агрессия;
- низкая самооценка;
- страхи;
- ложь;
- возрастные кризисы;
- неврозы.
Для взрослых сказки, как ни странно, тоже не бесполезны, хотя психотерапевты используют их существенно реже, чем при работе с детьми. Тем не менее сказкотерапия и её элементы иногда применяются в групповой и индивидуальной терапии взрослых. Целей может быть несколько:
- помочь человеку понять самого себя, собственные желания и потребности;
- под новым углом рассмотреть себя и ситуацию, увидеть грани, которые раньше оставались вне поле зрения;
- проработать через историю и метафоры проблемы в отношениях и внутренние конфликты;
- расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Сказки и метафоры подходят как детям, так и взрослым. Дети лучше всего воспринимают терапевтические истории, которые специально под запрос родителей придумывает сказкотерапевт. Также эффективными являются и народные сказки.
При работе с подростками всё зависит от запроса клиента, но чаще всего психолог сочиняет метафору и работает при её помощи с подсознанием.
Взрослому клиенту психолог может предложить сочинить собственную сказку по определённому алгоритму. Это отличный способ познать себя и проработать глубинные проблемы за кратчайшие сроки — приблизительно за 21 день.
Какие сказки считаются терапевтическими
Практически любые. Выбор зависит от психолога и от запросов клиента — взрослого или ребёнка. Специалисты, которые занимаются сказкотерапией, делят сказки на несколько основных категорий:
- Народные сказки и их различные интерпретации.
- Классические художественные сказки известных писателей.
- Авторские сказки. Причём автором может быть кто угодно, от психолога или современного писателя до анонима из интернета, главное — история должна содержать сюжетные повороты и идеи, которые помогут клиенту.
- Дидактические сказки — истории, в которые «упаковано» какое‑то учебное задание.
- Персональные сказки — специально созданные психологом для клиента с учётом его запроса.
- Психокоррекционные сказки. Они позволяют мягко скорректировать поведение ребёнка через историю и понятные образы.
- Клиентские сказки — истории, которые взрослый или ребёнок сочиняет сам с помощью психолога.
Жанры и формы в сказкотерапии тоже используют практически любые: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, анекдоты, детективы, любовные романы, фэнтези. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам формат.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Каждый специалист подбирает свой комплект сказок и конкретных методических материалов. Универсального списка в общем доступе вы не найдёте. Но я советую каждому родителю перечитать знакомые сказки. В детстве информация воспринимается в одном векторе, а сейчас, взяв ту же самую книгу, вы увидите совсем другой смысл и мораль.
Например, к лечебным сказкам относятся:
- «Морозко», «Крошечка‑Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка» — при решении проблем, связанных с разводом родителей, семейными ссорами, скандалами.
- «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна‑лягушка», «Серая шейка» — при работе с возрастными кризисами, истериками.
- «Красная Шапочка», «Гуси‑лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба‑яга» — для преодоления различных видов страха.
Также каждому своему клиенту я советую книгу «Маленький принц». Она раскрывает невероятное количество проблем и заменяет сразу несколько сказок.
В целом у психологов есть достаточно большой простор при выборе терапевтических сказок для взрослых. Они по понятным причинам способны понять более сложные образы, аналогии и метафоры. А ребёнку нужна прямолинейная история. Сказки, которые используют в работе с детьми, по‑хорошему, должны соответствовать таким критериям:
- Главный герой — близкий ребёнку по полу, возрасту, характеру.
- Жизнь героя описана так, что ребёнок способен найти сходство со своей жизнью.
- Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную, создавшуюся в жизни ребёнка, и испытывает схожие переживания.
- Герой ищет выход из положения и проходит через серию испытаний и трудностей, которые подталкивает его к изменениям. Например, он может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как действуют они.
- В конце герой делает выводы, меняет поведение или находит решение своей проблемы.
Есть мнение, что сказка не должна давать правильного готового ответа, а скорее побуждать ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно‑следственные связи.
Также сказка ни в коем случае не должна стыдить или запугивать того, для кого написана. Иначе ребёнок испугается, и одна проблема «уйдёт в тень», а другая появится.
Как проходит сказкотерапия
Существует несколько основных вариантов, как психологи задействуют этот метод. Причём все они применимы и для детей, и для взрослых — меняются только сказки, глубина проблемы и уровень её проработки, а также, разумеется, манера общения психотерапевта.
1. Специалист рассказывает сказку
Предварительно он беседует с клиентом и подбирает либо сам пишет историю, которая может помочь в проработке проблемы и перекликается с реальной ситуацией напрямую или метафорически.
Во время встречи психолог читает или рассказывает сказку — эмоционально и выразительно, стараясь не допускать слишком долгих пауз и механического чтения.
После он может обсудить историю с клиентом, помочь провести параллели с его ситуацией и сформулировать возникшие мысли.
2. Клиент рисует или инсценирует сказку
После того, как историю прочитали, специалист может попросить клиента выразить свои мысли и впечатления в рисунках. Это помогает выплеснуть эмоции, перестроиться, через творчество открыть для себя что‑то новое.
В работе с детьми психологи также используют кукол. Вместе с ребёнком специалист проигрывает историю, помогает ему встать на место героя, вжиться в его образ, посмотреть на ситуацию его глазами. Причём для этого подходят не только готовые куклы, но и сделанные самостоятельно. Процесс изготовления куклы, которую человек отождествляет с собой и своим героем, сам по себе терапевтичен. Это один из компонентов другой психологической методики — куклотерапии.
3. Клиент сочиняет историю вместе с психологом
Этот приём открывает большое пространство для экспериментов. Сказку можно написать дома заранее, а можно выдумывать и рассказывать прямо на встрече с психологом.
В зависимости от возраста и потребностей клиента специалист может задействовать для сочинения истории специальные наборы карточек, метафорические карты, кукол. Также он может направлять клиента в процессе создания истории или просто дать ему несколько вводных: героя и завязку.
Самостоятельное сочинение сказки — это нетривиальный способ глубоко проанализировать ситуацию и себя самого, найти выход из сложившегося положения.
Какие есть сомнения по поводу сказкотерапии
Это не медицинский метод, так что у него нет чёткого списка показаний и противопоказаний, а исследования эффективности сказкотерапии провести довольно трудно, особенно масштабные. Эту технику психологи используют на своё усмотрение, ориентируясь на состояние клиента и его запрос.
Учебников, инструкций и рекомендаций по сказкотерапии в открытом доступе практически нет. Приёмам сказкотерапии специалистов учат на курсах, в вузах, во время повышения квалификации. То же касается и самих сказок. Сборников специальных терапевтических историй относительно немного, и конкретного списка сказок, которые однозначно годятся для терапии, нигде не найти. Поэтому метод может показаться достаточно закрытым, окутанным тайнами и домыслами.
Также очень важно понимать, что сказки не решат всех проблем. Есть состояния, из которых нужно выходить с помощью других инструментов психотерапии или даже медикаментов. И определить это может только специалист.
Можно ли использовать сказкотерапию самостоятельно
Психологи говорят, что даже нужно — и создают для этого пособия. Однако самостоятельная работа, скорее всего, не заменит консультацию специалиста, и может оказаться, что вам нужны совсем не сказки, а другие методы. Так что если вы замечаете у себя или ребёнка симптомы депрессии или суицидальные мысли, если в поведении ребёнка есть выраженная агрессия и вас сильно беспокоит его состояние, лучше не экспериментировать и обратиться к психотерапевту.
Если настолько серьёзных проблем у вас нет, сказкотерапия вам не навредит. Вот что можно попробовать.
Читайте книги
Да, это уже своего рода терапия. Читатель отождествляет себя с героем, замечает в его истории параллели со своей жизнью, вместе с ним проживает разные ситуации и смотрит на них под необычным углом. И благодаря всему этому может лучше понять себя и найти решение проблемы.
Если вас беспокоит что‑то конкретное, попробуйте поискать истории, в которых герой похож на вас и сталкивается с аналогичными трудностями.
Поищите терапевтические сказки
Существуют сборники таких сказок и для детей, и для взрослых. Часто они классифицированы по ситуациям, которые возможно решить с их помощью, или просто предлагают исследовать разные грани своей личности.
Взрослым могут быть интересны не только сами сказки, но и их психологический анализ. Исследуя истории, человек способен продвинуться в понимании себя и окружающих. Такие аналитические работы есть у разных авторов, одни из самых известных — «Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях» Клариссы Пинколы Эстес и «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.
Сочиняйте истории
Самостоятельно или вдвоём с ребёнком. Важно понимать, что в этом случае к сочинению сказок стоит относиться скорее как к творчеству, а не терапии. Если у родителя нет психологического образования, создание терапевтической сказки лучше доверить специалисту.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Терапевтическую сказку может придумать каждый родитель, но для этого стоит либо пройти обучение, либо обратиться к специалисту с таким запросом. Так как подход к проблеме зависит от того, что в итоге хочет получить взрослый от своего ребёнка.
В качестве вдохновения и подспорья для выдумывания сказок подойдут не только специальные наборы для сказкотерапии, но также метафорические ассоциативные карты, книги‑инструкции и игры, в которых нужно сочинять истории, например Story Cubes, «В некотором царстве», «Коробка сказок», «Однажды в сказке».
Как правило, принцип у таких наборов более‑менее одинаковый. Вы получаете вводные — герой, локация, завязка, некий образ или картинка — и вам нужно придумать историю, отталкиваясь от них. Если вы придумываете историю вместе с ребёнком, возможно, ему понадобятся ваша помощь и подсказки. При желании получившуюся сказку можно записать и перечитать позже.
Читайте также 🧐
- Как выбрать хорошего психотерапевта и не остаться на мели
- Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
- Что такое трансперсональная психология и почему это обман
Сказкотерапия в практике психолога-консультанта
-
Что такое сказкотерапия?
-
Какие сказки используются в психологии
-
Кому подходит метод сказкотерапии
-
Как работает сказкотерапевт?
-
Какие проблемы решает сказкотерапия?
Никому не надо объяснять, что такое сказка. В детстве каждого из нас пленили волшебные истории о прекрасных принцессах и отважных рыцарях, о находчивых зверюшках и злющих ведьмах.
Но не все слышали понятие в психологии «сказкотерапия». Не так-то просты сказочные истории, раз их успешно применяют в своей практике коррекционные специалисты. Сегодня мы поговорим о роли сказкотерапии в работе психолога, узнаем, как действует этот метод и какие задачи можно решить с его помощью.
Что такое сказкотерапия?
Сегодня психологов сильно тревожит отрицательный эмоциональный фон дошкольников и детей младшего школьного возраста: детские страхи, повышенная тревожность и агрессивное поведение все чаще встречаются в этом возрасте. Поэтому задачей дошкольного образования сейчас является максимально разгрузить психику ребенка, развить его внутренний потенциал и творческие способности, расширить уровень осознанности событий, дать знания о законах жизни и навыки поведения в обществе. И тут на помощь специалистам приходит метод сказкотерапии (лечение сказкой).
Такая техника коррекции привлекательна тем, что не имеет противопоказаний, действует как на взрослых, так и на детей. Причем, сказкотерапевт может применять метод даже в работе с трехлетними малышами, ведь в этом возрасте дети уже имеют представление о мире, активно разговаривают и способны рассказать о своих фантазиях.
Какие сказки используются в психологии
Основных видов сказок, которые применяют в работе психологи, пять.
-
Художественные (сюжет максимально приближен к фольклору; не подстраиваются под индивидуальный случай; используются как поддерживающая терапия).
-
Дидактические (применяются в работе с дошкольниками и учениками младших классов; призваны обучить малышей в интерактивной форме новым навыкам, способствуют проработке той или иной ситуации, подсказывают модель поведения в конкретном случае, помогают в поиске решения и отвечают на вопросы).
-
Психокоррекционные (бережно корректируют черты характера и поведения; используются в работе с гиперактивными детьми с повышенным уровнем агрессии; обязательно прорабатываются психологом под конкретного ребенка).
-
Психотерапевтические (помогают пациентам 3-8 лет в купировании страхов, тревог и фобий; могут быть индивидуально скорректированы под точечный случай; зачастую главным героем таких сказок является сам маленький пациент).
-
Медитативные (в таких сказках нет злого героя и отсутствует острый конфликт; разрабатываются с целью избавиться от психологической загрузки; не ставят перед собой задачу решить конкретную проблему; часто имеют форму диалога с малышом, что дает психологу возможность менять сюжет в соответствии с реакцией и скрытыми потребностями ребенка).
Кому подходит метод сказкотерапии
Сказкотерапию практикуют психологи в дошкольных и средних образовательных учреждениях, в реабилитационных и медицинских центрах.
На основе этого метода даже создаются целые сборники терапевтических сказок, призванных решать ту или иную проблему, корректировать разные страхи, бороться с негативными проявлениями поведения.Сказкотерапия способна решить следующие проблемы детей:
-
боязнь темноты;
-
лень;
-
жадность;
-
агрессию по отношению к сверстникам и взрослым;
-
неумение дружить и принимать правила поведения;
-
гиперактивность;
-
нервный тик;
-
энурез;
-
нарушения пищевого поведения;
-
конфликты с родителями;
-
сложности в общении;
-
низкую способность к обучению;
-
чувство неполноценности и неуверенности в себе.
Взрослым сказкотерапия помогает выявить подсознательные страхи и воспринимать мир таким, каков он есть. Не зря психологи советует носить с собой книжку с любимой сказкой. Перечитать после сложного рабочего дня поучительную, проверенную временем, справедливую историю дает ощущение уверенности в себе, ведь в большинстве сказок прослеживается мировая диалектика: без зла не бывает добра, и наоборот. Сказки даже во взрослом возрасте наглядно показывают нам наш мир и человеческие отношения в нем, а это – актуальные вопросы в любом возрасте.
Как работает сказкотерапевт?
Сказка – это не только полезная, но и очень интересная и приятная «таблетка». Психологу она помогает найти общий язык даже со стеснительным, необщительным ребенком, ведь не каждый малыш легко признается в своих страхах, а некоторые даже чувствуют себя виноватыми в них.
Как же происходит работа сказкотерапевта?
Самые распространенные действия – это:
-
обсудить известную сказку;
-
попросить пациента самому написать сказку;
-
провести арт-терапевтическую работу по мотивам сказки;
-
инсценировать уже существующую сказку (в виде актерского действия или кукольного представления).
Чтобы провести диагностику и коррекцию имеющихся проблем, терапевт:
-
Рассказывает сказку и следит за реакцией пациента. Можно как бы «погрузить» его в сказочный транс, используя ровность и распевы голоса, многочисленные повторы и яркие речевые обороты.
-
Наблюдает, как пациент реагирует на поведение героев сказки, чтобы выявить его собственные ценности и страхи. Для этого нужно уметь истолковать не только слова клиента, но и его жесты, мимику. Главная задача тут – понять, с каким героем он себя ассоциирует.
-
Предлагает рассказать любимую сказку. Часто именно она отражает, хоть и упрощенный, но жизненный сценарий, к которому стремится и которого придерживается пациент.
-
Просит сочинить историю. Такое действие даст самую объемную информацию для диагностирования. На этом этапе психологу необходимо не только тщательно отслеживать все реакции пациента, но и провести общий анализ полученного «произведения», ведь автор комбинирует образы и события не бессмысленно.
Полностью все актуальные методы сказкотерапии рассказывают опытные психологи на нашем обучающем курсе. Освоив программу обучения, вы получите диплом, и на профессиональном уровне сможете помогать детям и взрослым решать свои проблемы при помощи сказкотерапии.
Какие проблемы решает сказкотерапия?
Все сказки можно поделить на 4 группы в зависимости от конкретных проблем, которые они способны решить.
Например:
-
Трудности в общении и дружбе
-
При внутренних переживаниях нужно создать в сказке зеркальный эффект, чтобы малыш увидел свой, пока еще неосознанный, внутренний мир, и смог ответить на вопрос: «Что же со мной не так?».
-
Страхи поможет скорректировать понимание, чего именно боится ребенок и как он этого боится, ведь если страх мешает развитию и общению, малышу необходимо помочь.
-
При возрастных трудностях ребенку важно принять себя в новой роли (стать самостоятельным в детском саду, научиться решать проблемы в школе), поэтому так важно поговорить с малышом об этом, и лучше всего это получается сделать при помощи сказки.
Позвольте мне рассказать вам историю, которую я слышал от вас: сказки в терапии
В психотерапии может быть полезно работать с моделью. Это дает обоим участникам — терапевту и терапевту — общий язык и систему ссылок. Естественно, разные люди интересуются разными вещами. Один из моих коллег очень увлекается бейсболом и извлекает из этой игры сложные и отзывчивые образы. Некоторые другие получают отличные результаты, используя популярные фильмы и песни, а люди, которые работают с религиозной ориентацией, обнаруживают, что библейские тексты могут быть глубоко применены к материалу, с которым они работают. Для меня мифология и сказки часто дают новые способы думать о вещах.
Так как меня тянет к сказкам, я обычно замечаю, когда слышу, как одну из них рассказывает человек, с которым я сижу. Если я уже знаю кого-то из Золушки, Всех видов меха или Золотого гуся, я укажу на это. Но часто это то, что я никогда не слышал. Когда это происходит, я использую комбинацию обобщения, усиления и размышления, чтобы рассказать им историю, которую я только что слышал от них.
Эти сказки или фрагменты сказок являются артефактами реакции конкретного терапевта на материал конкретного человека. Они субъективны. По этой причине я хочу помнить, что я никому не говорю моя сказка, а то, на самом деле, она ихняя. Я намерен всегда сопровождать такое повествование вопросами. Вам это кажется правильным? Кажется ли это полезным для нашей работы по достижению ваших целей? Щелкает? И, конечно, не все любят сказки; не всем приходится. Как всегда в терапии, когда что-то не работает, мы откладываем это в сторону, а когда оно работает, мы продолжаем.
В последующем обсуждении имена изменены, а личные идентификаторы скрыты в целях защиты конфиденциальности.
История Миры
Многие люди, с которыми я работаю, хотят изменить свое отношение к алкоголю или наркотикам или к различным видам поведения, которые изначально приносили пользу, но с тех пор стали проблематичными или навязчивыми. Майре около 40 лет, она замужем и имеет постоянную, хотя и неудовлетворительную работу. Она борется с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, инициированием многочисленных романов, импульсивными покупками в Интернете и долгами. Она говорит, что такое поведение приводит к значительному уровню беспокойства, стыда и вины. Первые несколько сеансов мы сидим с рассказом о том, что она делает, как ей это не нравится и как трудно сделать что-то большее, чем временно прервать это, прежде чем начать снова. Однажды днем ее материал вызвал следующую сказку.
Разочарованная женщина идет по дороге. Пустота следует на расстоянии. Женщина с разочарованием говорит: «Мне нужно кое-что. Может быть, я заведу новый роман». «Другой?» разочарование говорит с глубоким вздохом. Это не очень обнадеживает. «Ну, может быть, я остановлюсь и выпью немного», — предлагает она. — А после этого купи кокаин. «Отлично», — говорит разочарование. «Еще одни выходные на ветер». «Ну, тогда, может быть, я выйду в интернет и пройдусь по магазинам», — предлагает женщина. — Я обязательно найду что-нибудь хорошее. «Ты найдешь дерьмо», — категорично говорит разочарование. «Ты всегда делаешь.»
Они подходят к перекрестку. Женщина, не зная, по какой дороге идти, останавливается. Это дает пустоте шанс догнать их. К этому времени женщина устала говорить до разочарования. Она поворачивается к пустоте и говорит: «Что, по-вашему, мне нужно?» «Не знаю», — говорит пустота. — Но если вы выдержите мою компанию, я помогу вам поискать.
Я намерен всегда сопровождать такие рассказы вопросами. Вам это кажется правильным? Кажется ли это полезным для нашей работы по достижению ваших целей? Щелкает?
Это переводит нас на новый этап нашей работы. Мира сосредотачивается на своем переживании пустоты и на том, как она пыталась заполнить ее, не осознавая этого. Именно ее неоднократное разочарование привлекло ее внимание к этому и первоначально привело ее к терапии. Мы считаем, что если она сможет остаться с неприятным чувством пустоты и ничего с этим не делать, она сможет увеличить свою терпимость к нему. Майра готова и смела. Она остается с неприятными чувствами. Мы разрабатываем для нее 10-минутную практику медитации, чтобы сделать ее сидение немного более структурированным. По мере того, как ее терпимость к этому увеличивается, она сообщает, что пустота все меньше действует как движущая сила ее поведения. Кажется, они становятся менее важными, и она не так охотно к ним обращается. Она начинает считать дни, а затем и месяцы трезвости. Мы отмечаем, что она не развивает новые направления деятельности, такие как азартные игры или трудоголизм. Чувство пустоты оказывается живучим.
Позже мы замечаем, что, поскольку она может терпеть присутствие пустоты, она действует как поддержка, когда она начинает идентифицировать и находить способы действовать в большей степени в соответствии со своими ценностями. Она начинает думать о смене карьеры, возобновляет отношения с мужем и становится более доступной для своей семьи. Еще позже в нашей совместной работе мы обнаруживаем, что пустота не только полезна, но и необходима для того, чтобы помочь ей исследовать свою подлинную духовную жизнь, которая была утрачена из-за раннего разочарования в организованной религии. Из бессознательной движущей силы проблемного поведения пустота стала чем-то вроде священного пространства в ее жизни, в котором она могла обдумать, а затем встретиться со своими высшими ценностями. Не то чтобы ее жизнь стала идеальной. Но то, что изначально было источником страданий, от которых она бежала, стало опорой в создании более осмысленной жизни.
История Билла и Джея
Билл и Джей приходят на консультацию для пар. Им обоим чуть за 30, они работают в разных секторах киноиндустрии. Джей описывает Билла как холодного, отстраненного и обладающего жестоким чувством юмора, которое он использует, когда Джей хочет сблизиться. Билл отмечает, что Джей нуждается и использует эмоциональные проявления, чтобы получить то, что он хочет. Я заметил, что Билл мастерски использует фигуры речи и скользящие определения (придавая одному и тому же термину другое значение в начале разговора, чем то, которое ему придается в конце), чтобы избежать угроз. Он описывает, как мать вместе с двумя его братьями родила его после развода с отцом. Он рассказывает мне, как сложно было заботиться о своей матери в детстве и подростковом возрасте, что как обращение к ней за поддержкой, так и отсутствие обращения к ней за поддержкой были негативно подкреплены, что попытки позаботиться о ней и неудачи и не попытки позаботиться о ней оба ее были наказаны вспышками ярости. Частью моего ответа на повествование Билла является начальный сегмент того, что кажется более длинной сказкой.
Три брата жили когда-то в домике в лесу. Однажды старший брат сказал: «Я иду в мир искать счастья». Он отправился по дорожке. Не успел он уйти далеко, как дорогу ему преградила старуха, которая сказала ему: «Помочь тебе или не помочь?» «Мне не нужна ничья помощь. Не помогай мне, — сказал старший брат. «Тогда тебе от меня помощи не будет», — закричала старуха и сбила его с тропы в лес.
На следующий день второй брат тоже отправился искать счастья. Не успел он уйти далеко, как увидел, что дорогу ему преграждает старуха, которая сказала ему: «Помочь тебе или не помочь?» «Мне нужна вся помощь, которую я могу получить. Пожалуйста, помогите мне», — сказал он. — Вот вам и помощь, — закричала старуха и сбила его с тропы в лес.
Наконец, третий брат отправился в путь. Он удивлялся, почему он ничего не слышал от своих братьев. Не успел он уйти далеко, как увидел, что дорогу ему преграждает старуха, которая сказала ему: «Помочь тебе или не помочь?» «Что вы думаете?» — возразил третий брат. «Это может быть и так, и так», — сказала старуха. — Ну вот, — сказал третий брат. Старуха отошла в сторону, и он смог продолжить свой путь.
Благодаря осторожному одобрению Биллом этой истории («Да, звучит немного знакомо»), мы можем использовать ее, чтобы определить и сформулировать его сильную амбивалентность в отношении отношений. Он чувствует потребность в близости, но ни один подход к ней не кажется безопасным. Он научился использовать иронию и игру слов, чтобы держать свое чувство риска на приемлемом уровне. Эти навыки позволили ему поддерживать относительно стабильные отношения с матерью, в отличие от его братьев, которых, по его словам, «всегда съедали заживо или в возрасте восьмидесяти шести лет». Но тот же набор навыков не кажется столь полезным в его отношениях с Джеем. Постепенно он начинает лучше воспринимать отзывы Джея о влиянии этих когда-то очень полезных навыков на их отношения. Он также начинает развивать способность записывать их, когда захочет, потому что стал лучше осознавать, что они собой представляют и почему.
Я верю в терапию. Тем не менее иногда кажется, что концепции и язык лучше всего подходят нам на более высоких уровнях функционирования. И не всегда там обнаруживаются проблемы, которые нас беспокоят. Сказки, возможно потому, что мы впервые услышали их на более ранних стадиях нашего развития, могут увлечь нас на тех более глубоких уровнях, где мы слушаем сказку, чтобы узнать, что будет дальше.
© Copyright 2018 GoodTherapy.org. Все права защищены. Разрешение на публикацию предоставлено Peter Cashorali, LMFT, GoodTherapy.org Topic Expert
Предыдущая статья была написана исключительно автором, указанным выше. GoodTherapy.org не обязательно разделяет любые высказанные взгляды и мнения. Вопросы или опасения по поводу предыдущей статьи можно направлять автору или размещать в виде комментария ниже.
Оставить комментарий
Сказка: модель посттравматического роста
Концепция посттравматического роста существовала задолго до того, как был придуман этот термин. Например, люди давно провозгласили: «Что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Дело в том, что иногда получается, а иногда нет. А когда это не так, смысл терапии, ориентированной на травму, состоит в том, чтобы помочь тем, кто был ранен своим опытом, исцелиться и стать сильнее. Другими словами, когда посттравматический рост не происходит естественным образом, мы пытаемся его вызвать.Переработка травмы или утраты долгое время считалась основным методом личностного роста (например, Cassem, 1975). Мой любимый взгляд на это — юнгианская теория, а мой любимый пример — классика Джозефа Кэмпбелла (1949) « Тысячеликий герой ». Кэмпбелл изучил многочисленные культурные ритуалы взросления, а также мифы и сказки, чтобы сформулировать квест героя как модель роста через столкновение со своими страхами, травмами и/или потерями и их преодоление.
Квест базовой структуры героя выглядит следующим образом:
- Базовая линия, или «жили-были», когда все нормально.
- Призыв к действию, в котором нормально больше не работает. Потому что теперь (например) старые родители уже не могут кормить своих подрастающих детей; или в городе есть дракон, сеющий хаос.
- Сбор ресурсов, чтобы позволить герою, который обычно начинает как кто-то явно не героический, справиться с испытанием.
- Смерть и возрождение. Герой использует свои ресурсы, сталкивается со смертью (или какой-то эквивалентной судьбой, такой как чары) и выживает. В процессе преодоления испытания герой трансформируется, например, из ребенка во взрослого или из раненого в целое.
- Повторный вход, при котором герой возвращается домой, но в новой роли или на более высоком уровне в соответствии с достигнутым ростом/трансформацией.
Я обучал терапевтов этой модели на примере любимой (1939) версии фильма «Волшебник страны Оз» (Baum, 1900). Когда-то тяжелая фермерская жизнь прерывается звонком: злобная Майра Галч, которая планирует убить собаку Дороти. Дороти убегает и (одно ведет к другому) обнаруживает, что она должна встретиться со злой ведьмой и убить ее, чтобы иметь возможность вернуться домой. По пути она собирает необходимые ресурсы, в том числе мудрость (Страшила), сострадание (Железный Дровосек) и мужество (Трусливый Лев), не говоря уже о собственной интуиции или бессознательном (это ее собака Тото). Она использует все это (компаньоны или качества), чтобы встретиться с ведьмой и победить ее. Она возвращается домой с новым уровнем зрелости и признательности за свою семью и свою черно-белую жизнь.
Было забавно использовать «Волшебник страны Оз» в качестве учебного пособия, но со временем я обнаружил, что мне нужна история, которая делала бы больше, рассказывала бы подробности подхода к терапии с учетом травм. Так что я разработал сказку, которая делала то, что описано здесь.
Эта история начинается с обычной жизни когда-то давно, и да, дракона по вызову; дракон также представляет травму или потерю. Страх и дисфункция королевства, реагирующие на дракона, представляют собой симптомы посттравматического стресса. Затем история переходит от патологии к терапии.
Герой — просто какой-то парень, влюбленный в принцессу, которая хочет жениться на том, кто убьет дракона; это представляет собой фокус терапии на мотивационной работе, помогая клиенту определить и принять личные цели, связанные с лечением. В поисках героев прибытие дракона является частью зова, а любовь парня к принцессе, которая выйдет за него замуж только , если , — это все остальное.
Жители этого пораженного драконами королевства болеют за этого парня и помогают ему подготовиться к большой битве. Сначала они находят ему безопасное, защищенное место для тренировок; это представляет собой направленность терапии на стабилизацию. Затем они предоставляют личного тренера, чтобы помочь ему стать готовым к битве с драконом; это представляет собой фокус терапии на самоконтроле и навыках преодоления трудностей, а также на стадии поиска ресурсов.
Он встречает, сражается и убивает дракона; в терапии это работа по разрешению травм, а в поисках — смерть и возрождение. Хорошо, он женится на принцессе, и жители королевства гордятся тем, что помогли; в квесте это возвращение домой на более высоком уровне.
Но на этом все не заканчивается. Люди в королевстве не хотят больше вторжений драконов, поэтому они принимают различные меры, такие как посадка яблоневых садов, чтобы заблокировать легкий путь внутрь; это представляет собой направленность терапии на то, чтобы научить клиентов предвидеть будущие проблемы, которых затем можно избежать или с которыми можно справиться (например, предотвращение рецидивов). Затем королевство проводит ежегодные имитационные соревнования по убийству драконов, которые поддерживают участников в боевой форме на случай, если когда-нибудь появится еще один дракон; это представляет собой направленность терапии на снижение вреда.
Это краткое изложение, а не реальная история; об этом гораздо лучше рассказано в книгах (Greenwald, 2005, 2007, 2009, 2013; Greenwald & Baden, 2007) и обучающих программах. Наша сказочная модель лечения с учетом травм хорошо послужила нам в качестве учебного пособия, а также в качестве научно обоснованного подхода к лечению. И все это вышло из поисков Джозефом Кэмпбеллом героя как модели посттравматического роста.
Ссылки
Баум, Х. (1900). Чудесный волшебник из страны Оз. Чикаго: Компания Джорджа М. Хилла.
Кэмпбелл, Дж. (1949). Герой с тысячей лиц. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Cassem, NH (1975). Утрата как необходимая для роста. В B. Schoenberg, I. Gerber, A. Wiener, AH Kutscher, D. Piretz, & AC Carr (Eds.), Тяжелая утрата: ее психосоциальные аспекты (стр. 9–17). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Гринвальд, Р. (2005). Справочник по детской травме: руководство по оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся травмам.