Представления в психологии это: Представление (психология) | это… Что такое Представление (психология)?

Образ представления | Понятия и категории

ОБРАЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — форма отражения, представляющая собой результат перцептивной деятельности субъекта при отсутствии раздражителя в актуальной действительности. В рамках теории восприятия, разработанной Г. Гельмгольцем, было выделено три вида образов: первичный образ, обусловленный действием исключительно физиологических механизмов; образ представления; образ восприятия, или перцептивный образ, как синтез первичного образа и образа представления. При этом образ представления сформирован знаниями человека об окружающем мире, о свойствах, локализации и формах существования в нем объектов и их взаимосвязях друг с другом, которые он получил в ходе практического взаимодействия с этим миром. Соответственно данный образ — это реминисценция ранее наблюдаемых объектов при отвлечении от сиюминутных чувственных впечатлений. По определению С. Л. Рубинштейна, представление — образ предмета, который воспроизводится при его отсутствии, основывается на прошлом опыте и обладает такими характеристиками, как обобщенность и сравнительно меньшая яркость (Рубинштейн С.

Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1). Тот или иной образ представления как некая элементарная единица может быть включен не только в процесс припоминания, но и в процессы воображения и мышления, отличающиеся творческим преобразованием ранее воспринятого. В исследованиях, которые проводятся в рамках когнитивной психологии (прежде всего на материале зрительных образов), процессы формирования образов памяти и образов представления обычно рассматриваются как существенно близкие или даже тождественные на том основании, что их базой выступает, во-первых, опыт прошлого актуального восприятия индивида, во-вторых, трансформация данного опыта в аспекте решаемых им в настоящее время задач. В силу этого часто используется единое понятие ментальной репрезентации (Ребеко Т. А. Ментальная репрезентация // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Per Se, 2002). В ряде психофизиологических исследований показано, что по своим нейронным механизмам образ представления имеет много общего с образом восприятия, в частности оба они должны последовательно сканироваться (считываться).
Вместе с тем образ представления опирается и на особенные механизмы. Это прежде всего категоризация, служащая целям хранения и целенаправленного воспроизведения того или иного образа представления. В рамках факторно-аналитических исследований субъективных характеристик образа представления выделяются прежде всего три фактора: живость образа, его контролируемость и яркость. Диагностика. Для исследования образов представления используют субъективное оценивание характеристик образа, анализ выполнения соответствующих задач (т. е. тестов, в частности теста пространственной визуализации
Дж. П. Гилфорда
и теста пространственных отношений Л. Л. Терстоуна), анализ продуктов актуализации образов. Для выявления способности к визуализации используется самооценочная шкала визуальной деталировки Visual elaboration scale — VES (Slee, 1976, 1980), которая содержит инструкцию для испытуемого представить себе четыре ситуации: фасад какого-либо знакомого здания, коробку и часы на столе, знакомого человека, шкуру животного на стене. Затем задаются 15 вопросов о степени визуализации, требующие мысленного рассматривания деталей предметов, цвета, композиции, направления движения, текстуры, отношений фигура—фон и др. Для исследования яркости-четкости представлений предназначен опросник Д. Маркса (Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987). Синонимы. Вторичный образ, мыслительный образ.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 389-390.

Литература:

(Ed.) Block N.J. Imagery. MIT Press, 1981; Гостев А. А. «Образность» и познание // Психологический журнал. 1985. № 4. Т. 6; Гостев А. А., Петухов В. М. Измерение и факторизация характеристик вторичных образов // Вопросы психологии. 1987. № 2; Ганзен В. А., Гостев А. А. Систематика мысленных образов // Психологический журнал. 1989. № 2. Т. 10; Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

Tags: 

Психология

Понятие: 

Образ представления

Представления

Details
Просмотров: 18063
  • Предыдущая статья
    Память и личность
  • Следующая статья Виды памяти (В. В. Богословский)
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Представления — это возникаю­щие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств. Физиологической основой представлений являются следы, ос­тавшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, кото­рые были раньше. Под воздействием раздражителя старые нерв­ные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ.

Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.

Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдель­ных восприятиях.

В представлениях, как и в восприятиях, действительность отра­жается в виде наглядных образов. Представлять — значит мыс­ленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.

Представление — более высокая ступень познания, чем вос­приятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представ­ления — взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исход­ными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но пред­ставления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное сло­во) в их формировании.

Представления бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отра­жающее ряд сходных предметов, является общим. В формирова­нии общих представлений важнейшую роль играет речь, назы­вание одним словом ряда предметов.

В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем пред­ставлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.

Сравните, например, образ Невы — реки, закованной в гра­нит, с образом реки вообще. Образ Невы — это единичное пред­ставление, образ реки — общее. Но даже единичное представле­ние, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на осно­ве отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.

Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.

В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе обра­зования единичных представлений и последующего их обоб­щения.

Общее представление, в отличие от единичного, лишено ин­дивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер — это отражение на­глядных особенностей предметов, явлений, процессов.

Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыж­ке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто пред­ставления возникают на основе деятельности двух или несколь­ких анализаторов и носят синтетический характер.

Представления формируются в процессе деятельности челове­ка, поэтому в зависимости от профессии развивается преиму­щественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балери­ны — двигательный, у химика — обонятельный, у дегустатора — вкусовой.

Мышечно-двигательные представления вызывают так назы­ваемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фик­сированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движе­ние, в этот момент в двигательных центрах коры больших полу­шарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов.

Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно ду­мать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва замет­ному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.

В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку— механическая рука сжимается в кулак.

Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить заду­манное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движе­ния, которые производят речевые органы при решении мыслитель­ной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 208-211.

  • Предыдущая статья Память и личность
  • Следующая статья Виды памяти (В.В. Богословский)

10 важных психологических концепций, которых люди не понимают

Источник: stockfour/Shutterstock

Вот что интересно в психологии: по большей части каждый, независимо от своего образования, чувствует себя экспертом в этой области. Это не относится, скажем, к биохимии, геохимической инженерии или астрофизике.

Как человек, который изучает человеческую психологию с научной точки зрения, чтобы зарабатывать на жизнь, и как человек, который просто хочет понять, что происходит с людьми, я это понимаю. Не каждый доктор философии. в психологии является гением, когда дело доходит до понимания человеческого состояния. И множество «непсихологов» пролили важный свет на природу человеческого поведения — Курт Воннегут, Фрида Кало, Боб Дилан, Марк Твен, Уильям Шекспир и т. д.

При этом, как человек, работающий в формальной области научной психологии и как человек, который десятилетиями преподавал в университетах в этой области, я думаю, что следует отметить, что существует много популярных заблуждений о человеческой психологии. Иными словами, в этой области есть концепции, которые студентам психологии обычно трудно понять.

Ниже приводится список из 10 психологических понятий, которые учащиеся постоянно пытаются понять:

1. Типы личности и параметры личности

Чаще всего психологи, изучающие концепции личности, такие как нарциссизм , говорят о непрерывном измерении, по которому люди различаются, а не о категориальной переменной. Что касается львиной доли личностных черт, то психологи говорят о степени или , на которую кто-то набирает высокие баллы по какому-либо измерению (например, Джо набрал чуть больше среднего балла по нарциссизму), а не о том, принадлежит ли кто-то определенно «в эту категорию» или нет.

2. Природа против воспитания

Психологи редко считают, что причина какого-либо поведения обусловлена ​​исключительно «природой» (то есть, грубо говоря, биологией) или «воспитанием» (окружающей средой). По большей части психологи будут говорить о некоторых психологических особенностях (например, о том, насколько человек экстравертирован) как о продукте взаимодействия природы и воспитания на протяжении всей жизни. Представление о том, что поведение обусловлено исключительно природой или воспитанием, на самом деле является чем-то вроде мифа.

3. Психолог против терапевта

Термин «психолог», вероятно, шире, чем вы можете себе представить. Психолог — это любой, кто изучает поведение (всех видов) и/или работает над применением идей, полученных в исследованиях в области поведенческих наук, для решения конкретных проблем, таких как психическое здоровье клиентов. Термин «терапевт» является более конкретным и применяется только к лицам, которые применяют психологические концепции, помогая людям справляться с психологическими проблемами (например, консультанты по психическому здоровью). Эти два термина не являются взаимозаменяемыми.

4. Психолог против психиатра

Психологи — это ученые-бихевиористы или практики, изучающие поведение с научной точки зрения или применяющие эти концепции к прикладным вопросам (например, помогая людям решать личные проблемы). Психиатры — это врачи, которые используют сочетание медицинских и поведенческих наук, чтобы помочь людям справиться с проблемами. Таким образом, психиатр — это особый вид терапевта. И условия психолог и психиатр не взаимозаменяемы.

5. Ошибка типа 1

Психологические исследования в значительной степени основаны на статистических данных. Когда исследователь получает вывод в исследовании, который показывается как «значимый», он или она может ошибаться — фактически, вывод не может быть достоверным представлением того, как обстоят дела в мире, несмотря на то, что обнаружил исследователь. Если исследователь находит что-то важное, но на самом деле ошибочное, мы называем это «ошибкой 1-го типа».

6. Ошибка типа 2

Когда исследователь получает результат исследования, который показывает, что он незначителен, он может ошибаться. Если исследователь находит что-то несущественным, но на самом деле ошибочным, мы называем это «ошибкой 2-го типа».

7. Эксперимент против квазиэксперимента

Настоящий эксперимент — это единственный способ сделать выводы о причинно-следственных связях между переменными. И настоящий эксперимент требует случайного назначения различных условий. Если вы проводите исследование и хотите узнать, ведут ли себя люди в одной ситуации (например, те, кто пьет много кофе) иначе, чем люди в другом состоянии (например, те, кто не пьет кофе), вам нужно случайным образом назначить людей к одному из этих двух условий. Исследование, которое ищет различия в некоторых результатах между естественными группами (например, люди, которые регулярно пьют кофе, по сравнению с теми, кто этого не делает), является «квазиэкспериментом» и не может установить, вызывают ли изменения одной переменной изменения другой переменной.

8. Статистические взаимодействия

Иногда переменная оказывает одно влияние на одну группу людей и совершенно другое влияние на другую группу людей. Таким образом, влияние некоторой переменной на некоторую переменную результата часто зависит от какой-либо другой переменной. Если вы хотите узнать, чаще ли подростки, чем другие возрастные группы, предпочитают находиться в компании других, было бы полезно знать, например, причесывались ли они в течение последних 24 часов, и будут ли они быть в компании членов семьи или незнакомцев. Подростки, которые не причесались, с большей вероятностью выберут компанию других, если они собираются находиться в компании членов семьи. Иногда влияние одной переменной (с какими людьми вы будете проводить время) зависит от какой-то другой переменной (причесывались ли вы волосы) в определении какого-то результата (решите ли вы видеть этих людей). Понимание статистических взаимодействий помогает нам понять нюансы поведения.

9. Что такое «естественное» и что такое «правильное»

Иногда учащийся слышит поведение, описываемое как «естественное», и неверно истолковывает это как означающее, что такое поведение морально правильно или оправдано. Например, Дэвид Басс (David Buss, 2006) убедительно доказал, что убийство людей имеет сильную эволюционную основу. Важно отметить, что Басс — это , а не , утверждающий, что убийства «должны» происходить среди людей. Скорее, его научный анализ проблем предполагает, что убийство является частью человеческой природы. Принятие того, что «есть», за то, что «должно быть», является примером ложного мышления. Научно подготовленные психологи обучены этому важному различию.

10. Многофакторная причинность

Одна из самых фундаментальных проблем в том, как большинство людей понимают психологию, заключается в следующем: люди часто попадают в ловушку, думая, что существует единственная причина любого поведенческого результата. На самом деле опытные психологи прекрасно знают, что любое поведение часто зависит от множества причин. Массовые расстрелы, являющиеся ужасающей гранью современной жизни, представляют собой наглядный пример такого рода рассуждений. Некоторые люди утверждают, что массовые расстрелы являются результатом проблем с психическим здоровьем. Другие утверждают, что массовые расстрелы являются результатом плохих законов, касающихся контроля над оружием. Фактически, обе проблемы, как было показано, играют роль. К этой сложной социальной проблеме причастны и некоторые другие факторы. На львиную долю поведения влияют несколько факторов.

Нравится это другим в нашей области или нет, наличие докторской степени. в психологии на самом деле не дает нам права быть экспертами по всему человеческому поведению. На самом деле есть эксперты по человеческому поведению из самых разных областей. При этом формальная область научной психологии пролила важный свет на то, что значит быть человеком. С точки зрения человека, который десятилетиями преподавал в этой области, я могу сказать, что описываемые здесь вопросы представляют собой концепции, которые студентам обычно трудно понять. Чтобы расширить наши знания о том, что значит быть человеком, было бы мудро убедиться, что студенты-психологи продемонстрируют глубокое понимание этих концепций, прежде чем выйти в мир.

Понятия психологии

БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС ПО ПСИХОЛОГИИ С ПОЯСНЕНИЯМИ И ВИДЕО

НЕДАВНО ДОБАВЛЕННЫЕ ПОНЯТИЯ:

Vision

Vision is одно из чувств, на которое люди полагаются больше всего, и люди могут воспринимать свет в диапазоне от 400 до 790 Терагерц. Сеть светочувствительных нервных клеток (фотосенсоров) в сетчатке (в задней части глаза) … Продолжить чтение →

Эффект МакГурка

Эффект МакГурка был впервые описан в 1976 в статье Гарри МакГерка и Джона Макдональда, озаглавленной «Слышание губ и видение голоса», и представляет собой перцептивный феномен, демонстрирующий взаимодействие между слухом и зрением при восприятии речи. … Продолжить чтение →

Фи-феномен

Фи-феномен — это иллюзия, когда человек воспринимает непрерывное движение отдельных объектов, быстро отображаемых друг за другом. Феномен был описан Максом Вертгеймером в его статье 1912 года «Экспериментальные исследования восприятия движения». Фильмы и анимация… Продолжить чтение →

Восприятие глубины

 Восприятие глубины — это зрительная способность воспринимать мир в трех измерениях, позволяющая оценивать расстояние. Восприятие глубины возникает из-за множества признаков глубины, которые обычно подразделяются на монокулярные и бинокулярные. Монокулярные сигналы могут обеспечить … Продолжить чтение →

Развитие восприятия

Восприятие — это способность человека получать информацию из мира с помощью своих органов чувств. Развитие восприятия относится к развитию этих чувств, и это происходит в основном в течение первого года жизни, по мнению большинства … Продолжить чтение →

Психофизиология

Психофизиология – это область психологии, занимающаяся измеримыми физиологическими аспектами психологических явлений.

Социальная фасилитация

Социальная фасилитация — это термин, введенный американским психологом Флойдом Оллпортом в 1924 году для обозначения наблюдений, согласно которым люди лучше выполняют задачу, если другие присутствуют или если другие участвуют в том же… Продолжить чтение →

Весы Белвью-Векслера или Весы Векслера

Шкалы Белвью-Векслера – это набор тестов интеллекта, впервые разработанный румыно-американским психологом Дэвидом Векслером, который несколько десятилетий работал психологом в Больничном центре Бельвью в Нью-Йорке.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts