Что такое представление в психологии человека
Что такое представление в психологии. Понятие представления в психологии. Два типа представлений в психологии человека. Представление памяти и представление воображения.Что такое представление и какую роль процесс имеет для психологии человека? Для начала, следует разобраться, как мы узнаем об окружающем мире? Как с самого раннего возраста получаем сведения о предметах и образах? С малых лет в мозг поступают данные по средствам восприятия и ощущений, которые передаются органами чувств: глазами, ушами, по средствам тактильного контакта и прочее.
Например, когда мы слышим рассказы о далеких странах или красивых местах, видим различные фотографии, прикасаемся к чему-либо, мы в голове воспроизводим остальные характеристики (внешний вид, состав, условия). Все, что хотя бы раз мы увидели или услышали, никуда не девается и не исчезает, вся информация и образы остаются в памяти навсегда.
Любое восприятие обеспечивается мышлением, письменностью, памятью и др. , за счет чего формируется представление.
Что такое представление в психологии
Это всего лишь начало психологических процессов восприятия окружающего мира, которые происходят в мозге человека. Самым важным аспектом является момент, когда услышанные данные или запомнившиеся картинки, начинают «всплывать» в голове человека специально или непреднамеренно.
Такие образы, которые мы вспоминаем, называются последовательными и в квалификационных психологических кругах получили название — «представление». Именно благодаря восприятию предметов, объектов, которое имело место когда-то в прошлом, пусть даже мимолетно, обусловлено само преставление.
Два типа представлений
Представление в психологии характеризуется двумя основными процессами:
- Память;
- Воображение.
Итак, представление памяти, основывается на полученной в прошлом информации, в реальности. Таким образом, для того чтобы запустить процесс восприятия памяти необходимо чтобы человек действительно увидел или услышал когда-либо данные, которые сейчас вспомнил. А есть другое представление. Оно происходит по средствам воображения – это совершенно другое дело.
Человеческий мозг устроен так, что может некоторые детали объекта или предмета просто додумать самостоятельно, получив хотя бы минимум информации. Представление воображения позволяет отобразить то, чего никогда не видел, к примеру, не многие бывали в тропиках, зато практически все видели фотографии, и на основании этого человеческое воображение вполне способно задействовать воображение и достаточно реалистично сформировать представление о них.
Собственно чем больше человек видит, слышит, читает, чем больше он интересуется, тем более реалистичные картинки в дальнейшем может создать воображение.
При этом стоит понимать, что такая активность благотворна не только для воображения, но еще и для остальных психологических процессов, участвующих в познавательной деятельности. Например, для памяти, интеллекта, творческих способностей.
Развивайте и тренируйте способность представлять — это один из трех фундаментальных основ здорового интеллекта!
Данная статья входит в цикл статей о памяти.
Часть первая [Вы прочитали её выше] Что такое представление в психологии
Часть вторая Индивидуальные особенности формирования представлений
Часть третья Функции представления в психологии человека
Часть четвертая Индивидуальные особенности представления в психологии человека
Представления. Основы общей психологии
Представления
Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований — представлений. Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты, представление — это образ предмета, который — на основе предшествовавшего сенсорного воздействия, — воспроизводится в отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в разном у представлений и восприятий отношении к предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия.
Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; представления — это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной.
Представления далее отличаются некоторой — то большей, то меньшей — фрагментарностью. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произведения.
Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обобщенностью. Перенося во времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени.
В них поэтому неизбежно совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизведенные образы памяти, представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление. Во-первых, представление может быть более или менее индивидуализированным образом воспоминания об однократной сцене, об определенном лице не вообще, а так, как оно предстало перед нами в один особенно памятный момент. Во-вторых, представление может быть образным, но обобщенным знанием о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то определенной частной ситуации, в которой он в том или ином случае был нами как-то воспринят. Такое представление об определенном единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного содержания представления.Наконец, представление может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов. Существование таких общих представлений было предметом больших философских и психологических дискуссий (Дж. Беркли и др.). Однако существование схем не подлежит сомнению, а схема, будучи наглядной, тоже является своеобразным представлением. Схема какого-либо прибора, машины, схема нервной системы, локализации функций в мозгу и т. п. представляют в наглядной форме не единичный объект, а множество однородных объектов, давая представление об их структуре. Формы схематизации, т. е. мысленной обобщающей обработки воспроизведенного образа-представления, — чрезвычайно разнообразны. Они дают многообразные виды обобщенных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим является уже не воспроизведение, а преобразование, характеризующее деятельность не памяти, а воображения.
Таким образом, представления могут обладать различной степенью общности; они образуют целую ступенчатую иерархию все более обобщенных представлений, которые на одном полюсе переходят в понятия, между тем как на другом — в образах воспоминания они воспроизводят восприятия в их единичности.
Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, когда образ-представление воспроизводит прежде воспринятое и в той или иной мере осознается в своем отношении к нему. Когда представление возникает или формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием воспринятого в более или менее преображенном виде, представление является образом не памяти собственно, а, скорее, воображения. Наконец, представление функционирует в системе мышления. Включаясь в мыслительные операции, представление вместе с новыми функциями приобретает и новые черты. Вводя здесь представления, мы заодно вкратце суммируем основные их черты.
У разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенностей, представления могут значительно отличаться по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчивости, фрагментарности, схематичности и т.
Точно так же и у одного и того же человека представления, относящиеся к разным сенсорным областям, могут значительно отличаться друг от друга: очень ярки, устойчивы, отчетливы зрительные представления и бледны, нечетки и т. д. представления слуховые, и наоборот. Хотя нужно сказать, что представления обычно не бывают только слуховыми или только зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает компоненты разных сенсорных сфер.
Представление — не механическая репродукция восприятия, которая где-то сохраняется как изолированный неизменный элемент для того, чтобы всплыть на поверхность сознания. Оно — изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности. Из всех многообразных отношений, в которые входит представление и которыми оно определяется, самым существенным является отношение представления к предмету. Отношение к предмету в первую очередь регулирует те преобразования, которым представление подвергается.
Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни. Если бы у нас существовали только восприятия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к наличной ситуации, воздействующие на наши рецепторы предметы управляли бы нашим поведением. Наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не существовало бы; представления создают тот план, на котором она развертывается.
Яркое доказательство того, как велика может быть роль представления, дает творчество людей, у которых представления служат единственной наглядной основой деятельности. Музыкальное творчество оглохшего и лишенного слуховых ощущений Л. ван Бетховена могло опираться лишь на слуховые музыкальные образы-представления. Заметно большая выразительность скульптур ослепших по сравнению со скульптурами слепорожденных выявляет роль зрительных представлений. Зрительные представления (а не только осязательные и кинестетические ощущения), очевидно, служат наглядной основой в творчестве ослепших скульпторов, творения которых иногда обнаруживают поразительную пластичность (например, скульптуры ослепшей Лины По).
Между представлениями, с одной стороны, и восприятиями, с другой, существуют промежуточные образования, а именно последовательные образы и наглядные, или эйдетические, образы памяти (Anschauungsbilder, сокращенно АВ). И те и другие являются результатами последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями.
Если фиксировать, например, черный квадрат на белом поле и затем закрыть глаза или перевести взгляд на однообразный серый фон, то мы увидим белый квадрат на темном поле: это и есть последовательный образ. Существование последовательных образов было открыто Г.Фехнером. Основные особенности последовательного образа следующие: он всегда бывает дан в дополнительных цветах. Далее, он подчиняется так называемому закону Эммерта, согласно которому последовательный образ при проекции его на более отдаленную плоскость увеличивается прямо пропорционально расстоянию. Наконец, при проекции последовательного образа на цветной фон цвет последовательного образа смешивается с цветом фона по закону смешения цветов в восприятии.
От последовательного образа нужно отличать эйдетические образы (АВ). В отличие от последовательного образа эйдетический образ дан не в дополнительных цветах, а в тех же цветах, что и восприятие. Он не подчиняется закону Эммерта: при удалении экрана он если и увеличивается, то не в той степени, что последовательный образ. Этим он отличается и от представления, в котором размер образа не зависит от дальности нахождения предмета.
В отличие от последовательного эйдетический образ не смешивается с цветом фона, а перекрывает его, как при восприятии фигуры и фона. Этим он опять-таки отличается от представления, которое не мешает восприятию окружающих предметов.
С представлением эйдетический образ сближает то, что и он является образом отсутствующего предмета, т. е. предмета, который уже не раздражает периферические сенсорные аппараты. Но эйдетический образ отличается от представления помимо уже указанных черт тем, что эйдетический образ дан в детализованной наглядности, совершенно недоступной обычному образу-представлению.
Существование таких наглядных образов отмечалось рядом авторов. Специальное внимание на них обратил В.Урбанчич. <…>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Представления о психодинамике
Представления о психодинамике В 1900 г. (точнее, в ноябре 1899) выходит одна из основных работ Фрейда «Толкование сновидений» (в 1913 г. некоторые главы были переведены на русский язык и изданы в России). В этот же период для объяснения психических феноменов Фрейд вводит
46. Представления
46. Представления Представление – образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Сравнивая образ представления с образами ощущения и восприятия, можно сказать, что представления – вторичный образ предмета или явления, сохраненный в
Представления
Представления Замечательный способ познакомить членов группы друг с другом — начать с короткого воображаемого путешествия, такого, как «Куст розы», «Зеркало», «Мотоцикл» или «Памятник себе» , и затем попросить каждого подробно выразить свои переживания от первого лица
Представления
Представления Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований — представлений. Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие
Традиционные представления
Традиционные представления Прежде чем мы перейдем к этой важной теме, давайте сначала обратимся к некоторым не слишком удачным попыткам специалистов дать определение соответствия норме.Среднестатистическое значениеСтатистические исследования поведения человека
Во время представления
Во время представления Как я упомянул ранее, психопаты хоть и говорят много, их речь не отличается особой красотой. В беседе с ними нас зачастую привлекает и подкупает внешний антураж, а не красноречие. Приятный внешний вид, немного харизмы, обилие слов, искусные
5. Представления.
5. Представления. Наше истолкование образов, зарядов и представлений основано на фрейдовской концепции представления и катексиса. Мысли Фрейда по этим вопросам рассеяны в его собрании сочинений. Интересное изложение, с некоторыми замечаниями о всемогуществе мысли,
Представления и идеи
Представления и идеи 1. Слово как объективный фактор установки. Мы видим, что человек выходит из затруднения, в которое попадает в усложненных условиях своей жизни, обращаясь к акту объективации, к акту крутого изменения направления и внутренней природы своего
Гендерные представления
Гендерные представления Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Гендерные представления как осмысленные
КУКОЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
КУКОЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Еще один метод обучения маленьких детей навыкам личной безопасности — домашние кукольные представления. К примеру, вы можете разыграть с ребенком сценку, в которой куклы нарушают те или иные правила безопасности или, наоборот, соблюдают их.
Представления – не факты
Представления – не факты Джо: Это представления. Негативные представления. Это не факты, а мнения, не более того. И эти мнения обладают внутренней активностью и мешают притягивать финансовую состоятельность.Питер: Значит, люди считают деньги источником всех зол? Они
3. СЛОВЕСНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
3. СЛОВЕСНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Если эти факты и свидетельства подтверждают психологическую истину о невозможности отождествления мысли и языка, то не менее верным остаётся, однако, и мнение, что без языка немыслимо никакое оформление идей и что в языке кроется в огромной
6. Патогенные представления
6. Патогенные представления Альберт Эллис, оригинальный и крайне влиятельный специалист в области психологии, стал основателем когнитивной терапии, в основе которой лежит убежденность, что многие психические расстройства вызваны неверными представлениями больного об
Концепции психологии
БЕСПЛАТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ Ресурс с объяснениями и видео. Терагерц. Сеть светочувствительных нервных клеток (фотосенсоров) в сетчатке (в задней части глаза) … Продолжить чтение →Эффект МакГурка
Эффект МакГурка был впервые описан в 1976 в статье Гарри МакГурка и Джона Макдональда, озаглавленной «Слышание губ и видение голоса», и представляет собой перцептивный феномен, демонстрирующий взаимодействие между слухом и зрением при восприятии речи. … Продолжить чтение →
Фи-феномен
Фи-феномен — это иллюзия, когда человек воспринимает непрерывное движение отдельных объектов, быстро отображаемых друг за другом. Феномен был описан Максом Вертгеймером в его статье 1912 года «Экспериментальные исследования восприятия движения». Фильмы и анимация… Продолжить чтение →
Восприятие глубины
Восприятие глубины — это зрительная способность воспринимать мир в трех измерениях, позволяющая оценивать расстояние. Восприятие глубины возникает из-за множества признаков глубины, которые обычно подразделяются на монокулярные и бинокулярные. Монокулярные сигналы могут обеспечить … Продолжить чтение →
Развитие восприятия
Восприятие — это способность человека получать информацию из мира с помощью своих органов чувств. Развитие восприятия относится к развитию этих чувств, и это происходит в основном в течение первого года жизни, по мнению большинства … Продолжить чтение →
Психофизиология
Психофизиология – это область психологии, занимающаяся измеримыми физиологическими аспектами психологических явлений.
Социальная фасилитация
Социальная фасилитация — это термин, введенный американским психологом Флойдом Оллпортом в 1924 году и относящийся к наблюдениям, согласно которым люди работают лучше при выполнении задачи в присутствии других или если другие участвуют в том же… Продолжить чтение →
Весы Белвью-Векслера или Весы Векслера
Шкалы Бельвью-Векслера – это набор тестов интеллекта, впервые разработанный румынско-американским психологом Дэвидом Векслером, который несколько десятилетий работал психологом в Больничном центре Бельвью в Нью-Йорке. Шкалы были частично созданы как альтернатива оригиналу … Продолжить чтение →
Оценка познания врачом общей практики (GPCOG)
Оценка познания врачом общей практики — это опрос, используемый для оценки когнитивных нарушений, и предназначен для использования врачи общей практики. Тест короткий и может быть выполнен в течение нескольких минут. Ссылка на лист … Продолжить чтение →
Слуховая локализация
Слуховая локализация — это способность определять местонахождение источника звука в окружающей среде, и люди могут делать это относительно хорошо, используя только слух. Мы находим звуки, используя набор сигналов. Индивидуальные сигналы сами по себе недостаточны, но работают… Продолжить чтение →
10 важных психологических понятий, которые люди не понимают
Источник: stockfour/Shutterstock
Вот что интересно в психологии: по большей части каждый, независимо от своего образования, чувствует себя экспертом в этой области. Это не относится, скажем, к биохимии, геохимической инженерии или астрофизике.
Как человек, который изучает человеческую психологию с научной точки зрения, чтобы зарабатывать на жизнь, и как человек, который просто хочет понять, что происходит с людьми, я это понимаю. Не каждый доктор философии. в психологии является гением, когда дело доходит до понимания человеческого состояния. И множество «непсихологов» пролили важный свет на природу человеческого поведения — Курт Воннегут, Фрида Кало, Боб Дилан, Марк Твен, Уильям Шекспир и т. д. психологии, и как человек, который десятилетиями преподавал в университетах в этой области, я думаю, что следует отметить, что существует много популярных заблуждений о человеческой психологии. Иными словами, в этой области есть концепции, которые студентам психологии обычно трудно понять.
Ниже приводится список из 10 психологических понятий, с которыми учащиеся регулярно с трудом понимают:
1. Типы личности и параметры личности о непрерывном измерении, в котором люди различаются, а не о категориальной переменной. Что касается львиной доли личностных черт, то психологи говорят о степени 90 070 – 90 071, на которую кто-то набирает высокие баллы по какому-либо измерению (например, Джо набрал чуть больше среднего балла по нарциссизму), а не о том, принадлежит ли кто-то определенно «в эту категорию» или нет.
2. Природа против воспитания
Психологи редко считают, что причина какого-либо поведения обусловлена исключительно «природой» (то есть, грубо говоря, биологией) или «воспитанием» (окружающей средой). По большей части психологи будут говорить о некоторых психологических особенностях (например, о том, насколько кто-то экстравертирован) как о продукте взаимодействия как природы, так и воспитания на протяжении всей жизни. Представление о том, что поведение обусловлено исключительно природой или воспитанием, на самом деле является чем-то вроде мифа.
3. Психолог против терапевта
Термин «психолог», вероятно, шире, чем вы можете себе представить. Психолог — это любой, кто изучает поведение (всех видов) и/или работает над применением идей, полученных в исследованиях в области поведенческих наук, для решения конкретных проблем, таких как психическое здоровье клиентов. Термин «терапевт» является более конкретным и применяется только к лицам, которые применяют психологические концепции, помогая людям справляться с психологическими проблемами (например, консультанты по психическому здоровью). Эти два термина не являются взаимозаменяемыми.
4. Психолог против психиатра
Психологи — это ученые-бихевиористы или практики, изучающие поведение с научной точки зрения или применяющие такие концепции к прикладным вопросам (например, помогая людям решать личные проблемы). Психиатры — это врачи, которые используют сочетание медицинских и поведенческих наук, чтобы помочь людям справиться с проблемами. Таким образом, психиатр — это особый вид терапевта. И условия психолог и психиатр не взаимозаменяемы.
5. Ошибка типа 1
Психологические исследования в значительной степени основаны на статистических данных. Когда исследователь получает вывод в исследовании, который показывается как «значимый», он или она может ошибаться — фактически, вывод не может быть достоверным представлением того, как обстоят дела в мире, несмотря на то, что обнаружил исследователь. Если исследователь находит что-то важное, но на самом деле ошибочное, мы называем это «ошибкой 1-го типа».
6. Ошибка 2-го типа
Когда исследователь получает результат исследования, который показывает, что он незначителен, он может ошибаться. Если исследователь находит что-то несущественным, но на самом деле ошибочным, мы называем это «ошибкой 2-го типа».
7. Эксперимент против квазиэксперимента
Настоящий эксперимент — это единственный способ сделать выводы о причинно-следственных связях между переменными. И настоящий эксперимент требует случайного назначения различных условий. Если вы проводите исследование и хотите узнать, ведут ли себя люди в одной ситуации (например, те, кто пьет много кофе) иначе, чем люди в другом состоянии (например, те, кто не пьет кофе), вам нужно случайным образом назначить людей к одному из этих двух условий. Исследование, которое ищет различия в некоторых результатах между естественными группами (например, люди, которые регулярно пьют кофе, по сравнению с теми, кто этого не делает), является «квазиэкспериментом» и не может установить, вызывают ли изменения одной переменной изменения другой переменной.
8. Статистические взаимодействия
Иногда переменная оказывает одно влияние на одну группу людей и совершенно другое влияние на другую группу людей. Таким образом, влияние некоторой переменной на некоторую переменную результата часто зависит от какой-либо другой переменной. Если вы хотите узнать, чаще ли подростки, чем другие возрастные группы, предпочитают находиться в компании других, было бы полезно знать, например, причесывались ли они в течение последних 24 часов, и будут ли они быть в компании членов семьи или незнакомцев. Подростки, которые не причесались, с большей вероятностью выберут компанию других, если они собираются находиться в компании членов семьи. Иногда влияние одной переменной (с какими людьми вы будете проводить время) зависит от какой-то другой переменной (причесывались ли вы волосы) в определении какого-то результата (решите ли вы видеть этих людей). Понимание статистических взаимодействий помогает нам понять нюансы поведения.
9. Что такое «естественное» и что такое «правильное»
Иногда учащийся слышит поведение, описываемое как «естественное», и неправильно истолковывает это как означающее, что это поведение является морально правильным или оправданным. Например, Дэвид Басс (David Buss, 2006) убедительно доказал, что убийство людей имеет сильную эволюционную основу. Важно отметить, что Басс — , а не , утверждающий, что убийство «должно» происходить среди людей. Скорее, его научный анализ проблем предполагает, что убийство является частью человеческой природы. Принятие того, что «есть», за то, что «должно быть», является примером ложного мышления. Научно подготовленные психологи обучены этому важному различию.
10. Многофакторная причинность
Одна из самых фундаментальных проблем, связанных с тем, как большинство людей понимают психологию, заключается в следующем: люди часто попадают в ловушку, думая, что существует единственная причина любого поведенческого результата. На самом деле опытные психологи прекрасно знают, что любое поведение часто зависит от множества причин. Массовые расстрелы, являющиеся ужасающей гранью современной жизни, представляют собой наглядный пример такого рода рассуждений. Некоторые люди утверждают, что массовые расстрелы являются результатом проблем с психическим здоровьем. Другие утверждают, что массовые расстрелы являются результатом плохих законов, касающихся контроля над оружием. Фактически, обе проблемы, как было показано, играют роль. И несколько других факторов также были вовлечены в эту сложную социальную проблему.