Стили Руководства и Популярные Классификации
Аудиоверсия:
Правильно руководить проектом нужно уметь. От лидерских качеств менеджера, стиля его руководства и манеры общения с членами команды зависит успех всех начинаний.
Быть лидером – значит, меньше думать о своих нуждах; больше – о нуждах людей, при этом правильно ставить задачи по управлению проектами.
Подходов к стилям руководства много – сколько менеджеров, столько и стилей. Ведь каждый руководитель уникален и обладает определенными лидерскими качествами. Однако не стоит экспериментировать с методами и пробовать что-то новое ежедневно – это ведь не одежда. Полезным и правильным будет адаптироваться под отдельную ситуацию, требования и условия.
В статье описываются:
На самом деле, выделяют разные стили руководства. И говоря о какой-либо классификации, нужно знать, какой критерий брался в качестве основного. В статье мы рассмотрим далеко не все классификации. Однако выбор пал на такие, которые могут найти применение в большинстве ситуаций.
Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином. Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.
1. Авторитарный стиль руководстваДанный стиль управления характерен для лидеров, которые при принятии решений не советуются с членами команды, даже несмотря на то, что их вклад может быть действительно ценным. Такой метод и стиль управления эффективны в ситуациях, когда необходимо быстро принять решения, но мнение команды не нужно.
Авторитарный стиль отличается жестким руководством. Работа выполняется за счет жестких поручений и распоряжений. Зачастую это приводит к деморализации сотрудников, прогулам и текучке кадров.
2. Либеральный стиль руководстваПри таком стиле руководства лидер предоставляет своей команде свободу действий в работе, а также при необходимости обеспечивает поддержкой и советами.
Подчиненные же сами устанавливают себе сроки выполнения задач.Либеральный стиль со стороны руководителя повышает степень удовлетворенности своей работой у сотрудников. И в этом кроется угроза: члены команды могут принять невмешательство руководителя за равнодушие, нерационально использовать время и т.д. Самомотивации в таком случае может быть недостаточно для эффективного выполнения работы.
К слову, данный стиль также может проявляться у лидеров, не имеющих контроля над своими делами, а значит, и контроля над делами подчиненных.
3. Демократический стиль руководстваВсе решения принимаются руководителем вместе с членами его команды, которые вовлечены в процесс принятия решений. Менеджеры поощряют креативность, и, как правило, степень вовлеченности подчиненных во все процессы и проекты высока.
При таком подходе у членов команды преобладает высокая степень удовлетворенности от своей работы и повышенная продуктивность.
Демократический стиль управления подразумевает высокую степень умения руководить, иначе при большой свободе действий некоторые сотрудники могут либо нерационально пользоваться временем, либо и вовсе пытаться взять руководство в свои руки.
Управленческая решетка Блэйка-МоутонаЭта концепция была разработана в Университете штата Огайо. Затем в 1964 году в нее внесли изменения и, собственно, популяризировали специалисты в теории менеджмента Роберт Блэйк и Джэйн Моутон.
Если говорить в наиболее общих словах, то в этой теории описываются 5 стилей руководства. Они базируются на заботе о людях и заботе о производстве/задачах.
1. Примитивное руководствоРуководитель прилагает минимум усилий для налаживания заботы о людях и эффективного производства. У такого лидера минимальная заинтересованность в том, чтобы члены команды получали удовлетворения от работы. В результате в проекте/организации преобладают высокая степень неорганизованности, а сроки выполнения задач не соблюдаются.
Самому же менеджеру также свойственна неэффективность и желание просто сохранять должность.
2. Авторитарное руководствоПри таком стиле управления менеджеру характерны забота о производстве и отсутствие заинтересованности в своих подчиненных. Он отличается высоким уровнем ответственности, интеллекта и наличием организаторских способностей.
Между руководителем и членами команды сохраняется дистанция. При этом менеджер полагает, что эффективность работы зависит от строгой организации, и максимально возможно
На короткой дистанции такой стиль руководства может повысить производительность команды. На длинной же — из-за жесткой политики и процедур это приводит к недовольству со стороны членов команды.
3. Производственно-социальное руководствоДостаточно сбалансированный стиль, при котором менеджер добивается компромисса – баланса между эффективностью работы и заботой о нуждах сотрудников. Такого лидера отличает прогрессивность взглядов, обсуждение решений с командой, заинтересованность в успешном завершении проекта.
Однако менеджеры с таким стилем руководства не настаивают на новых критериях достижения целей, что зачастую приводит к средним результатам. Более того, характерны ситуации, когда не все нужды производства и сотрудников полностью соблюдаются.
4. Социальное руководствоРуководитель много внимания уделяет заботе о сотрудниках и мало – заботе о задачах и производстве. При таком подходе они работают в теплой атмосфере, приятном и дружеском окружении. Менеджер считает, что именно такой подход создает условия для самомотивации и усердного труда.
Однако слабый акцент на задачах часто создает препятствия для высокой производительности, что приводит к спорным результатам.
5. Командное руководствоДанный стиль управления в менеджменте характеризуется значительным акцентом на производстве и нуждах членов команды. Лидер знает, что предоставление более широких возможностей, преданность делу, доверие и уважение, а также вовлеченность в процессы принятия решений – важнейшие моменты для создания командной атмосферы. Это, по его мнению, автоматически приводит к высокому уровню производства и удовлетворения работой.
Создатели классификации считают этот стиль руководства наиболее оптимальным.
Теория Х и теория YВ 1960-е американский социальный психолог Дуглас Макгрегор предложил теорию X и Y, в которой говорилось о мотивации людей и управленческом поведении.
Теория XМетод руководства основывается на том, что все сотрудники ленивы, избегают ответственности без дополнительного поощрения, и их требуется побуждать к работе. Из-за этого менеджер вынужден пристально следить за ними.
Такие руководители изначально не доверяют членам команды. Соответственно, все это негативно влияет на моральный дух и производительность членов команды.
Теория YПри таком стиле руководства менеджер считает, что у сотрудников есть амбиции и внутренние стимулы работать. Руководитель доверяет членам своей команды и полагает, что они получают удовольствие от выполняемых задач.
Согласно этой теории, сотрудникам нужно предоставлять свободу действий и не навязывать большое количество правил. Работая по мере своих возможностей, они знают, как продуктивно работать.
6 эмоциональных стилей руководстваДанная классификация была предложена американским писателем и психологом Дэниелем Гоулманом, который специализировался на психологии. В свое время его книга «Эмоциональный интеллект» более полутора лет находилась в списке бестселлеров New York Times.
В своей следующей книге «Эмоциональное лидерство» автор описывает 6 различных методов управления.
1. Визионерский стиль руководстваПодходит в ситуациях, когда необходимо обозначить общие цели для группы, а также когда необходимо задать новое направление развития. При этом менеджер очень ярко описывает, какая задача стоит перед всеми, и какая цель преследуется.
Гоулман отмечает, что при таком подходе руководители обозначают направление, но не указывают методы. Поэтому членам команды дается свобода действий для придумывания новых идей и проведения экспериментов.
2. Наставнический стиль руководстваПри таком подходе руководитель фокусируется на развитии членов команды, показывает, как можно улучшить их производительность. При этом он старается объединить личные цели каждого сотрудника с целями проекта в частности или организации в целом.
По мнению автора, наставничество дает хорошие результаты с подчиненными, которые проявляют инициативу и желание профессионально развиваться. Однако это может привести и к обратному эффекту: члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг и проводить контроль исполнения поручений руководителя. Как результат, может пропасть уверенность в своих силах.
3. Аффилиативный стиль руководстваУправление командой проекта и гармония внутри него путем сближения ее членов — вот на чем здесь делается акцент. Автор утверждает, что такой метод обладает достаточной ценностью, когда нужно повысить мораль команды, улучшить коммуникацию и восстановить доверие. Однако стоит быть осторожным, поскольку производительность может отойти на второй план.
4. Демократический стиль руководстваДанный стиль управления основывается на знаниях и навыках членов команды, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Наилучшим образом такой метод подходит в ситуациях, когда направление развития еще не ясно, и лидеру необходимо собрать воедино мнения всех сотрудников.
Демократический метод базируется на коллективном принятии решений. Однако он может иметь разрушительные последствия в кризисные времена, когда требуется быстрое принятие решений.
Руководитель задает высокие стандарты производительности. У него присутствует навязчивая идея, что все можно делать лучше и быстрее. Этого же он и требует от членов команды.
Гоулман предупреждает, что такой метод управления стоит применять весьма умеренно, поскольку он может подорвать мораль, а сотрудники будут думать, что они неправильно выполняют задачи. Автор также приводит данные, что зачастую такой стиль плохо влияет на коллектив.
6. Командующий стиль руководстваКлассический подход военного руководства. Возможно, он используется чаще других, но при этом он наименее эффективен. Руководитель никак не хвалит членов команды, а наоборот, критикует. Поэтому сотрудники не удовлетворены работой.
Автор утверждает, что метод может быть эффективным только в кризисный момент, когда необходимо срочно улучшить ситуацию.
Любопытно, что сегодня даже армии многих стран признали этот стиль управления достаточно неэффективным, в том числе для управления задачами сотрудников.
Эффективный стиль руководства + инструмент для управления проектами = успешное завершениеУметь управлять командой проекта – хоть и значительная, но все же часть работы менеджера. Ему также необходимо грамотно управлять всеми процессами: назначать задачи и следить за прогрессом их выполнения, ставить сроки, уметь налаживать управление ресурсами и многое другое. А еще важно командное взаимодействие в рамках одного онлайн инструмента.
Все это можно найти в диаграмме Ганта.
Планируйте проекты и руководите командой с помощью онлайн диаграммы Ганта.
Попробуйте бесплатноУправлять командой в инструменте довольно просто. Поставив задачу, менеджер будет осведомлен о ее сроках и прогрессе выполнения, о задействованных ресурсах и зависимостях между задачами.
Руководитель будет знать обо всем, что происходит на проекте, благодаря оповещениям в режиме реального времени. У него также есть возможность просматривать историю изменений и отменять действия, которые были случайно выполнены.
Кроме того, все задействованные в проекте участники могут оставлять комментарии под задачами и прикреплять к ним файлы. Командное взаимодействие в онлайн диаграмме Ганта удобное и эффективное.
Подытожим
Как правило, для успешного управления проектом используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс. Именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на успешное завершение проекта.
А как вы управляете проектом? Какой стиль руководства предпочитаете вы?
5 6 голоса
Рейтинг статьи
Стили управления — Блог Platrum
Содержание
- Авторитарный стиль управления
- Демократический стиль управления
- Либеральный стиль
В коллективе руководитель выступает в роли ведущего. Он определяет целенаправленность работы, подбор кадров и психологический климат. Для того чтобы подчиненные достигали поставленных целей, руководитель оказывает на них влияние. Его можно оказывать разными способами.
В зависимости от того, как руководитель ведет себя по отношению к сотрудникам, определяют стиль руководства. Встречается мнение, что тот или иной стиль управления лучше или хуже. Но в зависимости от ситуации, тот или иной стиль может быть неприемлем и навредит компании. Рассмотрим классические стили управления и то, как они применимы на практике.
Авторитарный стиль управления
Характеризуется требовательностью, жесткостью и строгим контролем. Важную роль играет трудовая дисциплина в коллективе. Этот стиль направлен на решение задач и приводит к росту показателей. При авторитарном стиле решения принимает только руководитель, ни с кем не советуясь, не принимая ничьих мнений и не опираясь на советы коллектива.
Рассмотрим ситуации, когда необходимо прибегнуть к такому стилю управления.
1. Новый коллектив. При управлении новым, недавно сложившимся коллективом нужен руководитель, который задает курс и принимает решения.
Например, открывается новый ресторан, куда набрали официантов, барменов, хостес. В таком случае руководителю не нужно советоваться с коллективом о пути развития бизнеса или спрашивать мнение сотрудников по тому или иному вопросу. Сотрудники не готовы проявлять инициативу. Они еще не определились со своим положением в организации. Им необходимы четкие действия управляющего, которые помогут им адаптироваться. В новом коллективе от руководителя требуется авторитарный стиль руководства — когда он даёт готовые решения и ждет их выполнения от подчиненных.
2. Кризисные ситуации. Представьте себе, что упали продажи, или в ресторане нет посетителей. Должен ли управляющий собирать коллектив на совещания, чтобы найти решения? Конечно нет. Руководитель берет на себя ответственность и принимает решение о том, куда будет двигаться компания. Он озвучивает коллективу план и задает общее направление. Когда руководитель не действует, компания оказывается в затяжном кризисе. В таких ситуациях, лучше поменять руководство и поставить у руля авторитарного управленца. Такие меры вернут компании продажи и клиентов.
3. Низкая мотивация коллектива. Ситуации, когда сотрудники приходят на работу, чтобы получить зарплату, отсидеть день и пойти домой. В таком коллективе нужны четкая постановка и контроль выполнения задач.
Минус авторитарного стиля управления — это избегание сотрудниками общения с непосредственным руководителем и потеря сильного наставника.
Демократический стиль управления
Опирается на совместность принятия решений, сознательность, доверительные отношения, оповещение сотрудников, самоорганизованность, ответственность, стимулирование, открытость, нацеленность не только на решение задач, но и выбор путей их достижения.
При демократическом стиле решения принимаются в формате обсуждения. Руководитель периодически выносит на обсуждение вопросы. Решение принимается в результате совместного обсуждения. Такой стиль управления работает в стабильных компаниях с мотивированным коллективом. Используйте этот стиль управления в стабильных компаниях со слаженным коллективом Так персонал почувствует уважение со стороны руководителей, свою значимость и ценность.
Либеральный стиль
Для этого стиля характерно равнодушие и безынициативность руководителя, низкая требовательность, плохая дисциплина, отсутствие контроля над сотрудниками, предоставление свободы действий. Либеральный стиль характеризуется тем, что руководитель по сути решение не принимает. Он либо передает решения от вышестоящего руководства, либо отдает функцию принятия решений сотрудникам.
Либеральный стиль часто критикуют за попустительство и отсутствие руководства. Но он подходит для управления максимально профессиональным коллективом. Это должны быть ответственные специалисты в своей области.
Стили управления позволяют влиять на подчиненных, чтобы они делали то, что нужно руководителю в данный момент. Чем хуже ситуация в компании, чем ниже мотивация сотрудников и чем менее профессионален коллектив, тем авторитетнее должен быть стиль управления руководителя. Чем профессиональнее и мотивированнее команда, тем ниже уровень контроля .
В зависимости от ситуации, руководителю нужно менять стиль управления. Бывает, что руководитель занимает одну позицию и находится только в ней. Слишком мягкая позиция начальника в кризисные времена, даст повод для найма более собранного и жёсткого руководителя. Бывает, что сотрудники профессионально растут, но получают инструкции по мельчайшему делу. Появляется ощущение, что коллективу не доверяют и не ценят. Так можно демотивировать самую лучшую команду.
Идеально варьировать стили управления и выбирать поведение в зависимости от ситуации, в которой находится компания и команда.
Также читайте: Как принимать управленческие решения
Стили лидерства Часть 1: Авторитарное лидерство
Ян Бринн, Расширение Мичиганского государственного университета —
В этой серии из четырех статей будут рассмотрены четыре различных стиля руководства и то, как стиль может повлиять на группу в достижении цели. Часть 1 посвящена авторитарному или диктаторскому лидерству.
В этой серии из четырех частей Университета штата Мичиган мы рассмотрим четыре различных стиля лидерства: laissez faire, демократический, слуга и диктатор. Это первая статья в серии, в которой будут рассмотрены различные стили лидерства при работе с более молодой аудиторией и то, как стиль может повлиять на группу при достижении цели. В части 2 обсуждается демократическое лидерство, в части 3 основное внимание уделяется laissez-faire лидерство и часть 4 исследует лидерство слуги.
Помимо четырех основных стилей лидерства, можно исследовать и другие, в том числе: транзакционный, трансформационный, харизматический, бюрократический и автократический. Лицам, занимающим руководящие должности, важно знать, какой стиль лучше всего подходит для данной ситуации и для группы, которую они возглавляют.
Первый тип лидерства — авторитарный или диктаторский. Авторитарный лидер правит с полной властью. Этот стиль не дает возможности для участия участников; лидер принимает все решения, важные знания хранятся при себе, и они устанавливают законы. Примеры такого стиля руководства можно увидеть в армии, мафии или уличной банде. Авторитарное лидерство также может присутствовать в ситуациях, когда существует «клика власти», в которой члены клики считают, что имеют более высокий статус, чем другие, и считают, что они должны отдавать приказы, чтобы добиться цели.
Когда необходимо принять срочное решение, зачастую наиболее эффективным является использование диктаторского (авторитарного) стиля руководства. При принятии срочных решений нет времени на вклад участников или творческий подход к решению проблем, как в других стилях лидерства. Этот стиль также может быть эффективен, когда группа вышла из-под контроля и не прилагает никаких усилий для достижения определенной цели. Если безопасность группы или других людей является основным фактором, когда необходимо принять срочные решения или когда важные дела должны быть выполнены определенным образом, диктаторский стиль лидерства является отличным стилем для реализации.
Размышляя о диктаторском правлении, на ум могут прийти немецкий диктатор Адольф Гитлер или Иосиф Сталин, лидер Советского Союза. Некоторые молодые люди могут даже сказать, что их тренер или родитель дома — диктаторы. Однако знание того, как и когда необходим авторитарный стиль руководства, может помочь молодежи задуматься о других лидерах, использующих этот стиль: как насчет врача в отделении неотложной помощи, тренеров в решающий момент игры или родителей в опасной для жизни ситуации? Зная, когда нужна диктатура, молодежь может выбрать правильный необходимый стиль руководства.
Для молодежи, заинтересованной в получении дополнительной информации о стилях лидерства, Мичиганский отдел развития молодежи 4-H недавно выпустил новый увлекательный учебный курс по глобальному лидерству: 4-H Backpack to Adventure: Youth Leaders in a Global World (4h2643). Учебная программа 4-H по глобальному лидерству поможет волонтерам, родителям/опекунам, специалистам и другим педагогам молодежи в развитии знаний и навыков, необходимых им для того, чтобы стать молодежными лидерами в глобальной среде. 138-страничное издание доступно в печатной и электронной версиях на сайте MSU Extension Bookstore (электронная версия поставляется на USB-накопителе).
Одно из занятий, предлагаемых в этой учебной программе, называется Свинец в стиле : Скульптуры из клейкой ленты . Эта гражданская деятельность предоставляет возможность практического обучения для создания команды и может помочь участникам узнать больше о четырех распространенных стилях лидерства. Для получения дополнительной информации о других возможностях обучения 4-H и программах 4-H свяжитесь с местным округом MSU 9.0026 Дополнительный офис.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension. msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Плюсы и минусы авторитарного стиля руководства
Опубликовано 26 июля 2022 г., 20:07
Стили лидерства — это больше, чем выбор белого и черного, и сегодня мы поговорим об авторитарном стиле лидерства, который несколько лет контролировал мир управления лидерством. назад.
При таком стиле управления все решения, административная сетка и отношения подчиненных проходят только через лидеров, а все необходимые сопутствующие детали являются частью обязанностей руководства.
В этом сообщении блога мы познакомим вас с авторитарным стилем руководства, а также с плюсами и минусами авторитарного лидерства, чтобы помочь вам создать идеальный стиль лидерства в соответствии с вашим бизнесом.
Определение авторитарного стиля лидерства:
Авторитарный стиль лидерства также известен как автократический стиль лидерства, поскольку этот термин впервые был определен Дэниелом Гоулманом в 2002 году в его книге «Первобытное лидерство» как строгое и принудительное лидерство. , что является противоположностью демократическому стилю.
Более того, авторитарные лидеры ожидают от любого члена команды полного подчинения; кроме того, стремятся также все контролировать, принимать все решения самостоятельно, поскольку они не используют руководящие принципы, которым должны следовать члены своей группы; вместо этого они обычно точно сообщают своим сотрудникам, каковы рабочие процедуры, когда и как они должны это делать, без какого-либо открытого окна для каких-либо личных консультаций с подчиненными в авторитарном стиле руководства.
Плюсы авторитарного стиля лидерства:
Как мы упоминали ранее, автократическое лидерство заключается в том, что лидеры принимают все практические решения. Хотя слишком много новых бизнес-теорий не принимают то, что называется авторитарным стилем лидерства в 2022 году, этот авторитарный стиль руководства также имеет свои уникальные характеристики, на которых следует сосредоточиться: будучи ответственным за авторитарный стиль руководства, лидер будет принимать решения быстрее, поскольку ему обычно не нужно консультироваться или принимать совместное решение с другими людьми в организации, прежде чем действовать.
— Четкая цепочка подчинения:
Это большое преимущество авторитарного лидерства, особенно при открытии собственного бизнеса, поскольку каждый человек будет знать, кто находится на вершине властной структуры, и дотянется до авторитарной руководителями напрямую, экономя время и ускоряя рабочий процесс для каждой задачи.
— Повышение производительности:
Принятие всех решений одним видным авторитетным самодержавным лидером придаст всем им один тип. При этом все решения будут бесконфликтны с предыдущими решениями, так как все их принимает один опытный самодержавный руководитель.
— Уменьшить вероятность ошибок:
Когда один лидер принимает все руководящие решения, тогда ряд решений будет иметь смысл, главным образом потому, что автократический лидер контролирует всю политику надлежащего обучения и диктует правила и ситуации , кроме того, управляет полными показателями и указанными результатами.
— Уменьшить нагрузку на коллег по работе:
Другие редко или никогда не почувствуют необходимости принимать эффективные решения, когда авторитарные лидеры, по сути, берут под свой контроль абсолютные решения, вопросы, потребности и идеи, управляемые в авторитарный подход к руководству.
Минусы авторитарного стиля руководства:
Конечно, есть некоторые недостатки, связанные с авторитарным стилем руководства и тем, как лидеры будут управлять процессом в автократических организациях без каких-либо разрешительных документов:
— Отсутствие культуры взаимодействия :
Авторитарные лидеры будут контролировать все большие и малые управленческие решения в любой критической ситуации, поэтому у работников не будет возможности участвовать в мозговых штурмах или любых других культурных мероприятиях по взаимодействию.
— Сотрудники будут чувствовать себя непривязанными:
При авторитарном стиле руководства рабочие будут чувствовать себя недоверчивыми и непривязанными к компании, поскольку их не просят высказываться, высказывать свое мнение или думать вместе с авторитарным лидером, поэтому им может казаться, что они теряют различные черты, характеризующиеся тем, что они являются только негативными деятелями.