Причины агрессивного поведения подростков и способы его профилактики
Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, встрече с детской Агрессией. Наблюдая за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, психологи выявили несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии.
Агрессия при гиперактивности.
Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребёнка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие для его уровня зрелости требования. Ребёнок не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. для него мир — это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало». В этом случае необходимо сотрудничество учителя, психолога, родителей, а также психоневролога
Агрессия лидерства.
Этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением ребёнка к лидерству и власти (и несогласием с ролью «второго плана»), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой учителей и родителей), нарушением дисциплины. Иногда — это реакция ребёнка на авторитарный стиль, процветающий в семье. Властное поведение может быть также компенсацией нереализованной потребности в любви и признании.
Воспитательные воздействия взрослых при подобной агрессии должны быть направлены в первую очередь на развитие эмпатии (т.е. способности к сопереживанию).
Агрессия демонстративности.
Ребёнок постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причём любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя.
Он может принимать роль клоуна, «супермена», умника и пр. Когда родители не замечают ребёнка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, и если это происходит часто, такое поведение закрепляется.
Агрессия демонстративности зачастую является следствием того, что в детстве ребёнок ощущал дефицит любви и внимания.Взрослым в этом случае следует поощрять положительное поведение ребёнка, а вызывающее по возможности игнорировать.
Агрессия мести.
Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это — способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Такое поведение может быть следствием того, что ребё нок растёт в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным. Дети, склонные к агрессии мести, как правило, не верят в доброту, но при этом нуждаются в ней. Поэтому взрослый может попытаться найти «ключик» к такому ребёнку, проявляя к нему внимание и заботу без всяких условий.
На пример, боясь насекомых, человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден.
Обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с трусливостью, поэтому коррекция поведения невозможна без работы со страхами. В этом случае тоже необходима помощь психолога. Взрослые помогают ребёнку отрефлексировать страхи «как нормальное Явление» и затем составить «арсенал» возможных реагирований на них.
Агрессия тревоги.
Дети, как правило, не осознают, в чём источник их тревоги, они ощущают, что их «что-то гнетёт», «что-то плохо», что-то «не так». Например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени у телевизора, компьютера. Иногда агрессия направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, пере даче слухов, «страшной» информации, недовольстве «всеми и вся»..
Усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы избавить ребёнка от состояния тревожности. Этому способствуют доверительные беседы на те мы, касающиеся его отношений с одноклассниками, его успеваемости, его от ношения к себе и т. д.
Агрессия вины.
Чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить). Если это мать или отец и ребёнок не может себе позволить агрессию по отношению к родителям, он направляет её на младшего брата, на кошку или на другой, как правило, беззащитный объект. Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или само разрушающего поведения.
Такого рода агрессию можно предупредить, если взрослые будут помнить о своей ответственности при использовании обвинений в качестве воспитательных мер.
Агрессия низкой самооценки.
Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издёвок по отношению к ребёнку. Такие дети нуждаются в чутком и тактичном к себе отношении. Помочь ребёнку осознать свои сильные стороны, поверить в себя, в силу своего духа, а также увидеть других могут взрослые — учителя и родители.
Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей
- Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст)
- Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности — трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.
- Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
- Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».
- Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
-
Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
- Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.
- Агрессия — это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача — направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.
Как помочь агрессивному ребёнку?
Формирование способности к эмпатии, доверию сочувствию, сопереживанию
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.
Как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
«Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми»
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
Выводы.
Таким образом, агрессивное поведение несовершеннолетних не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого важно знать его причины и найти адекватные меры воспитания личности, обучающие общению и решению проблем.
формы, причины, профилактика – Семья и школа
В подростковом возрасте дети зачастую становятся эмоционально нестабильны. Психологи связывают это с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. Но в некоторых случаях перепады настроения могут принимать радикальные формы и перерастать в агрессию. Бунтарство может привести ребенка в деструктивные сообщества и, как следствие, к правонарушениям.
О факторах, которые могут спровоцировать агрессивное поведение подростков, а также о том, почему интернет не является самой главной опасностью в жизни ребёнка, рассказали специалисты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно со старшим научным сотрудником лаборатории когнитивных исследований Кириллом Хломовым.
Основные причины подростковой агрессииДля подросткового возраста характерно рисковое поведение. Один из маркеров, который на это указывает, – высокая смертность по причинам, не связанным с заболеваниями именно в этот возрастной период. Рисковое поведение тесно связано с агрессией. Также оно может быть связано с депрессивными и негативными эмоциональными состояниями.
Если мы понимаем агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам, и в целом существованию человека в обществе, то одна из причин агрессивного подросткового поведения может быть объяснена фрустрационной теорией агрессии. В соответствии с этой теорией в тот момент, когда подросток испытывает фрустрацию, связанную с устойчивой неудовлетворённостью его физических и психологических потребностей, эти переживания способствуют агрессивному поведению.
Также на выраженность и на форму агрессивного поведения будут влиять биологические и социальные факторы. Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и установками, высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции.
Как правильно работать с подростковой агрессией?Существуют разные формы агрессивного поведения подростков. По классификации А. Басса, были выделены такие формы:
- физическая;
- косвенная;
- негативизм;
- зависть;
- ненависть к окружающим;
- подозрительность;
- вербальная агрессия;
- манипуляции при помощи чувства вины.
Конкретных форм агрессивного поведения существует огромное множество. И в работе с подростковой агрессией все зависит от того, с какой формой мы планируем работать. В каждом случае важно понимать, что агрессия не возникает сама по себе, всегда есть социальный контекст, в котором она проявляется.
Есть ситуации, в которых агрессия объективно может быть чем-то необходимым, например, в спортивных соревнованиях по боксу. В этом конкретном случает физическая агрессия легализована. Если подросток был вовлечен в деструктивную деятельность, но потом переключился на спортивное поведение, то это тот случай, когда происходит преобразование антисоциальной агрессии в просоциальную.
Второе, что мы обязательно рассматриваем для работы с подростковой агрессией, это социальная среда, в которой ребенок находится. Сюда входит и семья, и школа, и то окружение, в котором растет подросток вне дома.
Все эти факторы сильно влияют на формирование агрессивного поведения. От них зависит, в какой форме оно проявится. Учитывая вышеперечисленные факторы, необходимо вести комплексную педагогическую, психологическую и социальную работу, направленную на развитие соответствующих социальных компетенций и формирование адекватного поведения.
Каким образом подростковая агрессия находит выход в молодежных субкультурах?Одной из важных задач в подростковом возрасте является построение отношений со сверстниками и эксперименты с социальными ролями. Очень много потребностей и задач подростки реализуют в общении со сверстниками.
Имеющее в том числе и социальную природу агрессивное поведение сильно зависит от отношений со сверстниками и факторами социальной среды. Социальное развитие подростка происходит в школе, однако если ребенок не находит там возможностей для этой реализации, он ищет другую территорию для решения этой задачи. Как показывает практика, дети, принимающие активное участие в школьной жизни, в школьных мероприятиях, в меньшей степени оказываются вовлечены в деструктивные сообщества.
Если подросток не находит признания и понимания среди сверстников, не может выстроить с ними отношения, в которых он особенно нуждается в подростковом возрасте, риск быть вовлеченным в какую-либо субкультуру, где он будет самоутверждаться через агрессию и деструктивное поведение, может возрастать.
Какие именно субкультуры способствуют большему развитию агрессии у подростков?Здесь нельзя выделить какую-то одну определенную субкультуру. Есть несколько криминальных субкультур или субкультуры, связанные с «околофутбольной» средой.
Субкультура – это лишь форма для выражения агрессии. Она может способствовать тому, что агрессия будет направлена против чего-то или кого-то, предлагает некоторую цель. Она способствуют тому, что агрессивное поведение становится антисоциальным, но не является причиной возникновения агрессивного поведения.
На чем должна быть основана профилактика подростковой агрессии?Эффективная профилактика в первую очередь должна быть основана на хорошо выстроенной и динамично меняющейся системе социальной работы, педагогических и психологических воздействий. Эта система должна включать в себя множество элементов, одни из которых связаны с социальными сетями, с поведением в интернет-пространстве, другие – с социально-педагогическими службами в школах, третьи – с социальной и психологической работой с семьей, четвёртые – с доступностью психологической, психиатрической и медицинской помощи, пятые – с судебной и правоохранительной системами.
Все эти элементы должны выстраиваться в одну систему и сохранять возможность взаимодействия и сотрудничества и динамичных изменений. Невозможно разработать одну единственную профилактическую программу агрессивного поведения, внедрить ее, и она будет 20 лет приносить результаты. Система профилактики рискового поведения требует модификации каждые несколько лет, так как и общество тоже меняется достаточно быстро.
Верно ли считать, что интернет негативно влияет на развитие личности подростка?Интернет – это глобальное явление в человеческой жизни, которое имеет положительные и отрицательные стороны, как и любое другое явление такого масштаба. Если рассматривать различные научные исследования, мы увидим, что нет однозначного негативного влияния интернета на развитие подростков. Неудачными оказываются крайности: когда ребенок совсем не пользуется гаджетами, он оказывается близок к социальному исключению, а также когда ребенок чрезмерно пользуется интернетом, возникает зависимость. И то, и другое начинает негативно влиять на его развитие.
Однако сам интернет не может быть источником рисков, он может их только усиливать, предлагать формы для рискованного поведения, делать их доступнее. В отдельном случае подросток может встречаться с агрессивным поведением других людей: интернет также является социальной средой, и ребёнок может стать жертвой мошенников или кибербуллинга. Подробнее о кибербуллинге читайте здесь.
Но основными источниками угроз, которым подвержен подросток, в том числе и в виртуальном мире, могут быть, например, неудовлетворённые потребности в общении и развитии, близкая социальная среда, семья и школа, в которой он находится, структура его личности и умение справляться со стрессом.
Если Вам понравилась статья, предлагаем её оценить:
факторов, влияющих на агрессивность среди девочек-подростков: подход к моделированию структурными уравнениями
Ранняя подростковая агрессия: анализ гена × окружающей среды × вмешательства. Дж. Юноша-подросток. 2015; 44: 581–597. doi: 10.1007/s10964-014-0198-4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Ye P., Huang Z., Zhou H., Tang Q. Музыкальное вмешательство для снижения агрессивного поведения у детей и подростков: мета- анализ. Лекарство. 2021;100:e23894. doi: 10.1097/MD.0000000000023894. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Хейнс П.Л., Бутзин Р.Р., Смит Л., Казинс М., Стивенс С. Сон и агрессия у подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами: результаты интегративного поведенческого исследования. пилотная программа лечения сна. Спать. 2006; 29: 512–520. [PubMed] [Google Scholar]
4. Креспо-Рамос С., Ромеро-Абрио А., Мартинес-Феррер Б., Муситу Г. Психосоциальные переменные и открытое школьное насилие среди подростков. Психосоц. Интерв. 2017;26:125–130. doi: 10.1016/j.psi.2017.05.002. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
5. Ким Дж. В., Ким Х. Дж. Взаимосвязь между детской агрессией, темпераментом, домашней средой и школьной адаптацией. Дж. Чайлд. Эду. 2007; 16:85–93. [Google Scholar]
6. Хейдзоми Х., Надриан Х. Что определяет психологическое благополучие иранских девочек-подростков? Воспринимаемый стресс может затмить все детерминанты. Продвижение здоровья. Перспектива. 2018;8:79–87. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Манди Л.К., Симмонс Дж.Г., Аллен Н. Б., Винер Р.М., Байер Дж.К., Олдс Т., Уильямс Дж., Олссон С., Романюк Х., Менса Ф. , и другие. Протокол исследования: Исследование перехода от детства к подростковому возрасту (CATS) BMC Pediatr. 2012;13:160. дои: 10.1186/1471-2431-13-160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Раббани А., Махмуди-Гараи Дж., Мохаммади М., Мотлах М., Мохаммад К., Ардалан Г., Мафтун Ф. Проблемы психического здоровья иранских девушек-подростков и их связь с половым развитием: общенациональное исследование . Акта Мед. Иран. 2012;50:169–176. [PubMed] [Google Scholar]
9. Штраус М.А. Будущие исследования гендерной симметрии в физических нападениях на партнеров. Насилие против женщин. 2006; 12:1086–1097. doi: 10.1177/1077801206293335. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
10. Коллишоу С., Гарднер Ф., Моган Б., Скот Дж., Пиклз А. Объясняют ли исторические изменения в отношениях между родителями и детьми рост проблем поведения среди молодежи? Дж. Ненормальный. Детская психология. 2012;40:119–132. doi: 10.1007/s10802-011-9543-1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Эдалати А., Редзуан М. Физическая агрессия женщин (обзор) Am. J. Sci. 2010;6:227–235. [Google Scholar]
12. Fairchild G., Hagan C.C., Walsh N.D., Passamonti L., Calder A.J. Нарушения структуры головного мозга у девочек-подростков с расстройством поведения. Дж. Детская психология. Психиатрия. 2013; 54: 86–95. doi: 10.1111/j.1469-7610.2012.02617.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Zahn M., Hawkins S., Chiancone J., Whitworth A. Girls Study Group: Charting the Way to Prevention Delinquency for Girls. Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2008. [Google Scholar]
14. Обрадович-Томасевич Б., Сантрич-Миличевич М., Васич В., Вукович Д., Шипетич-Груйчич С., Бьегович-Миканович В., Терзич- Супич З., Томашевич Р., Тодорович Й., Бабич У. Распространенность и предикторы виктимизации и насильственного поведения среди молодежи: популяционное исследование в Сербии. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:3203. doi: 10.3390/ijerph26173203. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Пак С., Чиу В., Вон Д. Влияние физического воспитания, внеклассных занятий спортом и удовлетворенности отдыхом на агрессивное поведение подростков: латентный рост подход к моделированию. ПЛОС ОДИН. 2017: e0174674. doi: 10.1371/journal.pone.0174674. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Денсон Т.Ф., О’Дин С.М., Блейк К.Р., Бимс Дж.Р. Агрессия у женщин: поведение, мозг и гормоны. Передний. Поведение Неврологи. 2018;12:81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Ринневиц Л., Парцер П., Кениг Дж., Берч К., Бруннер Р., Реш Ф., Кесс М. Биоповеденческая проверка парадигмы агрессии Тейлора у девочек-подростков. науч. Отчет 2019; 9:7036. doi: 10.1038/s41598-019-43456-4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Bonell C., Allen E., Warren E. , Gowan J., Bevilacqua L., Jamal F., Legood R., Viner R.M. Влияние вмешательства «Обучение вместе» на издевательства и агрессию в английских средних школах (ВКЛЮЧЕНО): кластерное рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет. 2018;392: 2452–2464. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
19. Buchmann A., Hohmann S., Brandeis D., Banaschewski T., Poustka L. Агрессия у детей и подростков. Курс. Вершина. Поведение Неврологи. 2014; 17: 421–442. doi: 10.1007/7854_2013_261. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Руб М.А. Оценка поведения издевательств/виктимизации среди третьеклассников государственных школ Иордании. Междунар. Дж. Рез. Образовательный 2018;42:337–367. [Google Scholar]
21. Kann L., Kinchen S., Shanklin S., Flint K.H., Hawkins J., Harris W.A., Lowry R., Olsen E.O. Наблюдение за рискованным поведением молодежи — США, 2013 г. Morb. Смертный. Еженедельник 2014; 63:1–168. [Google Академия]
22. Халперн К.Т., Ослак С.Г., Мэри Л., Янг М. Л., Мартин С.Л., Куппер Л.Л. Насилие со стороны партнера среди подростков в романтических отношениях противоположного пола: результаты национального лонгитюдного исследования здоровья подростков. Являюсь. Дж. Общественное здравоохранение. 2001; 91: 1679–1685. doi: 10.2105/AJPH.91.10.1679. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Школьное насилие и издевательства: глобальное состояние и тенденции, движущие силы и последствия. ЮНЕСКО; Париж, Франция: 2018. [Google Scholar]
24. Eaton D.K., Kann L., Kinchen S., Shanklin S., Ross J., Hawkins J., Harris W.A., Lowry R., McManus T., Chyen D., et al. Надзор за рискованным поведением молодежи – США, 2007 г. Наблюдение MMWR. Сумма. 2008; 57:1–131. [PubMed] [Google Scholar]
25. Eaton D.K., Kann L., Kinchen S., Shanklin S., Flint K.H., Hawkins J., Harris W.A., Lowry R., McManus T., Chyen D., et al. . Надзор за рискованным поведением молодежи – США, 2012 г. Наблюдение MMWR. Сумма. 2012; 61:1–162. [PubMed] [Академия Google]
26. Ансари Х., Келишади Р., Корбани М., Мансурян М., Ахади З., Мотлах М.Е., Ардалан Г., Сафири С., Асаеш Х., Мохаммади Р. и др. Связана ли частота приема пищи с психическим расстройством и агрессивным поведением у детей и подростков? исследование CASPIAN IV. Междунар. Дж. Педиатр. 2016;4:2247–2255. [Google Scholar]
27. Эстевес Э., Хименес Т.И., Морено Д. Агрессивное поведение в подростковом возрасте как предиктор личных, семейных и школьных проблем адаптации. Псикотема. 2018;30:66–73. doi: 10.7334/psicothema2016.294. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Салими Н., Карими-Шаханджарини А., Резапур-Шахколай Ф., Хамзе Б., Рошанаи Г., Бабамири М. Агрессия и ее предикторы среди учащихся начальной школы . Дж. Индж. Насилие Рез. 2019;11:159–170. doi: 10.5249/jivr.v11i2.1102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Дженкинс Л.Н., Демарай М.К., Теннант Дж. Социальные, эмоциональные и когнитивные факторы, связанные с издевательствами. Школьный психолог. 2017; 46:42–64. дои: 10.1080/02796015.2017.12087609. [CrossRef] [Google Scholar]
30. Odgers C.L., Moffitt T.E., Broadbent J.M., Dickson N., Hancox R.J. Женские и мужские антисоциальные траектории: от детских истоков до результатов во взрослом возрасте. Дев. Психопат. 2008; 20: 673–716. doi: 10.1017/S0954579408000333. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Кирби Д., Лепор Г. Сексуальный риск и защитные факторы, влияющие на сексуальное поведение подростков, беременность, деторождение и заболевания, передающиеся половым путем: что важно? Что вы можете изменить? Associates и Национальная кампания по предотвращению подростковой и незапланированной беременности; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2007. [Google Scholar]
32. Путаллаз М., Бирман К.Л. Агрессия, антиобщественное поведение и насилие среди девочек: перспектива развития. Гилфорд Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2004 г. Девочки, которые запугивают: перспектива развития и отношений; стр. 90–109. [Google Scholar]
33. Бука С. Л., Стичик Т. Л., Бердхистл И., Эрлс Ф. Дж. Подверженность молодежи насилию: распространенность, риски и последствия. Являюсь. Дж. Ортопсихиатрия. 2001; 71: 298–310. doi: 10.1037/0002-9432.71.3.298. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
34. Карт Н. А., Стаки Б. Д., Савалани Г. М., Литтл Т. Д. Прямая и косвенная агрессия в детстве и подростковом возрасте: метааналитический обзор гендерных различий, взаимосвязей и отношения к дезадаптации. Детский Дев. 2008; 79: 1185–1229. doi: 10.1111/j.1467-8624.2008.01184.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Herrenkohl T.I., Catalano R.F., Hemphill S.A., Toumbourou J.W. Продольное исследование физической и реляционной агрессии как предвестников более позднего проблемного поведения у подростков. Насилие Вик. 2009 г.;24:3–19. doi: 10.1891/0886-6708.24.1.3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Сетте С., Спинрад Т., Баумгартнер Э. Связи между социально-эмоциональной компетентностью итальянских дошкольников, качеством отношений между учителем и ребенком и принятием сверстников. Раннее образование. Дев. 2013; 24:851–864. doi: 10.1080/10409289.2013.744684. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Хеннебергер А.К., Варга С.М., Муди А., Толан П.Х. Функционирование семьи и агрессивное поведение подростков из группы высокого риска: изучение эффектов по этническому признаку. Дж. Юноша-подросток. 2016;45:145–155. doi: 10.1007/s10964-014-0222-8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Xiong R., Xia Y., Li S.D. Воспринимаемая дискриминация и агрессия среди подростков-мигрантов из Китая: модель модерируемого посредничества. Фронт Псих. 2021;12:651270. doi: 10.3389/fpsyg.2021.651270. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Кумар М., Бхилвар М., Капур Р., Шарма П., Пария П. Распространенность агрессии среди школьников в Индии: A Обзор исследования. Ind. J. Youth Adol. Здоровье. 2016;3:39–47. [Google Scholar]
40. Робинсон Т. Применение социально-экологической модели для улучшения потребления фруктов и овощей среди афроамериканцев с низким доходом. J. Общественное здравоохранение. 2008; 33: 395–406. doi: 10.1007/s10900-008-9109-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Саллис Дж. Ф., Оуэн Н., Фишер Э. Экологические модели поведения в отношении здоровья. Здоровье Поведение. 2015;5:43–64. [Google Scholar]
42. Гланц К., Ример Б.К., Вишванат К. Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение: теория, исследования и практика. Джон Уайли и сыновья; Хобокен, Нью-Джерси, США: 2008. [Google Scholar]
43. Круг Э., Мерси Дж.А., Дальберг Л.Л., Цви А.Б. Всемирный доклад о насилии и здоровье. Ланцет. 2002; 360:1083–1088. doi: 10.1016/S0140-6736(02)11133-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Бахтари Ф., Джафарабади М.А., Аллахвердипур Х., Никоохелат С.Д., Нуризаде Р. Объяснение роли факторов личного, социального и физического окружения в физической активности работающих женщин: структурный анализ уравнений. Глоб. Дж. Науки о здоровье. 2013;5:189–199. дои: 10.5539/gjhs.v5n4p189. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Бахтари Ф., Надриан Х., Матлаби Х., Сарбахш П., Бидар М. Личные, межличностные и организационные предикторы способа доставки среди городских женщин: проспективное исследование с социально-экологическим подходом. клин. Нурс. Рез. 2017;28:280–297. doi: 10.1177/1054773817740530. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. ВОЗ . Глобальный план действий по усилению роли системы здравоохранения в национальных многосекторальных ответных мерах по борьбе с межличностным насилием, в частности в отношении женщин и девочек и детей. Всемирная организация здравоохранения; Женева, Швейцария: 2016. [Google Scholar]
47. Дальберг Л.Л., Круг Э.Г. Насилие: глобальная проблема общественного здравоохранения. В: Круг Э., Дальберг Л.Л., Мерси Дж.А., Зв А.Б., Лозано Р., редакторы. Всемирный доклад о насилии и здоровье. Всемирная организация здравоохранения; Женева, Швейцария: 2002. стр. 1–56. [Google Scholar]
48. Басс А., Перри М. Опросник агрессии. Дж. Перс. соц. Психол. 1992; 63: 452–459. doi: 10.1037/0022-3514.63.3.452. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Зивари-Рахман М., Лесани М., Шокухи-Мокаддам С. Сравнение психического здоровья, агрессии и оптимизма между студентами-наркоманами и здоровыми студентами (исследование в Иране). ) Здоровье наркомана. 2012; 4:36–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. Моейни Б., Шафии Ф., Хидарния А., Бабаи Г.Р., Бирашк Б., Аллахвердипур Х. Воспринимаемый стресс, самоэффективность и его связь со статусом психологического благополучия у иранских старшеклассников мужского пола. соц. Поведение Перс. 2008; 36: 257–266. doi: 10.2224/sbp.2008.36.2.257. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Алипур А., Ноорбала А.А. Предварительная оценка достоверности и надежности Оксфордского опросника счастья среди студентов университетов Тегерана. [(по состоянию на 8 сентября 2020 г.)]; Iran J. Psychiatry Clin. Психол. 1999 5:55–66. Доступно в Интернете: http://ijpcp.iums.ac.ir/article-1-1777-en.html. [Google Scholar]
52. Бидаки Р., Мусави С., Башардоуст Н., Сабури Ганнад М., Дашти Н. Индивидуальные факторы социальной приемлемости у пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в Поведенческом консультационном центре Йезд в Иран. Междунар. J. Поведение высокого риска. Наркоман. 2016;5:e22243. doi: 10.5812/ijhrba.22243. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Аламдарло Г., Дехшири Г., Шоджаи С., Хакимирад Э. Состояние здоровья и одиночества пожилых людей, живущих в домах престарелых, по сравнению с теми, кто живет со своими Семьи. [(по состоянию на 22 октября 2020 г.)]; Иран Дж. Старение. 2008 3: 557–564. Доступно в Интернете: http://salmandj.uswr.ac.ir/article-1-90-en.html [Google Scholar]
54. Рассел Д., Пеплау Л.А., Фергюсон М.Л. Разработка меры одиночества. Дж. Перс. Оценивать. 1978; 42: 290–294. doi: 10.1207/s15327752jpa4203_11. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Содани М., Шогаеян М., Нейси А. Влияние групповой логотерапии на одиночество у пенсионеров. Рез. Познан. Поведение науч. 2012;2:43–54. [Google Scholar]
56. Ву Дж. П. Концепции и понимание модели структурных уравнений. Общественная академия Хан Нарэ; Сеул, Корея: 2012. [Google Scholar]
57. Джессор Р. Успешное развитие подростков среди молодежи в условиях высокого риска. Являюсь. Психол. 1993; 48: 117–126. doi: 10.1037/0003-066X.48.2.117. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Колдер К.Р., Мотт Дж.А., Флей Б.Р., Леви С. Связь воспринимаемой опасности соседства с детской агрессией: тест опосредующих механизмов. Являюсь. Дж. Общественная психология. 2000; 28:83–103. doi: 10.1023/A:1005194413796. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Хоули К., Стрэндж М., Бикель Р. Исследование размера школы и успеваемости в бедных сообществах: Информационный центр по сельскому образованию и небольшим школам, Образовательная лаборатория Аппалачей. Ресурсный центр ЭРИК; 2000. [(по состоянию на 22 октября 2020 г.)]. Доступно в Интернете: http://www. ael.org/eric/digests/edorc0010.htm [Google Scholar]
60. Chang L., Liu H., Fung K.Y., Wang Y., Wen Z., Li H. , Фарвер Дж. М. Опосредующее и смягчающее влияние предпочтений учителя на отношения между социальным поведением учащихся и признанием сверстников. Меррил Палмер К. 2007; 53: 603–630. doi: 10.1353/mpq.2008.0006. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
61. Мюррей С., Мюррей К.М., Ваас Г.А. Отчеты ребенка и учителя об отношениях между учителем и учеником: соответствие точек зрения и ассоциаций со школьной адаптацией в классах городских детских садов. Дж. Заявл. Дев. Психол. 2008; 29:49–61. doi: 10.1016/j.appdev.2007.10.006. [CrossRef] [Google Scholar]
62. Лабелла М.Х., Мастен А.С. Семья влияет на развитие агрессии и насилия. Курс. мнение Психол. 2018;19:11–16. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.03.028. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
63. Керестес Г., Резо И., Айдукович М. Связь между привязанностью к родителям и проблемами интернализации в подростковом возрасте: опосредующая роль личности подростка. Курс. Психол. 2019 г.: 10.1007/s12144-019-00210-3. [CrossRef] [Google Scholar]
64. Картал Ягыз А., Кугу Н., Семиз М., Кавакчи О. Взаимосвязь между выражением гнева, образом тела и отношением к еде при социальном тревожном расстройстве. Тюрк Псикиятри. Дерг. 2016;27:15–22. [PubMed] [Google Scholar]
65. Sethi D., Hughes K., Bellis M., Mitis F., Racioppi F., редакторы. Европейский отчет о предотвращении насилия и ножевых преступлений среди молодежи. Всемирная организация здравоохранения; Копенгаген, Дания: 2014. [Google Scholar]
66. Твенге Дж.М., Баумайстер Р.Ф., Тайс Д.М., Штук Т.С. Если вы не можете присоединиться к ним, победите их: влияние социальной изоляции на агрессивное поведение. Дж. Перс. соц. Психол. 2002; 81: 1058–1069. doi: 10.1037/0022-3514.81.6.1058. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Daniels E., Leaper C. Продольное исследование участия в спорте, признания сверстников и самооценки среди девочек и мальчиков подросткового возраста. Половые роли. 2006; 55: 875–880. doi: 10.1007/s11199-006-9138-4. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
68. Келишади Р., Корбани М., Джалалиния С., Шейдай А., Резаи Ф., Арефирад Т., Сафири С., Асаеш Х., Мотлах М.Э. Отсутствие физической активности и сопутствующие факторы у иранских детей и подростков: Обзор нарушений веса исследования CASPIAN-IV. Дж. Кардиовасц. Торак. Рез. 2017;9:41–48. doi: 10.15171/jcvtr.2017.06. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Мохеби Ф., Мохаджер Б., Йоосефи М., Шейдай А., Зокаи Х., Дамерчилу Б., Мехреган А., Шахбал Н. , Резаи К., Хезриан М. и др. Профиль физической активности населения Ирана: исследование STEPS, 2016 г. BMC Public Health. 2019;19:1266. doi: 10.1186/s12889-019-7592-5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. Явузер Ю., Албайрак Г., Киликарслан С. Взаимоотношения между агрессией, самооценкой, одиночеством и депрессией у развивающихся взрослых. Психол. Отчет 2018; 122: 1235–1258. doi: 10. 1177/0033294118784866. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Бхагчандани Р.К. Влияние одиночества на психологическое благополучие студентов. Междунар. Дж. Соц. Наука Гуманит. 2017;7:60–64. doi: 10.18178/ijssh.2017.V7.796. [CrossRef] [Google Scholar]
72. Резан А.Ф. Психологическое благополучие, прогнозирующее одиночество у студентов вузов. Дж. Соц. науч. 2007; 16: 109–118. [Google Scholar]
73. Фиори К.Л., Денкла К. Социальная поддержка и психическое здоровье мужчин и женщин среднего возраста: многомерный подход. J. Старение здоровья. 2012; 24:407–438. doi: 10.1177/0898264311425087. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Фунг А., Герштейн Л., Чан Ю., Энгебретсон Дж. Связь агрессии с тревогой, депрессией, гневом и сопереживанием в Гонконге. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2015; 24:821–831. doi: 10.1007/s10826-013-9892-1. [CrossRef] [Google Scholar]
75. Meyrueix L., Durham G., Miller J., Smalley K.B., Warren J.C. Связь депрессии и агрессии у сельских женщин. J. Health Dispar. Рез. Практика. 2015; 8: 136–144. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
76. Towsend M.C. Психиатрический уход за психическим здоровьем: концепции ухода в научно-обоснованной практике. 6-е изд. Компания Ф. А. Дэвиса; Филадельфия, Пенсильвания, США: 2014. [Google Scholar]
Агрессивное поведение у подростков | PHF.ORG.GE
Процесс развития человека в первую очередь связан с социализацией. Приобретая опыт социального взаимодействия, устанавливая связи с другими, выражая точки зрения, не соглашаясь с другими, проявляя самостоятельность и бросая себе вызов, дети развиваются в индивидуальных взрослых.
Процесс перехода от детства к юности обычно очень чувствителен и иногда бурен. В рамках этого процесса переплетаются противоположные тенденции общественного развития. С одной стороны, для этого сложного периода характерны такие негативные проявления, как личностная дисгармония, изменение устоявшихся интересов, бунтарское поведение по отношению к взрослым и так далее. С другой стороны, есть и положительные стороны, такие как повышение самостоятельности, разнообразие отношений, изменение или расширение сферы интересов, развитие чувства ответственности по отношению к себе и другим и т. д.
Невозможно, чтобы чье-либо существование было спокойным, постоянно гармоничным, «застывшим» и всегда приспособленным к окружающему. Человек находится в динамическом равновесии с окружающим миром, что создает постоянную потребность в адаптации. Если это происходит успешно, в течение определенного времени человек считается здоровым. В противном случае различные формы дезадаптации вызывают соматические и психические заболевания, социальную девиацию. Например, девиантное поведение поиска удовольствия любыми возможными способами (наркотики, алкоголь и т. д.), получение желаемого любыми возможными способами (воровство, воровство и т. д.), самоутверждение через запугивание, принижение и оскорбление других. Именно этот период в жизни подростка определяет всю дальнейшую его жизнь. Характер подростка формируется определенными микросоциальными условиями. Реализация потенциала подростка зависит от его окружения и отношений с людьми, которые важны в его жизни.
Что толкает подростка на насилие и на преступление? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как причин на самом деле несколько. Среди них социальные факторы – насилие в семье, отсутствие воспитания, социальная дифференциация, бедность, безработица, средства массовой информации с их фиктивным или реальным насилием и жестокостью, плохое образование, неполноценное школьное воспитание и т. д. Наряду с этими факторами психосоциальные трудности становление подростком также значимы (повышенная тревожность в период полового созревания, перепады настроения, психическая неустойчивость и др.).
«Трудное» поведение подростков проявляется стремлением к самоутверждению за счет более слабых сверстников или даже взрослых, которым они угрожают, оскорбляют и используют. Подростки обычно угрожают, притесняют и терроризируют для достижения конкретных и часто глубоко эгоистичных целей. У этих подростков есть потребности (такие как общение, самоутверждение, доминирование, а также материальные и сексуальные), которые они не могут удовлетворить доступными им средствами.
Часто родители забывают, что их ребенок вырос и что им нужны дружеские советы и поддержка больше, чем критические или унижающие достоинство замечания. Необходимо отметить, что психотравмирующие высказывания исходят не только от родителей, но и от учителей, врачей, тренеров, учителей танцев и других взрослых. В общении с ребенком взрослым легко занять такую позицию: «Я сказал тебе это сделать, ты не сделал, и теперь ты обязательно будешь наказан». Зачастую у родителя «не хватает времени» интересоваться чувствами ребенка и его личной жизнью. Учителя снимают часть ответственности: «вот такие они дома». Никто не может провести черту для этих детей. Когда детям предоставлено делать все, что они хотят, телевидение, агрессивные компьютерные игры и Интернет получают всю власть и становятся «тайными учителями» детей.
Этот тип воспитания делает ребенка «закрытым». Они чувствуют, что в мире, который им враждебен, нет ни доверия, ни любви, ни понимания. Этот процесс развивается поэтапно. Во-первых, ребенок чувствует враждебность со стороны ближайшего окружения. Затем они берут это чувство и проецируют его на все аспекты своей жизни. Это защитный механизм, который является вредным и фактически патологическим. Ребенок начинает чувствовать себя «опустошенным», он теряет веру в себя и во взрослых, и его перспективы на будущее становятся под угрозой. Это оставляет ребенка, желающего убежать к жизни, независимой от школы и семьи, и взять на себя функциональную роль в обществе. Но как бы выглядела такая жизнь для подростка? Подростку придется идти против правил и обычаев общества, которое их не принимает и не понимает.
Жестокие компьютерные игры, телевидение и другие изображения провоцируют гнев, агрессивное поведение и мысли. Подростки могут захотеть перенести насилие из виртуального мира в реальный. Подросток, сознание которого еще не полностью созрело, хрупок и не может точно уловить границу между виртуальным и реальным миром. В результате они начинают проявлять насилие в реальном мире.
Дети, растущие без внимания или в нестабильной семье, в подростковом возрасте часто прибегают к преступному поведению. Дети из асоциальных семей часто склонны к агрессии в результате хронического насилия. Накопившийся гнев и агрессия высвобождаются на их сверстников. Для этих детей насилие является повседневным явлением, с помощью которого можно решить любую проблему. Когда родители ребенка не заботятся о нем, они начинают думать, что никто в мире не заботится друг о друге. Они не думают о последствиях своего насилия, потому что им все равно. Они знают, что другим все равно, что с ними происходит.
Среди детей, совершающих преступления, есть те, кто растет в «нормальных» семьях. Здесь влияние исходит от среды, в которой они растут, их друзей и людей, с которыми они проводят время. Часто дети, которые свободны после школы, не знают, чем заняться. Все начинается с грубости и грубости по отношению к другим, порчи чужого имущества, а заканчивается воровством, причинением физического вреда другим и убийством. Каково решение этой ситуации? Некоторые считают, что, ужесточив наказание, насилие и преступность среди подростков снизятся. Согласно исследованиям, более строгое наказание и более низкий возраст уголовной ответственности имеют лишь ограниченный эффект.
Самым эффективным и гуманным решением является предотвращение насилия среди подростков. Необходим больший контакт, а не более жесткий контроль. Мы должны задуматься о том, как подросток воспринимает мир, где он прибегает к насилию как к единственному средству решения конфликта со сверстником.
Существуют разные мнения о том, как именно следует предотвращать конфликт, и существует множество различных методов. Первый этап предполагает работу с учителями, школьными консультантами и социальными работниками. Имея дело с подростками, их следует информировать об особенностях их возраста и глубинных причинах их агрессивного поведения. Проведение социально-психологической работы в школах заключается в проведении интересных конкурсов и викторин, которые должны быть направлены на повышение самосознания подростков, развитие их творческих способностей, структурирование жизненных целей, формирование здоровых стремлений и интересов. Студенты также должны быть вовлечены в профессиональные программы и различные спортивные клубы или команды.
Второе состояние касается самого подростка и снятия его внутреннего напряжения при попадании в новую среду. Это чувство беспокойства может быть вызвано отсутствием базовых коммуникативных навыков, боязнью их приобретения и так далее. В ответ на это чувство подростки не принимают социальные нормы. Путем открытого и честного разговора и «антиагрессивных семинаров» подростки должны научиться расслабляться, решать конфликты мирным путем, контролировать свои агрессивные импульсы, страх и тревогу, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Дети, которые являются агрессорами или жертвами жестокого обращения, должны быть вовлечены в процесс, а также любые другие дети, с которыми они обычно контактируют.
Третий этап должен быть направлен на родителей. Им необходимо понять причины проблемы, с которой они сталкиваются. При необходимости нужно изменить отношение родителей к своим детям. Следует использовать специальные учебные планы, чтобы сделать родителей более компетентными в воспитании своих детей.
Вывод: детская и подростковая преступность затрагивает всех детей и подростков. Бесчеловечное и неумолимое поведение подростка, лишенное этики и морали, является отражением его социальной зрелости, за которую взрослые несут полную ответственность. Это проблема не только полиции и социальных работников, но и всего общества. Насилие между детьми и взрослыми в целом является ответом на недостаток внимания и одобрения. Взрослые должны научиться признавать и принимать детей. Построение прочных отношений с подростками должно быть важнее, чем ужесточение нашего контроля над ними.