Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города
Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении.
Отклоняющееся поведение — поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».
Данная тема была нами выбрана потому, что проблема отклоняющегося поведения детей и подростков является одним из основных направлений социально-педагогической деятельности. Общественная важность этой проблемы становится особенно очевидна в наше время. Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем привели к серьезным внутренним конфликтам в обществе. Эти процессы особенно остро сказались на подрастающим поколении. Среди этого слоя населения усилился нигилизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности, резко повысился уровень подростковой преступности.
Ученые пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Таких объяснений несколько. Одни считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу и что криминальный тип, в частности, есть результат деградации на более ранних стадиях эволюции (Ч. Ломброзо). Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, X. Шелдон), аномалиями половых хромосом (Прайс, Уиткин). Третьи находят психологическое объяснение девиации, обосновывая ее дефектами интеллектуальной сферы, дегенеративностью, слабоумием и психопатией, как бы запрограммированностью отклонений (З. Фрейд).
Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска.
В качестве одной из основных причин возникновения девиации среди детей и подростков многие российские и зарубежные ученые выделяют просчеты школы. Условия риска в школе это, во-первых, функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в подмене личностно-ориентированного подхода к ребенку деятельностью по контролю за формальным соблюдением учащимися правил внутришкольного поведения, во-вторых, субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития и, в-третьих, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями.
С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика.
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на:
- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального
- осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;
- обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка
Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
- Решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
- Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
- Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков.
Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования).
Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика — комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
Третичная профилактика — комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.
На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
В отечественной социально-педагогической науке существует понятие педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума (введено В.Г. Бочаровой) — совокупности функций и ресурсов всех социальных институтов, организаций и ведомств конкретной территориальной единицы (двора, микрорайона, города), направленных на обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
Формирование подобной инфраструктуры — одно из самых перспективных направлений в области профилактики отклонений в поведении детей и подростков.Девиантное поведение подростков — причины, симптомы, диагностика и лечение
Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.
Общие сведения
«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.
Девиантное поведение подростков
Причины девиантного поведения подростков
Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:
- Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
- Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
- Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.
Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:
- Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
- Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
- Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.
Патогенез
Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.
Классификация
Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:
- Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
- Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
- Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
- Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
- Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.
Симптомы девиантного поведения подростков
Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.
Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.
В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.
На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).
Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.
Осложнения
При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.
Диагностика
Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:
- Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
- Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
- Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
- Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.
Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.
Лечение девиантного поведения подростков
Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:
- Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
- Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
- Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.
Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.
Расстройство поведения | Johns Hopkins Medicine
Что такое расстройство поведения у детей?
Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение. Он или она может игнорировать основные социальные стандарты и правила. Он или она также может:
- Быть безответственным
- Пропустить школу или сбежать (делинквентное поведение)
- Воруют или делают другие действия, нарушающие права других
- Нанесение физического вреда животным или другим людям, например, совершение нападения или изнасилования
Эти действия иногда происходят вместе. Но один или несколько могут происходить без других.
Что вызывает расстройство поведения у ребенка?
Эксперты считают, что многие факторы играют роль в нарушении поведения. Это:
- Повреждение головного мозга
- Травматическое событие
- Гены
- Жестокое обращение с детьми
- Прошлая школьная неудача
- Социальные проблемы
Некоторые дети с расстройствами поведения, по-видимому, имеют проблемы в лобных долях головного мозга. Это мешает ребенку планировать, держаться подальше от вреда и учиться на негативном опыте.
Некоторые эксперты считают, что ряд травмирующих переживаний приводит к тому, что у ребенка развивается расстройство поведения. Затем эти переживания часто приводят к депрессивному настроению, проблемам с поведением и вовлечению в девиантную группу сверстников.Какие дети подвержены риску расстройства поведения?
Расстройство поведения чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Он также чаще развивается у детей или подростков из семей, которые:
- Неблагополучные
- Дисфункциональное
- Дезорганизованный
Дети с этими проблемами психического здоровья также чаще страдают расстройствами поведения:
- Настроение или тревожные расстройства
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
- Проблемы с обучением
Дети или подростки с трудным темпераментом более склонны к развитию проблем с поведением.
Каковы симптомы расстройства поведения у ребенка?
Большинство симптомов, наблюдаемых у детей с расстройством поведения, иногда возникают и у детей без этой проблемы. Но у детей с расстройством эти симптомы возникают чаще. Они также мешают обучению, приспособлению к школе, а иногда и отношениям ребенка.
Симптомы у каждого ребенка могут различаться. Но 4 основные группы поведения:
Агрессивное поведение
- Запугивающее поведение
- Запугивание
- Физические бои
- Жестокое обращение с другими людьми или животными
- Использование оружия
- Принуждение кого-либо к сексуальной активности, изнасилованию или растлению
Деструктивное поведение
- Умышленное уничтожение имущества (вандализм)
- Поджог
Лживость
- Ложь
- Кража
- Магазинная кража
- Просрочка платежа
Нарушение правил или возрастных норм
- Непосещение школы (прогулы)
- Бежать
- Розыгрыши
- Шалость
- Очень ранняя половая жизнь
Эти симптомы могут напоминать другие проблемы с психическим здоровьем. Убедитесь, что ваш ребенок посещает своего лечащего врача для постановки диагноза.
Как диагностируется расстройство поведения у ребенка?
Детский психиатр или квалифицированный специалист по психическому здоровью может диагностировать расстройство поведения. Он или она будет говорить с родителями и учителями о поведении ребенка и может наблюдать за ребенком. В некоторых случаях вашему ребенку может потребоваться проверка психического здоровья.
Если вы заметили у своего ребенка или подростка симптомы расстройства поведения, вы можете помочь, немедленно обратившись за диагнозом. Раннее лечение часто может предотвратить будущие проблемы.
Как лечить расстройство поведения у ребенка?
Лечение будет зависеть от симптомов, возраста и общего состояния здоровья вашего ребенка. Это также будет зависеть от того, насколько тяжелым является состояние.
Лечение расстройств поведения может включать:
- Когнитивно-поведенческую терапию. Ребенок учится лучше решать проблемы, общаться и справляться со стрессом. Он или она также учится контролировать импульсы и гнев.
- Семейная терапия. Эта терапия помогает изменить семью. Это улучшает коммуникативные навыки и взаимодействие в семье.
- Групповая психотерапия. Ребенок лучше развивает социальные и межличностные навыки.
- Лекарства. Они не часто используются для лечения расстройств поведения. Но они могут понадобиться ребенку при других симптомах или расстройствах, таких как СДВГ.
Как я могу помочь предотвратить расстройство поведения у моего ребенка?
Эксперты точно не знают, почему у некоторых детей развивается расстройство поведения. Могут быть задействованы такие вещи, как травматический опыт, социальные проблемы и биологические факторы. Чтобы снизить риск этого расстройства, родители могут научиться позитивным стратегиям воспитания. Это может помочь создать более близкие отношения между родителями и детьми. Это также может создать безопасную и стабильную домашнюю жизнь для ребенка.
Как я могу помочь моему ребенку жить с расстройством поведения?
Своевременное лечение вашего ребенка часто может предотвратить будущие проблемы. Вот что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку:
- Приходите на все встречи с лечащим врачом вашего ребенка.
- При необходимости примите участие в семейной терапии.
- Поговорите с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка о других поставщиках услуг, которые будут участвовать в уходе за вашим ребенком. Ваш ребенок может получать помощь от группы, в которую могут входить консультанты, терапевты, социальные работники, психологи и психиатры. Группа ухода за вашим ребенком будет зависеть от его или ее потребностей и серьезности расстройства.
- Расскажите другим о расстройстве поведения вашего ребенка. Работайте с вашим поставщиком медицинских услуг и школами, чтобы разработать план лечения.
- Обратитесь за поддержкой. Может оказаться полезным общение с другими родителями, у которых есть ребенок с расстройством поведения. Если вы чувствуете себя подавленным или напряженным, поговорите со своим лечащим врачом о группе поддержки для лиц, осуществляющих уход за детьми с расстройством поведения.
Когда мне следует звонить лечащему врачу моего ребенка?
Немедленно позвоните своему поставщику медицинских услуг, если ваш ребенок:
- Чувствует крайнюю депрессию, страх, тревогу или гнев по отношению к себе или другим
- Выходит из-под контроля
- Слышит голоса, которые другие не слышат
- Видит то, чего не видят другие
- Не могу спать и есть 3 дня подряд
- Демонстрирует поведение, которое касается друзей, семьи или учителей, и другие люди выражают беспокойство по поводу такого поведения и просят вас обратиться за помощью
Основные положения о расстройствах поведения у детей
- Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение.
- Роль могут играть как генетические факторы, так и факторы окружающей среды.
- Дети с другими проблемами психического здоровья чаще страдают этим расстройством.
- Симптомы делятся на 4 основные группы. Это агрессия, разрушение, обман и нарушение правил.
- Терапия, которая помогает ребенку лучше взаимодействовать с другими людьми, является основным методом лечения. Лекарства могут быть необходимы для других проблем, таких как СДВГ.
Дальнейшие действия
Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от визита к лечащему врачу вашего ребенка:
- Знайте причину визита и то, что вы хотите, чтобы произошло.
- Перед посещением запишите вопросы, на которые вы хотите получить ответы.
- При посещении запишите название нового диагноза и любых новых лекарств, методов лечения или тестов. Также запишите все новые инструкции, которые ваш поставщик дает вам для вашего ребенка.
- Знайте, почему прописывается новое лекарство или лечение и как оно поможет вашему ребенку. Также знайте, каковы побочные эффекты.
- Спросите, можно ли лечить состояние вашего ребенка другими способами.
- Знайте, почему рекомендуется тест или процедура и что могут означать результаты.
- Знайте, чего ожидать, если ваш ребенок не примет лекарство или не пройдет тест или процедуру.
- Если у вашего ребенка запланирована повторная встреча, запишите дату, время и цель этой встречи.
- Знайте, как вы можете связаться с врачом вашего ребенка в нерабочее время. Это важно, если ваш ребенок заболел и у вас есть вопросы или вам нужен совет.
Предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних
##plugins.themes.academic_pro.article.sidebar##
Скачать
Статистика
Счетчик чтения: 139 Скачать: 109
##plugins.
themes.academic_pro.article.main##Реферат
В том, что социальные нормы являются составной частью управления обществом, что социальные нормы представляют собой совокупность правил, гармонизирующих поведение человека или социальной группы с определенной социальной средой, суть серьезных изменений и тенденций в системе социальных норм в период земного шара, роль принципов изучения современных факторов, влияющих на девиацию творчества – интернет, виртуальный мир, анализ притока информации, изучение ее социологических аспекты и изучение проблем молодежи свидетельствуют о том, что в процессе глобализации возникают серьезные риски, направленные на нарушение нашей духовной жизни, и разработка мер по их предупреждению. Каждый из социальных пороков, связанных с пьянством, наркоманией, самоубийством, входящих в состав девиантных типов поведения, имеет разные по своей сути аспекты по возникновению и социальным последствиям. Первое отличие будет заключаться в том, что устойчивые социальные вредные привычки становятся неотъемлемой частью девиантного поведенческого образа жизни. Постоянные семейные разногласия, неудовлетворенность семьей и окружением, непонимание в доме и т. д. – все это травмирует психику ребенка и он пытается изменить сложившуюся ситуацию. При этом отрицательную роль в социальных институтах играют системы социального контроля, предупреждающие и препятствующие развитию недостатков, в том числе конфликтов.
Ключевые слова
Несовершеннолетние девиантное поведение диагностика подросток
##plugins.themes.academic_pro.article.details##
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
Как цитировать
Султанбергенов Исламбек. (2022). Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Zien Journal of Social Sciences and Humanities , 6 , 8–10. Получено с https://zienjournals.com/index.php/zjssh/article/view/947
Литература- Аримова Л.И. Социальная психология и реклама: Учебник для вузов.