Причины конфликтов сотрудников на работе
Человеческое общение сложное. До какого-то этапа жизни нам кажется, что это не так, что это легко, и со всеми можно договориться без труда. Но чем больше мы живем, чем больше людей встречаем, мы понимаем, что заблуждались. Порой приходится попадать в ситуации, когда не просто сталкиваются интересы людей. К ним добавляется контекст: их должности, зоны ответственности и прошлые поступки. Такой конфликт разрешить куда сложнее.
Ответственность за комфортную атмосферу в команде лежит на руководителе. Поэтому быть готовым к конфликту вам явно не помешает. В этой статье разберемся, как возникают такие ситуации, как их разрешить и избежать в будущем.
Схема развития конфликта
Конфликт возникает не на пустом месте, для него нужны предпосылки. Изначально складывается ситуация, в которой могут столкнуться интересы людей. Но одних предпосылок тоже мало: нужно, чтобы произошел инцидент. При этом необязательно должна произойти открытая конфронтация.
- объективным, когда обе стороны открыто в чем-то не согласились;
- субъективным, когда эмоции внутри человека довели его до точки кипения.
Два этих фактора приводят к возникновению конфликта. То есть были предпосылки и что-то подстегнуло интересы столкнуться. После этого людям становится намного сложнее работать вместе, в некоторых случаях даже невозможно. Здесь получается развилка, где решение во многом зависит от руководителя: можно вмешаться и попытаться разрешить конфликт
или отстраниться от него.В некоторых ситуациях сотрудники могут самостоятельно найти решение и закопать топор войны. Но чаще всего это не так, и без вмешательства руководства конфликт переходит в стадию затягивания. Этот этап влияет не только на самих участников, он может сказаться на команде. Другие сотрудники начинают занимать стороны в конфликте, и атмосфера только накаляется. Это скажется на производительности и общем настрое коллектива.
Так затянутый конфликт создает предпосылки для новых конфликтных ситуаций. Если вовремя не провести своевременную беседу, можно расколоть команду пополам. А мы этого не хотим.
Типы конфликтов
Все разновидности конфликтов разделить на 4 типа:
- Межличностный, конфликт между коллегами или сотрудником и начальником. Например, когда два сотрудника претендуют на одну должность или не согласны в стратегии работы над проектом.
- Внутриличностный, конфликт внутри человека, когда у него есть несколько противоположно направленных целей. Например, когда дизайнеру предложили стать руководителем отдела. Он рад, ведь работа хорошо оплачивается и это нужно его семье, но душа лежит к старой должности. Работа перестала приносить удовольствие, теперь только деньги.
- Межгрупповой, когда пересекаются интересы не отдельных личностей, а групп. Встречается нечасто, но последствия у него серьезные. Например, отдел продаж возмущен тем, что маркетинг компании приводит некачественные лиды. Рекламщики в свою очередь считают, что менеджеры просто не хотят прилагать усилия. Замкнутый круг.
- Между группой и личностью, конфликт происходит из-за несоблюдения кем-то из коллектива неформальных правил. Например, в команде сложилась привычка сидеть после окончания рабочего дня. А новичок уходит ровно в 18:00. Остальной коллектив считает, что человек недостаточно трудится, даже если он справляется со всеми задачами.
Способы разрешения конфликтов
Выделяют 5 способов разрешения конфликта:
1. Соперничество. Одна из сторон навязывает свою точку зрения и убеждает оппонента в своей правоте. Она сработает, если решение действительно конструктивное. Также этот способ подойдет, когда нет времени договариваться и решение нужно принять немедленно.
Но будьте осторожны: для руководителя важно не занимать сторону в конфликте, даже если вам кажется, что кто-то неправ. Такой подход только усугубит ситуацию. Сохраняйте нейтралитет, хотя бы видимый.
2. Приспособление. Оборотная сторона соперничества. Речь не столько о том, чтобы принять сторону оппонента, а о том, чтобы отказаться от своей позиции. Руководитель не должен влиять на стороны при этом способе.
3. Компромисс. Достичь его сложно без третьей стороны конфликта. В этом случае оппоненты соглашаются на уступки. Руководитель должен выступить голосом разума и показать, что всем приходится чем-то жертвовать для достижения целей.
4. Сотрудничество. Самый эффективный способ выхода из конфликтной ситуации. Для сотрудничества нужно, чтобы все стороны и руководитель приложили усилия, докопались до причин проблемы. То есть ни одну из сторон принимать не нужно. Важно докопаться до сути конфликта и устранить его. Подходит когда возможен конструктивный диалог сторон. Если достигнуто сотрудничество, команда становится эффективнее, чем до конфликта.
5. Избегание. Когда найти решение не получается и сторону принимать не хочется, возможна тактика ухода от конфликта. Она хорошо подходит для межличностных конфликтов: если люди не могут работать вместе, можно развести их по разным командам.
В зависимости от природы конфликта можно подобрать подходящую тактику. Но поскольку ситуации бывают разные, помните: это только совет, а не прямое руководство к действию. Способы разрешения здесь — это всего лишь наиболее вероятный исход.
Тип конфликта |
Способы разрешения |
Межличностный |
Соперничество, приспособление, компромисс |
Внутриличностный |
Сотрудничество, избегание |
Межгрупповой |
Компромисс, сотрудничество |
Между группой и личностью |
Приспособление, соперничество, сотрудничество |
Исходя из этого руководитель может повлиять на ход конфликта, подтолкнуть его в сторону вероятного исхода. Это сэкономит время на поиск возможного решения.
Cтили руководства и сценарии их применения
Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.
Причины возникновения конфликтов
Чтобы проблема не повторялась, стоит найти ее корень. Причины конфликтов бывают двух видов: организационные и межличностные. В первом случае от руководителя требуются изменения в рабочем процессе. Возможно, у сотрудников пересекаются полномочия или их интересы противоречат. В случае, когда конфликт возник из-за личностных качеств, вопрос нужно решать с участниками в частном порядке.
Ситуации, когда сталкиваются интересы, зависят от сферы деятельности. Мы постараемся разобрать самые частые.
Организационные причины
-
Нет четко прописанных обязанностей. Когда у сотрудника нет четкой зоны ответственности, он формирует ее образ самостоятельно.
-
Работа плохо организована. У рабочего дня нет четкой структуры, каждая новая задача решается как в первый раз. Постоянная импровизация и творческий хаос способствуют возникновению всех возможных типов конфликта.
-
Ограниченные ресурсы. В этом случае сталкиваются прямые интересы людей и групп. Когда один отдел получает финансирование в то время как другому его урезают, это приводит к конфликту.
-
Плохая коммуникация с коллективом
. Когда сотрудники видят лишь часть общей картины, это порождает додумывания, сплетни и далеко идущие выводы. Что в свою очередь приводит к вертикальным конфликтам с начальством. -
Высокий уровень стресса. Когда все работают на пределе, даже самая незначительная мелочь может стать триггером конфликта. Важно следить за переработками и по возможности их исключать. Иначе атмосфера в коллективе станет взрывоопасной.
Межличностные причины
-
Отношения между сотрудниками. Когда проводишь с кем-то по 40 часов в неделю, хочешь-не хочешь, но какие-то отношения с коллегами сложатся. Вы можете стать друзьями или на дух друг друга не переносить. Увы, так работают люди. Руководитель может только учитывать этот фактор и стараться остановить конфликт заранее. Например, если сотрудники плохо друг к другу относятся, лучше не давать им один проект.
-
Особенности личности. Если поместить в одну комнату человека, который любит подшучивать, с тем, кто шуток над собой не выносит, то случится конфликт. Или эпизод ситкома. Люди разные, и нужно учитывать и такие особенности. Да, быть руководителем непросто.
-
Проблемы с коммуникацией. В коллективе должна быть возможность четко доносить свои мысли. Важно создать атмосферу, в которой каждый член команды знает, что его мнение будет услышано. В противном случае негативный опыт накапливается и приводит к конфликту.
Причин действительно может быть много. Банальный пример: в рабочем чате кто-то написал сообщение, которое неверно поняли. Отношение с коллегой испортилось и привело к конфликту. Это произошло потому что в онлайн-общении не всегда получается считать интонации и понять, что имел в виду человек. Так что подготовиться ко всему не получится. Нужно стараться выстроить комфортный рабочий процесс и обращать внимание на личности сотрудников, их взаимодействие.
Итог
Таким образом план действия при конфликте следующий:
-
Определить, на какой стадии конфликт.
-
Понять, с каким типом конфликта вы имеете дело.
-
Отыскать причину.
-
Найти подходящий способ разрешения.
Полностью избежать конфликтов не получится, но можно к ним подготовиться. Выстроить систему, когда у коллектива есть возможность рассказать о своих недовольствах и действительно их слушать. Так вы сможете отследить конфликты еще до их возникновения и разрешить их до наступления острой фазы.
Вернуться к спискуПоделиться
Подписаться на рассылку
Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.
Предыдущая статья Что стоит знать каждому: подборка обновлений в Аспро.Cloud Следующая статья Аспро. Cloud внесен в роспатентЭксперт СЗИУ прокомментировала причины конфликтов на постсоветском пространстве — Северо-Западный институт управления РАНХиГС
Новости РАНХиГС Санкт-Петербург
Эксперт СЗИУ прокомментировала причины конфликтов на постсоветском пространстве
16 апреля, 2020
Экспертное мнение
Доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС Нина Шевчук в интервью для информационного дайджеста Института миротворческих инициатив и конфликтологии рассказала о главных причинах конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе – в Приднестровье и на Юго-Востоке Украины.
По мнению эксперта, эти кризисы относятся к конфликтам «нового поколения», поэтому при их анализе важно учитывать определенные компоненты – идентичность и ценности, с которыми конфликтующим сторонам трудно поступиться.
Говоря о роли внешнего фактора в современных конфликтах, Нина Шевчук подчеркнула, что чисто внутренних конфликтов в наши дни быть не может, так как любой, даже внутренний, конфликт становится международной проблемой. В таких условиях роль внешних игроков, вовлекаемых в урегулирование, заметно возрастает.
В пример эксперт привела приднестровский конфликт. «В 1992 году он мог затянуться и превратиться в намного более страшную трагедию. Это могло произойти, если бы Россия решительно не включилась и силовым нажимом не подавила бы противостояние, не остановила бы эту вооруженную агрессию», – пояснила Шевчук.
По мнению специалиста, сегодня можно наблюдать, как некоторые вовлеченные в урегулирование конфликтов страны изменили свой статус посредника. «Со временем каждый участник переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» оброс своими интересами, которые в итоге столкнулись. И теперь эти интересы сами по себе расширяют конфликтный потенциал. Кроме того, трансформируется статус участников».
Так, когда-то Украина и Россия были гарантами приднестровского урегулирования и ряда соглашений, но сегодня, как считает эксперт, их роли стали разными. «Украина совершила резкий разворот от статуса гаранта к посреднику, от посредника к «третьей стороне» – субъекту, обременённому своими интересами, а теперь является участником этого конфликта, усугубляя его блокадными действиями», – заключила доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС.
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Другие новости
15 июля, 2023
Выпускник и известный меценат Павел Крупин снова станет студентом РАНХиГС Санкт-Петербург
14 июля, 2023
Тема дня: Хуснуллин: в РФ более 150 тыс. кредитов на жилье за первую половину года взяли семьи
14 июля, 2023
В РАНХиГС Санкт-Петербург назвали ТОП-5 самых востребованных программ проекта «Содействие занятости» среди молодежи
14 июля, 2023
Состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам факультета безопасности и таможни
13 июля, 2023
Алексей Комиссаров назначен ректором Президентской академии
13 июля, 2023
Торжественный выпускной состоялся на ФСПО РАНХиГС Санкт-Петербург
13 июля, 2023
Тема дня: Все сведения о пенсиях, льготах и льготниках аккумулируют в Единой централизованной цифровой платформе
12 июля, 2023
Тема дня: В МЭР сообщили, что количество предприятий МСП в России превысило доковидный уровень
4 Причины конфликтов на рабочем месте
Вы работаете с критически настроенным, нарциссическим, манипулятивным, корыстным или параноидальным человеком? Конфликт на рабочем месте неизбежен просто потому, что люди отличаются друг от друга. Чтобы создать здоровую и гармоничную среду, в которой ваша компания сможет процветать, конфликты на рабочем месте необходимо разрешать как можно быстрее.
Конфликт на рабочем месте может проявляться множеством способов, включая оскорбления или запугивание, агрессию, отказ сотрудничать, игнорирование или привидение других. А негативные последствия этих действий могут включать эмоциональный стресс, снижение производительности, провал проекта, прогулы, текучесть кадров и в целом негативную и токсичную рабочую среду для всех — даже для тех, кто не участвует в конфликте напрямую. Совершенно очевидно, что разрешение конфликтов на рабочем месте является ключевым.
Просветленное управление конфликтами чтит энергетическое пространство между людьми с целью поддержания этого пространства в чистоте. Когда возникают конфликты, просвещенные лидеры и менеджеры обладают присутствием духа, чтобы отделить содержание от статики и направить свои команды от эгоистичных эмоций к местам взаимности и общим целям.
Причины конфликтов на рабочем месте различны, но эксперты выделяют несколько ключевых моментов, о которых стоит упомянуть.
1. Плохая связьЭто одна из основных причин конфликтов между сотрудниками на рабочем месте. Плохая коммуникация может исходить от руководства или между сотрудниками и может включать в себя такие вещи, как дезинформация, отсутствие информации и комментарии вне контекста.
2. Столкновение личности и ценностейКогда люди не признают, не понимают или не принимают различия в других, могут возникнуть конфликты. В сегодняшней гиперразделенной политической и социальной среде еще более важно уважать различия между собой. Сосредоточьтесь на общих целях на работе. Найдите точки соприкосновения, которые вы разделяете как люди, и держитесь подальше от жарких разговоров.
3. Нехватка ресурсов и чрезмерная рабочая нагрузкаКогда компаниям не хватает ресурсов, чтобы сотрудники могли выполнять свою работу, может возникнуть необходимость конкурировать за эти ресурсы, в результате чего некоторые члены команды чувствуют, что они обречены на провал. Или, если люди чувствуют, что их рабочая нагрузка неуправляема или что их слишком сильно заставляют работать, может возникнуть обида на руководителей или коллег, порождая конфликт.
4. Отсутствие ясности в отношении ролей и обязанностейЕсли должностные инструкции и роли неясны, люди могут обнаружить, что они наступают друг другу на пятки, потому что кто что делает никогда не было ясно. Или действия могут провалиться, потому что люди предполагают, что «другой человек» несет за это ответственность.
Дополнительные источники конфликтов могут включать плохое управление, несправедливое или дискриминационное обращение, неадекватное обучение, отсутствие возможностей, нездоровую конкуренцию, изменения во внутренних системах, слияния, поглощения или увольнения или даже непреднамеренную пренебрежительную или раздражающую привычку, которая кого-то раздражает способ.
Когда людям трудно
Юмористическая поговорка гласит, что если вы столкнетесь с одним придурком в течение дня, это будет несчастьем. Если вы столкнетесь с двумя придурками в течение дня, это плохая примета. Если вы сталкиваетесь с тремя или более придурками в течение дня, то вы придурок.
Одной из самых сложных областей рабочего конфликта является общение с людьми, которые просто трудны. Часто трудные люди могут переходить черту неэтичного делового поведения, например, оскорблять, притеснять коллег, дискриминировать людей и нарушать политики и процедуры.
Как лидер и менеджер, ваша первая задача — убедиться, что вы сами не сложный человек. Это требует саморефлексии и личного осознания. Во-вторых, убедитесь, что у вас есть четкие ожидания от людей, которыми вы руководите, особенно если они трудные. Если они продолжают причинять горе другим, выйдите из них.
Трудные или даже токсичные люди часто остаются в организации, потому что их считают высококвалифицированными. Организации оправдывают такое поведение, обходят человека стороной и принимают тот факт, что в отделе этого человека будет высокая текучесть кадров. Это огромная ошибка, потому что трудные и токсичные люди, какими бы блестящими они ни были, снижают продуктивность окружающих их людей, что сводит на нет любую пользу, которую они могут принести.
Лидеру организации крайне важно иметь дело с токсичными людьми. Токсичное поведение влияет на производительность, текучесть кадров, моральный дух и итоговые результаты. Не наказывайте людей за обращение с жалобами. Многим людям трудно говорить о коллеге или руководителе, поэтому к их опыту следует отнестись серьезно. Сотрудники часто рассматривают неконтролируемое токсичное поведение как потворство со стороны компании, что побуждает одних свободно поступать так же, а других вынуждает покинуть компанию в поисках лучшего культурного соответствия.
См. также:
Онлайн-курс Enlightened Conflict
Смерть токсичного рабочего места
Вызывает ли ваша работа радость?
Частная группа LinkedIn The Enlightened Workplace
Проект Enlightened Workplace
5 распространенных типов конфликтов на рабочем месте и их причины
Конфликты на рабочем месте могут отвлекать, разочаровывать и с ними сложно справиться. Конфликты могут возникать из-за личностных столкновений, динамики команды или разногласий по поводу целей проекта. Различные типы конфликтов разыгрываются по-разному в каждой ситуации. Знание того, как работают конфликты и как эффективно с ними справляться, может иметь большое значение для вашей работы и успеха. В этом блоге рассказывается о том, что такое конфликты, и о различных типах конфликтов, а также рассказывается об общих причинах конфликтов между людьми.- 5 Распространенные типы конфликтов на рабочем месте и их причины
- Что такое конфликт?
- 5 распространенных типов конфликтов на рабочем месте
- Конфликты лидерства
- Конфликты стиля работы
- Творческие конфликты
- Личностные конфликты
- Конфликты, связанные с задачами
- Причины конфликтов на рабочем месте и некоторые советы по их предотвращению
- Сопротивление изменениям
- Неясные ожидания от работы
- Плохое общение
- Различия в личности
- Плохой рабочие привычки
- Заключение
- Другие связанные блоги
Что такое конфликт?
Конфликт – неизбежная часть любого человеческого взаимодействия. Конфликт можно определить как спор или разногласие между двумя или более людьми/сторонами. Конфликты могут возникать из различных источников, таких как различия во мнениях, ценностях или интересах, и могут иметь ряд последствий, от незначительных неудобств до серьезных нарушений и ущерба. Хотя многие конфликты распространены на любом рабочем месте, важно понимать основные причины, и своевременное их устранение может помочь их эффективному разрешению. В то время как конфликты, как правило, считаются негативными. Так не должно быть всегда! Здоровые конфликты также могут помочь менеджерам создать лучшее рабочее место. Вот 5 преимуществ здорового конфликта на работе, которые вы должны проверить.5 Распространенные типы конфликтов на рабочем месте
Конфликты руководства
Конфликт руководства возникает, когда есть разногласия по поводу того, как руководить командой. Это может включать споры об авторитете лидера, полномочиях по принятию решений или стратегии. Менеджеры могут разрешить конфликт руководства путем обсуждения и переговоров. Конфликт руководства может негативно повлиять на производительность, моральный дух и общий успех команды. Ниже приведены некоторые типы конфликтов, которые включены в конфликты лидерства.- Конфликты целей. Это один из тех типов конфликтов, которые возникают, когда у менеджеров разные цели или задачи для организации.
- Конфликты ролей: Конфликты могут возникать, когда менеджеры не понимают своих ролей и обязанностей, что приводит к путанице и дублированию.
- Конфликты при принятии решений: Конфликты могут возникать, когда руководители разных отделов расходятся во мнениях относительно важных решений, таких как стратегия или бюджет.
Конфликты стилей работы
Типы конфликтов стиля работы возникают, когда у сотрудников разные ожидания относительно того, как они должны работать. Например, конфликт может возникнуть из-за культурных различий, личностных столкновений и других взглядов на работу. Эти конфликты могут привести к напряженности на рабочем месте и потенциально связанным с ней проблемам, таким как домогательства или выгорание на рабочем месте. В эту категорию входят три основных типа конфликтов: конфликты в стиле задачи, конфликты в стиле отношений и конфликты в управленческом стиле.- Конфликты стилей задач возникают, когда два человека имеют разные ожидания в отношении типа назначенной работы. Например, один человек может ожидать выполнения определенной задачи самым быстрым и простым способом, в то время как другой ожидает более нетрадиционного способа выполнения задачи.
- Конфликты стилей отношений возникают, когда два человека придерживаются разных взглядов на рабочие отношения.
- Конфликты управленческого стиля могут возникать в любой рабочей среде, где существуют разногласия по поводу того, как команда должна выполнять задачи и как менеджеры должны управлять сотрудниками.
Творческие конфликты
Творческие конфликты случаются, когда у разных членов команды появляются дополнительные идеи или цели. Эти конфликты сложно разрешить, поскольку они связаны с творчеством и инновациями и часто приводят к напряженности и конфликтам между членами команды. Существует пять типов конфликтов, которые относятся к творческим конфликтам: концептуальные, технические, межличностные, структурные и политические.- Концептуальные конфликты возникают, когда разные члены команды видят ситуацию или проблему по-разному. Например, у двух членов команды могут быть разные взгляды на решение проблемы или лучшее решение. Такие конфликты могут быть сложными для разрешения из-за сложности вопроса и различных точек зрения.
- Технические конфликты возникают, когда у команды есть различия в навыках или опыте. Например, два члена команды могут иметь разные области знаний, что может привести к напряженности и конфликту при совместной работе над проектом.
- Структурные конфликты возникают, когда команде требуется больше полномочий или ответственности. Это может создать путаницу в отношении того, кто отвечает за конкретные задачи, и увеличить риск провала проекта.
- Политические конфликты возникают из-за конкурирующих интересов внутри команды, что может привести к конфликту по поводу решений или результатов.
Личностные конфликты
Могут возникать различные типы конфликтов на рабочем месте. Одним из наиболее распространенных типов конфликта является личностный конфликт или межличностный конфликт. Этот конфликт возникает, когда два или более человека имеют разные характеры, что приводит к различиям в стилях общения и предпочтениях в работе. Различные личности часто сталкиваются, создавая напряженность на рабочем месте и приводя к межличностным конфликтам.- Конфликты в отношениях возникают, когда два или более человека расходятся во мнениях относительно своих рабочих отношений.
- Конфликты власти возникают, когда один человек на рабочем месте имеет большее влияние, чем другой.
- Конфликты статусов могут возникать между двумя людьми с разным уровнем полномочий на рабочем месте.
Конфликты задач
Основанный на задачах тип конфликта возникает, когда разным группам работников назначаются задачи, конфликтующие друг с другом. Такие типы конфликтов могут возникать из разных источников, таких как разные ожидания или цели, противоречивые графики работы и недостаточное общение. Лучший способ предотвратить конфликты на основе задач — составить четкие и краткие должностные инструкции, в которых четко изложены обязанности и ответственность каждой должности. Вместо того, чтобы назначать разные задачи, можно переопределить работу или найти способы минимизировать конфликт.Другие интересные материалы для чтения