Причины конфликтов: Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

Содержание

Причины конфликтов сотрудников на работе

Человеческое общение сложное. До какого-то этапа жизни нам кажется, что это не так, что это легко, и со всеми можно договориться без труда. Но чем больше мы живем, чем больше людей встречаем, мы понимаем, что заблуждались. Порой приходится попадать в ситуации, когда не просто сталкиваются интересы людей. К ним добавляется контекст: их должности, зоны ответственности и прошлые поступки. Такой конфликт разрешить куда сложнее.

Ответственность за комфортную атмосферу в команде лежит на руководителе. Поэтому быть готовым к конфликту вам явно не помешает. В этой статье разберемся, как возникают такие ситуации, как их разрешить и избежать в будущем.

Схема развития конфликта

Конфликт возникает не на пустом месте, для него нужны предпосылки. Изначально складывается ситуация, в которой могут столкнуться интересы людей. Но одних предпосылок тоже мало: нужно, чтобы произошел инцидент. При этом необязательно должна произойти открытая конфронтация.

Инцидент может быть:
  • объективным, когда обе стороны открыто в чем-то не согласились;
  • субъективным, когда эмоции внутри человека довели его до точки кипения.
Например, менеджеру Андрею кажется, что самые теплые клиенты достаются Евгению. Он может озвучить свои подозрения всему отделу, и это будет объективное участие. Либо он может подмечать все успешные продажи Евгения, пока точно не убедит себя в том, что Женя — любимчик начальства. Это субъективное участие.

Два этих фактора приводят к возникновению конфликта. То есть были предпосылки и что-то подстегнуло интересы столкнуться. После этого людям становится намного сложнее работать вместе, в некоторых случаях даже невозможно. Здесь получается развилка, где решение во многом зависит от руководителя: можно вмешаться и попытаться разрешить конфликт

или отстраниться от него.  

В некоторых ситуациях сотрудники могут самостоятельно найти решение и закопать топор войны. Но чаще всего это не так, и без вмешательства руководства конфликт переходит в стадию затягивания. Этот этап влияет не только на самих участников, он может сказаться на команде. Другие сотрудники начинают занимать стороны в конфликте, и атмосфера только накаляется. Это скажется на производительности и общем настрое коллектива.

Так затянутый конфликт создает предпосылки для новых конфликтных ситуаций. Если вовремя не провести своевременную беседу, можно расколоть команду пополам. А мы этого не хотим.

Типы конфликтов

Все разновидности конфликтов разделить на 4 типа: 

  • Межличностный, конфликт между коллегами или сотрудником и начальником. Например, когда два сотрудника претендуют на одну должность или не согласны в стратегии работы над проектом.
  • Внутриличностный, конфликт внутри человека, когда у него есть несколько противоположно направленных целей. Например, когда дизайнеру предложили стать руководителем отдела. Он рад, ведь работа хорошо оплачивается и это нужно его семье, но душа лежит к старой должности. Работа перестала приносить удовольствие, теперь только деньги.
  • Межгрупповой, когда пересекаются интересы не отдельных личностей, а групп. Встречается нечасто, но последствия у него серьезные. Например, отдел продаж возмущен тем, что маркетинг компании приводит некачественные лиды. Рекламщики в свою очередь считают, что менеджеры просто не хотят прилагать усилия. Замкнутый круг.
  • Между группой и личностью, конфликт происходит из-за несоблюдения кем-то из коллектива неформальных правил. Например, в команде сложилась привычка сидеть после окончания рабочего дня. А новичок уходит ровно в 18:00. Остальной коллектив считает, что человек недостаточно трудится, даже если он справляется со всеми задачами.

Способы разрешения конфликтов

Выделяют 5 способов разрешения конфликта:

1. Соперничество. Одна из сторон навязывает свою точку зрения и убеждает оппонента в своей правоте. Она сработает, если решение действительно конструктивное. Также этот способ подойдет, когда нет времени договариваться и решение нужно принять немедленно. 

Но будьте осторожны: для руководителя важно не занимать сторону в конфликте, даже если вам кажется, что кто-то неправ. Такой подход только усугубит ситуацию. Сохраняйте нейтралитет, хотя бы видимый.

2. Приспособление. Оборотная сторона соперничества. Речь не столько о том, чтобы принять сторону оппонента, а о том, чтобы отказаться от своей позиции. Руководитель не должен влиять на стороны при этом способе.

3. Компромисс. Достичь его сложно без третьей стороны конфликта. В этом случае оппоненты соглашаются на уступки. Руководитель должен выступить голосом разума и показать, что всем приходится чем-то жертвовать для достижения целей.

4. Сотрудничество. Самый эффективный способ выхода из конфликтной ситуации. Для сотрудничества нужно, чтобы все стороны и руководитель приложили усилия, докопались до причин проблемы. То есть ни одну из сторон принимать не нужно. Важно докопаться до сути конфликта и устранить его. Подходит когда возможен конструктивный диалог сторон. Если достигнуто сотрудничество, команда становится эффективнее, чем до конфликта.

5. Избегание. Когда найти решение не получается и сторону принимать не хочется, возможна тактика ухода от конфликта. Она хорошо подходит для межличностных конфликтов: если люди не могут работать вместе, можно развести их по разным командам.

В зависимости от природы конфликта можно подобрать подходящую тактику. Но поскольку ситуации бывают разные, помните: это только совет, а не прямое руководство к действию. Способы разрешения здесь — это всего лишь наиболее вероятный исход.

Тип конфликта

Способы разрешения

Межличностный

Соперничество, приспособление, компромисс

Внутриличностный

Сотрудничество, избегание

Межгрупповой

Компромисс, сотрудничество

Между группой и личностью

Приспособление, соперничество, сотрудничество

Исходя из этого руководитель может повлиять на ход конфликта, подтолкнуть его в сторону вероятного исхода. Это сэкономит время на поиск возможного решения.


Cтили руководства и сценарии их применения

Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.

Причины возникновения конфликтов

Чтобы проблема не повторялась, стоит найти ее корень. Причины конфликтов бывают двух видов: организационные и межличностные. В первом случае от руководителя требуются изменения в рабочем процессе. Возможно, у сотрудников пересекаются полномочия или их интересы противоречат. В случае, когда конфликт возник из-за личностных качеств, вопрос нужно решать с участниками в частном порядке.

Ситуации, когда сталкиваются интересы, зависят от сферы деятельности. Мы постараемся разобрать самые частые.

Организационные причины

  1. Нет четко прописанных обязанностей. Когда у сотрудника нет четкой зоны ответственности, он формирует ее образ самостоятельно.

    Ему кажется, что он отвечает за первое, второе и третье. Но это никто не согласовал, у каждого может быть свое представление об обязанностях. Поэтому когда один сотрудник заходит на зону ответственности другого — быть конфликту. И неважно, что эти обязанности нигде не прописаны. Так что лучше проследить, чтобы каждый сотрудник знал, за что он несет ответственность, а за что — нет.

  2. Работа плохо организована. У рабочего дня нет четкой структуры, каждая новая задача решается как в первый раз. Постоянная импровизация и творческий хаос способствуют возникновению всех возможных типов конфликта.

  3. Ограниченные ресурсы. В этом случае сталкиваются прямые интересы людей и групп. Когда один отдел получает финансирование в то время как другому его урезают, это приводит к конфликту.

  4. Плохая коммуникация с коллективом

    . Когда сотрудники видят лишь часть общей картины, это порождает додумывания, сплетни и далеко идущие выводы. Что в свою очередь приводит к вертикальным конфликтам с начальством.

  5. Высокий уровень стресса. Когда все работают на пределе, даже самая незначительная мелочь может стать триггером конфликта. Важно следить за переработками и по возможности их исключать. Иначе атмосфера в коллективе станет взрывоопасной.

Межличностные причины

  1. Отношения между сотрудниками. Когда проводишь с кем-то по 40 часов в неделю, хочешь-не хочешь, но какие-то отношения с коллегами сложатся. Вы можете стать друзьями или на дух друг друга не переносить. Увы, так работают люди. Руководитель может только учитывать этот фактор и стараться остановить конфликт заранее. Например, если сотрудники плохо друг к другу относятся, лучше не давать им один проект.

  2. Особенности личности. Если поместить в одну комнату человека, который любит подшучивать, с тем, кто шуток над собой не выносит, то случится конфликт. Или эпизод ситкома. Люди разные, и нужно учитывать и такие особенности. Да, быть руководителем непросто.

  3. Проблемы с коммуникацией. В коллективе должна быть возможность четко доносить свои мысли. Важно создать атмосферу, в которой каждый член команды знает, что его мнение будет услышано. В противном случае негативный опыт накапливается и приводит к конфликту.

Причин действительно может быть много. Банальный пример: в рабочем чате кто-то написал сообщение, которое неверно поняли. Отношение с коллегой испортилось и привело к конфликту. Это произошло потому что в онлайн-общении не всегда получается считать интонации и понять, что имел в виду человек. Так что подготовиться ко всему не получится. Нужно стараться выстроить комфортный рабочий процесс и обращать внимание на личности сотрудников, их взаимодействие.

Итог

Таким образом план действия при конфликте следующий:

  1. Определить, на какой стадии конфликт.

  2. Понять, с каким типом конфликта вы имеете дело.

  3. Отыскать причину.

  4. Найти подходящий способ разрешения.

Полностью избежать конфликтов не получится, но можно к ним подготовиться. Выстроить систему, когда у коллектива есть возможность рассказать о своих недовольствах и действительно их слушать. Так вы сможете отследить конфликты еще до их возникновения и разрешить их до наступления острой фазы.

Вернуться к списку

Поделиться

Подписаться на рассылку

Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.

Предыдущая статья Что стоит знать каждому: подборка обновлений в Аспро.Cloud

Следующая статья Аспро. Cloud внесен в роспатент

Эксперт СЗИУ прокомментировала причины конфликтов на постсоветском пространстве — Северо-Западный институт управления РАНХиГС

Новости РАНХиГС Санкт-Петербург

Эксперт СЗИУ прокомментировала причины конфликтов на постсоветском пространстве

16 апреля, 2020

Экспертное мнение

Доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС Нина Шевчук в интервью для информационного дайджеста Института миротворческих инициатив и конфликтологии рассказала о главных причинах конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе – в Приднестровье и на Юго-Востоке Украины. 

По мнению эксперта, эти кризисы относятся к конфликтам «нового поколения», поэтому при их анализе важно учитывать определенные компоненты – идентичность и ценности, с которыми конфликтующим сторонам трудно поступиться. 

Говоря о роли внешнего фактора в современных конфликтах, Нина Шевчук подчеркнула, что  чисто внутренних конфликтов в наши дни быть не может, так как любой, даже внутренний, конфликт становится международной проблемой. В таких условиях роль внешних игроков, вовлекаемых в урегулирование, заметно возрастает. 

В пример эксперт привела приднестровский конфликт. «В 1992 году он мог затянуться и превратиться в намного более страшную трагедию. Это могло произойти, если бы Россия решительно не включилась и силовым нажимом не подавила бы противостояние, не остановила бы эту вооруженную агрессию», – пояснила Шевчук. 

По мнению специалиста, сегодня можно наблюдать, как некоторые вовлеченные в урегулирование конфликтов страны изменили свой статус посредника. «Со временем каждый участник переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» оброс своими интересами, которые в итоге столкнулись. И теперь эти интересы сами по себе расширяют конфликтный потенциал. Кроме того, трансформируется статус участников». 

Так, когда-то Украина и Россия были гарантами приднестровского урегулирования и ряда соглашений, но сегодня, как считает эксперт, их роли стали разными.  «Украина совершила резкий разворот от статуса гаранта к посреднику, от посредника к «третьей стороне» – субъекту, обременённому своими интересами, а теперь является участником этого конфликта, усугубляя его блокадными действиями», – заключила доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС.