Сознание и психика кратко: Психика и сознание

Мозг, психика, сознание | Философио.Ру

Добро пожаловать! > Философия сознания > Мозг, психика, сознание



Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.
Головной мозг представляет собой симметричную структуру, состоящую из двух полушарий, поверхность которых покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры — наружного слоя мозга. Сзади расположен мозжечок, а ниже больших полушарий находится ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг новорожденного человека весит в среднем 0,3 кг, а взрослого — 1.5 кг. Хотя это и составляет примерно 2,5% вес тела, к мозгу постоянно поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно — кислорода. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты — синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших мыслей, чувств, эмоций и памяти.
Важная роль головного мозга в функционировании психики, дает повод к появлению учений, полагающих, что мозг продуцирует, вырабатывает сознание и что именно в строении и особенностях головного мозга кроется загадка сознания. В XIX веке немецкий ученый Вагнер попытался доказать зависимость между гениальностью некоторых людей и особенностями их головного мозга. Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно что-либо сказать определенное о личности. У И.С.Тургенева мозг весил 2000 грамм, а у Анатоля Франса — 1000 грамм. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. И все же он активно жил и работал еще 27 лет.
Механизм работы мозга давно выявлен и может быть пояснен с помощью простого примера. Когда мы берем пальцами ручку, лежащую на столе, свет, отраженный от ручки, фокусируется в хрусталике глаза и передается на сетчатку, где возникает изображение ручки. Затем оно воспринимается соответствующими нервными клетками, передающими сигнал в чувствительные ядра головного мозга, расположенные в зрительном бугре (таламусе). Там, в свою очередь, активизируются многочисленные нейроны, реагирующие на распределение света и темноты. В затылочной доле полушарий головного мозга расположена первичная зрительная кора. Импульсы, пришедшие в неё из таламуса, в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между ручкой и столом, другие — на углы в изображении ручки и т.д. Из первичной зрительной коры информация поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образа ручки. Это распознавание основывается на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов. На стадии планирования движения, в данном случае взятия ручки, двигательные нейроны, расположенные в лобной части головного мозга, отдают команду мышцам руки и пальцев. Приближение руки к ручке контролируется зрительной системой. Когда мы берем ручку в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили ручку и каким должно быть усилие, чтобы её удержать. Если мы захотим написать ручкой свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности.
Таким образом, выполнение простейшего действия связано с довольно сложной работой мозга. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.
В XIX веке были популярны материалистические концепции, пытающиеся свести сознание к мозговой активности человека. Немецкий врач и естествоиспытатель Людвиг Бюхнер настаивал на том, что сознание тождественно физико-химическому движению вещества мозга. Его соотечественник Якоб Молешотт сравнивал мысль с движением света и утверждал, что сознание имеет физиологическую природу. Карл Фохт в «Физиологических письмах» писал о том, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени». В соответствие с этими взглядами, получившими название «вульгарного материализма», сознание есть ничто иное, как подкласс физических процессов, протекающих в мозгу.
В ХХ столетии, на волне достижений в таких отраслях науки, как физиология, психология, математическая логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии появилось течение, названное «научным материализмом». Основная его проблема — соотношение материи и сознания, которая решается в традициях материализма XIX века. То есть, все психические явления сводятся в «научном материализме» к физиологическим процессам. Однако степень жесткости такого сведения, различается в зависимости от научной специализации представителей «научного материализма». В этой связи выделяют следующие его разновидности:
«Редуктивный» материализм (от лат. reductio: возвращение, отодвигание назад) сводит психические явления, состоянии и процессы к подклассу физических явлений, состояний и процессов.
«Элиминативный» материализм (лат. eliminare — выносить за порог, выгонять) считает, что сознание есть ничто иное, как мозг, который выступает в качестве посредника внешних или внутренних для организма стимулов и моторных, эмоциональных и идеальных реакций человека. Психические процессы (и сознание в том числе) — это то, что возникает в человеке в результате воздействия определенных стимулов. Один из представителей «элиминативного» материализма австралийский философ Дэвид Армстронг предложил теорию, в которой психические явления трактуются как формы языкового описания нейрофизиологических процессов.
«Кибернетический» материализм предлагает рассматривать психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием ЭВМ.
«Эмерджентный» материализм (от англ. Emergence — возникновение, появление нового) допускает самостоятельность психики и сознания в качестве атрибутов материальной субстанции. Так, аргентинский философ и физик Марио Бунге считает, что психика является системным свойством нейронных структур мозга, а американец Джозеф Марголис полагает, что сознание является неотъемлемым свойством материи, которое в процессе эволюции приобретает культурные свойства.
Успехи современной науки в объяснении механизмов функционирования головного мозга человека, нашли воплощение в стремительном развитии кибернетики. Современное производство и повседневная жизнь людей немыслимы без «умных» машин и устройств, облегчающих труд человека или заменяющих его. Это дало повод для утверждений, что в перспективе возможно создание «искусственного сознания», ничем не отличающегося от человеческого сознания. С философской точки зрения, почвой для этих утверждений является неверная трактовка связи между сознанием и мозгом.
Философия считает, что высокоразвитый мозг человека является одной из предпосылок формирования и функционирования сознания. К другим предпосылкам, не менее важным, чем развитый мозг, относятся социальное окружение, язык и труд.

Структура сознания и психики человека

Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.

Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.

Психические процессы

Определение 1

Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.

Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.

Психические процессы бывают трех видов:

  • познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
  • эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
  • волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.

Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психические состояния и свойства

Определение 2

Под психическим состоянием понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.

Определение 3

Психическими свойствами принято считать ряд устойчивых образований, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень поведения и деятельности, свойственный для конкретного человека.

Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:

  • жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
  • темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
  • различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
  • характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.

Сознание человека

Сознание человека образуется из единства высших психических функций.

Определение 4

Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.

Существует несколько функций сознания:

  • формирование целей деятельности;
  • предварительное мысленное построение действий;
  • прогнозирование результатов действий.

Эти функции обеспечивают разумное регулирование поведения и деятельности личности.

Также выделяются свойства сознания. Это переживание и познание, эмоции и мышление.

К основной функции мышления относится выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. В формировании субъективного отношения личности к людям, предметам и явлениям заключается главная функция эмоций. Образы и мысли, которые существуют в едином потоке сознания, могут стать переживаниями, за счет окрашивания эмоциями.

Замечание 1

«Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание человека обладает определенным отношением к явлениям окружающей среды, а также к обществу. К. Маркс говорил, что отношение человека к его среде является его сознанием.

Одной из главных характеристик сознания является обеспечение целеполагающей деятельности личности. Когда человек приступает к определенного рода деятельности, он должен поставить перед собой ряд целей, принять волевые решения, координировать и корректировать свои действия. Все это означает поступать сознательно.

Сознание личности неразрывно связано с бытием. Оно формируется в бытии, отражает его и творит бытие. К основным функциям сознания относятся:

  • отражательная функция;
  • творчески-креативная или как ее еще называют порождающая функция;
  • регулятивно-оценочная функция;
  • рефлексивная функция.

Под рефлексией принято понимать основную функцию, характеризующую сущность сознания. Объектом рефлексии может быть и отражение мира, и мысли о нем, и методы регуляции личности собственного поведения, и сами процессы рефлексии, и личное сознание индивидуума. Рефлексия позволяет человеку смотреть на себя с точки зрения другой личности. 

Э. В. Ильенков считал, что сознание может появиться только там, где личность вынуждена смотреть на себя со стороны, как будто глазами другого человека, в ситуациях, когда человек должен соизмерить свои личные действия с действиями другой личности.

Связь индивидуального сознания с обществом является одной из основных характеристик сознания. Развитие сознания возможно только при наличии социальных контактов. Любая личность во время индивидуального роста приобщается к сознанию посредством овладения языком.

По теории В. П. Зинченко существует всего два слоя сознания:

  • бытийное сознание, которое включает в себя ряд образов: биодинамических качеств движений и опыта действия и чувственных качеств;
  • рефлексивное сознание, которое служит сознанием для сознания.
    В него входят смысл и значение.
Определение 5

Под значением принято понимать содержание общественного сознания, которое усваивается личностью.

Значения бывают операционные, предметные, житейские, вербальные или научные.

Определение 6

Смыслом является субъективное понимание и отношение к определенным ситуациям и данным.

Суть личностного смысла как важного аспекта сознания в фиксации уровня значительности различных событий человека. Также личностный смысл служит отражением опыта человека и значимости его индивидуальной деятельности.

Апогей развития сознания – формирование самосознания, позволяющего личности не только отражать внешний мир, но и изучать свой собственный внутренний мир, испытывать переживания относительно мира и формировать отношение к себе.

Главной функцией самосознания является факт осуществления доступности для личности мотивов и результатов его действий, возможность понять то, каким он является на самом деле, произвести оценку себя.

В случае если человек приходит к выводу, что оценка себя его не удовлетворяет, то это может привести к нескольким вариантам развития. Личность может начать самосовершенствоваться и саморазвиваться, либо включить защитные механизмы и удалить неприятную информацию о себе, при избежание травмирующего влияния внутреннего конфликта.

К отличительным признакам сознания относят:

  • обусловленность социальными факторами;
  • креативное преобразование жизни;
  • умение прогнозировать деятельность;
  • умение отражать мир в его существенных связях и отношениях;
  • факт наличия самосознания.

Пять психологических областей | Введение в психологию

Цели обучения

  • Перечислите и дайте определение пяти основным областям или столпам современной психологии

Введение в современную психологию

Современная психология — это разнообразная область, на которую влияют все исторические точки зрения, описанные в предыдущем разделе литературы. Отражением разнообразия дисциплины является разнообразие, наблюдаемое в Американской психологической ассоциации 9.0012 (АПА). APA — профессиональная организация, представляющая интересы психологов в США. АПА является крупнейшей организацией психологов в мире, и ее миссия состоит в продвижении и распространении психологических знаний на благо людей. В APA есть 56 подразделений, представляющих широкий спектр специальностей, от обществ психологии религии и духовности до психологии физических упражнений и спорта, поведенческой неврологии и сравнительной психологии. Отражая разнообразие самой области психологии, члены, аффилированные члены и ассоциированные члены охватывают весь спектр от студентов до психологов с докторской степенью и происходят из разных мест, включая образовательные учреждения, уголовное правосудие, больницы, вооруженные силы и промышленности (Американская психологическая ассоциация, 2014).

Ссылка на обучение

Посетите веб-сайт подразделений APA, чтобы просмотреть список всех подразделений и узнать о них больше.

Студенческие ресурсы также доступны через APA.

Психологи согласны с тем, что не существует одного правильного способа изучения того, как люди думают или ведут себя. Однако существуют различные школы мысли, которые развивались на протяжении развития психологии и продолжают формировать то, как мы исследуем человеческое поведение. Например, некоторые психологи могут приписать определенное поведение биологическим факторам, таким как генетика, в то время как другой психолог может рассматривать опыт раннего детства как более вероятное объяснение поведения. Многие опытные психологи всю свою карьеру сосредоточивают только на одном аспекте психологии, таком как психология развития или когнитивная психология, или, точнее, на интеллекте новорожденных или обработке речи.

Несмотря на то, что область исследования велика и обширна, цель этого текста – познакомить вас с основными темами психологии. Вы познакомитесь с различными ветвями и подобластями дисциплины и поймете, как все они взаимосвязаны и важны для понимания поведения и психических процессов. Пять основных психологических столпов, или доменов, как мы их будем называть:

  1. Домен 1: Биологический (включает нейробиологию, сознание и ощущения)
  2. Домен 2: Когнитивный (включает изучение восприятия, познания, памяти и интеллекта)
  3. Домен 3: Развитие (включает обучение и кондиционирование, развитие на протяжении всей жизни и язык)
  4. Домен 4: Социальное и личностное (включает изучение личности, эмоций, мотивации, пола и культуры)
  5. Домен 5: Психическое и физическое здоровье (включая ненормальную психологию, терапию и психологию здоровья)

Рисунок 1 . Пять столпов или областей психологии. Изображение адаптировано из статьи Гурунг Р.А., Хакатхорн Дж., Эннс К., Франц С., Качиоппо Дж.Т., Луп Т. и Фриман Дж.Э. (2016) «Укрепление вводной психологии: новая модель обучения вводный курс» от  Американский психолог.

Эти пять доменов охватывают основные точки зрения или перспективы психологии. Эти точки зрения подчеркивают определенные предположения о поведении и обеспечивают психологам основу для проведения исследований и анализа поведения. Среди них есть некоторые, о которых вы уже читали, в том числе психодинамическая точка зрения Фрейда, бихевиоризм, гуманизм и когнитивный подход. Другие точки зрения включают биологическую перспективу, эволюционную и социокультурную точки зрения.

Полезные советы

Хороший способ запомнить основные аспекты психологии — это подумать о своей руке и связать каждый палец с выдающимся психологическим подходом:

  • Указательный палец если бы вы были и думали о чем-то. Это когнитивная перспектива .
  • Средний палец: Если вы подняли средний палец, чтобы сбить кого-то, это было бы плохо поведение во многих культурах. Это представляет собой поведенческую перспективу, которая подпадает под область развития .
  • Безымянный палец: Обычно это место, где вы носите обручальное кольцо. Для одних людей это здоровый образ жизни выбор, а для других это причина стресса . У некоторых мысль о браке вызывает тревогу , что может привести к терапии . Это представляет домен психического и физического здоровья 9.0012 .
  • Мизинец: Этот мизинец родился таким — коротким. Вы можете поблагодарить свою биологию за это. Это представляет биологическую перспективу .
  • Ладонь: Во многих культурах приветствие «дай пять» считается приемлемым. Это представляет домен социального и личного домена .
  • Бонус: большой палец : ваш большой палец может двигаться во многих направлениях — это динамический ! Это психодинамика , которая не является самостоятельным столпом, но представляет выдающуюся историческую перспективу и школу мысли в психологии, как объяснялось ранее.

Попробуйте

Глоссарий

Американская психологическая ассоциация: профессиональная организация, представляющая психологов в США

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Краткая история психологии

Главная »Основы психологии»Краткая история психологии

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Если мы обратимся к историческим корням психологии, мы обнаружим, что психология является относительно новой областью. Формальное начало современной психологии относится к 1879 году. Психология как современная дисциплина, на которую в значительной степени повлияли западные разработки, имеет короткую историю.

Он вырос из древней философии, занимавшейся вопросами психологического значения. Термин «психология» происходит от двух греческих слов; Психея означает «душа или дыхание» и Логос означает «знание или изучение» (изучение или исследование чего-либо).

Слово «психология» не использовалось до девятнадцатого века, и область психологии фактически не стала самостоятельной наукой до середины девятнадцатого века.

Психология возникла как самостоятельная академическая дисциплина в 1879, , когда немецкий профессор Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, Германия. В этой Лаборатории студентов обучали изучению Структуры разума.

Вундт интересовался изучением сознательного опыта и хотел
проанализировать составляющие или строительные блоки разума. Психологи во времена Вундта
анализировали структура ума через самоанализ и поэтому назывались
структуралистами . Интроспекция представляла собой процедуру, при которой индивидов или испытуемых в психологических экспериментах просили подробно описать их собственные психические процессы или переживания.

До Вундта было невозможно получить специальность психолога, потому что не было официальных психологов или факультетов психологии. Вундт начал изучать структуру психики, которая относилась к непосредственному (сознательному) опыту, содержанию и процессам субъективного опыта, таким как ощущения, мысли, чувства и эмоции.

Интеллектуальные корни психологии лежат в союзе философии и физиологии. Вундт традиционно считается основоположником или отцом современной психологии. 1879 год считается знаменательным годом, когда психология наконец стала уникальной областью.

Таким образом, формально психология была признана самостоятельной наукой в ​​1879 году.

Американский психолог, Уильям Джеймс , который вскоре после создания назывался функционалистский подход к изучению человеческого разума.

Уильям Джеймс считал, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на структуре разума, психология должна вместо этого изучать w то, что разум делает и то, как поведение действует, заставляя людей взаимодействовать с окружающей средой.

В начале 20-го века в Германии возникло новое направление под названием Гештальт-психология как реакция на структурализм Вундта. Он сосредоточился на организации перцептивного опыта. Гештальт-психологи утверждали, что вместо того, чтобы рассматривать компоненты разума, когда мы смотрим на Мир нашего перцептивного опыта больше, чем сумма компонентов восприятия.

Например, свет от серии мигающих лампочек падает на нашу сетчатку, мы действительно ощущаем движение света.

Еще одна реакция на структурализм пришла в форме бихевиоризма . Примерно в 1910 году Джон Ватсон r отверг идеи разума и сознания как предметы психологии.

На Уотсона большое влияние оказали работы таких физиологов, как Иван Павлов по классическому кондиционированию. Для Ватсона, ум не поддается наблюдению, а интроспекция субъективна, потому что она не может быть проверена другим наблюдателем.

По его словам, научная психология должна сосредоточиться на том, что поддается наблюдению и проверке. Он определил психологию как изучение поведения или реакций (на стимулы), которые можно измерить и изучить объективно. Скиннер применил и популяризировал этот подход.

Зигмунд Фрейд  основал психоанализ как систему для понимания и лечения психологических расстройств.  Он рассматривал человеческое поведение как динамическое проявление бессознательных желаний и конфликтов . В то время как фрейдистский психоанализ рассматривал человеческие существа как m мотивированные бессознательным стремлением к удовлетворению стремления к удовольствию (и часто сексуальным) желаниям.

Гуманистическая перспектива в психологии приняла более позитивный взгляд на человеческую природу. Гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу , подчеркивали свободную волю человека и его естественное стремление к росту и раскрытию своего внутреннего потенциала.

Гуманисты утверждали, что бихевиоризм с его упором на поведение, определяемое условиями окружающей среды, подрывает свободу и достоинство человека и придерживается механистического взгляда на человеческую природу.

Эти различные подходы заполнили историю современной психологии и предоставили множество точек зрения на ее развитие.

1879 Вильгельм Вундт основывает первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Германия.
1890 Уильям Джейм публикует Принципы психологии.
1895 Функционализм сформулирован как система психологии.
1900 Зигмунд Фрейд разрабатывает Психоанализ.
1904 Иван Павлов получает Нобелевскую премию за работу над пищеварительной системой, которая привела к пониманию принципов развития реакций.
1905 Тест интеллекта , разработанный Бине и Саймоном.
1912 Гештальт-психолог г родился в Германии.
1916 Открыт первый факультет психологии Калькуттского университета .
1922 Психология включена в Ассоциацию Индийского научного конгресса.
1924 Основана Индийская психологическая ассоциация.
1924 Джон Б. Уотсон публикует «Бихевиоризм», книгу, которая легла в основу бихевиоризма.
1 928 Н.Н. Сенгупта и Радхакамал Мукерджи публикуют первый учебник по социальной психологии (Лондон: Allen & Unwin).
1949 Создано отделение психологических исследований Организации оборонных наук Индии.
1951 Психолог-гуманист Карл Роджерс публикует книгу «Терапия, ориентированная на клиента».
1953 Б. Ф. Скиннер публикует «Науку и поведение человека» , укрепляя бихевиоризм как основной подход к психологии.
1954 Гуманист Психолог Абрахам Маслоу публикует « Мотивация и личность».
1954 Основано Бюро психологии в Аллахабаде.
1955 Национальный институт психического здоровья и неврологии (NIMHANS) основан в Бангалоре.
1962 Открытие больницы для душевнобольных в Ранчи.
1973 Конрад Лоренц и Нико Тинберген получают Нобелевскую премию за работу над встроенными моделями поведения животных, характерными для определенного вида , которые появляются без какого-либо предварительного опыта/обучения.
1978 Герберт Саймон получает Нобелевскую премию за работу по принятию решений.
1981 Дэвид Хьюбел и Торстен Визель получают Нобелевскую премию за исследование зрительных клеток в мозге.
1981 Роджер Сперри получает Нобелевскую премию за исследование расщепленного мозга.
1989 Основана Национальная академия психологии (NAOP) Индия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts