Причины которые чаще определяют поведение человека мотивация: 11. Ключевые мотивы человека. Мотивация

21 Вопрос.

Что касается стимуля­ции поведения, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле:

— как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое),

— как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Чаще всего в научной лите­ратуре мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и актив­ность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена

  • внутренними причинами (психологиче­ские свойства субъекта поведения): мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы.

  • внешними причинами (внешние условия и обстоятель­ства его деятельности): стимулы, исходящие из сложившейся ситуации.

Иногда все психологические факторы, которые как бы из­нутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозици­ями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимо­связаны. Поэтому любое действие челове­ка рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на опре­деленные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаи­модействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека мо­жет быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздей­ствия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбо­ра и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит са­мому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, из­нутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть

осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направлен­ности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состо­яние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или мате­риальных объектах. Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Основные характеристики человеческих потребностей: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения, предметное содержание (совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осо­знаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено дей­ствие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потреб­ность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Принято различать цель деятельности и жизненную цель.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающе­му невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это со­стояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели стал­кивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оцени­вать по следующим параметрам:

  • широта – качественное разнообразие мотива-ционных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой яв­ляется его мотивационная сфера

  • гибкость выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня (более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства)

  • иерархизированность.

Психологические теории мотивации

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в ра­ботах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в про­цессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большин­ство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими тече­ниями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической пози­ции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек на­делен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора дей­ствий, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исклю­чительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознава­емыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений (связана с ис­пользованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступ­ков в целом).

теорию автомата, (центральным было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механи­ческий, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия.

Раздельное, независимое существование двух мотивационных тео­рий (одной — для человека, другой — для животных) продолжалось вплоть до кон­ца XIX в.

Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина воз­никли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механиз­мы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях яв­ления действительности. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и ин­стинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разум­ных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у челове­ка (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). Главной особенностью исследований мотивации по­ведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принци­пиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму.

Челове­ку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов (3. Фрейд) предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую попу­лярность в начале XX в.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках кото­рой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потреб­ностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у челове­ка и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают оди­наковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удов­летворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции прин­ципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значи­тельной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова.

Поведенческая (бихевиористская) теория мотивации (по своей сути являлась логическим продол­жением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями .это­го направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул—реакция»).

Теория высшей нервной деятельности (разработана И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, сре­ди которых были следующие: Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин и др.)

Одной из теорий, возникших на рубеже XIX-XX вв. и продолжающих разра­батываться сейчас, является теория органических потребностей животных. Она возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою за­дачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биоло­гии.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появ­ляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была тео­рия мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы ра­боты представителей гуманистической психологии — Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Ол-порта, К. Роджерса и др.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. В определенной мере они близки друг к другу и имеют ряд общих положений.

В отечественной психологии также предпринимались попытки решать пробле­мы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Ос­новной научной разработкой отечественных психологов в области проблем моти­вации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым. Соглас­но его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологиче­ские особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частно­сти, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе ди­намических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недо­статки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяс­нить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.

Мотивированное поведение как характеристика личности

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем стано­вятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его лич­ности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избе­гания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других лич­ностных черт. Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, кото­рое производит человек на окружающих, т. е. характеризуют личность в целом.

24

Что такое мотивация и зачем она нужна: объяснение с примерами

Один из ключей к успеху в любом деле — правильная мотивация. К сожалению, у многих моих знакомых есть серьезные проблемы с тем, чтобы составить собственную мотивацию — они либо плывут по течению, либо пытаются себя пересилить, занимаясь не тем, что нравится. Думаю, эта проблема актуальна и для некоторых читателей, так что в этой статье я рассмотрю, что такое мотивация и зачем она нужна, из чего она состоит и как сделать ее действенной.

Понятие мотивации в психологии

Учебники по психологии определяют мотивацию следующим образом — это совокупность причин, которые определяют активное поведение человека. Проще говоря, мотивация — это то, что побуждает Вас к действию. А когда есть какое-то воздействие, которое призывает Вас отказаться от предпринимаемых усилий, то речь идет об отрицательной мотивации, или так называемой демотивации.

В мотивацию включают:

  • потребности,
  • мотивы,
  • цели.

Потребности — это Ваши нужды. Человеческие потребности делят на биологические (поесть, поспать, дышать чистым воздухом) и информационные (общаться, получать информацию, развиваться интеллектуально и духовно).

Мотивы — это довольно обширная группа причин, целью которых является удовлетворение какой-либо потребности. Например, у Вас есть потребность в пище — следовательно, появляется мотив удовлетворить свой голод. Особенность мотивов — гибкость их исполнения. Вернемся к простому примеру с едой — Вы можете удовлетворить голод самыми разными продуктами, а можете и вовсе заглушить его водой или специальными БАДами (не надо так делать).

Давайте усложним пример — у Вас есть потребность в получении новых знаний. Соответственно, мотив Ваших действий — удовлетворить эту потребность. Вы можете заняться изучением микробиологии, пойти на курсы кройки и шитья, поступить в университет или ограничиться просмотром познавательных роликов на YouTube. Все эти действия совершенно разные как по форме, так и по сути (то есть по теме получаемых знаний), но все они так или иначе закроют потребность. Любое относительно сложное задание мы можем выполнить несколькими способами.

Цели — это, разумеется, желаемый результат Ваших усилий. Вернемся к примеру с едой. Зачем нужна мотивация в этом случае? Чтобы Вы не погибли с голоду. Потребность в пище побуждает мотив удовлетворить свой голод. Какова Ваша цель в этом случае? Скорее всего, Вы хотите почувствовать сытость. В этом случае Вам не так важно, что именно съесть — лишь бы еда была питательной и сытной. А что, если Ваша цель — поесть вкусно и полезно? Тогда Вы начинаете фильтровать продукты, выбирая из них те, которые отвечают Вашей цели. Здесь все очень просто.

Но давайте снова усложним пример и поговорим о потребности в знаниях. Ваш мотив — закрыть эту потребность, получить знания. Но Ваша цель может определить, как именно Вы будете это делать. Если Вы ставите перед собой цель стать профессионалом в определенной области, то Вы можете пойти на курсы профподготовки или поступить в институт на выбранную специальность. А если Ваша цель — расширить кругозор, то можно обойтись и самостоятельным чтением научно-популярных книг и просмотром роликов на YouTube.

Как видите, потребность, мотив и цель в комплексе определяют Ваше поведение. Это и есть мотивация с точки зрения современной психологии.

Читайте также: «10 простых способов мотивировать себя на успех».

Внутренняя и внешняя мотивация

Мотивацию принято делить на внутреннюю и внешнюю. Вы уже наверняка сами догадались, в чем между ними разница. Если внутренняя мотивация связана с положительными эмоциями, которые Вы получите в результате выполнения работы, то внешняя основывается на неких стимулах, которые находятся за пределами нашего сознания. Одну и ту же работу можно выполнять под действием внутренней или внешней мотивации. Вот парочка примеров:

  • Вы можете заниматься спортом, потому что Вам нравится хорошо себя чувствовать (внутренняя мотивация) или потому что Вам нужно подготовиться к соревнованиям (внешняя мотивация).
  • Вы можете прибраться в квартире, потому что Вам комфортнее в прибранном доме или потому что к Вам едут в гости родители, которые терпеть не могут беспорядок.
  • Вы можете читать учебник, потому что Вам хочется получить новые знания и Вы испытываете от этого удовольствие, либо из-за того, что у Вас через неделю экзамен по этому предмету.
  • Вы можете открыть свой бизнес, потому что для Вас это важное дело и Вы чувствуете радость от помощи обществу, а можете заняться предпринимательством, потому что это самый выгодный для Вас способ получать деньги.

Разумеется, внутренняя и внешняя мотивация могут переплетаться и действовать вместе. Например, Вы можете ходить на работу и потому, что Вам нравится заниматься этой деятельностью, и потому, что там хорошо платят. Чаще всего мотивация состоит именно из неравномерных долей внутренних и внешних стимулов.

По моему опыту, внутренняя мотивация может быть не менее надежной, чем внешняя. Устойчивый внутренний компас позволяет сохранять мотивацию даже в переменчивых условиях. И ту, и другую мотивацию можно зафиксировать во внутренних инструментах сайта. Вы получите к ним доступ, если пройдете короткую регистрацию. С помощью бесплатных инструментов Сервиса Вы сможете записывать свои цели, формулировать и визуализировать мотивацию, получать регулярную поддержку и напоминания о важных вещах.

Что же происходит, когда внутренняя и внешняя мотивация вступают в конфликт? Нам становится тяжело выполнять выбранную работу, либо мы можем вовсе от нее отказаться. Предположим, что на Вас давит внешний стимул, который побуждает Вас выполнить какое-то дело. Но лично Вам это дело глубоко неприятно, оно не принесет Вам ни пользы, ни удовольствия. У Вас нет внутренней мотивации заняться им. Так что в итоге Вы либо подчинитесь внешнему стимулу и сделаете то, что нужно, но без удовольствия и удовлетворения, либо откажетесь от неприятного занятия. Такие ситуации часто происходят в детстве, когда родители стараются поддерживать здоровье ребенка, но он пока не знает последствий нездорового поведения и не имеет по этой причине внутренней мотивации. Непреодолимым внешним стимулом в этом случае будет требование родителя: «Съешь овощи, они полезные!». Даже если ребенок не любит эти овощи, он, скорее всего, будет вынужден подчиниться — родитель не оставляет ему выбора. С ростом самостоятельности внешние стимулы могут оставаться эффективными только в том случае, если подкрепляются внутренними.

Таким образом, внутренняя мотивация должна присутствовать, если Вы хотите заниматься долгосрочным и/или тяжелым проектом, который не всегда будет приносить сиюминутную радость и удовольствие. Наиболее оптимальный вариант — сочетание внутренней и внешней мотивации. Например, Вы можете заниматься своим бизнесом одновременно ради денег и для выполнения своего общественного долга. Внешняя мотивация будет поддерживать Вас, когда Вам будет сложно сосредоточиться на радости от помощи обществу. А внутренняя будет полезна, когда придется выполнять особо трудную работу, или когда финансовые результаты не будут оправдывать ваши ожидания.

Я хочу еще раз обратить Ваше внимание на важность внутренней мотивации. Если Вы собираетесь выполнять дело, которое:

  • не приносит Вам пользы;
  • не радует Вас;
  • не дарит удовлетворение в краткосрочной или долгосрочной перспективе,

то Вы с большой вероятностью забросите его, либо вовсе не приметесь за работу. Сильная внешняя мотивация при отсутствии внутренней может сработать разве что в отдельном разовом случае, но не тогда, когда речь идет о систематическом упорном труде. Если Вы хотите добиться успеха, Вам просто необходима мощная внутренняя мотивация.

По субъективным ощущениям внешняя мотивация более жесткая, требовательная, настойчивая. Она зачастую бывает негативной — то есть угрожает наказанием, а не соблазняет наградой. Внутренняя мотивация — более мягкая, нежная. Она гораздо чаще действует за счет положительных эмоций. Впрочем, это довольно условное описание — внешняя мотивация может быть позитивной (например, нужно закончить работу к отпуску, чтобы хорошо отдохнуть), а внутренняя — негативной («Если я не закончу этот проект, я полное ничтожество»). В любом случае позитивная мотивация всегда работает лучше. Потому что на негативную практически в любой момент можно махнуть рукой, сказав про себя: «Ну и что?».

Как это использовать на практике

Итак, что делать со всей этой информацией? Универсального рецепта по формированию мотивации, к сожалению, нет. Но я могу на основе собственного опыта подсказать несколько приемов:

  • Убедитесь, что у Вас действительно есть внутренняя мотивация к этому делу. Нередко бывает так, что поставленная цель идет не из Вашего разума (или сердца, как Вам больше нравится), а из давления общества. Вы точно хотите заработать на большую дорогую машину, или это в Вас говорят коллеги, которые восторгались чьим-то «Порш»? Отделять собственные цели от навязанных — пожалуй, самый важный навык, который поможет Вам доводить дела до конца.
  • Проследите мотивационную цепочку так далеко, как это возможно. Я объясню это на примере. Предположим, что Вы собираетесь научиться программировать. Подумайте, зачем Вы это хотите. Возможно, Ваш ответ будет звучать так «Я хочу иметь престижную и высокооплачиваемую работу». Очень хорошо, а зачем? «Чтобы иметь возможность не беспокоиться о деньгах и жить так, как нравится.» Замечательно, а почему именно программирование? «Мне нравится работать с кодом и информацией, и я считаю, что за этой профессией будущее. » Замечательно! Вот мы и вывели четкую и обоснованную мотивацию, которая будет поддерживать Вас на плаву.
  • Совмещайте внутреннюю и внешнюю мотивацию. К сожалению, даже очень мощная внутренняя мотивация может давать сбой. Например, если Вы очень недовольны своей физической формой, Вы можете начать заниматься спортом, но внутренней мотивации может не хватить на то, чтобы упорно, неделя за неделей преодолевать все тяжелые препятствия. Добавьте сюда внешнюю мотивацию — например, поговорите с друзьями или сообщите о своем намерении в соцсетях — и у Вас будет гораздо больше шансов достичь успеха. Это правило работает и в обратную сторону. Если у Вас есть только внешняя мотивация, то заставить себя работать будет гораздо труднее.

Читайте также: «Как правильно записывать цели на бумаге и как их достигать».

Примеры хорошей и неудачной мотивации

Чтобы все вышесказанное было более наглядным, позвольте мне привести несколько иллюстративных примеров из жизни.

Вот уже полгода как я веду проект, где перевожу на русский язык письма, речи и лекции одного известного викторианца. Так уж получилось, что, несмотря на большой интерес к его работам (он был художником и дизайнером), его теоретические материалы на русский язык практически не переводились, но есть в свободном доступе на английском языке. При этом я считаю их довольно полезными для многих людей, не только художников и дизайнеров. Так что я поставила перед собой задачу — перевести и выложить как можно больше его значимых письменных работ. Я убеждена, что они помогут людям в эстетическом воспитании, научат их видеть красоту и развивать свой вкус. Кроме того, в этих текстах часто поднимаются вопросы социального неравенства, проистекающего из разницы капиталов — к этим вопросам я неравнодушна, и они не потеряли свою актуальность и сейчас. Переводя труды этого англичанина, я чувствую, что делаю важное дело, испытываю удовлетворение от применения своих способностей на благо общества. Это моя внутренняя мотивация.

Но этого недостаточно. Я добавила внешнюю мотивацию — указала на своем сайте график выхода переводов. Для чего нужна мотивация этого типа? Я знаю, что могу лениться и прокрастинировать, откладывая перевод очередного текста. В моем случае доверие читателей, познакомившихся с графиком, становится внешней мотивацией.

А вот другой пример. Мой знакомый работает в сфере, где большая часть зарплаты состоит из премий. Его начальство использует эти премии, чтобы мотивировать сотрудников. Внешняя мотивация очевидна — если знакомый хорошо работает, он получает больше денег. Но эта работа не приносит ему никакого морального удовлетворения: ему неинтересна эта сфера деятельности, он не чувствует, что растет профессионально и интеллектуально. Кроме того, помимо денежной мотивации начальство не стремится создавать комфортные условия работы для сотрудников. Как итог — несмотря на вполне приличную зарплату, которая более чем устраивала моего знакомого, он уволился. У него не было внутренней мотивации, которая помогала бы ему справляться с работой. Каждый день он ходил на службу, будто из-под палки. Человек не может долго функционировать в таком режиме и оставаться в нормальном психическом состоянии. Если Вы сейчас находитесь в подобном положении, займитесь поиском работы, которая будет Вас устраивать больше, пусть даже на ней и меньше платят. А может, пришло время организовать собственное дело?

У меня есть еще два наглядных примера, которые мне посчастливилось наблюдать параллельно. Две мои подруги практически одновременно решили заняться спортом: записались в зал, купили удобную спортивную форму, начали ходить в бассейн и на фитнес. Мотивация одной подруги заключалась в здоровье — она начала неважно себя чувствовать и решила добавить немного физической активности, чтобы быть энергичнее и бодрее. Вторая подруга пошла в зал, потому что ее супруг оказался недоволен ее физической формой, при этом сама она чувствовала себя вполне неплохо. Вы наверняка уже догадались, чем закончилась эта история — первая подруга до сих пор регулярно занимается спортом, потому что ей нравится чувствовать себя здоровой и сильной. Вторая же забросила это занятие где-то через месяц, потому что внешняя мотивация через недовольство мужа оказалась недостаточно сильной, чтобы перебороть ее нелюбовь к спорту и желание заниматься другими вещами, которые приносят ей больше удовлетворения.

Правильная мотивация — это то топливо, на котором Вы сможете поддерживать долгоиграющие проекты. Научитесь правильно формулировать ее и отсеивать ненужные занятия, и тогда Вы сможете достичь невероятных высот.

+1

Оставить отзыв

Мотивация — термин, который очень прочно укоренился в массовой культуре. С легкой руки коучей и бизнес-тренеров понятие мотивации расплылось. Давайте попробуем исправить это и рассмотрим понятие мотивации во всех подробностях!

  • Как прокачать себя самому (ИНСТРУКЦИЯ!)
  • Зарегистрироваться и начать путь к своим Целям и Мечте. Собственными силами (БЕСПЛАТНО!)
  • Теги: мотивация достичь целей самоменеджмент

    6.

    3 Мотивация человека – Введение в психологию как социальную науку

    Цели обучения

    К концу этого раздела вы сможете:

    • Давать определение внутренней и внешней мотивации
    • Поймите, что инстинкты, снижение влечения, самоэффективность и социальные мотивы были предложены в качестве теорий мотивации
    • Объясните основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу

     

    Как вы читали во введении к промышленной/организационной (I/O) психологии, мы узнали, что мотивация на работе является основной темой I/O. Мы совершим более глубокое погружение во внутреннюю работу мотивации в целом. Мы считаем, что учащимся всегда интересно применить эту тему в своей жизни, учебе и работе, поэтому рекомендуем вам подумать о том, как эти концепции относятся к вам.

    В этом разделе мы рассмотрим тему мотивации более широко и ответим на два ключевых вопроса:

    1. Почему мы делаем то, что делаем?
    2. Какие мотивы лежат в основе нашего поведения?

    Мотивация описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели . Помимо биологических мотивов, мотивации могут быть внутренними ( возникающими из внутренних факторов ) или внешними ( возникающими из внешних факторов ). Внутренне мотивированное поведение осуществляется из-за чувства личного удовлетворения, которое оно приносит, в то время как внешне мотивированное поведение осуществляется для того, чтобы получить что-то от других.

    Внутренняя мотивация исходит изнутри человека, а внешняя мотивация исходит извне.

    Подумайте, почему вы сейчас учитесь в колледже. Вы здесь, потому что вам нравится учиться и вы хотите получить образование, чтобы стать более разносторонним человеком? Если да, то вы внутренне мотивированы. Однако если вы здесь, потому что хотите получить высшее образование, чтобы сделать себя более привлекательным для высокооплачиваемой карьеры или удовлетворить требования своих родителей, то ваша мотивация носит более внешний характер.

    В действительности наши мотивы часто представляют собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов, но характер сочетания этих факторов может меняться со временем (часто таким образом, который кажется нелогичным). Есть старая поговорка: «Выбери работу, которую любишь, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни», означающая, что если тебе нравится то, чем ты занимаешься, работа не кажется… . . ну работай. Некоторые исследования показывают, что это не обязательно так (Daniel & Esser, 1980; Deci, 1972; Deci, Koestner, & Ryan, 19).99). Согласно этому исследованию, получение некоторого вида внешнего подкрепления (т. е. оплаты) за поведение, которое нам нравится, приводит к тому, что это поведение рассматривается как работа, которая больше не приносит того же удовольствия. В результате мы можем тратить меньше времени на эти переклассифицированные модели поведения в отсутствие какого-либо внешнего подкрепления. Например, Одесса любит печь, поэтому в свободное время печет для удовольствия. Часто после того, как она заполнила полки в продуктовом магазине, она часто готовит выпечку по вечерам, потому что ей нравится печь. Когда сотрудник отдела хлебобулочных изделий магазина увольняется с работы, Одесса претендует на его должность и переводится в отдел хлебобулочных изделий. Хотя ей нравится то, что она делает на своей новой работе, через несколько месяцев у нее больше нет желания состряпать вкусняшки в свободное время. Выпечка стала такой работой, что изменила ее мотивацию. То, что пережила Одесса, называется эффект сверхоправдания внутренняя мотивация уменьшается, когда дается внешняя мотивация . Это может привести к угасанию внутренней мотивации и возникновению зависимости от внешних вознаграждений за непрерывную работу (Deci et al., 1999).

    Исследования показывают, что когда то, что мы любим делать, например глазурь тортов, становится нашей работой, наши внутренние и внешние мотивы для этого могут измениться. (Фото: Agustín Ruiz)

    Другие исследования показывают, что внутренняя мотивация может быть не так уязвима для эффектов внешнего подкрепления, и на самом деле такие подкрепления, как словесная похвала, могут фактически усиливать внутреннюю мотивацию (Арнольд, 19 лет).76; Кэмерон и Пирс, 1994). В этом случае мотивация Одессы заниматься выпечкой в ​​свободное время может оставаться высокой, если, например, покупатели будут регулярно хвалить ее навыки выпечки или украшения тортов.

    Эти очевидные расхождения в выводах исследователей можно понять, рассмотрев несколько факторов. Во-первых, физическое подкрепление (например, деньгами) и словесное подкрепление (например, похвала) могут совершенно по-разному воздействовать на человека. На самом деле материальные вознаграждения (т. е. деньги) имеют тенденцию оказывать более негативное влияние на внутреннюю мотивацию, чем нематериальные (т. е. похвала). Кроме того, ожидание внешнего мотиватора со стороны человека имеет решающее значение: если человек ожидает получить внешнее вознаграждение, то внутренняя мотивация для выполнения задачи имеет тенденцию к снижению. Однако если такого ожидания нет, а внешняя мотивация преподносится как неожиданность, то внутренняя мотивация к выполнению задачи, как правило, сохраняется (Deci et al., 19).99).

    В образовательных учреждениях учащиеся с большей вероятностью будут испытывать внутреннюю мотивацию к обучению, когда они чувствуют чувство принадлежности и уважения в классе. Эта интернализация может быть усилена, если оценочным аспектам в классе не уделяется должного внимания, и если учащиеся чувствуют, что они осуществляют некоторый контроль над учебной средой. Кроме того, предоставление учащимся заданий, которые являются сложными, но выполнимыми, наряду с обоснованием участия в различных учебных мероприятиях может повысить внутреннюю мотивацию для выполнения этих заданий (Niemiec & Ryan, 2009).). Возьмем Хакима, студента первого курса юридического факультета, который в этом семестре изучает два курса: семейное право и уголовное право. У профессора семейного права довольно пугающий класс: он любит ставить студентов в тупик, задавая сложные вопросы, из-за чего студенты часто чувствуют себя униженными или смущенными. Оценки выставляются исключительно на основе викторин и экзаменов, и инструктор вывешивает результаты каждого теста на двери класса. Напротив, профессор уголовного права способствует обсуждениям в классе и уважительным дебатам в небольших группах. Большая часть оценок за курс не основана на экзаменах, а сосредоточена на разработанном студентом исследовательском проекте по проблеме преступности по выбору студента. Исследования показывают, что Хаким будет менее внутренне мотивирован на своем курсе семейного права, где студенты запугиваются в классе, а упор делается на оценки, проводимые учителем. Хаким, вероятно, испытает более высокий уровень внутренней мотивации на своем курсе уголовного права, где обстановка в классе поощряет инклюзивное сотрудничество и уважение к идеям, а студенты имеют больше влияния на свою учебную деятельность.

    Уильям Джеймс (1842–1910) внес важный вклад в ранние исследования мотивации, и его часто называют отцом психологии в Соединенных Штатах. Джеймс предположил, что поведение управляется рядом инстинктов, которые помогают выживанию. С биологической точки зрения инстинкт представляет собой видоспецифичную модель поведения, которой не учат. Однако между Джеймсом и его современниками возникли серьезные разногласия по поводу точного определения инстинкта. Джеймс предложил несколько десятков особых человеческих инстинктов, но у многих его современников были свои списки, которые отличались. Защита матерью своего ребенка, стремление лизать сахар и охота на добычу были среди человеческих поведений, которые в эпоху Джеймса считались истинными инстинктами. Эта точка зрения, согласно которой человеческим поведением управляют инстинкты, подверглась значительной критике из-за неоспоримой роли обучения в формировании всех видов человеческого поведения. Фактически уже в 19 г.00-х годов экспериментально было продемонстрировано, что некоторые инстинктивные формы поведения являются результатом ассоциативного обучения.

    а) Уильям Джеймс предложил инстинктивную теорию мотивации, утверждая, что поведение управляется инстинктами. (b) У людей инстинкты могут включать в себя такие действия, как стремление младенца ухватиться за сосок и сосание. (кредит b: модификация работы «Mothering Touch»/Flickr)

    Другая ранняя теория мотивации предполагала, что поддержание гомеостаза особенно важно для управления поведением. Вы можете вспомнить из ранее прочитанного, что гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе. В системе организма центр управления (который часто является частью мозга) получает информацию от рецепторов (которые часто представляют собой комплексы нейронов). Центр управления направляет эффекторы (которые могут быть другими нейронами) на исправление любого дисбаланса, обнаруженного центром управления.

    Согласно теории мотивации влечений , отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности. Эти потребности приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и, в конечном счете, возвращают систему к гомеостазу. Например, если вы давно не ели, уровень сахара в крови упадет ниже нормы. Этот низкий уровень сахара в крови вызовет физиологическую потребность и соответствующее состояние влечения (например, чувство голода), которое заставит вас искать и потреблять пищу. Прием пищи устранит чувство голода, и, в конечном счете, уровень сахара в крови вернется к норме. Интересно, что теория влечений также подчеркивает роль привычек в типе поведенческой реакции, которой мы занимаемся. Привычка — это модель поведения, которую мы регулярно практикуем. Как только мы добились поведения, которое успешно ослабляет влечение, мы с большей вероятностью будем повторять это поведение всякий раз, когда сталкиваемся с этим влечением в будущем (Graham & Weiner, 19).96).

    Голод и последующее переедание являются результатом сложных физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз. (кредит «слева»: модификация работы «Грейси и Вив»/Flickr; кредит «в центре»: модификация работы Стивена Деполо; кредит «справа»: модификация работы Моники Ренаты)

    Учитывать расширения теории влечений уровни возбуждения как потенциальные мотиваторы. Как вы помните из своего исследования обучения, эти теории утверждают, что существует оптимальный уровень возбуждения, который мы все пытаемся поддерживать. Если нам недостаточно возбужден , нам станет скучно, и мы будем искать какую-нибудь стимуляцию. С другой стороны, если мы чрезмерно возбуждены , мы будем вести себя так, чтобы уменьшить наше возбуждение (Berlyne, 1960). Большинство студентов испытывали эту потребность поддерживать оптимальный уровень возбуждения в течение своей академической карьеры. Подумайте о том, какой стресс испытывают студенты ближе к концу весеннего семестра. Они чувствуют себя перегруженными кажущимися бесконечными экзаменами, бумагами и важными заданиями, которые необходимо выполнить вовремя. Они, вероятно, жаждут отдыха и релаксации, которые ждут их во время продолжительных летних каникул. Однако, как только они заканчивают семестр, не проходит много времени, прежде чем они начинают скучать. Как правило, к началу следующего семестра осенью многие студенты вполне счастливы вернуться в школу. Это пример того, как работает теория возбуждения.

    Здесь представлена ​​концепция оптимального возбуждения по отношению к выполнению задачи. Производительность максимальна при оптимальном уровне возбуждения и снижается при недостаточном и чрезмерном возбуждении.

    Так какой же оптимальный уровень возбуждения? Какой уровень обеспечивает лучшую производительность? Исследования показывают, что лучше умеренное возбуждение; когда возбуждение очень сильное или очень низкое, производительность, как правило, страдает (Yerkes & Dodson, 1908). Подумайте о своем уровне возбуждения перед сдачей экзамена по этому классу. Если ваш уровень очень низкий, например, скука и апатия, ваша производительность, скорее всего, пострадает. Точно так же очень высокий уровень, например крайняя тревожность, может парализовать и мешать работе. Рассмотрим пример команды по софтболу, сталкивающейся с турниром. Им нравится выигрывать свою первую игру с большим отрывом, поэтому они вступают в игру с более низким уровнем возбуждения и проигрывают менее опытной команде.

    Но оптимальный уровень возбуждения сложнее простого ответа, что средний уровень всегда лучше. Исследователи Роберт Йеркс (произносится как «Йерк-ЭЭС») и Джон Додсон обнаружили, что оптимальный уровень возбуждения зависит от сложности и сложности задачи, которую необходимо выполнить. Эта взаимосвязь известна как закон Йеркса-Додсона , согласно которому простая задача выполняется лучше всего при относительно высоком уровне возбуждения, а сложная задача лучше всего выполняется при более низком уровне возбуждения.

    Выполнение задачи лучше всего, когда уровни возбуждения находятся в среднем диапазоне, при этом сложные задачи лучше всего выполнять при более низких уровнях возбуждения, а простые задачи лучше всего выполнять при более высоких уровнях возбуждения.

    Самоэффективность и социальные мотивы

    Самоэффективность — это вера человека в свою способность выполнить задачу, которая может включать в себя предыдущее успешное выполнение конкретной задачи или аналогичной задачи. Альберт Бандура (1994) предположил, что чувство собственной эффективности человека играет ключевую роль в мотивации поведения. Бандура утверждает, что мотивация проистекает из наших ожиданий относительно последствий нашего поведения, и, в конечном счете, именно оценка нашей способности участвовать в данном поведении будет определять то, что мы делаем, и будущие цели, которые мы ставим перед собой. Например, если вы искренне верите в свою способность достичь высочайшего уровня, вы с большей вероятностью возьметесь за сложные задачи и не позволите неудачам помешать вам довести задачу до конца.

    Ряд теоретиков сосредоточили свои исследования на понимании социальных мотивов (McAdams & Constantian, 1983; McClelland & Liberman, 1949; Murray et al., 1938). Среди мотивов, которые они описывают, потребности в достижениях, принадлежности и близости. Именно потребность в достижениях движет достижением и производительностью. Потребность в принадлежности побуждает к позитивному взаимодействию с другими, а потребность в близости заставляет нас искать глубокие, значимые отношения. Генри Мюррей и др. (1938) разделил эти потребности на домены. Например, потребность в достижениях и признании относится к области амбиций. Доминирование и агрессия были признаны потребностями в сфере человеческой власти, а игра была признанной потребностью в сфере межличностной привязанности.

    Иерархия потребностей Маслоу

    В то время как теории мотивации, описанные ранее, относятся к основным биологическим влечениям, индивидуальным характеристикам или социальным контекстам, Абрахам Маслоу (1943) предложил иерархию потребностей , которая охватывает весь спектр мотивов от биологических до индивидуальных и социальных. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды.

    Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

    В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже по пирамиде. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).43).

    Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды для удовлетворения своих потребностей в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации — чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других. Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.

     

    Ссылка на обучение

    Ознакомьтесь с этим интерактивным упражнением, которое иллюстрирует некоторые важные концепции иерархии потребностей Маслоу.

    Мотивация к определенному поведению может исходить от внутренних и/или внешних факторов. В отношении мотивации было выдвинуто несколько теорий. Более биологически ориентированные теории имеют дело с тем, как инстинкты и необходимость поддержания телесного гомеостаза мотивируют поведение. Бандура постулировал, что наше чувство самоэффективности мотивирует поведение, и существует ряд теорий, которые сосредоточены на различных социальных мотивах. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу — это модель, показывающая взаимосвязь между многочисленными мотивами, которые варьируются от физиологических потребностей более низкого уровня до очень высокого уровня самоактуализации.

     

    Влияние мотивации достижения на поведение

    Мотивация — это основной двигатель всех наших действий. Мотивация относится к динамике нашего поведения, которая включает в себя наши потребности, желания и амбиции в жизни. Мотивация достижения основана на достижении успеха и достижении всех наших стремлений в жизни. Цели достижения могут влиять на то, как человек выполняет задачу, и представлять желание продемонстрировать компетентность (Harackiewicz, Barron, Carter, Lehto, & Elliot, 19).97). Эти основные физиологические мотивационные побуждения влияют на наше естественное поведение в различных средах. Большинство наших целей основаны на стимулах и могут варьироваться от простого голода до потребности в любви и установлении зрелых сексуальных отношений. Наши мотивы достижения могут варьироваться от биологических потребностей до удовлетворения творческих желаний или достижения успеха в конкурентных предприятиях. Мотивация важна, потому что она влияет на нашу жизнь каждый день. На все наше поведение, действия, мысли и убеждения влияет наше внутреннее стремление к успеху.

    Неявные и самоприписываемые мотивы

    Исследователи мотивации разделяют мнение о том, что поведение, связанное с достижением, представляет собой взаимодействие между ситуационными переменными и мотивацией отдельного субъекта к достижению. В предсказании поведения непосредственно участвуют два мотива, имплицитный и явный. Неявные мотивы — это спонтанные импульсы к действию, также известные как выполнение задачи, и они вызываются стимулами, присущими задаче. Явные мотивы выражаются через обдуманный выбор и чаще стимулируются внешними причинами. Кроме того, люди с сильными неявными потребностями в достижении целей устанавливают более высокие внутренние стандарты, тогда как другие склонны придерживаться социальных норм. Эти два мотива часто работают вместе, чтобы определить поведение человека в направлении и страсти (Brunstein & Maier, 2005).

    Явные и неявные мотивы оказывают сильное влияние на поведение. Поведение при выполнении задачи ускоряется перед лицом проблемы за счет скрытой мотивации, что делает выполнение задачи наиболее эффективным образом основной целью. Человек с сильным имплицитным влечением будет испытывать удовольствие от достижения цели наиболее эффективным способом. Увеличение усилий и преодоление трудностей путем выполнения задачи удовлетворяет человека. Однако эксплицитные мотивы строятся вокруг представления человека о самом себе. Этот тип мотивации формирует поведение человека на основе его собственного представления о себе и может влиять на его выбор и реакцию на внешние сигналы. Основным агентом этого типа мотивации является восприятие или воспринимаемая способность. Многие теоретики до сих пор не могут прийти к единому мнению, основано ли достижение на овладении навыками или на стремлении улучшить самооценку (Brunstein & Maier, 2005). Большинство исследований до сих пор не могут определить, приведут ли эти разные типы мотивации к разному поведению в одной и той же среде.

    Иерархическая модель мотивации достижения

    Мотивация достижения трактуется по-разному. Наше понимание связанных с достижениями эффектов, познания и поведения улучшилось. Несмотря на то, что они схожи по своей природе, многие подходы к мотивации достижения были разработаны отдельно, что позволяет предположить, что большинство теорий мотивации достижения согласуются друг с другом, а не конкурируют. Исследователи мотивации стремились продвигать иерархическую модель подхода и мотивацию достижения избегания, включив две известные теории: подход мотива достижения и подход цели достижения. Мотивы достижения включают потребность в достижении и страх неудачи. Это наиболее преобладающие мотивы, направляющие наше поведение к положительным и отрицательным результатам. Цели достижения рассматриваются как более прочные когнитивные представления, указывающие людям на конкретную цель. Существует три типа этих целей достижения: цель достижения результата, цель уклонения от исполнения и цель мастерства. Цель подхода к производительности направлена ​​на достижение компетентности по отношению к другим, цель избегания производительности направлена ​​​​на избежание некомпетентности по отношению к другим, а цель мастерства сосредоточена на развитии самой компетентности и мастерства в выполнении задач. Мотивы достижения можно рассматривать как прямые предикторы обстоятельств, связанных с достижением. Таким образом, говорят, что мотивы достижения оказывают косвенное или отдаленное влияние, а цели достижения прямо или косвенно влияют на релевантные для достижения результаты (Elliot & McGregor, 19). 99).

    Эти мотивы и цели рассматриваются как работающие вместе, чтобы регулировать поведение достижения. Иерархическая модель представляет цели достижения как предикторы результатов деятельности. Модель получает дальнейшую концептуализацию, чтобы включить больше подходов к мотивации достижения. Одним из недостатков модели является то, что она не обеспечивает учета процессов, ответственных за связь между целями достижения и производительностью. По мере совершенствования этой модели она становится более полезной для прогнозирования результатов поведения, основанного на достижениях (Elliot & McGregor, 19).99).

    Достижение целей и поиск информации

    Теоретики предположили, что цели достижения людей влияют на их отношения и поведение, связанные с достижениями. Два разных типа отношений, связанных с достижениями, включают вовлечение в задачу и вовлечение эго. Вовлеченность в задачу — это мотивационное состояние, в котором главная цель человека — приобрести навыки и понимание, тогда как главная цель вовлечённости эго — продемонстрировать превосходные способности (Butler, 1999). Одним из примеров деятельности, в которой кто-то стремится достичь мастерства и продемонстрировать превосходные способности, является школьная работа. Однако ситуационные сигналы, такие как окружающая среда или окружение человека, могут повлиять на успех достижения цели в любое время.

    Исследования подтверждают, что деятельность, связанная с задачей, чаще приводит к оспариванию атрибуций и увеличению усилий (как правило, в деятельности, дающей возможность учиться и развивать компетентность), чем в деятельности, связанной с эго. Внутренняя мотивация, которая определяется как стремление к деятельности из-за самоудовлетворения, более распространена, когда человек занимается деятельностью, связанной с заданием. Когда люди более эгоистичны, они склонны принимать другое представление о своих способностях, где различия в способностях ограничивают эффективность усилий. Эгоистичные люди стремятся к успеху, превосходя других, и их чувство успеха зависит от сохранения самооценки и избегания неудач. С другой стороны, люди, вовлеченные в задачу, склонны принимать свою концепцию способности как обучения посредством прикладных усилий (Батлер, 19).99). Следовательно, менее способные люди будут чувствовать себя более успешными, пока они могут удовлетворять свои усилия учиться и совершенствоваться. Условия, вызывающие эго, как правило, вызывают менее благоприятные реакции на неудачи и трудности.

    Отношения и поведение, основанные на компетентности, более распространены в деятельности, связанной с эго, чем в деятельности, связанной с задачей. Достижения не смягчают внутреннюю мотивацию в условиях выполнения задач, в которых люди всех уровней способностей могли бы учиться совершенствоваться. В условиях вовлечения эго внутренняя мотивация была выше у успешных людей, которые продемонстрировали превосходные способности, чем у слабых, которые не смогли продемонстрировать такие способности (Батлер, 19 лет).99). Эти различные отношения к достижениям также можно сравнить в поиске информации.

    Настройки, связанные с задачами и эго, приводят к различным целям, представлениям о способностях и реакциям на трудности. Они также продвигают различные модели поиска информации. Люди всех уровней способностей будут искать информацию, имеющую отношение к достижению их цели улучшения мастерства в условиях выполнения задач. Однако им необходимо искать информацию о самооценке, чтобы лучше понять свою самооценку (Батлер, 19 лет).99). С другой стороны, люди в условиях вовлечения эго больше интересуются информацией о социальных сравнениях, оценивая свои способности по сравнению с другими.

    Теория самооценки в мотивации достижений

    Теория самооценки утверждает, что в определенных ситуациях учащиеся могут выиграть, если не будут пытаться и намеренно воздерживаются от усилий. Если плохая работа угрожает чувству собственного достоинства человека, скорее всего, это отсутствие усилий произойдет. Чаще всего это происходит после неудачного опыта. Неудача угрожает самооценке способностей и создает неуверенность в способности человека хорошо работать в дальнейшем. Если последующее исполнение оказывается плохим, то сомнения в способности подтверждаются. Теория самооценки утверждает, что один из способов избежать угрозы самооценке — отказаться от усилий. Отказ от усилий позволяет объяснить неудачу отсутствием усилий, а не низкими способностями, что снижает общий риск до уровня самооценки. Когда плохая работа, вероятно, отражает плохие способности, создается ситуация высокой угрозы для интеллекта человека. С другой стороны, если оправдание позволяет списать плохую работу на фактор, не связанный со способностями, угроза самооценке и интеллекту человека намного ниже (Thompson, Davidson, & Barber, 19).95).

    Было проведено исследование студентов с неразрешимыми проблемами, чтобы проверить некоторые предположения теории самооценки в отношении мотивации и усилий. Результаты показали, что не было никаких доказательств снижения усилий, несмотря на более низкую производительность, когда задачи были описаны как умеренно сложные по сравнению с задачами гораздо более высокой сложности. Высказывалась мысль о том, что низкие усилия могут не быть причиной плохой успеваемости учащихся в ситуациях, создающих угрозу самооценке. Было сделано два предположения, одно из которых заключалось в том, что учащиеся могут бессознательно отказываться от усилий, а другое утверждало, что учащиеся могут уменьшать усилия в результате отказа от решения проблемы. Независимо от того, какое из предположений верно, теория самооценки предполагает, что люди менее склонны брать на себя личную ответственность за неудачи (Thompson, Davidson, & Barber, 19).95).

    Избегание Мотивация достижения

    В повседневной жизни люди стремятся быть компетентными в своей деятельности. В последнее десятилетие многие теоретики использовали социально-когнитивный подход к цели достижения при учете людей, стремящихся к компетентности. Цель достижения обычно определяется как цель участия в задаче, и конкретный тип взятой цели создает основу для того, как люди испытывают свои достижения. Теоретики целей достижения обычно выделяют две различные идеи относительно компетентности: цель производительности, направленная на демонстрацию способностей по сравнению с другими, и цель мастерства, направленная на развитие компетентности и мастерство выполнения задач. Предполагается, что цели производительности вызывают уязвимость к определенным моделям реагирования в условиях достижения, таких как предпочтение простых задач, отказ от усилий перед лицом неудачи и снижение удовольствия от задачи. Цели мастерства могут привести к модели мотивации, которая создает предпочтение умеренно сложным задачам, настойчивость перед лицом неудачи и повышенное удовольствие от задач (Elliot & Church, 19).97).

    Большинство теоретиков целей достижения концептуализируют как цели производительности, так и цели мастерства как формы мотивации «приближения». Существующие классические теоретики мотивации достижения утверждали, что действия подчеркиваются и ориентированы на достижение успеха или избежание неудачи, в то время как теоретики цели достижения сосредоточились на аспекте подхода. Совсем недавно была предложена интегрированная концептуализация цели достижения, которая включает как современные теории производительности, так и теории мастерства со стандартным подходом и функциями избегания. В этой основе для мотивации цель выполнения разделена на независимый компонент подхода и компонент избегания, и задуманы три ориентации достижения: цель мастерства, ориентированная на развитие компетентности и мастерства выполнения задачи, цель подхода к производительности, направленная на достижение благоприятные суждения о компетентности и цель уклонения от исполнения, сосредоточенная на избегании неблагоприятных суждений о компетентности. Цели мастерства и подхода к производительности характеризуются как саморегулирующиеся, чтобы продвигать потенциальные положительные результаты и процессы, чтобы вовлечь человека в свою задачу или создать волнение, ведущее к мастерству результатов достижения. Однако цели избегания производительности характеризуются как способствующие негативным обстоятельствам. Эта ориентация на избегание порождает тревогу, отвлечение от задачи и модель беспомощных достижений. Внутренняя мотивация, которая представляет собой удовольствие и интерес к деятельности как таковой, также играет роль в результатах достижения. Цели избегания производительности подрывали внутреннюю мотивацию, в то время как цели мастерства и подхода к производительности помогали ее повышать (Elliot & Church, 19).97).

    Большинство теоретиков и философов достижений также определяют ожидания компетентности для конкретной задачи как важную переменную в параметрах достижения. Цели достижения создаются для того, чтобы получить компетентность и избежать неудачи. Эти цели рассматриваются как неявные (неосознанные) или самоприписываемые (сознательные) и прямое поведение достижения. Ожидания компетентности считались важной переменной в классических теориях мотивации достижений, но в настоящее время, по-видимому, лишь умеренно подчеркиваются в современных перспективах (Elliot & Church, 19).97).

    Цели приближения и уклонения

    Теоретики мотивации достижения сосредотачивают свое исследовательское внимание на поведении, связанном с компетентностью. Люди стремятся достичь компетентности или могут стремиться избежать некомпетентности, основываясь на более ранних исследованиях и теориях подхода-избегания. Стремление к успеху и желание избежать неудачи были определены как критические детерминанты устремлений и поведения теоретиком по имени Левин. В своей теории мотивации достижения Макклелланд предположил, что существует два вида мотивации достижения, один из которых ориентирован на избегание неудач, а другой — на более позитивную цель достижения успеха. Аткинсон, другой теоретик мотивации, опирался на работы Левина и Макклелланда при формировании своей теории потребности-достижения, математической основы, которая определяет желание добиться успеха и желание избежать неудачи как важные детерминанты поведения достижения (Elliot & Harackiewicz, 19).96).

    Совсем недавно теоретики представили подход к мотивации достижения с целью достижения. Эти теоретики определяли цели достижения как причину деятельности, связанной с компетенцией. Первоначально эти теоретики пошли по стопам Левина, Макклелланда и Аткинсона, включив в структуру своих предположений различие между мотивацией подхода и мотивацией избегания. Были созданы три типа целей достижения, два из которых относятся к ориентации на подход, а третий — к типу избегания. Один тип подхода представлял собой цель вовлечения в задачу, направленную на развитие компетентности и мастерства в выполнении задачи, а другой — цель производительности или вовлечения эго, направленную на достижение благоприятных суждений о компетентности. Ориентация на избегание включала эго или цель работы, направленную на избежание неблагоприятных суждений о компетентности. Этим новым теориям поначалу уделялось мало внимания, а некоторые теоретики игнорировали их без особого внимания. Теоретики мотивации отошли от нее и разработали другие концептуализации, такие как дихотомия Двека «производительность-цель обучения» с компонентами приближения и избегания или эго Николлса и ориентация на задачу, которые он охарактеризовал как две формы мотивации подхода (Elliot & Harackiewicz, 19).96).

    В настоящее время теория цели достижения является преобладающим подходом к анализу мотивации достижения. Большинство современных теоретиков используют пересмотренные модели Двека и Николлса двумя важными способами. Во-первых, большинство теоретиков устанавливают первичную ориентацию на компетентность, либо проводя различие между целями мастерства и способностей, либо противопоставляя задачу и участие эго. В отношении рамок целей достижения возник спор о том, достаточно ли они концептуально схожи, чтобы оправдать конвергенцию формы цели мастерства (обучение, участие в задаче и мастерство) с формой цели производительности (способность и производительность, участие эго, конкуренция). . Во-вторых, большинство современных теоретиков охарактеризовали цели мастерства и достижения как формы мотивации приближения, либо они не рассматривали приближение и избегание как независимые мотивационные тенденции в рамках ориентации на достижение цели (Elliot & Harackiewicz, 19).96).

    Тип ориентации, принятый в начале деятельности, создает контекст того, как люди интерпретируют, оценивают и действуют в отношении информации и опыта в условиях достижения. Предполагается, что принятие цели мастерства создает модель мотивации мастерства, характеризующуюся предпочтением умеренно сложных задач, настойчивостью перед лицом неудачи, позитивным отношением к обучению и повышенным удовольствием от задачи. Однако беспомощная мотивационная реакция является результатом принятия ориентации на достижение цели. Это включает в себя предпочтение простых или сложных задач, отказ от усилий перед лицом неудачи, перекладывание вины за неудачу на отсутствие способностей и снижение удовольствия от задач. Некоторые теоретики включают понятие воспринимаемой компетентности в качестве важного фактора в свои предположения. Ожидается, что цели мастерства будут иметь одинаковый эффект на всех уровнях воспринимаемой компетентности, что приведет к шаблону мастерства. Цели производительности могут привести к мастерству у людей с высокой воспринимаемой компетентностью и беспомощной модели мотивации у людей с низкой компетентностью (Elliot & Harackiewicz, 19).96).

    Недавно теоретиками целей достижения были предложены три теории мотивационных целей, основанные на трехвариантной структуре: мастерство, подход к производительности и уклонение от производительности. И подход к производительности, и цели мастерства представляют собой ориентации подхода в соответствии с потенциальными положительными результатами, такими как достижение компетентности и мастерство выполнения задачи. Эти формы поведения и саморегуляции обычно вызывают различные аффективные и перцептивно-когнитивные процессы, которые способствуют оптимальному выполнению задачи. Они бросают вызов чувствительности к информации, имеющей отношение к успеху и эффективной концентрации в деятельности, что приводит к овладению набором мотивационных реакций, описанных теоретиками достижения цели. Цель избегания производительности концептуализируется как ориентация на избегание в соответствии с потенциальными негативными последствиями. Эта форма регуляции вызывает самозащитные психические процессы, которые мешают оптимальному выполнению задачи. Это создает чувствительность к информации, относящейся к неудаче, и вызывает основанную на тревоге озабоченность внешностью самого себя, а не беспокойством о задаче, что может привести к беспомощному набору мотивационных реакций. Представленные теории трех целей в значительной степени ориентированы на процесс. Цели приближения и избегания рассматриваются как по-разному влияющие на поведение достижения путем активации противоположных наборов мотивационных процессов (Elliot & Harackiewicz, 19).96).

    Внутренняя мотивация и достижение целей

    Внутренняя мотивация определяется как удовольствие и интерес к деятельности ради самой деятельности. По существу рассматриваемая как форма мотивации, внутренняя мотивация определяется как важный компонент теории целей достижения. Большинство теоретиков целей достижения и внутренней мотивации утверждают, что цели мастерства способствуют внутренней мотивации, а связанные с ними умственные процессы и цели производительности создают негативные последствия. Говорят, что цели мастерства способствуют внутренней мотивации, способствуя восприятию проблемы, поощряя участие в задаче, вызывая волнение и поддерживая самоопределение, в то время как цели производительности противоположны. Цели производительности изображаются как подрывающие внутреннюю мотивацию, внушая восприятие угрозы, нарушая участие в задаче и создавая беспокойство и давление (Elliot & Harackiewicz, 19).96).

    Альтернативный набор прогнозов может быть получен из схемы приближения-избегания. И подход к производительности, и цели мастерства сосредоточены на достижении компетентности и стимулируют внутреннюю мотивацию. В частности, при ориентировании на результат или на мастерство люди воспринимают обстановку достижения как вызов, и это, вероятно, вызовет волнение, поощрит когнитивные функции, повысит концентрацию и усвоение задачи, а также направит человека к успеху и освоению информации, что облегчает внутреннюю работу. мотивация. Цель избегания производительности направлена ​​на то, чтобы избежать некомпетентности, когда люди видят в обстановке достижения угрозу и стремятся избежать ее (Elliot & Harackiewicz, 19).96). Эта ориентация, вероятно, вызовет тревогу и отказ от усилий и когнитивных ресурсов, нарушая концентрацию и мотивацию.

    Анализ личных целей

    В последние годы теоретики все чаще полагаются на различные конструкты целей для объяснения действий в условиях достижения. Введены четыре уровня репрезентации целей: ориентированные на конкретные задачи ориентиры для выполнения, такие как выполнение определенного действия, ориентированные на конкретные ситуации, которые представляют цель деятельности по достижению, такие как демонстрация компетентности по отношению к другим в ситуации, личные цели, которые символизируют стремления к достижениям, такие как получение хороших оценок, а также самооценка и представление о себе в будущем, включая планирование будущих целей и успехов. Эти основанные на цели теории мотивации достижения сосредоточены почти исключительно на поведении форм подхода, но в последние годы они больше сместились в сторону избегания (Elliot & Sheldon, 19).97).

    Мотивация является важным фактором в повседневной жизни. Наше основное поведение и чувства зависят от нашего внутреннего стремления преуспеть в преодолении жизненных трудностей, в то время как мы ставим перед собой цели. Наша мотивация также способствует нашему чувству компетентности и самооценки по мере достижения наших целей. Это дает нам возможность конкурировать с другими, чтобы стать лучше и искать новую информацию для изучения и усвоения. Люди испытывают мотивацию по-разному, будь то задача или эго по своей природе. Некоторые люди стремятся достичь своих целей для личного удовлетворения и самосовершенствования, в то время как другие соревнуются со своим окружением в настройках достижений, чтобы просто быть классифицированными как лучшие. Мотивация и результирующее поведение зависят от множества различных моделей мотивации достижения. Эти модели, хотя и отдельные, очень похожи по своей природе и теории. Настройки мастерства и достижения производительности оказывают значительное влияние на мотивацию человека. Каждый теоретик внес свой вклад в существующие теории современных исследований достижений. Чаще всего теоретики опираются на работу друг друга, расширяя старые идеи и создавая новые. Мотивация достижения — интригующая область, и я обнаружил, что интерес к ней возник после рассмотрения подобных теорий с разных точек зрения.

    Каталожные номера

    Брунштейн, Дж. К., и Майер, Г. В. (2005). Имплицитные и самоприписываемые мотивы достижения: Две отдельные, но взаимодействующие потребности. Журнал личности и социальной психологии, 89, 205-222.

    Батлер, Р. (1999). Поиск информации и мотивация достижения в среднем детстве и подростковый возраст: роль представлений о способностях. Психология развития, 35, 146-163.

    Эллиот, Эй Джей, и Черч, Массачусетс (1997). Иерархическая модель приближения и избегания мотивация достижения. Журнал личности и социальной психологии, 72, 218-232.

    Эллиот, А.Дж., и Харацкевич, Дж.М. (1996). Приближение и избегание целей достижения и внутренняя мотивация: посреднический анализ. Журнал личности и социальной психологии, 70, 461-475.

    Эллиот, Эй Джей, и МакГрегор, Х. А. (1999). Тестовая тревожность и иерархическая модель подход и избегание мотивации достижения. Журнал личности и социальной психологии, 76, 628-644.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts