Психология больших социальных групп изучает: 6.1.2. Предмет психологии больших групп

6.1.2. Предмет психологии больших групп

Разные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп.

Так, Г. М.Андреева вопросами, подлежащими изучению, полагает следующие:

  • какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;

  • какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи:

  • каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;

  • какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений (Г. М.Андреева, 1980).

Г. Г. Дилигенский считает, что психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия.

Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследование путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым (Г. Г. Дилигенский, 1975).

В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таких уровней три.

Первый— нижний уровень — типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.

Примером такого уровня социальной группы являются предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каждый из предпринимателей занимался своим делом, осуществлял специфический вид деятельности; связь с другими предпринимателями проходила по тем же механизмам взаимодействия, что и со всеми остальными людьми. Часто в качестве примера такого уровня развития социальной группы цитируют проведенный К. Марксом анализ парциального хозяйства, где отдельная семья была замкнутой единицей в сельскохозяйственном производстве.

Второйуровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третийуровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями. На общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику своей деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социальное движение в России.

Этот уровень развития социальных групп Г. Г. Дилигснский называет уровнем солидарности Можно его обозначить как уровень интегрированности, Уровень развития социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных социальных процессов, событий, явлении. Он представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.

Характеристика больших социальных групп » Страница 2

1.2 Общие качества группы

Теперь мы, непосредственно, рассмотрим общие качества группы:

• Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
• Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
• Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.
• Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
• Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составлящих ее личностей.
• Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

• направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
• организованность — реальная способность группы к самоуправлению;
• эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
• интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
• волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям.

Глава 2. Большие социальные группы

2.1 Общая характеристика больших социальных групп

Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева , А.И. Горячева и М.Г.Макаров , Г. Г. Дилигенский, О. И. Зотова, В. В. Новиков и Е. В. Шорохова , Е. С. Кузьмин, А. Р. Лурия , Б. Д. Парыгин, Б Ф. Поршнев . В В.Шаронов (1975) и др.

Разные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп.

Так, Г. М.Андреева вопросами, подлежащими изучению, полагает следующие:

• какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
• какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи:
• каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
• какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений.

Г.Г. Дилигенский считает, что психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследование путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутри групп новых социальных связей.

В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей. Во втором случае — это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. Дилигенский, принимая это деление, называет первые объективными макрогруппами, вторые — субъективно-психологическими. Для уяснения соотношения между этими вилами он вводит понятие психологической общности. Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичным по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием.

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, партии) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа).
По характеру организованности-неорганизованности — организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и реальных группах. Признак контактности взаимодействия выступает тоже как существенный. Половозрастные группы, профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Так, Г. Г. Дилигенскмй выделяет два типа социальных групп. Первый тип — объединение люден, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таких уровней три.

Первый — нижний уровень — типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. Примером такого уровня социальной группы являются предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране.

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями.

Степень гетерогенности и гомогенности группы выступает как один из факторов, влияющих на уровень ее социально-психологической общности. Реально всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои, классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей и эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы.

Г.Г. Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить ее от «чужих», не своих групп. Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Таковыми являются, например, признаки расы, языка, пола..

На уровень развития общностей влияет характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Ограниченность одних общностей от других, характерная, например, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрихозяйственными объединениями, контактами, более интенсивными связями с городом. Средства массовой информации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.

Интегрирующим признаком социально-психологической общности является идеология.

Исключительное место в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность групп, имеет ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения группы, отличительные по разным параметрам ее признаки, организационные предпосылки, идеологию. Но системообразующим признаком этого опыта является практика коллективного действия. Положительный результат этой практики входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей. Видом этой социальной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом.

Как группы формируют индивидуальное суждение

Пролистать наверх

Насколько общительны люди? Новые исследования показывают, что мы можем дойти до того, что путаем наши собственные действия с действиями других.

К Арт Маркман | 31 июля 2015 г.

Люди склонны делать то, что делают окружающие. Войдите в лифт, и почти все стоят лицом вперед. Люди в разговоре склонны подстраиваться друг под друга по скорости речи и даже по высоте голоса.

© ВМС США. Фото специалиста Джеймса Э. Фоэля. Классическая версия этого эффекта соответствия исходит из исследований Соломона Аша, впервые проведенных в 1950-х годах. Участники были членами группы, которые оценивали длину линий.

В некоторых испытаниях группа выносила ошибочные суждения с большим отрывом. Когда участники снова оценивали длину этой линии в будущем, они обычно предвзято относились к оценке группы, даже если считали, что группа, вероятно, ошибалась.

Социальные силы влияют на суждения людей. Люди хотят принадлежать к группе или хотят избежать несогласия с другими, и поэтому они модифицируют свои суждения, чтобы больше соответствовать тому, что говорит группа. Дайана Ким и Бернхард Хоммель в апрельском выпуске журнала Psychological Science за 2015 г. предполагают, что эти эффекты конформизма также могут возникать естественным образом из-за того, как люди представляют события, происходящие вокруг них.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Когда люди наблюдают за происходящим вокруг них событием, они частично понимают его, используя те же области мозга, которые они использовали бы для подготовки к выполнению этого события. Впоследствии может быть трудно провести различие между событиями, которые они наблюдали, и событиями, которые они совершали, потому что и то, и другое включало информацию о конкретных движениях, которые должны были быть сделаны для выполнения этого действия.

Чтобы изучить эту идею относительно конформизма, исследователи попросили участников оценить привлекательность большого набора лиц. В ходе исследования участники дважды ставили оценки, набирая число с клавиатуры. После каждого испытания участники видели либо число, либо короткое видео, показывающее, как рука печатает число на клавиатуре компьютера, похожей на ту, которую они использовали. Участникам сказали, что они увидят эти цифры и видео, но не имеют никакого отношения к лицам, которые они оценивают.

Ключевым показателем в этом исследовании является оценка, которую люди давали, когда видели лица во второй раз. Когда люди смотрели видеоролики, на которых рука печатает число, на их оценки сильно влияло то, что они видели. В целом, у людей была тенденция оценивать лица как менее привлекательные, когда они видели их во второй раз.

Однако, если рука, которую они видели на видео, набирала более низкий рейтинг, чем сам участник дал этому лицу, их рейтинг сильно падал. Когда рука набирала большее число, чем оценка, которую участник дал лицу, оценка участника была примерно такой же, как и в первый раз. Когда рука набрала то же число, что и рейтинг участника для этого лица, вторая оценка, которую дал участник, оказалась между теми, которые они дали для тех лиц, где введенное видео рукой число было выше или ниже, чем их первоначальный рейтинг.

Эта модель оценок для второго просмотра изображений отражает эффект соответствия: Просто просмотр цифр не вызывает эффекта соответствия; когда они просто видели числа после каждого лица, это очень мало влияло на второй рейтинг лиц. Видеть руку оказалось ключом.

  • Подробнее о людях в группах

    Узнайте, как окситоцин влияет на вашу социальную жизнь.

    Узнайте, возможен ли сострадательный патриотизм.

    Узнайте об эффекте свидетеля.

    Узнайте, почему мы боимся чужаков.

    Джошуа Грин объясняет, как сократить разрыв между нами и ними.

    Пройди наш тест и узнай, насколько ты отождествляешь себя со своим районом, нацией и человечеством.

В другом исследовании участники оценивали лица и видели числа после каждого из них, но теперь им сказали, что эти числа являются средней оценкой этой фотографии студентами их университета. В этом варианте исследования был эффект соответствия, но предел влияния этих чисел был меньше, чем то, что наблюдалось в исследовании с видео.

Когда люди явно представляют действия другого человека (например, видео руки), это создает нечто похожее на классический эффект соответствия. Эффект от наблюдения за тем, как другой человек выполняет какое-либо действие, по крайней мере так же силен, как и от выяснения суждений другой группы людей.

Многие из этих результатов могут отражать воспоминания людей о действиях других людей, потому что эти воспоминания затрагивают области мозга, ответственные за планирование действий. Поначалу может показаться странным, что люди путают свои собственные действия с действиями других. Только недавно в нашей эволюционной истории имело значение, отражают ли наши воспоминания что-то, что мы делали сами, или что-то, что мы наблюдали. В культурном отношении мы очень заботимся о возложении вины за действия на конкретных людей. Однако для большинства других видов в долгосрочной перспективе не имеет значения, есть ли у конкретных животных подробные воспоминания о том, кто именно выполнял какое действие в прошлом.

Greater Good хочет знать: как вы думаете, эта статья повлияет на ваше мнение или поведение?

Отправка оценки

Получите науку о значимой жизни на свой почтовый ящик.

Отправить

Об авторе
Вам также может понравиться
Комментарии

Наука о том, почему люди следуют за толпой

Источник: Neko1998/Flickr

Может показаться, что мы контролируем свои мысли и поведение. Но социальная психология говорит о другом.

Социальная психология определяется как «научное исследование того, как мы думаем, влияем и взаимодействуем друг с другом». Мы социальные существа. Большинство из нас общаются с другими каждый день, проводя большую часть времени бодрствования в той или иной форме. связи

Одним из уроков социальной психологии является влияние на нас других людей. Исследования показывают, что у нас не так много контроля над своими мыслями и поведением, как мы думаем. Мы получаем сигналы от нашего окружения, особенно от других людей, о том, как действовать.

Как группы влияют на нас

Рассмотрим концепцию групповой поляризации. Идея состоит в том, что единомышленники в группе укрепляют точку зрения друг друга. Групповая поляризация усиливает мнение каждого члена группы.

В ходе исследования, проведенного французскими психологами Сержем Московичем и Марисой Заваллони, исследователи задали участникам несколько вопросов. Сначала исследователи спросили их мнение о французском президенте. Во-вторых, они спросили об их отношении к американцам. Затем исследователи попросили участников обсудить каждую тему в группе.

После обсуждения группы, у которых был предварительный консенсус, стали более радикальными в своих мнениях. Например, участники несколько благосклонно относились к президенту Франции. Но их отношение усиливалось по мере того, как члены группы говорили друг с другом. У них было несколько негативное отношение к американцам. Но их отношение усилилось, когда каждый член узнал, что другие разделяют их взгляды на их союзников за границей. Исследователи пришли к выводу: «Консенсус в группе, по-видимому, вызывает изменение отношения, при котором субъекты, вероятно, занимают более крайние позиции». Когда мы видим, как наше неуверенное мнение отражается на нас, наши убеждения укрепляются9.0013

Многим из нас также нравится общаться с людьми, которые разделяют схожие убеждения. В одном эксперименте исследователи предложили людям обсудить такие вопросы, как однополые браки, позитивные действия и изменение климата. Люди в одной группе прибыли из преимущественно либерального Боулдера, штат Колорадо. Люди из другой группы были в основном из консервативного Колорадо-Спрингс. Обсуждение спорных тем привело к большему согласию внутри групп. Наши убеждения укрепляются, когда мы находимся среди людей, придерживающихся схожих взглядов.

Если это делают другие люди, значит, это правильно. Правильно?

Существует эвристика, которую большинство из нас использует, чтобы определить, что делать, думать, говорить и покупать: принцип социального доказательства. Чтобы узнать, что правильно, мы смотрим на то, что делают другие люди. В своем бестселлере Влияние: психология убеждения психолог Роберт Чалдини пишет: «Вопрос в том, что делать с пустой коробкой из-под попкорна в кинотеатре, как быстро ехать по определенному участку шоссе или как съесть курицу на званом обеде, действия окружающих будут важны для определения ответа». Социальное доказательство — это кратчайший путь к решению, как действовать.

Компания Cialdini использовала принцип социального доказательства для предотвращения воровства из окружающей среды. Рассмотрим случай национального парка Петрифайд-Форест в Аризоне. Посетители приходили в парк и узнавали о прошлом воровстве по вывеске: «Ваше наследие подвергается вандализму каждый день из-за воровства окаменевшей древесины в размере 14 тонн в год, в основном по кусочку за раз».

В ходе одного эксперимента Чалдини убрал знак с определенной дорожки в парке, чтобы измерить возможные различия. На пути без знака было на треть меньше краж, чем на пути со знаком. Посетители интерпретировали сообщение вывески как разрешение. Иными словами, посетители считали «нормальным» брать небольшие куски дерева, потому что каждый год воровали так много.

Исследователи также использовали принцип социального доказательства, чтобы помочь людям преодолеть свои страхи. В одном исследовании Альберт Бандура и его коллеги работали с группой маленьких детей, которые боялись собак. Дети наблюдали, как четырехлетний мальчик с удовольствием играл с собакой по 20 минут в день в течение четырех дней. По прошествии четырех дней 67% детей, наблюдавших, как мальчик играет с собакой, согласились войти в манеж с собакой. Когда месяц спустя исследователи провели дополнительное исследование, они обнаружили, что те же самые дети были готовы играть с собакой. Наблюдение за тем, как маленький мальчик веселится с собакой, уменьшило страх у детей. Они использовали поведение мальчика, играющего с собакой, как образец для изменения собственного поведения.

Почему другие так сильно на нас влияют?

Очевидно, что другие люди влияют на наше поведение. Одна из причин этого заключается в том, что мы живем в сложном мире. Мы используем решения других как эвристический или ментальный ярлык, чтобы ориентироваться в своей жизни. Английский философ и математик Альфред Норт Уайтхед однажды сказал: «Цивилизация развивается за счет увеличения числа операций, которые мы можем выполнять, не задумываясь о них». является «самым быстрорастущим» или «самым продаваемым». Рекламодателям не нужно убеждать нас в том, что продукт хорош, им нужно только сказать, что так думают другие9.0013

Чалдини отмечает, что потребители часто используют простую эвристику: Популярность — это хорошо. Следование за толпой позволяет нам действовать в сложной среде. У большинства из нас нет времени углублять свои знания обо всех товарах и исследовать каждый рекламируемый товар, чтобы измерить его полезность.

Вместо этого мы полагаемся на такие сигналы, как популярность. Если все остальные что-то покупают, то есть большая вероятность, что этот предмет стоит нашего внимания.

Вторая причина, по которой окружающие влияют на нас, заключается в том, что люди общительны. Мы выжили благодаря нашей способности объединяться. Ранние люди, которые формировали группы, имели больше шансов выжить. Это сказалось на нашей психологии.

Как отмечает Джулия Коултас, исследователь из Университета Эссекса, «для человека, присоединившегося к группе, копирование поведения большинства было бы разумным и адаптивным поведением.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts