Причины возникновения конфликтов
Причины конфликтов – важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.
Определяют четыре основных группы причин.
1. Объективные причины.
2. Структурноуправленческие, или организационные.
3. Социальнопсихологические факторы.
4. Субъективные причины.
Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни – примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.
Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам. Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, – социально-психологические факторы .
Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации.
Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.
Разделение причин конфликтов на субъективную и объективную составляющие важно при реальном конфликте.
Любой конфликт состоит из ряда компонентов, некоторые из них объективно присутствуют независимо от вида и формы конфликтной ситуации и составляют структуру конфликта. Но существуют и компоненты, которые могут привноситься в конфликтное взаимодействие участниками каждого конкретного конфликта или возникать только в определенных условиях. Другими словами, это субъективные компоненты, или психологические компоненты конфликта.
Выделяют три основных психологиче ских компонента конфликта :
– мотивы, цели, потребности, которые движут участником конфликта;
– способы и тактика поведения участника при конфликтном взаимодействии;
– информационная составляющая моделей поведения участников.
Стремление удовлетворить потребность часто служит мотивом к конфликтному взаимодействию. Определить мотивы конфликта не всегда возможно, так как участники склонны скрывать истинные мотивы, выдавая за них поверхностные и явные объяснения своего поведения. Истинные же мотивы формируют цель конфликтного взаимодействия для каждого участника. Цель – это результат, к которому стремятся участники.
Все действия участников исходят из поставленной цели.
Потребности – это основные условия, активизирующие мотивы и действия противоборствующих сторон. Потребности могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии и в каких условиях находится индивид. Удовлетворение своих потребностей – это естественное стремление человека, важно то, каким способом участник взаимодействия этого добивается. Часто действия становятся конфликтными, превращая поведение индивида в противоборствующее, остроконфликтное.
Такое поведение вызывает негативную реакцию у оппонента или человека, чьи стремления, мотивы и потребности направлены в противоположную сторону. В дальнейшем происходит чередование реакций и действий, которые формируют конфликтное поведение при взаимодействии. При ориентации участника только на себя стратегии действий имеют форму избегания или соперничества.
При более конструктивном подходе – ориентации на других участников конфликта– форма поведения – сотрудничество, приспособление, компромисс. Возможные тактики действий сторон могут быть нейтральными, мягкими или жесткими по воздействию.
Третий компонент психологической направленности конфликта представляет собой совокупность взглядов, мыслей и информации о конфликте противоборствующих участников. Именно от этого зависит, насколько эмоционально будет проходить конфликт и как скоро будет возможно его разрешение.
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.
Основные элементы конфликтного взаимодействия:
1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.
Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.
Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность – это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;
2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;
3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:
– отдельная личность;
– социальная группа;
– организация;
– государство.
Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;
4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.
Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:
1) представление о самих себе;
2) восприятие других участников конфликтной ситуации;
3) понимание образа внешней среды.
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
- Люди конфликтуют друг с другом из-за непонимания.
- Причина ссор между людьми — взаимная неприязнь, возникшая из-за разницы во взглядах на жизнь.
- Истоки вражды между людьми мы находим в многообразии человеческих характеров и типажей, противопоставленных друг другу по убеждениям и привычкам.
- Люди враждуют между собой, потому что каждый из нас — заложник собственного опыта и узости мышления. Мы не можем понять и принять тех, кто отличается от нас.
- Столкновения между людьми происходят из-за неблагоприятных обстоятельств, которые противопоставляют одного человека другому.
- Одни люди часто провоцируют конфликты с другими из-за недостатка хороших манер.
- Многие из нас стремятся защитить свои взгляды и вступают в споры, чтобы оградить свои ценности от нападок тех, кто ими не дорожит.
- Причина противоборства одних людей с другими — это желание одних навязать другим свои представления о мире.
Аргументы
«Олеся» А.И. Куприн. Популярной причиной возникновения конфликтов является непонимание. Именно такой пример мы находим в повести А.И. Куприна «Олеся». Жители Полесья очень невежественны и фанатичны. Они искренне не осознают, что способности Олеси к врачеванию никак не доказывают ее связи с дьяволом. Любую прихоть природы они с охотой приписывают «ведьмам»: винят их в неурожаях, граде, ветре, дожде — всем, что мешает им жить. За инфернальные проделки крестьяне всегда спешат наказать «колдуний», поэтому бабушка Олеси переселилась в лес и воспитала внучку вдали от агрессивных людей. Эта обособленность еще больше уверила жителей Полесья в виновности Мануйлихи и ее внучки. А Олеся, выросшая в изоляции, не могла знать ни ментальности, ни традиций крестьян. Поэтому столкновение героини с прихожанками церкви легко объяснимо: они не понимали и боялись Олесю из-за своих суеверий, а она была далека от верований и устоев крестьян.
«Юшка» А. Платонов. Иногда причиной столкновения людей становится желание большинства найти «мальчика для битья» и вымещать на нем свою злобу. Но меньшинство не всегда принимает эту роль и мирится со всеми оскорблениями. Так произошло и в произведении «Юшка». Главный герой был бедным, больным и замкнутым человеком, который на всем экономил и исчезал каждое лето в неизвестном направлении. Таинственность его образа жизни и безобидность характера привлекли к Юшке всех окрестных недоброжелателей, которые стремились выплеснуть свою злобу хоть на кого-то. Даже дети нападали на помощника кузнеца, потому что он не давал отпор. Все оскорбления и агрессивные выпады Юшка считал проявлением любви к нему. Он осознавал, что играет роль громоотвода. Но однажды прохожий заявил ему: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело?». На этот раз Юшка возмутился: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился». Тогда прохожий ударил героя, и тот умер от горлового кровотечения — осложнения его болезни. Этот конфликт произошел из-за того, что большинство людей долгое время угнетало одного человека, и когда он постоял за себя, обрушило на него незаслуженную кару. Социальная несправедливость часто провоцирует столкновения.
«Бесприданница» А.Н. Островский. Люди конфликтуют потому, что претендуют на одни и те же блага или воюют за расположение одного и того же объекта обожания. Такой пример мы видим в пьесе «Бесприданница». Паратов хочет произвести впечатление на Ларису Огудалову. Он чувствует ее восхищение, и оно подстегивает его проявить себя во всей красе. Но на внимание Ларисы претендует и Карандышев, ее менее удачливый обожатель. Если Паратов — блестящий дворянин, остроумный красавец, богач, то Юлий Капитоныч — скромный и застенчивый чиновник с подавленным самомнением. Он очень хочет завоевать прекрасную Ларису, но она не обращает на него внимания. Поэтому он вступает в перепалки и стычки с Паратовым, пытаясь доказать свое превосходство. Но его стремление к самоутверждению в окружении Ларисы приводит лишь к ссоре с Сергеем Сергеевичем. Оба мужчины упрямо соревнуются между собой, потому что никто не хочет уступать Ларису и свои амбиции в этом кругу. Таким образом, столкновение произошло из-за того, что многие люди претендуют на первенство в той или иной сфере жизни.
«Война и мир» Л.Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это настоящая энциклопедия разнообразных жизненных ситуаций и проблем. Тема конфликтов между людьми – не исключение. Однако герои этого произведения – семья Ростовых – это положительный пример. В этом семействе не возникает особых ссор, даже несмотря на разницу поколений. Кажется, словно даже конфликт отцов и детей обошёл Ростовых стороной. Их секрет кроется во взаимоуважении и любви. Так воспитаны родители – на этом зиждется и воспитание детей. От мала до велика они верят в настоящую любовь и в то, что поступать нужно по совести и так, как велит сердце. Кроме того, старшее поколение уважает мнение младших. Даже когда Николай проиграл все большие деньги в карты, но раскаялся в содеянном и попросил прощения, отец не стал ругаться или наказывать провинившегося сына, а помог ему и действительно простил близкого человека. Единственная более серьёзная ссора случилась, когда Наташа хотела сбежать с Анатолем Курагиным. Но тут родители лишь стремились уберечь любимую дочь от ошибки и опасности. Девушка вскоре поняла, что семья была права, серьёзного или крупного конфликта не возникло. Таким образом, рассуждая «от обратного», можно сделать вывод, что конфликты между людьми возникают в тех случаях, когда люди не уважают друг друга, не прислушиваются друг к другу, не уважают чужое мнение, не готовы искренно просить прощения и прощать, помогать и заботиться, несмотря на ошибки и недостатки друг друга.
«Отцы и дети» И.С. Тургенев. Конфликт отцов и детей – это проблема, которую не могут решить поколения, она возникает вновь и вновь. И даже кажется почти естественным явлением. Этот конфликт лёг в основу романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Дело в разнице мировоззрений двух поколений – они воспитаны в разных условиях, младшее поколение более восприимчиво к новым идеям, а мир и общество постоянно меняются, развиваются. Ярким представителем детей в книге выступает Евгений Базаров – по своим убеждениям юноша нигилист, он отрицает существующий уклад жизни и многие привычные понятия. С другой стороны – отцов – читатель видит Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых. Конфликт двух сторон разгорается на почве разницы во взглядах на общество, на государство, на жизнь в целом. Кирсановы-старшие не понимают и не принимают смелых и даже дерзких идей главного героя. Базаров же считает, что нужно разрушить то, что уже существует, чтобы построить что-то новое. Понять можно и тех, и других. Герои были воспитаны в разное время и в разных условиях. Более молодое поколение чаще и легче увлекается новыми течениями, а «отцы» хотят отстоять свои традиции и убеждения, «оставить все как есть». Таким образом, причина возникновения конфликтов между людьми – это противоречия в мировоззрении из-за разницы в возрасте или происхождении.
«Горе от ума» А.С. Грибоедов. В пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» изображено сразу две причины возникновения конфликтов между людьми. Во-первых, конфликт поколений, конфликт отцов и детей. «Век минувший» – фамусовское общество во главе с самим Павлом Афанасьевичем Фамусовым. «Век нынешний» представлен в первую очередь Александром Андреевичем Чацким. Они не могут найти общий язык, потому что придерживаются абсолютно разных взглядов на общество и на государство. Они были воспитаны в разное время и в разных условиях. И, конечно, «век нынешний» легче принимает изменения, даже инициирует их. Вот и А.А. Чацкий смело и прямо обличает пороки фамусовского общества – пороки, общие для многих людей, не только для П. А. Фамусова и гостей его дома. Александру Андреевичу принадлежит знаменитое крылатое выражение: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». То есть главный герой против раболепства, лести, корысти, алчности – особенно, когда все это используют в качестве инструментов для продвижения по карьерной лестнице, получения высших чинов и званий. Фамусов же считает услужливость и лесть отличным орудием для достижения различных высот в жизни. Люди фамусовского общества восхищаются человеком, который нарочно падал и причинял себе боль, чтобы повеселить персон высшего звания. Чацкому противно все это – и он не стесняется и не боится высказывать открыто свое мнение. Во-вторых, уже в том, что написано выше, можно разглядеть конфликт культурный: образованный и честный А.А. Чацкий отвержен обществом менее умных и рассудительных людей. То есть светское общество не принимает героя, который осмелился указывать всем на их пороки и недостатки, который не «играет по общим правилам» – не льстит, не врет, не услуживает, не молчит. Отсюда и название пьесы – «Горе от ума». Пытливый ум Чацкого не дает ему возможности органично влиться в фамусовское (светское) общество. Однако Александру Андреевичу, вероятно, эта возможность и не нужна. Он слишком многое понимает и замечает, чтобы подстраиваться. Таким образом, главная причина возникновения конфликтов — это разница мировоззрений и способностей. Уровень образованности и ума Чацкого не гармонировал с невежеством окружения. Он был новатором, а Фамусов и его гости — консерваторами.
«Недоросль» Д.И. Фонвизин. В пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» читатель наблюдает конфликт семьи Простаковых-Скотининых во главе с госпожой Простаковой с Софьей, ее дядюшкой Стародумом и женихом Милоном. Кроме того, на сторону вторых встает и чиновник Правдин – честный человек, который борется за справедливость. В этом произведении о многом читателю сообщают говорящие фамилии персонажей. Простаковы – действительно просты, но в плохом смысле слова. Они — необразованные люди, которые не стремятся к развитию. Это грубые, злые, корыстные герои, их оружие – лесть и обман. Скотинин увлечён своими свиньями больше, чем людьми, и, кажется, стал на них похож больше, чем на человека. Другое дело Стародум и Правдин – мудрые, честные, образованные, достойные и благородные люди. «Думы» и «правда» – вот их удел. Из-за этого различия и возникает конфликт между героями. Честь сталкивается с бесчестьем, доброта — со злостью, правда — с ложью, мудрость — с глупостью, образование — с деградацией. В свете всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что причина возникновения конфликтов между людьми – разный культурный уровень, разные жизненные цели, разный уровень образования и разное понимание дозволенного в обществе. Когда попытка обмана встречается с правдой и справедливостью, неизбежно возникает конфликт. То же самое происходит, когда находятся добро и благородство, противопоставленные жестокости и грубости. И то же самое видит читатель, когда Правдин и Стародум разгадывают бесчестные и пакостные планы госпожи Простаковой.
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин. В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» читатель наблюдает взаимоотношения людей разного сословия. В эпоху, описываемую в произведении, сословное неравенство имело большое значение и влияло на многие вещи. Крестьянская девушка Лиза влюбляется в дворянина Эраста. Её чувства оказываются взаимны. Вначале героям не мешает разница в их социальном положении. Впоследствии это всё же косвенно повлияло на возникновение недопонимания, затем конфликта и в конце концов – трагедии. Дело в том, что Эраст проиграл все свои деньги и решил, что решением проблемы станет брак с богатой вдовой в возрасте. То есть достаток и богатство для юноши были выше, чем настоящая любовь. Эраст обманул Лизу, и хотя впоследствии он пожалел о своём поступке, но девушку уже было не спасти. Героиня от разочарования и отчаяния, не выдержав предательства, бросилась в воду – утопилась. Таким образом, причина возникновения конфликтов – разные жизненные ценности, часто на почве сословного деления. Для Эраста приоритет – деньги, для Лизы – любовь, искренние чувства.
«Вишнёвый сад» А.П. Чехов. В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» читатель наблюдает конфликт между дворянкой Любовью Андреевной Раневской и купцом Лопахиным. Спор разгорается вокруг судьбы имения Раневской. Для женщины дом с вишнёвым садом – родное место, в котором она провела своё детство и отрочество. Она не готова смириться с тем, что имущество выгоднее сдавать в аренду под дачи – ведь денег у неё осталось немного. Лопахин же смотрит на ситуацию холодно и расчётливо. Он понимает, что объект недвижимости может принести прибыль, если грамотно им распорядиться. Он предлагает вырубить старый сад, столь дорогой сердце хозяйки, и разделить территорию на дачные участки. Таким образом, причиной возникновения конфликта между людьми могут стать разные приоритеты и взгляды на ситуацию. А они формируются с помощью воспитания, окружения. Раневская и Лопахин представляют разные сословия. Купечество в то время бурно развивалось, эти люди были более восприимчивы к новым идеям и изменениям в обществе. Дворянство, напротив, уходило с исторической сцены, придерживалось консервативных взглядов, которые складывались десятилетиями. Сословное деление спровоцировало недопонимание и разницу в мировоззрениях – всё это вылилось в конфликт между людьми.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин. В романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» читатель становится свидетелем ссоры двух друзей – Евгения Онегина и Владимира Ленского. Образы этих героев изначально противопоставлены друг другу: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья». Онегин – представитель молодых людей, которых в литературе называют «лишними людьми». Светская жизнь ему наскучила, он бежит от городской суеты в деревню, но и там не находит отрады. Ведь от себя не убежать. Ленский – представитель другой дворянской молодёжи. Он нежен и неопытен, даже мечтателен, у него романтичная и чувствительная натура. Евгений на званом вечере ухаживает за Ольгой – возлюбленной Владимира. Онегин делает это больше в качестве шутки, пускай и злой. Он вообще не хотел посещать этот бал со множеством гостей и незнакомых ему людей, но юный друг всё же уговорил пойти. Ленский же не выдерживает такого оскорбления чувств и вызывает Онегина на дуэль. Таким образом, причиной конфликта между героями стало даже не столько их различие в характерах, сколько то, что Евгений не переживал и не задумывался о чувствах других людей – даже своего товарища. Владимир же оказался молод и вспыльчив, обиду не стерпел. Причиной возникновения конфликтов между людьми становится равнодушие одной стороны по отношению к другой.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы находим яркий пример того, как разное воспитание влияет на людей и, в конце концов, приводит к недопониманию и ссорам. Так произошло с Петром Гринёвым и Алексеем Швабриным. Первый вырос в любви и родительской заботе. Второй был лишён всего этого. Воспитание же в свою очередь формирует мировоззрение. Соответственно, оно сложилось по-своему у каждого из героев, которые сначала были товарищами. Гринёв оказался благородным и искренним, достойным человеком, который всегда видел перед собой пример отца и всегда получал ласку от матери. Он полюбил Марью и посвящал ей стихотворения, потому что научился любить у своих родителей. Швабрин же не привык так нежно выражать свои чувства. Он оказался груб и жесток, потому что не получил в семье той заботы и любви, которые вдохновляют личность развивать в себе добродетель. Он высмеял любовь Петра, чем спровоцировал конфликт. Таким образом, противоречащие друг другу взгляды на жизнь, действительно, становятся причиной возникновения конфликтов между людьми.
«Дубровский» А.С. Пушкин. Описание ещё одной ссоры читатель находит в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Конфликт Троекурова и Дубровского старшего лег в основу сюжета. Сначала разные статусы в обществе не мешают Кириллу Петровичу и Андрею Гавриловичу дружить. Но причинами конфликта становятся гордость и упрямство двух приятелей: никто из них не уступил и не простил обидчика, оба пошли в своем противостоянии до конца. Осматривая псарню соседа, Дубровский не стесняется сказать, что собаки у Троекурова живут лучше, чем люди. Один из крестьян Кирилла Петровича вступается за хозяина и дерзко отвечает гостю. Самолюбие Дубровского было задето, и он потребовал для псаря наказания. Троекуров и не подумал подчиниться его требованию. Затем Дубровский велел избить людей соседа, которые были пойманы на его территории. Эта ссора переросла в непримиримую вражду, потому что каждая из конфликтующих сторон старалась ответить на вызов вызовом. Противостояние подпитывалось злобой и категоричностью двух дворян, которые, если вдуматься, были очень похожи между собой. Но Троекуров имел больше возможностей и меньше совести, поэтому через суд и путем подкупа чиновников отобрал имение у бывшего товарища. До этого злодеяния конфликт не дошел бы, если бы хоть кто-нибудь из дворян смог сделать шаг навстречу примирению.
«Гроза» А.Н. Островский. Ещё одна причина возникновения конфликтов между людьми – жестокость и грубость одной из сторон. Яркий пример такой ситуации мы находим в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Самодурство купчихи Кабановой (которую прозвали Кабанихой) стало причиной, по которой она не могла найти общий язык со своей невесткой и не только с ней. Она не желала слушать и понимать девушку, идти на компромисс, уступать. Каждая попытка Катерины помириться вызывала новые упреки. Так, в первом же действии молодая героиня заверяет свекровь в своих добрых чувствах к ней: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Но в ответ она получает только злобную реплику: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?». Марфа Игнатьевна сознательно идет на столкновение с невесткой и провоцирует обиду снова и снова. Это и стало причиной конфликта – одна сторона стремилась полностью контролировать другую, управлять ею, не считаясь с ее мнением. Жестокость и злость погубили искренность и доброту – Кабаниха погубила Катерину. Таким образом, иногда причиной возникновения конфликтов между людьми становится злоба и самодурство одного человека.
«Старуха Изергиль» М. Горький. В произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» героиня-рассказчица делится легендой о Ларре. Это сын человека и орла. У него возникает конфликт не с одним героем, а с целым обществом. Всё дело в гордыне Ларры, в его высокомерии. Герой ставил себя выше всех остальных, считал, что другие люди ему вовсе не нужны, что они хуже него. Поэтому он без зазрения совести убил девушку, которая ему отказала. В ответ на упреки соплеменников он сказал: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…». Герой считал, что он вправе захватить все, что ему нужно, не спрашивая позволения, ведь он силен, а девушка слаба. От такого животного эгоизма и пренебрежения к обществу племя отвергло Ларру и обрекло на вечные мучения от одиночества. Можно сделать вывод о том, что причинами возникновения конфликтов между людьми бывают такие качества характера, как гордыня и эгоизм.
основных причин конфликтов | Малый бизнес
Автор Стефани Фарис Обновлено 11 марта 2019 г.
Проблемы с персоналом являются одной из основных причин стресса на рабочем месте. Когда ваши сотрудники находятся в состоянии стресса, они могут быть не в состоянии полностью сосредоточиться на своей работе, что наносит ущерб вашей прибыли. Выяснение некоторых из наиболее распространенных причин конфликтов на рабочем месте может стать первым шагом к тому, чтобы ваша рабочая культура стала позитивной.
Проблемы с общением
В основе большинства конфликтов на рабочем месте и в других местах лежит общение. Возможно, при выдаче задачи не предоставляются четкие инструкции, что приводит к проблемам. В некоторых случаях один человек неправильно понимает то, что говорит другой. Но ключом к решению многих проблем общения является понимание того, что существуют разные стили общения.
- Аналитический – Человек, придерживающийся этого стиля общения, предпочитает факты и цифры. Сосредоточьтесь на логике и конкретных доказательствах, когда разговариваете с этим человеком для достижения наилучших результатов.
- Интуитивный – Детали не так важны для этого человека. Вам гораздо лучше сосредоточиться на общей картине в обсуждениях с интуитивными типами.
- Функциональный – Какова цель вашего разговора? Какие шаги необходимо предпринять для достижения этой цели? Этот человек предпочитает процессный разговор.
- Личный — Этот человек больше интересуется личными связями, которые происходят в рамках любого разговора, постепенно выстраивая отношения с другими.
Недостаточное управление
Надзор за другими — это талант, который обычно развивается со временем. Многие конфликты происходят из-за плохого управления, будь то просто из-за отсутствия надзорной подготовки или из-за того, что менеджер слишком перегружен, чтобы сосредоточиться на своей команде. Большая часть предотвращения конфликтов заключается в том, чтобы всегда быть на одной волне со своей командой. Обратите внимание на то, как они общаются, и примите упреждающие меры для решения любых проблем, с которыми вы столкнетесь.
В случае возникновения конфликта менеджер должен выступать в роли посредника, а не постоянно пытаться его подавить. Это может помочь отвлечь членов команды от остальной группы, чтобы избежать вовлечения других работников. Однако вы как менеджер должны распознавать, когда конфликт является результатом неуместной гордости или недопонимания, и помогать тем, кто в нем участвует, прийти к решению.
Восприятие несправедливости
С детства вы, вероятно, слышали пословицу «Жизнь несправедлива» в ответ на ситуации, которые вы считали несправедливыми. К сожалению, этот поиск справедливости следует за детьми во взрослую жизнь, когда работники по понятным причинам хотят, чтобы с ними обращались справедливо. Например, если на руководящую должность приглашается новый человек, а не давний сотрудник, получивший повышение, кажущаяся несправедливость этого может вызвать немедленный конфликт между обиженным работником и новым человеком.
Помимо оплаты и продвижения по службе, конфликт может возникнуть из-за неравного доступа к ресурсам. Если вы выдаете льготы или покупаете новые планшеты для части персонала, например, вы увидите, что несправедливое распределение вызовет враждебность среди членов команды, которые чувствуют себя исключенными.
Издевательства и домогательства
По оценкам, 61 процент сотрудников знают о жестоком поведении на рабочем месте, а 19 процентов сталкивались с этим. Этот тип жестокого обращения, в том числе издевательства и домогательства, может не только вызвать конфликт, но и привести к созданию токсичной рабочей среды в целом. Если не принять меры, могут быть даже жалобы на враждебную рабочую среду, что приведет к дисциплинарным взысканиям и потенциальному увольнению.
Другая форма конфликтов в офисе, к сожалению, очень распространена: сплетни. Руководство может не всегда знать о различных слухах, циркулирующих в данный момент времени, но важно реагировать на сплетни, если они начинают создавать конфликт. Если конкретный сотрудник может быть отслежен как источник повторяющихся сплетен, вам нужно отвести этого человека в сторону и дать понять, что такое поведение неприемлемо. Возможно, вам даже придется привлечь всю команду и побудить их положительно отзываться о членах команды и сократить негативные высказывания.
Ссылки
- Университет Льюиса: Управление конфликтами на рабочем месте
- Лестницы: как менеджеры должны справляться с конфликтами между двумя сотрудниками
- MentalHelp.net: Настаивать на честности и справедливости — это рецепт конфликтов, несчастий и страданий
- SHRM: издевательства и домогательства на рабочем месте: в чем разница?
- Inc: 9 способов немедленно избавиться от сплетен на рабочем месте
Ресурсы
- Инструменты разума: разрешение конфликтов
Биография писателя
Стефани Фэрис — писательница и бизнес-писатель, чьи работы публиковались во многих блогах малого бизнеса, включая Zappos, GoDaddy, 99Designs и блог малого бизнеса Intuit. Она проработала в штате Теннесси 19 лет, последние шесть из которых проработала надзирателем. Она пишет о бизнесе для предпринимателей и маркетинговых фирм с 2011 года.
Девять основных причин конфликтов на рабочем месте и способы их разрешения
Каждая организация время от времени сталкивается с конфликтами, даже если строго соблюдаются правила и процедуры. Бывают недопонимания, непонимания и разногласия. Но когда они не решаются сразу, они приводят к конфликтам на рабочем месте. Когда тривиальные проблемы перерастают в конфликты, они мешают работе и сказываются на производительности. Конфликты на рабочем месте распространяют негативную атмосферу в организации. Эффективные шаги со стороны руководства должны обуздать их на начальном этапе и восстановить мир. Вот причины конфликтов на рабочем месте, которые влияют на производство и снижают прибыль за год.
Сопротивление переменам
Со временем на рабочем месте сотрудники привыкают к своей рутине и начинают чувствовать себя комфортно на порученной им работе. Когда по уважительной причине руководство реструктурирует офис и улучшает характер работы в интересах сотрудников, некоторые сотрудники сопротивляются адаптации к этим изменениям. Теперь ответственность за то, чтобы помочь сотрудникам понять необходимость перемен и принять их, чтобы начать новую жизнь, становится обязанностью руководства.
Плохие рабочие привычки
Сотрудники должны знать, как работать профессионально, когда они находятся на своем рабочем месте. Некоторые сотрудники могут быть небрежны в своей работе, а некоторые могут проявлять особую заботу о своей работе. Учебные программы помогут сотрудникам понять свои роли в офисе и действовать разумно при выполнении поставленных задач.
Поговорите лично с членами команды или договоритесь о встрече с профессиональным консультантом, чтобы устранить негативные вибрации и внести позитивные изменения на рабочем месте.
Нет ясности в назначенных должностях
Проблемы возникают, когда нет ясности при назначении профилей должностей новым сотрудникам. Часто меняющиеся требования к работе также могут привести к путанице среди сотрудников. Даже после достаточного количества лет работы некоторые сотрудники не имеют четкого представления о своих должностных обязанностях. Хотя вводные программы четко объясняют, чего организация ожидает от сотрудников, лучше проводить регулярные учебные занятия, чтобы помочь сотрудникам четко понять свои роли и обязанности. Это поможет предотвратить конфликты на рабочем месте.
Плохое общение
Отсутствие общения между командами и членами команды в организации часто приводит к конфликтам на рабочем месте. Руководство должно демонстрировать прозрачность и предоставлять сотрудникам возможность обращаться к ним всякий раз, когда им нужны разъяснения, чтобы развеять их сомнения. Руководители групп должны эффективно общаться с членами своей команды, чтобы каждый член команды полностью понимал задания и инструкции. Плохое общение между сверстниками и коллегами также может вызвать проблемы.
Лучше проверить, все ли правильно восприняли информацию. Потому что это поможет укрепить моральный дух сотрудников, чтобы двигаться дальше без проблем.
Устранение различий в характерах
В каждой организации есть сотрудники с разными культурами, происхождением, опытом, предпочтениями и темпераментом. Личные конфликты между членами команды могут привести к конфликтам на рабочем месте. Когда между членами команды существуют индивидуальные различия, это приводит к отсутствию взаимного уважения между ними. Это окажет сильное влияние на отношения на рабочем месте и повлияет на производительность.
Менеджеры или руководители групп должны понять проблему и решить ее на самом начальном этапе. Как коллеги, каждый сотрудник должен понимать сильные и слабые стороны другого сотрудника и вести себя соответственно.
Отсутствие надзора
Отсутствие надлежащего надзора на рабочем месте приводит к конфликтам на рабочем месте. Менеджеры и руководители групп должны понимать свои контролирующие роли не только для проверки выполнения поставленных задач, но и для того, чтобы знать, налажено ли взаимодействие внутри команды. Они должны уметь выявлять даже тривиальные проблемы среди членов команды и быть готовыми выслушать всех с непредвзятым подходом при решении проблем.
Неприемлемая рабочая культура
Недовольное рабочее место имеет токсичную рабочую культуру, которая поддерживает запугивание и оскорбительное поведение среди членов команды. Когда банальная проблема перерастает в серьезный конфликт на рабочем месте, вся рабочая среда становится враждебной. Это влияет не только на производительность, но и на психологическую устойчивость сотрудников. Поскольку конфликты на рабочем месте напрямую влияют на производительность организации, руководство должно уделять особое внимание поддержанию счастливой рабочей среды, в которой все довольны и чувствуют себя комфортно, выполняя порученную им работу.
Нет понимания правил на рабочем месте
Каждая организация следует набору правил и процедур, позволяющих вести себя профессионально на рабочем месте. Когда некоторые сотрудники не соблюдают их, эффективное внедрение правил и политик невозможно. Руководство должно дать понять каждому сотруднику, что правила существуют для того, чтобы они приносили пользу и делали их рабочее время спокойным и комфортным.
Следование разным ценностям и стилям работы
Как и разные личности, сотрудники имеют разные ценности на рабочем месте. Ценности на рабочем месте, поддерживаемые пожилыми работниками, могут отличаться от ценностей более молодых работников. Неприятие разницы между ценностями на рабочем месте может привести к конфликтам на рабочем месте. Когда разница во мнениях приводит к конфликту на рабочем месте, это может также повлиять на гармонию рабочего места и производительность. Точно так же это может привести к нездоровой конкуренции на рабочем месте, что может повлиять на командную работу и снизить уровень доверия сотрудников.
Заключение
Конфликты на рабочем месте нельзя игнорировать. Даже мелкие жалобы могут перерасти в более серьезные проблемы, если их не решить как можно скорее. Менеджеры и руководители групп, которые контролируют сотрудников, должны знать, как выявлять проблемы на рабочем месте.