Социальные уровни: СОЦИАЛЬНЫЕ УРОВНИ И СЛОИ. На пути к сверхобществу

Тема 3. Социальная структура общества

Социальная структура и социальные институты

В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком смыслах.

В узком смысле социальная структура — это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).


Социальное неравенство и социальная стратификация

Социальным неравенством (социальной дифференциацией) называются различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, особенностями профессии и т.д.

Но общество не только дифференцировано и состоит из множества социальных групп, но и иерархизировано (из этих групп составлена иерархия). Иерархии по разным признакам (основаниям) образуют основу социальной стратификации. Социальная стратификация — это дифференциация совокупности людей в иерархическом порядке в рамках определенного основания (экономического, политического, профессионального и др. ). Можно выделить множество оснований социальной стратификации. Так, П.Сорокин выделяет их три: экономическое, политическое, профессиональное. М.Вебер особо выделял такое основание (вид) социальной стратификации, как престиж.


Типы стратификационных систем

Можно выделить несколько исторических типов социальной стратификации. Так, Э.Гидденс выделяет рабство, касты, сословия, классы. Именно в таком порядке увеличивается возможность для вертикальной социальной мобильности в этих типах социальной стратификации.

В 30- 40-е годы в американской социологии У. Уорнером была предпринята попытка составить стратификационную модель общества на основе принципа самоидентификации индивидов с одним из предложенных классов. Такого рода исследования показали, что люди ощущают, осознают иерархичность общества, интуитивно определяют параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

При выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества на основании предложенных критериев следует основываться на выделении трёх уровней: высшего, среднего и низшего. Распределение индивидов и социальных групп по этим уровням возможно на основании всех критериев стратификации. Причём значимость критерия будет определяться господствующей в обществе нормативно-ценностной системой, идеологическими установками.

Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, который занимает промежуточное положение между противостоящими полюсами стратификационной структуры, является нейтральным связующим звеном.

Эгалитаризм, как стремление к равенству, является антиподом иерархии. Стремление к равенству проявляется в периоды экономических кризисов, когда нарастает чувство неуверенности в способности социальной структуры обеспечить эффективное развитие общества. Но стратификационная система имеет институциональный механизм защиты и воспроизводства социальной иерархии, способный адекватно реагировать на проявления эгалитаристских устремлений.


Социальная мобильность

Социальная стратификация предполагает более или менее свободное перемещение индивидов из одних социальных групп в другие. Такое перемещение называется социальной мобильностью. Итак, социальная мобильность – есть изменение социальной группой или индивидом социального положения в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» ввел в научный оборот П.А.Сорокин в работе «Социальная мобильность» (1927 г). Он выделял два основных типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Под горизонтальной социальной мобильностью или перемещением подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне в иерархической системе; под вертикальной мобильностью — перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный спуск и социальный подъем. П.А. Сорокин утверждал, что в обществе постоянно происходят изменения интенсивности и направленности социальной мобильности, носящие кратковременный характер. П. Сорокин, кроме горизонтальной и вертикальной мобильности, различал также групповую и индивидуальную мобильность. В отличие от индивидуальной мобильности как смены социальных позиций отдельного индивида, групповая мобильность определяется Сорокиным как перемещение социальных групп, классов, наций, сословий, рангов, происходящее в связи с изменением общественной значимости данных социальных групп и общностей. Причинами групповой мобильности, по мнению П.Сорокина являются социальные революции, войны, военные перевороты и смена политических режимов, восстания и другие проявления напряженности социальных отношений в социально– политической сфере общественной жизни.

П.Сорокин выделяет следующие каналы социальной мобильности: армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и партии, профессиональная организация, предприятия, семья и т.д. Условием рационального функционирования общества и создания особой динамической стабильности является гибкость структурных границ стратификационного общества. Различные социальные институты выполняют функции социальной циркуляции, своего рода «лифтов», позволяющих подниматься на различные этажи социальной иерархии. Но адаптация в новой социокультурной среде достаточно сложна. Социокультурная оболочка каждой социальной страты, выполняющая роль «фильтра», осуществляет своего рода контроль, способствующий отстранению индивидов, не сумевших адаптироваться в новой социокультурной среде, на «нейтральную территорию». Этот феномен нахождения человека на стыке двух страт, двух культур, называется маргинальностью. Маргинальность – состояние индивида, утратившего прежний социальный статус, и неспособного органично функционировать в рамках нового социального статуса, адаптироваться в новой культурной среде, соотнося индивидуальную систему ценностей с системой ценностей социальной группы, в которой он формально существует.

В широком смысле социальная структура — совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.


Cоциальная группа и социальная общность

Социальная общность – это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. Они значительно варьируются как по количественному составу, так и по продолжительности существования. Как правило, общность можно выделить по системообразующим признакам: территориальные, этнические, демографические и другие.

Массовые социальные общности:

  1. представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом;
  2. для них может быть характерен ситуативный способ существования;
  3. им присуща разнородность состава, межгрупповая природа;
  4. для них может быть характерно объединение по какому-то одному признаку или основанию.

Социальная группа — совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р. Мертон).

Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

  1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
  2. относительно высокой степенью сплоченности;
  3. отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
  4. вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Виды социальных групп:

Агрегация – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве, но не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Квазигруппа – неустойчивое, спонтанное образование, осуществляющее кратковременное взаимодействие какого-либо одного вида.

Номинальная группа – совокупность индивидов, выделенная для целей анализа по какому-либо признаку, не имеющему социального значения (группы условные, статистические).

Реальная группа – совокупность индивидов, воспринимаемых как единое целое, имеющих единую цель, общую для всех членов группы, которая может быть достигнута только путем совместных организованных действий.

Референтная группа – реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, ценности которой ориентируется в своем поведении и в самооценке.

В соответствии со степенью и характером взаимосвязей индивидов, в социальной группе различают:

Первичную группу, как разновидность малой группы, отличающуюся высокой степенью солидарности, пространственной близостью членов группы, единством идей, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем за поведением ее членов;

Вторичную группу – группу, социальные контакты между членами которой носят безличный характер. Главным критерием выделения данной группы является функциональный критерий, т.е. способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели.

Социальные группы подразделяются также на формальные и неформальные.

1. Формальные социальные группы — группы со строго определенной структурой, правилами и регламентацией действий членов этой группы в том случае, если эта деятельность связана с официальным статусом члена группы. Для формальной группы характерно наличие структуры, рационализации функций, разделение обязанностей. По форме своей организации формальная социальная группа является социальным институтом. Поэтому к формальной социальной группе применяются все характеристики социального института (функции, признаки и т.д.)

2. Неформальные социальные группы – группы, не имеющие структуры и всего перечисленного в характеристике формальных групп. Взаимодействие между членами группы строится на основе межличностных отношений по инициативе самих индивидов, общности их интересов и т. п.

В соответствии с местом в системе общественных отношений в социологии выделяют большие и малые социальные группы.

1. Малая социальная группа — это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения.

2. Большая социальная группа – группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных прямых личных контактов. Большая социальная группа структурируется, как правило, как социальная организация.

Социальная организация – определённая общность, объединяющая некоторое количество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формулирующих высокоформализированные структуры.

Основные черты социальных организаций:

  1. обладают целевой природой, так как создаются для быстрой и эффективной реализации определённых целей;
  2. члены организации распределяется по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам;
  3. разделение труда, его специализация по функциональному признаку;
  4. управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

Цели организации – желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Социальная структура организации – совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, отношениями власти и подчинения.


Теории бюрократии

Бюрократия – социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных чёткими правилами и стандартами и на разделении функции и власти.

Концепция рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер в работе «Хозяйство и общество» разработал идеально-типическую модель рациональной бюрократии. М. Вебер различает два типа бюрократии:

1) традиционную «патримониальную», преимущественной сферой влияния которой является область государственного управления;

2) рациональную, пронизывающую сферу частно — хозяйственной деятельности.

Отличительными чертами рациональной бюрократии М. Вебер считал следующие:

  1. специализация и профессиональная компетентность чиновников, которая проверяется экзаменом и удостоверяется соответствующим дипломом;
  2. ресурсы организации отделены от имущества ее членов, как частных лиц;
  3. должностные обязанности чиновников регулируются правилами;
  4. иерархия должностей, предполагающая определенную степень ответственности нижестоящих перед вышестоящими должностными лицами, контроль за исполнением приказаний, и назначение на нижестоящие должности чиновников вышестоящими органами;
  5. строгая дисциплина;
  6. управление основывается на письменных документах;
  7. наличие каналов коммуникации, по которым передаются распоряжения «сверху – вниз»;
  8. контрактно — договорной характер отношений между отдельным чиновником и организацией;
  9. работа рассматривается как карьера;
  10. условием продвижения по службе являются заслуги перед организацией;
  11. вознаграждение – постоянное денежное жалование.

Современные формы организации практически совпадают с «бюрократической» организацией (политические партии, государство, группы по интересам). Бюрократическое управление обосновывается тем, что бюрократия выступает носителем специальных знаний. Данное превосходство бюрократия увеличивает путем сокрытия знаний, исключая публичность своей деятельности. М.Вебер полагал, что бюрократия технически способна к достижению максимального уровня эффективности и , таким образом, является наиболее рациональным средством управления.

Функциональные теории бюрократии

Т. Парсонc, основываясь на структурно-функциональном подходе, считал наиболее важными чертами бюрократии следующие:

  1. институализация ролей в виде должностей с определенными должностными функциями, полномочиями;
  2. должностные роли отделены от сферы частной жизни чиновника;
  3. должности дифференцируются по функциям и по месту в иерархической структуре организации;
  4. договорная система назначения должностных лиц в организации.

Т.Парсонс рассматривал бюрократическую организацию как преимущественно политический феномен, поскольку ориентирована она на достижение коллективных целей.

П. Блау считал критерием для определения бюрократической организации процедуру мобилизации и координации усилий различных социальных групп для достижения общих целей. Он отмечал, что бюрократической организации свойственны скорее усилия по поддержанию функционирования организации, чем усилия, необходимые для достижения основных целей.

Р. Мертон обратил внимание на проблему взаимоотношения между рациональностью и жесткостью бюрократических организаций. Исследуя социальную структуру организации, Р. Мертон выделял «механическую» и «органическую» управленческие системы. Первая соответствует рациональной модели бюрократической организации и подходит для решения долговременных стабильных задач. Вторая подходит к нестабильным условиям и ситуациям, когда проблему нельзя решить на основе формального распределения обязанностей и следования инструкциям. В этом случае на первый план выходит сотрудничество между участниками в решении поставленной задачи в процессе горизонтальных консультаций.

Конфликтные теории бюрократии акцентируют внимание на роли бюрократии в борьбе за власть в обществе либо в отдельных социальных группах.

К. Маркс считал, что бюрократия призвана обслуживать интересы правящего класса и к важным ее чертам относил:

  1. иерархичность, жесткую регламентацию деятельности;
  2. многоступенчатость в передаче информации;
  3. конформизм и авторитарность сознания и поведения;
  4. превращение «формальных» целей в содержание деятельности.

Французский социолог М. Крозье в своей работе «Феномен бюрократии» утверждает, что власть бюрократии основана на доступе к информации, который дает возможность предвидеть результаты деятельности и приобретать влияние в соответствии со статусом в иерархической системе. Такие формальные черты бюрократии как: система распределения власти и четкое определение ролей и методов деятельности способствуют урегулированию конфликтов в организации за счет укрепления дисциплины.


Управление в организациях

Управление – это область науки, позволяющая дать теоретическую и практическую базу, обеспечивать научными рекомендациями практическую деятельность управленца (руководителя).

Процесс принятия решений. Управление рассматривается как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от руководителя принятия решения.

Ядро управления оказывает целенаправленное управляющее воздействие: прямое (приказ) и опосредованное: (через мотивы и потребности; через систему ценностей; через окружающую социальную среду).

Воздействие руководителя на подчинённых имеет цель побуждать к определённому трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно собственным представлениям.

Стиль руководства – систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчинёнными, в способах решения деловых проблем (авторитарный, демократический, либеральный).

Стимулирование – метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие.

Организационная культура – система общих ценностей и норм, правил поведения, разделяемых всеми членами организации.

Функции организационной культуры:

  1. формирование имиджа организации;
  2. появление чувства обязанности у всех членов организации;
  3. усиление вовлеченности в дела организации и преданности ей;
  4. усиление социальной стабильности в организации;
  5. выступает средством формирования и контроля поведения сотрудников, являющегося целесообразным с точки зрения организации.

Групповые нормы и санкции

В социальных группах существуют групповые ценности и нормы. Групповые ценности — это разделяемые социальной группой (или обществом в целом, если речь идет о социальных ценностях) убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Групповые нормы производны от групповых ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам, происходящим внутри группы и в обществе, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если групповые ценности определяют общую, стратегическую составляющую поведения группы, то групповые нормы — конкретные установки поведения отдельного члена группы, определяющие границы желательного и допустимого поведения индивида в конкретной ситуации с точки зрения этой группы. Итак, групповые нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение человека в соответствии с ценностями данной конкретной группы. При этом понятно, что ценности у разных групп — разные. Соблюдение этих норм обеспечивается в группе путем применения наказаний и поощрений. Формы поощрения, как и формы наказания, у каждой группы свои.

Если же говорить об обществе в целом, то, аналогично групповым ценностям и групповым нормам, существуют социальные нормы и ценности, которые регулируют отношения в обществе в целом.



  1. Какие исторические типы стратификации выделил Э Гидденс?
  2. Что такое социальная мобильность?
  3. Какие виды социальной мобильности выделил П. Сорокин?
  4. Раскройте содержание понятия «маргинальность».
  5. Какие типы социальных групп можно выделить?
  6. Что представляют собой групповые ценности и нормы?
  7. Что такое этническая общность?
  8. Дайте характеристику первичной и вторичной социальной группе.
  9. Какие отличительные особенности малой группы выделял Г. Зиммель?
  10. В чем заключается цель управления в организации?
  11. Раскройте содержание теории рациональной бюрократии М.Вебера.
  12. В чем заключается особенность конфликтных теорий бюрократии?
  13. Каковы основные черты бюрократического управления?
  14. Что общего в функциональных и конфликтных теориях бюрократии?

К началу

Быстрый переход: Социальное неравенство и социальная стратификация; Типы стратификационных систем; Социальная мобильность; Cоциальная группа и социальная общность; Теории бюрократииУправление в организациях; Групповые нормы и санкции

Уровни социального развития личности — Психологос

Социальное развитие личности идет по нескольким направлениям: личная жизнь и отношения, семья и работа (бизнес). Развиваясь, человек проходит обычно следующие ступени, уровни своего социального развития:

Уровень 0

  • Работу, чтобы нравилась, пока не нашел
  • Родители достали, мечтаю жить отдельно
  • Личная жизнь пока не сложилась

В 17 лет, по стандартам Подростка, это, возможно, нормально. В 30 лет, по стандартам Взрослого — это кисло. Процветающий Паразит.

Уровень 1

  • Заработок от случая к случаю, деньгами помогают родители
  • Близкие жить не мешают
  • С кем-то иногда встречаюсь

Начинающий Потребитель.

Уровень 2

  • Работа стабильная, денег хватает
  • Живу на свои, все в порядке
  • Есть друзья, есть любимый

Состоявшийся Потребитель.

Уровень 3

  • Работу люблю, меня ценят
  • Хорошие отношения с родителями
  • Люблю и любим, дети радуют
  • Есть о ком заботиться, я счастлив

Процветающий Потребитель, немного Творец.

Уровень 4

  • Мое дело – мое призвание
  • Люблю и любим. Детьми горжусь
  • Помогаю близким, забочусь о многих
  • Моя жизнь задает стандарт качества другим людям

Процветающий Творец.

Повышение уровня социального развития личности обеспечивается:

  • Богатым жизненным опытом — то ли личным, то ли перенятым от других, опытных и толковых людей.
  • Взрослостью, высоким уровнем психологической культуры, душевным здоровьем.
  • Набором личностных черт:

1. Порядочность и организованность. Всегда стабильно стремимся к тому, что решили.

2. Память будущего, навык планирования (жизни, недели, дня), стабильное видение перспективы, знание чего нужно сделать, чтобы достичь результата, в основном – результатник: работаю на результат..

3. Толковость. Быстро учиться новому, всегда быть в осмысленном развитии: развитие – не самоцель а средство достижения других целей. Всегда учить себя тому, что поможет сделать семью более теплой и доброй, а работу – более эффективной.

4.Заботливость, умение любить. Умение чувствовать другого человека, заботиться о нем так, как хочется ему. Любимому человеку рядом – тепло и хорошо, нравится и хочется быть рядом.

5. Ценю и дорожу временем. Не трачу его впустую – привычка всегда быть в осмысленной работе: время вкладываю то ли в отношения, то ли в дело.

6. Здоровье. Бодрое и здоровое тело, здоровая, не больная душа, отсуствие больных привязанностей.

7. Энергетика и солнечность, позитивное мировосприятие – дарю людям рядом радость, со мной приятно и тепло многим. Меня ценят как друга. Людям доверяю, моя солнечность служит им поддержкой.

8. Требовательность, знаю, чего хочу – есть четкие разумные требования, картинка желаемого результата. Умею и требовать и уступать, умеем требовать мягко, умеем рулить не применяя силы, умеем разумно складывать требования нескольких людей с учетом взаимных интересов.

9. Мудрый руководитель и воспитатель: умею воспитывать так, чтобы «воспитываться» хотелось. Умеем руководить без применения силы. Всегда ищем варианты сотрудничества с другими. Слышим другого, учитываем его интересы. Не давим друг на друга, имеем терпение ждать, если нужно.

10. Творчество – работаем смело, мыслим свободно, ищем новые варианты решения ситуаций, которые будут лучше прежних. Всегда работаем и живем «безупречно» — всегда стремлюсь сделать лучшее, из того, что могу, расширяю круг могу, если чего-то не умею – а это надо, стремлюсь найти пути достижения желаемого, даже когда сразу их не видно, не боюсь разумно и обдуманно экспериментировать и рисковать.

социальный класс | Определение, теории и факты

Томас Гоббс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Хубилай-хан Вильфредо Парето Роберт Э. Парк В. Ллойд Уорнер К. Райт Миллс
Похожие темы:
классовое сознание элиты аристократия вассал самурай

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

социальный класс , также называемый классом , группа людей в обществе, обладающих одинаковым социально-экономическим статусом. Помимо важности в социальной теории, понятие класса как совокупности индивидов, находящихся в одинаковых экономических условиях, широко использовалось в переписях населения и в исследованиях социальной мобильности.

История и использование термина

Термин класс впервые стал широко использоваться в начале 19 века, заменив такие термины, как ранг и порядок в качестве описания основных иерархических группировок в обществе. Это использование отражало изменения в структуре западноевропейских обществ после промышленных и политических революций конца 18 века. Феодальные ранговые различия теряли свое значение, и формирующиеся новые социальные группы — торгово-промышленные капиталисты и городской рабочий класс на новых фабриках — определялись главным образом в экономическом отношении либо собственностью на капитал, либо, наоборот, по зависимости от заработной платы. Хотя термин 9Класс 0033 применялся к социальным группам в самых разных обществах, включая древние города-государства, ранние империи, а также кастовые или феодальные общества. Его наиболее целесообразно ограничить социальными подразделениями в современных обществах, особенно в промышленно развитых. Социальные классы следует отличать от статусных групп; первые основаны прежде всего на экономических интересах, в то время как вторые состоят из оценок чести или престижа профессии, культурного положения или семейного происхождения.

Подробнее по этой теме

Индия: Социальные последствия

Социальные последствия этого периода были значительны. Они принимали в основном форму смещения классов. Как уже отмечалось, было…

Ранние теории класса

Теории социального класса были полностью разработаны только в 19 веке по мере развития современных социальных наук, особенно социологии. Политические философы, такие как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, обсуждали вопросы социального неравенства и стратификации, а французские и английские писатели конца 18-го и начала 19-говыдвинули идею о том, что неполитические элементы общества, такие как экономическая система и семья, во многом определяют форму политической жизни общества. Эту идею развил французский социальный теоретик Анри де Сен-Симон, который утверждал, что форма правления государства соответствует характеру лежащей в основе системы экономического производства. Преемники Сен-Симона представили теорию пролетариата, или городского рабочего класса, как крупной политической силы в современном обществе, что напрямую повлияло на развитие теории класса Карла Маркса, которая доминировала в более поздних дискуссиях по этой теме.

Социальная теория класса Карла Маркса

Для Маркса то, что отличает один тип общества от другого, — это его способ производства (т. е. природа его технологии и разделения труда), и каждый способ производства порождает особую классовую систему, в которой один класс контролирует и направляет процесс производства, в то время как другой класс является или другие классы являются непосредственными производителями и поставщиками услуг для господствующего класса. Отношения между классами антагонистичны, потому что они находятся в конфликте по поводу присвоения произведенного, а в известные периоды, когда самый способ производства изменяется в результате развития техники и использования труда, такие конфликты становятся крайний и новый класс бросает вызов господству существующих правителей общества. Господствующий класс, по Марксу, контролирует не только материальное производство, но и производство идей; Таким образом, он устанавливает особый культурный стиль и господствующую политическую доктрину, а его контроль над обществом закрепляется в политической системе определенного типа. Восходящие классы, набирающие силу и влияние в результате изменений в способе производства, порождают политические доктрины и движения, противостоящие господствующему классу.

Теория классов находится в центре социальной теории Маркса, поскольку именно социальные классы, сформированные в рамках определенного способа производства, имеют тенденцию устанавливать определенную форму государства, оживлять политические конфликты и вызывать серьезные изменения в структуре общества. общество.

Современные теории класса

Последующие теории класса в основном занимались пересмотром, опровержением или предоставлением альтернативы марксизму. В начале 20 века немецкий социолог Макс Вебер поставил под сомнение важность социальных классов в политическом развитии современных обществ, указав, что значительную роль играют религиозные нравы, национализм и другие факторы. Вебер предложил ограничить понятие класса безличными различиями в доходах между группами, тем самым отделяя класс от социального статуса, коллективов или политических иерархий. Но марксистский акцент на важности классового конфликта, т. е. на конфликте и борьбе между классами за контроль над средствами производства, был самым спорным вопросом, разделяющим социальных теоретиков в их анализе классовой структуры. Многие противники марксистской теории обращали внимание на функциональную взаимозависимость различных классов и их гармоничное сотрудничество друг с другом. И действительно, к середине 20-го века казалось бесспорным, что классы в капиталистических обществах имели тенденцию терять часть своего самобытного характера, а антагонизм между ними уменьшился до такой степени, что в большинстве экономически развитых стран он уже не производил серьезный политический конфликт. Однако к началу 21 века эта тенденция, казалось, была остановлена, поскольку растущее неравенство в богатстве и доходах стало серьезной политической проблемой в некоторых развитых странах, особенно в Соединенных Штатах. Более того, предсказания марксизма об успешной революции пролетариата против буржуазии и замене им капиталистической системы бесклассовым обществом оказались несостоятельными в свете мрачной истории большинства марксистских правительств и их полного краха по внутренним причинам между 19 и 19 веками.89 и 1991.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Характеристики основных классов

Несмотря на разногласия по поводу теории классов, среди социологов существует общее согласие относительно характеристик основных социальных классов в современных обществах. Социологи обычно выделяют три класса: высший, рабочий (или низший) и средний.

Высший класс в современных капиталистических обществах часто отличается владением в значительной степени унаследованным богатством. Владение большим количеством имущества и доход, получаемый от него, дает много преимуществ представителям высшего класса. Они способны развивать особый стиль жизни, основанный на обширных культурных занятиях и досуге, оказывать значительное влияние на экономическую политику и политические решения и обеспечивать своим детям лучшее образование и экономические возможности, которые помогают увековечить семейное богатство.

Исторически основной контраст с высшим классом в индустриальных обществах составлял рабочий класс, который традиционно состоял из рабочих добывающей и обрабатывающей промышленности. Учитывая значительное расширение сектора услуг в наиболее развитых странах мира, возникла необходимость расширить это определение, включив в него тех лиц, которые занимают низкооплачиваемую, низкоквалифицированную работу, не связанную с профсоюзами, в таких отраслях, как общественное питание и розничная торговля. Однако внутри рабочего класса существуют значительные различия, и существует полезное различие между квалифицированными, полуквалифицированными и неквалифицированными рабочими, которое в целом соответствует различиям в уровне доходов. Что характеризует рабочий класс в целом, так это отсутствие собственности и зависимость от заработной платы. С этим условием связаны относительно низкий уровень жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и в значительной степени исключение из сфер принятия важных решений. Помимо резкого повышения уровня жизни, которое произошло в течение десятилетий после Второй мировой войны, основным фактором, повлиявшим на рабочий класс с середины 20-го века, был общий сдвиг в экономике от производства к сфере услуг, что привело к сокращению количества ручного труда. рабочие. В Соединенных Штатах и ​​Великобритании, среди прочих стран, упадок в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности оставил ядро ​​хронически безработных изолированным от основного экономического потока в приходящих в упадок городских районах. Этот новый городской субстрат постоянно безработных и частично занятых рабочих был назван некоторыми социологами низшим классом.

Можно сказать, что средний класс включает средний и высший уровни конторских служащих, тех, кто занимается техническими и профессиональными занятиями, надзирателей и менеджеров, а также таких самозанятых работников, как мелкие лавочники, предприниматели и фермеры. Наверху — состоятельные специалисты или менеджеры крупных корпораций — средний класс сливается с высшим классом, а внизу — рутинная и малооплачиваемая работа в сфере продаж, дистрибуции и транспорта — сливается с рабочим классом.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

резюме социального класса | Обзор социального класса Britannica

| Британика
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Самые популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британика представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ИСТОРИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Термина

  • Ранние теории класса

  • Карл Маркс Социальная теория

  • Современные Современные.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts