Приемы постановки звука р: » Logopedia.by — Site about logopedics

12 способов постановки звука [Р] . Блог Лого-Эксперт

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются неэффективными. 

В данной статье вы найдёте 12 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике. 


1 способ постановки звука [Р]

Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед (в стерильных перчатках) большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик), ребенок с силой дует на язык и, если правильно проведен подготовительный этап, то сразу же появляется вибрация! 

2 способ постановки звука [Р]

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук  «ж» (слышится что-то cреднее между звуками: [з] и [ж]) или многократно проговаривать звук [д] (язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] нечеткий). При произнесении звуков ребёнок должен совершать кончиком языка движения вперёд-назад по альвеолам. 

3 способ постановки звука [Р]

Наденьте обработанную пустышку на указательный палец ребёнка или на шпатель. Попросите ребёнка поставить язык за верхние зубы к альвеолам. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. 

Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». 

Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет.  Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. 

Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. 

4 способ постановки звука [Р]

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.  

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами в перчатке плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др). 

Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). 

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. И ещё поработать над подготовительным этапом. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. 


После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. 


На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится 
раскатистый [Р] с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. 

Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день и несколько раз в день. Начав постановку [Р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.  

5 способ постановки звука [Р] 

Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

Постановка твердого звука Р

При артикуляции твердого звука Р

  1. губы находятся в положении следующего гласного;
  2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
  6. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  7. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.

Наиболее распространенные ошибки.

1. при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов.


2. при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам или поддержать язык снизу пальцем или зондом.
3. слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий.

II этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию в детском саду.

Цель: Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение определить правильное положение языка.

Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т, д, н, ш, ж, л; целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка, — на звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, э, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р. Приготовить картинку с изображением тигра.



Игра «Лошадки»

Краткое описание
Дети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр…» Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Тигр рычит»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».

). Что делает язык, когда мы произносим звук p («Язык пляшет -дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука р язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит. Если у детей на занятии не будет вызван звук р или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях подгруппами и на индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук р проторный (звук, который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук р, но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка.

Выработка вибрации кончика языка.

Для вибрации необходимы следующие упражнения:

1. ребенок произносит р проторный, а в это время логопед шпателем, подложенным под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р.
2. ребенок произносит звуки (д-д-д-д…), при этом прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате помощи начинает вибрировать кончика языка.

5 Техники создания популярной музыки

Существует множество различных техник создания музыки, и вам может показаться, что вам нужно освоить их все, чтобы добиться успеха. Чтобы помочь вам начать, я составил список из 5 популярных методов создания музыки. Эти приемы просты, но благодаря им ваши миксы зазвучат великолепно в кратчайшие сроки. В конце концов, они популярны не просто так!

1. Параллельное сжатие

Получение пробивных ударных является ключевым моментом почти в любом жанре в наши дни, и параллельное сжатие — один из методов, который может помочь вам в этом. Для этого вы просто дублируете свой барабанный трек (или трек любого другого типа), а затем сильно сжимаете дубликат, оставляя оригинал несжатым. Когда вы воспроизводите их оба, вы получаете мощное дышащее динамичное звучание сжатой версии, сохраняя при этом детализацию, яркость и чистоту несжатой версии.

2. Сжатие сайдчейна

Эффективное сайдчейн устраняет проблему частотного маскирования. Это когда два элемента (например, бочка и басовые партии) с конкурирующими частотными диапазонами появляются одновременно и неловко сталкиваются друг с другом. Для этого добавьте плагин сжатия к басовой дорожке и подайте выход бочки на его детекторы сайдчейна. Это позволит приглушить бас, когда через него проходит бочка, создавая пульсирующий эффект между двумя звуками, а не столкновение.

3. Обратный ревербератор

Обратный ревербератор — это именно то, на что он похож: хвост реверберации любого инструмента или звука, перевернутый. В современной музыке обратная реверберация часто используется для драматизации вокальных пассажей. Если вы работаете со всей записью вокала, выделите одно слово в начале куплета, в противном случае перетащите одноразовый вокальный сэмпл в DAW. В любом случае вы продублируете выбранный вокал на новую дорожку, затем перевернете его и добавите свой любимый плагин реверберации.

4. Gated Snare

Нойзгейты похожи на компрессоры, но вместо подавления сигналов, установленных выше определенного порога, они приглушают сигналы ниже определенного порога. Чтобы добиться пробивного, чистого малого барабана, добавьте реверберацию с временем затухания в десять секунд или более к вашему рабочему барабану, затем сайдчейн дорожки малого барабана сам по себе с помощью детектора боковой цепи в нойзгейте. Уменьшайте порог до тех пор, пока вы не сможете услышать свой пропитанный реверберацией малый барабан, затем уменьшите время восстановления, обрезая реверберацию, пока она не зазвучит ярко и ударно.

5. Сдвиг высоты тона и растяжение времени вокала

Сдвиг высоты тона — это техника, которая берет свое начало в телевизионных мультфильмах — вспомните Элвина и бурундуков — и изменяет высоту тона вокала, не влияя на скорость его воспроизведения. Затем он перешел в музыкальное производство для создания роботизированных звучащих голосов, которые совсем недавно нашли свое место в музыке EDM.

Растяжение времени — это техника, которая изменяет скорость звука без изменения его высоты. Это часто служит более технической цели, чем смещение высоты тона, например, ускорение или замедление вокала, чтобы соответствовать брейку барабана.

Эти приемы станут отличным инструментом, благодаря которому ваши миксы будут звучать превосходно. Как только вы освоите их, вы будете хорошо подготовлены к тому, чтобы экспериментировать с другими техниками, чтобы создать звук, который действительно уникален для вас!

5 популярных техник создания музыки и способы их создания

Изучайте музыку и аудиопроизводство | Советы и руководства iZotope

16 июля 2018 г.

Поделиться

Пусть ваш вокал прорежет микс:

Нектар 3 Плюс

Узнать больше

Преобрази и найди свой голос:

Вокальный синтезатор 2

Узнать больше

Никогда не пропустите статью!

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте учебные пособия и советы по электронной почте.

Исполнители, жанры и даже музыкальные эпохи определяются различными производственными эффектами. Джеймс Блейк является синонимом искривленного вокала. Хип-хоп в стиле лоу-фай — это сэмплы с измененным тоном. «Звук 70-х» означает психоделический.

Знакомство с тем, как создаются эти популярные звуковые эффекты, является обязательным для музыкальных продюсеров. Это похоже на изучение стандартных мелодий в качестве музыканта; вам нужно знать основы, чтобы сделать что-то действительно великое. Кроме того, если вы работаете с клиентами, они захотят услышать определенные производственные эффекты в своей музыке.

В этой статье я покажу вам пять распространенных производственных эффектов и самые быстрые и эффективные способы их создания в вашей DAW.

1. Обратная реверберация

Обратная реверберация — это именно то, что реверберирует хвост любого инструмента или звука в перевернутом виде. Эффект начал проявляться в популярной музыке в конце 60-х. Вы можете услышать это в духовых в «Ten Little Indians» The Yardbirds и на барабанах в «Sheep» Pink Floyd. Спустя годы этот эффект стал определяющим для характерного диссонирующего гитарного звука звезд шугейза My Bloody Valentine.

Сегодня обратная реверберация часто используется для драматизации вокальных пассажей. Это звучит намного более технично, чем для создания. Если вы работаете со всей записью вокала, выделите одно слово в начале куплета. В противном случае перетащите одноразовый вокальный сэмпл в DAW.

В обоих случаях продублируйте выбранный вокал на новую дорожку, переверните его, затем добавьте свой любимый плагин реверберации. Я использую реверберацию в Nectar 2. Целью здесь является создание длинного хвоста реверберации, поэтому увеличьте время затухания и сырой микс. Слушайте оригинал и реверберацию:

Логотип Саундклауд

Запишите аудиофайл на диск и верните его в DAW. Снова переверните его, чтобы вокальный сэмпл воспроизводился вперед. Длинный хвост будет выступать в качестве подступенка к вокалу.

Совместите обработанный вокал с оригиналом, чтобы переход между ними был плавным. Для этого вам может понадобиться добавить затухание с обеих сторон обработанной версии.

Логотип Саундклауд

Попробуйте применить обратную реверберацию и к не вокальным партиям. Результат всегда удивляет.

Логотип Саундклауд

Если вы пользуетесь Pro Tools, ознакомьтесь с этим видеоуроком iZotope по обратной реверберации:

2. Сайдчейн

Одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются продюсеры, — это частотная маскировка: когда два элемента с конкурирующими частотными диапазонами происходят одновременно, они неловко сталкиваются друг с другом. В электронном производстве главными виновниками являются ударные и басовые партии.

Чтобы решить эту проблему, добавьте плагин сжатия к басовой дорожке и подайте выход бочки на его детектор боковой цепи. Это позволит приглушить бас всякий раз, когда бочка проходит через него, создавая классный пульсирующий эффект между двумя звуками. Послушайте, как этот бас переходит от дискеты к сайдчейну.

Логотип Саундклауд

Довольно эффективная штука. У нас уже есть множество статей о том, как сделать это в вашей DAW, так что вы можете углубиться в подробности.

Другой способ использования сайдчейна — призрачный трек. Если вы работаете с эмбиентными пэдами или длинными длительными нотами, попробуйте привязать их к приглушенной ритмической дорожке. Окружающий материал будет подпрыгивать в ответ на ритмичный трек, создавая странные грувы, которых раньше не было. Сайдчейн появляется примерно через пять секунд:

Логотип Саундклауд

Здесь вы можете экспериментировать сколько угодно. Слушатель не услышит ввод боковой цепи. Подробнее об экспериментах с сайдчейнами читайте здесь.

3. Gated Snare

Нойзгейты аналогичны компрессорам, но вместо подавления сигналов выше установленного порога они приглушают сигналы ниже установленного порога. Многие гитаристы используют нойзгейты во время записи, чтобы вырезать усиленный фузз между каждым ударом.

Любой, кто знаком с поп-музыкой 1980-х годов, слышал сочетание нойз-гейта и реверберации на ударных. Как и многие великие открытия, этот производственный эффект был обнаружен случайно. Во время записи одноименного альбома Питера Гэбриэла 1979 года барабаны Фила Коллинза случайно попали в микрофоны, используемые для разговора с инженерами в диспетчерской.

Как гласит история, некоторые забавные патчи на микшерном пульте заставляли микрофонный датчик переходить в реверберацию, а затем в нойзгейт, в результате чего звук реверберации резко обрывался. Использование гейтированной реверберации в «In the Air Tonight» Коллинза превратило этот эффект в производственный стандарт.

Звук гейтированной реверберации вернулся в популярную музыку за последние несколько лет. И это довольно легко осуществить в вашей DAW. Я покажу вам, как с малым барабаном в этом бите:

Логотип Саундклауд

В малом барабане отсутствует яркая энергия 80-х, для чего здесь и есть гейт реверберации. Добавьте к вашему рабочему барабану реверберацию с временем затухания 10 секунд или более, затем сайдчейн трека малого барабана сам по себе с помощью детектора боковой цепи в нойзгейте. Уменьшайте порог до тех пор, пока не услышите свой пропитанный реверберацией малый барабан, затем уменьшите время восстановления, обрезая реверберацию, пока она не зазвучит ярко и ударно.

Реверберация Nectar и нойзгейт Ableton Live

Это должно звучать примерно так.

Логотип Саундклауд

Малый барабан пробивной, а микс остается чистым. Если вы хотите добиться большего поп-звучания, гейтированная реверберация поможет вам в этом.

4. Заикание вокала

Творческие манипуляции с вокалом были в центре музыкального производства последние десять лет. Все, от Джеймса Блейка до Дипло и Холли Херндон, так или иначе исследовали заикание вокала.

Трудно проследить точное происхождение этого эффекта. Скретчинг хип-хопа 1980-х годов исследовал вокал как ритмический элемент. То же самое произошло с британским гаражом, хаусом и трансом примерно 10 лет спустя. Точность, обеспечиваемая DAW, значительно вернула нарезанный вокал, и продюсеры часто использовали их для всего хука.

Вы можете добиться этого эффекта в своей DAW, используя модуль Shred в VocalSynth 2, который захватывает фрагменты аудио и повторяет их в зависимости от выбранной вами настройки. Я покажу вам, как с этим вокальным образцом:

Логотип Саундклауд

Установите VocalSynth 2 на вокальный трек и включите Shred, который находится в цепочке эффектов внизу.

Цепочка эффектов VocalSynth 2

Используйте ручку длины для управления частотой захвата вокального семпла. Медленные, равномерные размеры лучше всего подходят для постепенных повторений. Быстрые неравномерные подписи приведут к более неустойчивым результатам. Пошаговый секвенсор добавляет сложности. Каждый из трех шагов может быть запрограммирован с различной частотой повторения. Вы можете увидеть мои настройки выше.

Логотип Саундклауд

Как только вы выберете понравившийся паттерн, настройте другие эффекты, а также вокальные модули вверху для более динамичного звучания.

Модули вокальных синтезаторов

Логотип Саундклауд

Используя Distortion, Biovox, Vocoder и Polyvox, я придал вокалу хриплые текстуры, и в итоге он стал звучать очень похоже на гитару.

5. Изменение высоты тона и растяжение времени вокала

Давайте рассмотрим еще два звуковых эффекта, связанных с вокалом: изменение высоты тона и растяжение времени. Оба эффекта делают то, что подразумевают их названия:

 

  • Изменение высоты тона изменяет высоту тона вокала, не влияя на скорость его воспроизведения.
  • Растяжение времени изменяет скорость звука, не влияя на его высоту.

 

Модуль RX Time & Pitch позволяет достичь обоих этих эффектов практически мгновенно. Начну с изменения высоты тона. Этот эффект берет свое начало в телевизионных мультфильмах — Багдасарян использовал его для создания отчетливых животных голосов Элвина и бурундуков.

Естественно, смещение высоты тона нашло свое применение в производстве музыки, особенно в «Technologic» группы Daft Punk. Чтобы добиться роботизированного звука, неотъемлемой части их музыкальной идентичности, участник Daft Punk Томас Бангалтер записал, как он отдает технологические команды, а затем повысил голос.

В RX 6 включите модуль Time & Pitch и сдвиньте Pitch Shift вверх или вниз, чтобы соответствующим образом изменить высоту голоса, затем нажмите «Обработать». Я начал с этого вокала и поднял его на 3,9 полутона.

Логотип Саундклауд

Логотип Саундклауд

RX 6 Pitch Shift

Сделайте еще один причудливый шаг вперед и объедините оригинальную версию и версию со сдвигом высоты тона. Так как длина выборки не изменилась, вы можете легко их выстроить в линию. Чтобы убрать щелчки и шум, я добавил в RX 6 модули De-click и De-noise.

Логотип Саундклауд

Растяжение времени часто служит более технической цели. Например, ускорение вокала вверх или вниз, чтобы соответствовать брейку ударных. В Time & Stretch просто введите окончательный темп, до которого вы хотите растянуть вокальный семпл, а затем нажмите «Обработать». Вот с чем я работаю:

Логотип Саундклауд

Однако при изменении скорости звука появляются звуковые артефакты — заметные сбои и хлопки, вызванные манипуляциями. Я увеличил семпл с 98 до 110 ударов в минуту, что является большой натяжкой.

Логотип Саундклауд

RX 6 Time Stretch

Это можно исправить, но то, как вы это сделаете, зависит от обрабатываемого звука и от того, увеличиваете ли вы или уменьшаете его время. Обычно это требует небольшого эксперимента. Для этого конкретного случая я понизил Transient Sensitivity и Pitch Coherence.

Логотип Саундклауд

Расширенные настройки RX Time Stretch

Теперь давайте добавим сдвиг высоты тона. Я увеличил сэмпл на 8,5 полутона.

Логотип Саундклауд

В начале 2000-х это был фирменный звук Канье Уэста. Вы можете услышать, что это его собственная работа, а также его постановки для Jay-Z и Alicia Keys. Сегодня этот вокал в стиле бурундука нашел свое место в EDM и музыке, ориентированной на Future Bass.

  • Хип-хоп
  • Электронная музыка
  • Реверберация
  • Дэниел Диксон
  • Руководство
  • Музыкальное производство
  • RX
  • Нектар

Поделись этим

Посмотреть больше

Мы производим инновационные аудиопродукты, которые вдохновляют людей и позволяют им творить.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts