Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Эффективные и неэффективные приемы запоминания
Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Эффективные и неэффективные приемы запоминанияПонедельник, 01.03.2004. Выпуск 57
ЭФФЕКТИВНЫЕ И НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ
Тема этого выпуска — эффективность приемов запоминания. Книг по психологии памяти и о тренировке памяти написано много. Примечательно, что собственно тренировке памяти посвящены научно-популярные книги, издаваемые различными школами, в которых читаются курсы по развитию памяти. Профессиональные психологи (в стенах лабораторий, институтов) больше интересуются не методами развития памяти, а проблемой амнезий — провалами в памяти. Например, почему человек забывает позвонить своему приятелю в назначенное время, почему иногда трудно найти ключи, которые вы сами же куда-то положили, почему не вспоминается название, которое при напоминании оказывается хорошо знакомым, как влияет на память электрошоковое воздействие, различные химические вещества, введенные в организм. |
Поэтому в данной статье речь будет идти большей частью о приемах запоминания, описываемых в научно-популярной литературе по развитию и тренировке памяти. Так как именно эта литература ориентирована на здоровых людей, желающих улучшить свою память. Часто научно-популярные книги о памяти пишут психологи, имеющие большое количество научных работ по теме «память».
Допустим, вы купили книгу по развитию памяти. Как определить, являются ли представленные в ней приемы запоминания эффективными? Часто можно встретить такие взгляды на эту тему: мол, что неэффективно для одного человека, может оказаться эффективным для другого. У одних людей лучше развито логическое мышление, у других — образное. Поэтому и приемы запоминания каждый должен подбирать индивидуально. Может быть…
Интересно, что в книгах по развитию и тренировке памяти приемы запоминания никогда не обосновываются, не подвергаются экспериментальной и теоретической проверке. С чем это связано? С тем, что нет критерия для проверки эффективности приемов запоминания, нет представления о том, что такое память вообще, как она работает. Хотя, как будет показано дальше, понимание механизмов памяти позволяет выводить эффективные приемы «на кончике карандаша».
Возьмем для анализа небольшую цифровую таблицу, составленную из случайной последовательности нулей и единиц. Психологи любят такой материал для запоминания, так как «нормальная» память не может запомнить более пяти-девяти единиц информации, и человек для запоминания вынужден использовать те или иные приемы запоминания.
Вот таблица для анализа разных способов запоминания.
0110011010
1011000100
1000101010
Способ первый
Первый способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память. Якобы есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. И есть даже школы развития памяти, которые пытаются обучать такому умению.
Когда говорят о феноменальной памяти, часто имеют в виду именно такой способ запоминания информации. И многие исследования психологов были направлены на выявление механизмов эйдетической памяти и способов её развития.
В частности, хорошо известный всем Шерешевский заявлял исследовавшим его психологам, что он запоминает именно так, что продолжает видеть в своем воображении таблицу с цифрами. И хотя строгие опыты показали полное отсутствие у Шерешевского эйдетических способностей, психологи, судя по их книгам, поверили Шерешевскому, поверили, что он был способен видеть в своем воображении информацию, подобно фотографии.
Правильная мнемоническая техника запоминания позволяет очень быстро запомнить такую табличку. И возникает вопрос: как экспериментатор проверяет способ запоминания? Он ведь не может заглянуть в мозг другого человека! Остается верить словесному описанию подопытного о способах запоминания. И тут все зависит от честности человека (или от его чувства юмора).
Возможно ли запоминание аналогичной информации на основе эйдетической памяти? Хотите, попробуйте сами. У меня есть веские основания сомневаться, что кто-нибудь способен увидеть такую цифровую табличку в своем воображении как фотографию.
Но усилия исследователей-психологов в этом направлении понятны. Как было бы хорошо, ничего не делать, ничему не учиться, а только посмотреть на страницу текста один раз и затем воспроизвести её фотокопию в своем воображении!
А как же эксперименты с детьми-эйдетиками? А вы читали эти работы? Дети-эйдетики запоминали картинки, а не знаковую информацию, которая не вызывает образного отклика в мозге. И картинки достаточно простые, состоящие из небольшого количества образов.
Способ второй
Этот способ запоминания приписывают людям с «художественным складом ума». Можно попытаться запомнить табличку, мысленно вырезав из неё нули и оставив только единички. Вот так.
_11__11_1_
1_11___1__
1___1_1_1_
Оставшиеся единички образуют какой-то рисунок (образ), запомнив и воспроизведя который, человек реконструирует табличку — подставит в дырки нули.
Много ли табличек можно запомнить этим способом? А если табличка будет объемом в машинописную страницу? Эффективность данного способа запоминания очевидна.
Способ третий
Это наиболее любимый способ запоминания в книгах по психологии памяти. Способ основан на укрупнении запоминаемых единиц и, таким образом, на уменьшении их количества.
01100-11010
10110-00100
10001-01010
Действительно, личный опыт каждого подсказывает, что гораздо проще запомнить телефонный номер 3452378, разбив его на части: 345-23-78 (было 7 единиц, а стало всего 3).
«Облегчает» ли такой способ процесс запоминания? Вот именно, что облегчает, не более. Но вряд ли можно назвать такой способ эффективным, когда речь идет о нормальном объеме запоминаемой информации, например, о запоминании телефонной книжки.
Способ четвертый
Можно не только разбить табличку на более крупные блоки. Можно попытаться составить эти блоки из чисел, которые легко запомнить (в мнемотехнике это называется «Приемом привязки к хорошо знакомой информации»).
011-0-011-010
101-1000-100
1000-10-10-10
Так как в этом способе используются какие-то элементы настоящей мнемотехники, запомнить табличку становится действительно легко. Но как быть с увеличением объема запоминаемой информации? И как долго вы будете помнить табличку?
Способ пятый
Некоторые психологи на полном серьезе предлагают как способ запоминания насвистывание запоминаемой информации. Нужно «положить» цифры (как стихи) на какую-нибудь мелодию.
0110011010
1011000100
1000101010
«Ноль, один, один. Пауза. Ноль, ноль, один, один. Пауза…
В результате образуется ритмический рисунок, который, несомненно, поможет запомнить табличку. Но я бы не стал называть такой способ запоминания эффективным и, тем более, мнемотехническим.
Способ шестой
Можно разделить таблицу на пятизначные числа и преобразовать каждое двоичное число в десятичное число. Тогда таблица запоминается гораздо легче.
01100 (12) 11010 (26)
10110 (22) 00100 (04)
10001 (17) 01010 (10)
Способ, в принципе, хороший. Запомнить последовательность 12-26-22-04-17-10 совсем легко. Но как быстро преобразовать двоичные числа в десятичные? Допустим, вы этому научились. Но авторы не дают способа запоминания самих десятичных чисел. А если десятичных чисел будет не 6, как в примере, а 66? А как их сохранять в памяти длительное время? А как насчет воспроизведения последовательности?
Способ седьмой
Можно разбить таблицу на цифры и составить слова и фразы из букв, соответствующих цифрам: 0 — нм, 1 — гж. Такой способ запоминания числовой информации (телефоны, исторические даты) рекомендуется практически во всех книгах по тренировке памяти. Живучесть этого «метода» в литературе невероятная! Лучшего способа напугать школьника мнемотехникой и не придумаешь.
0-1-1-0-0-1-1-0-1-0
1-0-0-0-1-0-1-0-1-0
НоГа (0-1) ГНома (1-0) НаГло (0-1) ГаНтель (1-0) ЖМет (1-0) …
Да, такой способ запоминания требует изобретательности, прямо поэтического дара! Правда рекомендуется он, как было сказано, в основном для запоминания телефонных номеров и исторических дат.
Способ восьмой
Уже становится тепло. Приближаемся к мнемотехнике. Можно разбить запоминаемую таблицу на ряд двузначных чисел и преобразовать повторяющиеся числа (элементы) в образные коды (образный код — это зрительный образ, закрепленный за определенным числом).
01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10
Получается комбинация всего четырех элементов: 00, 01, 10, 11.
Для эффективного запоминания числовой информации нужно заранее выучить образные коды двузначных чисел. В данном случае хотя бы четыре кода: 00 — бочки, 01 — еж, 10 — огонь, 11 — Гагарин.
Теперь можно попытаться составить рассказ (метод историй) — излюбленный способ запоминания практически во всех книжках по тренировке памяти. Например: еж (01) поднес зажигалку (10) к другому ежу (01) и зажег на нем два костра (10-10)…
Несмотря на абсурдность этого метода, он помогает запоминать. Правда авторы не осознают и не объясняют, почему происходит запоминание. А запоминается потому, что слова предложения рефлекторно вызывают зрительные образы в воображении, и образы эти самопроизвольно связываются друг с другом. А это и есть процесс памяти для мозга (произвольное или непроизвольное соединение образов).
Способ девятый
Уже почти мнемотехника. Но пока не осознаются тонкости работы памяти. Как и в предыдущем способе, разбиваем таблицу на двузначные числа, и при запоминании преобразуем их в образные коды.
01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10
Образные коды соединяются в воображении цепочкой (без составления рассказа, истории): на еже — огонь, на огне — еж, на еже — огонь, на огне — огонь…
Очевидно, что повторение образов приведет к путанице. А на самом деле — к стиранию связей уже на этапе запоминания. Поэтому авторы, рекомендующие такой способ запоминания, вынуждены советовать подбирать для одного числа несколько разных образных кодов. Но это снижает скорость запоминания и при увеличении объема информации не спасает — образы неминуемо начнут повторяться.
Способ десятый
Это уже почти правильная мнемотехника. В этом способе нужно знать образные коды чисел от 01 до 99. Сами образные коды используются как «вешалки». И запоминаемые образные коды последовательно соединяются с «вешалками».
01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10
1. 01 (на еже еж)
2. 10 (на яде огонь)
3. 01 (на ухе еж)
4. 10 (на чае огонь)
5. 10 (на обоях огонь)
…
Такой способ запоминания достаточно рационален, он обеспечивает хорошую скорость запоминания и большой объем (до 100 чисел). Но если нужно запомнить 300 чисел? Тогда «вешалок» не будет хватать. А если вы захотите запомнить на «вешалки» другую информацию, тогда предыдущие сведения будут стерты из памяти.
Поэтому такой способ запоминания подходит лишь для тренировок и для демонстрации «фокусов» с памятью.
Способ одиннадцатый
Мнемотехнический способ запоминания (общий случай запоминания длинного числового ряда).
В этом способе мы будем исходить из понимания того, что запоминание для мозга — это образование связей. А соединить числа с чем-то мы можем только тогда, когда преобразуем числа в образные коды (процесс кодирования). В этом случае процесс запоминания (соединение в воображении нескольких элементов информации) можно полностью контролировать.
Образные коды должны быть фиксированными, всегда одинаковыми. В противном случае вы не сможете искать в своей памяти информацию с одинаковыми элементами. Фиксированные образные коды гораздо легче запоминаются и припоминаются.
Соединять образные коды вместе не рекомендуется, значит, для долговременного запоминание не подойдут в качестве «вешалок» сами образные коды (как в предыдущем примере). Тогда для фиксации последовательности образных кодов необходимо заранее (или в процессе запоминания) создать четкую последовательность вспомогательных образов. Проще всего это сделать методом Цицерона (см. учебник и словарь мнемотехники на сайте).
Для формирования системы опорных образов можно использовать комбинацию любых методов запоминания последовательности. Метод Цицерона не самый рациональный, так как часто трудно «найти» в квартире или на улице необходимое количество образов.
01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10
Вспомните входную дверь своей квартиры и соедините с ней ежа (в дверь вмонтирован еж). Вспомните выключатель в коридоре и соедините с ним образ «огонь» (выключатель горит). Вспомните вешалку в коридоре и соедините с ней образ «еж» (на вешалке — еж). И так далее.
Образы могут часто повторяться, это не испортит запоминание. Главное, чтобы не повторялись вспомогательные (опорные) образы.
Способ двенадцатый
Наиболее рациональный способ запоминания именно этой таблички
Запоминаемая табличка должна рассматриваться нами не как случайная последовательность чисел, а как отдельная информация, состоящая из нескольких элементов. В практических целях не приходится запоминать подобные таблички. В основном запоминаемая числовая информация это: телефонные номера, пароли, исторические даты, данные таблиц, числа в тексте. Числа всегда с чем-то связаны. Так, числа телефонного номера всегда связаны с «хозяином» телефонного номера, числа даты всегда связаны с событием.
Анализируемая табличка ни с чем не связана, числа таблицы ни к чему не относятся. Значит, для долговременного запоминания (вдруг кому-то захочется протестировать вашу память через пять лет) необходимо ввести элемент, аналогичный «хозяину» в телефонном номере.
Например, мы можем привязать табличку к названию этого выпуска рассылки, на случай, если вас спросят: «А вы помните табличку из статьи «Эффективные и неэффективные методы запоминания?»
Любая запоминаемая информация — это последовательная связь нескольких элементов, в которых всегда есть главный элемент (этот образ называется «основа ассоциации») и другие элементы (эти образы называются «элементами ассоциации»). Основы всегда должны быть разные, а вот элементы, которые записываются на основах, могут повторяться.
Итак, наша задача запомнить следующее:
«Эффективные и неэффективные способы запоминания — 011001101010110001001000101010»
Для сокращения количества запоминаемых элементов целесообразно разбить табличку на ряд трехзначных чисел. Образные коды трехзначных чисел есть в справочнике на сайте.
011-001-101-010-110—001-001-000-101-010
Мал. оЖоГ (011)
МаНЖет (001)
ГоНГ (101)
НоЖНицы (010)
ГиГаНт (110)
МаНЖет (001)
МаНЖет (001)
МаНоМетр (000)
ГоНГ (101)
НоЖНицы (010)
Создадим основу будущей ассоциации (из которой выделим пять частей) и дополнительный образ (из которого выделим пять частей).
Искусство запоминания словесной информации заключается в выработке умения быстро кодировать в образы фразы и предложения. Например, в данном случае, нужно преобразовать в образ словосочетание «Эффективные и неэффективные методы запоминания». Образ должен быть подобран так, чтобы вы могли по образу дословно вспомнить фразу.
Можно закодировать предложение так: пистолет — символ эффективности, кулак — символ меньшей эффективности. Лучше это соединить в одну картинку: рука держит пистолет. По этой картинке вы легко сможете реконструировать (построить) фразу «Эффективные и неэффективные методы запоминания».
Теперь представьте образ «пистолет» и последовательно выделите в нём пять других образов, создавайте связи с образными кодами чисел.
Пистолет
Ствол — на нем след ожога.
Мушка — намотан манжет.
Курок — круглый, как гонг.
Ручка — сквозь неё проникают ножницы.
Обойма (можно извлечь) — гигант (например, снежный человек)
Кулак
Ноготь — манжет
Палец — манжет
Ладонь — манометр
Большой палец — гонг
Запястье — ножницы
Основу ассоциации (пистолет) необходимо связать с опорным образов в заранее сформированной системе опорных образов, предназначенных для долговременного запоминания информации. Вся табличка «умещается» всего на одном вспомогательном образе.
Такой метод запоминания обеспечивает пожизненное запоминание информации. И при формировании определенных навыков запоминания он не будет казаться сложным. Цифровая информация считывается по первым трем согласным буквам: МаНЖет — 001. Таким образом, при припоминании информация не вспоминается, а буквально ЧИТАЕТСЯ из воображения. Со стороны даже может показаться, что у вас эйдетическая память. Точность воспроизведения — абсолютная.
Как видите, под словом «мнемотехника» разные авторы понимают очень разные методы запоминания. Низкоэффективные методы запоминания хороши тем, что им можно очень быстро обучиться, а часто вообще учиться не нужно (а это бывает иногда очень важно с точки зрения ускоренного обучения). Чтобы пользоваться эффективными методами запоминания, нужно изучить необходимый для этого инструментарий: образные коды, сформировать системы опорных образов, нужно вникать в теорию памяти и мнемотехники. А для этого нужно время и усилия.
Строго говоря, любые приемы запоминания можно назвать мнемотехническими, так как мнемотехника — это техника запоминания. Но я бы не стал смешивать отдельные мнемотехнические приемы с Мнемотехникой. Мнемотехника в настоящее время — это целостная учебная дисциплина, со своей теоретической базой, с собственным понятийным аппаратом, с совершенно определенным (унифицированным) набором приемов.
Приемы вне системы теряют эффективность. Отдельные (изолированные) приемы практически
не применяются. В техниках запоминания обычно используется сразу несколько приемов
одновременно (см. в качестве примера «Способ двенадцатый»).
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта ([email protected])
Воспроизведение материалов — по согласованию с Козаренко В. А.
Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебник
ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Чем же определяется выбор? Запоминание и действие. Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. В своем опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки. Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими, трудовыми действиями. Описанные факты убедительно доказывают, что простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, что делает человек с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека, его индивидуальные особенности. Но это лишь означает, что, говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте, т. е. в связи с особенностями мотивов, целей и способов их достижения. Таким образом, можно сказать, что характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. С этих позиций следует рассматривать характеристики процесса запоминания во всех его формах и на всех этапах формирования, в том числе и на самом начальном уровне, т.е. на уровне кратковременного запоминания. Кратковременное и долговременное запоминание. Что такое кратковременное запоминание? Если бы нам продиктовали несколько случайных цифр, букв или слов и предложили сразу же повторить их, мы бы без труда это сделали. Даже воспроизведение ряда бессмысленных слогов не вызывало бы у нас больших затруднений (при условии, что в ряду не более пяти-семи элементов). Например, мы могли бы повторить ряд «де-бо-да-ти-це-ло», но только немедленно вслед за тем, как он был произнесен. По истечении некоторого времени мы бы уже этого сделать не смогли. Это кратковременное запоминание. Для того же, чтобы запомнить данный ряд надолго, нам потребовалось бы несколько повторений, а может быть, и использование каких-либо специальных (мнемотехнических) приемов запоминания (например, объединение слогов в слова и связывание их в искусственное предложение типа «Дед Богдан — птицелов»). И это было бы уже долговременное запоминание. Исследования кратковременного запоминания, вызванные нуждами прежде всего инженерной психологии, приобрели сегодня большое общетеоретическое значение. Можно сказать, что вся современная проблематика психологии памяти так или иначе связана с исследованием закономерностей ее кратковременных процессов. Здесь должно быть получено решение узловой проблемы в изучении памяти — проблемы ее механизмов — на основе синтеза всех уровней исследования: психологического, нейрофизиологического, биохимического. Само название «кратковременное запоминание» показывает, что в основу соответствующей классификации с самого начала был положен временной признак. Однако параметр времени, при всей его важности для понимания явлений памяти, сам по себе не позволяет исчерпывающе охарактеризовать кратковременное запоминание. При рассмотрении процессов памяти должна быть выяснена зависимость ее от характера деятельности человека в различных временных условиях переработки информации. Установлено, что запоминание регулируется программой, задаваемой сверху, т.е. определяется характером деятельности человека с запоминаемым материалом. В настоящее время ведутся исследования, направленные на изучение зависимости кратковременного запоминания от характера осуществляемой человеком деятельности, от особенностей выполняемой им задачи. До сих пор в исследованиях кратковременного запоминания варьировались главным образом два фактора: время экспозиции и предъявляемый материал. Задача же выполняемой испытуемым деятельности оставалась неизменной, так как это всегда была мнемическая задача. Поэтому, естественно, объем запоминания при данном временном режиме предъявления материала оставался постоянным. Сейчас получены данные, свидетельствующие о том, что различные познавательные и мнемические задачи по-разному влияют на продуктивность кратковременного запоминания. Эти данные показывают, что кратковременное запоминание, по крайней мере в тех временных пределах, в которых оно обычно изучалось, не является непосредственным запечатленном. Обнаружилось, что в условиях кратковременного запоминания продуктивными оказываются лишь такие задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия. Задачи же, требующие применения развернутых способов обработки материала, снижают продуктивность его запоминания в условиях кратковременного предъявления. Исходя из этого, кратковременное запоминание можно было бы определить как запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности человека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки. В долговременную память поступает информация, приобретающая не тактическое, а стратегическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности. Долговременное запоминание, будучи закономерным продуктом деятельности человека, является не просто сопутствующим «следовым» эффектом действий, а формируется прежде всего как внутренне необходимое условие его протекания. Иными словами, запоминание любого материала — это продукт предшествующего действия и вместе с тем условие, средство осуществления последующего. Непроизвольное и произвольное запоминание. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два Основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим: «Само запомнилось». На деле же это строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели. В опытах школьникам 1 класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач, после чего неожиданно для испытуемых им предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники 1 класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассника умение сложения и вычитания еще не стало навыком. Оно является для учеников 1 класса содержательным целенаправленным действием. Оперирование числами составляло у первоклассников содержание цели этого действия, в то время как у студентов оно входило в содержание способа, а не цели действия. Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели. Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который требовалось понять школьникам, обнаружили, что очень легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление плана, чем при использовании готового плана этого же текста. Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка». Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении показало, что одним из таких важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счет специальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего. Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемиче-ских действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания — четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат. В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый. Известно, как быстро запоминается материал, запоминаемый только для экзаменов, без установки на прочное, длительное закрепление. Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить. Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает и интереса к себе. Один из важнейших приемов логического запоминания —составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента: 1) разбивка материала на составные части; 2) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала; 3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения. Большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление только общих, а тем более очень широких связей между объектами может затруднять их припоминание. Этим во многом объясняется затруднение в припоминании (например, фамилии Овсов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»). Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объектов необходимо начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным. В результате опытов И.П. Павлов пришел к выводу, что нервная связь на определенный раздражитель осуществляется быстрее и является более прочной не тогда, когда раздражитель сам по себе многократно подкрепляется, а тогда, когда его подкрепление перемежается, противопоставляется неподкрепленному другому раздражителю, сходному с первым. На ассоциировании по сходству и по контрасту основаны и такие более сложные приемы произвольного запоминания, как классификация, систематизация материала. Когда логическая работа над материалом широко опирается на образные связи, это повышает осмысленность и прочность запоминания. Поэтому там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который мы запоминаем. Одно из важных средств запоминания — воспроизведение, выступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Однако к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала. Плохо понятый материал обычно связан с «чужой» языковой формой, хорошо понятый легко «переводится» на «свой язык». Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием. Узнать легче, чем припомнить. Но только возможность воспроизведения, припоминания создает необходимую уверенность в знаниях. Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами: либо по частям — частичный способ, либо весь сразу — целостный способ, либо весь и по частям — комбинированный способ. Наиболее рациональный — комбинированный способ, а наименование рациональный — частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, и наконец, материал снова повторяется в целом. Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление внутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей. Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы путем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. По словам К.Д. Ушинекого, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь. Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторений — это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так, чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т.е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются. Место непроизвольного и произвольного запоминания в усвоении знаний. В обучении необходимо ориентироваться не только на произвольное, но и на непроизвольное запоминание. Сравнительное их изучение раскрыло важные условия, при которых каждое из них наиболее эффективно. Результаты этого изучения дают возможность определить место непроизвольного и произвольного запоминания в усвоении учащимися знаний. Непроизвольное запоминание объектов (изображенных на карточках предметов), которое осуществлялось в процессе их классификации, т. е. активной умственной деятельности, дало лучшие результаты, чем произвольное, которое опиралось только на восприятие материала. Точно так же, когда учащиеся составляли план сравнительно сложного текста, чтобы понять его содержание, они лучше его запомнили, чем при произвольном запоминании, которое опиралось лишь на простое чтение текста. Следовательно, когда непроизвольное запоминание опирается на содержательные и активные способы работы с материалом, оно бывает более продуктивным, чем произвольное, если в последнем не используются аналогичные способы. В условиях одинаковых способов работы с материалом (например, классификации объектов) непроизвольное запоминание, оставаясь более продуктивным у детей школьного и младшего школьного возраста, постепенно теряет свое преимущество у учащихся средних классов и у взрослых, уступая место произвольному запоминанию. Эти изменения в соотношении продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания объясняются сложными связями между познавательными и мнемическими действиями в процессе их формирования. Мнемическое действие, формируясь на основе познавательного, отстает от него. Классификация может выступать в роли способа запоминания, когда она достигла определенного уровня сформированное™ как действие познавательное. Лишь научившись классифицировать, можно использовать это умственное действие в качестве способа произвольного запоминания. Эта закономерность выступила и в опытах на непроизвольное и произвольное запоминание текста с такими способами работы, как использование готового плана или самостоятельное составление плана. Непроизвольное запоминание достигает максимальной продуктивности при выполнении учащимися познавательной задачи, когда материал требует активного понимания. В этих случаях непроизвольное запоминание более продуктивно, чем произвольное, ибо процесс понимания трудно или вовсе невозможно совмещать с выполнением мнемической задачи. Произвольное запоминание достигает максимальной продуктивности в условиях, когда понимание материала может быть целиком подчинено выполнению мнемической задачи. На непроизвольное запоминание следует ориентироваться при изучении нового материала, а мнемическую задачу ставить на этапе его закрепления. Таким образом, важным моментом в руководстве запоминанием знаний является выделение и дифференциация познавательных и мнемических задач.
|
8.4 Способы улучшения памяти – Введение в психологию
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Распознавать и применять стратегии улучшения памяти
- Знать и применять эффективные методы обучения
Большинство из нас страдают от тех или иных провалов в памяти, и большинство из нас хотели бы улучшить свою память, чтобы не забывать, куда мы кладем ключи от машины или, что более важно, материал, который нам нужно знать для экзамен. Конечно, невозможно вспомнить все, что с вами произошло, точно так, как оно изначально разыгрывалось. В предыдущем разделе особо подчеркивались примеры того, как память может быть искажена, а в некоторых случаях полностью сфабрикована. В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы, которые помогут вам лучше запоминать, и некоторые стратегии более эффективного обучения.
СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ
Какими повседневными способами мы можем улучшить нашу память, включая припоминание? Чтобы убедиться, что информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, вы можете использовать стратегии улучшения памяти. Одной из стратегий является репетиция или сознательное повторение информации, которую нужно запомнить (Craik & Watkins, 1973). Вспомните, как вы учили таблицу умножения в детстве. Вы можете вспомнить, что 6 х 6 = 36, 6 х 7 = 42 и 6 х 8 = 48. Запоминание этих фактов — это репетиция.
Другая стратегия – это дробление: вы организуете информацию в управляемые биты или порции (Bodie, Powers, & Fitch-Hauser, 2006). Фрагментирование полезно при попытке запомнить такую информацию, как даты и номера телефонов. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить 5205550467, вы запоминаете число как 520-555-0467. Итак, если вы встретили интересного человека на вечеринке и захотели запомнить его номер телефона, вы, естественно, разделили его на части и могли повторять номер снова и снова, что является репетиционной стратегией.
Попробуйте это забавное задание, в котором используется стратегия улучшения памяти.
Вы также можете улучшить память, используя разборчивое повторение: метод, при котором вы думаете о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти (Tigner, 1999). Например, в этом случае вы могли бы вспомнить, что 520 — это код города Аризоны, а человек, которого вы встретили, из Аризоны. Это поможет вам лучше запомнить префикс 520. Если информация сохраняется, она переходит в долговременную память.
Мнемонические устройства – это средства запоминания, которые помогают нам систематизировать информацию для кодирования. Они особенно полезны, когда мы хотим вспомнить большие объемы информации, такие как шаги, этапы, фазы и части системы (Bellezza, 1981). Брайану нужно выучить порядок расположения планет в Солнечной системе, но он с трудом запоминает правильный порядок. Его друг Келли предлагает мнемоническое устройство, которое может помочь ему вспомнить. Келли говорит Брайану просто запомнить имя мистера ВЭМ Дж. САН, и он легко сможет вспомнить правильный порядок планет: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U 8 Neptune 9002. Вы можете использовать мнемонический прием, чтобы запомнить чье-то имя, математическую формулу или порядок математических операций.
Это мнемоника, помогающая запомнить количество дней в каждом месяце. Месяцы с 31 днем представлены выступающими костяшками, а более короткие месяцы выпадают в пятнах между костяшками. (кредит: модификация работы Кори Занкера)
Если вы когда-нибудь смотрели телешоу Современная семья , вы могли видеть, как Фил Данфи объясняет, как он запоминает имена:
На днях я встретил парня по имени Карл. Сейчас я могу забыть это имя, но на нем была футболка Grateful Dead. Какая группа похожа на Grateful Dead? Фиш. Где живут рыбы? Океан. Что еще живет в океане? Коралл. Здравствуйте, коллега. (Врубель и Спиллер, 2010)
Чем ярче или необычнее мнемоника, тем легче ее запомнить. Ключ к успешному использованию любой мнемоники — найти стратегию, которая работает для вас.
Некоторые другие стратегии, используемые для улучшения памяти, включают выразительное письмо и произнесение слов вслух. Выразительное письмо помогает улучшить вашу кратковременную память, особенно если вы пишете о травмирующем опыте в своей жизни. Масао Ёго и Сюдзи Фуджихара (2008) заставляли участников писать с 20-минутными интервалами несколько раз в месяц. Участникам было предложено написать о травмирующем опыте, о своем лучшем будущем «я» или о тривиальной теме. Исследователи обнаружили, что это простое задание на письмо увеличило объем кратковременной памяти через пять недель, но только у участников, которые писали о травматических переживаниях. Психологи не могут объяснить, почему это письменное задание работает, но оно работает.
Что делать, если вы хотите запомнить предметы, которые нужно забрать в магазине? Просто произнесите их вслух про себя. Серия исследований (MacLeod, Gopie, Hourihan, Neary, & Ozubko, 2010) показала, что произнесение слова вслух улучшает вашу память на слово, потому что оно увеличивает его различимость. Чувствуете себя глупо, произнося случайные продукты вслух? Эта техника одинаково хорошо работает, если вы просто произносите слова вслух. Использование этих методов увеличило память участников на слова более чем на 10%. Эти методы также могут быть использованы, чтобы помочь вам учиться.
В некоторых из предыдущих разделов обсуждалась глубина обработки, чтобы предположить, что информация, которая закодирована более глубоким образом, связывая информацию, которую нужно запомнить, с чем-то, что важно для вас на личном уровне, или личную идентификацию с информацией, может быть создать более сильный след для информации, которую можно будет позже вспомнить (Craik & Tulving, 1975). Дальнейшие исследования, реализующие эти теории с точки зрения улучшения памяти, продемонстрировали, что при кодировании информации с эмоциональной валентностью информация может быть эффективно воспроизведена, а след в памяти может быть более ярким, что позволяет точно запомнить больше деталей (Kensigner & Corkin, 2003). ). Сравнение памяти на слова с нейтральной валентностью по сравнению со словами, закодированными с отрицательной валентностью, показало, что участники статистически более вероятно точно запоминали слова с валентностью или эмоциональным возбуждением, связанным с ними. Кроме того, слова, которые были закодированы как с эмоциональным возбуждением (слова, связанные с культурными табу), так и с отрицательной валентностью, были более точными и имели более высокую скорость припоминания по сравнению со словами только с эмоциональной валентностью. Это говорит о том, что системы мозга, которые создают эмоциональные реакции, такие как миндалевидное тело и гипоталамус, могут быть задействованы путем прикрепления эмоциональных реакций к информации, которую нужно запомнить, чтобы улучшить процедуры кодирования и создать более сильный след для последующего воспроизведения.
КАК ЭФФЕКТИВНО УЧИТЬСЯОсновываясь на информации, представленной в этой главе, мы предлагаем несколько стратегий и рекомендаций, которые помогут вам отточить свои методы обучения. Ключ к любой из этих стратегий заключается в том, чтобы выяснить, что лучше всего работает для вас.
Методы запоминания могут быть полезны при подготовке к уроку. (кредит: Барри Поусман)
- Используйте подробное повторение : В известной статье Крейк и Локхарт (1972) обсудили свою веру в то, что информация, которую мы обрабатываем, глубже уходит в долговременную память. Их теория называется уровнями обработки. Если мы хотим запомнить часть информации, мы должны подумать о ней более глубоко и связать ее с другой информацией и воспоминаниями, чтобы сделать ее более значимой. Например, если мы пытаемся вспомнить, что гиппокамп участвует в обработке памяти, мы можем представить бегемота с отличной памятью, и тогда мы сможем лучше запомнить гиппокамп.
- Примените эффект самоотнесения : По мере того, как вы проходите процесс повторения, было бы еще полезнее сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично. Другими словами, используйте эффект самореференции. Пишите заметки своими словами. Напишите определения из текста, а затем перепишите их своими словами. Свяжите материал с тем, что вы уже изучили для другого класса, или подумайте, как вы можете применить эти концепции в своей жизни. Когда вы делаете это, вы создаете сеть подсказок, которые помогут вам получить доступ к материалу, когда вы захотите его запомнить.
- Не забывайте о кривой забывания : Как вы знаете, информация, которую вы изучаете, со временем быстро теряется. Даже если вы считаете, что знаете материал, изучите его еще раз прямо перед началом теста, чтобы повысить вероятность того, что информация останется в вашей памяти. Избыточное обучение может помочь предотвратить разрушение хранилища.
- Репетируйте, репетируйте, репетируйте : Повторяйте материал с течением времени, на отдельных и организованных учебных занятиях. Организуйте и изучайте свои заметки, а также проходите практические тесты/экзамены. Свяжите новую информацию с другой информацией, которую вы уже хорошо знаете.
- Помните о помехах : Чтобы уменьшить вероятность помех, занимайтесь в спокойное время, чтобы вас не отвлекали и не отвлекали (например, телевизор или музыка).
- Продолжайте двигаться : Конечно, вы уже знаете, что упражнения полезны для вашего тела, но знаете ли вы также, что они также полезны для вашего ума? Исследования показывают, что регулярные аэробные упражнения (все, что повышает частоту сердечных сокращений) полезны для памяти (van Praag, 2008). Аэробные упражнения способствуют нейрогенезу: росту новых клеток мозга в гиппокампе, области мозга, которая, как известно, играет роль в памяти и обучении.
- Выспитесь : Пока вы спите, ваш мозг продолжает работать. Во время сна мозг организует и консолидирует информацию для хранения в долговременной памяти (Abel & Bäuml, 2013).
- Используйте мнемонические устройства : Как вы узнали ранее в этой главе, мнемонические устройства часто помогают нам запоминать и вспоминать информацию. Существуют различные типы мнемонических устройств, таких как аббревиатура. Акроним — это слово, образованное первой буквой каждого слова, которое вы хотите запомнить. Например, даже если вы живете рядом с одним из них, вам может быть трудно вспомнить названия всех пяти Великих озер. Что, если я скажу вам подумать о слове «дома»? ДОМА — это аббревиатура, обозначающая Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор: пять Великих озер. Другой тип мнемонического приема — акростих: вы составляете фразу из всех первых букв слова. Например, если вы сдаете тест по математике и вам трудно вспомнить порядок операций , вспомните следующее предложение: «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли», потому что порядок математических операций следующий: Скобки, Показатель степени, Умножение, Деление, Сложение, Вычитание. Существуют также джинглы, представляющие собой рифмованные мелодии, содержащие ключевые слова, связанные с понятием, например, i перед e, кроме c .
МЕТОД ЛОКУСОВ – СОЗДАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ДЛЯ ПОМОЩИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПАМЯТИ
Всемирные соревнования по запоминанию представляют собой серию мероприятий, в которых люди со всего мира соревнуются в десяти различных дисциплинах памяти, чтобы запомнить как можно больше информации за определенный период времени, а затем их оценивают по тому, что они могут запомнить. и точность их памяти. Одна из ключевых стратегий, о которой сообщают люди, чтобы овладеть своими способностями к кодированию и конкурировать с некоторыми из ведущих мировых исполнителей памяти, известна как метод локусов, стратегия улучшения памяти, которая использует визуализацию, пространственную память и знакомство с памятью. среду для быстрого и эффективного запоминания информации. Этот мнемонический прием, также известный как путешествие в память, дворец памяти или техника дворца памяти, восходит к Древней Греции и Риму, где ораторы и рассказчики использовали этот метод для запоминания грандиозных речей и передачи эпических историй через устную историю, таких как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Метод локусов — это метод визуализации, при котором человек запоминает план здания или некоторую среду, с которой он знаком, и информация, которую необходимо запомнить, распределяется по окружающей среде. Человек, пытающийся вспомнить информацию, затем использует эту пространственную карту, которую он создал, чтобы мысленно пройтись по окружающей среде, чтобы встретить каждую часть информации на своем пути. Эта мнемоника широко использовалась на протяжении всей истории человечества, и современные методы визуализации мозга продемонстрировали активацию областей мозга, связанных с пространственной памятью, во время метода воспроизведения локусов, включая медиальную префронтальную кору и области заднего гиппокампа (Maguire et al., 2003). Кроме того, недавние исследования с использованием виртуальной реальности показали, что метод локусов оказывается одинаково полезным в средах, которые являются новыми по сравнению со знакомыми, а также чрезвычайно подробными по сравнению с менее подробными (Legge et al. , 2012). Кроме того, было продемонстрировано, что метод локусов эффективен для участников, которые ранее не знали этого метода, по сравнению с участниками, которые не использовали метод локусов. В целом, метод локусов представляет собой исторически практикуемый и научно подтвержденный метод, который может создать более надежный процесс кодирования и привести к более точному и эффективному воспроизведению информации.
ОБЗОР
Есть много способов бороться с неизбежными отказами нашей системы памяти. Некоторые общие стратегии, которые можно использовать в повседневных ситуациях, включают мнемонические приемы, репетицию, самореференцию и достаточный сон. Эти же стратегии также могут помочь вам учиться более эффективно.
Каталожные номера:
Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology
Упражнения
Вопросы для повторения:
1. Когда вы учитесь играть на фортепиано, утверждение «Каждый хороший мальчик играет хорошо» может помочь вам запомнить ноты ми, соль, си, ре и фа для линии скрипичного ключа. Это пример (а) ________.
а. джингл
б. аббревиатура
c. акростих
д. акустический
2. Согласно исследованию Його и Фуджихары (2008), если вы хотите улучшить свою кратковременную память, вам следует потратить время на написание ________.
твое лучшее будущее
а. травматический жизненный опыт
b. банальная тема
c. ваш список покупок
3. Эффект самоссылки относится к ________.
а. сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично
b. составить фразу из всех первых букв слов, которые вы пытаетесь запомнить
c. составление слова из первой буквы каждого слова, которое вы пытаетесь запомнить
д. произносить про себя слова, которые вы хотите запомнить вслух
4. Какой тип усилителя памяти требует от вас организации единиц в управляемые единицы?
а. репетиция
б. фрагментация
c. подготовительная репетиция
d. ничего из вышеперечисленного
5. Вспомогательные средства для запоминания, которые помогают организовать информацию для кодирования, ________.
а. мнемонические устройства
b. стратегии улучшения памяти
c. детальная репетиция
д. трудоемкая обработка
Вопросы критического мышления:
1. Что такое эффект самореференции и как он может помочь вам учиться более эффективно?
2. Вы и ваш сосед всю прошлую ночь готовились к тесту по психологии. Вы думаете, что знаете материал; тем не менее, вы предлагаете повторить изучение на следующее утро за час до теста. Ваш сосед по комнате просит вас объяснить, почему вы считаете, что это хорошая идея. Что ты ей скажешь?
3. Опишите три различных способа улучшения памяти при подготовке к экзамену. Какие стратегии, по вашему мнению, более эффективны для улучшения памяти, чем другие?
Вопросы личного применения:
1. Придумайте мнемонический прием, который поможет вам запомнить термин или понятие из этой главы.
2. Какой эффективный метод обучения вы использовали? Чем он похож/отличается от стратегий, предложенных в этой главе?
Glossary:
chunking
elaborative rehearsal
levels of processing
memory-enhancing strategy
mnemonic device
Ответы на упражнения
Контрольные вопросы:
1. C
2. B
3. A
4. B
0 9 9004 0 9
9 00005 Вопросы для критического мышления:1. Эффект самореференции — это склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, чем информацию, не относящуюся лично к делу. Вы можете использовать эффект самореференции, чтобы связать материал с тем, что вы уже изучили для другого класса, или подумать, как вы можете применить концепции в своей жизни. Когда вы делаете это, вы создаете сеть подсказок, которые помогут вам получить доступ к материалу, когда вы захотите его запомнить.
2. Вы напоминаете ей о кривой забывания Эббингауза: информация, которую вы узнаёте, быстро теряется со временем. Даже если вы считаете, что знаете материал, вы должны изучить его еще раз непосредственно перед временем тестирования, чтобы повысить вероятность того, что информация останется в вашей памяти. Избыточное обучение может помочь предотвратить разрушение хранилища.
Глоссарий:
фрагментация: организация информации в управляемые биты или фрагменты
повторение: размышление о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти
уровни обработки: информация, которая более глубоко обдумывается, становится более значимой и, таким образом, лучше фиксируется в памяти
стратегия улучшения памяти . 0005
7 способов улучшить память
Источник: jackmac34/Pixabay
Один из самых больших мифов о памяти заключается в том, что «вы не можете улучшить память, тренируя ее». миф может быть принят («Если я ничего не могу с этим поделать, нет смысла и пытаться. Милая, меньше усилий для меня»). Неудобная правда состоит в том, что существует *множество* способов улучшить вашу память или просто получить максимум из того, что уже есть
Исследователи обнаружили, что одними из наиболее распространенных методов обучения являются выделение или чтение и перечитывание текста/заметок. Чтобы прочитать отрывок или выделить фразу, не требуется много (когнитивных) усилий. То же самое, что делает их популярными, также делает их довольно неэффективными (требующими относительно небольших когнитивных усилий). Ни один из них не является полностью бесполезным, но есть варианты получше.
Вот 7 научных советов, которые помогут вам сдать экзамены, произвести впечатление на вечеринку и просто запомнить больше материала. Некоторые из следующих действий могут дополнить, а не заменить то, что вы уже делаете.
1. Сон после обучения (закрепление)
Сразу после того, как вы узнали или сделали что-то, это свежо в вашей памяти, и вы можете вспомнить это довольно ярко. С течением времени, когда вы делаете/читаете/узнаете больше вещей, воспоминания медленно распадаются и становятся все менее и менее точными приближениями. Кроме того, новые воспоминания хрупки и легко забываются.
Итак, как укрепить память о недавно выученных вещах и защитить новые воспоминания? Мы знаем, что консолидация (как системная, так и синаптическая) происходит на нейронном уровне без нашего участия (или, по крайней мере, осознания этого), и это укрепляет наши воспоминания. Однако есть вещи, которые мы можем сделать, чтобы значительно улучшить процесс консолидации. Возможно, вы удивитесь, узнав, что одним из них является сон.
Недавние исследования подтверждают идею о том, что консолидация особенно сильна во время сна. Исследование 2006 года, опубликованное в Learning and Memory , показало, что учащиеся, которые ложились спать в течение 3 часов после изучения материала, запоминали почти на 16 процентов больше материала, чем группа, которая ждала 10 часов, а затем засыпала.
Отход ко сну, вероятно, устраняет множество внешних раздражителей, которые могут помешать усвоению материала. Хотя сон вместо учебы может быть не таким уж полезным, возможно, стоит лечь спать вскоре после учебной сессии.
2. Визуализируйте
Иногда наш мозг не может отличить то, что реально, от того, что мы воображаем. Мы знаем, что мысленные образы могут активировать некоторые области мозга; и что мысленная репетиция может привести к заметному улучшению некоторых задач. Мысленная «визуализация» информации также может очень помочь.
Если вы не слышали о методе локусов (также известном как «Дворец памяти»), я определенно рекомендую погуглить и/или подробно прочитать о нем. Вы знаете людей, которые демонстрируют удивительные способности к запоминанию, такие как запоминание колоды карт, числа «пи» до 1000 знаков, или имен и лиц сотен людей, и все это за один присест, за исключением таких ученых, как Ким Пик и Дэниел Таммет, большинство из них просто обычные люди со средними воспоминаниями.
Групповое исследование, опубликованное в выпуске Nature Neuroscience за 2003 год, посвящено изучению причин превосходных результатов чемпионов по запоминанию. Их вывод заключался в том, что они использовали «стратегии кодирования информации с единственной целью сделать ее более запоминающейся», но превосходная память НЕ была обусловлена исключительными когнитивными способностями или структурными различиями в мозге.
По сути, те, кто отлично справляется с задачами на запоминание, «кодируют» информацию (хранят ее в уме) очень эффективно. Наиболее распространенным способом эффективного кодирования больших объемов информации является визуализация. Это в основном включает в себя использование мысленных образов для представления информации, которую вы пытаетесь запомнить.
3. Фрагмент
Большинство людей, вероятно, знают, что теоретически мы можем хранить 7 (+/- 2) фрагментов информации в нашей кратковременной памяти в любой момент времени. Таким образом, мы можем вспомнить, по крайней мере временно, имена семи гномов после того, как услышим их, но у нас были бы проблемы, если бы их было 10.
Иногда (часто) полезно помнить более семи или около того битов информации. Одна из техник, которая может помочь, — это разбиение.
Разделение на фрагменты — это просто разбиение длинного потока информации на управляемые «фрагменты». Рассмотрим 14-значную числовую строку от 1 до 9.-6-9-4-8-1-2-1-6-1-0-6-6. На первый взгляд это может показаться довольно бессмысленным, но если я перепишу это как 1969 — 4,8,12,16 — 1066, вдруг станет довольно легко запомнить. Вместо того, чтобы запоминать 14 отдельных фрагментов информации, все, что вам нужно сейчас запомнить, это: 1) высадка на Луну, 2) число, кратное 4, и 3) битва при Гастингсе. Большинство информационных строк будет не так просто сократить, но вы поняли идею.
4. Делайте перерывы
Это относится как к пунктам 1, так и к пунктам 5. Учитесь несколько минут, а затем сделайте перерыв. Однако сделать перерыв не означает полностью сдаться. В идеале вам нужно заниматься несколькими короткими очередями, чередуя их с перерывами, а не заниматься всем сразу (зубрежка).
Зубрежка в течение всей ночи не только приводит к значительному снижению успеваемости, но и может вызвать серьезные проблемы со здоровьем (беспокойство, депрессию, бессонницу).
Вы действительно можете эффективно концентрироваться только на одном деле в течение определенного промежутка времени. Преимущество коротких прерывистых периодов обучения по сравнению с одним непрерывным сеансом (при условии, что общее количество времени, затрачиваемого на обучение, одинаково), называется эффектом интервала.
5. Не зубрить (разбивать занятия, заниматься регулярно, а не все сразу)
Корень проблемы в том, что люди прокрастинируют. Некоторые люди делают это больше, чем другие, но независимо от возраста, пола, этнической принадлежности или IQ — люди откладывают дела на потом. Крики прокрастинатора могут звучать так: «Зачем делать сегодня то, что можно отложить на завтра». Иногда это имеет смысл, но суть здесь в том, что, несмотря на огромную популярность, зубрежка просто не работает.
Существует множество исследований, показывающих, что обучение небольшими разделами (разбитыми по «времени простоя») приводит к лучшему запоминанию, чем когда все эти небольшие занятия объединены в одно длинное занятие (см. пункт 5 выше)9.0005
Исследование, проведенное исследователями Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, опубликованное в Journal of Child Development, предполагает, что обмен сна на время учебы (распространенный побочный продукт зубрежки) может привести к большему количеству академических проблем, а не к меньшему, на следующий день. Авторы подчеркивают, что сон имеет решающее значение для академической успеваемости, а лишение сна резко затрудняет процесс обучения.
6. Создайте себя и проверьте себя
Существует множество свидетельств того, что активное участие в создании материала для пересмотра является эффективным способом добиться надежного кодирования и способствовать хорошему долговременному извлечению воспоминаний.
Самостоятельное составление вопросов, а затем проверка себя на них (не сразу) предполагает активное вовлечение в материал и фактически укрепляет кодирование материала, который предстоит изучить. Даже просто чтение текста с идеей составления вопросов на основе прочитанного приносит пользу.
Многие студенты не понимают, что самопроверка, возможно, даже важнее, чем просто просмотр информации. Самопроверка дает вам представление о том, что вы знаете, и увеличивает вашу способность запоминать это.
Чтобы действительно улучшить свое понимание и запоминание концепции, вы всегда можете попытаться объяснить ее кому-то другому (или себе). Педагоги уже давно знают о пользе самообъяснения (по сути, мысли вслух).
Когда вы задаете себе вопросы/работаете над ответами/пробуете разные решения/комментируете ошибки/определяете изменения в подходе, вы заставляете сознательно осознавать процессы, через которые проходит разум. Когда вы пытаетесь выучить новый материал, попробуйте спросить (и ответить) себе такие вещи, как:
- Правильно ли я делаю?
- Как я могу понять это лучше?
- Что является примером этого?
- Почему это не сработало/не сработает?
7. Обработка материала
Обдумывание чего-либо (концепции/идеи/предложения и т. д.) и добавление к нему смысла путем соотнесения его с другими вещами, о которых вы знаете, поможет вам лучше запомнить это. Но не только это, материал с гораздо большей вероятностью перенесется в вашу долговременную память. Этот процесс известен как уточнение.
Этот инструмент ассоциаций отчасти объясняет, почему такие методы, как «Метод локусов» (возможно, самый эффективный метод запоминания, который вы когда-либо изучали) и подобные методы создания/связывания изображений настолько эффективны.