Применение компьютерных технологий в психологическом исследовании: «РЕПОЗИТОРИЙ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»: Недопустимый идентификатор

Применение компьютерных технологий для исследования социально-психологических особенностей личности

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/102

Title: Применение компьютерных технологий для исследования социально-психологических особенностей личности
Other Titles: APPLICATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES TO RESEARCH THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A PERSON
Authors: Ликсина, Е. В.
Курлычева, Т. М.
Issue Date: 2014
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Ликсина, Е. В. Применение компьютерных технологий для исследования социально-психологических особенностей личности / Е. В. Ликсина, Т. М. Курлычева // Новые информационные технологии в образовании : материалы VII международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2014. — С. 79-82.
Abstract: The paper considers possibilities to automate the process of diagnostics of socio-psychological characteristics of personality. The necessity of automation explains the objectives of simplification of work in the processing of results, as well as reducing time to conduct psychodiagnostics of personality. Automated system of diagnostics of social-psychological characteristics of the person, developed by the authors and described in this article can be used as in the work of class teacher, curator of the student group, and in the work of practicing psychologist
В статье рассматриваются возможности автоматизации процесса диагностики социально-психологических характеристик личности. Необходимость автоматизации объясняется задачами облегчения труда в обработке результатов, а также сокращения времени на проведение психодиагностики личности. Автоматизированная система диагностики социально-психологических характеристик личности, разработанная авторами и описанная в данной статье, может быть использована как в работе классного руководителя, куратора студенческой группы, так и в работе практикующего психолога
Keywords: COMPUTER DIAGNOSTICS
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A PERSON
AUTOMATION
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Conference name: Новые информационные технологии в образовании
Conference date: 11–14. 03.2014
ISBN: 9785829502621
Origin: Новые информационные технологии в образовании : материалы VII международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2014
Appears in Collections:Конференции и семинары

Show full item record   Google Scholar 

CORE Recommender

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Информационные технологии в психологии

Объем психологической информации постоянно растет, вызывая необходимость автоматизации многих составляющих работы психолога. Это касается не только этапа тестирования, а и организации научно-исследовательской и практической работы. Как и во многих других сферах жизни, компьютерные технологии перестают быть вспомогательными, а становятся обязательными средствами. В психологии современные информационные технологии значительно расширили возможности статистической обработки имеющихся данных во всех исследованиях. Теперь психологи могут использовать новые доступные средства, которые еще недавно требовали серьезных математических вычислений.

Информационные технологии в психологии исследования

Основными направлениями применения информационных технологий в психологии являются: формирование справочных систем и баз данных, компьютерная диагностика, моделирование психических процессов и явлений еще на этапе исследования, статистический анализ результатов, организация эксперимента, а также автоматизация обработки первичных данных. Кроме того, к явным преимуществам автоматизированной обработки и внесения результатов психологического исследования, можно отнести уменьшение вероятности допущения ошибок и значительная экономия времени, отведенного для первичной обработки данных. Самым актуальным направлением работы по автоматизированному хранению, обмена, получению и обработке психологических данных является объединение всех перечисленных выше направлений в единую систему.

Немаловажным инструментом в работе психолога являются различные программы. Они могут быть как специальными, разработанными для психологических исследований, так и общедоступными или многофункциональными, которые находятся в свободном доступе для всех желающих.

Современные программы производят обработку статистических данных и предоставляют результаты наглядно в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм. Специально разработанные макросы делают возможным проведение структурного моделирования и метаанализа на основе пакетов статистических данных.

Роль информационных технологий в психологии

Современные компьютерные программы психодиагностических методик облегчают сбор эмпирических данных и осуществляют их первичную обработку, на основе чего формируют индивидуальные заключения психодиагностического состояния и анализируют средние показатели тенденций в определенной группе.

Информационные технологии применяются в психологии на каждом этапе исследования, поэтому у современного специалиста есть огромное количество инструментов, которые способны решать самые разные задачи. Все программы можно условно классифицировать по двум основаниям: тип программы, который может быть многофункциональным или специально разработанным, и этап исследования, на котором эту программу можно применить. Умение пользоваться этими программами дает возможность психологу структурировать и интерпретировать результаты психологических экспериментов; создавать и использовать различные виды тестирования; математически моделировать психологические процессы; разрабатывать новые психодиагностические методики. С помощью компьютерных технологий повышается эффективность работы, так как появляется возможность проводить тестирование одновременно группы людей; существенно уменьшить рутинную бумажную работу и повысить точность результатов, практически исключив человеческий фактор.

 

Похожие статьи

Методы социальной психологии

Благодаря методам социальной психологии можно изучить многие явления и понять, как и почему человек ведет себя при определенных обстоятельствах и что больше всего влияет на его действие.

Именно о таких методах и пойдет речь в нашей статье.

Почему рождаются дети с синдромом Дауна?

Эта статья расскажет о том, какие на сегодняшний день существуют гипотезы, объясняющие причины рождения детей с синдромом Дауна и о том, какие на сегодняшний день существуют методики диагностики этого заболевания на ранних стадиях беременности.

Есть ли жизнь на других планетах?

Ученые сейчас могут только выдвигать гипотезы, то есть версии, которые имеют право на жизнь, но не имеют пока под собой стопроцентной доказательной базы. Каждая гипотеза должна иметь хоть какое-то научное обоснование. Хотя некоторые ученые подходят к этому вопросу более философски.

Климатическое оружие — правда или вымысел?

Климатическое оружие сегодня на слуху, т.к. природа все чаще вынуждает людей опасаться за свою жизнь. Нестерпимая жара, проливные дожди, убийственные ураганы и торнадо – все эти явления, как считают многие, могут стать мощным орудием против человека.

Читайте также:

Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?

Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.

Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления

Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.

Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами

Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.


 

 

Чем полезны компьютеры для психологии?

Тенденции роста смежных профессий
Ирина Палей

Обновлено 27 декабря 2018 г. предположить, что компьютеры не играют никакой роли в этом дисциплина. Однако это было бы заблуждением. Психология, как и многие академические области социальных наук, очень сильно зависит от использования компьютеров. Компьютеры играют важную роль в обеспечении психологов инструментами и возможностями для изучения человеческого разума и человеческого поведения. Они необходимы для расширения психологических исследований и присутствуют почти во всех аспектах психологической практики.

Методы визуализации ЭЭГ

ЭЭГ (электроэнцефалография) — это важный метод визуализации головного мозга, который невозможно выполнить без использования компьютеров для записи и анализа выходных данных. ЭЭГ — это метод, который применяется к психологическим и психиатрическим пациентам для выявления любых аномалий, связанных с электрической активностью в головном мозге. Клетки мозга общаются с помощью электрических импульсов. Их, в свою очередь, можно обнаружить и записать на поверхности кожи головы с помощью процедуры ЭЭГ, которая отслеживает и записывает эти электрические паттерны в мозгу. Нормальная активность мозга генерирует электрические сигналы, формирующие узнаваемый узор. Психологи чаще всего используют ЭЭГ для диагностики и лечения судорожных припадков и эпилептических расстройств, но ЭЭГ также может использоваться для выявления причин многих других расстройств, включая нарушения сна и изменения в нормальном поведении или проблемы с развитием речи. Он также используется, когда психологи оценивают активность мозга после тяжелой физической травмы, чтобы определить, испытывал ли пациент какие-либо когнитивные отклонения из-за травмы.

Методы фМРТ

Еще одним важным методом визуализации мозга, который был бы невозможен без компьютеров, является фМРТ — функциональная магнитно-резонансная томография. В этом процессе используется чрезвычайно мощное магнитное поле, импульсы звуковой частоты и компьютер для получения подробных изображений мозга (и других органов) и измерения небольших метаболических изменений, которые проявляются, когда часть мозга становится активной. МРТ особенно важна для изучения психологии, поскольку позволяет исследователям сопоставлять определенные части мозга с конкретными когнитивными задачами, такими как чтение, память и речь.

Педагогическая психология

Педагогические технологии — это быстрорастущая область педагогической психологии, которая сосредоточена на изучении влияния цифровых медиа (таких как компьютеры) на образование и развитие ребенка. Исследования в области педагогической психологии сосредоточены на различных реализациях компьютеров для обучения в классе. В нем изучаются цифровые доски, видеоигры, социальные сети и программы цифрового картографирования — все это не могло бы существовать без компьютеров и находится на переднем крае современной образовательной теории и практики.

Исследования и анализ

Компьютеры также очень важны в психологических исследованиях, особенно потому, что современные психологические исследования очень интенсивны в статистическом плане. Компьютеры часто используются в сочетании со специальным программным обеспечением (таким как SPSS и SAS) для обработки и анализа больших наборов данных. Психологические исследования во многих случаях сосредоточены на изучении больших групп населения в течение длительных периодов времени. Компьютеры и программные технологии необходимы для быстрой и конструктивной обработки этих данных, чтобы облегчить психологические исследования и создать хранилище данных для будущих исследователей.

Соображения

В последнее время компьютеры стали довольно повсеместными, но все же важно помнить, что они появились относительно недавно и что многие академические области, в частности психология, существовали без них очень долгое время. Компьютеры значительно улучшают жизнь всех профессионалов и исследователей, но также можно и перегрузиться множеством технологических возможностей, которые предоставляет компьютер. Таким образом, иногда лучше относиться к ним как к одному из многих инструментов и не слишком полагаться на них при разработке психологических практик и программ исследований.

Ссылки
  • MedlinePlus: ЭЭГ
Ресурсы
  • Энциклопедия психологии
  • Американская психологическая ассоциация
Писатель

Ирина Палей живет в Нью-Йорке и пишет статьи на тему образования с 1999 года. статьи появились в «ААСЕ» и «Сравнительное образование». Пейли получила степень бакалавра наук в области промышленной инженерии в Колумбийском университете в 2002 году и степень магистра гуманитарных наук в области педагогических технологий в Педагогическом колледже в 2005 году. В настоящее время она работает над докторской степенью в области когнитивной психологии.

Photo Credits

DragonImages/iStock/GettyImages

Как технологии меняют изучение психологии?

Как технологии меняют изучение психологии? М.С. Броуди 2021-04-18T22:03:32+00:00

Технологии полностью изменили область психологии. Он представил новые способы обеспечения лечения. Это сделало обучение проще. Это повлияло на распространение знаний и на то, как проводятся исследования. Это даже создало новые проблемы, которые требуют дальнейшего изучения. Давайте посмотрим, как технологии способствовали изучению психологии.

Лечение

Технологии оказали значительное влияние на развивающийся мир лечения. Традиционный сеанс терапии лицом к лицу часто занимает много времени и неудобен. В некоторых районах очное лечение недоступно. Технологии предлагают альтернативы, которые делают ставку на удобство клиента. Цифровые технологии в виде веб-сайтов, приложений и телеконференций — это будущее психотерапии.

Телетерапия

Если рост числа компаний, предлагающих услуги (например, Betterhelp и Talkspace), свидетельствует о том, что популярность телетерапии растет. Название немного неправильное, поскольку телетерапию можно проводить с помощью видео и текстовых сообщений, а также по телефону. Видеоконференции очень похожи на личные встречи, за исключением того, что они проводятся онлайн. Сеансы, основанные на телефонных звонках и текстовых сообщениях, кажутся иными; язык тела, тон и нюансы часто теряются, когда вы не можете видеть или слышать терапевта. Однако простота получения услуг, особенно в недостаточно обслуживаемых сообществах, может перевешивать недостатки. Хотя требуется гораздо больше исследований, некоторые исследования пришли к выводу, что телетерапия так же эффективна, как и традиционная терапия.

Веб-сайты и приложения

Происходит взрыв психотерапевтического лечения, связанного с Интернетом. Большая часть этого доступна через веб-сайты и приложения. Хотя некоторые приложения являются просто каналами для телетерапевтических услуг, многие из них представляют собой гибриды, которые предлагают обучение, самопомощь и онлайн-поддержку по мере необходимости. Большая часть интернет-терапии использует когнитивно-поведенческие принципы. В целом когнитивно-поведенческая терапия в Интернете продемонстрировала положительные результаты при различных психологических расстройствах, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Однако приложения для психического здоровья не регулируются, поэтому потребители должны проявлять осторожность при обращении за помощью.

Альтернативные методы лечения

Виртуальная реальность (ВР)

Было обнаружено, что виртуальная реальность уменьшает симптомы при лечении тревожных расстройств, посттравматического стрессового расстройства и злоупотребления психоактивными веществами. Он в основном использовался в лечении, связанном с проведением воздействия на проблемы с тревогой. Используя виртуальную реальность, терапевт может имитировать обстановку, вызывающую тревогу, без необходимости идти в эту конкретную среду. Например, вы можете лечить боязнь летать, даже не садясь в самолет. Или вы можете подвергнуть клиента воздействию триггеров злоупотребления психоактивными веществами, чтобы он мог практиковать свои навыки преодоления трудностей. Последствия огромны, особенно в плане снижения затрат и повышения осуществимости.

Искусственный интеллект (ИИ)

ИИ — это следующий рубеж психотерапии. Хотя он еще не используется в мейнстриме, он, несомненно, сыграет большую роль в будущем психологии. Одним из преимуществ ИИ является то, что он устраняет необходимость в терапевте-человеке. ИИ не только повлияет на стоимость и удобство, но и сможет делать то, что не под силу человеку. Например, ИИ может запускать алгоритмы, которые смогут лучше предсказывать поведение человека и рекомендовать успешный план действий. ИИ уже используется на экспериментальной основе. Джонатан Гратч из Университета Южной Калифорнии добился определенного успеха с роботами, которые используют ИИ для общения с клиентами с посттравматическим стрессовым расстройством. Несмотря на захватывающее будущее ИИ, у него есть недостатки: вы не можете ожидать от компьютера истинного сочувствия и сострадания.

Доступ к информации

Технологии позволили людям получать материалы по психологии проще, чем когда-либо прежде. Поиск информации имеет решающее значение для развития исследований. Исследования, которые проводились в прошлом, прокладывают путь для будущих исследований, которые расширяют наши знания и часто подпитывают лечение и оценку. Это особенно важно из-за того, что клиническая психология уделяет основное внимание доказательной практике. Раньше нужно было идти в университетскую библиотеку и листать отдельные журналы, чтобы найти информацию. Теперь вы можете получить почти все те же материалы онлайн. Да, некоторые журнальные статьи могут стоить вам денег (особенно если вы не связаны с университетом), но многие из них доступны бесплатно. Базы данных, заполненные академическими журналами и другой информацией (например, PsychINFO и PsycEXTRA), легко доступны. Обзоры соответствующей литературы, на которые раньше уходили бесчисленные часы, теперь можно сделать несколькими щелчками мыши на компьютере.

Образование

Что касается образования, то теперь вы можете бесплатно посещать онлайн-лекции многих университетов, включая Йельский университет и Массачусетский технологический институт. Хотя это не даст вам кредита за курс, вам не нужно платить тысячи долларов за повышение знаний от лучших профессоров. Говоря об оплате больших денег, онлайн-обучение в средней школе и колледже увеличилось из-за стоимости и удобства. Кроме того, в приложениях и в Интернете есть множество информации для людей, которые хотят узнать о проблемах психического здоровья и методах самопомощи.

Проведение психологических исследований/оценок

Технологии радикально изменили то, как ученые проводят исследования и тестирование. От сбора информации до внедрения новых методов психология постоянно развивается.

Участники

Интернет творил чудеса, собирая образцы людей для исследовательских целей. Вместо того, чтобы полагаться на небольшой пул участников в вашем географическом районе, теперь вы можете получить доступ к тысячам людей через Интернет. Например, с помощью таких средств, как социальные сети и электронная почта, вы можете найти интересующие вас темы в вашем сообществе и за его пределами. Если полагаться на показатели самоотчета, каждый человек в Интернете становится возможным участником. Это занимает гораздо меньше времени и экономит значительные средства. Однако важно учитывать, что, хотя интернет-выборка в целом может быть более разнообразной, чем выборка из сообщества, часто существует предвзятость интернет-ответов.

Методы 

Улучшенный самоотчет

Большинство показателей самоотчета, которые до сих пор составляют большую часть психологических исследований и оценок, можно легко провести на компьютере, а не с помощью бумаги и карандаша. Это снижает затраты и, как правило, более удобно, за исключением пожилых людей, которые могут быть не так хорошо знакомы с компьютерами. Это также упрощает анализ данных; данные, собранные на компьютере, могут быть быстро преобразованы в компьютерный статистический анализ. Например, многие инструменты оценки (например, Миннесотский многофазный личностный опросник и опросник депрессии Бека) автоматически табулируют и интерпретируют данные сразу после их ввода.

Повышение удобства

Мобильные телефоны и носимые устройства (например, смарт-часы, фитнес-трекеры) упрощают сбор информации по мере ее поступления, а не полагаются на более поздний самоотчет. Человеческая память подвержена ошибкам, и чем быстрее вводится информация, тем больше вероятность того, что она будет точной. Некоторое программное обеспечение автоматически вводит информацию, например программы, измеряющие физические упражнения и привычки сна. Другую информацию по-прежнему необходимо вводить вручную (например, журнал питания), но это можно сделать гораздо быстрее и удобнее на телефоне, который вы всегда носите с собой. Технология также позволяет исследователям проводить измерения в естественных условиях, а не в лаборатории. Например, нейробиолог Мелина Ункафер из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF) использует программное обеспечение на iPad для когнитивной оценки функции мозга учащихся начальной школы в их классах.

Новые инструменты

Технологии представили новые способы сбора информации, некоторые из которых являются значительными улучшениями по сравнению со старыми методами. Например, технология виртуальной реальности позволяет исследователям собирать данные, фактически не заходя в конкретную среду. Это не только дешевле и удобнее, но и устраняет определенные этические проблемы и зависимость от самоотчетов. Еще одним примером новой технологии является датчик, который помещается на кожу для измерения кожно-гальванической реакции, индикатора стресса. Кроме того, использование мобильных устройств позволяет проводить измерения практически в любом месте с большей точностью.

Базы данных

Технология хранения позволила создать огромные базы данных информации. Многие из них каталогизируют человеческое поведение, которое можно использовать при изучении психологии. Например, базы данных содержат информацию обо всем, от статистики преступлений до лишения сна. Кроме того, эти базы данных собирают информацию от большого и разнообразного населения, что делает их идеальными для удовлетворения требований достоверности. Это дает психологам огромные запасы информации для изучения.

Повышение достоверности и надежности

По мере развития технологий создаются инструменты, которые позволяют ученым получать более крупные образцы и быть более точными в своих измерениях. Одной из больших проблем психологических исследований является воспроизведение результатов. Самоотчеты с ручкой и карандашом по своей сути ненадежны. Новые инструменты, демонстрирующие повышенную точность и доступность, легче воспроизвести. Кроме того, чем больше выборка, тем лучше можно измерить эффекты и обеспечить внешнюю достоверность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts