Пример метод наблюдения: Сущность метода наблюдения и его примеры

Содержание

Что такое метод исследования включённое наблюдение и в чём его суть

Включенное наблюдение – это один из самых распространенных научных методов, который используется в основном в социальных науках (в том числе и психологии) для изучения поведения человека в реальных ситуациях. Ты, даже не имея психологического образования, вполне могла использовать его в студенческие годы и даже не знать точного названия.

В этой статье:

Понятие метода включённого наблюденияКак подготовить включенное наблюдениеКак провести включенное наблюдениеСбор результатовОценка наблюденияПреимущества и недостатки участия в наблюденииМетод психологического эксперимента

Новости СМИ2

Понятие метода включённого наблюдения

Фото автора KoolShooters: Pexels

В случае включенного наблюдения наблюдающий сам является частью события, например, как участник группового обсуждения. С его помощью можно изучить поведение человека в настоящих ситуациях, то есть результат будет более точным для специалиста.

Включенное наблюдение характеризуется тем, что ты активно участвуешь в происходящем, несмотря на то, что находишься в позиции наблюдателя. Возможно принять участие в групповом обсуждении или в мероприятии, на котором необходимо понаблюдать за поведением конкретного человека или нескольких людей.

Это должно дать представление о поведении других. Особенно хорошо этот метод работает на психологических тренингах, но и на личных консультациях неплохо себя зарекомендовал.

Для этого нужно лично принимать участие в тех же мероприятиях, что и объекты изучения, и лично знакомиться с ситуацией. Но специалист наблюдает на определенном расстоянии.

Чтобы использовать включенное наблюдение в качестве метода для тезиса, психолог заранее выбираете определенные аспекты, которые хочет изучить и оценить в ходе своего эксперимента. Часто нет необходимости ничего документировать, но в исключительных случаях возможно создания протокола наблюдения, в котором записываете весь опыт.

Включенное наблюдение дает возможность:

  • анализировать необычное поведение, например, действия человека в кризисных и конфликтных ситуациях;
  • изучать отдельные аспекты действий, например, это может быть поведение детей на детской площадке;
  • помогает наблюдать за индивидуальным поведением.

В качестве примера можно рассмотреть исследовательский вопрос. Например, какие формы контакта можно наблюдать у школьников во время перемены? А методом будет пользоваться школьный психолог.

Это включенное наблюдение, потому что он активно играет с детьми и проводит с ними перерыв, чтобы лучше понять их чувства. Он анализирует и группу, и конкретных участников. В дальнейшем получится использовать эту информацию в работе с детьми. В процессе игры психолог обнаружит много вариантов контакта между школьниками.

Включенное наблюдение разделено на 4 основных этапа работы:

  • Подготовка.
  • Проведение наблюдения.
  • Сбор результаты.
  • Оценка наблюдения.

Как подготовить включенное наблюдение

Важно заранее тщательно спланировать весь процесс.

Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения. Это, например, поведение детей в школьном коридоре.

Он также должен решить, когда и как будет записывать наблюдения.

Что касается времени регистрации, можно выбрать один из двух вариантов:

Фото автора Ksenia Chernaya: Pexels
  • во время действия,
  • после окончания наблюдения.

Специалист также может решить, в какой форме записывать свои наблюдения.

Можно использовать протокол наблюдения. Это поможет лучше оценить результаты. Писать можно и во время – от руки, а позже – за компьютером.

Когда спрашивают о моменте времени и способе записи наблюдения, часто рекомендуется комбинация обоих вышеупомянутых вариантов.

Как провести включенное наблюдение

Специалисту следует убедиться, что он как можно меньше влияет на ситуацию наблюдения посредством целенаправленного вмешательства.

Если он проводит эксперимент в школе во время перемены, следует проинформировать важных людей, например, классных руководителей.

Может иметь смысл использовать несколько наблюдателей одновременно, так как во время работы можно уловить больше возможных аспектов и деталей.

Следующее поможет задокументировать свое наблюдение:

  • Примечания.
  • Фото.
  • Видео или звукозаписи.

Делая фотографии, видео или звукозаписи, нужно убедиться, что есть заявление о согласии, подписанное участниками.

Лучше всегда отмечать важные детали прямо на ходу.

Сбор результатов

Существуют различные варианты обобщения впечатлений, полученных при наблюдении. Важно, чтобы в обзорах включенного наблюдения всегда было ясно, какое действие было сделано каким человеком и когда.

Можно скомпилировать рукописные заметки во время наблюдения в файл Word и добавить дополнительные аспекты.

Кроме того, можно подготовить протокол наблюдения. Обычно это облегчает интерпретацию и оценку впоследствии.

Протокол наблюдения: пример

Если психолог проводит совместное наблюдение, важно задокументировать свои мысли (в виде заметок и, при необходимости, изображений, видео и/или звукозаписей).

Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения. Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников.

Для этого школьный психолог-наблюдатель задокументировал поведение детей.

Журнал наблюдений:

День наблюдения: вторник.

Начало наблюдения: 11.30.

Окончание: 11.45.

Фото автора cottonbro: Pexels

Юлия внимательно оглядывается по сторонам и спрашивает: «Хочешь поиграть, Даша?» Пока девочки играют в какую-то настольную игру, Юля активно что-то рассказывает подруге и подсказывает, как той играть.

Когда она снова смотрит на Дарью, обнаруживает, что за спиной стоит третья школьница и робко просит принять ее в игру. Юлия уверенно отклоняет просьбу коротким «Нет!» Указывает, что она этого не хочет.

И так далее.

Оценка наблюдения

Наблюдение оценивается путем анализа заранее созданного протокола наблюдения. Для этого можно кодировать ранее созданный текст протокола.

Процесс кодирования состоит из 2 простых шагов:

  • Установить коды.
  • Категории форм.

Сначала устанавливаются определенные коды, которые отражают основные темы наблюдения. Можно назначить им фрагменты текста.

Например:

Юля спрашивает: «Хочешь поиграть, Дарья?» – Намерение, включение

Другая девочка хочет знать: «Можно ли поиграть с вами?» – Инициатива, инклюзия

Затем сравнить все коды друг с другом и посмотреть, получится ли распознать категории более высокого уровня.

Теперь подвести итоги своих выводов, объяснив основные категории и их отношение к исследовательскому вопросу.

Преимущества и недостатки участия в наблюдении

Включенное наблюдение позволяет анализировать реальное поведение. Однако нужно хорошо знать его преимущества и недостатки, прежде чем использовать этот метод для своей работы.

Преимущества включенного наблюдения:

  • Психолог является активным участником действия и может уловить естественное поведение.
  • У него есть возможность открыть для себя ранее неизвестное.
  • Можно исследовать необычные события и повседневные дела.

Недостатки включенного наблюдения:

  • Это достаточно сложный метод исследования, который требует подготовки.
  • Специалист может влиять на ситуацию и фальсифицировать результаты.
  • Репрезентативность не может быть гарантирована.

Этот метод знаком многим, его элементы активно используются даже в повседневной жизни, но, если подходить тщательно, то процесс непрост и результаты не всегда однозначны.

Метод психологического эксперимента

Эксперимент в психологии является наиболее почетным методом исследования. Очень часто его используют в своей работе социологи. Под процессом эксперимента подразумевается опыт определенной группы в специально созданных условиях, в ходе которого экспериментатор имеет право вмешиваться во все действия группы, оказывать помощь при необходимости.

В течение эксперимента допускается изменения некоторых факторов, условий жизнедеятельности группы. Как правило, он в себя включает наблюдение, опрос, тестирование.

По способу проведения эксперименты бывают явные, когда человек в курсе, что он является соучастником исследования, скрытые, когда условия эксперимента никому не сообщаются, комбинированный, который в себе сочетает два предыдущих типа исследования.

Любой эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям:

  • Объективность данных, полученных в ходе проведенного опыта.
  • Надежность добытой опытном путем информации.
  • Пригодность в практической жизни полученных результатов. В противном случае, эксперимент является нецелесообразным.

Как и любой метод в психологии эксперимент обладает преимуществами и недостатками.

Среди положительных моментов можно выделить:

  • Легко выбрать первоначальную точку для начала исследования
  • Всегда существует возможность повторить эксперимент
  • Метод позволяет менять условия, факторы проведение исследования

Минусами данного метода являются:

  • Психика человека представляет собой очень сложное явление для исследования опытным путем
  • Человеческая психика каждого отдельного индивида отличается непостоянством и уникальностью, то же самое можно сказать и о деятельности индивида.
  • Психика характеризуется спонтанностью, поэтому предполагать конечный результат очень трудно. Иногда непредсказуемый результат способен поразить самих исследователей и наблюдателей.

Делать общие выводы, опираясь только на данные эксперимента не целесообразно. Их надо коррелировать с результатами, полученными в ходе проведения других методов.

Организация проведения эксперимента

Эксперимент состоит из нескольких этапов. Ни один из них нельзя пропускать, иначе исследование вообще может провалиться. Проведение метода требует тщательной подготовки.

  • Определение темы. Тема ограничивает круг исследовательских мероприятий. Определяет наличие конкретных проблем, предмет и объект исследования.

Самое главное, что надо сделать на этом этапе – поставить цель, прописать задачи, выбрать участников эксперимента. Проинформировать каждого члена исследования об условиях его проведения.

  • Работа с научной литературой по заданной проблеме. Основная задача познакомиться с исследованиями в данной области других психологов, с материалами на интересующую тему.
  • Определиться с методологией исследования, основными формами, специальными элементами и различными этапами будущего эксперимента.
  • Составить детальный план. Использование плана позволит выдвинуть экспериментальную гипотезу, предположить варианты поведения участников в конкретной ситуации. Структура плана зависит от сложности эксперимента. Порой он требует многочисленных денежных и временных затрат. Качество реального эксперимента напрямую зависит от технических и материальных параметров.
  • Непосредственное проведение эксперимента. Особенность этого этапа состоит в его непредсказуемости, поскольку психика отдельной человеческой личности реагирует по-разному на внешние и внутренние факторы. Поведение испытуемых часто также становится непредсказуемым и нелогичным в предложенных условиях.
  • Обработка результатов, сбор данных, полный анализ полученных результатов.
  • Выводы, подведение итогов, интерпретация результатов. Обычно этим и завершается исследование.

Несколько интересных психологических экспериментов из истории психологии

  • Эксперимент с куклой Бобо. В 60-ые гг. 20 в. широко обсуждался вопрос, какое влияние оказывают социальная среда, генетика и наследственность на развитие ребенка.

Альберт Бандура с целью изучения данной проблемы провел свой эксперимент над детьми.

 В эксперименте участвовало три группы детей. Его содержание заключалось в следующем. Первой группе показывали видео запись, где жестоко и очень агрессивно обращались с куклой. Второй – где с куклой играли, гладили и любили. Третья группа являлась контрольной.

Затем детей отправляли по комнатам вместе с куклой. Первая группа обращалась с куклой, как и на видео, очень жестоко. Вторая и третья – хорошо относились к кукле и просто играли с ней.

Результат исследования был таков: дети в большей степени зависят от социального поведения взрослых, нежели чем от наследственных факторов. Естественная среда формирует особенности мышления и мировосприятия ребенка.

  • Когнитивный диссонанс. Подобное состояние подразумевает модель поведения, которой свойственны противоречия. Отсюда происходит внутренних дискомфорт и непредвиденное поведение, спонтанные реакции, неадекватное отношение к окружающим.

Впервые это явление начал исследовать психолог Леон Фестингер. В рамках одного его исследования был проведен очень интересный эксперимент. Участие в нем принимали взрослые люди разного социального положения и уровня развития.

Испытуемых заставляли проводить множество скучных заданий, например, вращать колышко на столе и пр. Затем им платили от 1 до 20 долларов за то, чтобы они следующим участникам рассказали, какие тут проводятся интересные задания.

В конце всем участникам было предложено оценить задания. Те, кому заплатили всего 1 доллар, со своей стороны оценили задания как очень интересные, а те, кто получил 20 долларов, не скрывали правды и откровенно высказывались.

У первой группы выявилось ярко выраженное противоречие, которое в итоге заставило их соврать. В итоге был сделан вывод – данная группа людей находиться в состоянии длительного диссонанса, и выбор модели поведения зависит от внешних факторов.

  • Эффект Хоторна. Изучение человеческого поведения – обширная темя для исследования, которая не теряет своей актуальности до сих пор.

Ряд психологических экспериментов в 30-ых гг. 20 в. показал, что под наблюдением поведение человека значительно меняется в лучшую сторону, повышается его производительность труда. Это связано с тем, что человек начинает себя чувствовать особенным и готов выкладываться на 100%.

Наблюдение

Наблюдение

Область применения, как это бывает, что важно знать.

Пожалуй, самое понятное (но не всегда самое простое в организации) исследование, которое можно провести своими силами.

  • Пронаблюдайте, как люди взаимодействуют с вашим продуктом или услугой.
  • Или со схожим продуктом.
  • Или как они себя ведут в ситуации, в которой, как вы предполагаете, может возникнуть потребность в вашем продукте.

Определите цель наблюдения

Четко определите, что именно вы хотите получить на выходе. Наблюдение может быть эффективным в двух ситуациях: 1) есть конкретная проблема с конкретным продуктом; 2) есть тема («территория»), внутри которой вы по тем или иным причинам хотите найти продуктовые идеи.

Выберите подходящий в вашем случае метод наблюдения

Например, это может быть:

  • Просмотр пользовательских сессий на сайте или в приложении.
  • Наблюдение в магазине, кафе, транспорте, парикмахерской…
  • Наблюдение на рабочем месте.
  • Наблюдение у человека дома.
  • Наблюдение «из-за плеча» в UX-лаборатории.

Наблюдение может быть невключенным и включенным. Невключенное — когда вы просматриваете записи или просто наблюдаете со стороны. Включенное — когда вы участвуете в процессе, взаимодействуете с изучаемыми людьми. Например, вы можете прийти к человеку домой и попросить его что-то продемонстрировать. Можете сесть рядом с человеком и попросить его выполнить определенное задание в приложении. Можете сами встать за кассу вместо кассира. А можете поставить себя на место вашего клиента и пронаблюдать собственный (или конкурентов) процесс обслуживания в качестве «тайного покупателя». Включенное наблюдение может сочетать с интервью или ограничиваться наблюдением.

Выбор конкретной формы наблюдения зависит от цели, объекта и доступности данного конкретного способа наблюдения в вашем конкретном случае. На что обратить внимание:

1. Выбранный способ наблюдения должен обеспечивать наблюдение нужного для решения вашей задачи момента или ситуации.

2. Метод должен обеспечивать достаточный уровень «естественности» наблюдаемого поведения людей. Это не всегда достижимо. Примеры чистых ситуаций: просмотр записей вебвизора, видеозаписи с камер наблюдения или наблюдение «издалека» в общественном месте, встать «за кассу» или наоборот стать «тайным покупателем». Но что делать, если, к примеру, вам нужно изучить как люди пьют пиво? Причем, не в баре, а в домашней обстановке. Или вы хотите посмотреть, как люди будут пользоваться еще не существующим на рынке продуктом. В таких случаях придется идти к людям домой или на шашлыки, приглашать людей в вашу лабораторию или проводить тестирование удаленно. Сохранить полную «естественность» не получится. Ваша задача — оценить, насколько неестественность ситуации будет влиять на поведение людей и по возможности учесть это при интерпретации данных.

3. Метод должен быть достаточно комфортным для вас лично. Например, если вы интроверт, вам будет сложно самостоятельно организовать и провести домашние визиты или даже тесты с живыми людьми в лаборатории. Помните, что красота в глазах смотрящего. Если вам будет некомфортно, ваша эффективность снизится.

Организуйте наблюдение

Выделите время, чтобы пронаблюдать достаточное количество интересующих вас взаимодействий одним куском, не отвлекаясь.

Если вы проводите наблюдение в общественном месте (магазин, кафе, отделение банка…), будьте готовы, что вас заметят и зададут вопросы. Заранее подготовьте внятный ответ. Чаще всего достаточно сказать правду. В крайнем случае вас просто попросят покинуть это место.

Фиксируйте наблюдаемое

Ведите записи. Либо непосредственно в процессе, либо сразу после очередного эпизода наблюдения. Записывайте, даже если вы работаете с материалом, который можно посмотреть повторно. Фиксация наблюдаемого — половина анализа.

Что именно фиксировать:

  • Подробно фиксируете цепочку событий: посмотрел, сделал, нажал, вернулся…
  • Отмечайте сопутствующие обстоятельства: сосредоточен, рассеян, выглядит неуверенным, сердится… Это может дать ключи к пониманию причин, наблюдаемых событий.
  • Особенно отмечайте те особенности поведения, которые кажутся вам странными, непонятными, нелогичными.

Анализируйте

Здесь нет четких правил. Обращайте внимание на единичные особенности поведения, если лично вам они кажутся странными или просто не понятны. Обращайте внимание на повторяющиеся от человека к человеку особенности. Пользуйтесь правилом «три раза это уже система». В тоже время избегайте обобщений типа «половина людей ведет себя так-то и так-то». Помните, что вы имеете дело с небольшой выборкой и она может быть смещена.

Помните, что идеи (гипотезы) — не являются непосредственным продуктом исследования. Они рождаются в вашей голове, а исследования только дают вам пищу для размышления, зацепки, дополнительные стимулы для нейронной сети в вашей голове. Наблюдение — хороший источник для таких зацепок.

Как исследования помогают создавать продукт и рекламу

Придумать и реализовать продукт, упаковать и донести информацию до целевой аудитории.

Как перевести бизнес-задачу в исследовательскую

Алгоритм: как подготовиться к исследованию, чтобы получить нужный результат.

Методы исследований. Какие бывают

Классификация исследовательских методов с кратким описанием.

Помогаем делать

Ресурсы

Решения

Fastuna

Quick Surveys

Панель

125315, г. Москва, Ленинградский проспект 68, стр. 2, 3 этаж
+7 (495) 648 78 20
[email protected]

Инструменты

© Tiburon Research, 2009

Что такое обсервационное исследование?

Опубликован в 31 марта 2022 г. к Теган Джордж. Отредактировано 2 декабря 2022 г.

Наблюдательное исследование используется для ответа на исследовательский вопрос, основанный исключительно на том, что наблюдает исследователь. Нет никакого вмешательства или манипуляций с субъектами исследования, а также с контрольными и лечебными группами.

Эти исследования часто носят качественный характер и могут использоваться как в поисковых, так и в объяснительных целях. Хотя количественные обсервационные исследования существуют, они менее распространены.

Наблюдательные исследования обычно используются в точных науках, медицине и социальных науках. Часто это происходит из-за этических или практических соображений, которые мешают исследователю проводить традиционный эксперимент. Однако отсутствие контрольных и экспериментальных групп означает, что формирование выводов затруднено, и существует риск смешения переменных и предвзятости наблюдателя, влияющих на ваш анализ.

Содержание

  1. Типы наблюдения
  2. Типы обсервационных исследований
  3. Пример обсервационного исследования
  4. Преимущества и недостатки обсервационных исследований
  5. Обсервационное исследование по сравнению с экспериментом
  6. Часто задаваемые вопросы
  7. Виды наблюдения

    Существует множество типов наблюдения, и бывает сложно отличить их друг от друга. Вот некоторые из наиболее распространенных типов, которые помогут вам выбрать лучший для вашего обсервационного исследования.

    Тип Определение Пример
    Естествознание Исследователь наблюдает за тем, как участники реагируют на окружающую среду в «реальных» условиях, но никак не влияет на их поведение Наблюдение за обезьянами в вольере зоопарка
    Включенное наблюдение Также происходит в «реальных» условиях, но здесь исследователь погружается в группу участников в течение определенного периода времени Проведение нескольких месяцев в больнице с пациентами, страдающими определенным заболеванием
    Систематическое наблюдение Используя кодирование и строгий график наблюдения, исследователи наблюдают за участниками, чтобы подсчитать, как часто происходит определенное явление Подсчет количества смехов детей в классе
    Негласное наблюдение Зависит от того факта, что участники не знают, что за ними наблюдают Наблюдение за взаимодействием в общественных местах, таких как поездки на автобусе или в парке
    Количественное наблюдение Включает счетные или числовые данные Наблюдения, связанные с возрастом, весом или ростом
    Качественное наблюдение Задействованы «пять чувств»: зрение, слух, обоняние, вкус или слух Наблюдения, связанные с цветами, звуками или музыкой
    Практический пример Исследует человека или группу людей с течением времени, с идеей, что тщательное расследование может быть впоследствии распространено на других людей или группы Наблюдение за ребенком или группой детей во время их обучения в начальной школе
    Архивные исследования Использует первоисточники из библиотек, архивов или других хранилищ для изучения исследовательского вопроса Анализ данных переписи населения США или телефонных записей

    Виды обсервационных исследований

    Существует три основных типа обсервационных исследований: когортные исследования, исследования случай-контроль и перекрестные исследования.

    Когортные исследования

    Когортные исследования носят более лонгитюдный характер, поскольку они наблюдают за группой участников в течение определенного периода времени. Члены когорты выбираются из-за общей характеристики, такой как курение, и за ними часто наблюдают в течение нескольких лет.

    Исследования случай-контроль

    Исследования случай-контроль объединяют две группы: группу тематического исследования и контрольную группу. Группа тематического исследования имеет определенный атрибут, а контрольная группа — нет. Затем две группы сравнивают, чтобы увидеть, проявляет ли группа случаев конкретную характеристику больше, чем контрольная группа.

    Например, если вы сравните курильщиков (группа тематического исследования) с некурящими (контрольная группа), вы сможете увидеть, было ли у курильщиков больше случаев заболевания легких, чем у некурящих.

    Примечание: В исследованиях случай-контроль группа тематического исследования выбирается потому, что они уже обладают интересующим атрибутом — в данном случае курением.

    Поперечные исследования

    Поперечные исследования анализ изучаемой совокупности в определенный момент времени.

    Это часто включает сужение ранее собранных данных до одного момента времени, чтобы проверить распространенность теории — например, анализ того, у скольких людей было диагностировано заболевание легких в марте данного года. Это также может быть разовое наблюдение, например, провести один день в отделении болезней легких в больнице.

    Пример наблюдательного исследования

    Обсервационные исследования обычно достаточно просты в разработке и проведении. Иногда все, что вам нужно, это блокнот и ручка! При планировании исследования вы можете выполнить следующие шаги.

    Шаг 1. Определите тему и цели вашего исследования

    Первый шаг — определить, что вам интересно наблюдать и почему. Наблюдательные исследования отлично подходят, если вы не можете провести эксперимент по практическим или этическим причинам или если тема вашего исследования зависит от естественного поведения.

    Пример: Тема наблюдательного исследования. Вас интересует взаимодействие малышей в детском саду, особенно то, как они справляются с сильными эмоциями, такими как волнение, страх, гнев или печаль. Проведение эксперимента может быть затруднено по этическим причинам: дети младшего возраста являются уязвимой группой и не могут дать согласие на участие.

    Шаг 2. Выберите тип и метод наблюдения

    С точки зрения техники, есть несколько вещей, которые следует учитывать:

    • Вы заранее определяете, что хотите наблюдать, или идете непредвзято?
    • Есть ли другой метод исследования, который имел бы смысл в сочетании с наблюдением?
    • Имеет ли значение для вашего анализа, если ваши участники знают, что вы там?
      • Если да, обязательно проведите скрытое наблюдение.
      • Если нет, подумайте, что лучше подходит: наблюдение издалека или активное участие в вашем наблюдении.
    • Как вы можете упредить смешанные переменные, которые могут повлиять на ваш анализ?
    Пример: подходы к наблюдательному исследованию. Существует несколько способов, которыми вы можете продолжить свое исследование, в зависимости от темы вашего исследования:
    • Вы могли наблюдать за детьми, играющими на детской площадке, в натуралистическом наблюдении.
    • Можно месяц провести в детском саду в своем городе, проводя включенное наблюдение, погружаясь в повседневную жизнь детей.
    • Вы можете вести скрытое наблюдение за стеной или стеклом, где дети вас не увидят.

    В целом очень важно оставаться организованным. Придумайте сокращение для своих заметок или, возможно, создайте шаблоны, которые вы сможете заполнить. Поскольку эти наблюдения происходят в режиме реального времени, у вас не будет второго шанса с теми же данными.

    Шаг 3. Настройте обсервационное исследование

    Прежде чем приступить к наблюдениям, обратите внимание на несколько моментов:

    • Планируйте заранее: Если вас интересуют детские сады, вам нужно будет позвонить нескольким в вашем районе, чтобы запланировать посещение. Не все из них разрешают наблюдение, или может потребоваться согласие родителей, поэтому дайте себе достаточно времени, чтобы все настроить.
    • Определите свой метод ведения заметок: Исследования с наблюдением часто полагаются на ведение заметок, потому что другие методы, такие как видео- или аудиозапись, могут изменить поведение участников.
    • Получите информированное согласие от ваших участников (или их родителей), если вы хотите записать:  В конечном счете, даже если это может упростить ваш анализ, проблемы, связанные с записью участников, часто делают ручку и бумагу лучшим выбором.

    Шаг 4. Проведите наблюдение

    После того, как вы выбрали тип наблюдения, определились с техникой, выбрали время и место, пришло время провести наблюдение.

    Пример: наблюдательное исследование. Вы решили, что у малышей есть особая характеристика, которая вас интересует. Допустим, вы выдвинули гипотезу о том, что только дети чаще расстраиваются, когда их бросают в детский сад, чем дети, имеющие братьев и сестер.

    Здесь вы можете разделить их на контрольные и контрольные группы. У детей с братьями и сестрами есть интересующая вас характеристика (братья и сестры), а у детей из контрольной группы — нет.

    Затем вы можете присутствовать на утренней высадке на автобазе и наблюдать, действительно ли дети с братьями и сестрами меньше расстраиваются, когда их подвозят опекуны.

    При проведении обсервационных исследований будьте очень осторожны, чтобы не смешать или «скрыть» переменные. В приведенном выше примере вы наблюдали за детьми, когда их высаживали, оценивая, расстроены они или нет. Однако здесь могут быть задействованы и другие факторы (например, болезнь).

    Шаг 5. Анализ данных

    После того, как вы закончите наблюдение, немедленно запишите свои первоначальные мысли и впечатления, а также дополнительные вопросы или любые проблемы, которые вы заметили во время наблюдения. Если вы записали свои наблюдения на аудио- или видеокамеру, вы можете расшифровать их.

    В вашем анализе может использоваться индуктивный или дедуктивный подход:

    • Если вы проводили свои наблюдения более открытым способом, индуктивный подход позволяет вашим данным определять ваши темы.
    • Если у вас были определенные гипотезы до проведения ваших наблюдений, дедуктивный подход анализирует, подтверждают ли ваши данные те темы или идеи, которые у вас были ранее.

    Далее вы можете провести тематический или контент-анализ. Из-за открытого характера обсервационных исследований наиболее подходящим вариантом, вероятно, является тематический анализ.

    Шаг 6. Обсудите направления будущих исследований

    Наблюдательные исследования, как правило, носят исследовательский характер, и они часто недостаточно сильны, чтобы давать отдельные выводы, из-за их очень высокой чувствительности к предвзятости наблюдателя и смешанных переменных. По этой причине наблюдательные исследования могут показать только ассоциацию, а не причинно-следственную связь.

    Если вы воодушевлены сделанными вами предварительными выводами и хотите продолжить изучение темы, возможно, вам придется перейти на другой метод исследования, например на эксперимент.

    Преимущества и недостатки обсервационных исследований

    Преимущества

    • Наблюдательные исследования могут предоставить информацию о трудно поддающихся анализу темах экономичным и эффективным способом.
    • Они позволяют вам изучать предметы, которые не могут быть рандомизированы безопасно, эффективно или этично.
    • Часто их довольно просто проводить, поскольку вы просто наблюдаете за поведением участников или используете уже существующие данные.
    • Часто они бесценны для более поздних, крупномасштабных клинических испытаний или экспериментальных планов.

    Недостатки

    • Наблюдение изо всех сил пытается стать надежным методом исследования. Существует высокий риск систематической ошибки наблюдателя и необнаруженных смешанных переменных или опущенных переменных.
    • В них отсутствуют убедительные результаты, как правило, они не являются внешне достоверными или обобщаемыми и обычно могут служить лишь основой для дальнейших исследований.
    • Они не могут делать заявления о безопасности или эффективности изучаемых ими вмешательств или методов лечения, они только наблюдают за реакцией на них. Поэтому они дают менее удовлетворительные результаты, чем другие методы.

    Сравнение наблюдения и эксперимента

    Ключевое различие между обсервационными исследованиями и экспериментами заключается в том, что правильно проведенное обсервационное исследование никогда не попытается повлиять на ответы, в то время как экспериментальные планы по определению предусматривают какое-то условие лечения, применяемое к части участников.

    Однако могут быть случаи, когда невозможно, опасно или нецелесообразно влиять на поведение ваших участников. Это может иметь место в медицинских исследованиях, где неэтично или жестоко воздерживаться от вмешательства, потенциально спасающего жизнь, или в лонгитюдном анализе, когда у вас нет возможности следить за своей группой на протяжении всей их жизни.

    Обсервационное исследование может подойти для вашего исследования, если случайное распределение участников по контрольной и лечебной группам невозможно или очень затруднительно. Однако проблемы, возникающие в обсервационных исследованиях с точки зрения достоверности, смешанных переменных и убедительности, могут означать, что эксперимент более надежен.

    Если вы можете безопасно рандомизировать участников и ваш исследовательский вопрос определенно носит причинно-следственный характер, рассмотрите возможность проведения эксперимента.

    Часто задаваемые вопросы

    Как вы определяете обсервационное исследование?
    org/Answer»>

    Наблюдательное исследование — отличный выбор для вас, если ваш исследовательский вопрос основан исключительно на наблюдениях. Если есть этические, логистические или практические проблемы, которые мешают вам провести традиционный эксперимент, наблюдательное исследование может быть хорошим выбором. В обсервационном исследовании нет вмешательства или манипулирования субъектами исследования, а также нет контрольных или лечебных групп.

    Что такое экспериментальный дизайн?

    Планирование эксперимента означает планирование набора процедур для исследования связи между переменными. Для разработки контролируемого эксперимента вам понадобятся:

    • Поддающаяся проверке гипотеза
    • Хотя бы одна независимая переменная, которой можно точно манипулировать
    • Хотя бы одна зависимая переменная, которую можно точно измерить

    При планировании эксперимента вы решаете:

    • Как вы будете манипулировать переменными
    • Как вы будете контролировать любые потенциальные смешанные переменные
    • Сколько субъектов или образцов будет включено в исследование
    • Как субъектам будут назначены уровни лечения

    Экспериментальный план необходим для внутренней и внешней достоверности вашего эксперимента.

     

    Процитировать эту статью Scribbr

    Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

    Джордж, Т. (2022, 02 декабря). Что такое обсервационное исследование? | Руководство и примеры. Скриббр. Проверено 6 марта 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/observational-study/

    Процитировать эту статью

    Полезна ли эта статья?

    Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса. ..

    Теган — американка, проживающая в Амстердаме, со степенью магистра политических наук и управления образованием. Хотя в душе она определенно является политологом, ее опыт работы в университетах привел к стремлению сделать темы социальных наук более доступными и интересными для студентов.

    Методы наблюдения — определение, типы, примеры, преимущества

    Содержание

    Определение

    Метод наблюдения описывается как метод наблюдения и описания поведения субъекта. Как следует из названия, это способ сбора соответствующей информации и данных путем наблюдения. Его также называют совместным исследованием, потому что исследователь должен установить связь с респондентом и для этого должен погрузиться в ту же среду, что и их. Только тогда он может использовать метод наблюдения, чтобы записывать и делать заметки.

    Значение и примеры

    Метод наблюдения используется в тех случаях, когда необходимо избежать ошибки, которая может быть результатом предвзятости в процессе оценки и интерпретации. Это способ получить объективные данные, наблюдая за участником и записывая его для анализа на более позднем этапе.

    Исследователь может использовать метод наблюдения в школе Монтессори и записывать поведение детей в раннем возрасте. Чувствуют ли дети себя комфортно, делясь своей трапезой в таком раннем возрасте, что станет хорошим исследованием для исследователя? В этом примере исследователь может объективно наблюдать и записывать детали. Метод сбора данных наблюдения связан с несколькими этическими проблемами, так как требует полного согласия участника исследования.

    Метод наблюдения при сборе данных может быть
    • Метод структурированного наблюдения – Это метод систематического наблюдения, при котором данные собираются в соответствии с заранее определенным графиком. Конкретная переменная используется в этом методе для сбора данных.
    • Метод неструктурированного наблюдения – Метод неструктурированного наблюдения проводится свободно и открыто без использования каких-либо заранее определенных целей, графиков или переменных.

    Методы отбора проб для данных наблюдений

    Исследователь играет жизненно важную роль, поскольку он должен будет надлежащим образом собирать, записывать и классифицировать данные. Основными методами выборки являются

    • Выборка событий – В методе наблюдения выборки событий исследователь заранее решает, какие события или поведение он будет регистрировать, а какие собирается игнорировать
    • Выборка по времени – В методе наблюдения по выборке по времени исследователь выбирает время, когда он будет наблюдать. Он делает запись о происшествии только в указанный и заранее определенный период
    • Целевое время или мгновенная выборка –   В методе наблюдения заданного времени или мгновенной выборки исследователь заранее определяет моменты, когда наблюдение будет происходить и будет записано в этот момент. Все, что происходит до или после этого момента, не имеет значения, поэтому обычно игнорируется
    • .

    Типы методов наблюдения

    Существуют следующие типы методов наблюдения:

    1) Контролируемое наблюдение

    Контролируемое наблюдение проводится в закрытом помещении. Именно исследователь имеет право определять место, время, где и когда будет проводиться наблюдение. Он также решает, кто будет участниками и при каких обстоятельствах он будет использовать стандартизированный процесс.

    Участники выбираются для переменной группы случайным образом. Исследователь наблюдает и записывает подробные и описательные данные о поведении и делит их на отдельные категории. Иногда исследователь кодирует действие в соответствии с согласованной шкалой, используя график поведения. Код может включать буквы, цифры или диапазон для измерения интенсивности поведения и описания его характеристик.

    Собранные данные часто превращаются в статистику. При контролируемом наблюдении исследователь информирует участников о цели исследования. Это заставляет их осознавать, что за ними наблюдают. Исследователь избегает прямого контакта во время метода наблюдения и обычно использует двустороннее зеркало для наблюдения и записи деталей.

    Преимущества метода контролируемого наблюдения
    1. Данные и информация, полученные методом контролируемого наблюдения, являются структурированными и аналитическими. Таким образом, его легко быстро проанализировать, и считается, что он занимает меньше времени, чем другие методы наблюдения
    2. Другие исследователи могут легко воспроизвести отчет, созданный с помощью метода контролируемого наблюдения. Они используют аналогичный график наблюдения, и это упрощает проверку надежности.
    3. Поскольку метод контролируемого наблюдения позволяет провести несколько быстрых наблюдений за короткий промежуток времени. Таким образом, исследователь может собирать большие выборки, что облегчает ему обобщение большой совокупности
    4. .

    Ограничения метода контролируемого наблюдения
    1. Метод контролируемого наблюдения недействителен, поскольку, когда участники осознают, что за ними наблюдают, их поведение автоматически изменится

    2) Естественные наблюдения

    Социологи и психологи обычно используют метод натуралистических наблюдений. Процесс включает в себя наблюдение и изучение спонтанного поведения участников в открытом или естественном окружении. Роль исследователя состоит в том, чтобы найти и записать все, что он может увидеть и наблюдать в естественной среде обитания.

    Преимущества натуралистического метода наблюдения
    1. Когда участник находится в естественной среде обитания, его поведение является естественным, а не вынужденным.
    2. Исследования получили большую экологическую достоверность, чем метод контролируемого наблюдения
    3. Метод натуралистического наблюдения используется исследователями для создания новых идей. Исследователь имеет возможность наблюдать за ситуацией в целом и может найти пути, о которых другие люди не подумали 9.0016

    Ограничения натуралистических методов наблюдения
    1. Естественный метод наблюдения облегчает наблюдения в микромасштабе. В нем часто отсутствует репрезентативная выборка, и поэтому он не может помочь исследователю сделать обобщение, относящееся к более широкому обществу
    2. .
    3. При таком методе наблюдения исследователю требуется надлежащая подготовка, чтобы распознавать важные и заслуживающие внимания аспекты.
    4. Наблюдения с помощью натуралистического метода наблюдения не так надежны, как хотелось бы исследователю, потому что невозможно контролировать некоторые переменные. Вот почему другие исследователи не могут аналогичным образом повторить исследование или исследование.
    5. Установление причинно-следственной связи невозможно, поскольку исследователь не может манипулировать переменными

    3) Включенные наблюдения

    Метод включенного наблюдения часто считают разновидностью натуралистического метода наблюдения, поскольку он имеет с ним некоторое сходство. Отличие состоит в том, что исследователь больше не является сторонним наблюдателем, потому что он присоединился к участникам и стал частью их группы. Он делает это, чтобы получить более глубокое и более глубокое понимание их жизни.

    Исследователь свободно взаимодействует с другими членами группы, участвует в их деятельности, изучает их поведение и усваивает другой образ жизни. Включенное наблюдение может быть открытым или скрытым.

    1. Открытый – Когда исследователь просит у группы разрешения смешаться, метод наблюдения называется открытым. Он делает это, раскрывая свою истинную цель и настоящую личность группе, с которой он хочет смешаться
    2. .
    3. Скрытое — Когда исследователь не показывает ни свою истинную личность, ни свое истинное значение группе, к которой он хочет присоединиться, тогда наблюдение называется скрытым. Он держит обоих скрытыми и принимает ложную роль и личность, чтобы войти в группу и смешаться с ней. Обычно он ведет себя так, как будто он настоящий член этой группы

    Преимущества методов наблюдения за участниками

    1. Легко изучать и наблюдать за естественным поведением участников в группе, став частью этой группы. Респонденты, как правило, не знают, что за ними наблюдают и записывают их поведение, поэтому их не сдерживают и не ограничивают в их действиях и поведении
    2. Исследователь становится понимающим, следя за событиями респондентов с такого близкого ракурса.
    3. Во время метода включенного наблюдения исследователь развивает хорошие и здоровые отношения с респондентами. Этот раппорт помогает ему участвовать во всех мероприятиях и делать наблюдения отстраненно
    4. Метод включенного наблюдения помогает исследователю наблюдать за фактическим поведением респондентов и создать инклюзивное и интенсивное тематическое исследование этой группы
    5. Фактическое участие в мероприятиях дает исследователю возможность свободно общаться с другими участниками о различных событиях, их значении и важности для них. Он получает глубокие знания, которые были бы невозможны только путем наблюдения.

    Ограничения методов наблюдения за участниками

    1. Работать под прикрытием сложно. Например, исследователю придется только наблюдать, а не записывать перед другими, потому что он не захочет раскрывать свое прикрытие. Он сильно полагается на свою память, которая иногда может дать сбой
    2. .
    3. Иногда исследователь слишком увлекается тонкостями этой группы. Вероятность того, что он потеряет объективность, выше, потому что его репортажи будут избирательными и будут зависеть от его памяти
    4. Эмоциональное участие исследователя может привести к предвзятой интерпретации. На него в какой-то степени повлияют, и может наступить время, когда он начнет безоговорочно поддерживать их, потому что их взгляды и поведение в конечном итоге станут его. Это приведет к личной точке зрения на сценарий, а не к объективному или научному отчету
    5. .
    6. В методе включенного наблюдения опыт исследователя становится интенсивным из-за его близости к членам группы, но диапазон становится ограниченным
    7. Исследователь упускает многие жизненно важные моменты из-за своего фамильярности
    8. Близость к группе вовлечет его в групповую фракционность, и ему придется принять чью-либо сторону. Тогда он теряет свою объективность как беспристрастный наблюдатель, с которым все готовы сотрудничать.

    Преимущества метода наблюдения

    • Обеспечивает прямой доступ к исследовательским явлениям
    • Наблюдая из первых рук, исследователь может собирать, проверять и записывать точные данные
    • Большая гибкость применения
    • Создать постоянную запись явлений, и исследователь или другие могут обратиться к ней позже
    • Метод организации — один из самых простых методов сбора данных.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts