Пример произвольного внимания: Произвольное внимание

Основные виды и механизмы внимания

По происхождению и способам осуществления специалисты выделяют такие виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Направленность и сосредоточенность психической деятельности в зависимости от участия воли, может носить непроизвольный или произвольный характер. Наиболее простое и генетически исходное непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, потому что возникает оно независимо от целей, стоящих перед человеком. Направленность и сосредоточенность психических процессов будет носить произвольный характер, если человек знает, что ему необходимо выполнить определенную работу в соответствии с поставленной целью и принятым решением.

Непроизвольное внимание является наиболее древним видом внимания. Его возникновение связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые тоже между собой тесно связаны, но их для удобства разделили на категории:

Произвольное внимание

Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным.

Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием.

Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания. Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние.

Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет. Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля.

Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное.

Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития.

Послепроизвольное внимание

Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.

Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь. Произвольное внимание стало как бы непроизвольным. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием. Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.

Виды внимания показаны на схеме.

Механизмы внимания

В результате исследований советских и зарубежных ученых было получено много новых данных, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Сущность внимания заключается в селективном отборе воздействий. Согласно полученным данным это возможно на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

В состоянии бодрствования человека можно выделить целый ряд стадий. Например, постепенно глубокий сон может смениться дремотным состоянием, которое перейдет в состояние спокойного бодрствования. Это состояние называют расслабленным или сенсорным покоем. На смену расслабленному состоянию может прийти высокий уровень бодрствования – активное бодрствование или бодрствование внимания, которое переходит в состояние резкого эмоционального возбуждения, страха, беспокойства – это так называемое чрезмерное бодрствование.

При состоянии повышенного бодрствования активное избирательное внимание возможно, а вот трудности сосредоточения возникают и на фоне расслабленного и на фоне чрезмерного бодрствования. Подобные изменения бодрствования непрерывны и являются функцией уровней активности нервных процессов. Любая нервная активация выражается в усилении бодрствования, а её показателем является изменение электрической активности мозга.

В различных ориентировочных реакциях проявляется переход от спокойного бодрствования к бодрствованию внимания. Реакции эти очень сложны и связаны с активностью значительной части организма. В этот ориентировочный комплекс входят:

  • Внешние движения;
  • Изменение чувствительности определенных анализаторов;
  • Изменение характера обмена веществ;
  • Изменение сердечных, сосудистых и кожно-гальванических реакций;
  • Изменение электрической активности мозга.

Физиологической основой внимания, таким образом, является общая активация деятельности мозга, но она не объясняет особенностей избирательного протекания процессов внимания.

Для выяснения физиологических основ внимания большое значение имеет принцип доминанты А.А. Ухтомского, согласно которому в мозге всегда есть доминирующий очаг возбуждения. Все возбуждения, которые идут в мозг, он привлекает к себе и доминирует над ними.

Такой очаг возникает не только в результате силы данного раздражителя, но и внутреннего состояния всей нервной системы.

В регуляции высших произвольных форм внимания, как считают многие исследователи, большую роль играют и лобные доли мозга.

Согласно современным данным, таким образом, процессы внимания связаны как с корой, так и подкорковыми образованиями, только роль их в регуляции разных форм внимания различна.

Можно ли задействовать непроизвольное внимание в образовательном процессе

Что это? В отличие от произвольного, непроизвольное внимание не вызывается волевым усилием самого человека. Громкий звук, яркий свет… Все это может вызвать такой вид внимания. Но можно ли его задействовать в образовательном процессе?

Как использовать в обучении? Главное условие для привлечения и поддержания интереса к объекту – это хорошая организация учебного процесса. Большое значение имеет содержание уроков.

Оглавление:

  1. Что такое внимание
  2. Как возникает непроизвольное внимание
  3. Виды непроизвольного внимания
  4. Как задействовать непроизвольное внимание школьников в процессе обучения

Что такое внимание

Прежде, чем говорить о непроизвольном внимании человека, необходимо понять, что такое внимание в целом, как оно участвует в нашей жизни, а в частности – в психологии человека.

Определение гласит, что это состояние, при котором осуществляется концентрация сознательного или бессознательного на одной и той же информации, поступающей через органы чувств. Однако следует отметить, что при этом игнорируется любая другая информация.

Функция внимания имеет свои особенности, благодаря которым способности личности человека приобретают яркую характеристику.

Параметры внимания

  • Концентрация.

Понятие определяет, с какой силой происходит сосредоточение на объекте.

Количество элементов, на которые нужно быть настроенным, значительно сокращается, а рассматриваемому предмету уделяется более пристальное внимание.

  • Объём.

Данный параметр указывает на то, какое количество объектов индивид способен воспринять одновременно. Это зависит от многих факторов, и в первую очередь – от особенных возможностей человека: объёма кратковременной памяти, профессиональных навыков, жизненного опыта и так далее.

  • Распределённость.

Свойство, которое позволяет концентрировать своё внимание сразу на нескольких объектах. Возможность распределения крайне необходима человеку в работе или учёбе. Как устроена распределённость? В отделе оптимальной возбудимости коры головного мозга осуществляется процесс распределения интереса. Его торможение проходит частным образом, из-за чего данные участки начинают контролировать выполнение сразу нескольких функций.

Приведём пример: вы, наверняка, ловили себя на мысли, что одновременно пьёте кофе, разговариваете по телефону, читаете или что-то записываете.

Чем сильнее у человека развита распределительная функция, тем проще ему выполнять сразу несколько видов деятельности.

  • Устойчивость.

Она осуществляет контроль над сосредоточением внимания на каком-нибудь объекте (отдельной части объекта) в течение определённого периода времени. Функция «устойчивости» зависит от того, насколько широк спектр выполняемых действий или впечатлений.

  • Отвлечённость.

По своей природе это противоположное свойство, относительно устойчивости. Обычно оно выражается в ослаблении сосредоточенности или её колебании в то время, когда человек концентрируется на каком-либо объекте. Колебания увлечённости могу происходить даже во время интенсивной работы. Главное – чтобы они имели короткие промежутки. Тогда на устойчивости интереса они не будут сказываться.

  • Переключение интереса.

Главный принцип действия данного параметра заключается в переносе внимания с одного объекта на другой. При резкой смене деятельности возникает постановка новых задач. Так происходит переключение интереса.

О чём следует знать:

  • Внимание связано с эмоциями, а также зависит от физиологических изменений, которые происходят в организме человека – это дыхательные, двигательные и сосудистые реакции. Например, если мы говорим о сосредоточенности интереса, то учитываем, что оно зависит от всех двигательных функций человека.
  • Внимание контролирует образ. Благодаря этому процессу формируется умственная деятельность человека.
  • В некоторых случая внимание имеет ограниченные возможности
    . Когда получаемая информация поступает от разных раздражителей, она создаёт так называемые помехи (для мозга наступает предел обработки информации).

Приведём пример: человек смотрит телевизор, а в это время на плите закипает чайник. Когда ваша мозговая деятельность направлена на обработку происходящего на экране, то о чайнике вы забываете, и он выкипает.

Виды внимания

Имея определённые формы и отличия, внимание делится на следующие виды:

  • Произвольное внимание.

Данная форма проявляется, когда человек вынужден прикладывать усилия, чтобы сфокусировать свою мыслительную деятельность на чём-либо или на ком-либо. Такая направленность необходима в случаях, когда нужно овладевать новыми знаниями.

Способность обработки информации вырабатывается с годами, а не даётся человеку при рождении. Она напрямую зависит от развития интеллектуальных способностей. Основная функция произвольного внимания – это активное регулирование протекающих психических процессов. Благодаря ей человек способен извлекать из памяти необходимую информацию.

  • Непроизвольное внимание.

Оно отличается от произвольного и формируется исходя из внешних причин, в которые человек не вкладывает особые усилия. Чтобы обратить взгляд на какой-нибудь возникший образ, индивид не ставит перед собой никаких специальных целей. Наоборот, непроизвольный интерес включается, переключается с объекта на объект и функционирует бессознательно.

Различные потребности человека, значимые только для него одного, выступают в качестве раздражителей и вызывают непроизвольный интерес. Также он зависит от характера и общей сознательной деятельности индивида и возникает тогда, когда человек никак не проявляет сознательные намерения и волевые усилия мыслительного процесса.

Благодаря механизму непроизвольного внимания индивид способен быстро ориентироваться в изменяющихся условиях среды. Из-за включения данной функции в систему восприятия, значимость важных объектов увеличивается.

  • Послепроизвольное внимание.

Оно объединяет в себе особенности произвольного и непроизвольного внимания.

Как возникает непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание – это самый простой вид внимания. В разных источниках его называют по-разному – пассивным или вынужденным. Оно возникает и функционирует независимо от сознания индивида, то есть деятельность человека осуществляется сама по себе, опираясь в своём проявлении лишь на занимательность или неожиданность.

Говоря об условиях возникновения непроизвольного внимания, мы должны рассматривать целый комплекс причин, в состав которых входит физиология, психология и даже психическое состояние человека. Все причины взаимосвязаны друг с другом, но каждая из них имеет свои индивидуальные особенности:

Характер внешнего раздражителя

К нему относится, прежде всего, сила (интенсивность) раздражителя. Приведём пример: вы увлечёно занимаетесь каким-то делом. Из-за того, что ваше внимание полностью приковано к нему, вы не реагируете на негромкие звуки, доносящиеся с улицы или даже из соседней комнаты. Внезапно рядом раздаётся громкий стук от упавшего рядом предмета. Это неизбежно привлечёт ваше внимание.

Любое достаточно сильное раздражение (звук, свет, толчок, запах) обратит ваше внимание на него. Важную роль в определении непроизвольного внимания играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.

Приведём пример: мы чем-то увлечены и не замечаем слабых раздражителей, ведь их интенсивность недостаточно велика. В то же время, если мы спим ночью или просто отдыхаем, то чутко реагируем на лёгкие шорохи, скрипы и другие звуки, на которые в обычное время мы не концентрируем своё внимания.

Немаловажным фактором непроизвольного внимания является контраст между раздражителями, их длительностью, величиной и формой. Также к основным причинам можно отнести качество раздражителя, его необычность и новизну.

Учитывается не только то, что раздражитель ранее отсутствовал и вновь появился, но и изменение его физических свойств: ослабление, прекращение, перемещение. Итак, можем сделать вывод, что к первой группе причин относятся те, которые каким-либо образом воздействуют на человека.

Соответствие внутреннего состоянию человека и его потребностей

Сытый и голодный человек на разговор о пище будут реагировать совершенно по-разному. Если человек только что поел, то тема еды не вызовет в нём никаких эмоций. Голодный же невольно обратит внимание на собеседников и поддержит тему. Причины данного явления подробно описаны в работах о принципах доминанты А. А. Ухтомского.

Общая направленность личности

Говоря о данной особенности, мы должны учитывать то, что больше всего интересует человека и что составляет сферу его интересов, в том числе, профессиональных.

Приведём пример непроизвольного внимания из жизни, в котором действует общая направленность личности: сотрудник полиции непременно заметит неправильно припаркованную машину, а художник — сфокусирует свой взгляд на красоте старинного здания.

Ещё пример: редактор просто взял прочитать случайный журнал. Он обязательно найдёт ошибки в тексте, потому что замечать орфографические и стилистические неточности – это важнейшая составляющая его профессиональной деятельности, подкрепленная длительной практикой.

Исходя из этого, можно сделать вывод: общая направленность личности и наличие индивидуальных особенностей (опыта) человека взаимосвязаны друг с другом. Их взаимодействие является неотъемлемым свойством непроизвольного внимания.

Чувства, воздействующие на раздражитель

Наши интересы вызывают у нас определенный эмоциональный отклик и формируют реакцию, которая неизбежно влияет на возникновение непроизвольного внимания. Приведём простой пример: вы читаете интересную книгу и полностью погружены в сюжетную линию и жизнь героев. При этом вы не обращаете внимания на то, что происходит вокруг вас. Данный вид внимания называется преимущественно эмоциональным.

По своему происхождению причины непроизвольного внимания носят не биологический, а, скорее, социальный характер. То есть, внимание не образуется благодаря работе процессов организма, а формируется исходя из социальной вовлечённости индивида.

Уже с раннего возраста ребёнок, у которого есть общение со взрослым человеком, приобретает навыки непроизвольного внимания. Данный феномен был подробно изучен Л. С. Выготским. Он говорил в своих работах о том, что функция такого внимания делится между взрослым и ребёнком, особенно ярко это проявляется на ранних стадиях развития человека.

Взрослый указывает на объект и называет слово, таким образом, выделяет его из среды. Ребёнок в это время реагирует: отвечает на этот сигнал (следя за жестом, хватая предмет или повторяя слово). Так ребёнок заостряет своё внимание на указанном предмете и идентифицирует его из общего поля информации.

Вырастая, дети начинают самостоятельно ставить перед собой цели и определять интересующие их объекты. Не стоит забывать и о тесной связи внимания и речи. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста вначале проявляется благодаря подчинению своего поведения речевой инструкции взрослых, а когда слова освоены — благодаря поведению своей собственной речевой инструкции.

Виды непроизвольного внимания

Существует несколько видов непроизвольного внимания. Рассмотрим каждый их них более подробно.

Невольное непроизвольное внимание проявляется в том случае, когда человек просто смотрит на объекты или их части. Те предметы, которые наиболее значимы для определённого человека и будут привлекать его внимание. Всё зависит от индивидуального восприятия и личных интересов. Находясь в расслабленном состоянии, например, на отдыхе, вы концентрируетесь на пении птиц, шелесте листвы и наслаждаетесь шумом моря.

Вынужденное непроизвольное внимание построено на контрастах, то есть на тех объектах, которые имеют физиологическую значимость: быстро или резко перемещаются, привлекают взгляд своей необычностью и новизной, громким шумом. Данный вид внимания основан на инстинктах человека.

Приведём пример: парень видит красивую девушку, которая привлекает его своими внешними данными. Это неизбежно вызовет неподдельный интерес молодого человека, и он обратит на неё внимание.

Привычное непроизвольное внимание основано на действиях, которые произойдут в будущем и при определённых обстоятельствах. Как правило, данный вид связан с профессиональной стороной жизни человека или учебной деятельностью. Это наивысшая форма непроизвольного внимания, поскольку обладает всеми необходимыми характеристиками произвольного внимания.

Как задействовать непроизвольное внимание школьников в процессе обучения

Для того чтобы задействовать непроизвольное внимание у младших школьников, необходимо формировать у ученика познавательный интерес и расширять круг знаний. Ребёнок, обладающий высокими умственными способностями, владеет более развитыми непроизвольным вниманием. Главное условие для привлечения и поддержания интереса к объекту – это хорошая организация учебного процесса.

Большое значение имеет содержание уроков: какой учебный материал используется, форма подачи, использует ли преподаватель живой, яркий, эмоциональный рассказ, приводит ли примеры и факты, демонстрирует ли иллюстрации и наглядные пособия.

Включение наглядности – одна из важнейших составляющих учебного процесса. Однако злоупотреблять ею не следует, как и излишней эмоциональностью. Для ученика важно, чтобы на уроке он смог сосредотачиваться на своих мыслях.

Можно по-разному заинтересовать ученика конкретным уроком, а уже через него выработать интерес к другим предметам. Такой способ применяется при закреплении иностранных слов. Преподаватели организуют игры, где предлагают ученикам наглядные пособия (картинки с изображением предметов), используют тематическую лексику, изучают стихи или песни на иностранном языке.

Учебный процесс построен на общепсихологических принципах. Их цель – выработать непроизвольное внимание, основываясь на интересе к предмету благодаря следующим составляющим: содержание материала, изложение его в увлекательной форме, применение различных форм и методов работы. Немаловажно и увлеченное состояние самого педагога, то, как он излагает материал, его живость и эмоциональность ведения предмета.

Как же завоевать внимание младших школьников?

Проводя урок, преподаватель должен периодически менять позу, место, на котором находится, время от времени заставлять весь класс хором повторять ответы, задавать вопросы тому или иному ребёнку. По просьбе учителя он должен встать и, например, вставить пропущенные слова.

Также можно обратиться к конкретному ученику, чтобы привлечь его внимание, и заставить, таким образом, непослушного ребёнка слушать то, что говорит педагог. Учитель может сформировать привычку к быстрым и находчивым ответам. Любое отступление от рутины, будь то применение кратких повторительных обзоров, примеров, пояснений, изложений уже известного в новом порядке, станет отличным средством для оживления внимания.

Поддержать устойчивость внимания у младших школьников возможно благодаря оптимальному темпу работы. Когда он медленный, то ученикам быстро становится скучно, и от безделья они начинают заниматься посторонними делами (разговаривать с соседом по парте, рисовать, читать не относящие к предмету книги). Их внимание перестает быть устойчивым. И, наоборот, чрезмерно быстрый темп урока, неблагоприятно влияет на учеников.

При высоком темпе они не успевают вникнуть в материал и выполнять то или иное задание педагога. Из-за того, что ребёнок не чувствует в себе силы продолжать учиться дальше, в конце концов, также начинает заниматься посторонними делами.

Оптимальный вариант, когда темп речи учителя средний. Каждое слово должно произносить чётко и понятно. Педагог обязан учитывать возрастную особенность и неукротимую энергию детей своего класса. Ученики всё время должны быть чем-то заняты. Существует два главных способа удержать внимание школьников младших классов:

  • Прежде чем призвать конкретного ребёнка к ответу, необходимо задать свой вопрос всему классу.
  • После того, как учитель вызвал одного из детей к доске, нужно вовлечь в процесс весь класс – поставить перед ними задачу следить за ответчиком. Это необходимо сделать для того, чтобы потом одноклассники могли исправить его ошибки. Важно также сформулировать конкретную цель, почему они должны следить за его действиями. Не все вопросы нужно задавать ученику у доски. Преподаватель должен проводить фронтальный опрос всего класса. Этот приём является одним из основных способов мобилизации внимания учеников.

Зная причины, обуславливающие индивидуальные особенности непроизвольного внимания младших школьников, а также осуществляя индивидуальный подход, преподаватель способствует развитию внимания и, в целом, формированию личности.

Развитие внимания максимально эффективно протекает благодаря упражнениям в процессе обучения. Так уже в третьем классе ученики могут одновременно следить сразу за несколькими вещами: за тем, что они пишут (содержанием и орфографической правильность), за своей позой, в которой сидят на уроке (за положением головы, спины, рук и ног), за тем, что говорит учитель.

Об этом подробно говорят многочисленные психологические эксперименты, проведённые многими учёными, в частности Н.Ф. Добрыниным.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Что такое внимание? — Центр грамотности и обучения

Гленда Торн и Элис Томас

Внимание Краткие факты
  • Внимание — первый шаг в процессе обучения.
  • Все иногда не обращают внимания, но некоторые люди не обращают внимания много.
  • Невнимательность к тому, что вы делаете, может стать проблемой как для детей, так и для взрослых. Например, несоблюдение указаний в классе может привести к тому, что учащийся сделает задание неправильно, а использование знака «Стоп» может привести к тому, что взрослый попадет в аварию или получит штраф за нарушение правил дорожного движения.
  • Почти каждому легко обратить внимание на то, что ему интересно или интересно.
  • Большинству людей трудно обращать внимание на вещи, которые им не очень интересны или не интересны.
  • Такие эмоции, как беспокойство, грусть или депрессия, мешают людям концентрировать внимание.
  • Трудно обращать внимание на вещи, когда мы устали, больны или плохо себя чувствуем.
  • Люди различаются по способности в нужный момент сосредоточить внимание на том, что важно.
  • Люди могут справиться со своими проблемами с вниманием.
Было бы неплохо, если бы ты ушел, Альберт. Твое поведение в школе, такое рассеянное и рассеянное, и твой слабый интерес ко всему, чему я учу, послужили плохим примером для всего класса.

Комментарий учителя юному Альберту Эйнштейну, из  Альберта Эйнштейна Иби Лепски.

Что такое внимание?

По словам Джона Рети (2001), внимание — это больше, чем просто замечание поступающих стимулов. Он включает в себя ряд процессов, включая фильтрацию восприятий, уравновешивание множественных восприятий и придание эмоционального значения этим восприятиям.

Есть две основные формы внимания: пассивное и активное . Пассивное внимание относится к непроизвольному процессу, управляемому внешними событиями, выделяющимися из окружающей среды, такими как яркая вспышка, сильный запах или внезапный громкий шум. Мы могли бы сказать, что поскольку пассивное внимание непроизвольно, это легко. Активное внимание является произвольным и управляется бдительностью, концентрацией, интересом и такими потребностями, как любопытство и голод. Активное внимание также предполагает усилие (Gaddes, 19).94).

Активное внимание — это многомерный когнитивный процесс, который включает в себя способность выбирать и фокусироваться на том, что важно в любой данный момент, способность последовательно сохранять умственные усилия при выполнении задач, требующих умственной энергии, и способность подавлять действие или мысль при предварительном просмотре альтернативные действия или мысли. Другими словами, это сложный процесс, который включает в себя чувство бдительности и возбуждения, выбор того, на что мы должны обратить внимание, игнорирование того, на что мы не хотим обращать внимание, и удержание нашего внимания в течение нужного количества времени. Внимание позволяет нам планировать или предварительно просматривать, контролировать и регулировать наши мысли и действия.

Внимание — это первый шаг в процессе обучения. Мы не можем понять, выучить или запомнить то, на что мы сначала не обращаем внимания. Левин (1987, 1990, 1998, 2002) предложил концептуальную основу для понимания процесса внимания и того, что происходит с учащимися, когда в этом процессе происходят сбои. Кроме того, Рассел Баркли (1997, 1998) также внес свой вклад в наше понимание внимания. Давайте теперь посмотрим на каждый из компонентов внимания.

Бдительность и возбуждение

Бдительность — это начальный шаг в процессе внимания. Если мы собираемся что-то делать или кого-то слушать, первое, что нам нужно, — это почувствовать бдительность и возбуждение. Другими словами, нам нужно чувствовать, что наша батарея заряжена, что наш мозг имеет энергию. Точно так же, как нашему телу нужна физическая энергия, если мы собираемся бежать, нашему мозгу нужна умственная энергия, если мы собираемся думать.

Понять ментальную энергию и бдительность может помочь, если мы подумаем о фейерверке, когда он взрывается. Он сверкает и светится; заряжает энергией! Если бы это был человек, он, вероятно, чувствовал бы себя очень живым и взволнованным.

Часть мозга, которая контролирует нашу способность возбуждаться и насторожиться, называется ретикулярной активирующей системой или сокращенно РАС. РАС расположена в стволе головного мозга в задней части шеи. Это часть мозга, которая помогает нам чувствовать себя бодрыми и возбужденными, когда мы просыпаемся утром. Это также позволяет нам чувствовать усталость ночью, чтобы мы могли заснуть. Мы можем думать о УЗВ как о термостате, подобном тому, что установлен в наших домах или школах, который регулирует температуру в помещении. Утром «термостат» активирует нас, чтобы мы просыпались и становились бдительными. Ночью термостат на УЗВ работает наоборот. Это снижает уровень нашей умственной активности, поэтому мы больше не чувствуем себя бдительными. Вместо этого мы чувствуем усталость и сонливость. Если бы мы все еще чувствовали бдительность, мы бы не смогли легко заснуть. РАН работает самостоятельно. Нам не нужно говорить ему, что делать, и мы обычно даже не думаем об этом. Это естественная часть каждого дня.

Избирательность и определение заметности

Следующий шаг в процессе внимания называется избирательностью . В любой момент существует множество стимулов, потенциально способных привлечь наше внимание. Поскольку невозможно уделить внимание всем им, мы должны решить, какие из них являются наиболее важными. Согласно Левину (1990), внимание — это селектор каналов мозга. Когда учащиеся находятся в классе, они могут обращать внимание на то, что делают другие учащиеся, что написано на доске, на цвет новой обуви их друзей, на кого-то, идущего по коридору, или на то, что говорит их учитель. Из этих многочисленных возможностей мозг должен решить, какие из них являются наиболее актуальными в данный момент, и сфокусироваться или сконцентрироваться на них. Кроме того, даже при концентрации на определенной задаче часто есть части этой задачи, которые являются более важными, чем другие, и их необходимо тщательно изучить. Умение выделить самую важную часть задачи называется определение значимости. Если стимул выделяется, он выделяется среди других стимулов. Например, если бы мы были в торговом центре и мимо нас прошла группа из пятидесяти человек, одетых в довольно обычную одежду с обычными прическами, мы, вероятно, не заметили бы ни одного из них. Однако, если бы в этой группе людей был хотя бы один голый человек с голубыми волосами, мы бы его обязательно запомнили! Он был бы очень заметен для нас.

В классе, если учитель дает инструкции о том, как выполнить задание, эти инструкции являются наиболее значимой информацией в данный момент, и поэтому на них следует обратить внимание. Кроме того, если учитель читает лекцию в классе, а ученики делают записи, они не могут записывать каждое слово, которое говорит учитель; времени на это не хватает. Поэтому они должны решить, что является наиболее важным или заметным, и записывать в свои тетради только эту информацию.

Часть мозга, которая контролирует нашу способность выбирать наиболее важную или значимую информацию, — это лобные доли. Эта часть мозга находится сразу за нашим лбом. Доктор Марта Денкла из Университета Джонса Хопкинса сравнивает часть мозга, относящуюся к РАС, с лобными долями. Она говорит, что РАС похожа на свет в доме. РАН все освещает. Лобные доли подобны прожекторам. Они направляют свет в определенные места. Итак, РАС дает нам умственную активность или энергию, а лобные доли говорят нам, куда и как долго направлять эту энергию.

Отвлекаемость

Для того, чтобы выбрать самые важные или заметные стимулы, на которые нам нужно обратить внимание в любой момент, мы должны отфильтровать или игнорировать другие вещи вокруг нас, которые могут нас отвлекать. Отвлекающие факторы могут быть визуальными, например, другие люди, которые находятся рядом с нами, или птицы на дереве прямо за окном. Они могут быть слуховыми, например, тиканье часов на стене. Это могут быть наши собственные тела, например чувство голода. Мы также можем отвлекаться на собственные мысли. Этот особый тип отвлечения может принимать форму мечтаний или свободного полета идей, когда одна мысль ведет к другой, которая ведет к другой, и так далее.

Левин (1998) называет свободный полет распространением умственной активности. В некоторых обстоятельствах свободный полет желателен и может быть описан как творчество или дивергентное мышление. На самом деле, согласно Неду Хэллоуэллу (1994), креативность — это правильный дефицит внимания. Другими умственными отвлечениями могут быть мысли о будущем или о том, что будет дальше, а не о том, что происходит в настоящее время, например, что мы собираемся делать на выходных или экзамен, который у нас будет завтра.

Продолжительность внимания

Как только мы решили, на что нам следует обратить внимание, и отфильтровали отвлекающие факторы, мы должны уделять этому внимание в течение нужного количества времени — не слишком долго, не слишком коротко. Это называется длительностью внимания. Левин также называет это фокусным обслуживанием . Фокусное поддержание означает именно то, что и звучит, — поддержание или сохранение концентрации.

В первом разделе, посвященном бдительности и возбуждению, мы говорили о необходимости умственной энергии для мышления. Для того, чтобы поддерживать фокус, мы должны не только иметь умственную энергию, мы также должны поддерживать или поддерживать эту умственную энергию в течение достаточного количества времени. Точно так же, как нам нужна физическая энергия, чтобы начать гонку, нам также нужно достаточно энергии, чтобы закончить гонку. Другими словами, наша энергия должна быть последовательной; он должен длиться нужное количество времени.

Некоторые физические задачи требуют больше энергии, чем другие. Например, чтобы пробежать милю, требуется больше энергии, чем для того, чтобы пройти милю. То же самое и с задачами, для выполнения которых требуется умственная энергия. Некоторые требуют больше умственной энергии, чем другие. У большинства учащихся в школе есть задачи, которые им нравятся или которые им легко выполнять, и задачи, которые им не нравятся или которые им трудно выполнять. Более сложные задачи — обычно задачи, которые им не нравятся — всегда требуют больше умственных усилий. Например, если человек действительно любит играть в Nintendo или в другие электронные видеоигры, ему действительно не нужно много умственной энергии, чтобы уделять внимание игре. Кроме того, если человек действительно любит математику, ему обычно не требуется много умственной энергии или усилий, чтобы выполнить свою математическую работу. Но если ему не нравится математика и/или она для него действительно трудна, то ученику приходится тратить значительную умственную энергию или усилия, чтобы заниматься математикой. Кроме того, как только ученик начинает свою математику, у него должно быть достаточно умственной энергии, чтобы закончить ее.

Точно так же, как физическая энергия должна быть стабильной или последовательной, чтобы участвовать в гонке, умственная энергия должна быть стабильной или последовательной, чтобы выполнить задачу, требующую мышления. Часть мозга, которая контролирует нашу способность сохранять умственную энергию в течение достаточного количества времени, — это лобные доли. Это та же самая часть, которая контролирует нашу способность выбирать, какая информация является наиболее важной или заметной.

Предварительный просмотр и планирование

Пятый компонент внимания называется предварительный просмотр . Предварительный просмотр можно рассматривать как размышление и планирование. Прежде чем действовать, нам нужно рассмотреть все возможные действия, которые мы могли бы совершить, и выбрать из них, какое из них лучше всего подходит для конкретного набора обстоятельств, в которых мы находимся. Для этого мы должны учитывать последствия каждого возможного действия и устранять те, которые не приводят к желаемому результату. Отсутствие времени для необходимого планирования или предварительного просмотра называется импульсивностью, или неспособностью подавлять поведение или регулировать поведение его последствиями (Баркли, 19).90). Поведение, которое необходимо регулировать, может быть когнитивным (мысли), вербальным, эмоциональным или двигательным.

Предварительный просмотр важен, когда человек взаимодействует с другими людьми, и он важен в классе. Например, многие учителя не хотят, чтобы ученики разговаривали в классе, не подняв сначала руки. Поэтому, когда учащийся думает о чем-то, что он хочет сказать, он должен остановиться и сказать себе: «Сначала я должен поднять руку, иначе мисс Смит рассердится на меня». Кроме того, если человек разговаривает с другом, и друг говорит что-то, что напоминает ему то, что он хочет сказать, ему следует подождать, пока его друг закончит говорить, прежде чем говорить. Другой случай, когда предварительный просмотр навыков важен, — это когда человек проходит тест, особенно тест с несколькими вариантами ответов. Экзаменуемый должен прочитать все варианты ответов и подумать, является ли каждый из них правильным, прежде чем отметить один из них как правильный в своей работе.

Самоконтроль и саморегуляция

Шестой компонент внимания называется самоконтроль или саморегуляция и является вопросом контроля качества. Этот компонент включает в себя проверку выполняемой задачи, оценку прогресса и внесение корректировок при необходимости. Кроме того, это включает в себя проверку задачи после ее выполнения и проверку правильности ее выполнения. Короче говоря, самоконтроль и саморегуляция «наблюдают», как мы что-то делаем, пока мы это делаем.

Например, разговаривая с другом, человек должен очень хорошо осознавать, что он говорит своему другу, пока говорит это. Посмотрите на эту ситуацию. Человек только что завел новую собаку и очень взволнован своим новым питомцем. Однако, разговаривая с подругой, чью собаку только что сбила машина, она внимательно «наблюдает», чтобы оценить реакцию подруги на выраженное ею волнение по поводу ее новой собаки. Если она видит, что в разговоре вспоминаются грустные чувства ее подруги из-за потери питомца, она выражает сочувствие и меняет тему.

Самоконтроль важен, когда человек выполняет школьные задания или сдает тесты. Например, при решении математических задач учащийся должен проверить свою работу, чтобы убедиться, что он не допустил ошибки в вычислениях по невнимательности. Еще одна задача, требующая самоконтроля, — это написание статьи. Автор захочет обязательно следить за собой, чтобы не отклоняться от темы и не делать неосторожных грамматических ошибок.

Саморегуляция также включает регулирование скорости концентрации или внимания к задаче. Чтобы выполнить задачу, не только должно быть выделено достаточное время (т. е. продолжительность) для задачи, но и темп должен быть достаточным, чтобы можно было уделить внимание каждому соответствующему аспекту задачи. Саморегуляция включает в себя оценку количества времени, выделяемого на общую задачу, а также на ее части. Кроме того, он включает в себя возможность предсказать, сколько времени потребуется для выполнения конкретной задачи.

На выполнение действительно сложных и/или очень важных задач должно быть отведено больше времени, чем на выполнение более простых или менее важных задач. Например, на чтение длинной главы по общественным наукам следует выделять больше времени, чем на решение пяти коротких задач по математике. Кроме того, при чтении главы по общественным наукам следует уделять больше времени понятиям, которые труднее понять, чем тем, которые понять легче. Еще одна ситуация, вызывающая саморегуляцию, — это когда студенту нужно подготовиться к тесту. Если на следующий день у учащегося контрольная по математике, он хотел бы выделить дополнительное время для изучения математики или решения нескольких дополнительных задач, чтобы быть уверенным, что готов к контрольной.

Потребность в стимуляции и движении тела

Другие факторы, связанные с вниманием, включают потребность в стимуляции и потребность в движении тела. В психологии существует теория, которая предполагает, что у всех нас есть так называемый оптимальный уровень возбуждения. То есть у каждого из нас есть некоторый уровень стимуляции, при котором мы чувствуем себя наиболее комфортно. Для некоторых людей этот оптимальный уровень возбуждения выше среднего, и им требуется значительная стимуляция, чтобы чувствовать себя «комфортно». Этих людей часто называют искателями острых ощущений. Им могут нравиться такие занятия, как быстрая езда на автомобиле, полеты на дельтаплане и парашютизме. Им легко становится скучно, и они считают скуку невыносимой. Другим людям не нравятся высокие уровни стимуляции, и они чувствуют себя достаточно возбужденными, сидя дома и читая хорошую книгу или разговаривая по телефону с другом. Езда на быстроходных автомобилях и полеты на дельтаплане для них невыносимы.

Точно так же есть люди, у которых кажется избыток энергии и движения по сравнению с другими. Они рождаются с большей потребностью в движении, которая является биологической и подлинной. Это движение часто называют гиперактивностью . Гиперактивных людей также часто описывают как «всегда в движении» или «управляемых как мотор». Сдерживание или направление этой чрезмерной энергии и движения может представлять собой проблему в школе, поскольку в школе ученики должны сидеть за партами и слушать большую часть дня, точно так же, как на длинных деловых встречах или конференциях то же самое требуется для многих взрослых. Доктор Марта Денкла из Университета Джона Хопкинса говорит, что самое трудное, что приходится делать детям в школе, — это сидеть целый день на месте. Некоторым детям и некоторым взрослым усидеть на месте почти невозможно, поэтому они могут сильно ерзать или трясти ногой или ступней. Для некоторых эта суетливость может быть компенсаторной стратегией, которая помогает им сохранять бдительность и бодрствовать.

Хотя не все люди с проблемами внимания проявляют видимую гиперактивность, тем не менее они могут испытывать гиперактивность мыслей. То есть их мышление может быть на высокой скорости. Они могут сказать, что их ум всегда мчится. Или они могут сказать, что всегда чувствуют беспокойство. Это беспокойное очень неудобно для них.

Таким образом, внимание — это очень сложный процесс, состоящий из многих частей. Понимание частей может помочь учащемуся понять, что ему нужно делать в школе, чтобы быть внимательным и легче учиться.

Ссылки

Баркли, Р. А. (1997). СДВГ и природа самоконтроля. Нью-Йорк и Лондон: Guilford Press.

Баркли, Р. А. (1998). Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: Справочник по лечению и диагностике. Нью-Йорк и Лондон: Guilford Press.

Gaddes, WH, & Edgell, D. (1994). Неспособность к обучению и функция мозга: нейропсихологический подход . Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Гринспен, С. (1997). Рост разума. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing Co., Inc.

Гринспен, С. (1998). Ребенок с особыми потребностями. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing Co., Inc.

Хэллоуэлл, Э. М. (1996). Когда вы беспокоитесь о ребенке, которого любите: эмоциональные проблемы и проблемы с обучением у детей. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

Хэллоуэлл, Э. М., и Рэйти, Дж. Дж. (1994). Доведение до отвлечения внимания: распознавание синдрома дефицита внимания и преодоление его в детстве и во взрослом возрасте. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

Левин, доктор медицины (2002). Образовательная помощь: система для понимания и помощи детям с проблемами обучения дома и в школе. Второе издание. Кембридж, Массачусетс: Educators Publishing Services, Inc.

Левин, доктор медицины (2002). Разум за раз. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

Левин, доктор медицины (1998). Отклонения в развитии и расстройства обучения. Второе издание. Кембридж, Массачусетс: Educators Publishing Services, Inc.

Левин, доктор медицины (1987). Отклонения в развитии и расстройства обучения. Кембридж и Торонто: Educators Publishing Services, Inc.

Левин, доктор медицины (1990). Сохраняя голову в школе: книга для учащихся о способностях к обучению и расстройствах обучения. Кембридж, Массачусетс: Educators Publishing Service, Inc.

Ratey, JJ (2001). Руководство пользователя по мозгу. Нью-Йорк: Книги Пантеона.

Томас А., Торн Г., Смолл Р., ДеСанти П. и Лоусон К.. (1998). MindWorks… And How Mine Works: книга об обучении и мышлении, а также о том, как вы думаете. Ковингтон, Луизиана: Центр развития и обучения.

Томас А., Торн Г. и Сен-Жермен К. (2002). Обучающая папка Learning Connections. Издание шестое. Ковингтон, Луизиана: Центр развития и обучения.

Томас, А., изд. (2002). Читальный зал Learning Connections. Издание шестое. Ковингтон, Луизиана: Центр развития и обучения.

Томас, А., изд. (1997). ПРОСТОЙ РАЗГОВОР О K.I.D.S . Кембридж, Массачусетс: Педагогическая издательская служба.

Томас, А., изд. (1995). ПРОСТОЙ РАЗГОВОР О K.I.D.S . Кембридж, Массачусетс: Педагогическая издательская служба.

Исследования мозга раскрывают механизмы произвольного контроля зрительного внимания

Нейробиологи из Университета Дьюка составили карту времени и последовательности нейронных активаций, которые разворачиваются в мозгу, когда люди фокусируют свое внимание на определенных участках поля зрения.

Полученные данные могут указать врачам путь для решения проблем, связанных с вниманием, сказал член исследовательской группы Марти Уолдорфф, заместитель директора Центра когнитивной неврологии и доцент психиатрии.

«Существует ряд клинических синдромов, при которых нарушается внимание, включая шизофрению, аутизм и синдром дефицита внимания с гиперактивностью», — сказал Уолдорфф. «Более того, возможности внимания меняются при нормальном и ненормальном старении».

Результаты опубликованы в январском выпуске журнала Public Library of Science (PLoS) Biology за 2007 год. Исследование было поддержано Национальным институтом психического здоровья и Национальным институтом неврологических заболеваний и инсульта.

В этом исследовании ученые объединили данные двух разных технологий измерения мозговой активности, чтобы получить представление об основных механизмах, с помощью которых люди ориентируют и фокусируют свое зрительно-пространственное внимание.

«В каждый момент нашей жизни нас заваливают сенсорными стимулами, поступающими с разных направлений», — написали Уолдорфф и соавтор исследования Тинеке Грент-т-Джонг в журнальном отчете. Грент-т-Джонг — научный сотрудник Центра когнитивной неврологии Дьюка и аспирант психофармакологии Утрехтского университета в Нидерландах.

Этот сенсорный поток включает в себя «гораздо больше информации, чем мы можем полностью обработать», сказали они. «Критическая функция внимания позволяет нам в любой момент непрерывно выбирать и извлекать наиболее важную информацию из этого потока сенсорных входов».

Примером сфокусированного визуального внимания, которое исследовали исследователи, является то, что происходит, когда автомобилист наблюдает за движением перед своей машиной, одновременно наблюдая краем глаза за движением велосипедиста, крутящего педали на обочине дороги. Этот пример проиллюстрирован на веб-сайте лаборатории Вольдорфа.

«Когда мы направляем наше внимание на такие конкретные места или события — в данном случае на велосипедиста в стороне — мы склонны быстрее различать или обнаруживать изменения в них, чем в других местах в нашем поле зрения, которые не так присутствовал, — сказал Волдорф.

Предыдущие исследования, в том числе несколько исследователей из Университета Дьюка, связывали такие процессы внимания с активностью мозга, происходящей в так называемой «лобно-теменной сети контроля внимания». Эта сеть включает участки нервных клеток, расположенные в передней и верхней задней, или теменной, части мозга.

Предыдущие исследования также показали, что области зрительной коры, расположенные в нижней задней части мозга, предпочтительно обрабатывают информацию, поступающую от мест или объектов в поле зрения, на которые направлено внимание.

Эти исследования также показали, что лобно-теменная сеть может индуцировать эту улучшенную обработку в зрительных областях посредством некоторого «смещения» или усиления сигнала.

Но «мало что известно о времени и последовательности активаций в этой лобно-теменной сети и их временном отношении к любому такому смещению», — говорится в отчете ученых Университета Герцога.

Они заявили, что неопределенность в отношении таких характеристик связана в основном с конкретными техническими ограничениями двух основных технологий, используемых в настоящее время для мониторинга активности мозга у людей: функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и регистрации потенциала, связанного с событием (ERP).

Хотя фМРТ может точно определить местонахождение такой мозговой активности, измеряя изменения в региональном кровотоке, связанные с повышенной нервной активностью, технология «очень ограничена в отношении информации о времени, которую она может предоставить», — сказал Уолдорф. «Причина в том, что для изменения кровотока и получения измеримого сигнала фМРТ требуется несколько секунд».

Записи ERP, которые извлекаются из записей электроэнцефалографии (ЭЭГ), сделанных на скальпе электрической активности мозга, могут отражать реакции мозга на сенсорные и когнитивные события с точностью до миллисекунды, сказал он. Но электрические активации мозга, обнаруженные с помощью ERP, труднее проследить до их точного происхождения внутри мозга.

Чтобы преодолеть эти ограничения, Грент-т-Джонг и Волдорф объединили ответы мозга от двух технологий, записанные в идентичных экспериментах.

«Чтобы эффективно понять, как мозг выполняет когнитивные функции, очень важно иметь возможность очертить как задействованные области мозга, так и время и последовательность их активации», — объяснил Волдорф.

В экспериментах участников просили направить взгляд в центр экрана компьютера. Затем им была представлена ​​серия четырехсекундных испытаний, каждое из которых начиналось с появления «учебной» буквенной реплики, которую участники были обучены тому, как интерпретировать. Например, участникам может быть показана подсказка «L», предписывающая им сосредоточить свое внимание «скрытно», то есть, не двигая глазами, на место в левой части экрана.

Большинство таких буквенных подсказок давало участникам указание направить свое внимание на определенное место на экране и быть готовым к возможной слабой точечной «мишени», которая могла появиться там в течение следующей или двух следующих секунд. Однако во время некоторых испытаний подсказка предписывала участникам не сосредотачивать свое внимание на определенном месте, потому что в этом испытании не будет появляться цель.

Во всех испытаниях участники должны были расшифровать и интерпретировать значение обучающего буквенного сигнала. Но только в ответ на направляющие внимание сигналы участники также ориентировали свое визуальное внимание. В результате исследователи смогли отделить активность мозга, непосредственно связанную с ориентацией внимания, от активности, связанной с обработкой общих сигналов.

Результаты фМРТ, впервые опубликованные в январе 2004 года в Журнале когнитивной неврологии, показали, что боковые части лобно-теменной сети больше вовлечены в «интерпретацию сигнала», сказал Уолдорф. Между тем, области сети, расположенные ближе к средней линии мозга, более конкретно участвовали в «ориентации внимания».

Но поскольку записи фМРТ не могут определить относительное время этих активаций, исследователи начали свое текущее исследование, которое использовало тот же экспериментальный план, что и в предыдущем исследовании, но включало чувствительные ко времени записи ERP.

Исследование показало, что сигналы, направляющие внимание, и сигналы «не появится цель» вызывали одинаковую электрическую активность в течение первых 300–400 миллисекунд после их появления на экране. После этого электрическая активность мозга в отношении сигналов «цель не появится» быстро угасла, в то время как активность в отношении сигналов, направляющих внимание, продолжалась в течение длительного периода времени.

Согласно Grent-‘t-Jong и Woldorff, эти результаты показали, что начальная электрическая реакция продолжительностью до 400 миллисекунд в основном отражала общую активность обработки сигнала. Напротив, более поздняя продолжающаяся электрическая активность была обусловлена, прежде всего, тем, что участники следовали инструкции направляющего внимание сигнала, чтобы скрытно направить внимание на левую или правую сторону экрана.

Пролонгированная реакция на сигналы, направляющие внимание, первоначально начиналась только с передней части скальпа, а затем распространялась на теменные области скальпа на макушке и верхней задней части головы. Этот паттерн активности ERP предполагает первоначальное начало ориентации внимания только в лобных областях, за которой следует совместная активность как в лобных, так и в теменных областях мозга, контролирующих внимание, сказал Уолдорфф. Дополнительный компьютерный анализ, объединяющий записи фМРТ и ERP, подтвердил эту последовательность.

Записи мозговой активности также показали, что за активностью ориентации в лобно-теменной сети следовала повышенная активность в зрительной коре до возникновения любого зрительного целевого стимула.

Волдорф сказал, что активность в зрительной коре еще до того, как цель была представлена, по-видимому, отражает подготовительное смещение этих сенсорных областей мозга, чтобы облегчить обработку для возможной предстоящей цели. Более того, эта смещающая активность была характерна исключительно для той части зрительной коры, которая соответствовала области пространства, где должна была появиться предстоящая цель.

Эти результаты показывают, что в первую очередь активируются определенные области лобной коры, а затем теменная кора в последовательности, которая инициирует перемещение фокуса зрительного внимания в пространстве, согласно Вольдорфу. «Похоже, что эти лобные и теменные области работают вместе, чтобы осуществлять контроль над сенсорными входами на ранних стадиях зрительных путей», — сказал он.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts